Соподчиненность нормативно правовых актов

Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации

Соподчиненность нормативно правовых актов

За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности.

В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право.

По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.

Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают.

Однако большой интерес представляет не только сама структура правовых норм в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти.

Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название “нормативно-правовые акты”.

Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

Таким образом, нами далее будет рассмотрено понятие, виды нормативно-правовых актов, их иерархия и многое другое.

Понятие НПА

Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения.

НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур.

Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

Нормативный акт как источник права

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах – это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции.

Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент.

В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.

Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:

1. Законы, то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

2. Подзаконные акты – это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Правовая иерархия

Иерархия нормативно-правовых актов РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак­там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ – это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются локальные акты субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга.

Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА.

Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции.

Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой.

Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Конституционного Собрания.

Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

Принципы, закреплённые в конституции

Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:

1. Демократизм государства и власти.

2. Народовластие.

3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством.

5. Гуманизм всех общественных отношений.

6. Светский характер власти.

7. Форма правления – республиканская.

Федеральные законы

Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать.

При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования.

Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.

Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:

– внесение изменений в Конституцию РФ;

– по поводу федерального устройства РФ;

– защита прав и свобод человека, гражданина;

– регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

– установление федерального бюджета;

– обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

– регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

Виды ФЗ

Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:

1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.

2. Законы о внесении изменений – это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.

Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

Подзаконные акты

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства.

Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества.

Подзаконные акты правительства – это НПА высших органов власти исполнительной, издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Заключение

Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.

Источник: https://FB.ru/article/224305/ierarhiya-normativno-pravovyih-aktov-rf-pravovaya-sistema-rossiyskoy-federatsii

70 Правовые нормативные акты: понятие, виды, соподчиненность

Соподчиненность нормативно правовых актов

Нормативно-правовойакт используется как основная формаправа в странах с так называемым “писаным”правом, к которым относится и Россия.Его характерные черты определяютсятем, что он, с одной стороны, являетсяодним из источников юридических норм,а с другой – разновидностью правовыхактов. Таким образом, нормативно-правовойакт:

а)содержит юридические нормы;

б)представляет собой официальный письменныйакт-документ;

в)является результатом особой деятельностигосударства, которую именуютправотворческой.

Нормативно-правовойакт может приниматься также в порядкеделегированного законодательства илиреферендума, но так или иначе с участиемгосударства и выражением его воли.

С учетомназванных признаков нормативно-правовойакт можно определить как официальныйписьменный акт-документ, содержащийюридические нормы и принимаемый вопределенной процедурной форме:

а)компетентными органами государства;

б) впорядке делегированного законодательства;

в) впороядке референдума.

Нормативно-правовыеакты следует отличать от другойразновидности правовых актов -индивидуальных юридических, а главное- от актов применения права. Их объединяетобщая юридическая природа, и те и другиесодержат государственно-властныепредписания, но у актов применения этипредписания имеют индивидуальный,конкретный (по субъектам и содержанию)характер.

Основнаязадача нормативно-правового акта, каки любой формы права, -хранить правовуюинформацию и оптимальным образомдоводить ее до сведения адресатов.

Вэтом плане нормативно-правовой актявляется наиболее удобной и совершеннойформой права – как для “рядовых”субъектов права, так и для государства.

Посредством него государство можетоперативно осуществлять правовоерегулирование, реагировать на правовыепотребности общества, координироватьвсю работу по управлению общественнымипроцессами.

Видынормативно-правовых актов. Они делятсяпрежде всего на законы и подзаконныенормативно-правовые акты.

Законобладает следующими признаками:

а)принимается высшими органамигосударственной власти или в порядкереферендума;

б) емуприсуща высшая юридическая сила иверховенство относительно другихисточников права;

в)принимается, изменяется и дополняетсяв особом процедурном порядке;

г)регулирует наиболее важные социальныесферы, закрепляет наиболее важныеобщественные связи, отправные началаправового регулирования;

д) долженотражать волю и интересы общества вцелом;

е)исключительно нормативен (содержиттолько нормы права, в отличие от другихнормативно-правовых актов, которыемогут иметь “вкрапления”индивидуально-властных предписаний).

Законы,в свою очередь, делятся на конституционныезаконы и обыкновенные. К числуконституционных относятся:

а)Конституция (как основной политико-правовойакт страны);

б) законы,которые вносят изменения и дополненияв текст Конституции;

в) законы,необходимость издания которыхпредусмотрена самой Конституцией.

ВКонституции РФ 1993 г. предусмотреноиздание 14 конституционных законов (оПравительстве РФ, о КонституционномСуде РФ и др.). Конституционные законыимеют более сложную, чем обыкновенныезаконы, процедуру принятия. В РФ напринятый конституционный закон не можетбыть наложено вето Президента.

Обыкновенныезаконы можно поделить на кодификационные(Основы законодательства, Кодексы) итекущие. В федеративном государствезаконы разделяют на федеральные(общефедеральные) и законы субъектовФедерации.

Подзаконныенормативно-правовые акты должны бытьоснованы на законе и не должны емупротиворечить.

ВРоссийской Федерации подзаконными (поиерархии) нормативно-правовыми актамиявляются следующие:

а) указыПрезидента РФ;

б)нормативные акты Правительства РФ;

в)нормативные акты центральных органовисполнительной власти (министерств,государственных комитетов и ведомств).

Науровне субъектов РФ – республиканскиезаконы, акты президентов (в президентскихреспубликах), постановления правительствреспублик, а также нормативные актыреспубликанских центральных органовисполнительной власти, органов властикрая, области, автономной области,автономных округов, городов Москвы иСанкт-Петербурга.

Статьей19 Федерального закона “Об общихпринципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации”от 22 апреля 1996 г. органам местногосамоуправления (они не входят в системуорганов государственной власти)предоставлено право принимать повопросам своего ведения правовые акты.

Особойразновидностью нормативно-правовыхактов можно считать локальные нормативныеакты (уставы, положения и др.), действующиетолько в пределах данного предприятия,учреждения, организации.

Источник: https://studfile.net/preview/2806914/page:43/

Отличия НПА от других ПА

Соподчиненность нормативно правовых актов

1. Характер применения.

Если НПА является всеобщим, то другие ПА – индивидуальными.

2. Область применения.

Иные ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.

3. Время применения.

НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. Иные ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.

4. Установление нормы права.

НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как иные ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Правовые акты: понятие, виды, соподчиненность.

ПРАВОВОЙ АКТ – официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки ПА:

1) письменный документ; имеет определенную форму, реквизиты.

2) Носит официальный характер (т.е. издается специально уполномоченными органами).

3) Издается строго в пределах компетенции издающего органа.

4) Целевая ориентация (т.е выражает волю государства/ соц. Общности и тд).

5) Предназначен для регулирования общ. Отношений.

6) Общеобязателен (его обязаны исполнять те, кому адресован он).

Виды:

По юр. Форме

Конституция РФ, К/ уставы субъектов;

Законы (ФКЗ, ФЗ);

Постановления и иные акты законодательных органов;

Указы, распоряжения Президента РФ, высших долж. Лиц субъектов;

Постановления, распоряжения и иные акты Исполнительных органов РФ и субъектов;

Акты ОМСУ;

Локальные акты.

По нормативной природе.

НПА (источник права); ИПА (не источник права, существует для разрешения конкретного случая).

По способу оформления и придания ему юр. Силы

Первичные (Законы, подзаконные акты – непосредственно приобретают юр. Силу);

Вторичные (утверждаемые акты, пр. – инструкция, утверждаемая министерством).

По порядку принятия

Коллегиальные (Законы)

Единоличные (Подзаконные акты – указы, распоряжения)

Про соподчиненность не знаю. Видимо, нужно говорить, что все правовые акты занимают определенное место в иерархии ПА. Поэтому ПА, занимающие нижние ступени иерархии, должны подчиняться ПА, занимающим более высокие ступени иерархии.

Виды нормативно-правовых актов. Законы и подзаконные акты.

Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Ведущий источник права в романо-германской правовой семье.

ВИДЫ НПА.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества:

АКТЫ

§ государственных органов;

§ иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

§ совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

§ принятые на референдуме.

По сфере действия:

§ общефедеральные;

§ субъектов федерации;

§ органов местного самоуправления;

§ локальные.

По сроку действия:

§ неопределенно-длительного действия;

§ временные.

По юр. силе:

§ Законы

§ подзаконные акты.

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Особенности:

1) Принимаются только Парламентом.

2) Принимаются в порядке законодательной процедуры.

3) регулируют наиболее важные отношения в обществе.

4) Обладают высшей ЮР. Силой по сравнению с иными НПА.

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию.

2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Подзаконные акты –это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Виды подзаконных актов:

§ указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

§ постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

§ приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

§ решения и постановления местных органов государственной власти;

§ решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

§ нормативные акты муниципальных органов;

§ локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/13897.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.