Зоны землепользования и застройки
Содержание
- 1 Что такое зонирование земельного участка и какие бывают виды зонирования территорий
- 2 Территориальные зоны и их границы. Правила землепользования и застройки
- 3 Пзз москвы: специфика зоны сохраняемого землепользования (индекс «ф»)
- 4 ПЗЗ: что это такое, правила землепользования и застройки муниципального образования, выписка из пзз на земельный участок – где взять
- 4.1 ПЗЗ — что это такое в землепользовании?
- 4.2 Итог: ПЗЗ земельного участка — что это?
- 4.3 Чем полезны ПЗЗ?
- 4.4 Что такое правила землепользования и застройки? Их структура
- 4.5 Основная часть ПЗЗ
- 4.6 Графическая часть
- 4.7 Специальная часть
- 4.8 Как разрабатывают ПЗЗ
- 4.9 Можно ли оспорить ПЗЗ
- 4.10 Территориальные зоны
- 4.11 Выписка из ПЗЗ — что это такое и где взять?
- 4.12 Как вносят изменения в ПЗЗ
- 4.13 Генеральный план и правила землепользования и застройки
Что такое зонирование земельного участка и какие бывают виды зонирования территорий
Кадастровые работы
Градостроительное зонирование определяет возможность застройки земельных участков в соответствии с утвержденным в регионе генеральным планом земельной застройки, поэтому важно понимать — в какой функциональной зоне поселения территориально находится земельный участок. О том, какие существуют виды зонирования территорий в генеральном плане, я подробно рассказываю ниже.
Территориальные зоны — это земельные территории, объединённые возможностью застройки конкретными видами объектов. На генеральном плане такие зоны выделяют цветом, а также буквенным обозначением.
Территориальные зоны детализируют функциональные зоны, то есть устанавливают градостроительные регламенты на отдельно взятых территориях, придавая каждому земельному участку правовой режим.
Функциональные зоны правового режима земельных участков не устанавливают, но влияют на него косвенно именно через территориальные зоны, устанавливаемые в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).
Как узнать категорию земель и вид разрешенного использования
Если назначение земельного участка соответсвует перечню объектов, которые могут быть размещены в данной зоне, то собственник участка может бесплатно изменить вид разрешенного использования.
Как узнать вид зонирования земельного участка
Чтобы узнать, в какой функциональной зоне расположен земельный участок, обращаемся к карте градостроительного зонирования территории поселения.
Карта градостроительного зонирования городского или сельского поселения (схема-карта функциональных зон) — это графическая часть ПЗЗ территорий поселений, в которой устанавливаются границы всех территориальных зон, включённых в генеральный план поселения.
Для этого:
- Заходим на официальный сайт поселения, на территории или вблизи которого расположен земельный участок;
- Находим на сайте раздел «Генеральный план и схема функциональных зон», либо сразу наберите в Яндексе фразу «Генеральный план и схема функциональных зон поселка Х» и перейдите по первой ссылке.
- Находим интересующий нас земельный участок на карте и запоминаем территориальную зону, в которой он расположен.
Предлагаю сразу перейти к сокращениям, которыми обозначают зонирования территорий на генплане.
Таблица видов зонирования земельных участков
Тип зоны | Наименование зоны в действующем Генплане | Обозначение на картах | Наименование зоны в проекте изменений | Обозначение на картах |
Жилые зоны | Зоны коллективных садоводств | Ж1 | Зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств, с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием проживающего населения | 1ЖД |
Зоны застройки отдельно стоящими и/или блокированными односемейными (индивидуальными) жилыми домами | Ж2 | |||
Зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки | Ж3 | Зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием проживающего населения | 2ЖД | |
Зоны среднеэтажной многоквартирной жилой застройки | Ж4 | Зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, объектов социальной и инженерной инфраструктуры | 3ЖД | |
Зоны многоэтажной многоквартирной жилой застройки (9 этажей и выше) | Ж5 | |||
Зоны жилой застройки на территории исторического центра Санкт-Петербурга | Ж6 | |||
Зоны исторической жилой застройки на территории исторических пригородов Санкт-Петербурга (Пушкина, Павловска, Петергофа, Кронштадта, Ломоносова) | Ж7 | |||
Общественно-деловые зоны | Зоны многофункциональной общественно-деловой застройки | Д1 | Зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | Д |
Зоны размещения объектов здравоохранения, культуры, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий | Д2 | |||
В положении о территориальном планировании не устанавливается | Д3 | Зона всех видов общественно-деловой застройки и объектов водного транспорта с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | ДИ | |
Производственные зоны | Зоны предприятий IV и V классов вредности (100 м и 50 м) и сопутствующих им общественно-деловых объектов | П1 | Зоны объектов производственного, транспортно-логистического, складского назначения, инженерной инфраструктуры, с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием данной зоны | ПД |
Зоны предприятий I, II и III классов вредности | П2 | |||
Зоны инженер-ной и транспортной инфраструктур | Зоны скоростных магистралей, дорог непрерывного движения и городских магистралей | У | Зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения и магистралей городского значения с включением объектов инженерной инфраструктуры | У |
Зоны объектов городского транспорта и инженерной инфраструктуры | И1 | Зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектов | И1 | |
Зоны объектов воздушного транспорта | И2 | Зона объектов воздушного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | И2 | |
Зоны объектов железнодорожного транспорта | И3 | Зона объектов железнодорожного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | И3 | |
Зоны объектов водного транспорта | И4 | Зона водного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | И4 | |
Зоны сельхоз использования | Зоны сельскохозяйственных угодий, питомников и теплиц | С1 | Зоны сельскохозяйственных угодий, питомников и теплиц и производственных объектов сельскохозяйственного назначения с включением объектов производственной, социальной и инженерной инфраструктуры | С |
Зоны производственных объектов сельскохозяйственного назначения | С2 | |||
Рекреационные зоны: | Зоны спортивных сооружений и пляжей | Р0 | Зона спортивных сооружений и пляжей с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | Р0 |
Зоны лесов и лесопарков | Р1 | Зона лесов и лесопарков | Р1 | |
Зоны зеленых насаждений общего и ограниченного пользования | Р2 | Зоны зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения | Р2 | |
Зоны объектов отдыха и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов различного типа | Р3 | Зона объектов отдыха, спорта, досуга и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов, дачного фонда с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | Р3 | |
Зоны прочих зеленых насаждений | Не обозначены | Зона дворцово-парковых комплексов и исторических парков | Р4 | |
Зона зеленых насаждений, выполняющих специальные функции с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательством | Р5 | |||
Зоны специального назначения | Зоны кладбищ, крематориев | К1 | Зона кладбищ, крематориев с включением объектов социальной и инженерной инфраструктуры | К1 |
Зоны складирования отходов потребления и другие подобные объекты | К2 | Зоны складирования отходов потребления с включением объектов инженерной инфраструктуры | К2 | |
Зоны военных и иных режимных объектов | К3 | Зоны военных и иных режимных объектов с включением объектов социальной и инженерной инфраструктуры | К3 | |
Акватории | Внутригородские акватории. | АГ | Внутригородские акватории | Не обознач. |
Прилегающая к городу акватория Финского залива | АФ |
Источник: https://zembaron.ru/raznoe/zonirovanie/
Территориальные зоны и их границы. Правила землепользования и застройки
Территориальное планирование должно обеспечивать устойчивое развитие территорий, городов и иных поселений.
При этом под устойчивым развитием понимается обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений.
Поэтому территориальное планирование предусматривает зонирование, т.е. установление территориальных, функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями пользования территорий.
Под территориальными понимают зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены градостроительные регламенты.
Функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и их функциональное назначение.
В результате градостроительного планирования могут определяться следующие территориальные зоны:
1) жилые;
2) общественно-деловые;
3) производственные;
4) инженерной и транспортной инфраструктур;
5) сельскохозяйственного использования;
6)особо охраняемых территорий;
7) специального назначения;
9) военных объектов.
В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами и зоны застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов:
• социального и коммунально-бытового назначения;
• здравоохранения;
• дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования;
• культурных зданий;
• стоянок автотранспорта и гаражей, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. В состав общественно-деловых зон включаются:1) зона делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения самых разнообразных объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательных учреждений, административных, научно-исследовательских, культурных зданий и иных зданий, сооружений, строений, стоянок автотранспорта, центров деловой, финансовой и общественной активности.
В перечень объектов недвижимости, разрешенных к градостроению в этой зоне, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные и многоэтажные гаражи.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Производственные зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для размещения санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями
(садами, виноградниками и др.);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития
объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах других территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления (свалки) и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
Есть ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности, которые установлены в следующих зонах:
• охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;
• особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;
• санитарных, защитных и санитарно-защитных;
• водоохранных и прибрежных защитных полосах;
• санитарной охраны источников водоснабжения;
• залегания полезных ископаемых;
• территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций;
• чрезвычайных экономических ситуаций и экологического бедствия;
• с экстремальными природно-климатическими условиями;
• иных зонах, установленных законодательством РФ.
Зонирование территорий направлено не только на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения, но и на защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правильное использование особо охраняемых природных территорий (заповедников, природных ландшафтов и т.д.), территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.
В разряд мер по созданию благоприятной среды жизнедеятельности граждан поселений включаются:
• создание условий доступности места работы и отдыха, центров социально-культурного обслуживания;
• обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
• возможность участия граждан, их объединений и юридических лиц РФ в обсуждении и принятии решений в области градостроительной документации, так как они имеют право на полную, своевременную и достоверную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции, благоустройстве
и т.д.). А в случае непредоставления информации, несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности органами государственной власти граждане РФ имеют право обращаться в суд.
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) всего вышеприведенного перечня территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планированию территории;
6)предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, красным линиям, границам земельных участков, населенных пунктов, естественным границам природных объектов и иным признакам.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства), создания условий для привлечения инвестиций.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Порядок применения правил раскрывает вопросы регулирования землепользования и застройки органами местного самоуправления, подготовки документации по планировке территории, проведения публичных слушаний по названным вопросам.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
В градостроительном регламенте указываются:
1) виды разрешенного использования как земельных участков и объектов капитального строительства, так и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов;
3) ограничения использования, устанавливаемые в соответствии с законодательством.
Правила утверждаются представительным органом местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений проводятся в обязательном порядке. Заключения о результатах публичных слушаний подлежат опубликованию.Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, объединения граждан могут по собственной инициативе направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу. Срок проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования не должен превышать 6 месяцев.
Результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение). Заключение государственной экспертизы проекта документа территориального планирования может быть оспорено заинтересованными лицами в судебном порядке.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 3300; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:
Источник: https://helpiks.org/9-44366.html
Пзз москвы: специфика зоны сохраняемого землепользования (индекс «ф»)
ПЗЗ — документ градостроительного зонирования…
Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением или изменением градостроительного регламента, видов разрешенного использования земельных участков Москве, изменением правил землепользования и застройки Москвы. Также по вопросам кадастровой стоимости земель в Москве, земельного налога и налога на имущество.
Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.
Представительство в уполномоченных органах | Представление интересов в суде | Взаимодействие с проектировщиками и экспертами |
Подготовка юридических заключений | Комплексное юридическое сопровождение строительных и инвестиционных проектов |
По вопросам:
Зоны сохраняемого землепользования
Зоны сохраняемого землепользования (индекс «Ф») являются одним из «изобретений» при составлении ПЗЗ Москвы.
В данных зонах
- в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
- в качестве предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции устанавливаются: – в отношении застроенного участка – параметры расположенных на участке объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН; – в отношении незастроенного участка – нулевые параметры.
Установлена данная зона на большей части застроенной территории Москвы.
Для осуществления нового строительства или увеличения площади существующих объектов в данной зоне необходимо внесение изменений в Правила землепользования и застройки.
Также внесение изменений в ПЗЗ потребуется для установления новых основных видов разрешённого использования.
Без изменения ПЗЗ владельцы участков и недвижимости в данной зоне могут:
Правовой центр ДВА М предлагает услуги по юридическому сопровождению реконструкции объектов в зоне сохраняемого землепользования по ПЗЗ Москвы, в т.ч. – обоснованию соответствия реконструкции режиму правил землепользования и застройки. А также по сопровождению размещения некапитальных объектов в данной зоне, обоснованию их некапитальности.
Так, в настоящее время конкретное функциональное назначение нежилых задний в ЕГРН не указывается, в связи с чем можно в том числе изменить фактическое использование здания на соответствующее любому из имеющихся видов разрешённого использования участка. Например, если для участка уже установлено смешанное разрешенное использование, предполагающее размещение производства и офисов – может быть увеличена доля офисных площадей за счет производственных.
ПЗЗ Москвы
Поскольку в большинстве случаев разрешённое использование участков в зоне «Ф» установлено до вступления в силу действующего классификатора видов разрешенного использования – часто принципиальное значение имеет установление соответствия ранее определенного разрешённого использования действующему классификатору.
Интерес правообладателя участка в разных ситуациях может быть противоположным:
- установить максимальное количество основных видов по действующему классификатору для наиболее эффективного использования участка (под торговлю, офисы и т.д.);
- свести количество видов к минимуму для снижения кадастровой стоимости.
Ещё одна проблема – изменение разрешённого использования участка в зоне сохраняемого землепользования, если ранее такое использование было установлено некорректно.
Например – для участка промышленного предприятия были установлены в качестве основных видов торговля или размещение офисов (что влечёт необоснованный рост кадастровой стоимости).
Либо же правообладатель решил отказаться от одного из обоснованно установленных видов по хозяйственным соображениям.
В таком случае, поскольку ранее установленные виды разрешённого использования являются аналогом «обычного» градостроительного регламента участка, то собственник вправе выбрать один или несколько из них, исключив остальные. Сужение ранее установленного разрешённого использования нельзя приравнивать к установлению новых видов. Но исключать необоснованно установленные ранее виды, возможно, потребуется в судебном порядке.Сложнее ситуация в случае, когда верный вид разрешённого использования для участка ранее установлен не был. В таком случае предстоит обосновать в суде, что установление существующего разрешенного использования было изначально незаконным, в связи с чем оно должно быть изменено, несмотря на отнесение участка к зоне сохраняемого землепользования.
Источник: https://www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/poluchenie-gpzu-v-gorode-moskve/indeks-f-pzz-moskvy
ПЗЗ: что это такое, правила землепользования и застройки муниципального образования, выписка из пзз на земельный участок – где взять
- Утверждают генеральные планы населенных пунктов.
- Происходит зонирование территорий.
- Утверждают строительные проекты.
- Проводится муниципальный земельный контроль.
- Выделяют земли для муниципальных нужд.
Вся деятельность в рамках землепользования регулируется разными нормативно-правовыми актами. Один из таких актов — Правила землепользования и застройки.
Так мы постепенно перешли к ключевому понятию нашей статьи — правила землепользования и застройки.
ПЗЗ — что это такое в землепользовании?
Землепользование проводят в разных формах. Например, землю можно использовать в сельскохозяйственных целях, проводить обустройство водоохранных зон, создавать национальные парки, заповедники.
Но в нашем случае речь идет о землепользовании в градостроительных целях. Иными словами — об освоении природных территорий с целью застройки и развития конкретного населенного пункта. Именно из-за этой связи в правовых актах объединены понятие землепользования и застройки. Освоение и застройка территории невозможна вне процесса землепользования.
Правила землепользования и застройки утверждаются как своего рода регламент градостроительной деятельности. Основная цель правил — максимально упорядочить процесс застройки населенных пунктов, установив четкие границы между разрешенными и неразрешенными действиями.
Как конкретно нужно регулировать процесс, описано в Градостроительном кодексе РФ. Введение отдельных статей кодекса, в частности, Пп. 8 п. 1 ст. 1, статьи 30-33, позволило четко прописать, какие именно аспекты градостроительной деятельности этими правилами регулируются.
Согласно ГрК, ПЗЗ — документ градостроительного зонирования. Он определяет, как города будут делиться на отдельные зоны. Каждой зоне приписываются определенные правила использования.
Утверждаются эти правила нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По этой причине конкретные правила в каждом городе могут сильно отличаться, в зависимости от особенностей местности, условий и планов стратегического развития населенного пункта.
Местные власти разрабатывают правила в соответствии с особенностями отдельно взятого муниципального образования. Их составляют в соответствии с общими положениями о ПЗЗ, которые содержатся в Градостроительном кодексе.
Итог: ПЗЗ земельного участка — что это?
Резюмируем: ПЗЗ представляют собой нормативно-правовой акт, который разрабатывают органы местного самоуправления. Его цель — регулировать использование земельных участков в населенном пункте, устанавливать зонирование территории, генеральный план территории.
Застройщикам о ПЗЗ нужно знать одно — они регламентируют использование конкретного земельного участка.
Прежде чем приступить к строительству любого объекта, застройщик должен знать — какой вид строительства разрешен на выбранном им участке, можно ли вообще организовывать его застройку, есть ли какие-то существенные ограничения? При выборе участка для застройки в первую очередь необходимо опираться на ПЗЗ.
- Разрабатывая ПЗЗ, местные власти руководствуются:
- Градостроительным кодексом;
- Земельным кодексом;
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Чем полезны ПЗЗ?
- Позволяют грамотно планировать развитие населенного пункта, чтобы сохранять объекты культурного наследия, обеспечивать охрану окружающей среды.
- Облегчают деятельность бизнес-структур на территории конкретного города: четко регулируют отношения между бизнесом и властью. защищают интересы населения.
- Создают поток инвестиций, привлекая застройщиков на конкретные территории.
Что такое правила землепользования и застройки? Их структура
Правила землепользования и застройки — масштабный документ. Обычно он состоит из 3 частей: общей, территориальной и специальной. Дополняют его десятки приложений, например, протоколы публичных слушаний и заключения о их результатах.
- Общая или теоретическая часть описывает базовые требования по исполнению градостроительных регламентов по нормам Градостроительного кодекса. Она определяет, какие территории и как можно использовать, исходя из законов.
- Территориальная или графическая часть — карта территориального зонирования с подробными указанием зон.
- В специальной части описаны регламенты градостроения.
Основная часть ПЗЗ
Это основа документа. В ней прописан весь ключевой регламент строительной деятельности на территории города или населенного пункта. Она определяет порядок применения правил, то есть регулирует подготовку к строительству и выделение конкретного земельного участка под застройку. На подготовительном этапе застройки правила регулируют:
- как физические и юридические лица могут менять виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- как органы местного самоуправления должны разрабатывать документы по планировке территории;
- как проводятся общественные обсуждения или публичные слушания по землепользованию и застройке.
Регулирование выделения земли включает:
- основы градостроительной деятельности
- принцип работы комиссии по землепользованию;
- описание подготовительных работ перед застройкой конкретного участка;
- принципы предоставления земли физическим и юридическим лицам для дальнейшего использования;
- описание выдачи разрешений на строительство и их основные условия;
- описания разрешений на ввод капитальных объектов в эксплуатацию.
Графическая часть
Использование графической части должно полностью опираться на все условия, прописанные в части основной. Графическая часть представлена в виде подробной карты. Это графический план землепользования и застройки. Согласно п.4, ст.30 ГрК, на карте градостроительного зонирования установлены границы территориальных зон. К каждой зоне прикрепляется один конкретный участок земли.
Территориальная зона определяет тип земельного участка, который к ней относится. В связи с этим, запрещено объединять земельные участки из разных территориальных зон.
Графическая карта содержит:
- границы конкретного населенного пункта;
- пределы зон застройки и ведения хозяйственной деятельности, масштабы застройки;
- пределы санитарных, водных, прибрежных территорий и береговых полос;
- границы территорий с особыми условиями использования, исторических поселений федерального и регионального значения, объектов культурного наследия.
В графической части можно создавать несколько карт.
Специальная часть
Эта часть содержит градостроительные регламенты. Они определяют правовой режим для каждого земельного участка, который входит в конкретную территориальную зону. Регламент разрабатывается отдельно для каждой территориальной зоны.
Цель регламента — учесть особенности каждого земельного участка, чтобы обеспечить его рациональное использование в дальнейшем. Конкретный регламент будет зависеть от вида территориальной зоны, особых правил в ней, например, об охране культурного наследия, окружающей среды, а также стратегического плана развития.
Регламент определяет:
- под какую именно цель и под какой вид строительства можно использовать земельный участок;
- размеры и границы каждого участка;
- масштаб каждой отдельной планируемой застройки.
Согласно п. 6 ст. 36 ГрК, регламент не применяют:
- к землям лесного фонда;
- землям, покрытым поверхностными водами;
- землям запаса;
- землям особо охраняемых природных территорий за исключением земель
- лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения;
- земельным участкам, расположенным в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Как разрабатывают ПЗЗ
ПЗЗ разрабатывают органы местного самоуправления. В готовом виде их чаще всего выкладывают на официальные сайты администрации конкретного населенного пункта.
Название документа содержит отсылку к конкретному территориальному образованию, например: Правила землепользования и застройки муниципального образования город Саратов.
Правила землепользования и застройки разрабатывают в соответствии со ст. 31 ГрК. В ходе разработки обязательно учитывают:
- генеральный план населенного пункта;
- конкретную техническую документацию;
- результаты общественных слушаний.
Именно местная администрация уполномочена инициировать и контролировать разработку ПЗЗ. Глава населенного пункта отвечает за все этапы разработки Правил, следит за порядком ее проведения. Для разработки правил назначают специальную комиссию, состав которой одобряет глава муниципалитета.
Информацию о начале разработки ПЗЗ и созыве комиссии в течение 10 дней нужно опубликовать на сайте администрации или в любых СМИ. Сообщение должно включать информацию о:
- составе комиссии;
- каждом этапе разработки Правил;
- порядке и предварительных сроках разработки проекта ПЗЗ;
- правилах взаимодействия с общественностью в рамках разработки проекта.
Подготовленный проект ПЗЗ проверяют на соответствие генеральному плану и техническим регламентам. Готовый проект направляют на проверку главе администрации или отправляют на доработку, если есть несоответствия регламентам. В течение 10 дней глава администрации назначает общественные слушания по подготовленному проекту. Длительность публичных обсуждений в среднем составляет 3 месяца.
В процессе обсуждений комиссия может вносить в проект изменения по мере необходимости. После внесения изменений проект вновь направляют на проверку в администрацию. В течение 15 дней принимают решение: утвердить или снова отправить на доработку. Утвержденные ПЗЗ публикуют на сайте муниципального образования или любым другим способом, доступным для связи с населением.
❕ Положения Правил могут затрагивать интересы строительных компаний и организаций по охране окружающей среды. В связи с этим принятие ПЗЗ может затянуться на долгие месяцы: проект будут блокировать на этапе общественных обсуждений.
Можно ли оспорить ПЗЗ
Если разработанные ПЗЗ все же затронули интересы отдельных лиц, их могут оспорить в суде. Обратиться в орган правосудия могут физические лица или организации, чьи интересы пострадали. Право есть у органов государственной и региональной власти, но только в случае, если ПЗЗ противоречат схемам территориального планирования субъекта или всей страны.
Территориальные зоны
Их выделяют с учетом вида использования земли. Они делятся на:
- зоны жилой застройки;
- общественно-деловые зоны для школ, учреждений здравоохранения,
- спортивных сооружений;
- рекреационные зоны, например, леса, пляжи;
- производственные зоны, например, коммунальные и частные
- производственные предприятия;
- зоны транспортно-инженерной инфраструктуры — дороги,
- железнодорожные пути, зоны расположения инженерных коммуникаций;
зоны сельскохозяйственных участков — садовое, дачное, крестьянско-фермерское хозяйство; - специальные зоны, такие как кладбище.
Чтобы определить такие зоны, проводят территориальное зонирование.
Выписка из ПЗЗ — что это такое и где взять?
Получить подробную информацию о ПЗЗ в интересующем вас населенном пункте можно разными способами:
- в градостроительном департаменте местной администрации;
- МФЦ;
- через сайт Госуслуги.
Сам документ очень объемный, поэтому из него предоставляют выписку с конкретной информацией, которую запросил человек. Выписку можно запросить в отношении конкретного участка или территориальной зоны.
В заявлении на выписку из ПЗЗ на земельный участок нужно указать все данные об интересующем участке: кадастровый номер, площадь, адрес.
В выписке будет вся информация об участке: технические параметры участка, правила использования и другие сведения.
Как вносят изменения в ПЗЗ
В некоторых случаях в ПЗЗ можно вносить изменения. Эти случаи прописаны в ст. 33 ГрК, к ним относятся:
- обнаружение расхождений между ПЗЗ и планом территориальной застройки;
- обжалование Правил;
- расширение или уменьшение территории поселения.
Потребовать внести изменения могут органы исполнительной власти на всех уровнях, если ПЗЗ мешают сооружать или поддерживать функционирование объектов в их ведении.
Физические лица и организации могут инициировать изменения ПЗЗ, если
- считают использование земельного участка неэффективным;
- собственнику причиняется вред в процессе градостроительства;
- из-за действующих регламентов снижается рыночная стоимость земельных участков;
- нарушаются права собственников или существенно ограничиваются.
Заявление подают в Комиссию, ответственную за разработку ПЗЗ. Обращение рассматривают в течение 30 дней и вносят изменения или отказывают.
Генеральный план и правила землепользования и застройки
На первый взгляд кажется, что генплан и ПЗЗ — идентичные документы. Это не так. Генеральный план определяет границы поселения, его зонирование и размещение различных объектов в будущем. Эти границы подробно отражаются в текстовой и графической частях документа. Но в генплане нет никаких градостроительных регламентов, он не регулирует градостроительный процесс.
Генеральный план скорее носит описательный характер, в то время как ПЗЗ — регламентирующий. Генеральный план учитывается в ПЗЗ. Он выступает как база для разработки Правил. При этом в Правилах допускаются отклонения от исходных положений Генерального плана.
ПЗЗ — важный документ, по ним организуют весь процесс градостроительства. Правила определяют: что, как, где и когда можно строить в конкретном населенном пункте. Грамотно разработанные ПЗЗ позволяют сохранить в первозданном виде памятники культурного наследия, природный ландшафт местности, внешний облик города.
Источник: https://J.Etagi.com/ps/pzz-chto-takoe/