Земельный право

Земельный кодекс РФ

Земельный право

На этом сайте представлена всегда актуальная версия статей Земельного кодекса РФ с Комментариями.
находятся сразу после текста статей.

Для навигации по сайту используйте «Оглавление» на главной странице, систему поиска и навигационную цепочку на страницах статей.

Также вы можете перейти к любой статье кодекса, набрав номер нужной статьи в адресной строке браузера.

Например, введите:

  • Глава I. Общие положения
  • Глава I.1. Образование земельных участков
  • Глава II. Охрана земель
  • Глава III. Собственность на землю
  • Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут, публичный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками
  • Глава V. Возникновение прав на землю
  • Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
    • Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
    • Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
    • Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
    • Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование
    • Статья 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование
    • Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме
    • Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
    • Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка
    • Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
    • Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
    • Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
    • Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
    • Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
  • Глава V.2.

    Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

  • Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Глава V.4.

    Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

  • Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
  • Глава V.6.

    Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

    • Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута
    • Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений
    • Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
  • Глава V.7. Установление публичного сервитута в отдельных целях
  • Глава VI.

    Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

  • Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю
  • Глава VII.1. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Глава VIII.

    Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости

  • Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров
  • Глава X. Плата за землю и оценка земли
    • Статья 65. Платность использования земли
    • Статья 66. Оценка земли
  • Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд
  • Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль
  • Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
  • Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения
  • Глава XV. Земли населенных пунктов
  • Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны
    • Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
    • Статья 88. Земли промышленности
    • Статья 89. Земли энергетики
    • Статья 90. Земли транспорта
    • Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
    • Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
    • Статья 93. Земли обороны и безопасности
  • Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов
  • Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса
  • Глава XIX. Зоны с особыми условиями использования территорий

Полезные материалы

  • Скачать Земельный кодекс РФ 2020
  • Уголовно-процессуальный Кодекс РФ 2020

Источник: http://stZKRF.ru/

Особенности законодательства по Земельному праву в России

Земельный право

Земельное право – сложная система норм и отношений, представляющая собой множество правовых форм собственности на землю. Все вопросы урегулированы государством и обществом, описаны в официальных актах по использованию земельных недр (природных, недвижимых объектов).

Что такое ЗП в России, нормы и предмет

В понятие права может входить целый комплекс взаимоотношений между людьми, регулируемых нормативами и законами. Метод связан с охраной, распределением, применением природных ресурсов. Это самостоятельный термин (отрасль), подразумевающий под собой дисциплинарное поведение участников – сторон, наделенных правом занимать участки, использовать по назначению.

Процессами урегулирования занимается уполномоченный орган – Земельный отдел, наделенный, в свою очередь, правами по распределению наделов, прекращению, возобновлению или изменению вида правоотношений, вынесению решений в соответствии с административно-нормативными актами в рамках данной отрасли.

Признаки норм:

  • предписание со стороны государства по должному (возможному) поведению людей при использовании наделов;
  • письменное (формальное) определение права с обозначением в рамках деяний субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение мер воздействия (принуждение, стимуляции) со стороны гос. органов;
  • возложение обязанностей на субъекты по возможному (невозможному) использованию ресурсов.

Права на землю согласно юридическим нормам по классификации подразделяются на:

  • регулятивные с содержанием в себе предписаний для участников общественных отношений;
  • охранительные с регламентом мер, юридической ответственностью с целью защиты субъективных прав.

С учётом функциональной роли виды норм подразделяют на:

  • исходные — с определением основ регулирования общественных отношений, задач и целей направлений;
  • общие — с распространением на большую часть земельного института;
  • специальные — с отношением к отдельной отрасли, урегулированием определённого вида общественных отношений.

В зависимости от характера нормы различают:

  • материальные (земельные, экологические);
  • гражданское, уголовно-процессуальные.

Виды материально-правовых нормативов: обязывающие, управомочивающие, компенсационные, запретительные, поощрительные, карательные. Например, процессуальный вариант включает в себя регламент упорядочения деятельности государственных структур во взаимодействии с иными объектами природных правоотношений.

Предмет права – отдельный отраслевой элемент, включающий принципы и основы жизнедеятельности народов, проживающих на определенной местности. Специфика тесно связана с природными объектами, т. е. землей – важным орудием для ведения лесного (сельского) хозяйства, которая, в свою очередь – с другими объектами: животный (растительный) мир, вода, леса, поля.

Метод права

Основные методы урегулирования:

  • диспозитивный вариант урегулирования общественных отношений с предоставлением участникам свободы выбора в их действиях;
  • императивный метод подчинения властям, должного поведения или запретов с их стороны.

Преимущество – за императивным методом, учитывая специфику и концепцию земельных отношений, когда большую роль играет регулирование охраны, социальная значимость.

Императивный метод предполагает возложение неких обязанностей для собственников сельхозугодий с обязательным занесением в кадастр, осуществлением контроля за охраной и использованием ресурсов со стороны государства.

Принципы земельного права

Принципы – базовое определение земель. Подразделяют по сфере применения на: отраслевые, межотраслевые, общественные.

В основе принципов – конституционные законы, хотя способы регулирования норм и отношений тесно связаны с административными нормативами, на основании которых и осуществляется возможное привлечение лиц к ответственности в случае совершения правонарушений по отношению к природным богатствам при неправильном использовании или не по назначению.

Основные принципы ЗП:

  • общеправовые, закрепленные в Конституции РФ, описанные в законах;
  • межотраслевые в составе сразу нескольких смежных отраслей;
  • частноправовые и публичные взаимоотношения, тесно связанные с Административным, Гражданским кодексом;
  • отраслевые (базовые) для урегулирования отношений между людьми.

 Особенности реализации отраслевых принципов земельного права

Особенности реализации отраслевых принципов (подотраслей):

  • придание значения наделам как природным охраняемым объектам либо собственному недвижимому имуществу;
  • изменение целевого назначения сельхозугодий, защитных лесов, объектов культурного наследия по мере необходимости;
  • использование природных ресурсов за определённую плату в качестве экономического механизма урегулирования правоотношений;
  • определение принадлежности природных площадей к той, иной категории с обозначением целевого назначения, т. е. разделение на зоны (части), участки для разрешенного использования;
  • разграничение наделов на собственные или принадлежащие государству, отдельным субъектам, муниципальным образованиям РФ;
  • разграничение по нормативам согласно актам для урегулирования отношений по использованию природных ресурсов.

Субъекты земельного права

Субъектами могут выступать физические и юридические лица (муниципальные, образовательные комитеты). Согласно ст.5 ЗК РФ участники отношений:

  • собственники с наличием права собственности на земельные наделы;
  • землепользователи, владеющие участками бессрочно либо постоянно при безвозмездном пользовании;
  • землевладельцы, использующие унаследованные угодья;
  • арендаторы, взявшие в наем участки на основании субаренды, договора найма;
  • обладатели публичного сервитута с ограниченными возможностями по использованию наделов, не принадлежащих им в собственности;
  • участники отношений, обладающие определённым правом на основании законодательства при наличии доверенности на управление наделами;
  • физические лица, граждане РФ, без гражданства.

СПРАВКА! На сегодняшний день права предусмотрены законодательством по использованию наделов на территории РФ исключительно своим гражданам.

Ограничение же может быть в случае использования участков на правах бессрочного либо срочного безвозмездного пользования. В актах не оговаривается, что юридические лица могут использовать участки для ведения хозяйства.

Хотя вправе принимать активное участие исключительно в интересах общества.

Источники земельного права

Источники – нормативно-правовые акты с урегулированием земельных отношений. Основные источники ЗП:

  • Конституция России с установлением общих принципов регулирования правоотношений;
  • международные договоры с определением государственных границ РФ для использования участков в определенном режиме в приграничных зонах;
  • Земельный кодекс (ст. 136) по урегулированию охраны недр, закреплению системы норм, освещению вопросов по возможному приобретению сельхозугодий в собственность с учетом категории.

Земельные права граждан

С юридической точки зрения, граждане могут иметь следующие права:

  1. Собственности на субъектный, многосубъектный участок, подразумевающее под собой использование исключительно по целевому назначению, не допускающее каких-либо нарушений со стороны других лиц. Собственник вправе владеть определенной земельной территорией.
  2. Владения в рамках интересов государства, когда инспекторы по охране природных ресурсов могут совершать на определенной территории контрольные функции.
  3. Распоряжения с принадлежностью наделов гражданам на праве собственности, но с некими ограничениями в рамках закона с целью недопуска нанесения ущерба общественности. Это долевая собственность, при которой один участник не вправе нарушать интересы другого дольщика при использовании совместных площадей.
  4. Реальное право, предполагающее наличие объектов собственности в натуре для граждан.
  5. Вещное право с подразделением по принципу действия на временное, бессрочное, пожизненно наследуемое использование природных богатств.
  6. Обязательное — результат сделок между гражданами, составление договоров аренды, срочного (бессрочного, возмездного) пользования наделенными участками.

Права на природные ресурсы для граждан предопределены законами. В ряде случаев – без установления режима со стороны администрации, местных органов муниципалитета, которые не вправе отменять выданное наследство либо пожизненное владение землей, поскольку это противоречит законам.

Разъяснение сложных моментов

Гражданам важно понимать, что надел земли – отдельный объект и должен быть разрешен со стороны государства, нормативных актов к использованию по назначению для застройки, ведения деятельности. Необходимо провести сбор документации, получить разрешение на строительство, например, в ИЖС.

  1. Отдельное внимание стоит уделить созданию проекта будущего здания в соответствии с планировкой, ранее проведенным межеванием участка.
  2. Многие ошибаются, думая, что брать разрешение на строительство и составлять проектную документацию перед воздвижением отдельно стоящего дома необязательно. Стоит понимать, что отсутствие разрешения не даст возможности провести регистрацию дома на момент введения в эксплуатацию. Это значит, что подключить коммуникации (свет, газ, отопление) будет затруднительно.
  3. За разъяснением непонятных вопросов гражданам рекомендуется обратиться в градостроительный комитет, выдающий разрешения на строительство, документацию органам местного муниципалитета для проведения регистрации наделов на местах. Взять разрешение можно в МФЦ, предварительно подготовив план и проект участка, выданный градостроительным комитетом.
  4. Проектная документация обязательно подлежит составлению, если предполагается построить дом свыше 3 этажей. Разрешение на строительство не требуется только в случае застройки на дачном участке небольшого домика, киоска, павильона, иного некапитального объекта.
  5. Выгода для собственников, использующих угодия по целевому назначению – возможность строительства жилого дома. Но заручиться разрешением нужно, пройдя немало инстанций. Без документации проведение строительных работ, возведение сооружений (построек) может стать незаконным, и это – повод для сноса.

Земельные отношения урегулированы гражданским, административным законодательством. Участки могут становиться объектами товарооборота с возможностью применения дополнительных норм Гражданского кодекса. Но в ряде случаев право по использованию наделов для граждан может быть прекращено. Причины:

  • использование не по целевому назначению;
  • применение методов, приведших к снижению плодородия с сельхозугодий, ухудшению экологии, отравлению и загрязнению участков.

Основанием для прекращения прав в случае изъятия может стать систематическая неуплата налогов, непроведение мероприятий по улучшению земель, возникновения чрезвычайной ситуации в стране.

Понятие земельного права – это совокупность строгих общественных отношений, урегулированных соответствующими нормами.

Хотя в определённых ситуациях законодательство может выходить за рамки предписанных отношений.

Особенности законодательства по Земельному праву в России Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/osobennosti-zakonodatelstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.