Виды нормативных актов правительства рф

Нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации

Виды нормативных актов правительства рф

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ являются одними из видов подзаконных нормативных актов.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

    1. указы Президента РФ;
    2. постановления Правительства РФ;
    3. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
    4. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
    5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
    6. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
    7. локальные нормативные акты.

Нормативные акты Президента Российской Федерации

К нормативным актам Президента РФ относятся:

Указы Президента РФ

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Отсюда следует, что указы и распоряжения президента относятся к числу подзаконных актов, то  есть могут быть отменены законом.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

Своеобразие указов и распоряжений Президента  Российской  Федерации  связано  с  его компетенцией. Они не  могут  противоречить  федеральным  законам,  но  имеют  приоритетное значение по отношению к иным нормативным актам.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях.

Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Виды указов президента:

1) В  зависимости  от   характера   полномочий   Президента:

    • указы в границах собственных полномочий;
    • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
    • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о  введении  военного  положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на  должность  судей  Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора).

2) По юридической значимости:

    • нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни,  имеют  общеобязательный  характер);
    • правоприменительные (носят  индивидуально-разовый  характер  и  принимаются  по конкретным вопросам управления – о назначении на должность, присвоении звания и т. д.).

Распоряжения Президента РФ

Распоряжения Президента также нормативны  и  принимаются  по  оперативным  вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение  регионам  средств  из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов  несколько  условно и  может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому  конкретному  случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже  издают  правовые акты в форме указов и распоряжений.

Нормативные акты Правительства РФ

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает:

    • постановления;
    • распоряжения.

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Постановления Правительства РФ принимаются коллегиально, как правило, нормативны и общеобязательны к исполнению в Российской Федерации, подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Распоряжения Правительства РФ, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются  Председателем  или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей.

Нормативные акты Правительства РФ  можно  подразделить  на 

    • акты,  издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и  нормативных актов Президента,  и 
    • акты  по  вопросам  собственной компетенции.   

Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Принимаемые Правительством акты:

    1. оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;
    2. устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;
    3. вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

Опубликование и вступление в силу нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации “Система”.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/normativnie-akti-prezidenta-i-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii

Конституционное право России

Виды нормативных актов правительства рф

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения. Правительственные акты обладают следующими отличительными признаками:

  1. подзаконность, означающая их издание на основании и во исполнение федеральных законов, детализацию и конкретизацию отдельных положений федеральных законов и указов Президента;
  2. фундаментальность, поскольку они занимают высшую ступень в иерархии актов федеральной исполнительной власти, выступают основой для ведомственных нормативных актов и актов органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  3. многофункциональность, связанная с выполнением ими различных юридических функций, в том числе регулятивных, правоприменительных и правореализационных;
  4. обязательность к исполнению на всей территории Российской Федерации;
  5. обеспеченность исполнения всей системой федеральных органов государственной власти.

В том случае, если федеральный закон не предусматривает конкретный срок для принятия правительственного акта, этот срок определяется Правительством и закрепляется в плане его нормотворческой деятельности.

Правительственные акты, издаваемые во исполнении е указов 1I резидента. принимаются не „позднее чем в месячный срок после вступления в силу соответствующих указов, если последними не установлен иной срок.

Акты Правительства нормативного характера издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера издаются в форме распоряжений. В практике издания правительственных актов встречаются распоряжения нормативно-технического и нормативно-организационного характера.

В форме постановлений Правительства принимаются акты, которые устанавливают:

  • порядок реализации гражданами конституционных прав, свобод, обязанностей;
  • правила предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • программно-целевые акты, обеспечивающие комплексное развитие определенных сфер и отраслей жизнедеятельности;
  • статус федеральных органов исполнительной власти, федеральных учреждений и предприятий.

Механизмы отдельных видов публичного администрирования, включая формы и порядок реализации властных полномочий должностными лицами, взаимодействия между государственными органами.

Распоряжения Правительства принимаются по вопросам:

  • служебно-кадровым, связанным с назначением и освобождением от должности, с применением мер дисциплинарных взысканий и поощрений;
  • наделения, распределения отдельных функций и полномочий;
  • организационно-структурным, связанным с образованием различных органов и организаций;
  • по финансово-хозяйственным — о выделении денежных средств, передаче государственного имущества.

С предложением в Правительство о разработке того или иного акта вправе обращаться руководители федеральных государственных органов, учреждений и предприятий, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации, граждане и организации. По результатам рассмотрения указанных предложений, если они будут признаны обоснованными, Председатель Правительства и его заместители дают поручения о разработке проекта акта.

Проекты правительственных актов вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти.

Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами и организациями.

Все проекты постановлений Правительства, имеющие нормативный характер, согласовываются с Министерством юстиции РФ, а проекты актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета, согласовываются с Министерством финансов РФ.

Следует иметь в виду, что проекты правительственных актов вносятся после проведения необходимой экспертизы (юридической, экологической, научно-технической). В качестве приложения они должны иметь пояснительную записку, содержащую расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий их реализации.

Постановления и распоряжения Правительства могут приниматься на заседаниях Правительства либо его президиума, а также Председателем Правительства единоначально в пределах его компетенции.

Окончательную доработку проекта акта, в том числе рассмотренного на заседании Правительства и получившего одобрение, его редактирование перед внесением на подписание Председателя Правительства осуществляют аппарат Правительства.

Подготовленный и согласованный всеми службами проект постановления или распоряжения визируется заместителем Председателя Правительства (в соответствии распределение обязанностей) и передается руководителю аппарата Правительства для доклада председателю Правительства. Руководитель аппарата Правительства проставляет дату подписания постановления, подтверждая его подлинность своей визой и организует издание акта в установленном порядке.

Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства, а в период его временного отсутствия — исполняющим обязанности Председателя Правительства. За время деятельности Правительства, сформированного в мае 2000 г., ни одного акта, подписанного исполняющим обязанности Председателя Правительства, в Собрании законодательства РФ не было опубликовано.

От правовых актов Правительства следует отличать иные виды актов, исходящих от Правительства или его членов и оформляемых в виде различных управленческих документов, таких как письма, поручения, служебные записки, протоколы заседаний, обращения, заявления.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и организаций, вступают в силу по. истечении семи дней со дня первого официального опубликования, но не ранее дня официального опубликования.

Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, в том числе постановления, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, или с той даты, указанной в самом постановлении.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня подписания, если в них не указан иной срок.

Датой официального Опубликования правительственного акта считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после подписания.

Правительственные акты официально публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации», но могут быть неофициально опубликованы в иных печатных изданиях, а также разосланы конкретным исполнителям. Контроль за правильностью и своевременностью их опубликования осуществляет аппарат Правительства.

Акты Правительства могут быть отменены. Президентом в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. За девять лет действия Конституции 1993 г.

Президент воспользовался своим правом отмены правительственных актов не более трех раз, что говорит о «резервном» характере указанного полномочия, закрепленного не столько с целью реального использования сколько в качестве элемента конституционной модели формы правления.

Правительство вправе отменять или приостанавливать действие своих актов по собственной инициативе, если их издание не было обусловлено вышестоящей правовой нормой.

Постановления Правительства могут быть рассмотрены Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Конституции.

Постановления и распоряжения Правительства могут быть обжалованы (оспорены) гражданами, организациями, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в Верховный Суд, в Высший Арбитражный Суд в соответствии с их подведомственностью в случае несоответствия правительственных актов федеральным законам и указам Президента и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.

Если суд установит, что постановление Правительства не соответствует акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы заявителя, то он принимает решение о признании нормативного акта недействующим, т.е.

не подлежащим применению со дня издания или со дня вступления в силу решения суда, Распоряжения Правительства, не соответствующие законодательству, признаются недействительными, т.е.

не порождающими юридических последствий с момента издания.

В случае вынесения судом решения о признании акта Правительства несоответствующим Конституции, недействующим или недействительным, оно обязано привести свои акты в соответствие с федеральным законодательством, а судебные решения незамедлительно довести до сведения исполнителей правительственных актов.

Источник: https://isfic.info/konst/kokot98.htm

Виды правовых актов Правительства РФ, их юридическая сила, порядок принятия, опубликования и введения в действие

Виды нормативных актов правительства рф

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

В форме постановлений издаются решения Правительства, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования.

Муниципальное образование – это городское, сельское поселение (несколько поселений, объединенных общей территорией, либо часть поселения, иная населенная территория), в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Установление и изменение границ муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При изменении границ муниципального образования обязателен учет мнения населения соответствующих территорий.

Необходимым условием для осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании является наличие устава муниципального образования.

Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно (на референдуме). Устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования).

К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с этим федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Общими принципами формирования органов местного самоуправления являются:

1) обязательность наличия выборных органов;

2) самостоятельность органов местного самоуправления, отделение их от системы органов государственной власти, невозможность осуществления местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами, невозможность со стороны органов государственной власти образовывать органы и назначать должностных лиц местного самоуправления;

3) самостоятельность населения муниципального образования в определении структуры органов местного самоуправления;

4) наделение органов местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования.

Решения представительного органа принимаются в коллегиальном порядке.

В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями (сходами) граждан, то есть замена представительной демократии непосредственной.

К исключительному ведению представительныхорганов местного самоуправления относятся вопросы:

1) принятия общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом;

2) утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятия планов и программ развития муниципального образования, утверждения отчетов об их исполнении;

4) установления местных налогов и сборов;

5) установления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава местного самоуправления может избираться:

1) гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании;

2) представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

В уставе может быть предусмотрено, что избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях этого органа.

Глава муниципального образования в своей деятельности подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает существование иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Данные органы предусматриваются в уставах муниципальных образований.

Наименование иных органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности этих органов и должностных лиц определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Обычно такими органами являются местные администрации, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в рамках полномочий местного самоуправления.

Федеральный закон содержит положения, определяющие статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Данным лицам гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает формы непосредственного (не через органы местного самоуправления) участия граждан в осуществлении местного самоуправления:

1) местный референдум – ание граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения.

Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт;

2) муниципальные выборы – выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных выборов.

Муниципальные выборы проводятся в соответствии с принципами избирательного права, закрепленными федеральным законодательством. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации;

3) собрание (сход) граждан. Собрания (сходы) граждан в отдельных поселениях в соответствии с уставами муниципальных образований, законами субъектов Федерации могут осуществлять полномочия представительных органов местного самоуправления.

При этом собрание (сход) считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Собрания (сходы) могут выступать также формой осуществления территориального общественного самоуправления;

4) народная правотворческая инициатива – право населения вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения.

При этом внесенные проекты подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию.

Порядок реализации народной правотворческой инициативы определяется уставом муниципального образования;

5) обращения граждан в органы местного самоуправления. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, которые обязаны дать ответ по существу обращений в течение одного месяца:

6) территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.

Просмотров 1496 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-28789.html

Акты Правительства Российской Федерации

Виды нормативных актов правительства рф

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Предложения федеральных министров, руководителей государственных органов об издании постановлений и распоряжений Правительства, разработке иных актов, по которым требуется решение Правительства, рассматриваются Председателем Правительства или его заместителями. В письме о внесении проекта указывается основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Оно подписывается членом Правительства, руководителем государственного органа или лицом, его замещающим.

Проекты постановлений Правительства и других актов, имеющих нормативный характер, подготавливаемые по поручениям, содержащимся в актах Правительства, поручениям Председателя Правительства и его заместителей разрабатываются, как правило, с участием Министерства юстиции Российской Федерации.

Проекты постановлений и распоряжений Правительства, предусматривающие расходы за счет средств федерального бюджета, подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

При внесении в Правительство проекта акта Правительства, которым предусматривается принятие акта Президента Российской Федерации, одновременно должны представляться также проект этого акта и соответствующие материалы к нему.

Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства.

Он проводит экспертизу проекта и его обоснований, а также необходимую проработку и редактирование текста.

Подготовка проекта к рассмотрению осуществляется, как правило, в срок до 15 календарных дней, в том числе в течение 3 рабочих дней предварительная экспертиза для решения вопроса о дальнейшей работе над проектом.

Если в процессе экспертизы проекта выявляется необходимость внесения в него существенных изменений, он подлежит возвращению представившему его органу государственной власти для доработки и повторного визирования руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других органов и организаций.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации. Датой официального их опубликования считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Все Постановления Правительства, за исключением Постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.

«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов органов исполнительной власти»[538] подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после их подписания.

Акты правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов государственной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания. Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

Также Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. В литературе существует точка зрения, что эти правовые формы, бывают, оправданы в тех или иных ситуациях для выражения позиции федерального Правительства и его оценок в отношении тех или иных действий или событий.

Но подобные акты должны быть, естественно, целесообразными и законными. Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская отмечают, что в августе 1998 г.

Правительство Российской Федерации и ЦБР в своём заявлении об изменении курса рубля, порядке погашения ГКО, моратории по валютным операциям нарушило статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», статьи 202, 817, 422 ГК Российской Федерации[539].

Источник: https://studopedia.ru/8_51737_akti-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.