Законы и иные нормативные акты

Нормативно-правовые акты: законы, их виды и особенности

Законы и иные нормативные акты

Подзаконные акты

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных правотворческих государственных органов, в которых содержатся нормы права. Среди них следует выделить законы и подзаконные акты:

1. Законы.

2. Декреты.

3. Указы.

4. Постановления правительства.

5. Приказы министров.

6. Решения и постановления местных органов власти и управления.

Система нормативно-правовых актов определяется Конституцией, законами, положениями, закрепляющими компетенцию государственных органов. Так, в РФ Парламент принимает законы, Президент – указы и распоряжения.

Закон это принятый в особом порядке нормативно-правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой.

Иначе говоря, закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом власти.

Черты закона:

1. Нормативный акт, издаваемый или принимаемый представительным органом государственной власти или народом при проведении референдума

2. Закон, обладает высшей юридической силой, то есть имеет верховенство и является главной формой права (хотя в Англии закон рассматривается как второстепенный источник права), а главный источник – судебная практика.

3. Закон должен отражать волю и интересы общества или народа, то есть выражать общую волю. Это положение подвергнуто серьезной критике. На самом деле закон – дело избирательного корпуса.

4. Законы издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке, путем внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения, утверждения, опубликования. Если закон принимается путем референдума, то порядок определяется в Законе о референдуме. Существуют различные критерии классификации законов:

1. В зависимости от значимости содержащихся в законах норм:

– конституционные;

– обыкновенные.

Конституционные – это Конституция, законы, вносящие дополнения и изменения в Конституцию, и законы, издание которых предусмотрено в Конституции.

Обыкновенные принимаются по текущим вопросам жизни государства.

2. В зависимости от органов, издавших закон, а также от территории действия, законы подразделяются на федеральные и на законы, принятые субъектами федерации (действуют на подведомственной территории).

По Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон. Если закон издан по предмету исключительного ведения субъектов РФ, то действует закон субъекта РФ.

Постановления Правительства РФ издаются в пределах компетенции правительства, по важным вопросам хозяйственного, социально-культурного строительства. Президент издает указы. Это нормативно-правовые акты, издаются на основе Конституции и Федеральных законов – в пределах компетенции Президента.

Им издаются также распоряжения (индивидуальные предписания). Министерства, госкомитеты издают приказы и инструкции.

Субъекты федерации:

– республики имеют свою Конституцию и законодательство;

– остальные субъекты – устав и законодательство.

Самостоятельную группу актов образуют решения местного самоуправления (регламенты, положения), они обязательны для расположенных на их территории предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также для должностных лиц и граждан.

С 1991 г. появилась местная администрация. Глава ее в пределах своей компетенции принимает постановления, выносит решения, издает распоряжения.

Подзаконные акты главы администрации, противоречащие законодательству, отменяются соответствующим органом исполнительной власти или судом.

Действие нормативных актов во времени,

В пространстве и по кругу лиц

На практике большую значимость имеет действие нормативно правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие во времени определяется вступлением нормативно-правового акта в силу и утратой им силы. Время вступления в силу устанавливается законом или иным нормативным актом. Время вступления может быть определено конкретным моментом:

– немедленно после официального принятия и опубликования текста нормативно-правового акта;

– по истечении специально предусмотренного срока для конкретного нормативно-правового акта после его опубликования.

Новый нормативно-правовой акт распространяется на все общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу и на те, которые возникнут в будущем. Нормативно-правовой акт может иметь обратную силу. Эти случаи должны быть оговорены в самом нормативном акте.

Так, в уголовном праве закон имеет обратную силу, если устраняется наказуемость деяния или смягчается наказание. Иногда имеет место переживание старого нормативно-правового акта, который формально отменен, но продолжает действовать на длящиеся правоотношения. Указом Президента от 05.04.1994 г.

предусмотрено: законы должны быть опубликованы в информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ», в «Российской газете», в эталонном банке правовой информации научно-исследовательского центра правовой информации «Система». Они также могут быть переданы по радио и по телевидению.

Федеральные законы по вопросам ратификации, денонсации международных договоров публикуются в «Бюллетене международных договоров». Президент должен подписать федеральный закон в течение 14 дней, а Конституционный – в течение 7 дней. Федеральные законы вступают в силу на территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Постановления и решения Правительства, ведомственные акты вступают в действие с момента их принятия, если иное специально не оговариваются. Различают акты определенно-длительного и неопределенно-длительного действия. Иногда действие нормативного акта приостанавливается.

Действие нормативного акта в пространстве.

Пространство включает:

– часть суши, внутренние воды, недра в пределах границ государства;

– внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (1 миля – 1852 м.);

– воздушный столб (на высоте до 35 км);

– воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе, под флагом и гербом государства;

– космические объекты под гербом и флагом государства;

– территории посольств или консульств.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц распространяется на всех юридических и физических лиц, находящихся на данной территории. Исключения установлены для лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом: послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического корпуса.

Ответственность за их нарушения определяется дипломатическим путем.

По физическим лицам различают:

1. Граждане.

2. Иностранцы.

3. Лица без гражданства.

4. Лица с двойным гражданством.

5. Физические лица различаются:

– по возрасту;

– по признаку пола;

– по профессиональной принадлежности;

– иные основания.

Система права

Нормы права, составляющие право того или иного государства, характеризуются внутренним единством, согласованностью. В силу разнообразия регулируемых общественных отношений единое право подразделяется на отдельные структуры, имеющие самостоятельную значимость в правовом регулировании. Единство и дифференциация лежат в основе внутренней структуры всякого права.

Система права – это право данного общества, взятое как в единстве, так и в подразделении на составные части, это внутреннее строение права, обусловленное определенными объективными основаниями.

Поэтому система права – это структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм данного государства и одновременно их разделение на соответствующие отрасли права.

Отрасли права, подотрасли права, правовые институты, норма права – это основные внутренние структурные подразделения права.

Они различаются между собой по:

– значению;

– объему и месту, занимаемому в правовом регулировании.

Отрасль праванаиболее крупное подразделение права. Это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в определенной сфере общественной жизни.

В каждой отрасли права есть Общая часть, в нормах которой выражены общие положения по регулированию всей данной области (имущественных, уголовно-правовых и т. п.) отношений. Отрасль права включает в свой состав иногда подотрасли.

Например, авторское право – подотрасль гражданского права.

Отрасли и подотрасли делятся на правовые институты, то есть группы правовых норм, регулирующих какие-либо однородные общественные отношения, связанные между собой в виде обособленной группы (институт права собственности, институт договора, обязательств и т. п.).

Связь между отдельными отраслями права обеспечиваются смежными правовыми институтами.

От системы права следует отличать систему законодательства. В законах (по соображениям удобства) иногда содержатся нормы разных отраслей права. Эти различия следует учитывать при систематизации законодательства. Система законодательства не совпадает с системой права (с его отраслями).

Система права складывается объективно-исторически. Поэтому в основе деления системы права на отрасли лежат общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права.

Первым и главным основанием деления права на отрасли и институты является предмет правового регулирования, то есть регулируемые правом общественные отношения.

Другим основанием является метод правого регулирования, то есть совокупность правовых приемов воздействия на общественные отношения, применяемых государственными органами при регулировании данных отношений.

Краткая характеристика отраслей права

Систему права следует начать раскрывать с характеристики отдельных отраслей права.

На первом месте стоит конституционное (государственное) право – ведущая отрасль права, в ней объединены нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи, функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношения личности и государства, механизм осуществления государственной власти.

Административное право – система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Финансовое право – регулирует отношения в связи с накоплением денежных и финансовых ресурсов.

Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения (честь, достоинство).

Трудовое право – система норм, регулирующих общественные отношения по применению труда рабочих и служащих, определяет условия приема и увольнения с работы, устанавливает время труда и отдыха, права и обязанности, условия труда работников.

Уголовное право – регулирует общественные отношения в связи с совершением деяний, признаваемых общественно опасными, то есть преступлениями.

Другие отрасли права.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное правоправовые нормы, с помощью которых воздействие осуществляется прямым путем (нормы материального права закрепляют юридическое положение имущества, лиц, определяют структуру органов государства и т. д.).

Процессуальное правонормы, регламентирующие процедуру при рассмотрении уголовных, гражданских и других юридических дел.



Источник: https://infopedia.su/8x10ff4.html

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Законы и иные нормативные акты

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. 

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;
  • акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;
  • подзаконные акты;
  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. 

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

См. также:

  • Локальный нормативный акт организации

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Готовимся к 2021 году: кадровые мероприятия … , или в иные периоды, установленные нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 122 …
  • Годовая инвентаризация … случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
    В частности, для казенных … финансового контроля не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета … -10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат … бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского учета …
  • Обзор нарушений, допускаемых при осуществлении закупок … также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере … нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере …
  • В чем отличия договора ГПХ от трудового договора? … , предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным …
  • Учет командировочных расходов в учреждении … командировочные расходы, их особенности, какими нормативно правовыми актами установлены правила оформления и учета … командировочные расходы, их особенности, какими нормативно правовыми актами установлены правила оформления и учета … определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
    в государственных органах субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами …
  • О порядке проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов … контроля нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов, отнесенных к полномочиям органа контроля … отражены положения законодательных и иных нормативных правовых актов, правовых актов, являющихся основаниями предоставления …
  • Как правильно учесть чаевые, полученные через терминал оплаты? … с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть …
  • О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного … для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа …
  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год … :
    при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми … результатах.
    Досрочное применение правил ФСБУ
    Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать … досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 … организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер …
  • Единые правила определения объема и выдачи субсидий на иные цели … органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок … должны обеспечить приведение своих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения объема … нормативно-правовых актов
    Общими требованиями установлено, что нормативные акты Правительства РФ, нормативные правовые акты высшего … случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа …
  • Предоставление субсидий на иные цели: что изменится с 2021 года? … соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в … предоставления.
    [1] Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим …
  • Разработка положения об оплате труда работников учреждений спорта … РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
    При разработке … действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты; … бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
    для руководителей, … нормативными правовыми актами этих субъектов;
    для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами …
  • Об изменениях в системе государственного финансового контроля … порядок устанавливается, соответственно, федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа … соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ. Такие стандарты должны … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, уже … нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и …
  • Операции межотчетного периода … РФ;
    изданием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и … стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и … переоценкой, изданием и (или) изменением нормативных правовых актов (в том числе в случаях …
  • Изменения в СГС “Концептуальные основы” … с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … случаях, предусмотренных названным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление … принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/normativnyy_pravovoy_akt.html

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ:ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. ИЗ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Законы и иные нормативные акты

Если говорить о легальном ПОНЯТИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА, то в России на федеральном уровне такое понятие отсутствует, при этом оно встречается в региональном законодательстве (применительно к нормативным правовым актам органов государственной власти). Например, в соответствии с п. 1 ст.

2 Закона Кировской области от 25 сентября 2013 года № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», нормативный правовой акт органа государственной власти Кировской области – это официально опубликованный (обнародованный), вступивший в силу письменный документ, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного на то органа государственной власти Кировской области, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии со ст.

2 Закона Республики Марий Эл от 06 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» , нормативный правовой акт Республики Марий Эл – это письменный документ, принятый (изданный) управомоченным органом государственной власти Республики Марий Эл в определенной законодательством форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть обязательных предписаний постоянного или временного характера для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение на территории Республики Марий Эл.

Аналогичные законы, определяющие понятие нормативного правового акта приняты и во многих других регионах, а вот на федеральном уровне, повторимся, такого нет.

В достаточно “стареньком” Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 г.

№ 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» отмечается, что «нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение» . Данное определение достаточно часто используется в официальных документах, регулирующих вопросы подготовки нормативных правовых актов .

При этом проблема дефиниций нормативно-правовых актов, используемых в законодательстве, связана с тем, что здесь определения носят достаточно узкий характер, поскольку непосредственно связаны со сферой, которая регулируется конкретным законом, использующим такое понятие.

Например, вышеприведенные примеры из регионального законодательства связывают нормативно-правовые акты с конкретными субъектами их принятия, а именно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целом такой подход справедлив, поскольку региональный законодатель не рассуждает о том, что в целом является нормативно-правовым актом, а определяет его дефиницию применительно к конкретному региону, в общем же круг субъектов, полномочных принимать нормативные правовые акты, намного шире, вплоть до народа, который может принят такой акт посредством референдума как формы прямого народовластия.

В науке можно встретить следующие дефиниции нормативно-правового акта.

  • “Нормативный правовой акт – это источник права, из которого возникает государственное регулирование как способ выражения социального интереса субъектов права, имеющий установленную форму, закрепляемый посредством особого рода нормотворческих процедур и предназначенный для реализации данного интереса путем общеобязательности”.
  • “Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый (изданный) в установленной законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках их компетенции, содержащий нормы права – правила поведения общего характера, неперсонифицированные, рассчитанные на многократное использование, направленный на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия”.

ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

Определения нормативно-правовых актов позволяют выделить систему их признаков.

  •  акт характеризуется волевым содержанием;
  •  акт имеет официальный характер;
  •  акт входит в единую систему;
  •  акт носит нормативный характер;
  •  акт представляет собой письменный документ;
  •  акт принимается по специальной процедуре;
  •  акт принимается компетентными органами;
  •  акт регулирует общественные отношения;
  •  акт гарантируется принудительной силой государства .

ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативно-правовые акты могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, в основу такой классификации могут быть положены:

  •  юридическая сила нормативно-правового акта;
  •  особенности правового положения субъектов правотворчества;
  •  срок действия нормативно-правового акта;
  •  сфера действия нормативно-правового акта;
  •  предмет правового регулирования.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

  •  Конституцию;
  •  законы;
  •  подзаконные нормативные акты.

Конституция обладает высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации, ее нормы имеют прямое действие, и в случае противоречия любого иного нормативно-правового акта Конституции применяются нормы последней.

В свою очередь, законы можно разделить на федеральные конституционные и федеральные.

Отдельно можно назвать «законы Российской Федерации», т.е. нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу действующей Конституции (например, Закон РФ «О недрах» ). Атрибутом «федеральные» такие законы не наделены, хотя по своей юридической силе приравниваются к ним.

Безусловно, именно законы (федеральные конституционные и федеральные) являются ядром правовой системы России, и они занимают центральное место в классификации нормативно-правовых актов.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и др.

Следует отметить, что юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами .

В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества, их места в системе публичной власти, нормативно-правовые акты подразделяются на:

  •  акты, принятые в результате референдума;
  •  акты, изданные государственными органами;
  •  акты органов местного самоуправления.

В свою очередь, акты, изданные государственными органами, в силу федеративного устройства России можно разделить на принятые органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.

  •  постоянные – такие акты не ограничены в своем действии временным промежутком и действуют вплоть до их отмены.
  •  временные (срочные) – такие акты ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

При этом временный (срочный) характер нормативно-правового акта должен быть прямо прописан в законе. Иными словами, «по умолчанию» любой нормативно-правовой акт является бессрочным (постоянным). Чтобы такой акт приобрел характер временного (срочного), конкретный срок его действия должен быть прямо указан в таком акте.

По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

  •  общегосударственные, действующие на всей территории страны;
  •  региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

По предмету правового регулирования (по содержанию) выделяют:

  •  акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в сфере трудовых отношений и т.д.

При этом такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания.

Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер.

Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

Например, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации включает в себя гражданско-правовые нормы, административно-правовые, нормы предпринимательского права и т.д.

Элементы состава преступления. Из теории уголовного права – здесь

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5faa7e02363ad27e8d3edee1/normativnopravovoi-aktponiatie-priznaki-i-vidy-iz-teorii-gosudarstva-i-prava-5fc3f38b4c127965db129da6

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.