Юридическая сила нормативных правовых актов

Юридическая сила Высшая сила актов в суде | Суворов

Юридическая сила нормативных правовых актов

Юридическая сила закона или любого иного нормативно-правового акта определяется положением органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе законодательных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих актов. По сути, это соотношение нормативных актов на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

Что такое Юридическая сила

Юридическая сила это категория, связанная с положением нормативно-правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений.

В системе НПА есть «ядро», которое определяет весь скелет законодательства в целом. Это Конституция РФ, которая является Основным законом России. Все остальные акты подчинены Конституции РФ и не в состоянии ей противоречить — она обладает высшей юридической силой.

Высшая сила закона

Высшая правовая сила закона состоит в том, что все иные нормативно-правовые акты (такие, как, к примеру, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств и т.д. и т.п.) издаются на основании и во исполнение закона и не могут ему противоречить.

Высшая юридическая сила конституции — это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. 

Оно заключается в том, что:

  • нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; 
  • законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре; 
  • в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.

Что такое правовой акт?

Законодательство не содержит прямого определения правового акта. Это исключительно теоретическое понятие. Согласно современным представлениям, правовой акт обладает следующими признаками:

  • официальностью;
  • юридической силой;
  • направленностью на конкретных субъектов.

Помимо этого, правовой акт принимается и устанавливается в строго определенном порядке. Обычный гражданин без каких-либо полномочий не может составить такой документ.

Есть следующие типы актов:

  • нормативные (НПА);
  • подзаконные;
  • индивидуальные.

НПА — это классические законы, которые принимаются Парламентом РФ. Подзаконные нормативные акты — документы, которые издаются органами гос. власти. Индивидуальные правовые акты — односторонние властные действия по решению конкретного вопроса.

Юридическая сила актов

  • законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов (в том числе кодексов).
  • подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения).
  • решения.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. 

Подзаконные акты

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

  1. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
  2. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Решения

Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта. Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.

В арбитражном процессе

Арбитражные суды обязали учитывать соотношение нормативных актов. Конституционный суд обязал арбитражные суды проверять применяемые нормативные акты на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

https://www.youtube.com/watch?v=Cpdu6rqq_co

Проверить положения Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, которые устанавливают порядок рассмотрения дел с опорой на приоритет нормативных актов, попросил предприниматель из Саратовской области Владимир Жуков.

Областной КУГИ пытался взыскать с него долг по аренде за земельный участок и пени, причем с применением повышающего коэффициента, который установил местный совет депутатов для участков под торговые объекты.

Арбитражный суд области не принял во внимание довод бизнесмена о том, что решение совета противоречит актам большей юридической силы.

При этом тот же нормативный акт был отменен еще на первом этапе рассмотрения дела Жукова в областном суде, но не был признан недействующим в судебном порядке, а на момент начисления платы имел силу. Бизнесмен оказался должен около 85 тысяч рублей.

«В моем деле арбитражные суды исходили из того, что проверка обоснованности установления методики расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного акта», — указал Жуков в жалобе и напомнил, что подобные дела относятся к подведомственности судов общей юрисдикции, — «Поскольку нормативный правовой акт в части повышающего коэффициента не был признан недействующим, в том числе по мотиву несоответствия принципу экономической обоснованности, он подлежит применению».

По мнению заявителя, такой подход арбитражных судов противоречит статье 120 Конституции РФ, поскольку та прямо гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». О том, что это несоответствие должно быть закреплено судебным решением, в Основном законе страны нет ни слова.

КС счел положения статьи 12 ГК РФ и статьи 13 АПК РФ не противоречащими Конституции, но дал обязательные к применению инструкции.

«Эти положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению (включая утративший юридическую силу), на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу», — указал Конституционный суд РФ, — «В том числе, если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия — вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу».

Иными словами, арбитражный суд обязан не только знать законы, но и проверять нормативные акты, применяемые в деле, на соответствие им. И учесть, если на несоответствие укажут участники процесса. Дело Жукова пересмотрят.

Подпишитесь в соц сетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Ссылки по теме:

Апелляция на решение суда

Никто не застрахован от ошибок, отсутствия времени, отсутствия знаний, поэтому в статье 50 Конституции РФ закреплено, что физические и юридические лица имеет пр…

Предостережение

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимат…

Имущество: движимое и недвижимое

Имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, а зак годы жизни человека и деятельности предприятия их нак…

Источник: https://suvorov.legal/yuridicheskaya-sila/

Вопрос 38: Понятие, виды и юридическая сила нормативно-правовых актов

Юридическая сила нормативных правовых актов

Нормативно-правовые акты – это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты – основной источник права в России. Правовая норма – «кирпичик» права.

Свойства: принадлежность к социальным нормам ( это правило поведения людей в обществе, обладает нормативностью – это эталон поведения; круг адресатов определён (возраст, вменяемость и т.п.), рассчитана на неопределённый круг субъектов, рассчитано на неограниченное количество однотипных случаев, вступает в действие периодически (всякий раз, когда это предусмотрено гипотезой).

юридической природой норм права – исходит от государства, государственно-властное веление, охраняется силой государства, общеобязательное правило поведения, обладает формальной определенностью ( конкретная форма, в официальном источнике права), как интеллектуально (осознанно) –волевой (властное содержание) регулятор поведения, представительно – обязывающий характер (предоставляет юридические права, возлагает юридические обязанности) .

Особенности, присущие нормативно-правовым актам:

1. имеют государственный характер. Исходят от государства.

2. Принимаются строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством.

3. Принимаются с соблюдением определенной процедуры и требованием и форме (имеют атрибуты, письменная форма).

4. Имеет внутреннюю структуру

5. Имеет предмет регулирования

6. Входит в единую иерархию НПА, занимает своё место. Взаимосвязан с другими

7. Имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.

8. Всегда содержат юридические нормы.

9. Подкреплён силой государственного принуждения.

По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на:

– законы, акты обладающие высшей юридической силой.

– Подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие.

По сфере действия:

– внешнего действия – охватывают всех субъектов, кому они адресованы.

– Внутреннего действия – касаются субъектов, входящих в определенные министерства.

По субъектам, издающим акт:

– акты, принятые референдумом.

– Органами государственной власти.

– Президентом.

– Органами управления.

– Должностными лицами государственных и негосударственных организаций.

– От функций права: регулятивные, охранительные.

– По характеру изложения: запрещающие, управомачивающие, обязывающие.

– По сфере действия: общие и местные.

– По времени действия: временные и постоянные

– По степени свободы воли адресатов: императивные и диспозитивные.

– От принадлежности к той или иной отрасли права: ГК,УК,ГПП,УПП и т.д.

Лекции: НПА – это официальный акт, документ компетентного правотворческого органа, создающий юридические нормы. НПА – это одна из разновидностей правовых актов.

Виды правовых актов:

1. НПА,

2. Акты применения права,

3. Интерпретационные акты.

Признаки НПА: НПА содержит такие нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения, т.о. адресован неопределенному кругу лиц, рассчитан на неоднократное применение.

– НПА носит официальный властный характер, в нем заключается воля народа и государства. – НПА имеет документальную форму.

НПА должен содержать: название, которое предопределяет содержание; указание на разновидность акта; указание даты; орган или лицо его принявшее; подпись; сведения о порядке вступления в силу.

Вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, если не предусмотрено иное в законе.

– НПА направлен на установление, изменение или отмену нормы права.

Вывод: НПА имеет преимущества среди др. актов. Он исходит от строго определенных субъектов правотворческой деятельности, принимается в строго обозначенном порядке. Он имеет установленную форму, реквизиты. Он характеризуется определенным порядком вступления в силу. Может быть изменен быстро в связи с той или иной социальной потребностью.

Виды:

С точки зрения юридической силы выделяют: законы и подзаконные НПА.

По субъектам, принимающим НПА: акты представительного законодательного органа, акты должностных лиц, акты органов местного самоуправления, локальные акты.

По сфере действия: акты внешнего действия, акты внутреннего действия.

По времени действия: постоянно действующие, временно действующие.

Источник: https://studopedia.ru/5_104613_vopros--ponyatie-vidi-i-yuridicheskaya-sila-normativno-pravovih-aktov.html

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ:ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. ИЗ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Юридическая сила нормативных правовых актов

Если говорить о легальном ПОНЯТИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА, то в России на федеральном уровне такое понятие отсутствует, при этом оно встречается в региональном законодательстве (применительно к нормативным правовым актам органов государственной власти). Например, в соответствии с п. 1 ст.

2 Закона Кировской области от 25 сентября 2013 года № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», нормативный правовой акт органа государственной власти Кировской области – это официально опубликованный (обнародованный), вступивший в силу письменный документ, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного на то органа государственной власти Кировской области, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии со ст.

2 Закона Республики Марий Эл от 06 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» , нормативный правовой акт Республики Марий Эл – это письменный документ, принятый (изданный) управомоченным органом государственной власти Республики Марий Эл в определенной законодательством форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть обязательных предписаний постоянного или временного характера для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение на территории Республики Марий Эл.

Аналогичные законы, определяющие понятие нормативного правового акта приняты и во многих других регионах, а вот на федеральном уровне, повторимся, такого нет.

В достаточно “стареньком” Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 г.

№ 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» отмечается, что «нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение» . Данное определение достаточно часто используется в официальных документах, регулирующих вопросы подготовки нормативных правовых актов .

При этом проблема дефиниций нормативно-правовых актов, используемых в законодательстве, связана с тем, что здесь определения носят достаточно узкий характер, поскольку непосредственно связаны со сферой, которая регулируется конкретным законом, использующим такое понятие.

Например, вышеприведенные примеры из регионального законодательства связывают нормативно-правовые акты с конкретными субъектами их принятия, а именно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целом такой подход справедлив, поскольку региональный законодатель не рассуждает о том, что в целом является нормативно-правовым актом, а определяет его дефиницию применительно к конкретному региону, в общем же круг субъектов, полномочных принимать нормативные правовые акты, намного шире, вплоть до народа, который может принят такой акт посредством референдума как формы прямого народовластия.

В науке можно встретить следующие дефиниции нормативно-правового акта.

  • “Нормативный правовой акт – это источник права, из которого возникает государственное регулирование как способ выражения социального интереса субъектов права, имеющий установленную форму, закрепляемый посредством особого рода нормотворческих процедур и предназначенный для реализации данного интереса путем общеобязательности”.
  • “Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый (изданный) в установленной законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках их компетенции, содержащий нормы права – правила поведения общего характера, неперсонифицированные, рассчитанные на многократное использование, направленный на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия”.

ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

Определения нормативно-правовых актов позволяют выделить систему их признаков.

  •  акт характеризуется волевым содержанием;
  •  акт имеет официальный характер;
  •  акт входит в единую систему;
  •  акт носит нормативный характер;
  •  акт представляет собой письменный документ;
  •  акт принимается по специальной процедуре;
  •  акт принимается компетентными органами;
  •  акт регулирует общественные отношения;
  •  акт гарантируется принудительной силой государства .

ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативно-правовые акты могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, в основу такой классификации могут быть положены:

  •  юридическая сила нормативно-правового акта;
  •  особенности правового положения субъектов правотворчества;
  •  срок действия нормативно-правового акта;
  •  сфера действия нормативно-правового акта;
  •  предмет правового регулирования.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

  •  Конституцию;
  •  законы;
  •  подзаконные нормативные акты.

Конституция обладает высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации, ее нормы имеют прямое действие, и в случае противоречия любого иного нормативно-правового акта Конституции применяются нормы последней.

В свою очередь, законы можно разделить на федеральные конституционные и федеральные.

Отдельно можно назвать «законы Российской Федерации», т.е. нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу действующей Конституции (например, Закон РФ «О недрах» ). Атрибутом «федеральные» такие законы не наделены, хотя по своей юридической силе приравниваются к ним.

Безусловно, именно законы (федеральные конституционные и федеральные) являются ядром правовой системы России, и они занимают центральное место в классификации нормативно-правовых актов.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и др.

Следует отметить, что юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами .

В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества, их места в системе публичной власти, нормативно-правовые акты подразделяются на:

  •  акты, принятые в результате референдума;
  •  акты, изданные государственными органами;
  •  акты органов местного самоуправления.

В свою очередь, акты, изданные государственными органами, в силу федеративного устройства России можно разделить на принятые органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.

  •  постоянные – такие акты не ограничены в своем действии временным промежутком и действуют вплоть до их отмены.
  •  временные (срочные) – такие акты ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

При этом временный (срочный) характер нормативно-правового акта должен быть прямо прописан в законе. Иными словами, «по умолчанию» любой нормативно-правовой акт является бессрочным (постоянным). Чтобы такой акт приобрел характер временного (срочного), конкретный срок его действия должен быть прямо указан в таком акте.

По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

  •  общегосударственные, действующие на всей территории страны;
  •  региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

По предмету правового регулирования (по содержанию) выделяют:

  •  акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в сфере трудовых отношений и т.д.

При этом такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания.

Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер.

Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

Например, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации включает в себя гражданско-правовые нормы, административно-правовые, нормы предпринимательского права и т.д.

Элементы состава преступления. Из теории уголовного права – здесь

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5faa7e02363ad27e8d3edee1/normativnopravovoi-aktponiatie-priznaki-i-vidy-iz-teorii-gosudarstva-i-prava-5fc3f38b4c127965db129da6

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Юридическая сила нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. 

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;
  • акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;
  • подзаконные акты;
  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. 

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

См. также:

  • Локальный нормативный акт организации

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Готовимся к 2021 году: кадровые мероприятия … , или в иные периоды, установленные нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 122 …
  • Годовая инвентаризация … случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
    В частности, для казенных … финансового контроля не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета … -10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат … бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского учета …
  • Обзор нарушений, допускаемых при осуществлении закупок … также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере … нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере …
  • В чем отличия договора ГПХ от трудового договора? … , предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным …
  • Учет командировочных расходов в учреждении … командировочные расходы, их особенности, какими нормативно правовыми актами установлены правила оформления и учета … командировочные расходы, их особенности, какими нормативно правовыми актами установлены правила оформления и учета … определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
    в государственных органах субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами …
  • О порядке проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов … контроля нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов, отнесенных к полномочиям органа контроля … отражены положения законодательных и иных нормативных правовых актов, правовых актов, являющихся основаниями предоставления …
  • Как правильно учесть чаевые, полученные через терминал оплаты? … с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть …
  • О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного … для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа …
  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год … :
    при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми … результатах.
    Досрочное применение правил ФСБУ
    Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать … досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 … организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер …
  • Единые правила определения объема и выдачи субсидий на иные цели … органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок … должны обеспечить приведение своих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения объема … нормативно-правовых актов
    Общими требованиями установлено, что нормативные акты Правительства РФ, нормативные правовые акты высшего … случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа …
  • Предоставление субсидий на иные цели: что изменится с 2021 года? … соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в … предоставления.
    [1] Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим …
  • Разработка положения об оплате труда работников учреждений спорта … РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
    При разработке … действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты; … бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
    для руководителей, … нормативными правовыми актами этих субъектов;
    для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами …
  • Об изменениях в системе государственного финансового контроля … порядок устанавливается, соответственно, федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа … соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ. Такие стандарты должны … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, уже … нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и …
  • Операции межотчетного периода … РФ;
    изданием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и … стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и … переоценкой, изданием и (или) изменением нормативных правовых актов (в том числе в случаях …
  • Изменения в СГС “Концептуальные основы” … с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … случаях, предусмотренных названным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление … принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/normativnyy_pravovoy_akt.html

Юридическая сила нормативного правового акта

Юридическая сила нормативных правовых актов

Юридическая сила нормативного правового акта — свойство акта порождать определенные правовые последствия.

Юридическая сила нормативного правового акта определяет его место в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Юридическая сила правового акта определяется издавшим его органом, его компетенцией.

Юридическая сила имеет важное значение в случае противоречия между нормами права, регулирующими одни и те же правоотношения (Правовая коллизия (Юридическая коллизия)).

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” определяет (ч. 3 ст. 5):

” Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.”

Правила разрешения правовых коллизий определено, например, в статье 13 “Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел” Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ:

Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (ч. 2).

Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона (ч. 3).

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора (ч. 4).

Арбитражный суд в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом, соглашением сторон, заключенным в соответствии с ними, применяет нормы иностранного права. Данное правило не затрагивает действие императивных норм законодательства Российской Федерации, применение которых регулируется разделом VI Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 5).

В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права) (ч. 6).

04.01.2020

Позднейшим законом отменяется более ранний (Lex posterior derogat legi priori) – Общий принцип права, который был сформулирован в римском праве

Специальный закон отменяет общий закон (Lex specialis derogat generali) – Общий принцип права, который был сформулирован в римском праве

Правовая коллизия (Юридическая коллизия) – противоречие между нормами права, регулирующими одни и те же правоотношения.

Пробел в правовом регулировании – отсутствие правового регулирования общественных отношений, которые объективно требует регламентации.

Конкуренция права (Конкуренция норм права) – регулирование одних и тех же правоотношений несколькими нормами права, разной степенью конкретизации, детализации, объёма и т.д.

Судопроизводство – установленный законом порядок производства по конституционным, гражданским, уголовным и административным делам.

Верховный суд Российской Федерации – высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора

Источник: https://taxslov.ru/law/law275.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.