Участок сервитут

Содержание

Сервитуты государственных и муниципальных земельных участков по новой редакции ЗК РФ -Статьи

Участок сервитут

Сервитуты государственных и муниципальных земельных участков по новой редакции ЗК РФ

Новая редакция Земельного Кодекса (глава V.3 ЗК РФ) предусматривает ряд важных новшеств в отношении сервитутов земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

задача внесенных изменений состоит в том, чтобы перенести заключение соглашений о сервитуте из кулуаров властных органов на уровень правоотношений между частными лицами.

 Для этого пользователям  государственных и муниципальных земельных участков (например, арендаторам) дано право самостоятельно и без согласия публичного собственника заключать соглашения о сервитуте и, более того, получать плату за сервитут.

В тех случаях, когда участок не предоставлен в пользование частному лицу, сохранена возможность заключения соглашения о сервитуте с органом публичной власти, причем процедура заключения такого соглашения подробно урегулирована.

Таким образом, внесенные изменения направлены на то, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на органы публичной власти, и в ряде случаев облегчить жизнь тем гражданам и организациям, которые нуждаются в заключении соглашений о сервитуте. Итак, по порядку.

Как я уже писала, право на заключение соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков теперь предоставлено землепользователям, а именно, лицам, которые занимают участок на основании:

  • Права постоянного бессрочного пользования;
  • Права пожизненного наследуемого владения;
  • Аренды сроком более, чем на 1 год;
  • Права безвозмездного пользования сроком более, чем на 1 год.

При этом согласие уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если соответствующим договором аренды или безвозмездного пользования не предусмотрено иное (п.1 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).

Орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, должен быть лишь уведомлен о заключенном соглашении о сервитуте в течение 10 дней с момента его заключения (п.3 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).

Последствия неуведомления в законе не содержатся.

  1. Плата за сервитут, соглашение о котором заключено частным землепользователем, поступает указанному землепользователю (п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ в новой редакции). Этой нормой законодатель, видимо, пытается стимулировать частных лиц к заключению подобных соглашений.
  2. Соглашение о сервитуте, заключенное с арендатором земельного участка или с лицом, которому участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, действует лишь в течение действия договора аренды или договора о безвозмездном пользовании (пункты 4, 5 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).
  3. Пунктом 1 статьи 39.25 подробно урегулировано содержание соглашения о сервитуте, в частности, указано, что оно должно содержать кадастровый номер земельного участка и учетный номер обременяемой части земельного участка. Таким образом, данная норма подтверждает необходимость кадастрового учета соответствующей части земельного участка.
  4. Если соглашение о сервитуте части земельного участка заключено на срок менее 3х лет, то заключение такого соглашения допускается без кадастрового учета соответствующей части и без государственной регистрации сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии со схемой, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ). Надо сказать, в ряде случаев это положение может быть весьма ценным.
  5. Статьей 39.26 ЗК РФ подробно урегулирован порядок заключения соглашения о сервитуте государственного или муниципального земельного участка с уполномоченным органом публичной власти.
  • в уполномоченный орган публичной власти направляется заявление о заключении соглашения о сервитуте с приложением схемы обременяемой части земельного участка. Если соглашение о сервитуте предлагается заключить в отношении всего земельного участка, прилагать схему не требуется.
  • орган публичной власти в месячный срок обязан выполнить одно из следующих действий:

– Направить уведомление о готовности заключить соглашение о сервитуте;

– Направить предложение о заключение соглашения о сервитуте иной части земельного участка;

– Подготовить, подписать и направить заявителю проект соглашения о сервитуте целого земельного участка

– Отказать в заключении соглашения о сервитуте при наличии предусмотренных законом оснований.

  • После получения уведомления о готовности заключить соглашение о сервитуте или предложения о заключении соглашения о сервитуте иной части земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет кадастровые работы и постановку на кадастровый учет части земельного участка для заключения соглашения и сервитуте.
  • Уполномоченный орган готовит и направляет заявителю соглашение об установлении сервитута в 3х экземплярах, которое заявитель должен подписать в течение 30 дней.

Кроме вышесказанного, хочется отметить следующий момент. Статьей 39.23 предусмотрена довольно странная формулировка, описывающая основания заключения соглашения об установлении сервитута государственного или муниципального земельного участка.

Сказано, что такое соглашение может быть заключено в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным Кодексом и другими федеральными законами, в частности, в случаях строительства линейных объектов, инженерных изысканий и пользования недрами.

Таким образом, возможность заключения соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков для иных случаев, например, для обеспечения доступа к другим участкам и объектам, сохранена, однако, почему-то не прописана в ЗК прямо.

Будем надеяться, что это не повлияет негативно на развитие практики по данному вопросу.

Материал подготовила Татьяна Скворцова.

Источник: https://www.cab74.ru/articles/304/

Как оформить сервитут?

Участок сервитут

Не можете пройти к своему участку? Отремонтировать стену своего дома? Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут.

1. Что такое сервитут простым языком и когда он нужен?

Что же такое сервитут простым языком? Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права.

Исходя из норм закона это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями (ст. 274 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).

Установить сервитут может потребоваться по разным причинам.

Например:

  • Вы не можете в силу определенных причин пройти к своему наделу, кроме как через земли соседа. В этом случае собственники могут либо установить сервитут добровольно, либо требовать его установления в судебном порядке, потому что иным способом проблему решить невозможно.
  • На земельном участке, находящемся в собственности частного лица, расположен природный источник, который не может быть оформлен в собственность. В этом случае собственники соседних участков для использования воды могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику.
  • При проведении строительных работ на Вашем участке земли выясняется, что водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний надел. В такой ситуации для прокладки коммуникаций необходимо установить сервитут, чтобы Вы на законных основаниях могли использовать конкретную часть чужого участка для оговорённых целей.

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено ( п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ; далее – ЗК РФ).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частныйустанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом ( п. 3 ст. 274 ГК РФ).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен ( п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 12 ст. 23 ЗК РФ).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут ( п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд.

Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию.

В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичныйустанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления ( п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования ( пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату ( п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ( п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков ( п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок ( п. 1 ст. 275 ГК РФ, п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

3. Соглашение об установлении сервитута

Соглашение об установлении сервитута должно содержать предмет, то есть указание на то, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным ( п. 1 ст. 432 ГК РФ).

При заключении соглашения целесообразно включить в него следующие условия ( п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ):

  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить данное право ограниченного пользования;
  • при наличии – учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (исключением является установление обременения в отношении всего земельного участка);
  • сведения о сторонах (полное наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН – для юридического лица, Ф.И.О. полностью, место жительства для физического лица);
  • цели и основания установления данного обременения;
  • срок действия ;
  • размер платы;
  • права лица осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлено обременение;

а также обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:

  • вносить плату;
  • после прекращения действия соглашения привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.

Некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке, о лице, в пользу которого установлено право ограниченного пользования, и др. ( п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).

4. Регистрация сервитута

Государственная регистрация сервитута осуществляется Росреестром по заявлению:

  • правообладателя недвижимости;
  • сторон соглашения;
  • по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).
  • Государственная пошлина составит:

    • для юридических лиц – 6 000 руб.;
    • для физических – 1 500 руб.

    Вместе с заявлением предоставляются:

    • документы, которые подтверждают полномочия представителя.
    • соглашение либо решение суда.

    Также при регистрации необходимо учитывать следующее:

    1. Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
    2. Правообладатель (если он не являлся заявителем) уведомляется Росреестром о регистрации сервитута в течение 5 рабочих дней со дня проведения регистрации.
    3. Если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то регистрация такого ограничения в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно сгосударственным кадастровым учетом такой части (в этом случае заявителем должен быть представлен межевой планна образование части земельного участка).
    4. Представление вышеуказанного межевого плана не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет. В этом случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории. 

    Если после прочтения материала у Вас остались вопросы, проконсультируйтесь со специалистом!

    Вам также может быть интересно:

    Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

    Оплатить государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимость: что важно знать?

    Источник: https://vladeilegko.ru/situations/kak-ustanovit-servitut/

    Как установить сервитут на часть земельного участка? Что нужно знать при его оформлении?

    Участок сервитут

    Что такое сервитут? Это вещное право, содержанием которого является возможность ограниченно (в определенных пределах) пользоваться чужой недвижимостью(в нашем случае – земельным участком (ЗУ)).

    Его суть в том, что оно дает собственнику какой-то недвижимости, пользоваться чужой землей, в ситуациях, когда он не может беспрепятственно реализовать свое право пользоваться этой недвижимостью без установления сервитута (например, через ЗУ гражданина «А» проходит единственная дорогая к дому гражданина «Б», поэтому «Б» вынужден просить установить право ограниченного пользования участком «А», чтобы пройти к себе домой).

    Данное вещное право можно установить только тогда, когда у владельца недвижимого имущества нет иных вариантов реализовывать свои права по пользованию им (П. 7 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 – далее Обзор).

    Оформление неполного обременения земли

    Обременение земли – это, так или иначе, ограничение прав его собственника, создание для него неудобств. А для лица, для которого установлен сервитут – это дополнительный источник расходов (за пользование чужой землей может взиматься плата ч. 5 ст. 274 ГК РФ).

    Законодатель выделяет частный и публичный сервитут. В основании разграничения лежит интерес, в чью пользу он устанавливается. Первый – в пользу конкретного лица для обеспечения его нужд.

    Тогда как установление публичного сервитута направлено на обеспечение нужд государственных или муниципальных, нужд населения и строго в целях, указанных в ч. 4 ст. 23 ЗК РФ.

    Узнать больше о разнице между частным и публичным сервитутом можно тут.

    Поэтому распространение права ограниченного пользования только на часть участка – в интересах обоих собственников.

    Формулировки нормативных положений гражданского и земельного законодательства, регулирующих данное вещное право (ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ), говорят об обременении всего участка: в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель (ч. 5 ст. 23 ЗК РФ), предоставления права ограниченного пользования соседним участком (ч. 1 ст. 274 ГК РФ).

    Важно! То же самое подтверждается и практикой Верховного Суда РФ: сервитут и как ограниченное вещное право, и как обременение недвижимого имущества подлежит регистрации в отношении всего объекта недвижимого имущества (П. 11 Обзора). Однако в земельном законе можем найти нормы, которые говорят о возможности установления сервитута на часть земли: п. 2 ч. 1 ст. 39.25 ЗК РФ, ч. 4 ст. 39.25, ч. 5 и ч. 6 ст. 39.26 ЗК РФ, но эта возможность распространяется на случаи, когда речь идет об участке, собственником которого является государство, субъект РФ, муниципалитет.

    В таком случае в ЕГРН должны быть сведения о части земельного участка (п. 11 ч. 4 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» – далее ФЗ о регистрации).

    На каких основаниях это можно сделать?

    Однако возможность установить сервитут на часть ЗУ все же есть, о чем говорит сама сущность рассматриваемого права.

    Сервитут служит конкретной цели: например, если цель пройти или проехать – разумеется, нужна только дорога, о чем и указывается в соглашении об обременении.

    В соглашении можно прописать и сферу действия сервитута, ограничить использование земли во времени, в пространстве, и фактически получится пользование частью ЗУ.

    Если мирно договориться не получилось, ограничить собственника в пользовании землей в части фактически, возможно и в суде, потому что, удовлетворяя иск о сервитуте, суд обязан определить условия, на которых он устанавливается, в том числе, содержание обременения и его сферу действия (как и на каких основания можно обратиться в суд для принудительного установления сервитута узнаете тут).

    Внимание! Более того, встречается судебная практика (чаще всего у арбитражных судов), где суд выносит решение с формулировкой как «установить сервитут на часть земельного участка» (напр., А55-33436/2018).

    Порялок установления

    Предположим, собственник земли согласен на его обременение в части, в суд идти не пришлось. Рассмотрим порядок действий, направленных на установление сервитута.

    Составление соглашения

    Соглашение должно содержать:

    • Данные о сторонах.
    • Сведения об участке (кадастровый номер, вид использования и др.).
    • Причины и цели обременения.
    • сервитута.
    • Пространственные границы сервитута.Именно здесь вы можете указать на пользование частью ЗУ, индивидуализировав ее, например, с помощью указания на объекты, находящиеся на этой части, либо иным образом.
    • Срок.
    • Условия об оплате и др.

    Скачать образец бланка соглашения об установлении сервитута части земельного участка

    О том, как составляется типовое соглашение сервитута, можете узнать тут.

    Сбор документов

    Сервитут подлежит государственной регистрации, потому необходимо собрать пакет документов, а именно:

    • заявление одного из собственников;
    • соглашение;
    • документы, подтверждающие право на обременяемый ЗУ и на недвижимость, для пользования которой устанавливается обременение;
    • документ об уплате госпошлины.

    Справка! За регистрацию уплачивается госпошлина: 1500 рублей для физ. лиц и 6000 для организаций.

    Регистрация

    На основании предоставленных документов Росреестр осуществляет регистрацию обременения в течении срока, установленного ст. 16 ФЗ о регистрации и вносит сведения в реестр.

    Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказывали здесь.

    Пример расчета платы

    Согласно «Временным методическим рекомендациям по оценке соразмерной платы за сервитут» (утв. Росземкадастром 17.03.2004), которой активно пользуются суды РФ, плата должна быть соразмерна убыткам, которые понес собственник недвижимости, в связи с ограничением его прав (п. 2.1).

    Для расчета указанной величины не обойтись без специальных познаний в оценке, поэтому в соглашении устанавливается единовременная или ежемесячная плата, которая устраивает обе стороны. При невозможности договориться, стороны обращаются в суд или к оценщику. В свою очередь, суды также полагаются в своих решениях на мнение экспертов.

    Так, в решении Арбитражного суда Самарской области А55-33436/2018 размер соразмерной платы был установлен судом на основании заключения эксперта: соразмерная плата в месяц за пользование частью земельного участка в размере 3 376 руб., а также определен размер убытков, которые составили согласно заключению 202 128 руб., в том числе: 143 048 руб. затраты на биологическую рекультивацию, 59 080 руб. недополученные расходы.

    Решением Арбитражного суда Москвы А40-151826/2017 на основании экспертизы сделан вывод, что величина соразмерной платы составит: 259 842 (Двести пятьдесят девять тысяч восемьсот сорок два) рубля в год.

    Методику определения и порядок внесения платы за сервитут на земельный участок мы более подробно рассматриваем в отдельном материале.

    Итак, формально установить сервитут на часть земельного участка и зарегистрировать возможно только в случае его нахождения в государственной и муниципальной собственности (только для таких участок законом предусмотрена возможность занести в кадастр недвижимости сведения о части земельного участка).

    Однако фактически это сделать можно и на основании соглашения, и на основании судебного акта, потому что эти документы предусматривают определение сферы действия и содержания обременения, от которых зависит и размер платы за сервитут.

    Источник: https://pravoved.online/servitut/na-chast-zemelnogo-uchastka

    Думал — все твое, но тут наложили сервитут

    Участок сервитут

    Пра­во на соб­ствен­ность после реги­стра­ции прав соб­ствен­ни­ка в Госу­дар­ствен­ном Реест­ре счи­та­ет­ся неоспо­ри­мым фак­том, если сдел­ка меж­ду сто­ро­на­ми про­шла без нару­ше­ний зако­но­да­тель­ства.

    Купив квар­ти­ру или заго­род­ный дом вме­сте с земель­ным участ­ком, чело­век обыч­но уве­рен, что его покой соб­ствен­ни­ка оста­нет­ся незыб­ле­мым.

    Но суще­ству­ют сюр­при­зы земель­но­го зако­но­да­тель­ства, одним из кото­рых явля­ет­ся серви­тут на земель­ный участок.

    Сервитут на земельный участок — что это такое?

    В сдел­ках с недви­жи­мо­стью обыч­но при­ни­ма­ют две сто­ро­ны, кото­рые юри­ди­че­ски оформ­ля­ют пере­ход прав соб­ствен­но­сти от одно­го чело­ве­ка к другому.

    Но к соб­ствен­но­сти земель­ной ино­гда име­ют при­ча­стие и тре­тьи лица, для кото­рых граж­дан­ский и земель­ный кодек­сы уста­нав­ли­ва­ют пра­во огра­ни­чен­но­го вла­де­ния на зем­лю в виде сервитута.

    Дадим опре­де­ле­ние про­стым язы­ком, что такое серви­тут, и когда его могут наложить.

    Земля ваша — недра и коровы наши

    Про­стой при­мер. Вы купи­ли зем­лю и постро­и­ли дом, но неожи­дан­но выяс­ни­лось, что на вашем ого­ро­де, воз­мож­но, есть нефть или обна­ру­же­ны древ­ние скиф­ские захо­ро­не­ния.

    А так как нед­ра и исто­ри­че­ские объ­ек­ты — это госу­дар­ствен­ное народ­ное досто­я­ние, на уча­сток будет немед­лен­но нало­жен серви­тут, при­едут архео­ло­ги и гео­ло­ги.

    Нет, дом и уча­сток никто не отни­мет, но жить при­дет­ся дол­го в атмо­сфе­ре гром­кой и суетной.

    Рас­смот­рен­ный слу­чай, конеч­но, ред­кость, но вот более про­за­и­че­ские примеры.

    • Купи­ли дом с зем­лёй, ого­ро­ди­ли уча­сток, но ока­зы­ва­ет­ся, селяне искон­но про­во­ди­ли через него коров на паст­би­ще и про­сят сохра­нить для них это право.
    • При раз­де­ле участ­ка неча­ян­но “заеха­ли” на чужую зем­лю, и сосе­ди тре­бу­ют про­ве­сти размежевание.
    • Через вашу зем­лю реши­ли про­ве­сти газо­про­вод, уча­сток доро­ги, кана­ли­за­цию и т.д.
    • Кто-то захо­тел поохо­тить­ся в вашем лесу или поло­вить рыб­ку в вашем пруду.

    При появ­ле­нии осно­ва­ний заин­те­ре­со­ван­ная сто­ро­на, в роли кото­рой может высту­пить как госу­дар­ство, так и част­ные лица, име­ет пра­во ини­ци­и­ро­вать своё пра­во на серви­тут в судеб­ном порядке.

    Сервитут как форма обременения

    С тер­ми­ном обре­ме­не­ния мы уже стал­ки­ва­лись: напри­мер, при покуп­ке ипо­те­ки вла­де­лец вхо­дит в пол­ное пра­во соб­ствен­ни­ка после сня­тия обре­ме­не­ния, в роли кото­ро­го высту­па­ет непо­га­шен­ный кре­дит. Такое же обре­ме­не­ние для хозя­и­на земель­но­го накла­ды­ва­ет серви­тут, давая тре­тьим лицам пра­во про­во­дить на земель­ном участ­ке какие-то рабо­ты, про­ез­жать в транс­пор­те, про­го­нять скот и т.д.

    • Обла­да­тель серви­ту­та — это лицо, име­ю­щее пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния землей.
    • Соб­ствен­ник не утра­чи­ва­ет сво­е­го пра­ва на зем­лю и по-преж­не­му может её про­дать, пода­рить, арен­до­вать, но толь­ко с суще­ству­ю­щим обременением.
    • Но фак­ти­че­ски вла­де­лец участ­ка тоже огра­ни­чи­ва­ет­ся, так как может полу­чить убыт­ки из-за обре­ме­не­ния в виде пря­мых потерь или недо­по­лу­чен­ной при­бы­ли, а так­же в виде физи­че­ских и мораль­ных страданий.
    • За нане­сён­ный ущерб земель­ный соб­ствен­ник име­ет пра­во потре­бо­вать компенсацию.
    • Раз­мер потерь обыч­но опре­де­ля­ет­ся зара­нее и вхо­дит в оцен­ку сервитута.
    • Серви­тут, как и зем­лю, реги­стри­ру­ют в Росре­ест­ре, с обя­за­тель­ным ука­за­ни­ем гра­ниц на кадаст­ро­вом тех­ни­че­ском плане.

    Законодательная основа

    Нало­же­ние серви­ту­та регу­ли­ру­ет­ся ста­тья­ми земель­но­го, граж­дан­ско­го и нало­го­во­го кодексов:

    • Ст. 23 ЗК вво­дит поня­тия и цели сервитута: 
      • част­но­го и публичного;
      • город­ско­го и сельского;
      • вод­но­го /лесного;
      • сроч­но­го и постоянного.
    • Ст. 274 ГК опре­де­ля­ет, в каких слу­ча­ях уста­нав­ли­ва­ет­ся серви­тут, поря­док уста­нов­ки и опла­ту земель­но­го обременения.
    • Ст. 333.33, п. 31, НК — раз­мер госу­дар­ствен­ной пошлины.

    Вни­ма­ние: пра­во на серви­тут, в осо­бен­но­сти, част­ный — не бесплатное.

    Виды и цели сервитута

    • Част­ный серви­тут земель­но­го участ­ка заклю­ча­ет­ся как доб­ро­воль­ное согла­ше­ние меж­ду част­ны­ми лица­ми или в судеб­ном порядке.
    • Пуб­лич­ный серви­тут накла­ды­ва­ет­ся зако­но­да­тель­ным путём: напри­мер, пра­ви­тель­ство реши­ло стро­ить новую вет­ку мет­ро через част­ные земель­ные участ­ки, дей­ствуя в инте­ре­сах насе­ле­ния и при­няв реше­ние после пуб­лич­ных деба­тов, обсуж­де­ний и слушаний.
    • Город­ской серви­тут даёт раз­ре­ше­ние или запрет: напри­мер, запре­ща­ет­ся воз­во­дить построй­ку во дво­ре, так как она загро­мож­да­ет тер­ри­то­рию; даёт­ся раз­ре­ше­ние на при­строй­ку ман­сар­ды навер­ху, соеди­не­ние двух зда­ний и т.д.
    • Сель­ский — на исполь­зо­ва­ние части тер­ри­то­рии для стро­и­тель­ства колод­цев, водо­про­во­дов, кана­ли­за­ций и др. с/х ком­му­ни­ка­ций, в каче­стве доро­ги для про­ез­да транс­пор­та или про­го­на ско­та, пере­не­се­ния гра­ни­цы земель­ных участ­ков и т.д.
    • Вод­ный и лес­ной раз­ре­ша­ет поль­зо­ва­ние ресур­са­ми (напри­мер, раз­ре­ша­ет­ся рыба­чить, поить скот, охотиться).
    • Сроч­ный серви­тут накла­ды­ва­ет­ся на опре­де­лен­ное вре­мя, по исте­че­нию кото­ро­го бре­мя снимается.
    • Посто­ян­ный серви­тут — этот вид обре­ме­не­ния накла­ды­ва­ет­ся навсе­гда (напри­мер, про­ло­жи­ли дорогу/газопровод).

    Цели обре­ме­не­ния:

    • стро­и­тель­ство линей­ных объ­ек­тов (газо­про­во­ды, доро­ги, линии свя­зи, дорож­ные знаки);
    • гео­де­зи­че­ские, ирри­га­ци­он­ные работы;
    • раз­ра­бот­ка недр, рас­коп­ки, исследования;
    • устрой­ство про­хо­дов живот­ных к водо­пою и про­ез­дов для транс­пор­та в сель­ской местности;
    • раз­ме­же­ва­ние сосед­ских участков;
    • раз­ре­ше­ние на охо­ту и рыбал­ку в част­ных лес­ных уго­дьях и водоёмах.

    Как оформить сервитут

    Ини­ци­а­тив­ной сто­ро­ной все­гда высту­па­ют те, кто хочет уста­но­вить серви­тут. Пер­во­на­чаль­но этим лицам (как част­ным, так и госу­дар­ствен­ным орга­нам) необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к вла­дель­цу земель­но­го участка.

    Есть три спо­со­ба оформ­ле­ния земель­но­го обременения:

    • Пер­вый (самый про­стой) — на осно­ве доб­ро­воль­но­го согла­ше­ния: в этом слу­чае мож­но сра­зу (само­сто­я­тель­но или при помо­щи про­фес­си­о­наль­ных юри­стов) соста­вить дого­вор на серви­тут и заре­ги­стри­ро­вать его в Росреестре.
    • Вто­рой спо­соб кон­фликт­ный — через суд: 
      • заин­те­ре­со­ван­ное лицо, полу­чив отказ от соб­ствен­ни­ка, обра­ща­ет­ся с пре­тен­зи­ей в орга­ны муни­ци­паль­ной власти;
      • рас­смот­рев жало­бу, адми­ни­стра­ция со сво­ей резо­лю­ци­ей пере­на­прав­ля­ет дело в суд;
      • судеб­ные орга­ны выно­сят поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное решение;
      • если на серви­тут дано доб­ро, он реги­стри­ру­ет­ся в Росре­ест­ра и с это­го момен­та счи­та­ет­ся установленным.
    • Тре­тий спо­соб зако­но­да­тель­ный: госу­дар­ство ска­за­ло “надо”, про­ве­ло опро­сы насе­ле­ния, под­го­то­ви­ло зако­но­да­тель­ные акты и нор­ма­ти­вы — и серви­тут на зем­лю нало­жен, толь­ко и в этом слу­чае долж­ны быть оформ­ле­ны реги­стра­ция и подроб­ный кадаст­ро­вый план, демон­стри­ру­ю­щий гра­ни­цы участ­ка с обременением.

    Документы для регистрации сервитута

    Обре­ме­не­ние реги­стри­ру­ет­ся на осно­ва­нии сле­ду­ю­щих документов:

    • пас­пор­та сторон;
    • заяв­ле­ние лица-инициатора;
    • сви­де­тель­ство пра­ва соб­ствен­но­сти на участок;
    • доб­ро­воль­ное согла­ше­ние сто­рон или при­ну­ди­тель­ное поста­нов­ле­ние суда: в них ука­зы­ва­ет­ся осно­ва­ние и цели обре­ме­не­ния, сро­ки, оцен­ка сервитута;
    • кадаст­ро­вый пас­порт с гра­ни­ца­ми участ­ка огра­ни­чен­но­го пользования;
    • доку­мент, под­твер­жда­ю­щий упла­ту пошлины.

    Материальная сторона: оценка, пошлина и компенсация

    Так как вла­де­лец участ­ка неиз­беж­но тер­пит обре­ме­не­ние, свои воз­мож­ные поте­ри от невоз­мож­но­сти поль­зо­вать­ся зем­лёй в пол­ной мере, он зара­нее оце­ни­ва­ет и ука­зы­ва­ет в договоре.

    В оцен­ку входят:

    • издерж­ки, поне­сен­ные от обре­ме­не­ния (напри­мер, поте­ря части стро­е­ний или оборудования);
    • умень­ше­ние ожи­да­е­мой при­бы­ли (раз­мер участ­ка умень­шил­ся, а зна­чит мень­шей будет выгода);
    • убы­ток в сдел­ке из-за обре­ме­не­ния (вла­де­лец вынуж­ден про­дать зем­лю дешевле).

    Пол­но­цен­ная оцен­ка воз­мож­на при част­ном серви­ту­те — при пуб­лич­ном серви­ту­те вопрос оста­ет­ся слож­ным: напри­мер, если дело госу­дар­ствен­ной важ­но­сти, вла­дель­цу участ­ка вряд ли запла­тят день­ги, но могут предо­ста­вить дру­гой земель­ный участок.

    Раз­ме­ры госу­дар­ствен­ной пошли­ны устанавливаются:

    • 3000 руб. для физи­че­ских лиц;
    • 6000 — юри­ди­че­ских лиц и организаций.

    Ком­пен­са­ция за мате­ри­аль­ный и мораль­ный ущерб выпла­чи­ва­ет­ся соб­ствен­ни­ку, кото­рый сумел дока­зать, что усло­вия серви­ту­та были нару­ше­ны, и поте­ри от обре­ме­не­ния ока­за­лись больше.

    А можно ли без сервитута, и как снять эту кабалу?

    Огра­ни­чи­ва­ет пра­во соб­ствен­ни­ка воз­мож­ность нало­же­ния серви­ту­та по реше­нию суда на его земель­ный уча­сток по ини­ци­а­ти­ве дру­гих лиц или государства.

    По зако­ну серви­тут мож­но уста­но­вить на любой земель­ный уча­сток (при нали­чии осно­ва­ний), так как зем­ля по сути — госу­дар­ствен­ное досто­я­ние, и пра­во соб­ствен­но­сти на ней доста­точ­но условно.

    Спа­са­ет то, что в боль­шин­стве слу­ча­ев людям ред­ко при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с земель­ным бре­ме­нем в тече­ние всей сво­ей жиз­ни в сво­ём заго­род­ном доме.

    Но что делать, если соб­ствен­ник не согла­сен с реше­ни­ем суда уста­но­вить серви­тут или понёс убыт­ки, пре­вы­ша­ю­щие сум­му, ука­зан­ную в оценке?

    Что делать обиженному владельцу участка

    Вла­де­лец земель­но­го участ­ка име­ет право:

    • обжа­ло­вать реше­ние суда (но если резуль­тат обжа­ло­ва­ния оста­нет­ся отри­ца­тель­ным для соб­ствен­ни­ка, серви­тут все рав­но будет наложен);
    • потре­бо­вать снять серви­тут, обра­тив­шись в госу­дар­ствен­ные орга­ны, если у него появи­лись не преду­смот­рен­ные огра­ни­че­ния поль­зо­ва­ния землёй;
    • предъ­явить иск, в кото­ром ука­зы­ва­ет­ся цена реаль­ных мате­ри­аль­ных и мораль­ных издержек;
    • потре­бо­вать заме­ны земель­но­го участ­ка на равноценный.

    Сервитут не так уж страшен

    Серви­тут на земель­ный уча­сток — ред­кое, хоть и не все­гда при­ят­ное явле­ние для соб­ствен­ни­ка. Но в боль­шин­стве слу­ча­ев, осо­бен­но в сёлах, согла­ше­ния заклю­ча­ют­ся доб­ро­воль­но, и дело обхо­дит­ся без суда.

    Неред­ко соб­ствен­ни­кам зем­ли серви­тут выго­ден: они могут, напри­мер, поль­зо­вать­ся водо­про­во­дом, кана­ли­за­ци­ей, теле­фон­ной лини­ей сами, плюс полу­ча­ют день­ги за оформ­ле­ние обре­ме­не­ния.

    Так­же соб­ствен­ник, про­да­вая серви­тут на сво­ей зем­ле, напри­мер, на про­гон ско­та, может в свою оче­редь купить для себя пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния на чужих участ­ках: допу­стим, сбор фрук­тов в чужом саду или лов­лю рыб­ки в чьем-то пруду.

    Источник: https://moezhile.ru/yurist/servitut-na-zemelnyj-ucastok.html

    Как оформить сервитут на земельный участок?

    Участок сервитут

    Что такое земельный сервитут?

    Понятие «сервитут» означает право на ограниченное использование чужой собственности при условии, что без этого вы не можете полноценно использовать и содержать свое имущество.

    Термин servitus появился еще в римском праве, и уже тогда был связан именно с земельными отношениями, и обеспечивал беспрепятственное использование всеми гражданами водоемов, пастбищ и проч.

    Сервитут в земельном праве предполагает разрешение пользоваться чужой территории (участка) для владения своим имуществом, если иных способов нет. Например, нет другого подъезда к вашей даче, кроме как через соседский участок, нельзя «обойти» чужую территорию при прокладке электросетей.

    В настоящее время выделяются следующие виды сервитутов по земельному законодательству – «частные» и «публичные». «Отличаются они тем, что частный сервитут направлен на обеспечение нужд конкретного человека, в то время как публичный выступает в защиту так называемых социальных интересов.

    Публичный сервитут на земельный участок связан с исполнением органами власти различных распоряжений, государственных программ и т.д. К примеру, этот документ понадобится для ремонта электросетей, проведения к месту работ строительной техники.

    Публичный сервитут устанавливается на основании издания акта государственной инстанции по итогам общественных слушаний, – поясняет Элита Закиян, ведущий юрист, заместитель руководителя практики «Межевание, кадастр, регистрация» Содружества земельных юристов.

    Срок годности

    Срок действия сервитута на земельный участок может варьироваться от года до 49 и более лет. Разрешения на ограниченное использование территории подразделяются на срочные и постоянные. 

    Время действия публичного сервитута регулируется законодательством и зависит от цели проведения работ. 

    «Для устройства линий электропередач, трансформаторных подстанций срок может составлять от 10 до 49 лет, для строительства или ремонта автомобильных дорог, эстакад, мостов, вокзалов разрешение выдается на время проведения таких мероприятий; для инженерных изысканий документ действует не более года, – поясняет Геннадий Локтев, юрист Европейской юридической службы.

    Частный сервитут на земельный участок выделяется на время, определенное соглашением сторон. Когда разрешение необходимо, например, для подъезда к частному дому, выдается постоянный сервитут. Нужно иметь в виду: если пользователь документа продаст свою недвижимость, право на ограниченное использование сохранится как для обремененного участка, так и для нового хозяина дома.

    Найти доказательства

    Установление сервитута на земельный участок – достаточно сложный процесс.

    Необходимо предоставить суду убедительные доказательства, что у вас действительно отсутствует иной способ обеспечения своих нужд: нет другого пути для проезда на свой участок, прокладывания коммуникаций и проч.

    Если вы не сможете привести убедительные доказательства, то положительно разрешить данный вопрос не удастся.

    Что и в каком порядке делать, рассказывает Элита Закиян:

    1. Для начала нужно обратиться в письменной форме к собственнику имущества, в отношении которого возникла необходимость в ограниченном пользовании. 
    2. По правилам к обращению следует приложить определенный набор технических документов. Однако сделать это в большинстве случаев крайне сложно. Например, когда возникла необходимость использования соседнего участка, нужно подготовить схему с указанием части территории, которая требуется для проезда (прохода, проведения ремонтных работ) на праве сервитута. Но, поскольку нет открытого доступа к этому месту, и вы не вправе самовольно проникнуть на чужую территорию без разрешения, такую схему с определением всех характеристик подготовить невозможно. 
    3. Если ответа на обращение не поступило или пришел отказ, следующий этап – суд. Будет проведена экспертиза для выяснения, действительно ли разрешение необходимо. 
    4. При положительном решении происходит оформление сервитута на земельный участок, вы получите документ, который будет необходимо зарегистрировать в ЕГРН.

    Платная услуга?

    Так как сервитут – это право пользования чужой собственностью, он предоставляться и бесплатно, и за деньги. Владелец земельного участка за возможность проезда по территории, вправе требовать плату, говорит Геннадий Локтев, юрист Европейской юридической службы. Размер и порядок внесения оплаты оговаривается сторонами при заключении соглашения.

    Публичный сервитут на земельный участок также может иметь денежное содержание. Собственник территории, по которой разрешается, например, проезд строительной техники, также может назначить цену за возможность использования своей собственности от органов местного самоуправления, установивших сервитут. При наличии спора между сторонами стоимость может быть определена в судебном порядке.

    Земельный кодекс указывает, что сервитут может быть отменен в случае, если цель его установления уже не актуальна, и необходимости в его продолжении нет.

    Собственник имущества, в отношении которого установлен сервитут, имеет право оспаривать решение суда, либо распорядительного органа власти, доказывая наличие альтернативных способов доступа к указанной территории.

    Игорь Порхомовский

    Источник: https://www.cian.ru/stati-kak-oformit-servitut-na-zemelnyj-uchastok-287864/

    Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

    Участок сервитут

    СТ 23 ЗК РФ

    1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

    2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

    3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

    4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

    1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

    2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

    3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

    4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

    8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

    5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

    Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

    6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

    7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

    Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

    Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

    8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

    9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

    10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

    44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

    3 настоящего Кодекса.

    11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

    12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

    13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

    15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

    16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

    17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

    18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

    19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

    Источник: http://ZemKod.ru/glava-4/st-23-zk-rf

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.