Значение нормативно правового акта

Нормативно-правовой акт: понятие и принципы

Значение нормативно правового акта

Что такое нормативно-правовой акт, особенности, принципы и виды

Ирина Нестерова ✔ 15.12.2017

Нестерова И.А. Нормативно-правовой акт: понятие и принципы // Энциклопедия Нестеровых

В системе права огромное значение имеет нормативно-правовой акт, его понятие и принципы. Проблемы и перспективы нормативно-правового акта, как института актуален среди правоведов и юристов.

Нормативно-правовые акты представляют собой форму права, которая уже давно изучена, но продолжает привлекать внимание юристов и правоведов. Исследованию подвергалась природа нормативных правовых актов, их признаки, свойства, в том числе и иерархичность.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определенными субъектами и содержит норму права [1].

Нормативно-правовые акты – источники права в Российской Федерации. Они играют исключительную роль в создании системы правовых норм, без участия которых не возникают другие источники права.

Особенности нормативно-правовых актов

Особенности нормативно-правовых актов содержат в себе характеристики нормативно-правового акта и звучат следующим образом:

  • Нормативно-правовые акты всегда имеют адресата;
  • Нормативно-правовые акты могут существовать только в гармонии с другими законами и соответствовать Конституции;
  • Нормативно-правовые акты издаются только уполномоченными органами власти

Совокупность особенностей и характеристик нормативно-правовых актов позволяет четко обозначить их задачи.

задача нормативно-правового акта – хранение правовой информации и доведение ее до сведения адресатов.

Виды нормативно-правовых актов

В правовой науке любой термин имеет широкий спектр трактовок, позволяющих идентифицировать его как уникальный и значимый. Нормативно-правовой акт не исключение.

Нормативные акты классифицируются по следующим критериям:

  • по видам;
  • по способу оформления и придания юридической силы:
  1. первичные акты, приобретающие юридическую силу, вводимые в действие;
  2. утверждаемые акты;
  1. акты, принимаемые государственным органом в коллегиальном порядке;
  2. акты, принимаемые на основе единоначалия.

Нормативно-правовые акты наделены юридической силой, которая показывает место нормативно-правового акта в системе законодательства [2].

Система нормативно-правовых актов РФ

По юридической силе акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Понятие закона поможет понять, почему именно он имеет первостепенную важность в иерархии нормативно-правовых актов.

Закон – это нормативные акты, принятые в особом порядке органом законодательной власти, обладающие высшей юридической силой и регулирующие общественные отношения [3]

В зависимости от значимости законы бывают базовыми и обыкновенными. К базовым относят все конституционные законы и Конституцию РФ.

Базовые законы получили свое название, так как они закрепляют основные начала государственного и общественного строя, составляют нормативную базу законодательства в государстве.

Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя, к которым относят:

  • права и свободы человека и гражданина;
  • форму государственного устройства, систему органов государственной власти;
  • направления законодательного регулирования;
  • порядок нормотворческой деятельности.

В Российской Федерации действуют также федерально-конституционные законы. Необходимость их издания предусмотрена Конституцией РФ. Они относятся к группе конституционных законов и имеют более сложную процедуру принятия, чем просто федеральные законы. В России на принятый конституционный закон вето Президента наложить нельзя.

Федеральные законы – это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения и издаются в виде кодексов, уставов и текущих законов [4].

Кодексы – нормативные акты, которые содержат общие положения и правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения.

Текущие законы – это нормативные акты, которые регулируют отдельные стороны политики, экономики, культуры.

Текущими законами в Российской Федерации являются федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, одобренные Советом Федерации, распространяющиеся на всю территорию Российской Федерации, законы субъектов Федерации – нормативные акты, которые издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются на территорию субъекта.

На основе закона принимаются подзаконные акты. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов государственной власти.

Классификация подзаконных нормативно-правовых актов в Российской Федерации

Признаки нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт – это акт нормативного характера, т.е. он выражает государственную волю, направленную на установление, изменение или отмену юридических норм. В то время как нормативные акты содержат в себе нормы права, правовые предписания, юридические нормы функционируют только в форме нормативных правовых актов.

Нормативно-правовые акты выступают в виде официального государственного документа составленного в определенной письменной форме.Они имеют обязательные атрибуты:

  • название акта,
  • наименование органа, принявшего акт,
  • дата принятия и вступления в силу.

Форма нормативно-правового акта

Нормативно-правовые акты всегда должны иметь письменную форму, которая предназначена для единообразного понимания и применения норм права, а также для предотвращения произвольного толкования правовых норм.

У неопубликованных нормативных актов нет юридической силы. Они не могут применяться. Нормативные акты обладают только письменной формой акта-документа, в которой формально закрепляется содержание норм права.

В нормативных правовых актах находит выражение формальная определенность. Государственная воля воплощается в нормативных правовых актах при помощи специальных средств их оформления. Алексеев С.Т. указывает на то, что именно по этой причине “…

воля государства не только должна быть изложена в языковой и логической форме и найти соответствующее словесно-документальное построение, но, и обязана получить специфически правовое выражение.

Это особое правовое выражение и образует специальное юридическое содержание нормативного акта как формы права” [5].

Подходы к признакам нормативно-правовых актов

Признаки нормативно-правовых актов рассматриваются специалистами в разных ракурсах. В этой связи была составлена сводная таблица, позволяющая систематизировать ключевые подходы к трактовке признаков нормативно-правовых актов в российском праве.

Признаки нормативно-правового акта по мнению различных авторов

АвторПризнаки нормативно-правового акта
1Тихомиров Ю.А.[6]
  • Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенных Конституцией и законами порядке и форме, направленный на установление, изменение, дополнение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
  • Нормативный правовой акт принимается органом государственной власти, наделенным правом принятия нормативных правовых актов в пределах его компетенции.
  • Нормативный правовой акт может быть принят совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из них как акт этих органов по согласованию с другими.
2Радько Т.Н. [7]
  • Нормативно-правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях – в результате прямого народного волеизъявления.
  • В нормативно-правовом акте формулируются и соответственно содержатся нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение.
  • Нормативно-правовой акт имеет официально-документальную форму и особую структуру.
  • Нормативный правовой акт имеет особый порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу.
3Сырых В.М. [8]
  • Нормативно-правовой акт содержит нормы права, но это не любая совокупность действующих норм права, он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права, в нормативном правовой акте должна содержаться как минимум одна оригинальная норма.
  • Номативно-правовой акт – это названный акт, содержащий оригинальные нормы права, но принятый некомпетентным органом государственной власти, не включается в систему нормативных правовых актов.
4Кулапов В.Л. [9]Нормативно правовой акт это:

  • Властно-волевой акт, исходящий от государства или признанный им.
  • Акт правотворчества
  • Официальный акт- документ
  • Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативного правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур.
  • Достижение целей нормативного правовой акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

В правовых актах, указывают исследователи, выражается общая или индивидуальная воля. И, так как она выражается по уполномочию государства в пределах, порядке и форме, установленных государствам, она становится государственной волей. Отсюда результаты соответствующих волеизъявлений охраняются и защищаются государство.

Требования к нормативно-правовому акту

Нормативно-правовые акты регулируют все сферы деятельности человека в гражданском обществе. К ним предъявляются серьезные требования, которые позволяют контролировать качество и потенциал нормативно-правового акта. Требования к нормативно-правовому акту нашли отражение на рисунке ниже.

Требования к нормативно-правовому акту

Важно понимать, что нормативно-правовой акт – акт нормативного характера, т.е. он выражает государственную волю, направленную на установление, изменение или отмену юридических норм.

Литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права – М.: Финансовый контроль, 2014
  2. Колюшкина Л. Ю., Лавриненко Н. И., Смоленский М. Б.. Теория государства и права. Экспресс-справочник для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: издательский центр “МарТ”, 2004
  3. Батычко В.Т. Теория государства и права в вопросах и ответах – Таганрог: ТРТУ, 2005.
  4. Быконя А.В. Законы: понятие, виды и их особенности // Проблемы современной науки и образования № 17. С. – 57-59
  5. Алексеев С.Т. Общая теория права. Том II – М.: Норма, 2012
  6. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: Юрайт, 2011
  7. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Проспект, 2012
  8. Сырых В.М. Теория государства и права – М.: Эксмо, 2008
  9. Кулапов В.Л. Теория государства и права – М.: Кнорус, 2015

Источник: http://odiplom.ru/lab/normativno-pravovoi-akt-ponyatie-i-principy.html

46.Понятие и виды нормативно-правовых актов

Значение нормативно правового акта

1.   Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Система нормативных актов в РФ состоит:

1) из правовых актов общефедеральных органов;

2) актов субъектов Российской Федерации;

3) актов местного самоуправления;

4) актов прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных актов строится: 1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.

В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные акты исполнительных органов; 3) нормативные акты правоохранительных органов; 4) нормативные акты контрольно-надзорных органов и т. д.

В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют:

1) на общефедеральные;

2) акты субъектов Российской Федерации;

3) акты органов местного самоуправления.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

1) на временные акты;

2) акты неопределенно длительного действия;

В зависимости от способов установления государством нормативные акты подразделяют:

1) на принимаемые;

2) санкционированные;

3) признанные.

По их юридической силе нормативные акты делят:

1) на законы;

2) подзаконные нормативные акты.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%82%D0%B3%D0%BF/46-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2/

Обоснуйте место и роль нормативного правового акта в системе форм (источников) российского права

Значение нормативно правового акта

В системе источников российского права нормативно-правовой акт традиционно занимает первостепенное значение.

Большее значение нормативно-правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с признанием ведущей роли государства в регулировании и охране наиболее значимых общественных отношений.

Кроме того, нормативно-правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием.157

Особая юридическая значимость нормативно-правового актаопределяется рядом признаков:

– принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры;

– является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т. д.), которым право на нормотворчество делегировано государством);

– содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;

– имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);

– направлен на регулирование типичных общественных отношений;

– обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

Система нормативно-правовых актов характеризуется многообразием входящих в нее документов.

Это многообразие обусловлено широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов, средств воздействия на эти отношения.

Единство данной системы обеспечивается верховенством закона, едиными принципами правотворчества, взаимодействием нормативно-правовых актов между собой, а также наличием укрупненных кодифицированных актов.

Юридическая сила нормативно-правового акта – это свойство акта действовать с целью регулирования общественных отношений, порождать юридические последствия. Юридическая сила того или иного акта характеризуется:

1) соотношением нормативно-правовых актов между собой, т. е. их иерархичностью;

2) значением нормативно-правовых актов для исполнителей, их обязательностью.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации можно классифицировать следующим образом.

1. В зависимости от юридической силы:

– законы,

– подзаконные нормативные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, изданный органом законодательной власти государства (субъекта федерации) или принятый на референдуме в порядке определенной процедуры, содержащий наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам.

На основе данного определения можно выделить следующие признаки закона:

– принимается законодательными органами государства либо всенародным анием граждан (на референдуме);

– принимается в порядке особой процедуры;

– содержит наиболее значимые нормы права;

– обладает приоритетом по отношению к другим правовым актам.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

– основной закон (конституция),

– федеральные конституционные законы,

– федеральные законы,

– законы субъектов федерации (конституции (уставы), текущее законодательство).

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании законов в целях конкретизации их положений и закрепления механизмов их реализации. Основным принципом соотношения законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу.

При этом законы, так же как и подзаконные акты, обладают прямым действием и могут непосредственно применяться в процессе правового регулирования.

При возникновении противоречия (коллизии) между положениям закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.

В Российской Федерации подзаконные акты классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

– подзаконные акты федерального уровня (указы Президента России, постановления Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств);

– подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

– подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местного самоуправления).

Нормативно-правовые акты также можно классифицировать и по другим основаниям.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1518;

Источник: https://studopedia.net/7_25612_obosnuyte-mesto-i-rol-normativnogo-pravovogo-akta-v-sisteme-form-istochnikov-rossiyskogo-prava.html

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Значение нормативно правового акта

Продолжаю серию заметок “Правоведение для чайников”. Первые две части можно прочитать здесь – “Что такое право?” и “Правоотношения, юридические факты и правосубъектность”, а сегодня расскажу об источниках права, законах и подзаконных актах.

Прошу моих читателей – “нечайников” указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования. То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин.

Здесь же нельзя поворачивать!» В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?». Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».

Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое. Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении. Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права: нормативные правовые акты; нормы международного права; обычаи; судебные прецеденты; акты высших судов; договоры нормативного содержания; научные труды (доктрина); религиозные нормы; принципы права. Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы. Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы. Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах. Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы

а) Конституция РФ б) федеральные конституционные законы (ФКЗ) в) федеральные законы (ФЗ)

2) Подзаконные акты:

а) указы президента РФ б) постановления правительства РФ в) приказы министерств и ведомств Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс. Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон.

Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много. Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ». Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет. Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов. Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»). В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/3/17/pravovedenie_dlya_chajnikov_%E2%80%93_2_normativnye_pravovye_akty_kak_istochniki_prava

Нормативно-правовые акты, их виды и значения

Значение нормативно правового акта

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

МИЭМП

Курсовая работа

Специальность Юриспруденция

Нормативноправовые акты, их виды и значения

Артемьева Т.Г.

f

Введение

1. Внешние формы права

1.1 Понятие формы права

1.2 Источники права и их видовое многообразие

2. Нормативный правовой акт как источник права

2.1 Понятие и признаки нормативно-правовых актов

2.2 Классификация нормативно-правовых актов

3. Нормативно-правовые акты Российского права

3.1 Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации

3.2 Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации

4. Систематизация нормативно-правовых актов

Заключение

Список использованной литературы

fВведение

Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов.

Такие обычаи в целях социальной безопасности, общепринятой морали и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает. Согласно древним обычаям труп человека тревожить нельзя ни под каким видом. Известны случаи, когда препятствуют проведению судебно-медицинских экспертиз тел убитых сородичей.

Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Правовой обычай может действовать и с “молчаливого” согласия законодателя. Длительное существование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например при регулировании внешней торговли.

Отечественное законодательство допускает и признает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует путем отсылки лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.

Обычаи, противоречащие государственной властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в ранее действовавшем УК России были статьи, запрещающие такие “пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине”, как калым за невесту, похищение ее, многоженство.

Роль обычая в различных отраслях права неодинакова. В конституционном праве сфера его действия ограничена, а в гражданском, семейном, торговом, земельном – значительна. Велика роль обычая как одного из источников формирования конституционных норм о правовых символах, о праздничных днях.

Согласно мировой парламентской практике первое заседание парламента (или его палаты) нового созыва открывает старейший по возрасту депутат. Ныне эта норма права, возникшая на основе обычая уважения старших, зафиксирована применительно к работе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ).

Правовой обычай – правила поведения, к которым дана отсылка в законе. Когда содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, вряд ли верно считать юридическим источником обычай. Источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая.

Развитие права России не должно идти по пути официального исключения обычаев из системы источников права. Видимо, вскоре следует ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулировать отношения до и вместе с юридическими нормами. Доказательством справедливости такого вывода может служить ст.

5 ГК РФ “Обычаи делового оборота”, в которой установлено: “Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе”.

Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом РФ. В законодательстве России используется и другой термин – торговый обычай. Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенном документе, хотя нередко такие документы имеются.

В РФ публиковались сборники обычаев многих морских портов и обычаев в области внешней торговли.

Обычаи делового оборота должны регулировать предпринимательские отношения, если нет соответствующего закона. Пока они только складываются, и потому для того, чтобы приводить примеры их, комментировать действие, требуется время.

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридически обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования.

Он является современным и активно функционирующим источником права. Правовой прецедент. Юридический прецедент (судебная практика) – более распространенный источник права в современном мире.

Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент.

Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Прецедентная форма права широко используется в Англии и Соединенных Штатах Америки.

При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. При прецедентной форме право неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью, что может облегчать произвол со стороны недобросовестных должностных лиц.

В силу разных причин теория и практика социалистического типа права не признавали и не признают прецедентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции – при режиме социалистической законности судебные и административные органы должны применять право, а не творить его.

Англия до сих пор не без успеха использует ее. Без сомнения, есть в ней и положительные моменты. Надо изучить – в каких сферах, при каких условиях ее можно использовать в современных условиях России.

Результатом правоприменительной деятельности нередко является выработка правоположений, для которых характерна известная степень обобщенности и обязательности.

Правоположения – концентрированное выражение юридической практики.

В силу этого они в состоянии компенсировать естественное отставание норм права от динамики общественных отношений, могут устранять противоречия между относительным “консерватизмом” права и изменчивостью общественной жизни.

В конечном счете, разумное использование правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет законность, придает устойчивость проводимой государством политике.

Частично судебная практика в России фактически всегда являлась и является источником действующего права. Противники признания судебной практики в качестве источника права выдвигают следующие аргументы.

Первый аргумент состоит в том, что суды призваны применять право, а не творить его. Второй аргумент заключается в том, что придание судам правотворческих функций противоречит принципу разделения властей.

Суды применяют право, и в этом их главная функция. Но она не означает, что суд не может и не должен участвовать в правотворчестве.

Юридическая наука (правовая доктрина) на определенных этапах развития права тоже служит его формой. Наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов.

В английских судах трактаты известных юристов считались источниками права, на которые широко ссылались. Но этот источник права не ушел в небытие.

В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран.

В российском государстве юридическая наука играет большую роль для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается.

Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган.

Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права.

К тому же сами творцы права не, могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.

В области трудового права значительную роль продолжает играть коллективный договор между администрацией предприятия и комитетом профсоюза, представляющим коллектив работников предприятия.

Особо следует подчеркнуть, что договорное право – юридический фундамент динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства. Например, принятый 11 марта 1992 г.

Закон Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях”, пожалуй, один из наиболее значимых актов, цельно регулирующий взаимоотношения предпринимателей и наемных работников.

В качестве основной формы права выступает договор в международном праве. Международный договор – это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей.

Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: “Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования”. Договоры, соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаются законами и обычаями многих государств (ст. 55 Конституции Франции, ст. 10 Конституции Италии, ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 28 Конституции Греции, ст. 98 Конституции Японии) составной частью их правовой системы, т.е. формой внутригосударственного права. Этот принцип воспринят и Конституцией России (ст. 15).

Все более широкое применение получают договоры во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Новизной отличаются договоры между суверенными республиками бывшего СССР.

Вместе с тем нужны строго юридические основания и процедуры заключения, выполнения договоров, разрешения возникающих споров, выявления их соотношения с хозяйственными и иными договорами.

Нормативно-правовые договоры — проявление нормативной саморегуляции.

Как правило, первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает закон либо другой нормативно-правовой акт.

Например, ГК РФ в главе 27 не только дает понятие договора, но закрепляет формы и общие условия договоров, фиксирует в ст. 421 свободу договора. Статья 22 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. “О средствах массовой информации” фиксирует содержание договора между соучредителями средства массовой информации.

У договорной формы права перспективное будущее. Ведь если представлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно должно быть, прежде всего, добровольно-согласительным, а не формально-принудительным.

Следует учитывать, что в условиях рыночного, высокотехнологического развития российского общества государство не может оставаться (как было до сих пор) главной (а фактически – единственной) организацией, ответственной за обеспечение порядка в нем.

Значительно возрастет роль промышленных, сельскохозяйственных, торговых, банковских фирм, корпораций, трестов, концернов.

Они упорядочивают деловые отношения в обществе в основном договорным путем, который является наиболее быстрым, простым и удобным, средством регулирования. Иными словами, система договоров – ядро рыночного механизма.

f2. Нормативный правовой акт как источник права

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00392397_0.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.