Закон это нпа принятый

Источники права. Нормативно-правовой акт. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Закон это нпа принятый

Занятие с выпускниками 11 класса, сдающих ЕГЭ по обществознанию.

Тема: Источник (форма) права
Понятие источника (формы) права

Одним из признаков права является формальная определенность, т.е. право всегда существует в строго определенной форме, в виде текста особого вида. Отклоняющийся от установленной формы текст не может считаться действительным.

Источник права, или форма права – это принятая государством внешняя форма выражения норм права.

Виды источников (форм) права

1) Нормативно-правовой акт – это юридический документ, который содержит общеобязательные нормы и принимается в особом порядке уполномоченным должностным лицом или государственным органом.Это самая распространенная в России и во всем мире форма права. Например, Конституция РФ, федеральный закон, указ президента, приказ министра и т.д.

Об НПА и их признаках см. подробнее.

2) Правовой обычай – это норма права, сложившаяся независимо от государств, но признанная им. В России правовые обычаи признаются, если не противоречат НПА.
Примеры правового обычая:

  • в России признается действие обычаев делового оборота, т.е. сложившихся и широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренных законодательством. Так, по закону государственным организациям разрешается не ставить печать на их официальном бланке. Подражая им, многие компании тоже не ставят свою печать на фирменном бланке, и суд может признать такие документы действительными. Или если в порту издавна велось так, что суда заходят в него по очереди, то в случае конфликта суд учтет это правило, хотя это и не выражается в действующих законах.
  • в некоторых вузах принято приветствовать преподавателя стоя, и несоблюдение этого правила может быть основанием для дисциплинарной ответственности.
  • на всех встречах высокопоставленных делегаций выполняются церемониальные правила дипломатического этикета.
  • ношение холодного оружия в России запрещено, но в тех местностях, где оружие является частью национального костюма (кинжал на Кавказе), можно появляться с ним на улице.

3) Юридический, или судебный прецедент – это правовой акт, принятый судом или другим органом по конкретному вопросу или судебному делу и обязательный для всех похожих случаев в будущем.На прецедентах основаны правовые системы Великобритании и США.

В России прецеденты официально не используются, но суды обычно учитывают решения по похожим делам, вынесенные вышестоящими судами (Верховным Судом РФ и другими). Верховный Суд РФ регулярно выпускает сборники своих решений, чтобы «обеспечить единообразное и непротиворечивое употребление судами норм материального права».

Также и нижестоящие чиновники учитывают решения, принятые федеральными органами власти, даже если они для них и не обязательны.

Конечно, такая система очень запутана, т.к. решений по конкретным делам принимаются сотни тысяч. К тому же в наши дни многие прецеденты явно устарели. Например, только в 1991 г.

английские суды отказались признавать прецедент, по которому изнасилование жены мужем не считается преступлением, т.к. в 1736 году судья сэр Мэтью Хейл постановил: «Муж не может быть виновен в насилии над законной женой, ибо по их согласию и брачному договору жена отдана своему мужу».

Признаки юридического прецедента:

  • Казуистичность (от лат. casus – случай). Прецедент всегда максимально конкретен и приближен к реальной жизненной ситуации, поскольку вырабатывается на основе решения конкретных случаев (казусов).
  • Множественность. Почти каждый судья полномочен принимать прецеденты, которые к тому же могут действовать сотни лет. Поэтому прецедентное право имеет огромный объем.
  • Противоречивость и гибкость. Даже среди НПА, издаваемых одним государственным органом, встречаются несогласованности и противоречия. Конечно, решения разных судебных инстанций по похожим делам еще чаще отличаются друг от друга. Часто можно выбирать самый удобный прецедент из нескольких существующих. В писаном праве, конечно, всегда есть лишь один вариант нормы, которую можно применять для данного случая.

4) Правовая доктрина – это признаваемое обязательным толкование норм права, мнение авторитетного правоведа и государственного деятеля.
В России правовая доктрина не имеет большого значения.

В Древнем Риме мнение уважаемых ученых юристов были обязательными. В англоязычных странах до сих пор судебные решения ссылаются на высказывания известных юристов, например, Генри Брактона, Уильяма Блэкстона.

Принцип авторитета положен и в основу мусульманского права.

5) Религиозные нормы – это признанные государством религиозные тексты.
Например, в европейских странах вплоть до 19 века действовали суды инквизиции. А законы шариата в некоторых мусульманских странах и сегодня являются важной частью законодательства.

6) Нормативный договор – это правовой акт в форме договора, стороны которого устанавливают взаимно обязательные правовые нормы.В России применяются конституционно-правовые договоры (Договор об образовании СНГ 1991 г.

, Федеративный договор 1992 г.), административные договоры (например, соглашения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления), коллективные договоры между работниками и работодателями и др.

Признаки нормативного договора:

  • общий взаимный интерес сторон;
  • равенство сторон;
  • добровольность заключения;
  • возмездность;
  • ​взаимная ответственность сторон за неисполнение принятых обязательств.

7) Международный договор – это соглашение, заключенное между государствами и/или международными организациями. Например, Договор о запрещении химического оружия, Всеобщая декларация прав человека.

Согласно Конституции РФ, в России международные договоры являются частью законодательства, причем они даже выше по своей юридической силе, чем федеральные законы.

Нормативно-правовой акт
Понятие НПА

Нормативно-правовой акт – это официальный правовой документ, изданный в особом порядке компетентным органом государственной власти и устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Появление НПА связано с возникновением государства. Первые из дошедших до наших времен писаных законов были изданы в Шумере в XXI веке до н.э. Наиболее известны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

Сегодня НПА – это самая распространенная в России и во всем мире форма права. Его преимущества перед другими формами права:

  1. повышение роли государства как главного координатора социальной жизни,

  2. способность быстро и адекватно реагировать на изменения общественных потребностей,

  3. документальная письменная форма, доступно и быстро доводящая необходимую информацию до адресата.

Признаки нормативного правового акта

  1. Устанавливает, либо изменяет, либо отменяет нормы права.

  2. Адресован неопределенному кругу лиц и действует во всех случаях возникновения общественных отношений, регулируемых этим НПА.

  3. Входит в строгую иерархию актов системы права. То есть он должен соответствовать Конституции РФ и другим нормативным правовым актам, имеющим бо́льшую юридическую силу.

  4. Подлежит опубликованию, т.е. доведению до сведения граждан и организаций.

  5. Принимается по особой процедуре компетентным государственным органом или непосредственно народом при строго определенной. Например, путем законодательного процесса или референдума.

  6. Обладает юридической силой, т. е. может порождать юридические последствия.

  7. Принимается и обеспечивается государством, в том числе принудительно.

  8. Существует в документальной форме, имеет строго установленную форму и реквизиты, указания о времени и месте принятия, подписи должностных лиц,

  9. Четко структурирован (разбит на части, разделы, главы, статьи, пункты, абзацы), указание о том, на какую территорию или на кого распространяется действие акта.

Отличие НПА от ненормативных и неправовых актов

Как видно из самого термина «НПА», это акт одновременно и нормативный, и правовой. Поэтому нужно отличать НПА от ненормативных и неправовых актов.

Так, ненормативные правовые акты (индивидуальные акты), в отличие от нормативных:

  1. не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;

  2. адресованы строго определенному кругу лиц, издаются по вполне определенному поводу;

  3. рассчитаны на строго определенный вид общественных отношений;

  4. прекращают свое действие, когда прекращаются конкретные общественные отношения.

Примеры ненормативных правовых актов: приговор или решение суда, указ о награждении, устав политической партии, приказ о перемещении по службе и т.п.

В свою очередь, неправовой нормативный акт устанавливает нормы, не относящиеся к правовым нормам. Например, инструкция по эксплуатации бытового прибора или ГОСТ (государственный стандарт) содержат не правовые, а технические нормы.

Виды НПА (разные классификации)

1) По юридической силе:

  • Законы – это нормативно-правовые акты, принятые в особом порядке высшим органом законодательной власти или референдумом, обладающие высшей юридической силой и регулирующие важнейшие общественные отношения. Народом принимается конституция страны, парламентом – законы страны.Высшая юридическая сила закона объясняется тем, что он принимается или самим народом (как Конституция), или парламентом, который тоже выражает волю народа (как федеральные конституционные законы и федеральные законы. Поэтому закон – наиболее значимый вид НПА. Особую роль законы играют в демократических странах, т.к. при этом регулирование важнейших вопросов определяется волей народа.
  • Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, принятые на основе и во исполнение законов. Это акты президента, правительства и других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т.д.

2) По отрасли права:

  • конституционно-правовые,
  • гражданско-правовые,
  • уголовно-правовые,
  • административно-правовые,
  • финансово-правовые и др.

3) По времени действия:

  • НПА неопределенно-длительного действия (большинство НПА)
  • НПА временного действия, например, закон о бюджете на определенный год.

4) По принявшему органу:

  • акты парламента,
  • межгосударственные акты,
  • акты президента,
  • акты правительства,
  • акты иных органов исполнительной власти,
  • акты органов власти субъектов РФ,
  • акты органов местного самоуправления.

Система НПА в РФ

Нормативно-правовые акты России по своей юридической силе образуют следующую систему:

  1. Конституция Российской Федерации – это основной закон государства. Имеет высшую юридическую силу, т.е. ей подчиняются все остальные НПА в стране. Принята всенародным анием (референдумом) 12.12.1993 г. О Конституции см. подробнее.

  2. Международный договор РФ (см. подробнее).

  3. Федеральный конституционный закон

Источник: https://infourok.ru/istochniki-prava-normativno-pravovoj-akt-podgotovka-k-ege-po-obshestvoznaniyu-4304279.html

13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды

Закон это нпа принятый

Закон– нормативный правовой акт, принятыйпредставительным законодательныморганом власти в особом порядке,регулирующий наиболее важные общественныеотношения и обладающий высшей юридическойсилой.

Законимеет ряд преимуществпо сравнению с другими НПА:

во-первых,занимает самое высокое место в системезаконодательства, поскольку обладаетвысшей юридической силой. Другие актыне могут противоречить закону;

во-вторых,первичным образом регулирует общественныеотношения, т. е. те отношения, для которыхвпервые устанавливаются рамки ихправового бытия. Это, как правило,базовые, фундаментальные общественныеотношения, например отношениясобственности, земельные;

в-третьих,действует прямо, непосредственно, безпосредующих актов;

в-четвертых,обладает большими материальными ифинансовыми ресурсами для исполнения.Например, в ст. 104 Конституции РФустановлено, что законопроекты финансовогохарактера – о – введении новых илиотмене налогов, освобождении от ихуплаты, о выпуске государственных займови др. – могут быть внесены в законодательныйорган только при наличии заключенийПравительства РФ;

в-пятых,имеет эффективный механизм обеспечения:государство устанавливает общий надзорпрокуратуры за соблюдением законности;

в-шестых,к подготовке закона и его прохождениюв законодательном органе предъявляютсяболее строгие требования, чем к другимактам.

Внастоящее время в российской правовойсистеме существуют следующиевиды законов:

1.Конституция Российской Федерации.Конституцию РФ принимают и субъектыФедерации – республики. Остальныесубъекты имеют свои уставы. КонституцияРФ занимает верховное место в иерархиисистемы законодательства, абсолютновсе акты государства не могут противоречитьКонституции РФ.

2.Конституционные федеральные законызанимают следующее после Конституцииместо в иерархии нормативных правовыхактов. Для конституционных законовхарактерны следующиечерты:

а)они являются продолжениемдействия конституционных норм и принципови позволяют избегать частых поправокв текст Конституции РФ;

б)обладаютповышенной стабильностьюи более широкой сферой действия, чемдругие законы;

в)регулируютосновополагающие,достигшие определенной степени зрелостиустойчивые общественные отношения;

г)имеют болеевысокую юридическуюсилу посравнению с текущими законами;

д)имеют четко очерченнуюсферу регламентации,т. е. в ранге конституционных принимаютсятолько тезаконы, которые прямо перечислены втексте Конституции РФ;

е)принимаются в первоочередном порядкепосле вступления в силу новой Конституциии особомпорядке(отсутствиевето Президента РФ, квалифицированноебольшинство в палатах ФедеральногоСобрания): при принятии они должныполучить 2/3 депутатовГосударственной Думы и 3/4 – в СоветеФедерации).

3.К разновидностям закона относят впоследнее время закон о поправке кКонституции РФ.Этот вид закона выделен решениемКонституционного Суда РФ от 31 октября1995 г. о толковании статьи 136 КонституцииРФ.

Этот закон обладает особойюридической силой ипринимается в порядке, предусмотренномдля федерального конституционногозакона, т. е.

не менее чем 2/3 отобщего числа депутатов ГосударственнойДумы и 3/4 – от общего числа членов СоветаФедерации.

4.Кодекс –самая распространенная форма закона.К этой форме часто прибегают и субъектыФедерации, принимая законы в видекодексов.

Кодексы содержатв систематизированном видевсе или большинство норм, регулирующиходнородные общественные отношения.

Кодексы обычно создаются, когда необходимоизменить правовое регулирование в тойили иной сфере общественных отношенийлибо если накоплен большой нормативныйматериал, требующий новых способовструктурирования.

Следуетотметить, что кодексы неимеют более высокой юридической силы,чем другие законы того же уровня.

5.Основы законодательства.Основы – форма законов, которые характерныисключительно для федеральногогосударства. Они призваны установитьглавные нормативно-сущностныехарактеристики институтов и заложитьнормативную базу для принятия субъектамиФедерации конкретных законов по предметамсовместного ведения Российской Федерациии субъектов.

6.Законы о ратификации и денонсациимеждународных договоров выделяются влитературе в качестве разновидностизаконов.

В пользу существования данноговида законов приводятся следующиеаргументы: а)в них точно определен предметрегулирования; б)особая процедура принятия,так как представляются документы,содержащие оценку соответствующегодоговора; в)закон содержит лишь формулировку«ратифицировать международный договор…подписанный…».

7.Модельные законыпоявились после создания СНГ. Цель этихактов – обеспечить единство в правовомполе СНГ. Модельные законы носятрекомендательныйхарактер,служат ориентиромдля законодательства государств –членов СНГ при регулировании определенныхсфер общественных отношений.

Но модельныезаконы могут быть полезными и длявнутренних отношений федеративногогосударства, поскольку призваныгармонизировать правовое регулированиев масштабе всей страны. Чаще всегомодельные законы разрабатываются повопросам исключительного ведениясубъектов Федерации и оказывают последнимсвоего рода правовую помощь.

8.Делегированноезаконодательство.Сутьделегированных законов состоит в том,что законодательные (представительные)органы государства делегируютисполнительным органам (например,правительству) право принимать акты вформе законов.

Однако, делегируяисполнительному органу законодательныеполномочия, законодатель предусмотрелопределенные гарантии, с тем чтобы небыло злоупотребления этими полномочиями.

Такими гарантиями являются: во-первых,точный перечень вопросов; во-вторых,указывается срок, на который делегируютсязаконодательные полномочия; в-третьих,законы, принятые на основе делегирования,находятся под контролем законодательныхорганов.

9.В качестве еще одного из видов законовназывают законы, принимаемые в порядкереферендума.Эти законы обладают высшей юридическойсилой и могут быть отменены толькореферендумом.

Источник: https://studfile.net/preview/5662225/page:10/

Вопрос 50. Закон как вид нормативно-правового акта: понятие

Закон это нпа принятый

И виды. Иерархия законодательства в Российской Федерации

Закон – нормативный правовой акт, принимаемый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом или путем референдума, регулирующий важнейшие вопросы государственной и общественной жизни[44].

Признаки законов в Российской Федерации:

1. принимаются только органом законодательной власти или референдумом;

2. закон принимается в особом порядке, предусмотренном Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать (не противоречить) ему, в случае противоречия или если подзаконный акт издан не на основании или не во исполнение закона, то такой подзаконный акт отменяется;

5. регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;

6. имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял. Конституционный Суд вправе признать закон не соответствующим Конституции и объявить его недействующим.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе: основной закон (Конституция РФ), федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации;

по субъектам законотворчества: законы, принятые в результате референдума и законы принятые законодательным органом;

по предмету правового регулирования (в зависимости от того, отношения какой отрасли права регулируют). Например, уголовный, уголовно-процессуальный закон;

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодексы (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Жилищный кодекс и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обычные);

Основываясь на нормах Конституции РФ можно следующим образом расположить различные виды законов, действующие в Российской Федерации в зависимости от их юридической силы (в порядке убывания):

I. Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу… Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»).

II. законы о поправках к Конституции РФ (принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных конституционных законов, но с условиями, предусмотренными ст. 136 Конституции РФ)

III. федеральные конституционные законы (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ: «Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации»);

IV. федеральные законы (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»);

V. законы и равные им по юридической силе правовые акты СССР и РСФСР (правовые акты президиумов Верховных Советов и Верховных Советов СССР и РСФСР, основы законодательства) законы Российской Федерации (законы, принимавшиеся после 25 декабря 1991 г.

(когда РСФСР стала именоваться «Российская Федерация (Россия)»[45]) и до принятия Конституции РФ 1993 г.) (ч.

2 Раздела второго Конституции РФ: «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации»);

VI. законы субъектов РФ (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам»).

Вопрос 51. Действие нормативно-правовых актов во времени,

В пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов различают по времени, в пространстве и по кругу лиц.

1. По времени: охватывает комплекс правил, определяющих вступление в силу принятого акта, механизм введения его в действие, пределы действия акта.

а) Момент вступления нормативно-правового акта в юридическую силу определяется следующим образом:

– с момента принятия его правотворческим органом, то есть. вступление в действие немедленно после его принятия и официального опубликования;

– с момента истечения определенного, заранее предусмотренного срока (обычно по истечении 10 дней после официального опубликования);

– с момента времени, указанного в самом нормативно-правовом акте или в специальном акте о введении его в действие, то есть вступает в действие с определенной даты, в нем же самом и оговоренной;

– в случае рассылки нормативно-правового акта – с момента получения адресатом (если в акте не указано иное).

б) Второй критерий действия нормативно-правовых актов во времени – это момент утраты ими своей юридической силы, то есть момент окончания срока действия акта:

– нормативно-правовые акты без указания срока их действия. Таких актов большинство и они действуют до их официальной отмены компетентным органом или до принятия нового аналогичного акта;

– нормативно-правовые акты с указанием срока их действия (такой срок устанавливается, как правило, в самом нормативно-правовом акте);

– признание акта неконституционным. В этом случае нормативно-правовой акт утрачивает силу с момента провозглашения соответствующего решения Конституционного (уставного) суда.

По общему правилу, законы обратной силы не имеют, но существуют исключения из этого правила.

Обратная сила нормативно-правового акта означает: может ли распространяться действие нормативно-правового акта на прошедшее время, то есть со дня вступления нормативно-правового акта на все случаи «вперед» и «назад». Эти случаи характеризуют понятие «обратной силы» нормативно-правового акта, свойственны прежде всего для правоохранительной деятельности компетентных органов и должны быть строго регламентированы:

1) в самом нормативно-правовом акте указано, что он распространяет свое действие на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) нормативно-правовой акт смягчает ответственность;

3) нормативно-правовой акт отменяет ответственность.

Например, в уголовном праве закон имеет обратную силу (то есть распространяется и на правоотношения, возникшие до его принятия) только если им устраняется наказуемость деяния или смягчается наказание.

Существует еще один критерий – так называемое «переживание» старого нормативного акта, когда утративший юридическую силу нормативно-правовой акт в целом не применяется, но отдельные его положения могут применяться к длящимся правоотношениям, возникшим или существовавшим во время действия этого акта и не прекратившимся на момент его отмены (например, Уголовный кодекс 1961 года действует по преступлениям, совершенным до 1991 года (до принятия Уголовного кодекса РФ) по неистекшим срокам давности, если за них предусмотрено наказание более мягкое, чем в УК РФ).

2. Действие нормативно-правового акта в пространстве. Оно очерчено территорией государства, в пределах которой действуют его предписания, и государственным суверенитетом.

Пространственные пределы действия нормативно-правового акта зависят, как правило, от юрисдикционных полномочий органа, его издавшего. Поэтому различают:

а) акты общего действия на всей территории РФ. Например, акты органов федеральной исполнительной власти (за исключением случаев, когда их территориальность определена в самом нормативно-правовом акте).

В понятие «территория государства» включаются:

1) территории субъектов, то есть суша с недрами и континентальный шельф, воздушное пространство над ними (20 км);

2) внутренние воды и территориальное море (12 морских миль);

3) территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом (только суша);

4) кабели, трубопроводы и различные сооружения;

5) морские, речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны.

б) нормативно-правовые акты, действующие на ограниченной территории. Например, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ действуют уже на части территории РФ – в пределах территории ее конкретного субъекта. А вот акты органов местного самоуправления действуют лишь на территории муниципального образования, где они были изданы.

Существует и такое понятие как «экстерриториальный принцип» когда на территории государства допускается применение нормативно-правового акта иных государств и международных документов, то есть распространение действия нормативно-правового акта субъекта правотворчества за пределами его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом споров по внешнеторговым сделкам, а также по некоторым делам, вытекающим из наследственных правоотношений, допускается использование иностранного законодательства.

3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц:

– нормативно-правовые акты общего характера распространяются на всех граждан РФ, находящихся на территории РФ, включая иностранцев (если международным договором или внутренним законодательством не предусмотрено иное);

– распространяется на лиц, проживающих на определенной территории;

– лиц, обладающих специальным правовым статусом, то есть на определенные категории граждан (пенсионеры, инвалиды и др.). Круг этих лиц должен быть оговорен самим нормативно-правовым актом.

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2010;

Источник: https://studopedia.net/6_88348_vopros--zakon-kak-vid-normativno-pravovogo-akta-ponyatie.html

Закон как нормативно-правовой акт: признаки, роль и виды

Закон это нпа принятый

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой. Это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например, в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

К признакам закона относятся следующие:

•         он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

•         порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

•         в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

•         он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

•         он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.).

Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию.

Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов – кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом.

Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным.

Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения.

Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ.

В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.).

Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом.

«Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории.

Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность.

Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации – законы, это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством.

В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества.

Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

•         субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

•         предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

•         сроку действия (постоянные законы и временные);

•         характеру (текущие и чрезвычайные);

•         сферам действия (общефедеральные и региональные);

•         содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

•         степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);

•         значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

•         объему регулирования (общие и специальные).

Источник: https://studopedia.ru/20_16296_zakon-kak-normativno-pravovoy-akt-priznaki-rol-i-vidi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.