Внутренние нормативно правовые акты

Нормативно-правовой акт

Внутренние нормативно правовые акты

Нормативно-правовой акт это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права.

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть нормы права; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.

Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.

Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:

1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.

2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.

3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция, закон, постановление и т. д.).

Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:

а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;

б) различиями в юридической природе или юридической силе;

в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Закон это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации:Основной Закон, илиКонституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В свою очередь, эти законы различаются по сфере действия.

Они классифицируются наобщефедеральные и республиканские. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территорий республик, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

К внешним реквизитам закона относятся: наименование вида акта и органа, принявшего его, указание места и даты принятия.

Среди этих реквизитов должна быть также подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие акты (Президент РФ подписывает законы РФ, Председатель Совета Федерации – постановления Совета Феде­рации).

Заголовок закона является исходным формальным реквизитом его содержания. Он должен точно соответствовать смыслу закона, предмету его регулирования.

Преамбула закона – это исходная часть (введение), предшествующая основному содержанию закона. В преамбуле указывается, в связи с чем принимается тот или иной закон, какие цели он преследует. В преамбуле не должно содержаться нормативных предписаний или нормативных определений. Ко всему прочему она должна быть емкой, лаконичной и четкой.

Способ взаимосвязи составных частей закона определяется его характе­ром и содержанием. Если он представляет собой объемный и сложный по своему построению акт, то неизбежна его рубрикация на соответствующие нормативные части, разделы, главы, подразделы и т. д.

Разделение закона на рубрики, их наименование должно соответствовать тем общественным отношениям, которые они регулируют и закрепляют. Причем рубрикация закона должна основываться на принципе «восхождения» от общего к особенному, от простого к более сложному.

Вначале необходимо изложить общие положения и принципы, лежащие в основе закона, а затем уже в определенной последовательности располагать соответствующие нормативные предписания.

Придав логическую стройность закону, законодатель тем самым способствует его эффективности, правильному пониманию его содержания.

Конституция представляет собой основной закон государства, укрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.

Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Федеральные конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство – не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Федеральные (обычные) законы хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство парламентариев (50 процентов плюс 1).

Основы законодательства законодательный акт сводного характера, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Регламент законодательный акт, закрепляющий структуру, функции и порядок деятельности палат Федерального Собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму принятия решений Советом Федерации, Государственной Думой и их рабочими органами.

Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс, как правило, относится к какой-либо одной отрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс). Систематизация норм права в кодексе производится в порядке, отражающем структуру данной отрасли права.

Договоры (соглашения) Российской Федерации всегда имеют нормативный характер, если они касаются взаимоотношений со своими субъектами. Они могут быть заключены в форме учредительного договора, соглашения о сотрудничестве и др. Примером договора может служить Федеративный договор, заключенный между Российской Федерацией и Татарстаном в 1994 г.

Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, то есть имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.

Указы Президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент (в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы Президента могут носить и ненормативный характер.

Нормативные указы Президента подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами.

Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам.

Юридическая природа указа Президента обусловливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные указы, как и законы, следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два вида: указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов ПрезидентаРФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.

Аналогичным статусом обладают постановления правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Но их действие ограничено территориями этих республик.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятсяприказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств(комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти республик и иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Нормативные акты действуютво времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  1. нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  2. время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  3. нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Законы и иные нормативные акты считаются утратившимисилу и прекратившими действие по следующим основаниям:

  1. в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;
  2. в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;
  3. по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.

Действие нормативных актовв пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются.

Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, недра, а также военные, торговые и иные корабли, находящиеся за пределами государства, и территории посольств.

Действие нормативных актовпо кругу лиц распространяется на всех российских граждан, должностных лиц, лиц без гражданства и иностранцев, государственные органы, общественные организации. Некоторые нормативные акты распространяются только на граждан или имеют отношение лишь к лицам без гражданства и иностранцам.

Кушнир И.В. Теория государства и права. 2000

Источник: https://be5.biz/pravo/t006/118.htm

Тема 12. локальные нормативно-правовые акты

Внутренние нормативно правовые акты

Тема 12. локальные нормативно-правовые акты.

1.Понятие и признаки локальных нормативно-правовых актов.

2.Виды локальных нормативно-правовых актов.

1.Понятие и признаки локальных нормативно-правовых актов

Локальный нормативный акт — это юридический документ, содержащий нормы трудового права, направлен­ный на регулирование трудовых и иных, связанных с ними, отношений и принятый в установленном порядке в пределах своей компетенции и полномочий работодате­лем в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором, соглашениями. 

Локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций

Локальные нормативные акты – это документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ), действующие в пределах организации.

Локальные нормативные документы, разрабатывающиеся в организации, представляют собой систему документов, являющихся основой управления персоналом.

Значимость и статус локальных нормативных актов организации существенно повысились в условиях  рыночной экономики, децентрализации управления трудовыми отношениями только государственные законодательные и правовые акты не в со­стоянии обеспечить необходимую полноту правового регулирования многоплановой деятельности организаций различных организационно-правовых форм.

  Локальные нормативные акты, содер­жащие нормы трудового права, призваны:

– конкретизировать положения трудового законодательства актов с учетом особенностей труда в организа­ции;

– повышать гарантии, предоставленные работникам нормативными правовыми актами вышестоящего уровня;

– устанавливать требования к условиям труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:

1. Исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

2. Детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица.

3. Регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 5 Трудового кодекса РФ, предусматривающая систему источников трудового права, включает в нее локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Таким документам присущи все признаки, характерные для нормативного правового акта. Рассмотрим признаки ЛНА. Так, локальные нормативные акты:

– имеют государственно-властный характер. Именно государство наделяет работодателей правомочиями по подготовке и принятию локальных нормативных актов, т. е. нормотворческой компетенцией;

– принимаются лишь строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством;

– принимаются с соблюдением соответствующих процедуры и требований к форме и содержанию;

– всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах правовых норм как раз придает им нормативный, общеобязательный характер;

– имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия, т. е. распространяют свое действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Итак, локальные нормативные акты в трудовом праве – это документы, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями.

Локальные нормативные акты действуют в пределах той или иной организации или у индивидуального предпринимателя.

С учетом этого можно выделить следующие признаки-особенности локальных нормативных актов:

1) пространственные пределы их действия ограничены: действуют лишь в конкретной организации или у определенного индивидуального предпринимателя;

2) субъектом локального нормотворчества является работодатель (организация или индивидуальный предприниматель);

3) такие акты носят подзаконный характер и не могут противоречить трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективному договору, соглашениям, снижать установленный ими уровень гарантий трудовых прав работников;

4) они отражают специфику производства, характер и профиль деятельности работодателя и учитывают его экономические возможности;

5) локальные нормы отличает оперативность реагирования на изменения в организации труда, которые диктуются рынком.

Работодатель принимает локальные нормативные акты как единолично, так и с учетом мнения представительных органов работников. Без учета мнения представительного органа работников (единолично) принимаются: штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения и т.п.

Локальные нормативные акты, по общему правилу принимаются с учетом мнения представительного органа работников. К таким актам относятся:

-локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования (ст. 162 ТК РФ);

-графики сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 103 ТК РФ);

-локальные нормативные акты об оплате труда (положения об оплате труда) (ст. 135 ТК РФ);

-правила внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. ст. 189, 190 ТК РФ).

2.Виды локальных нормативно-правовых актов.

Основные виды локальных актов можно разделить на:

-обязательные (наличие этих документов в организации установлено законодательством);

-необязательные (не предусмотрены трудовым законодательством).

В зависимости от сферы действия ЛНА бывают:

-общего характера (указанные в них положения распространяются на всех без исключения сотрудников компании);

-специального характера (прописанные в них нормы применяются в отдельных случаях).

По способу принятия ЛНА бывают:

-принимаемые лично работодателем;

-принимаемые с учетом мнения представительного органа рабочего персонала.

В соответствии с нормами ТК РФ, в организациях должны быть разработаны такие документы, относящиеся к ЛНА, как:

-штатное расписание;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-положение о защите персональных данных;

-график сменности;

-график отпусков;

-положение о распорядке рабочего дня;

-правила и инструкции по охране труда;

-положение об установлении заработной платы, размеров окладов, тарифных ставок;

-положение об установлении системы премирования;

-положение о проведении аттестации;

-положение о введении, замене и пересмотре норм труда в организации.

Необязательные локальные акты примеры: должностные инструкции, положения о персонале, положение о комиссии по трудовым спорам и пр.

Коллективные договоры и соглашения не относятся к локальным актам.

Локальные акты:

1. Приказ – издаётся руководителем для решения основных и оперативных задач.

2. Решение– принимается общим собранием работников для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением. Решения не носят норм. хар-ра.

3. Положение– устанавливает правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила, реализации организацией какого-либо из своих правомочий.

4. Инструкция – устанавливает порядок и способы чего-либо. Для инструкции хар-рны повелительные норм. предписания.

5. Правила – регламентируют порядок деят-сти организации, ос-ные права, обяз-сти и отв-сть сторон труд. договора.

Практическая работа № 10

ТЕМА: Определение видов ЛНА предприятий и предмета их регламентации.

(см. ПЗ)

Источник: https://infourok.ru/tema-12-lokalnye-normativno-pravovye-akty-4634624.html

Нормативный правовой акт: что такое и где искать

Внутренние нормативно правовые акты

В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.

Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.

Если нужны отзывы реальных покупателей, нажмите красную кнопку

Зачем нужен

Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации — это всё нормативно правовые акты.

Один из сборников НПА под редакцией «российской газеты». Фото walkasong.org

Основные черты НПА:

  • Он может быть только в письменной форме.
  • Предполагает многократное использование.
  • Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
  • Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.
 Нормативный правовой акт нельзя принять в один момент Он должен соответствовать нормам или ГОСТу и не противоречить другим НПА. Например, федеральный закон вносится в Государственную Думу, проходит три чтения, уходит в Совет Федерации, подписывается у Президента России и публикуется. Только после этого он вступает в силу.

НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят. Во втором — используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников. Тогда формируется НПА временного действия.

Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.

 Уровень Наименование субъекта, принявшего нормативный   акт Вид нормативного акта Является ли законодательным   актом?
 Международный Международные организации Международные акты, ратифицированные государством Нет
 Федеральный Народ Конституция РФ Да
 Федеральный Государственная Дума РФ Законы РФ Да
 Федеральный Президент РФ Указы Да
 Федеральный Правительство РФ Постановления Да
 Федеральный Министерства Инструкции Да
 Региональный Думы (законодательные собрания) Законы Да
 Региональный Губернаторы областей, краев, президенты республик Указы Да
 Региональный Администрации областей, краев, правительства республик Постановления Да
 Местный Органы местного  самоуправления Решения Нет
 Местный Организации Корпоративные акты Нет

Требования к нормативным правовым актам

Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон — через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия — через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.

Курение в подъезде запрещено, однако наказывают за это единицы. Фото kp.by

  Правовой мусор  В Воронежской области несоблюдение расписания общественного транспорта карается штрафом до 5 000 рублей. Это могла быть хорошая инициатива, но всё загубила реализация. По правилам, протокол нарушения должен составить сотрудник автодорожного надзора или полицейский. Им следует прибыть на остановку и зафиксировать, что маршрутка прибыла позже. Закон принят в 2003 году, но до сих пор его не применяют на практике.

Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.

Структурированность. В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.

Требования к НПА, как правило, устанавливают отраслевые министерства. Если бизнес решит дополнительно регламентировать правила трудового распорядка, то правила создания НПА им следует искать в Трудовой кодексе РФ.

Общая практика по структуре сложилась такая:

  1. Преамбула. Указываются цели принятия НПА.
  2. Основная часть. Её в широком смысле и называют нормативный правовой акт. Своды правил, инструкции и регламенты располагаются в этом разделе.
  3. Заключение. Здесь размещают подписи принимающих органов и приложения.

Доступность для понимания. Федеральные законы пишутся на юридическом языке, но в СМИ уходит специальная аналитическая записка. Она переводит с «чиновничьего» на русский смысл принятого документа. В идеале, каждый НПА должен снабжаться объяснением.

Президентский указ о свободе торговли в 1992 году преследовал благородные цели. Однако его не снабдили инструкцией по исполнению. В регионах по-разному трактовали одни и те же нормы, из-за чего возникла неразбериха.

Корпоративные нормативные акты

Особняком среди НПА стоят корпоративные (или локальные акты). Они издаются внутри предприятия. Их могут принимать индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Корпоративные нормативные акты регулируют коммерческую деятельность и внутриорганизационную работу.

Инструктаж для сотрудников проводится на основании НПА. Фото kontur.ru

Яркие примеры таких актов: штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, программа вводного инструктажа и положение о защите персональных данных сотрудников.

Локальные нормативные правовые акты принимаются согласно ГОСТ Р 6.30-2003. Согласно норме закона, корпоративный НПА обязан содержать:

  1. Принимающий орган. Им могут выступить совет директоров, руководитель предприятия и другие полномочные должностные лица. У каждого бизнеса они будут свои.
  2. Наименование и дата принятия. Помимо очевидных причин, эти данные обязательны для внесения в системы электронного документооборота.
  3. Подписи должностных лиц. Они придают документу юридическую силу. Без подписей НПА недействителен.

Корпоративный нормативный акт не может нарушать действующее российское законодательство.

Классический пример. В продуктовом магазине висит объявление о запрете фотосъёмки в торговом зале. Иногда на документе указывают ссылку на внутренний правовой акт. Требование магазина не имеет юридической силы потому что противоречит федеральному законодательству, которое защищает использование общедоступной информации.

Изучить примеры

Кодекс деловой этики ПАО «НК «Роснефть».

Политика оплаты труда работников ПАО «Сбербанк России».

Рекомендации деловой переписки СКБ «Контур».

Где найти нормативные правовые акты

Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Иначе никак.

Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. На этой же странице можно подписаться на рассылку новых НПА, опубликованных в свежем номере «Российской газеты». Так проще следить за важными изменениями в законодательстве.

В интернете легко найти справочные сайты с базой НПА. Они — посредники поэтому публикуют обновлённую информацию с задержкой.

По-идее, НПА легче искать на Официальном интернет-портале правовой информации. Сайт работает быстро, но его интерфейс требует привыкания. Для повседневного поиска его рекомендовать сложно.

Официальный интернет-портал правовой информации работает с 2005 года. Видимо, структура с тех пор принципиально не менялась

С декабря 2017 года Минюст России запустил специализированный правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации.

Сайт интегрирован в государственную информационную систему. Если ведомство приняло НПА, он автоматически публикуется на правовом портале. Так проще всего получить актуальную информацию по НПА федерального, регионального и муниципального уровней. Сайт тестируется и некоторые разделы не работают.

Главное, что базы НПА в полном порядке.

Портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Гибкий поиск поможет найти нужные НПА

Законодательные акты всегда принимаются вместе с аналитическими справками, сопровождающими записками или отраслевыми отзывами. Они размещаются в Системе обеспечения законодательной деятельности. Это внутренний ресурс Государственной Думы, но полезен всем предпринимателям.

У Системы обеспечения законодательной деятельности низкий порог вхождения

Ищите нормативные правовые акты в официальных источниках.

Запомнить

  1. Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
  2. Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.

  3. Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
  4. Сверяться с НПА только через официальные источники.

Клиенты оценят сильные стороны вашего бизнеса

Источник: https://reviewter.ru/blog/normativnyj-pravovoj-akt

Понятие локальных норм и локальных нормативных правовых актов в организации

Внутренние нормативно правовые акты

Каждая организация вне зависимости, какой имеет статус, коммерческий или некоммерческий, должна самостоятельно разработать локальные нормативные акты. После создания всей необходимой документации, организация выходит на «автоматический» режим управления. Это могут быть: должностные инструкции, дисциплинарные правила или всевозможного рода положения.

Самостоятельная разработка локальных нормативных актов в организации это не только «комфортные» условия для работающих в ней людей и бесперебойной работы, но и своего рода «защита» от проверяющих органов, это например, трудовая инспекция, прокуратура, или судебные разбирательства.

Как правило, для этих организаций недостаточно, чтобы соблюдались трудовые права работников и правильно оформленная документация, здесь также важно грамотное оформление, детальное исследование всех ключевых потоков, как в области трудового права, так и в области финансовых, производственных и т.п.

Созданные локальные акты организацией могут относиться к разряду обязательных, общеустановленных и добровольно созданных.

К обязательным локальным актам, которые определяют общий принцип работы, относятся:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • структура и штатное расписание;
  • график отпусков;
  • правила охраны труда;
  • коллективный договор;
  • положение о защите персональных данных;
  • положение об оплате труда;
  • антикоррупционная политика;
  • должностные инструкции;
  • положение о служебных командировках.К необязательным, которые не указаны в российском законодательстве, но необходимые для работы в управлении организации:
  • положение о премировании;
  • положение о материальном стимулировании;
  • положение о внедрении
  • журнал ознакомления с локальными нормативными актами;
  • инструкция по делопроизводству организации;
  • регламент хранение документов;
  • положение об экспертной комиссии по проведению экспертизы ценности документов;
  • положение о персонале;
  • положение об организации обучения и повышении квалификации персонала;
  • положение об отпусках;
  • положение о структурных подразделениях;
  • положение об адаптации персонала;
  • положение об аттестации персонала;
  • табель форм первичных учетных документов по личному составу;
  • инструкция по ведению кадрового делопроизводства и т.п.Какие бы не разрабатывала организация нормативные акты, они не должны противоречить российскому законодательству. Созданные документы должны быть донесены до всех касающихся сотрудников и должны выполняться как работодателем, так и подчиненными.Организации, создавая на своем предприятии локальныенормативные акты, опираются на утвержденные ГОСТы государства РФ, которые несут рекомендательных характер, за исключением, если они не связаны с трудовым правом. В Трудовом кодексе РФ, в статье 5, где предусматривается источники трудового права, включают в неё локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.Такие признаки присущи всем документам, характерные для локального нормативного правового акта, такие как:– имеют властно-государственный характер. Именно государство наделяет и координирует работодателей правомочиями по разработке собственных локальных нормативных актов, т. е. нормотворческой документацией;– принимаются в соответствии всех требований к форме, содержанию и с соблюдением действующей процедуры;– с содержанием юридической нормы. Наличие в этих актах правовых норм как раз придает им, общеобязательный, нормативный характер;– имеют пространственные, временные и субъектные пределы действия, т. е. распространяют свое действие в пространстве, во времени и по кругу лиц.Итак, нормативные локальные акты в трудовом праве – это документы, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями.Локальные нормативные акты действуют в пределах коммерческой или некоммерческой организации.Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие признаки-особенности локальных нормативных актов:1) пространственные действия и пределы ограничены: действуют лишь в конкретной организации;2) субъектом локального нормотворчества является конкретная организация (работодатель);3) разработанные организацией акты должны нести подзаконный характер и не могут противоречить нормативным правовым актам, снижать установленный ими уровень гарантий трудовых прав работников, трудовому законодательству, коллективному договору, соглашениям и иным содержащим нормы трудового права;4) они отражают специфику производства, характер и профиль деятельности работодателя и учитывают его экономические возможности;5) локальные нормы отличает оперативность реагирования на изменения в организации труда, которые диктуются рынком.Разрабатывая локальные нормативные акты в организации, где содержатся нормы трудового права, соглашениями должны придерживаться в пределах своей компетенции, в соответствии с трудовым законодательством, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Понятие локальных норм и локальных нормативных правовых актов в организации

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e455985913b3d225706d109/poniatie-lokalnyh-norm-i-lokalnyh-normativnyh-pravovyh-aktov-v-organizacii-5e494d15e977e25b8eebd924

Локальные нормативные акты

Внутренние нормативно правовые акты

Локальные нормативные акты — это акты (документы), содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в установленном порядке и в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (ст. 8 ТК РФ).

Основные локальные нормативные акты:

  • Штатное расписание (Форма Т-3) (бланк, скачать)
  • Правила внутреннего трудового распорядка (пример, скачать)
  • Положение о защите персональных данных (пример, скачать)
  • Программа вводного инструктажа (пример, скачать)

Подробнее о регламентах составления и видах локальных нормативных актов, предусмотренных трудовым законодательством можно почитать в статьях:

  • Локальные нормативные акты
  • Виды локальных нормативных актов, согласно ТК РФ

В Кадровом клубе “Кадры в порядке” прошел семинар Светланы Дмитрищук “Локальные нормативные акты”. Рекомендуем посмотреть видеозапись этого материала.

Дмитрищук С.А. “Локальные нормативные акты”

Другие видеозаписи семинаров кадрового клуба можно посмотреть в разделе “ВИДЕО”

Ниже приведены примеры локальных нормативных актов, разработанные в разное время для различных компаний. Они могут послужить отправной точкой для составления локальных нормативных документов для вашей компании.

Важно помнить, что локальные нормативные документы должны отражать специфику именно вашей компании, поэтому любой образец потребует серьезного анализа и переработки.

Кодексы

Кодекс этики регламентирует поведение сотрудников, описывает идеологию компании и содержит строгие правила поведения на работе, описывает политику в отношении соучредителей, руководства и клиентов. Подробнее о создании и внедрении “Кодекса этики” в компании можно почитать в статье “Этический кодекс компании”. 

Примеры корпоративных кодексов:

  • Кодекс деловой этики, универсальный (скачать)
  • Кодекс деловой и корпоративной этики НК “РОСНЕФТЬ” (скачать)
  • Кодекс деловой этики ОАО “Группа “Илим” (скачать)
  • Кодекс деловой этики ООО “Уралавтостекло” (скачать)
  • Кодекс этики компании “Базовый элемент” (скачать)
  • Корпоративный кодекс Банка (скачать)
  • Кодекс поведения лиц, занимающих должности в органах управления АО (скачать)

Положение о персонале

Положение о персонале – документ, устанавливающий принципы трудовых взаимоотношений, способы организации труда в компании, основные права и обязанности компании и ее персонала. Подробнее можно почитать в статье: “Положение о персонале: этапы разработки и структура”

Примеры Положений о персонале:

  • Положение о персонале (форма) (скачать)
  • Положение о персонале акционерного общества (скачать)
  • Положение о персонале (скачать)
  • Положение о персонале (скачать)

Положения об оплате труда и премировании

Положение об оплате труда – локальный нормативный акт, утверждаемый руководителем организации. Основная цель данного документа описать применяемые в организации механизмы расчетов и выплаты заработной платы.

Очень часто в таком положении указываются не только правила исчисления и выплаты заработной платы, но и применяемые в организации системы премирования (хотя, нормы о премировании могут быть вынесены в отдельное положение).

Подробнее о содержании и структуре Положения об оплате труда можно почитать в статье “Положение об оплате труда”.

Примеры положений об оплате труда:

  • Положение о материальном и моральном поощрении персонала (скачать)
  • Положение о материальном и моральном поощрении работников (скачать)
  • Положение о материальном поощрении (скачать)
  • Положение о поощрении передовиков производства и лучших работников (скачать)
  • Положение о премировании (скачать)
  • Положение о премировании работников организации (скачать)
  • Положение об оплате и стимулировании труда работников (скачать)
  • Положение об оплате труда (скачать)
  • Положение об оплате труда (скачать)
  • Положение об оплате труда в ГУ (скачать)
  • Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ ЗКП (скачать)
  • Положение об оплате труда и премировании (скачать)
  • Положение об оплате труда и премировании (скачать)
  • Положение об оплате труда и премировании работников (скачать)
  • Положение об оплате труда ИГХТУ (скачать)
  • Положение об оплате труда муниципальных служащих (скачать)
  • Положение об оплате труда работников Волжского гуманитарного института (скачать)
  • Положение об оплате труда работников ОАО “Шинный завод” (скачать)
  • Положение об оплате труда работников ООО и его структурных подразделений (скачать)
  • Положение об оплате труда работников организации (скачать)
  • Положение об оплате труда работников УрГУ (скачать)
  • Положение об оплате труда работников учреждений г.Белогорска (скачать)
  • Положение об оплате труда сотрудников ТГУ (скачать)
  • Положение по контрактной системе найма и оплаты труда (скачать)
  • Система мотивации менеджеров проектов и членов проектных групп (скачать)

Положения о подразделениях

Положения о структурных подразделенияхне являются обязательным документом в соответствии с трудовым законодательством, однако именно в них закрепляется распределение «ролей» между подразделениями и сотрудниками внутри одной организации.

Требования Положений могут быть определены внутренними документами организации (например, Стандартом разработки положений о структурных подразделениях).

Если таких документов у вас нет, то при разработке Положения можно использовать типовой шаблон Положения о структурном подразделении.

  • Положение о подразделении Бухгалтерия (скачать)
  • Положение о подразделении Кадровая служба (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного конструктора (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного механика (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного технолога (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного энергетика (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел кадров (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел капитального строительства (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел контроля качества (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел маркетинга (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел материально-технического снабжения (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел организации и оплаты труда (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел по защите информации (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел сбыта (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел социального развития предприятия (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел технического контроля (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел транспортный (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел финансовый (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел юридический (скачать)

Другие Положения

  • Положение о бюджетной структуре компании (скачать)
  • Положение о дисциплинарной и материальной ответственности (скачать)
  • Положение о коммерческой тайне предприятия (скачать)
  • Положение о конкурсе на замещение вакантной должности генерального директора (скачать)
  • Положение о конкурсном отборе (скачать)
  • Положение о наставничестве (скачать)
  • Положение о подготовке персонала (скачать)
  • Положение о порядке найма персонала (скачать)
  • Положение о порядке прохождения испытательного срока (скачать)
  • Положение о социальных трудовых гарантиях и льготах персонала АО (скачать)
  • Положение о финансовой структуре (скачать)
  • Положение об адаптации работников АО (скачать)
  • Положение об аттестации работников акционерного общества (скачать)
  • Положение об организации производственных стажировок (скачать)
  • Положение об отделе профессионального развития (скачать)

Источник: http://www.HR-OK.ru/kadrconsalt/lna/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.