Виды действия нормативно правовых актов

Понятие и виды нормативных правовых актов

Виды действия нормативно правовых актов

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Основные черты нормативно-правового акта:

– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

– адресован неопределенному кругу лиц.

Виды нормативных правовых актов:

1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу.

2. Решения референдумов – направленны на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

3. Программные законы – принимаются в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

4. Кодексы (нормативные правовые акты) – объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

5. Законы – нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения.

6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией.

7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.

9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.

10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления (совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений).

11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации).

14. Приказы – издаются руководителями Республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.

15. Решения органов местного управления и самоуправления –принимаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования.

Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь – вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

– истечения срока действия акта;

– признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

– признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

– отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

11. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу.

Утрата юридической силы:

а) истечения срока;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.

Закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени – когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

В пространстве:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Государственная тер-ия: часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет распростра­няется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц: распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

Ис­ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Источник: https://studopedia.ru/9_55482_ponyatie-i-vidi-normativnih-pravovih-aktov.html

Действие нормативно-правовых актов

Виды действия нормативно правовых актов

Какие бывают виды действия нормативных правовых актов, проблемы и пределы.

Ирина Нестерова ✔ 15.12.2017

Нестерова И.А. Действие нормативно-правовых актов // Энциклопедия Нестеровых

Нормативные правовые акты действуют во времени и пространстве. Правовые аспекты этого явления заставляют правоведов снова и снова обращаться к этому вопросу.

Прежде чем говорить о том, что такое действие нормативных актов, обратимся к трактовке понятия нормативно-правовой акт. Существует несколько подходов к определению этого понятия, но ключевой признана следующая:

Нормативно-правовой акт – правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определённых общественных отношений [1].

Действие нормативного правового акта представляет собой правовую характеристику нормативно-правого акта, основанную на его принципах и особенностях. В научной литературе дается следующая трактовка термина:

Действие нормативного правового акта – представляет собой динамическую характеристику процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта, на урегулированные им общественные отношения [2]

Нормативные правовые акты наделены особенностями и принципами.

Как правило, действие нормативного правового акта рассматривается применительно к хронологической, пространственной и субъектной сферам.

Проблемы действия нормативных правовых актов

Действие нормативных правовых актов изучается применительно к следующим аспектам:

  • времени,
  • пространству,
  • кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативно-правовых актов в пространстве представляет собой особенности функционирования тех или иных актов на различных территориях. Например, местные законы не действуют на федеральном уровне, а федеральные законы действуют по всей территории страны.

Нормативно-правовые акты, действующие в пространстве, делятся по двум принципам:

  1. Территориальный принцип;
  2. Экстерриториальный принцип.

Факторы, от которых зависит действие нормативных правовых актов в пространстве, нашли свое отражение на рисунке ниже.

Факторы, от которых зависит действие нормативных актов в пространстве

Действие нормативно-правовых актов в пространстве не должно противоречить принципам номативно-правового акта, выступающего в качестве правовой категории.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативных правовых актов во времени обусловлено временем вступления в силу и временем завершения действия. Все нормативно-правовые акты во времени подразделяются на два вида:

  • долгосрочные нормативно-правовые акты;
  • краткосрочные нормативно-правовые акты.

Действие нормативного правового акта во времени предполагает сохранение юридической силы нормативно-правового акта в течение определенного промежутка времени.

Функционирование нормативных актов во времени сопряжено с рядом проблем. Во-первых – проблема обратной силы нормативных актов.

Обратная сила закона – это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается.

Исключение составляют нормы, которым законодатель специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.

Действие нормативно-правовых актов во времени

Во-вторых – процедура вступления в силу нормативно-правового акта. Этот процесс может быть слишком затянутым. В правовой науке изучены четыре варианта вступления нормативных правовых актов в действие:

  • истечение определенного срока после его официального опубликования;
  • момент их принятия или официального опубликования;
  • указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте;
  • нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц условно делят на два типа:

  1. действие по отношению к юридическим лицам;
  2. действие по отношению к физическим лицам.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обозначает, что лица находящиеся на территории российского государства подчиняются законам в равной мере.

Однако существуют исключения, к которым относят следующее:

  1. иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений;
  2. иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
  3. некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами.

В завершении подчеркнем – нормативно-правовые акты наделены пределом действия. Действие нормативных актов приходит к концу по ряду причин: устаревают, противоречат новым правовым актам и т.д.

Литература

  1. Большой юридический словарь / Под редакцией А.В. Малько – М.: 2009.
  2. Ромашов Р. А. Теория права и государства. – М.:2012

Источник: http://odiplom.ru/lab/deistvie-normativno-pravovyh-aktov.html

2.3. Нормативно-правовые акты, их виды. Действия нормативно-правовых актов во времени и пространстве

Виды действия нормативно правовых актов

нормправа выражается в статьях. Совокупностьстатей, сгруппированных по определеннымпринципам, представляет отдельныйнормативно-правовой акт.

Термин «акт»в юриспруденции понимается в двухсмыслах: 1) как правотворческое действиеорганов государственной власти; 2) какофициальный документ, закрепляющий(устанавливающий) результаты тех илииных действий либо предписывающий,обязывающий или запрещающий совершатьте или иные действия.

Термин «нормативный»означает,что данный официальный документ (акт)содержит нормы права. Термин «правовой»является синонимом термина «юридический».Поэтому иногда правовой акт называютнормативным юридическим актом.

Нормативно-правовойакт –содержащий юридические нормы официальныйдокумент, который создается в результатеправотворческой деятельности государстваили всенародного волеизъявления(референдума). Нормативно-правовой актявляется основной формой права. Кроменормативно-правовых актов, формамиправа являются санкционированныйобычай, судебный прецедент, нормативныйдоговор.

Санкционированномуобычаюгосударство придает обязательноезначение и соблюдение его гарантируетсвоей принудительной силой. В настоящеевремя такая форма права почти неиспользуется.

Судебный прецедентпридание конкретному решению судаобязательного значения. На это решениесуда можно ссылаться как на статьюзакона при решении аналогичных дел.Само слово «прецедент» переводится как«факт, имевший пример в прошлом». Такаяформа права широко распространена вВеликобритании. В Российской Федерациисудебный прецедент не является формойправа.

Нормативныйдоговорэто либо международный договор, либодоговоры о разграничении предметовведения между субъектами федерации.Данная форма права больше относится квыполнению внешних функций государстваи к организации формы государственногоустройства.

Некоторые теоретикиправа, характеризуя нормы права, называютих источникамиправа. Онисчитают, что государство первично поотношению к праву, а нормативно-правовойакт результат правотворческой деятельностигосударства, которое порождает право.Это точка зрения представителейнормативистской теории права.

Но еслиисходить из точки зрения, согласнокоторой процессы возникновения праваи государства происходили одновременно,то можно утверждать, что подлиннымиисточниками права являются не нормыправа, а правовые идеи, зарождавшиесяв недрах общественной жизни людей.

Кисточникам права можно отнести традиции,обряды, обычаи, регулировавшие отношенияв обществе на ранних этапах развитиячеловечества. Все это дает основаниеговорить о нормативно-правовых актахкак о формах права (т.е. как о чем-товторичном, производном от чего-то), а некак об источниках права (т.е. как о чем-топервичном, исходном).

Хотя в силусложившейся традиции большинствотеоретиков права не делают различиймежду формами права и источниками права,считая, что это две ипостаси одного итого же.

Нормативно-правовыеакты следует отличать от индивидуально-правовыхактов и актов применения норм права.

Индивидуально-правовыеакты имеюттри характерных признака:

1) в них не содержатсяправила поведения (т.е. нормы);

2) они являютсяактами одноразового и кратковременногодействия;

3) носят строгоадресный, персонифицированный характер,т.е. обращены к конкретным лицам.

Назначениеиндивидуально-правовых актов:

а) определятьпорядок проведения одноразовыхмероприятий (например, постановлениеглавы местной администрации о проведениипраздника в честь Дня города);

б) регистрироватьюридические факты (например, вседокументы, имеющие отношение к сференотариальных действий);

в) представлятьразрешение возникающих споров (например,решения и постановления судебныхорганов, за исключением постановленийВерховного Суда РФ, которые могут иметьнормативный характер).

Иногда в юридическойлитературе для краткости индивидуально-правовойакт называют правовым,а нормативно-правовой акт называютнормативным.

Акт применениянорм праваофициальный правовой документ, содержащийиндивидуальное государственно-властноепредписание компетентного органа,которое формулируется на основе нормправа в отношении конкретных обстоятельствили персонально определенных лиц(например, акты парламента, главыгосударства, органов исполнительнойвласти, судебные решения, акты прокурорскогонадзора и др.).

Акты применениянорм права отличаются от нормативно-правовыхактов:

Во-первых, актыприменения норм права имеют исключительноповелительный характер. Нормы, содержащиесяв них, отличаются категоричностью. Этолибо императивные, либо запретительныенормы права. Они не дают права выборалицу, в отношении которого применяются.Например, вступившее в силу решениесуда по конкретному делу обязательнодля исполнения всеми сторонами.

Во-вторых, исполнениетребований, содержащихся в актахприменения норм права, в необходимыхслучаях обеспечивается принудительно.

В-третьих, актыприменения норм права издаются тольков установленной форме, а именно: 1) онидолжны иметь полное и точное названиес указанием органа, выдавшего этот акт,и с указанием конкретного адресата, ккоторому в данном акте предъявляютсятребования; 2) в содержании акта применениянорм права должны быть изложеныфактические обстоятельства дела иуказаны все статьи законов, на основаниикоторых принималось решение по этомуделу. К подобным актам относятся решенияи постановления судебных органов. Однакопостановления Пленума Верховного СудаРФ и заключения Конституционного СудаРФ в пределах их ведения могут иметьнормативно-правовой характер.

Акты применениянорм права отличаются от индивидуально-правовыхактов, хотяобщих черт между ними больше, чемразличий:

– во-первых, ониявляются письменными официальнымиправовыми документами;

– во-вторых, актамиодноразового применения;

– в-третьих, онине имеют общеобязательного характера,так как сфера их действия распространяетсялишь на ограниченный круг лиц или дажена одно лицо.

Различие в том,что акт применения норм права содержитнормы права, что сближает его снормативно-правовым актом.

Видынормативно-правовых актов.

Закон –нормативно-правовой акт, обладающийвысшей юридической силой, принимаемыйв особом порядке с целью регулированиянаиболее важных с точки зрениягосударственного и общественногоинтереса отношений.

Правом принятиязаконов в Российской Федерации обладают:

1) ФедеральноеСобрание РФ (законы принимаютсяГосударственной Думой и одобряютсяСоветом Федерации);

2) законодательныеорганы субъектов Российской Федерации;

3) граждане, имеющиеправо избирать и участвовать в референдуме(п.2 ст.32 и ст.60 Конституции РФ).

Виды законов:

1.ОсновныеКонституцияРФ и Конституции субъектов РоссийскойФедерации.

2. Федеральныеконституционные законызаконы,регулирующие наиболее важные встратегическом плане общественныеотношения, которые определяют формугосударства и всю его политическуюсистему.

К ним относятся: законы обусловиях и порядке введения чрезвычайногоположения; законы о порядке принятия всостав РФ нового субъекта, а также обизменении конституционно-правовогостатуса субъекта Федерации; законы опорядке деятельности ПравительстваРФ; законы о судебной системе РФ; и др.

Федеральный конституционный законсчитается принятым, если за негопроало не менее 2/3 от общегочисла депутатов Государственной Думыи если он одобрен не менее 3/4 отобщего числа членов Совета Федерации.Федеральный конституционный закон,принятый Федеральным Собранием РФ, неможет быть отклонен Президентом.

Конституция РФ обязывает Президента втечение четырнадцати дней подписатьего в той редакции, в какой закон былпринят Федеральным Собранием (ст.108Конституции РФ).

3.Федеральные законыпризваны регулировать основные сферыдеятельности общества и государства.Например, закон о федеральном бюджете;законы, регулирующие финансовую,налоговую и таможенную политикугосударства; законы, касающиесяэкономической, политической, культурнойжизни общества; и др. Федеральный закондействует на всей территории страны.

Он не должен противоречить Конституциии федеральному конституционному закону.Федеральный закон считается принятым,если за него проало более половиныот общего числа депутатов ГосударственнойДумы (226 человек). После этого он долженбыть одобрен простым большинствомчленов Совета Федерации. Затем Федеральныйзакон поступает на подпись ПрезидентуРФ, который имеет право в случае несогласияотклонить его.

В случае отклоненияфедерального закона ПрезидентомГосударственная Дума вновь рассматриваетэтот закон и либо вносит в него поправкисогласно замечаниям президента, либооставляет закон в старой редакции. Вовтором случае вето президента можетбыть преодолено, если за закон проалоне менее 2/3 депутатов ГосударственнойДумы и членов Совета Федерации.

Послеэтого Президент обязан подписатьФедеральный закон в течение семи дней(ст.107 Конституции РФ).

4.Законы субъектов Российской Федерациирегулируют социальную, экономическую,культурную, научную и другие сферыобщественной жизни в рамках отдельныхрегионов государства.

Эти законыпринимаются представительнымизаконодательными органами субъектовФедерации и действуют только на ихтерритории. Поэтому в отличие отфедеральных законов законы субъектовФедерации обладают относительно высшейюридической силой.

Соотношение федеральныхзаконов и законов субъектов Федерацииопределено в п.5 ст.76 Конституции РФ.

Законы принимаютсяв порядке законодательной инициативы.Право законодательной инициативы это право выдвигать предложение онеобходимости принятия закона и вноситьв законодательный орган проект закона

В РоссийскойФедерации правом законодательнойинициативы обладают:

1) депутатыГосударственной Думы,

2) Совет Федерациии члены Совета Федерации;

3) Президент;

4) Правительство;

5) законодательные(представительные) органы субъектовРоссийской Федерации;

6) высшие судебныеорганы (Конституционный Суд, ВерховныйСуд, Высший Арбитражный Суд) по вопросамих ведения.

Право законодательнойинициативы порождает обязанностьзаконодательного органа обсудить вопросо принятии к рассмотрению выдвинутыхпредложений или законопроектов.

Законы первичныенормативно-правовые документы, так какони содержат нормы, которых до их принятияне было. Вторичными нормативно-правовымиактами являются подзаконные акты.

Подзаконный акт– один извидов нормативно-правового акта, которыйсоздается для того, чтобы конкретизироватьположение принятых законов с цельюоблегчения их применения с учетомспецифики различных слоев населения,территориальных особенностей ииндивидуальных интересов. Подзаконныеакты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себетолько те нормы, которые уже закрепленыв законах. Новые нормы подзаконные актывводить не могут;

2) обладают меньшейюридической силой, чем закон (если нормы,содержащиеся в подзаконном акте,противоречат нормам закона, то применяетсязакон).

По степениюридической силы подзаконные актыподразделяются на:

1)нормативные указы Президента,которые не могут отменять или изменятьположение закона. Согласно КонституцииРФ, лишь в условиях чрезвычайного иливоенного положения президентскиенормативные акты могут приостанавливатьи корректировать закон;

2)постановления Правительства.Они принимаются в контексте с УказамиПрезидента и призваны регулироватьболее узкие вопросы государственногоуправления, социального строительства,образования, здравоохранения, культурыи т.д.;

3)ведомственные нормативные актынормативно-правовые акты общеобязательногохарактера, но сфера их действия ограниченарамками ведомственных отношений;

4)подзаконные акты органов местногосамоуправления.К ним относятся нормативные актырегиональных и муниципальных органовпредставительной законодательнойвласти (постановления, распоряжения ит.д.);

5)внутриорганизационные актытакие нормативные акты, которые издаютсяруководителями различных предприятий,организаций для регламентации своихвнутренних вопросов. Их действиераспространяется только на членов этихорганизаций (например, приказ руководителяпредприятия).

Требования,предъявляемые к нормативно-правовымактам:

1.Законность.Понимается как единая целенаправленностьправотворчества органов государственнойвласти, которое должно осуществлятьсяв рамках действующего законодательствас целью принятия наиболее оптимальных,отвечающих интересам общества правовыхнорм.

2 Компетентность.Нормативно-правовой акт долженсоставляться , компетентными специалистами,хорошо осведомленными в вопросах,которые призван регулироватьразрабатываемый ими правовой акт.

3Четкость и непротиворечивость изложения.Это требование означает, что ни одноположение нормативно-правового актане должно пониматься двусмысленно идолжно быть доступно каждому, чтобыисключить разночтение статей законаЭто требование трудновыполнимо. Какправило, суть нормативно-правовых актовпоясняют подзаконные акты (инструкции,разъяснения и т.д.).

4.Своевременность принятия.Одно из требований, позволяющихнормативно-правовым актам болееэффективно регулировать процессыобщественного развития (например,согласно этому требованию Закон РФ «Офедеральном бюджете Российской Федерации»должен приниматься не позднее концатекущего года).

5.Оперативность доведения содержания доисполнителейозначает, что необходимо устанавливатьмаксимально короткие сроки между датойпринятия нормативного акта и датой егообнародования (опубликования).

Источник: https://studfile.net/preview/3624176/page:5/

Виды нормативных актов

Виды действия нормативно правовых актов

VIDOTIP

Сервис по определению видов

VIDOTIP

Сервис по определению видов

Волеизъявления государства подлежат обязательному закреплению. В России такая информация носит официальный характер и содержится в нормативных правовых актах. Издаются они в строгом соответствии с правилами и имеют влияние на всё население. Разберём, что они собой представляют, и рассмотрим их классификацию.

Понятие и виды нормативных актов

Нормативный акт является официальным документом. Принимается или издаётся такой документ правотворческим органом в пределах его полномочий.

Целью создания является установить, изменить или отменить какую-либо правовую норму. Нормы права, в свою очередь, представляют собой предписание общеобязательного характера.

Рассчитаны они на многократное применение и распространяют своё влияние на неопределённый круг лиц.

Существуют несколько основных видов нормативных актов. Выделяются они по своей юридической силе. Ими являются:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.
  3. Внутригосударственные договоры, которые регулируют отношения между Российской Федерацией и её субъектами, например, вопросы о совместной экономической деятельности.

Ещё одним видом считаются международные договоры, которые регулируют отношения между РФ и иностранными странами или организациями. Однако, выделим его отдельно, поскольку его трудно классифицировать во взаимосвязи с другими актами.

Классификация нормативных актов по различным основаниям

Классифицировать акты можно по различным основаниям. Приведём наиболее значимые из них для российской правовой системы.

Законы по юридической силе подразделяются на:

  1. Конституцию – является основой.
  2. Федеральные конституционные, к примеру, «О Государственном гербе РФ».
  3. Федеральные, например, «О связи».

По правовой (юридической) значимости подзаконные классифицируются следующим образом:

  1. Постановления Государственной думы («О назначении на должность аудитора Счётной палаты Российской Федерации»).
  2. Указы Президента («О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
  3. Постановления Правительства («О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области рекламы», «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования»).
  4. Предписания Федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»).
  5. Предписания субъектов Российской Федерации, в том числе законы (Указ Главы Республики Башкортостан «О стипендиях Главы Республики Башкортостан», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2018 год»).
  6. Официальные документы органов местного самоуправления («Положение об архиве муниципалитета внутригородского муниципального образования Войковское в городе Москве»).
  7. Внутриорганизационные, предназначенные для регламентации внутренних вопросов (уставы, должностные инструкции).

В зависимости от срока действия бывают:

  • постоянными, к примеру, Конституция;
  • временными, которые ограничиваются конкретными датами или обстоятельствами, например, Положение о годовом бюджете.

По правовому положению субъектов, издавших акты, подразделяются на принятые:

  • по результатам референдума;
  • государственными органами;
  • местным самоуправлением.

Нормативные акты могут быть классифицированы по предмету, которые ими регулируется. В соответствии с этим выделяют:

  • государственно-правовые;
  • уголовные;
  • административные;
  • гражданско-правовые и т. д.

Вышеприведённая классификация является весьма условной. Объясняется это тем, что акты по своему содержанию неоднородны. Существуют документы, которые содержат предписания, касающиеся только одной правовой отрасли, например, уголовной. Однако, наряду с такими, издаются и предписания комплексного значения. В них включены нормы сразу нескольких отраслей права.

Приведём ещё одну классификацию. В зависимости от сферы своего действия акты подразделяются на:

  • общегосударственные, оказывающие своё влияние на всю территорию страны;
  • региональные, действующие только на одной или нескольких территориальных единицах.

Источник: https://vidotip.com/dokumenty/vidy-normativnyh-aktov/

46.Понятие и виды нормативно-правовых актов

Виды действия нормативно правовых актов

1.   Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

https://www.youtube.com/watch?v=Ag_ODieNelw

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Система нормативных актов в РФ состоит:

1) из правовых актов общефедеральных органов;

2) актов субъектов Российской Федерации;

3) актов местного самоуправления;

4) актов прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных актов строится: 1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.

В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные акты исполнительных органов; 3) нормативные акты правоохранительных органов; 4) нормативные акты контрольно-надзорных органов и т. д.

В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют:

1) на общефедеральные;

2) акты субъектов Российской Федерации;

3) акты органов местного самоуправления.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

1) на временные акты;

2) акты неопределенно длительного действия;

В зависимости от способов установления государством нормативные акты подразделяют:

1) на принимаемые;

2) санкционированные;

3) признанные.

По их юридической силе нормативные акты делят:

1) на законы;

2) подзаконные нормативные акты.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%82%D0%B3%D0%BF/46-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2/

Источники права. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Виды действия нормативно правовых актов

Общая характеристика права. Признаки права.

Право – это система общеобязательных, формально – определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Праву присущи следующие специфические признаки.

1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными. Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). 4.

Юридические нормы отличаются формальной определенностью.

Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью.

Признаки права:

Нормативность

По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, определяющих необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов.

Волевой характер

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений.

Формальная определенность

Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права.

Общеобязательность

Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта. Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

Системность и иерархичность строения

Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга.

Регулирующее воздействие права

Оно осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью летально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей.

Установление и обеспечение права государством

Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов.

Система права. Правовая норма. Отрасль права.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

§ выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;

§ предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

§ показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут .

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права – совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

Правовая норма. Но́рма пра́ва — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы гражданина и выступающее регулятором общественных отношений.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

  1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
  2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
  4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

Структура нормы права — это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной.

Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой.

Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

О́трасль пра́ва — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:

· конституционное (государственное) право;

· административное право;

· гражданское право;

· предпринимательское право;

· трудовое право;

· финансовое право;

· уголовное право;

· экологическое право;

· семейное право;

· право социального обеспечения и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон.

Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

· гражданское процессуальное право;

· уголовно-процессуальное право;

· арбитражный процесс (особенность России).

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права.

К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.

Источники права. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел.

Виды источников права:

§ правовой обычай;

§ нормативный правовой акт;

§ юридический прецедент;

§ договор нормативного содержания;

§ юридическая наука (доктрины и идеи).

Виды нормативно-правовых актов. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:

-нормативные акты государственных органов

-нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)

– нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)

– нормативные акты принятые на референдуме

В зависимости от сферы действия делятся на : общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

В зависимости от срока действия норм. акты делят на : акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц .

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

Источник: https://studopedia.net/8_54844_istochniki-prava-vidi-normativno-pravovih-aktov-deystvie-normativno-pravovih-aktov-vo-vremeni-v-prostranstve-i-po-krugu-lits.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.