Требования к перераспределению земельных участков

Содержание

Перераспределение земельных участков в 2019 году: образец соглашения, составление схемы кадастровым инженером, порядок перераспределения, заявление и документы | Земельный эксперт

Требования к перераспределению земельных участков

Перераспределение земельных участков – это еще один способ образования новых площадей. В статье 11.7 ЗК РФ подробно описаны условия и порядок прохождения данной процедуры. Такой способ образования земельных зон может быть применен только по отношению к смежным наделам.

В результате перераспределения земель получаются также смежные участки. После образования новых территорий, старые участки прекращают свое существование.

В том случае, если площадь находилась в частной собственности, на новые площади также возникает данное право.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Участки, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, перераспределяются согласно действующему земельному законодательству.

Требования к перераспределяемым земельным участкам

В перераспределении могут участвовать, во-первых, только смежные площади. Во-вторых, земли, не находящиеся под арестом или санкциями. Кроме того, земли должны отвечать следующим требованиям:

  • в установленном порядке зарегистрированы в государственном кадастре;
  • принадлежат одному административному округу, потому что при перераспределении не должно происходить изменения границ муниципальных земель;
  • относятся к одной целевой категории земель.

Ситуаций, при которых применяется данный способ образования новых территорий, не так много. Такой вариант подходит для зон, конфигурация которых не удовлетворяет потребностям собственников и по взаимному согласию они пересматривают границы участков.

Данную проблему можно решить и другим путем – объединить смежные территории, а затем разделить их на площади желаемой формы. Однако все эти действия займут много времени, и потребуют дополнительных расходов. Перераспределение позволит выполнить необходимые действия в один шаг и без дополнительных финансовых затрат.

В некоторых случаях данная процедура не может быть проведена. Не допускается перераспределение земель в том случае, если этот процесс может привести к нарушениям законодательных норм и требований.

В частности, изменение общей площади в меньшую или большую стороны, отсутствие доступа к проезжей части на новых участках, наложение земель.

Также запрещается перераспределять земельные наделы, находящиеся в распоряжении муниципалитета или федеральных властей, между собой и с землями частных лиц, кроме случаев, когда это необходимо для изменения кадастрового плана общей территории, например, при застройке.

Иногда перераспределение может быть выполнено только при наличии разрешения лиц, арендующих землю,  землепользователей, землевладельцев и залогодержателей.

Согласие на перераспределение земельных участков

Собственники смежных участков, желающие изменить границы своих территорий, должны составить соглашение (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения о перераспределении земельных участков]) в простой письменной форме, где будут указаны:

  • сведения о владельцах;
  • техническая информация на земли;
  • данные о правах сторон на указанные зоны;
  • суть вопроса — с какой целью необходимо перераспределение земельных наделов.

Поле составления соглашения, оно передается кадастровому инженеру, который будет проводить геодезическую съемку. Также данный документ понадобится для подачи заявки в исполнительный орган власти и может быть использован для регистрации новых участков и оформления их кадастровых паспортов.

Судебная практика показывает, что соглашение между собственниками земель позволяет в будущем существенно упростить процедуру перерегистрации участков и избавляет от возможных споров между владельцами.

Порядок перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных наделов выполняется в определенном порядке, прописанном в законодательных актах РФ. Данная процедура происходит поэтапно:

  1. Владельцы участков заключают соглашение о выполнении перераспределения и подготавливают необходимые документы.
  2. Составляется заявление (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о перераспределении земельных участков]) и подается в Росреестр, а также в межевую компанию.
  3. Уполномоченный орган исполнительной власти выносит постановление о проведении перераспределения площадей.
  4. Кадастровый инженер выполняет все необходимые межевые работы, включая геосъемку и оформление межевого дела, согласно общей кадастровой схеме.
  5. Далее, новые земли ставятся на учет в Росреестре. То есть участки получают индивидуальный номер, оформляется паспорт, и сведения о площадях вносятся в ГКН, формируется протокол образования новых земельных зон.
  6. На финальном этапе, выполняется регистрация прав собственности на участки для каждого владельца.

На разных этапах процедуры перераспределением занимаются владельцы земель, геодезисты и сотрудники Росреестра. Как и все остальные способы образования новых участков, процедура перераспределения может занять не менее двух месяцев.

Список документов

Для проведения процедуры перераспределения могут потребоваться следующие документы:

  • паспорта заявителей;
  • соглашение сторон о проведении процедуры;
  • заявления в Росреестр о необходимости перераспределения;
  • техническая документация на все площади, участвующие в процессе;
  • правоустанавливающие бумаги на земли;
  • иные документы, по усмотрению сотрудников госкадастра.

Пример по перераспределению земельных участков

Две соседки, Мария и Вероника обратились в межевую компанию и заказали геодезическую съемку и составление межевого плана своих смежных участков, не пояснив исполнителям, что это делается с целью дальнейшего перераспределения территории.

Оплатив деньги и получив готовое дело, женщины составили заявление, и обратились в Росреестр о дальнейшей регистрации своих земель.

Через несколько дней Мария и Вероника получили отказ. Причиной такого решения стало несоответствие новых участков нормам и требованиям земельного кодекса, а также городских законодательных актов.

Дело заключалось в том, что при перераспределении, участок Марии существенно изменял свои размеры в меньшую сторону, а этого нельзя было допустить, поскольку на территории располагался жилой дом и площадь земли должна составлять не менее 0,6 га.

Получив такое решение, женщины вновь обратились в межевую компанию и потребовали вернуть денежные средства или произвести повторную съемку земельных зон. Исполнители пошли заказчицам навстречу и выполнили новую съемку с учетом указанных требований.

Через два месяца каждая из женщин получила новые документы на свою землю.

Заключение

В заключении можно сформулировать ряд выводов:

  1. Перераспределение является еще одним способом образования новых земельных участков.
  2. В процедуре могут участвовать только смежные земли. Также новые территории должны отвечать всем требованиям и нормам закона.
  3. Использование данного способа образования земель, по общему правилу, не предусмотрено между землями, состоящими в государственной или муниципальной собственности и частными лицами.
  4. Для проведения перераспределения необходимо согласие всех владельцев земельных участков, оформленное в письменном виде с указанием сведений об участниках и описанием сути проблемы.
  5. Процедура перераспределения выполняется в стандартном порядке и включает в себя подачу заявления, межевание, оформление необходимой документации и дальнейшую регистрацию новых земельных участков в Росреестре, получение прав собственности на землю.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по перераспределению земельных участков

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Приобрел землю без коммуникаций, теперь прокладывают водопровод. Ситуация такая, что, для прокладки труб мне потребуется обращаться к соседу, поскольку это можно сделать только через его участок и никак иначе.

В свою очередь, у меня есть часть земли, которая находится в очень неудобном месте, и я ей не пользуюсь. Договорились с соседом, что я ему отдам указанную площадь, а он мне ту, где будут пролегать трубы.

Обратился к специалистам, там сказали, что необходимо сначала объединить наши участки, а затем снова поделить, как хочется.

Ни меня, ни соседа такой вариант не устраивает – очень долго и дороговато. В то же время не хочется просто отгородить территории самим и пользоваться как удобно.

Подскажите, имеется ли еще способ решить нашу проблему? Сколько времени займет, что от нас с соседом потребуется и куда обращаться?

Ответ: Здравствуйте, Кирилл. Согласно ст. 11.7 Земельного кодекса РФ вы можете воспользоваться еще одним способом получения новых земельных участков – перераспределением, и сделать все указанные действия – объединение и дальнейший раздел в один этап.

Ваши земли, судя по всему, отвечают необходимым требованиям — лежат в пределах одного муниципального образования и являются смежными. Стоимость такой процедуры на порядок меньше чем объединение с последующим разделом участков, а по времени перераспределение займет около двух месяцев.

Для проведения работ от вас и соседа потребуется заключить соглашение, где будет подтвержден факт согласия на проведение процедуры, и обратиться с заявлением в исполнительный орган власти.

Далее, необходимые документы передаются кадастровому инженеру, который проводит межевание, и вы получаете пакет документов, с которым можно идти оформлять землю в собственность, но уже в новых границах.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/zemelnye-uchastki/pereraspredelenie-zemelnyx-uchastkov/

Перераспределение приобретенных земельных участков

Требования к перераспределению земельных участков

Распространенным методом разрешения споров между собственниками недвижимого имущества по поводу наделов является перераспределение земельных участков. Такого рода деятельность находит свое отражение в Земельном кодексе Российской Федерации под новой редакцией нынешнего года.

Перераспределить землю владелец может по разным основаниям, например, если он решил произвести увеличение границ своей собственности или же у него возникла конфликтная ситуация с соседом по наделу. В данной статье будет рассказано о том, как производится перераспределение участков.

Что такое перераспределение земельных наделов

Перераспределение земли – это деятельность, направленная на изменение границ земли, в результате которой происходит формирование новых земельных участков. При такой процедуре происходит коррекция индивидуальных площадей земли, но общая площадь недвижимого имущества остается прежней.

Важно! Невозможно самостоятельно изменить границы собственности. Для того чтобы перераспределить землю, нужно произвести обращение я в специальные службы, к которым относят компании, занимающиеся оказанием геодезических услуг, земельные и строительные организации.

К примеру, чтобы была возможность перераспределиться, нужно иметь добровольное согласие на проведение этой процедуры от всех владельцев смежных участков, на которых повлияет уменьшение или увеличение площади ЗУ.

Главные положения и условия, указания нормативов

Процесс перераспределения ЗУ должен соответствовать всем требованиям российского законодательства. Главное условие для изменения границы земельного участка – наличие смежности между перераспределяемыми землями. Если ЗУ, которые хотят видоизменить, не будут являться смежными, то владельцем будет получен отказ в проведении процедуры.

В нормативно-правовых актах, которые занимаются процессами изменения площади земель, указаны следующие требования к перераспределяемому ЗУ:

  1. Постановление земельной собственности на кадастровый учет.

Это требование означает, что перед тем как начать перераспределять землю, нужно ее зарегистрировать в кадастровой организации, если это ранее не было сделано. Кроме того, перераспределить может только ту недвижимость, которая подверглась межевому делению, то есть границы земельных участков должны четко выделяться, и эти границы должны обозначаться в документации о земле.

  1. Наличие смежного земельного участка.

Обязательным требованием при смене критериев ЗУ является его смежность с другими землями. Без ее наличия невозможно изменять границы собственности.

  1. Отношение перераспределяемых земель к единому административному субъекту.

Это требование означает то, что процессу перераспределения не подвергаются муниципальные земельные владения, а работа по изменению границ земли может производиться только в рамках ЗУ собственников.

  1. Идентичное назначение участков, которые подвергаются распределению.

Это означает, что земля, которая соседствует с другим участком, должна иметь то же целевое назначение, что и ЗУ соседа. То есть если собственник хочет изменить садоводческий надел, а на участке соседа построен дом, то есть его земля относится к ИЖС, то изменение границ является невозможным по закону.

Важно! Перераспределение земель не представляется возможным, если одной стороной соглашения являются собственники имущества, принадлежащего муниципальному образованию, а другой – физические или юридические лица.

В статьях ЗК РФ говорится о том, что если соглашение между физическим или юридическим лицом и муниципалитетом заключено, то перераспределяются земли в соответствии с условиями, указанными в градостроительном законодательстве РФ. Должны такие изменения обязательно быть направлены на развитие территории.

Правила перераспределения ЗУ

Перераспределение ЗУ должно производиться на основании нескольких правил:

  1. Собственники СНТ и соседи должны быть согласны на проведение процедуры.
  2. Перераспределение недвижимого имущества должно быть оплачено заявителем.
  3. Изменение ЗУ производится в соответствии с требованиями российского законодательства в области строительства и градостроительства.
  4. Для перераспределения ЗУ необходимо иметь четкие границы территории, а если их нет – провести межевание ЗУ.
  5. Необходимо иметь в наличии соглашение, которое заключается между владельцами имущества, соседями и иными заинтересованными лицами.
  6. Перераспределение невозможно произвести законно собственными силами, поэтому владельцу ЗУ нужно обратиться с заявлением в уполномоченную на такую деятельность организацию.
  7. Наличие общего целевого назначения земли между изменяемым ЗУ и смежным наделом.
  8. Земли, которые подвергаются изменениям, должны находиться в одном населенном пункте или иной административной единице.

Только при выполнении данных правил возможно проведение перераспределительных мероприятий. Если хотя бы одно из правил не соблюдается, то проведение этой процедуры становится невозможным.

Даже если деятельность по перераспределению ЗУ будет осуществлена, она будет признана незаконной, и владелец подвергнут штрафным санкциям в различных размерах (зависит от степени тяжести правонарушения).

В некоторых случаях недвижимое имущество может и вовсе быть изъято, и собственника, который произвел незаконное изменение территориальных границ земельной собственности.

Когда необходимо перераспределение

Перераспределение нужно тогда, когда необходимо изменить границу земли по нескольким основаниям.

  1. Обозначение границ земельных наделов. Под эту процедуру попадают земли, предназначенные под застройку, а также те участки, на которых уже имеется недвижимость. Проводить перераспределение нужно для того, чтобы наиболее удобно определить границы земель, а также беспрепятственно построить дом, учитывая красную линию.
  2. Исключение неровных территориальных границ. ЗУ, у которого имеются ломаные границы, является неудобным не только для самого собственника, но и для лиц, проживающих рядом с ним, и для муниципального образования, на территории которого располагается надел. Перераспределяется участок за счет выравнивания края границы земельного участка. Для того чтобы изменить землю, нужно заключить соглашение со всеми причастными собственниками об изменении ЗУ. При этом площадь изменяемой собственности остается прежней.
  3. Изменение границ кооперативным товариществом. Часто участки ИЖС и ЛПХ изменяются, потому что их владельцы желают определить внешние границы или же урегулировать внутренние конфликты между всеми собственниками недвижимого имущества.
  4. Изменение земли в рамках федеральных программ. Изменение границ земли в случае преобразований, которые проводятся органами государственной власти. К таким корректировкам можно отнести, например, строительство железной дороги или же образование водохранилища.

В российской практике установлены наиболее распространенные ситуации, в рамках которых земля перераспределяется. К ним относятся:

  • прокладка коммуникации на территорию смежного земельного надела;
  • необходимость соблюдения законодательных требований при строительстве домов, организаций, сельхоз участков и т. д.;
  • решение судебных органов о территориальных изменениях ЗУ;
  • разграничение наделов между владельцами;
  • продажа доли земельного участка;
  • покупка смежной территории;
  • соединение нескольких ЗУ в единый надел.

Порядок оформления перераспределения ЗУ, необходимая документация

Для эффективного и правильного перераспределения земли нужно осуществить общий порядок действий, направленных на формирование законного изменения земельного надела.

Шаги, направленные на смену территории, можно определить следующим образом:

  1. Получение согласия от собственников смежных ЗУ на смену границ территории.

Для этого нужно получить добровольное согласие от соседей, которые проживают на смежной территории. Кроме того, если изменяемая собственность является долевой, то необходимо согласие тех граждан, которые имеют долю в этой недвижимости.

В случаях когда собственники не согласны менять территориальные характеристики земли, нужно обратиться в местный муниципалитет, который должен постараться решить данный вопрос в течение трех месяцев. Если согласие не получено, то можно его добиться в результате судебного разбирательства.

  1. Обращение в уполномоченный орган.

Обращение в уполномоченную организацию необходимо для того, чтобы в случае необходимости произвести межевание земель, составить план ЗУ в виде схемы, а также получить акт, который подтверждает, что границы ЗУ были установлены.

Подписание такого договора законно в случае если его подписывает уполномоченное лицо в виде кадастрового инженера. Кроме того, договор должны подписать соседи, заинтересованные лица и те люди, которые имеют долю на изменяемом ЗУ.

Важно! Изменять земельную собственность могут не только те, кто является владельцем ЗУ, но и те, кто осуществляет пользование недвижимостью в аренду и иными способами связан с использованием надела.

Лицу, изменяющему ЗУ, нужно подготовить все документы, которые необходимы для проведения перераспределения. Подготавливается документация, чтобы внесение сведений об этом в Росреестр стало возможным, получить кадастровый паспорт земли, в котором содержится номер участка, его целевое назначение и иные сведения. Образец документа можно скачать в интернете.

  1. Подача заявления на корректировку границ ЗУ.

Подача заявления производится в местную администрацию. К ходатайству необходимо приложить все сопутствующие документы. При отсутствии документов в изменении границ ЗУ будет отказано.

При необходимости собственнику земли нужно зарегистрировать свою долю. Регистрируется доля в том случае, если происходит деление ЗУ в виде межевания. Если собственником получена его доля, то он обязуется оплачивать по ней налоговые обязательства, а также проводить различную деятельность по недвижимости, в том числе проводить операции по продаже и изменению доли.

Для того чтобы перераспределить ЗУ, нужно собрать пакет документов. К необходимой документации относят:

  • копию паспорта заявителя;
  • документ, который подтверждает право заявителя на изменяемую недвижимую собственность;
  • кадастровый паспорт ЗУ;
  • документация, подтверждающая процесс межевания, регистрацию ЗУ в Росреестре;
  • документация, на основании которой был приобретен ЗУ (например, договор о купле-продаже);
  • схема, по которой происходит перераспределение ЗУ;
  • чек о выплате госпошлины;

Решение градостроительной экспертизы (при необходимости).

Схема перераспределения ЗУ должна:

  • создаваться на основании топографической съемки;
  • содержать информацию из кадастровой документации;
  • основываться на требованиях градостроительных органов.

Можно создать несколько схем для коррекции границ ЗУ.

Возможные причины отказа в перераспределении

Подача документации в уполномоченную организацию вовсе не дает стопроцентной гарантии того, что изменение границ земельной собственности будет произведено. Законодательством Российской Федерации устанавливается ряд оснований, по которым заявителю может быть отказано в перераспределении ЗУ. К ним относят:

  • несогласие одного из владельцев ЗУ на проведение преобразований;
  • несогласие соседей;
  • наличие брони на государственной или муниципальной собственности;
  • наличие на изменяемом ЗУ зданий, которые принадлежат местной администрации или государству;
  • изменяемый ЗУ является собственностью с ограниченным оборотом;
  • изменяемый ЗУ предназначен для передачи иным лицам по приоритетному праву;
  • превышение размера нового образуемого земельного надела.

Но получение собственником отказа вовсе не означает то, что перераспределить ЗУ невозможно. Для того чтобы заявление было принято, нужно устранить причины отказа и заново произвести обращение в уполномоченную организацию.

Прочие особенности

Каждый владелец ЗУ, который решил перераспределить участок, должен понимать, что проведение такого рода процедуры происходит на платной основе.

Размер затрат на проведение перераспределения зависит от следующих характеристик:

  1. Стоимость земельного владения.
  2. Тип собственности.
  3. Стоимость услуг кадастровых организаций.
  4. Выплата госпошлины.
  5. Проведение межевания.

Обычно стоимость проведения этой процедуры составляет от 15 до 50 тысяч рублей.

Госпошлина за различные процедуры обычно составляет не более двух тысяч рублей.

Таким образом, перераспределение земельных наделов возможно только при согласии соседей и иных владельцев собственности.

Обязательно наличие законного обоснования проведения процедуры, ведь неправомерная деятельность наказывается штрафом, который составляет сумму до двухсот тысяч рублей.

Соблюдение требований российского законодательства приведет к правильному и законному оформлению земли, а в результате – спокойному и безопасному использованию ЗУ.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/grazhdanskiy-oborot/pereraspredelenie-priobretennyh-uchastkov.html

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2018 г. № Д23и-4640 “О перераспределении земель и нескольких земельных участков”

Требования к перераспределению земельных участков

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.

29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,.

Вместе с тем, Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.

4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.

6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. № Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

Врио директораДепартамента недвижимости М.В. Бочаров

Согласно ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, а существование исходных объектов прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается и образуется новый участок. Таким образом, с землями может перераспределяться только один участок.

– как перераспределять государственные земли и земельные участки и частные земельные участки;

– как предоставлять участки, которые находятся в госсобственности либо образуются из государственных земель или земельных участков.

Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площадей последних.

Нельзя объединять государственные и частные земельные участки и позволять увеличивать площади последних в обход конкурса.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985128/

Перераспределение земельных участков в межевом плане

Требования к перераспределению земельных участков

В ряде случаев у владельцев земельных наделов появляется необходимость перераспределить существующие границы своих земель, увеличивая площадь участка или разбивая один участок земли на несколько.

Такую процедуру необходимо оформить законодательно, внеся необходимые данные в межевой план земельного надела.

Понятие и особенности перераспределения участков

Под перераспределением земельных наделов подразумевается взаимное изменение границ смежных земельных участков для образования новых участков с другой площадью.

Как и любые работы по изменению границ, перераспределение должна осуществлять геодезическая фирма, имеющая соответствующую лицензию, а измерительные работы на местности проводит кадастровый инженер.

Когда необходимо

Перераспределение земельных наделов проводится в следующих случаях:

  • При необходимости проложить коммуникации по соседнему участку;
  • Для выдержки минимального допустимого расстояния от дома до границы надела;
  • При изменении границ соседних участков решением суда;
  • При необходимости раздела одного участка между несколькими собственниками;
  • Для увеличения площади одного надела за счёт соседнего;
  • Для устранения ломаных границ наделов или чересполосицы;
  • Для строительства жилья на границе смежных наделов, принадлежащих одному собственнику.

Если часть коммуникаций (водопровод, электричество) в силу особенности инженерных расчётов надлежит проложить по соседнему участку, то целесообразно осуществить перераспределение границ посредством выкупа части соседнего участка, где расположатся эти коммуникации.

Важно помнить, что расстояние от жилого дома до границы надела земли должно быть не меньше трёх метров, и если строительство уже начато слишком близко к границам, есть смысл передвинуть их.

Разделение участка на отдельные наделы может потребоваться при оформлении наследственного права на такой участок несколькими наследниками, которые хотят продолжить пользование землёй, а также при расформировании крестьянско-фермерского долевого хозяйства, когда каждому участнику полагается выделение земельной доли в натуре.

Если границы участка ломаные или имеют острые углы, а также в случае неравномерного разграничения с чередованием включений чужой собственности (чересполосица), то таким участком часто неудобно пользоваться, и перераспределение поможет сформировать более ровные границы.

Перераспределение также необходимо, когда собственник желает увеличить площадь своего участка за счёт присоединения неразделённой муниципальной земли (прирезка), или за счёт объединения двух собственных соседних наделов, ликвидировав их смежную границу.

Особенности перераспределения земельных наделов

Существуют следующие основные способы образования участков путём изменения границ:

  • Разделение одного надела на несколько;
  • Прирезка (увеличение) площади надела;
  • Выдел одного или нескольких участков из одного;
  • Объединение нескольких смежных наделов в один;
  • Перераспределение границ внутри группы смежных наделов.

Если разделению на отдельные наделы подлежат дачные участки или земли садовых товариществ, то такое разделение может происходить только в соответствии с проектом межевания территории, на которой эти участки расположены, согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.

Важно помнить, что если разделу подлежат участки, которые эксплуатируются на основании права постоянного бессрочного использования, то для разделения необходимо направлять запрос в орган исполнительной власти, которому принадлежат эти участки.

Перераспределение границ можно применять по отношению к участкам, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • Участки не должны находиться под судебным арестом;
  • Все участки должны иметь регистрацию в кадастровой палате;
  • Участки должны быть смежными (имеют хотя бы одну общую границу);
  • Участки должны относиться к одной категории земель.

Следует знать, что участки земли, из которых были сформированы новые наделы в результате перераспределения границ, прекращают свое существование с момента регистрации вновь образованных наделов в ЕГРН, согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.

Исключение составляет процедура выдела, при которой тот участок, из которого произошёл выдел территории для новых участков, сохраняет своё существование, но уже в изменённых границах, согласно п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ.

Документальное оформление

Все операции по перераспределению наделов земли осуществляются путём межевания с указанием вновь образованных границ в графической части межевых планов изменённых участков, а для новых участков составляются первичные межевые планы.

Оформление прирезок

Многие владельцы дачных или садовых участков увеличивают территорию своих земельных наделов, самовольно передвигая фактические границы таких наделов.

Если присоединённая к наделу земля (прирезок) принадлежит не соседнему землевладельцу, а муниципальным органам власти, то существует процедура законного оформления такого присоединения, которая появилась с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.2014 г.

Оформить право собственности на добавочную территорию возможно только в случаях, предусмотренных п.п. 1,3 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ:

  • Подлежащие оформлению прирезки не относятся к землям, которые были ранее предоставлены физическим и/или юридическим лицам в пользование;
  • Прирезки не обременены вещными правами третьих лиц;
  • Лицо, оформляющее прирезки к своему наделу земли, пользуется данным наделом на праве собственности;
  • Все прирезки, оформляемые по отношению к одному наделу, должны принадлежать одному и тому же федеральному или муниципальному собственнику;
  • Орган исполнительной власти, являющийся собственником присоединяемой земли, дал соответствующее разрешение.

Важно знать, что обременение прирезок публичным сервитутом не препятствует их присоединению к частному наделу, но наличие сервитута должно быть учтено при формировании и закреплении граничных точек вновь образованного участка.

Для юридического оформления увеличения надела земли за счёт прирезки, принадлежащей муниципальным или государственным землям, существует следующий порядок действий:

  • Подача заявления об увеличении площади надела путём перераспределения в орган исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления земельным комитетом (30 дней);
  • Организация заявителем кадастровых (геодезических) работ;
  • Оформление предварительного межевого плана на вновь образованный надел;
  • Представление результатов кадастровых работ в земельный комитет;
  • Подписание итогового соглашения о перераспределении в органах исполнительной власти;
  • Оплата за увеличение территории (в течение 30 дней после подписания соглашения);
  • Оформление права собственности на вновь образованный надел.

Заявление об увеличении площади участка должно содержать следующие данные, в соответствии с п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ:

  • Информация о заявителе (ФИО, паспортные данные, адрес, реквизиты);
  • Кадастровый номер надела, подлежащего увеличению;
  • Кадастровый номер участка, к которому относится прирезок;
  • Реквизиты проекта межевания территории.

Для наделов, относящихся к садовым или дачным объединениям, проект межевания территории находится в правлении товарищества или у органов исполнительной власти, предоставивших земли данным объединениям.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Свидетельство о праве собственности на надел;
  • Правоустанавливающие документы (договор мены, дарения, купли-продажи и т.д.);
  • Схема расположения надела;
  • Кадастровые документы на надел;
  • Копия паспорта заявителя.

По итогам рассмотрения заявления может быть получен отказ в заключении соглашения по следующим причинам, согласно п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ:

  • Отсутствие согласия лиц, имеющих право на участвующие в перераспределении наделы земли;
  • Нахождение на присоединяемом участке строений, относящихся к федеральной или муниципальной собственности;
  • Отношение подлежащего присоединению прирезка к государственным или муниципальным землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
  • Отношение прирезка к землям, зарезервированным для государственных нужд;
  • Наличие предварительного согласования о предоставлении физическим или юридическим лицам участка, к которому относится прирезок;
  • Превышение максимально допустимой площади надела после увеличения за счёт прирезка;
  • Границы надела, принадлежащего заявителю, подлежат уточнению;
  • Приложенная схема расположения надела составлена с нарушениями;
  • Вновь образованный участок выходит за красные линии границ.

Максимально допустимая площадь надела земли для садоводства, дачного строительства или подсобного хозяйства определяется законодательными актами субъектов федерации.

Заявитель может устранить эти причины и вновь подать заявление.

В случае получения согласия на перераспределение земель заявителю следует обратиться в геодезическую фирму для оформления межевого плана для вновь образованного участка.

После проведения кадастровым инженером измерительных работ составляется предварительный межевой план, содержащий информацию о новых границах участка.

Данный предварительный план необходимо согласовать в земельном комитете для окончательного утверждения соглашения о перераспределении.

После рассмотрения земельный комитет утверждает окончательный вариант межевого плана и происходит подписание соглашения о перераспределении.

Присоединение прирезка из государственных земель происходит за плату, которая устанавливается органами власти, являющимися собственниками таких земель на федеральном или местном уровне, согласно п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ. Как правило, стоимость присоединённой территории рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земли, а не рыночной.

После подписания соглашения и оплаты необходимо обратиться в органы Росреестра с квитанцией об оплате, подписанным соглашением и всеми документами на надел земли для оформления права собственности.

Оформление перераспределения частных владений

Если смежные участки принадлежат соседним владельцам, то эти владельцы могут перераспределить смежные границы по обоюдному согласию.

В таких случаях порядок действий следующий:

  • Заключение предварительного соглашения между владельцами о перераспределении смежных границ;
  • Обращение участников соглашения в геодезическую компанию для проведения межевых работ по установлению новых границ;
  • Подача заявления о перераспределении границ в местную администрацию;
  • Утверждение нового межевого плана в кадастровой палате;
  • Оформление в собственность вновь образованных участков.

К тексту заявления необходимо приложить следующие документы:

  • Копии паспортов участников соглашения;
  • Правоустанавливающие документы заявителей на их наделы;
  • Свидетельства заявителей о праве собственности на их наделы;
  • Кадастровые документы;
  • Результаты работы геодезической компании;
  • Текст соглашения сторон с обоснованием перераспределения.

Оплата в данном случае производится на договорной основе между собственниками наделов, а в местной администрации проверяют заявление на наличие нарушений, связанных с недостоверно предоставленными данными или возможным превышением максимальных площадей, установленных для участков данной категории региональными властями.

Итак, перераспределение земельных наделов позволяет законным путём устранить ломаные границы, облегчить доступ к коммуникациям и увеличить площадь своего надела.

https://www.youtube.com/watch?v=nPEjmI-Nikw

При осуществлении процедуры необходимо учитывать законные интересы третьих лиц и тщательно собирать все документы, чтобы избежать возможного отказа или затягивания процедуры.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/kadastrovyj/plan/mezhevoj/pereraspredelenie-uchastkov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.