Жилища разных народов мира для детей

Презентация по окружающему миру

Жилища разных народов мира для детей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Жилища разных народов Учитель начальных классов Кузина Е.А.

2 слайдОписание слайда:

Пословицы и поговорки о доме. Мой дом — моя крепость. В каждой избушке свои игрушки. В гостях хорошо, а дома лучше.  Не дом хозяина красит, а хозяин дом. В своём болоте и лягушка поёт. Всяк кулик своё болото хвалит. И крот в своём углу зорок.

3 слайдОписание слайда:

Дома разных народов С древних времён дома у разных народов Земли различны.

Особые черты традиционного жилища разных народов зависят от особенностей природы, от своеобразия хозяйственной жизни, от различий в религиозных представлениях. Однако есть и большое сходство.

Это помогает нам лучше понимать друг друга и взаимно уважать обычаи и традиции разных народов России и мира, быть гостеприимными и с достоинством представлять другим людям культуру своего народа.

4 слайдОписание слайда:

Изба Изба-традиционное жилище русских. Это деревянный жилой дом в лесистой местности России, Украины, Белоруссии. На Руси тысячу лет назад, избу ставили из сосновых или еловых бревен. На крышу клали осиновые дощечки- лемех или солому. Сруб (от слова «рубка») представлял собой ряды положенных друг на друга бревен. Избу строили не используя гвоздей.

5 слайдОписание слайда:

Хата Хата, (у украинцев), – жилое помещение с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной . Снаружи и внутри хату обычно обмазывают глиной и белят.

6 слайдОписание слайда:

Сакля В горах нет деревьев в таком количестве чтобы строить дома, поэтому дома там строят из камня или глины. Такое жильё называют САКЛЯ. Сакля, жилище кавказских народов. Часто ее строят прямо на скалах.

Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают ту сторону горного склона, где ветра тише . Крыша ее плоская, поэтому сакли часто располагались примыкая вплотную один к другому. Получалось что крыша нижестоящего здания часто являлась полом или двором дома, который стоит выше.

Сакли обычно каменные глинобитные или из саманного кирпича, с плоской крышей.

7 слайдОписание слайда:

Чум ЧУМ – кочевой, переносный шалаш сибирских инородцев; жерди, составленные сахарной головой и покрытые, летом, берестой, зимою — цельными и сшитыми оленьими шкурами, с дымовым выходом вверху. Летняя изба, холодная, но жилая, с огнищем посредине, бывает и у русских.

8 слайдОписание слайда:

Юрта Юрта, переносное жилище у монгольских народов-кочевников в Центральной и Средней Азии, Южной Сибири. Состоит из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием. В центре юрты — очаг; место у входа предназначалось для гостей; на женской половине хранилась утварь, на мужской — сбруя.

9 слайдОписание слайда:

Кибитка Кибитка – крытая телега, крытая повозка. Русское название переносного жилища кочевых народов Средней и Центральной Азии.

10 слайдОписание слайда:

Келья Келья ( от лат. cella – комнатка),жилое помещение в монастыре. По монастырским уставам большинству русских монастырей разрешалось строительство собственной кельи каждому монаху или монахине.

11 слайдОписание слайда:

Вигвам Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки. Вошло в литературу как название индейского жилища куполообразной формы. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками.

12 слайдОписание слайда:

Иглу Жилище из снежных или ледяных блоков строях эскимосы на севере, где кроме снега другого строительного материала нет. Называется жилище- ИГЛУ. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены.

Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда. Снежный дом впитывает изнутри лишнюю влагу, поэтому в хижине достаточно сухо.

Эскимосы могут соорудить иглу на два-три человека за полчаса.

13 слайдОписание слайда: Конак Конак — двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане.

Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам.

Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.  

14 слайдОписание слайда:

Жилища на дереве Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым вышкам — на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей.

Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний — настил из досок пальмы, на котором спят.

В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

15 слайдОписание слайда:

Пальясо   Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие.

16 слайдОписание слайда:

Хижина Южная Индия. Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

17 слайдОписание слайда:Подземные жилища Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы).

Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати — небольшие альковы в стенах.

Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары — в этих меловых пещерах прохладно.

Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

18 слайдОписание слайда:

Фелидж Фелидж — шатер, служащий жилищем бедуинам — представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение.

Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом.

О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

19 слайдОписание слайда:

Минка Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии.

Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет.

А в холодное время года их покрывают деревянными панелями.

20 слайдОписание слайда:Трулло В Италии где часто стоит жаркая и сухая погода строят каменные дома с толстыми стенами сохраняющими прохладу. Стены домов красят в белый цвет, способный отражать солнечные лучи.
21 слайдОписание слайда:

Рондавель ЮАР: традиционный круглый дом народов банту в странах юга Африки, обычно из камня, с конической крышей. Рондавель распространён в странах юга Африки, в том числе таких как ЮАР, Лесото , Свазиленд, Ботсвана и другие.

22 слайдОписание слайда:

Будьте гостеприимными! Помните, что в любом доме от гостя ждут уважения к хозяевам, к их обычаям, к особенностям их жизни.

23 слайдОписание слайда:

Спасибо за внимание!

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-zhilischa-raznih-narodov-882196.html

Занятие – игра

Жилища разных народов мира для детей

Областной конкурс методических разработок по развитию технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования детей

Занятие – игра

«Жилища народов мира»

(по программе дополнительного образования детей «Юные зодчие»

для детей в возрасте от 7 до 10 лет

Номинация: «Организация образовательного процесса в творческих объединениях»

Разработал: педагог дополнительного

образования детей

МБОУ ДОД «Станция юных техников»

городского округа город Фролово

Беззубова Ирина Викторовна

год

Занятие – игра «Жилища народов мира»

Цель:

Закрепить у кружковцев полученные знания о жизни разных народах мира и нашей страны; их национальных культурах, традициях, быте и жилищах людей. Задачи:

Обучающая – закрепить знания у кружковцев о конструкции жилищ народов Северной Америки, Индии, Чукотки, Башкирии, народов Севера и Юга России.

Развивающая – развивать пространственное мышление и воображение школьников при повторении и закреплении пройденного материала.

Воспитывающая – воспитывать у детей уважение к национальным традициям, культурам народов мира и нашей Родины, создать атмосферу взаимопомощи и сплоченности при работе кружковцев в команде.

Наглядные пособия:

Политическая карта мира, кроссворды с заданиями, разрезанные картинки и фотографии с иллюстрациями изображений жилищ народов мира, «карта путешественника», картинки с изображениями людей в национальных костюмах, таблица сопоставления изображений жилищ и геометрических фигур, кирпичики с названиями конструкции дома на магнитах, магнитная доска или ватман с изображение дома по элементам, магнитофон.

Материалы и инструменты:

Простой карандаш, цветные фломастеры, линейка, ластик.

Рекомендации:

Перед занятием кружковцы делятся на 3 команды по 5-7 человек и рассаживаются за 3 отдельно стоящих друг от друга стола, которые будут для них «машиной времени».

Эта методразработка может применяться педагогами при подведении итогов на уроках географии, окружающего мира, природоведения, а также на любых занятиях начального технического моделирования.

Ход занятия:

1.Приветствие. 2.Опрос по пройденным темам

Педагог:

– Как вы думаете, ребята, как давно люди научились строить себе жилища? Ответы детей:

– Древний человек строил себе жилища еще в каменном веке. Для этого он обживал пещеры и строил временные жилища шалаши. В дальнейшем человек научился использовать камни, дерево, глину и природный материал характерный для данной местности, в которой он проживал и охотился.

Педагог:

– Какие жилища древнего человека вам знакомы?

Ответы детей:

– Древний человек строил шалаши и жил в пещерах.

Педагог:

– Какие материалы использовали древние мастера для строительства и утепления своего жилища?

Ответы детей:

– Камни, дерево, шкуры убитых животных, глина, солома.

Педагог:

Какие инструменты использовали древние мастера при изготовлении жилищ? Ответы детей.

– Каменные топоры.

3. Путешествие по миру

Педагог:

Сейчас я хочу вас пригласить в маленькое путешествие на «Машине времени» в недалекое прошлое по разным странам мира и нашей большой Родины. Путешествуя по миру, мы с вами должны вспомнить и закрепить все полученные знания за год.

Садимся поудобнее в космических креслах нашей «машины времени» и отправляемся в полет:

Игра:

А теперь мы вместе с вами

Полетим под небесами

Все движения за нами

Повторяйте вместе с нами.

Мы в машину дружно сели (руки вверх домиком)

Все планеты облетели. ( руками крутят руль)

Много там друзей нашли, (руки в сторону и наклоны )

С ними Земли обошли. (шаг на месте)

С Солнцем в мячик поиграли, (хлопки в ладоши)

Штангу дружно поднимали, (имитация  поднятия штанги 2раза)

Вместе все потопали, (ногами на месте 3 раза)

Ручками похлопали (хлопки 3 раза)

1 остановка – Северная Америка

Педагог:

– Мы приземляемся в страну Северная Америка (звучит удивительная музыка индейцев Северной и Южной Америки в сопровождении множества флейт, древних струнных инструментов , барабанов). Давайте найдем ее на карте и вспомним, какие народы проживают там, какие жилища они строили и чем занимались? Ответы детей:

– В Северной Америке живут индейцы, строили они Вигвамы и Питти. Индейцы разводили и выращивали лошадей, занимались земледелием. (закрепляют флажок и картинку, с изображением индейцев в национальных костюмах на карте).

2 остановка – Чукотка

Педагог:

Полетели дальше на Чукотку. Вспоминаем, какие народы там проживали? Чем они занимались? Какие жилища строили? (звучит национальная мелодия народов Сибири – горловое пение, которое сопровождается игрой на варгане и ударами в бубен).

Ответы детей:

Народ Чукотки – это чукчи, коряки. Национальное жилище – Яранга. Чукчи и коряки занимались охотой, рыбалкой, разводили оленей. Древние ремесла –выделка меха, плетение сумок из стеблей дикой ржи, обработка кости.(закрепляют флажок и картинку, с изображением чукчей и коряков в национальных костюмах на карте).

3 остановка – Крайний север

Педагог:

– Дальше мы отправляемся на Крайний Север нашей Родины. Кто там проживает? Чем занимались народы Крайнего Севера? (звучит национальная мелодия народов Крайнего Севера- пластинчатого варгана или «ротового бубна»).

Ответы детей:

– Там проживали эскимосы и эвенки. Они строили жилище – Иглу. Эскимосы и эвенки разводили оленей, занимались охотой на тюленей, моржей, писцов. (закрепляют флажок и картинку на карте, с изображением эскимосов и коряков в национальных костюмах).

4 остановка – Вест-Индия

Педагог:

Теперь мы перенесемся в Вест – Индию на побережье Индийского океана. Какой народ там проживает? Какие жилища они строили? Чем они занимались? (звучит национальная мелодия народов Индии – ситара , гобой, барабаны, маракасы).

Ответы детей:

– Народ – индийцы, жилище – Боио или Бунгало. В Индии люди выращивали рис, пшеницу, разводили скот. (закрепляют флажок и картинку на карте, с изображением индийцев в национальных костюмах).

5 остановка – Башкортостан

Педагог:

– Отправляемся за Урал, в Башкирию – Республика Башкортостан. (звучит национальная мелодия Башкиров – в сопровождении флейты, гобоя, духовых инструментов).

Ответы детей:

– Народ – башкиры, жилище – Юрта. Башкиры выращивали лошадей, овец, хорошо охотились. (закрепляют флажок и картинку на карте, с изображением Башкиров в национальных костюмах).

6 остановка – Россия

Педагог:

– И наконец, мы заканчиваем свое путешествие на юге России. (звучит национальная мелодия и песни казаков – в сопровождении древнерусских гуслей, рылей- гудка, гармони, балалайки, бубна, скрипки). Перенесемся на нашу Донскую землю в Поволжье, ближе к реке Дон. Кто там проживал? Чем занимались народы? Как называлось их жилище?

Ответы детей:

– Русские казаки, жилище – казачьи избы пятистенки. Выращивали скот, пахали землю. (закрепляют флажок и картинку на карте, с изображением казака и казачки в национальных костюмах).

7 остановка – «Юные зодчие»

Педагог.

Сейчас я вам раздам «карты путешественника», в которой капитан команды будет отмечать этапы выполнения задания. Работая в команде, вы должны помогать друг другу при выполнении заданий, тогда вы с легкостью справитесь с поставленной перед вами задачей.

Контролировать правильность выполненных заданий мне помогут учащиеся нашего кружка второго года обучения. Они будут записывать баллы, заработанные командой при прохождении каждого этапа, и выдавать кирпичики с названиями конструкции дома, из которых вы должны будете построить дом. Счастливого путешествия!

1 этап

Каждой команде предлагаются кроссворды с названиями 5 жилищ народов мира. Нужно отгадать ключевое слово, чтобы правильно собрать картинку на втором этапе. На этом этапе учащиеся зарабатывают 6 балов за каждое правильно угаданное слово и получают кирпичик с названием «Фундамент».

Ю

И

Я

Р

А

Н

Г

А

Т

Л

И

З

Б

А

У

У

Н

В

И

Г

В

А

М

А

Л

О

2

3

1

4

5

6

Жилище народов Чукотки и Аляски ( ЯРАНГА)

Жилище народов Башкирии ( ЮРТА)

Жилище эскимосов ( ИГЛУ)

Жилище казаков (ИЗБА)

Прибрежное жилище народов Индии ( БУНГАЛО)

Жилище индейцев Северной Америки ( ВИГВАМ)

2 этап

Каждой команде предлагается собрать из 5 разрезанных картинок, картинку с изображением жилища – ключевого слова в кроссворде. За прохождение этого этапа дети получают 5 балов за каждую правильно собранную картинку и кирпичики с названиями «Стена» и «Окно».

3 этап.

Командам предлагаются таблица с изображениями жилищ и геометрических фигур. Стрелочками надо указать какому жилищу подходит изображение геометрической фигуры. (Например : иглу- полусфера, яранга- конус и так далее.) За прохождение этого этапа команда получают 5 балов за каждый правильный ответ и кирпичики с названиями «Крыша» и «Труба».

Изображение жилищИзображение фигур
иглу
яранга
юрта
казачья изба
боио (бунгало)

4 этап.

Предлагается быстро «построить дом» из заработанных кирпичей на магнитной доске или ватмане.

7. Подведение итогов.

Педагог:

Вот вы и справились со сложными заданиями, которые вас ожидали в путешествии.

Поздравляю вас с успешной сдачей нашего экзамена! Я хочу вручить вам «пропуск – билет» для перевода на второй год обучения и подарить вам символические подарки, как будущим архитекторам, конструкторам, дизайнерам и конечно же строителям.

Это чертежные инструменты – карандаши, линейки, ластики и бумага для черчения, блокнотики для записей ваших расчетов и вычерчивания шаблонов. В добрый путь!

Источники информации.

1. Брофман В. Архитектурная школа имени папы Карло :книга для детей и взрослых. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

2. Данилина Г. Н. Дошкольнику- об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» – М. :АРКТИ, 2005.

3. ru.wikipedia.orq/wiki

4. .com/indeiskaqa

5. slavyanskaya-kultura./media/

6. plus- music.orq/

7. orpheusmusic.ru/publ/

8. mp3ostrov.com?=5&strinq=

9. sahajann.ru/turiya/

Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/166-zanyatie-igraghilische-narodov-mira

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Жилища разных народов»

Жилища разных народов мира для детей

Татьяна Засеева
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Жилища разных народов»

Жилища разных народов.

Конспект составлен воспитателем ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района г. Санкт-Петербурга Засеевой Татьяной Михайловной.

Ознакомление с окружающим:

Цель занятия: воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.

Задачи:

познакомить детей с тем, что на нашей планете живут люди разных национальностей, и с тем, что эти люди живут по-разному;

познакомить детей с некотрыми типами жилищ разных народов;

познакомить детей с некоторыми фактами истории своего народа;

познакомить детей с некоторыми материалами, из которых можно строить жилища;

показать различия и сходства людей, живущих на разных территориях;

воспитывать толерантное отношение к людям, живущим в иных условиях.

Оборудование занятия:

иллюстрации многоквартирного дома, деревянной избы, шатра, иглу, вигвама;

иллюстрации городского и деревенского жителя, индейца, жителя Крайнего Севера и пустыни;

иллюстрации кирпича, бревна, снежных брусков;

палочки, платок;

5 столов с различными скатертями: одна скатерть с изображением улиц и перекрестков, две зеленые скатерти, одна белая и одна желтая.

Ход занятия:

1. Обсудить с детьми,где они живут: живут в городе Санкт-Петербурге, в городе есть дом, в доме есть квартира, в которой живет их семья. В каждой квартире есть комнаты, ванная, кухня, спальня и т. д.

2. Показать иллюстрацию многоквартирного дома.

– Похож ли этот дом на тот, в котором живете вы? Чем похож? Чем отличается?

– Что есть в этом доме?

3. Показать иллюстрацию деревянного дома. – Где вы видели такие дома?

– Как они называются?

В избах жили люди нашей страны, когда они еще не умели строить большие дома с множеством квартир. Сейчас такие избы есть только в деревнях и на дачах, а раньше почти все люди жили именно в них.

– Что есть в избе?

В деревянных домах всегда есть печь и труба.

– Зачем они нужны?

Раньше люди не умели делать батареи. Каждая изба отапливалась именно печью. Люди подготавливали много дров, чтобы всю зиму иметь возможность топить печь.

– Чем отличается изба от того того дома, в котором вы живете сейчас? (кроме прочего подвести детей к тому, что в деревенской избе живет одна семья, а в городском доме — много).- В каком доме сейчас жить удобнее? Почему?

4. На нашей большой планете есть разные страны. В некотоорые вы ездили в отпуск на море.

– Какие вы знаете страны?

В разных странах живут разные люди, и эти люди живут в совершенно разных домах. На юге, в Африке, очень жарко, там очень много песка, который называется пустыня. В пустыне очень редко идут дожди, только несколько раз в год, а снега нет совсем. И в пустыне люди живут в доме, который называется шатер. (Показать иллюстрацию шатра).

– На что похож шатер?

Шатер делают из большого куска ткани. Он не защищает ни от холода, ни от дождя.

– А от чего шатер может защитить людей?

В пустыне жить очень трудно. Людям приходится постоянно переходить с места на место, чтобы искать себе еду и воду. Шатер удобен тем, что, поскольку он сделан из куска ткани, в сложенном состоянии он занимает очень мало места и его удобно перевозить. Также удобно то, что его очень быстро можно собрать и «построить» снова.

5. (Показать иллюстрацию иглу).

– Из чего сделан этот дом?

– Где строят такие дома, на юге или на севере? Почему?

Этот дом называется иглу. Его действительно строят люди, которые живут на севере, где почти круглый год лежит снег. В иглу нет окон, чтобы не выпускать теплый водух, и внутри всегда горит очаг, чтобы было тепло. И, как это ни странно, но в доме из снега действительно достаточно тепло.

6. В стране Америке есть люди, которых называют индейцы.

– Что вы знаете об индейцах?

Индейцы живут в вигвамах. (Показать иллюстрацию вигвама).

– На что похож вигвам?

– В стране, в которой живут в таких домах, тепло или холодно? Почему?

7. Давайте расставим дома по своим местам.

– Рассмотрите столы. Где должен стоять многоквартирный дом?

– Как вы догадались?

– Где строят деревянные дома?

– Как вы догадались?

– Где ставят шатры? На что похожа желтая скатерть этого стола?

– Где строят иглу? На что похожа белая скатерть?

– Где строят вигвамы? Какая скатерть у этого стола? Почему?

8. У нас есть дома, а в каждом доме живут люди. Посмотрим, какие люди живут в каждом из этих домов.

– Рассмотрите эту женщину. В каком доме она живет?

– Как вы догадали? Во что она одета? Что у нее в руках?

Люди, живущие в деревне, много работают. Они сами выращивают овощи и фрукты, которые едят, наводят порядок в своих садах.

– Рассмотрите этого мужчину. В каком доме он живет?

– Как вы догадались? Во что он одет?

– Во что одет индеец?

Сейчас я расскажу вам, почему у него одеты перья. Индейцы много воевали. Тем индейцам, которые совершали подвиги, давали перо самой благородной и сильной птицы — орла. У нас за подвиги дают медали (показать иллюстрацию, а индейцам перья.

– Этот индеец совершил много подвигов? Как вы догадались?

(Показать иллюстрацию жителей Крайнего Севера).

– Где живут эти люди?

– Как вы догадались? Во что одеты эти люди?

– Что у них в руках?

На Севере очень много снега и люда, но очень мало еды. Люди на Севере ловят много рыбы, потому что иногда это единственное, что они могут съесть.

(Показать иллюстрацию жителя Африки).

– Где живет этот человек?

– Как догадались? Во что он одет?

– Если там жарко, почему он почти полностью закрыл свое лицо и тело?

9. Из чего можно строить дома?

(Показать иллюстрацию кирпича).

– Что это?

– Какой дом строят из кирпича? Как он называется? (кирпичный).

(Показать иллюстрацию бревен).

– Что это? Какой дом строят из бревен? Как он называется (бревенчатый, деревянный).

(Показать иллюстрацию снежных брусков).

– Что это? Какой дом строят из этого материала? Почему именно из него?

(Показать палочки).

– Какой дом строят из таких палочек?

(Показать тканевый платок).

– Какой дом строят из ткани?

– От чего защищает ткань?

– С помощью чего укрепляют шатер?

10. Мы рассмотрели сегодня много домов.

– Как называются дома, которые мы сегодня видели?

На нашей планете живет очень много людей. Все они живут по-разному и даже в разных домах. Некоторым жить проще, некоторым намного сложнее. И нам нужно помогать друг другу, чтобы все могли жить хорошо.

Художественно-прикладное творчество:

Цель занятия: учить детей резать бумагу ножницами по прямой линии.

Задачи:

познакоми детей с ножницами и правилами безопасности при работе с ними;

учить детей правильно держать ножницы и резать ими бумагу по прямой линии;

развивать пространственное мышление детей;

учить аккуратности при работе с клеем;

закрепить знание названий и материалов жилищ различных народов мира;

воспитывать толерантное отношение к людям различных национальностей.

Оборудование занятия:

иллюстрации многоквартирного дома, деревянной избы, шатра, вигвама, иглу;

образец готовой работы;

бумажные детали для аппликации дома на каждого ребенка;

ножницы и клей на каждого ребенка.

Национальные типы жилья народов мира

Жилища разных народов мира для детей

Про национальные типы жилья народов мира можно сказать словами песни – их лепили из того, что было: народы севера – из снега, славяне – из брёвен, индейцы – из стеблей кукурузы.

Национальные жилища непременно становились отражением образа жизни и уклада своих обитателей.

Некоторые национальные жилища строить уже давно перестали, какие-то строятся только для демонстрации туристам, но вот дома из дерева очень популярны до сих пор.

1. Иглу

Народ – американские эскимосы
Материал: лёд, снег, шкуры и кишки тюленей

Если построить иглу правильно, то там будет всегда свежий воздух, тепло и сухо. Американские эскимосы строят их из укладываемых по спирали блоков льда и утрамбованного снега. Размеры блоков различаются, чтобы кверху жилище сужалось – куполообразное иглу более просторное и лучше сопротивляется ветру.

Вход в иглу расположен ниже уровня пола, благодаря чему из жилища вытесняется более тяжёлый углекислый газ, освобождая место кислороду, при этом сохраняется тёплый воздух. Поэтому внутри иглу поддерживается довольно комфортная атмосфера. Стены жилища адсорбируют избыток влаги, поэтому в нём всегда сухо.

В качестве освещения в иглу использовались плошки с китовым или тюленьим жиром. От их тепла стены лишь слегка оплавляются, но не тают, поскольку они активно охлаждаются снаружи морозным воздухом.

Ледяные стены прозрачные и пропускают свет снаружи, но обычно для сохранения в иглу тепла, их завешивают шкурами, а где нужно, эскимосы делают окошки из тюленьих кишок и чистого льда.
Между соседними иглу жители вырывали в снегу тоннели. Так раньше выглядела снежная деревня.

Сейчас же умение правильно строить ледяной дом важнее военным или туристам-экстремалам, ведь построенное за час убежище может спасти жизнь заплутавшему путнику.

Самые необычные аэропорты мира: Топ-10

Большинство людей стремится получить место в самолёте возле иллюминатора, чтобы насладиться открывающимися внизу видами, в том числе видами взлёта и п…

2. Землянка

Народ – славяне
Материал: древесина, солома, земля

Тысячу с лишним лет назад предки современных славян жили не в избах, а в их предшественницах – землянках. Устроена она была так: в земле рыли яму глубиной в половину или полную высоту стен, затем на её дно клали 3-4 бревенчатых венца, а внутри устраивался из камней и глины очаг.

Сверху делался накат из брёвен, прикрываемый дёрном или соломой. Вместо двери – лаз высотой не более метра, прикрываемый парой связанных вместе половинок брёвен и пологом. В землянке и пол был земляным – почву обильно поливали водой, а когда та высыхала, подметали.

Исчерпав ресурсы земли, древние славяне перекочёвывали на новое место. Там они выкапывали новую землянку, а прежнюю разбирали на брёвна, которые сплавляли по реке к новой стоянке. Со временем жизнь славян стала более оседлой, а дома – капитальными, которые уже не углублялись в грунт.

Для выхода дыма начали делать продыхи вначале в стенах, а затем в крыше.

3. Добо

Народ – индонезийцы
Материал: дерево, листва

В далёком прошлом племя короваев и другие племена Полинезии и Индонезии промышляли охотой за головами, в том числе и друг друга. Поэтому и свои дома они строили на высоте 30-50м среди леса, спасаясь от хищников, соседей-людоедов и невесть откуда взявшихся белых демонов с огнедышащими палками.

Учёные впервые посетили племя караваев в 1970-е годы, а до тех пор последние не имели представления о большом мире. Даже сейчас грамоту освоили лишь единицы из этого народа.
Свои жилища – добо короваи делают высоко над землёй, а сваями служат тонкие стволы деревьев.

Над ними возводится квадратная площадка из тонких жердей и листьев, а затем и стены из того же материала. Кровля покрыта листьями. Чтобы погостить в доме у коровая, придётся взбираться по стволу дерева.

Многим белым это не под силу, а вот местные с этой задачей справляются легко, даже у беременных женщин или женщин с грудными детьми это не вызывает затруднений. у короваи даже научились разводить огонь.

4. Вигвам и типи

Народ – североамериканские индейцы
Материал: стволы деревьев, кора вяза и берёзы, камыш, тростник, трава, листья кукурузы, ткань, шкуры

У индейцев Северной Америки были разные жилища – более известные вигвамы и менее известные типи, между которыми много общего. Но если вигвам предназначался для 25-30 человек, то типи – для одной семьи.

Типи больше напоминает небольшую конусообразную палатку, им пользовались преимущественно племена, кочевавшие по Великим равнинам.

В верхней части конуса было отверстие для выхода дыма, а каркас типи индейцы делали из можжевеловых или сосновых жердей, которые сверху покрывали сыромятными кожами, а после появления европейцев – часто заменялись парусиной.

Иногда шкуры украшались традиционными племенными узорами, подвесными амулетами, охотничьими или военными трофеями.

В вигвамах жили индейцы из лесов северной части Северной Америки. На его каркас шли гибкие тонкие стволы, которые покрывались корой вяза или берёзы, циновками, сплетёнными из травы, камыша, тростника или кукурузных листьев, а также кусками ткани и шкурами. Современные вигвамы служат только для ритуальных целей.

5. Труллы, пальясо и нураги

Народ – испанцы, итальянцы
Материал: дерево, камень, солома

Ещё в бронзовом веке этруски строили нураги – высокие каменные башни конусообразной формы с круглым сечением. Не установлено, служили ли они жильём, может быть, там обитала только местная знать или располагались храмы. Доподлинно известно, что они были построены без связующего раствора, методом сухой кладки.

Гораздо позднее, в Средние века, итальянцы научились строить каменные дома с коническими крышами – труллы. Их также строили без раствора, с той целью, чтобы можно было быстро разрушить, когда приближается сборщик налогов на недвижимость.
Примерно так же выглядели старинные жилища в соседней Испании.

Их строили в Галисии, расположенной на северо-востоке страны. Галисийцы называли их пальясо или пальоса. Каркас здания был из дерева, стены из камня, а крыша соломенной. Последняя часто спускалась к самой земле, что делало домик с единственно заметным отверстием – входным, похожим на сказочное жилище гномов.

Пальясо имел диаметр 10-20 метров, а внутри было обычно одно помещение, реже отделялся загон для скота.

6. Юрта

Народ – монгольские и тюркские кочевники
Материал: жерди и войлок

Самому старому изображению юрты примерно полторы тысячи лет, но считается, что их массовое строительство началось в XIII веке. Юрту можно назвать большой, удобной складной палаткой, где в центре устраивается очаг, а дым выходит через отверстие в крыше, которое также служит для освещения.

В плохую погоду или просто на ночь это отверстие прикрывали куском войлока, просто потянув за аркан. Деревянный каркас юрты делали из решёток, складывающихся на манер гармошки, осями которых были длинные жерди, сходящиеся куполом.

Поверх каркас полностью обтягивался войлочной кошмой, благодаря этому в юрте всегда было тепло и отсутствовали сквозняки, а в жару снималась боковая кошма. Пол в юрте застилался коврами.

Помещение делилось на большую по размеру мужскую половину, расположенную на восточной стороне и на меньшую женскую, которые разделялись занавесью. В мужской части стены украшали талисманы, оружие и конская упряжь.

В женской части можно было увидеть утварь, запасы провизии, постельное белье и одежду женщин и детей. У входа ставили шкаф для посуды и ступу, в которой взбивали кумыс, всё это символизировало достаток семьи. Многие монголы живут в юртах и сейчас, а в соседнем Казахстане их устанавливают к национальным праздникам или специально для туристов.

7. Сакля

Народ – грузины
Материал: дерево, камень, глина

Грузины исстари привыкли строить свои сакли монументально – из камня. Часто они имели несколько этажей и многочисленные бойницы, поскольку служили как для жилья, так и в качестве убежища при нападении.

Сакли также строили и в Крыму, но там они выглядели иначе – небольшие домики из глины, дерева, высушенного на воздухе саманного кирпича (суглинок смешанный с соломой или другими наполнителями), с плоской крышей.

Сакли обычно строили на склонах гор террасами, плотно примыкающими друг к другу, поэтому крыша нижней сакли служила полом или двором для сакли, находящейся на уровень выше. Самые старые крымские сакли состояли из единственной комнаты с земляным полом, без окон и с очагом посередине, дым от которого выходил через отверстие в потолке.

Самые невероятные факты в мире

В долгой истории человечества есть немало таких событий, которые не вписывались ни в какие представления, и поэтому надолго запомнились людям. Многим …

8. Дом из дёрна

Народ – исландцы
Материал: дерево, камни, дёрн

Конструкция исландских домов из дёрна напоминала землянку. Они веками строились на этом острове с суровым климатом, на котором было мало древесины, хорошо защищавшей от холода. В таких домах исландцы жили с IX до середины прошлого века.

Строились они так: на ровной площадке из больших плоских камней выкладывался пол, на котором возводился деревянный каркас, способный выдержать вес дёрна. В каркасе были предусмотрены оконные и дверные проёмы, а снаружи его в несколько слоёв обкладывали дёрном.

Дом делился на несколько помещений, в самом большом из которых был очаг. Помещение для скота располагалось чуть ниже, благодаря чему его тепло также участвовало в обогреве дома. С XIV века вместо больших домов из дёрна стали строить несколько меньшего размера, но связанных между собой.

Их наполовину углубляли в землю. К сожалению, в них присутствовала избыточная влажность.

9. Икукване

Народ – южноафриканские племена зулусов
Материал: тростник

Большой куполообразный дом из тростника у зулусов назывался икукване. Его строили из тонких длинных прутьев, тростника и высокой травы, которые переплетались между собой и связывались верёвками. Вход в дом преграждал специальный щит. Путешественники замечали, что это национальное жилище необыкновенно гармонировало с окружающим пейзажем.

В икукване не было предусмотрено окон, свет давал только огонь очага.
Дом строили мужчины и женщины, но первые только отвечали за поставку стройматериалов. Притащив материалы и очертив границы будущего дома, мужчина считал свою работу выполненной, а далее трудились только женщины.

Пол там был из смеси песка из термитника с навозом, который после выварки утрачивал характерный запах, а термитный компонент добавлял прочности.

10. Фелидж

Народ – бедуины
Материал: дерево, шкуры овец, коз и верблюдов

Шатёр арабских кочевников бедуинов называется фелидж. Его каркас из переплетённых тонких жердей накрывался тканью, полученной из козьей или верблюжьей шерсти. Она была настолько плотной, что не пропускала влагу дождя. Днём покрытие приподнималось для проветривания, а в сильный ветер или на ночь возвращалось на место.

В Сахаре ночи весьма холодные, поэтому после заката бедуины наглухо задраивали все окна и вход.
В фелидже есть мужская и женская половины, разделённые узорчатой занавеской. Очаги есть в обеих половинах. На полу стелились циновки. Жилище это мобильное – легко разбирается и собирается, что необходимо кочевому племени.

 

Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу и читайте все наши статьи первыми!

Источник: https://rukivnogi.com/articles/natsionalnye-tipy-zhilya-narodov-mira

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.