Закон как нормативно правовой акт

Закон как нормативно-правовой акт: признаки, роль и виды

Закон как нормативно правовой акт

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой. Это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например, в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

К признакам закона относятся следующие:

•         он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

•         порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

•         в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

•         он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

•         он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.).

Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию.

Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов – кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом.

Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным.

Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения.

Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ.

В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.).

Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом.

«Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории.

Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность.

Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации – законы, это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством.

В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества.

Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

•         субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

•         предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

•         сроку действия (постоянные законы и временные);

•         характеру (текущие и чрезвычайные);

•         сферам действия (общефедеральные и региональные);

•         содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

•         степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);

•         значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

•         объему регулирования (общие и специальные).

Источник: https://studopedia.ru/20_16296_zakon-kak-normativno-pravovoy-akt-priznaki-rol-i-vidi.html

Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды

Закон как нормативно правовой акт

Закон– нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон имеет ряд преимуществ по сравнению с другими НПА:

во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону;

во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т. е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные;

в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов;

в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера – о – введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. – могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства РФ;

в-пятых, имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности;

в-шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов:

1. Конституция Российской Федерации. Конституцию РФ принимают и субъекты Федерации – республики. Остальные субъекты имеют свои уставы. Конституция РФ занимает верховное место в иерархии системы законодательства, абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ.

2. Конституционные федеральные законызанимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т. е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента РФ, квалифицированное большинство в палатах Федерального Собрания): при принятии они должны получить 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 – в Совете Федерации).

3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. о толковании статьи 136 Конституции РФ.

Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, т. е.

не менее чем 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 – от общего числа членов Совета Федерации.

4. Кодекс– самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Федерации, принимая законы в виде кодексов.

Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования.

Следует отметить, что кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.

5. Основы законодательства.Основы – форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

6. Законы о ратификации и денонсации международных договороввыделяются в литературе в качестве разновидности законов.

В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор… подписанный…».

7. Модельные законыпоявились после создания СНГ. Цель этих актов – обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств – членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений.

Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федеративного государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны.

Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации и оказывают последним своего рода правовую помощь.

8. Делегированное законодательство.Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов.

Однако, делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определенные гарантии, с тем чтобы не было злоупотребления этими полномочиями.

Такими гарантиями являются: во-первых, точный перечень вопросов; во-вторых, указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия; в-третьих, законы, принятые на основе делегирования, находятся под контролем законодательных органов.

9. В качестве еще одного из видов законов называют законы, принимаемые в порядке референдума.Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом.

Кодекс (лат. codex – собрание законов) – сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения. К. являются результатом кодификационной деятельности законодателя (см. Кодификация).

По общему правилу К. относится к определенной отрасли права (напр., гражданский, уголовный, семейный, трудовой и др.). Обычно содержит только основу правового массива соответствующей отрасли; остальные нормы включаются в другие законы и подзаконные акты. Некоторые К.

объединяют нормы, отрасли законодательства (К. торгового мореплавания, жилищный К. и др.) или подотрасли права (налоговый, бюджетный К.). Понятие К. за рубежом-отличается определенной спецификой. В США К. представляют собой результат простой консолидации отдельных законов и норм общего права.

Во Франции наряду с “классическими” К. получила распространение практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых К., по отдельным отраслям (или даже узким вопросам) правового регулирования, – К. о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, морских портов и др. В эти К.

входят как законодательные, так и регламентарные нормы.

Кодекскак форма нормативного правового акта, пожалуй, самая древняя и наиболее распространенная, применявшаяся в Советском государстве и в настоящее время действующая в Российской Федерации, имеет силу закона.

Законодательного закрепления предмета регулирования в форме кодекса нет, поэтому твердых правил при выборе формы регулирования посредством кодекса законодатель не придерживается.

В СССР перевозки регулировались, например, в морском и воздушном транспорте, соответственно – Кодексом торгового мореплавания и Воздушным кодексом; в то же время перевозки по железнодорожному транспорту, основному виду транспорта по объему перевозок, речному и автомобильному регулировались соответствующими уставами, которые были не законами, а правительственными актами.

В Российской Федерации в настоящее время действуют четыре вида кодексов:

1) кодексы позитивного материального права по отраслям – Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Земельный кодекс и др.;

2) кодексы об ответственности за правонарушения Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях;

3) кодексы процессуальные, опосредствующие нормы как позитивного материального права, так и нормы об ответственности за правонарушения, – Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.;

4) кодексы, регулирующие весь комплекс вопросов по организации отрасли или сферы государственного управления. Примером может служить действующий Таможенный кодекс РФ.

Источник: https://cyberpedia.su/9x12877.html

Законы: понятие, признаки и виды

Закон как нормативно правовой акт

Определение 1

Закон является нормативным актом, который принимается в особом порядке в лице органа законодательной власти или по результатам референдума, выражающего волю народа. Также он обладает высшей юридической силой и регулирует самые важные общественные отношения.

Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

  • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
  • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выражение воли и интересов народа;
  • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
  • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.

Замечание 1

На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

Виды законов

На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов.

Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан.

Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

Опиши задание

Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:

  • субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
  • предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
  • срок действия (постоянный или временный закон);
  • характер (текущий и чрезвычайный);
  • сфера действия (общефедеральный и региональный);
  • содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
  • степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
  • значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
  • объем регулирования (общий и специальный).

Подзаконные нормативные акты

Определение 2

Подзаконные акты являются актами, которые издаются на основе и для исполнения законов. У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.

В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/vidy-zakonov/

Вопрос 50. Закон как вид нормативно-правового акта: понятие

Закон как нормативно правовой акт

И виды. Иерархия законодательства в Российской Федерации

Закон – нормативный правовой акт, принимаемый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом или путем референдума, регулирующий важнейшие вопросы государственной и общественной жизни[44].

Признаки законов в Российской Федерации:

1. принимаются только органом законодательной власти или референдумом;

2. закон принимается в особом порядке, предусмотренном Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать (не противоречить) ему, в случае противоречия или если подзаконный акт издан не на основании или не во исполнение закона, то такой подзаконный акт отменяется;

5. регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;

6. имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял. Конституционный Суд вправе признать закон не соответствующим Конституции и объявить его недействующим.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе: основной закон (Конституция РФ), федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации;

по субъектам законотворчества: законы, принятые в результате референдума и законы принятые законодательным органом;

по предмету правового регулирования (в зависимости от того, отношения какой отрасли права регулируют). Например, уголовный, уголовно-процессуальный закон;

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодексы (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Жилищный кодекс и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обычные);

Основываясь на нормах Конституции РФ можно следующим образом расположить различные виды законов, действующие в Российской Федерации в зависимости от их юридической силы (в порядке убывания):

I. Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу… Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»).

II. законы о поправках к Конституции РФ (принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных конституционных законов, но с условиями, предусмотренными ст. 136 Конституции РФ)

III. федеральные конституционные законы (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ: «Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации»);

IV. федеральные законы (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»);

V. законы и равные им по юридической силе правовые акты СССР и РСФСР (правовые акты президиумов Верховных Советов и Верховных Советов СССР и РСФСР, основы законодательства) законы Российской Федерации (законы, принимавшиеся после 25 декабря 1991 г.

(когда РСФСР стала именоваться «Российская Федерация (Россия)»[45]) и до принятия Конституции РФ 1993 г.) (ч.

2 Раздела второго Конституции РФ: «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации»);

VI. законы субъектов РФ (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам»).

Вопрос 51. Действие нормативно-правовых актов во времени,

В пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов различают по времени, в пространстве и по кругу лиц.

1. По времени: охватывает комплекс правил, определяющих вступление в силу принятого акта, механизм введения его в действие, пределы действия акта.

а) Момент вступления нормативно-правового акта в юридическую силу определяется следующим образом:

– с момента принятия его правотворческим органом, то есть. вступление в действие немедленно после его принятия и официального опубликования;

– с момента истечения определенного, заранее предусмотренного срока (обычно по истечении 10 дней после официального опубликования);

– с момента времени, указанного в самом нормативно-правовом акте или в специальном акте о введении его в действие, то есть вступает в действие с определенной даты, в нем же самом и оговоренной;

– в случае рассылки нормативно-правового акта – с момента получения адресатом (если в акте не указано иное).

б) Второй критерий действия нормативно-правовых актов во времени – это момент утраты ими своей юридической силы, то есть момент окончания срока действия акта:

– нормативно-правовые акты без указания срока их действия. Таких актов большинство и они действуют до их официальной отмены компетентным органом или до принятия нового аналогичного акта;

– нормативно-правовые акты с указанием срока их действия (такой срок устанавливается, как правило, в самом нормативно-правовом акте);

– признание акта неконституционным. В этом случае нормативно-правовой акт утрачивает силу с момента провозглашения соответствующего решения Конституционного (уставного) суда.

По общему правилу, законы обратной силы не имеют, но существуют исключения из этого правила.

Обратная сила нормативно-правового акта означает: может ли распространяться действие нормативно-правового акта на прошедшее время, то есть со дня вступления нормативно-правового акта на все случаи «вперед» и «назад». Эти случаи характеризуют понятие «обратной силы» нормативно-правового акта, свойственны прежде всего для правоохранительной деятельности компетентных органов и должны быть строго регламентированы:

1) в самом нормативно-правовом акте указано, что он распространяет свое действие на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) нормативно-правовой акт смягчает ответственность;

3) нормативно-правовой акт отменяет ответственность.

Например, в уголовном праве закон имеет обратную силу (то есть распространяется и на правоотношения, возникшие до его принятия) только если им устраняется наказуемость деяния или смягчается наказание.

Существует еще один критерий – так называемое «переживание» старого нормативного акта, когда утративший юридическую силу нормативно-правовой акт в целом не применяется, но отдельные его положения могут применяться к длящимся правоотношениям, возникшим или существовавшим во время действия этого акта и не прекратившимся на момент его отмены (например, Уголовный кодекс 1961 года действует по преступлениям, совершенным до 1991 года (до принятия Уголовного кодекса РФ) по неистекшим срокам давности, если за них предусмотрено наказание более мягкое, чем в УК РФ).

2. Действие нормативно-правового акта в пространстве. Оно очерчено территорией государства, в пределах которой действуют его предписания, и государственным суверенитетом.

Пространственные пределы действия нормативно-правового акта зависят, как правило, от юрисдикционных полномочий органа, его издавшего. Поэтому различают:

а) акты общего действия на всей территории РФ. Например, акты органов федеральной исполнительной власти (за исключением случаев, когда их территориальность определена в самом нормативно-правовом акте).

В понятие «территория государства» включаются:

1) территории субъектов, то есть суша с недрами и континентальный шельф, воздушное пространство над ними (20 км);

2) внутренние воды и территориальное море (12 морских миль);

3) территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом (только суша);

4) кабели, трубопроводы и различные сооружения;

5) морские, речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны.

б) нормативно-правовые акты, действующие на ограниченной территории. Например, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ действуют уже на части территории РФ – в пределах территории ее конкретного субъекта. А вот акты органов местного самоуправления действуют лишь на территории муниципального образования, где они были изданы.

Существует и такое понятие как «экстерриториальный принцип» когда на территории государства допускается применение нормативно-правового акта иных государств и международных документов, то есть распространение действия нормативно-правового акта субъекта правотворчества за пределами его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом споров по внешнеторговым сделкам, а также по некоторым делам, вытекающим из наследственных правоотношений, допускается использование иностранного законодательства.

3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц:

– нормативно-правовые акты общего характера распространяются на всех граждан РФ, находящихся на территории РФ, включая иностранцев (если международным договором или внутренним законодательством не предусмотрено иное);

– распространяется на лиц, проживающих на определенной территории;

– лиц, обладающих специальным правовым статусом, то есть на определенные категории граждан (пенсионеры, инвалиды и др.). Круг этих лиц должен быть оговорен самим нормативно-правовым актом.

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2002;

Источник: https://studopedia.net/6_88348_vopros--zakon-kak-vid-normativno-pravovogo-akta-ponyatie.html

Закон как нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, место и роль в системе нормативно-правовых актов

Закон как нормативно правовой акт

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый по строгой процедуре верховным органом государственной власти, регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения (Цыганов В.И.).

Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов.

Признаки закона:

1.

Это нормативно-правовой акт, так как он содержит нормы права;

2. Обладает высшей юридической силой. Его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего, его содержанию не должны противоречить все иные нормативно-правовые акты. Все другие нормативно-правовые акты издаются на основе закона и во его исполнение.

3. Принимается по особой процедуре высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или в порядке референдума. Конституцией государства устанавливается четкая процедура принятия законов, отличающаяся сложностью по сравнению с процедурой принятия подзаконных нормативно-правовых актов.

4. Регулирует наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

5. Является фундаментальным юридическим документом. Служит базой, основой, ориентиром деятельности государственных органов.

6. Должен выражать волю и интересы народа.

Виды законов по их юридической силе:

1.

Конституция (закон законов) –это основополагающий учредительный политико-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющийконституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и форму государственного устройства, систему и полномочия государственных органов. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все другие нормативно-правовые акты не могут ей противоречить.

2. Федеральные конституционные законы(в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

Они являются своеобразным продолжением Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (например, федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека, о референдуме Российской Федерации, о судебной системе, об арбитражных судах, о военных судах, о государственном гербе, о государственном флаге, о государственном гимне и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

3. Федеральные законы –это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.).

Особое место в системе законов занимают кодексы. Кодекс – это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу общественный отношений, подлежащий непосредственному применению.

Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли, например, Уголовный кодекс, либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс).

В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства находятся кодексы.

4. Законы субъектов Федерации –издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, закон Нижегородской области о фармацевтической деятельности и т.д.).

52. Подзаконный нормативно-правовой актэто разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение (В.И. Цыганов).

Подзаконные нормативные актыофициальные документы, принимаемые различными органами государства, муниципальными органами и отдельными организациями во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов (Петров А.В.).

Подзаконные акты издаются на основе законов и конкретизируют их нормы. По юридической силе они уступают законам. Тем не менее, их роль в регулировании общественных отношений очень велика. Они более многочисленны и разнообразны чем законы, обладают разными названиями, их юридическая сила зависит от места и роли принявшего их органа.

В Российской Федерации система подзаконных нормативно-правовых актов в общем виде закреплена в Конституции.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Для реализации своих властных полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Распоряжения в отличие от указов принимаются больше по процедурным текущим вопросам.

Президент издает также многочисленные индивидуальные акты (указы Президента о награждении государственными наградами РФ, о присвоении почетных званий, о назначении или освобождении от должности и др.).

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ.Они принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения в Российской Федерации. Президент РФ может отменить их.

3) Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут приниматься в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства. Если они затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан или являются межведомственными, то подлежат государственной регистрации в министерстве юстиции и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

4) Нормативно – правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся постановления, распоряжения и т.п.

глав субъектов, администраций, правительств субъектов, подзаконные решения представительных органов субъектов. Данные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта.

Подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации соотносятся с актами федерального уровня в соответствии со ст. 76 Конституции РФ.

5) Нормативно-правовые акты местных органов власти.Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

6) Локальные нормативные акты.Издаются учредителями и иными субъектами управления на предприятиях, учреждениях, организациях (уставы, приказы, положения). Во многих случаях данные акты должны быть зарегистрированы в муниципальном органе.



Источник: https://infopedia.su/17x12a5.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.