Собственность и приватизация кратко

Содержание

Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика

Собственность и приватизация кратко

Определение 1

Приватизация – это преобразование государственной собственности в частную.

По сути, это процесс, который сопровождает сделки передачи или купли-продажи имущества государства или муниципалитета в частные руки. В нем задействовано минимум две стороны – одной из которых обязательно является государство. Существует разница между разгосударствлением и приватизацией.

Последний термин определяет передачу имущества государства в частную собственность. Под разгосударствлением понимается упразднение государственной монополии и переход к многоукладной смешанной модели хозяйствования. То есть, происходит полная перестройка национального хозяйства и принципов его управления.

Вследствие разгосударствления происходит:

  1. Создание многообразных форм собственности.
  2. Преобразование хозяйств в конкурентные.
  3. Приватизация

Получается, что приватизация является одной из форм разгосударствления. При ней происходит смена собственника имущества, децентрализация управления собственностью. Это явление может принимать различные формы, не только приватизацию.

Например, государством может быть допущен коллектив предприятия к покупке его имущества. Перераспределение собственности может происходить в виде специальных денег и чеков.

Так же может видоизменяться организационная структура предприятия, изменяться степень участия в приватизации отдельных субъектов.

Поэтому приватизация не является гарантом экономического развития. Она выступает в качестве инструмента построения рыночных конкурентных отношений.

Сочетание частной и государственной собственности способно стать основой сильного национального хозяйства.

Однако, для успешного использования коммерческого имущества необходимо грамотное управление и регулирование, которое, например, в России, оставляет желать лучшего. Таким образом, приватизация является одной из форм разгосударствления имущества.

Разгосударствление собственности в России

Программа приватизации в России включала в себя денежную, «малую» и ваучерную формы. Малые предприятия должны были продаваться на торгах, а также они могли быть проданы сотрудникам, ранее работавшим на них. Для крупных предприятий предусматривалось акционирование с последующей приватизацией. Средние предприятия могли определить форму разгосударствления самостоятельно.

За государством сохранялось право запретить приватизацию, если предприятие преобразовывалось в акционерное общество открытого типа со 100% государственных акций. Либо оно должно было остаться полностью государственным и обеспечиваться из федерального бюджета. При решении о проведении приватизации, ее процесс определялся относительного каждого объекта хозяйствования.

Под «малую» приватизацию попадали предприятия стоимостью менее одного миллиона рублей. То есть, приватизация проводилась на конкурсной основе или по средством аукциона. Через аукцион приватизировались арендованные нежилые помещения, недостроенные здания и сооружения.

Если предприятие на момент передачи прав собственности было должником, то вопрос по нему решался Правительством за подписью Президента РФ.

Ваучерная приватизация осуществлялась в 92-94 годах. Граждане могли открывать приватизационные вклады, на которые должны были зачисляться денежные суммы. Но вместо этого закона была проведена ваучерная приватизация.

Она заключалась в передаче прав собственности работникам предприятий, но сложность заключалась в том, что они не обладали равными правами. Ваучерная приватизация оказалась выгодной для руководителей, так как они смогли выкупить контрольные пакеты акций.

Большая часть населения не понимала ценность ваучеров, поэтому стала продавать их скупщикам. Цена на них стремительно падала. Итогом стал рост социальной напряженности и расслоение общества по доходам.

Разгосударствление собственности в мире

Кризис семидесятых годов в мире привел к тому, что большая часть предприятий столкнулась с системными проблемами. Инфляция постоянно росла, поэтому им было сложно решить следующие вопросы:

  1. Повышение заработной платы.
  2. Перенос издержек на покупателей.
  3. Увеличение цен на продукцию, как следствие рост выручки.

Экономика в этот период замедлилась, покупательская способность снизилась, а у многих стран начался рост дефицита бюджета.

Стабилизация экономики привела к росту прибыльности предприятий, однако, государственная модель хозяйствования продемонстрировала свою несостоятельность. Считается, что стимулом к приватизации стало желание снизить влияние профсоюзов.

Приватизация позволила частным предпринимателям проводить более гибкую политику управления, в том числе, кадрами. Государственные предприятия смогли получить социальные меры поддержки. Пионером приватизации стала Великобритания.

Ее примеру последовали другие государства, например, Бразилия и Новая Зеландия. В это же время назревал кризис в СССР и странах Восточной Европы, что еще сильнее убедило мировую общественность в необходимости частной собственности.

Исследования показали, что приватизация крупных предприятий способствовала укреплению их экономического положения и росту доходов. Так же положительным оказался опыт размещения акций на фондовых биржах.

В странах Восточной Европы приватизированные компании смогли показать рост производительности на 20-30%. Переход имущества в частные руки способствовал росту инвестиционной привлекательности, демонополизации, формированию справедливой конкуренции.

К отрицательным изменениям относят снижение деловой активности и занятости.

Неудачный опыт приватизации характерен для стран Латинской Америки. Великобритания, ставшая примером приватизации, в середине девяностых годов так же столкнулась с трудностями. Начался глубокий экономический спад, а государственных активов практически не осталось. Начался рост дефицита бюджета, который составил более 6%.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/privatizaciya_razgosudarstvlenie_sobstvennosti_mirovoy_opyt_i_rossiyskaya_praktika/

Разгосударствление и приватизация собственности

Собственность и приватизация кратко

Результативность, эффективность деятельности предприятий определяется во многом типом экономической системы и, прежде всего, формой собственности.

Рыночная экономика, точнее, ее смешанный вариант, исторически доказала большую эффективность, нежели командная. Хотя рыночная экономика демонстрирует наличие экономических кризисов, наносящих существенный урон экономике и снижающих уровень жизни населения.

Командная экономика (ее часто называют административно-командной) имеет такие существенные недостатки, как:

1) негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения ресурсов включаются, как правило, лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике достигает критической точки;

2) низкая производительность, вызванная подавлением хозяйственной инициативы и получением необходимых административных разрешений.

Необходимыми условиями формирования подлинно рыночных отношений являются, во-первых, экономическая свобода производителей и потребителей, а, во-вторых, конкурентная сфера хозяйствования.

А необходимым условием социальной направленности экономики является соответствующая стратегия государства и поддержка государством субъектов экономики в этом направлении.

Поэтому в тот или иной период, в связи со сложившимися экономическими условиями, происходит перестройка структуры экономической системы либо в сторону усиления государственной собственности, либо усиления частной собственности.

Переход объектов из частной собственности (негосударственной) в государственную носит название национализации. Переход объектов из государственной собственности в частную называется приватизацией.

Национализация, как правило, осуществляется в период экономических кризисов, когда частные предприятия разоряются, становятся банкротами, а продукция, которую они выпускают, необходима, к тому же необходимо сохранить рабочие места, ослабить безработицу, всегда сопровождающую кризисы.

Приватизация осуществляется либо как процесс, обратный национализации, когда в результате подъема экономики государство вновь передает объекты в частные руки, либо как один из вариантов разгосударствления экономики. Второй случай сопряжен с принципиальной сменой экономической системы – переходом от командной экономики к смешанной (рыночной).
Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятия, но не обязательно с изменением характера собственности, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление – это крупномасштабный передел собственности более широкий процесс, чем просто приватизация. Разгосударствление не влечет полного ухода государства из экономической сферы.

Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.

Основными признаками приватизации являются следующие:

– переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

– полная продажа госпредприятия частным лицам;

– продажа части активов.

Авторитарно–бюрократические механизмы управления и централизованно распределительная система бывшего СССР с ее господством государственной собственности не смогли обеспечить эффективность экономики, более того, они оценивались враждебными обществу, высокомерно провозглашенному социалистическим. Поэтому переход России к рыночной экономике предопределил необходимость разгосударствления собственности на средства производства и, разумеется, на результаты производственной, а, равно, и любой другой (например, научной, культурной, общественной и др.) деятельности.

Опыт цивилизованных обществ убеждает в том, что они развиваются тем успешнее, чем четче очерчены и разграничены функции государства и конкретных сфер жизнедеятельности общества и его членов.

Опыт же СССР показывает со всей очевидностью, что функция государства была чрезмерно расширена за счет сужения функций иных сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества.

Указанное обстоятельство позволяет заключить, что разгосударствление как совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике, во-первых, оптимизирует соотношение указанных функций, снимая с государства многие, но, разумеется, далеко не все, функции управления, а, во-вторых, способствует повышению креативных (творческих) начал в производственно–хозяйственной деятельности за счет наиболее активного фактора прогрессивного развития производства, каковым является человеческий фактор.

Разгосударствление собственности имеет целью развитие предпринимательства в пространстве конкурентной среды хозяйствования и вне монопольного пространства.

Осуществление этого мероприятия предполагалось на основе определенной законодательной базы по следующим направлениям: создание многообразных форм хозяйствования и создание новых организационных структур хозяйствования (ассоциаций, концернов); признание каждого работника (физического лица) и трудового коллектива организаций (юридического лица) равноправными участниками разгосударствления собственности.

Итак, различие между разгосударствлением и приватизацией заключается в том, что первая призвана охватывать весь комплекс мер, направленных на упразднение авторитарной системы с ее монополизацией прав собственности, а вторая выступает в форме передачи собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам), что знаменует собой трансформацию отношений собственности.

Особо подчеркнем, что приватизация не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.

Мировой опыт свидетельствует о множественности задач, решаемых с помощью приватизации.

Сюда можно отнести повышение рентабельности деятельности предприятия, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынков капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, создание широкой социальной базы мелких собственников.

Исходная правовая база приватизации в России была представлена двумя, принятыми в июле 1991 года законами: «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и «Об именных и приватизационных счетах и вкладах РСФСР», и Указом №721, предписывающим приватизацию каждого крупного предприятия в срок до 2 ноября 1992 года.

Объектами приватизации были обозначены: средние и крупные предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и др.

, что привело в качестве итога приватизации к образованию новых субъектов собственности, ими стали частные лица, работники приватизированных предприятий, трудовые коллективы, банки, холдинги, акционерные общества и товарищества и др.

Так в России на смену монопольного господства общественной собственности в двух формах (государственной и колхозно–кооперативной) пришел фактический полиформизм собственности, обусловивший возникновение и развитие разнообразных структур (форм) хозяйствования.

Источник: https://studopedia.ru/5_140722_razgosudarstvlenie-i-privatizatsiya-sobstvennosti.html

Приватизация и собственность: в чем разница – чем отличается приватизация от права собственности

Собственность и приватизация кратко

/ Жилищные споры / Приватизация и собственность: в чем разница, чем отличается?

Просмотров 1644

Отличается ли приватизация от оформления в собственность? Этот вопрос волнует людей, которые только собираются перевести квартиру в собственность или уже имеют отдельное жилье. Несмотря на схожесть понятий, приватизация имеет принципиальные отличия от собственности.

Постараемся пояснить, в чем разница между этими понятиями и на что следует обратить особое внимание? Для лучшей наглядности также рассмотрим жизненный пример.

Что такое приватизация?

СравнениеХарактеристика
ОсобенностьТермин «приватизация» основательно вошел в нашу жизнь в 1991 году. Именно с этого момента началось всероссийское переоформление государственного имущества. Правоотношения регламентируются ФЗ № 1541-1 «О приватизации…».Приватизация – это перевод муниципальной (государственной) собственности в частные руки. Правом на приватизацию обладают наниматели жилых помещений и члены их семей, которые проживают в квартирах по договору социального найма. Если это земельный участок – договор аренды или акт о передаче земли в бессрочное пользование. На основании указанных документов человек вправе стать собственником недвижимости.
Кто собственник?Собственником жилья и земельных участков изначально является государство. Но по общим правилам имущество передается в распоряжение муниципалитетов. Служебные квартиры и общежития могут находиться в собственности Министерства обороны, предприятий и отдельных фирм. После приватизации собственником жилья или земельных участков становятся обычные граждане, чаще всего – на праве долевой собственности.
Плюсы1. Отсутствие платы за выкуп недвижимости – приватизация считается бесплатной и бессрочной процедурой.2. Возможность вписать и выписать любого человека без согласия муниципалитета.3. Владельца оформленной квартиры почти не могут выселить за долги. Максимум, что грозит неплательщику – разбирательства в суде.4. Собственник приватизированной квартиры имеет право на продажу, аренду, обмен, завещание, дарение, залог и прочие сделки с имуществом.5. В квитанциях об оплате коммунальных платежей нет строчки расходов за пользование муниципальным имуществом (соцнайм).
Минусы1. Обязанность нести расходы за содержание квартиры.2. Оплата ежегодного имущественного налога.3. Расходы за капитальный ремонт дома.4. Фактическое отсутствие выбора (приватизировать 3-комнатную квартиру в центре города вам вряд ли позволят).

Что такое собственность?

СравнениеХарактеристика
ОсобенностьИмущество, находящееся во владении граждан, может принадлежать им на нескольких основаниях. Квартиру можно купить, получить в наследство, оформить как объект дарения. Вместе с тем собственностью считается и приватизированное жилье. Это один из способов получения недвижимости в частные руки. Собственностью можно считать не только недвижимость, но и движимое имущество (автомобиль, предметы быта, коллекции и даже ценные бумаги), при условии оформления документов – в МФЦ, Росреестре, ГИБДД, банке и т.д.
Кто собственник?Владельцем является физическое или юридическое лицо (организация). Сейчас право собственности оформляется в виде выписки из ЕГРН (до 2016 года выдавалось Свидетельство о госрегистрации). Если речь идет о государственной собственности, то распорядителем выступает муниципалитет или отдельное ведомство, например – МинОбороны.
Плюсы1. Сразу несколько способов стать собственником: покупка, получение в дар, наследование, приватизация (платная и бесплатная).2. Возможность распоряжаться квартирой по своему усмотрению: продавать, сдавать в аренду, включать в наследство, дарить, закладывать банку, разменивать.3. Проведение ремонта и перепланировки без согласия прежних собственников – разумеется, с соблюдением технических нормативов.4. Прописка и выписка из квартиры по усмотрению владельца жилья.5. Получение компенсации за изъятие имущества на нужды государства (например, земельного участка для прокладки трубопровода).
Минусы1. имущества в многоквартирном доме.2. Размер коммунальных платежей выше, чем в случае с ЖКУ неприватизированного жилья.3. Перечисление денежных средств на капитальный ремонт жилого дома.4. Риски нарваться на мошенников при продаже, аренде или других сделках с недвижимостью.5. Выбор жилья на основе местоположения, метража, условий проживания и др.

Чем отличается приватизация от права собственности?

Определив основные характеристики обоих понятий, самое время провести их сравнительный анализ:

  • Первое, что отличает приватизацию от собственности – стоимость процедуры.

Сам по себе перевод жилья в собственность граждан является бесплатным. Выкупать у государства квартиру или землю не нужно (см. «Сколько стоит приватизация квартиры?«).

Покупка в собственность – это затратное мероприятие.

Таким образом, приватизация (если это не выкуп) бесплатная, а приобретение жилья в личное владение по договору купли-продажи – платное (наследование и дарение – условно бесплатные).

  • Второе, чем отличается приватизация от оформления в собственность – субъекты сделки.

Приватизация квартиры или участка предполагает обращение в муниципалитеты или ведомства, т.е. в сделке всегда участвует государство. Оформляя жилье в личное владение, вы имеете дело с физическими или юридическими лицами: внуками, наследниками, бабушками, дедушками, риэлторами – одним словом, предыдущими собственниками жилья. Государство участвует в редких случаях.

  • Третьеотличие – права на недвижимость.

Приватизация доступна только нанимателю и членам его семьи. И только по договору социального найма жилья. Сторонние люди в сделке участвовать не могут.

Собственность не предъявляет никаких особых требований. Есть деньги на квартиру? Выбирай понравившийся вариант, плати и становись собственником.

Другое дело, если это дарственная или наследство – здесь нужно иметь определенные права на получение квартиры.

  • Четвертое, и последнее, отличие – способы получения объекта.

Приватизация доступна в одной единственной форме, тогда как приобретение имущества в собственность гораздо шире: это и купля-продажа, и наследование, и договор дарения… Одним словом, вариантов масса.

Пример:

Бондарев искал наилучший способ приобретения жилья в собственность: приватизация квартиры или другой способ перевода в частное владение.

Условия были следующими:

  • Бондарев являлся нанимателем однокомнатной муниципальной квартиры – значит, теоретически мог ее приватизировать.
  • Родственников у Бондарева не было – значит, он не мог наследовать отдельную квартиру, и, скорее всего, вряд ли получил бы ее в дар.
  • Бондарев скопил некую сумму денег – теоретически, он мог приобрести недорогое жилье на вторичном рынке, либо выкупить жилплощадь у государства (чуть дешевле).

Взвесив все «за» и «против», Бондарев остановился на варианте с бесплатной приватизацией квартиры. Выкупать жилье у государства не придется, значит у мужчины еще останутся деньги на ремонт.

Бондарев являлся единственным нанимателем муниципальной квартиры, что дает ему право стать единственным собственником жилья.

Впоследствии, мужчина может продать переоформленный объект и купить другое жилье, но уже с большим метражом и в удобном районе.

Таким образом, отличий хватает. Собственность — более широкое понятие, а приватизация — узконаправленное. Собственность позволяет распоряжаться квартирой по своему усмотрению. Если жилье не приватизировано — оно не принадлежит человеку.

Рубрика «Вопрос/Ответ»

Подскажите, пожалуйста, у меня есть в собственности квартира. Могу ли я бесплатно приватизировать другое жилье при наличии этой собственности?

Да, можете. Для бесплатной приватизации жилья достаточно двух условий. Первое — наличие договора социального найма, который Вы заключали с администрацией города. Второе — ранее Вы не участвовали в приватизации жилья.

Если эти условия выполняются, можно приступать к процедуре. И неважно, есть ли у Вас в собственности другая квартира?

В квартире прописаны 4 человека.

В чем разница приватизации на одного человека или по долям на каждого?

Приватизация — это перевод муниципальной собственности в частную. Если в квартире прописаны 4 человека, значит они могут претендовать на долю в приватизированной жилплощади. Такое право есть у каждого из них. Но также и есть право отказаться от участия в приватизации. Тогда доля отказника будет распределятся между остальными участниками процедуры.

  • Если жильё достаётся одному человеку, а другие пишут отказ — объект перейдет в индивидуальную собственность (отказники получают право на пожизненное проживание в квартире).
  • Приватизация жилья двумя и более лицами даёт право выбора — совместное или долевое владение. Совместная собственность подойдет супругам, а долевая — в любых ситуациях.
  • Если все четверо согласны на приватизацию — каждому достанется по 1/4 доли в квартире. Жильем можно распоряжаться только сообща, а своей долей — без оглядки на других совладельцев.

Выбирайте вариант исходя из личных взаимоотношений и дальнейших целей на квартиру.

Не могли бы Вы помочь разобраться в вопросе собственности и приватизации. Я являюсь собственником квартиры — по завещанию. Есть свидетельство на право собственности и все данные зафиксированы в Росреестре. Но там нет сведений о приватизации, а платежные документы из ЖЭКа мне приходят на кооперативную квартиру. Является ли моя квартира приватизированной? Или я должна ее приватизировать?

Если есть свидетельство о праве собственности — значит квартира в частной собственности, т.е. приватизирована. Вступить в наследство на муниципальное жилье нельзя. Она не принадлежит человеку, а значит и в наследственную массу не входит. Вероятно, в Вашем случае забыли изменить сведения в ЖЭКе. Посмотрите в квитанции, есть ли там строка «соцнайм».

Если в графе стоит прочерк — значит жилье приватизировано. Обратитесь в офис ЖЭКа и сообщите о несоответствии статуса. Там подскажут как написать заявление и куда его передать. Вопрос должен решиться быстро.

Также рекомендуем почитать нашу статью «Как узнать приватизирована квартира или нет?«
Отличаются ли платёжки ЖКХ в собственной и приватизированной квартире? Не хочется переплачивать, что выбрать?

Согласно п. 1 ст. 154 ЖК РФ, наниматель и члены его семьи в муниципальной квартире несут два вида расходов — плату за найм (аренду) и содержание многоквартирного дома. Грубо говоря, оплачивается ежемесячная аренда жилплощади + расходы на газ, свет, воду и прочие услуги. Квитанции присылает Управляющая компания.

Кроме того, если жилье не в собственности, в квитке есть обязательная графа «плата за соцнайм». Зато отсутствуют взносы за капремонт и содержание имущества МКД. Эти расходы возлагаются на собственника социального жилья — муниципальное образование.

Совладельцы приватизированной квартиры не оплачивают за пользование жильем, но несут расходы на капитальный ремонт. Что лучше с точки зрения экономии по ЖКУ? Однозначно социальное жилье.

Далеко не все могут разобраться с частной и муниципальной собственностью. Выбор в пользу того или иного варианта – всегда сложный.

Особенно, если человек хочет сэкономить на коммунальных платежах, получить свою долю, подарить или завещать жилье. Очень часто возникают конфликты – с администрацией, Росреестром, ЖЭКом, ПФР и прочими службами.

Если вам нужна помощь юриста, задайте вопрос – юрист разберет проблему и подскажет, как поступить? Советуйтесь с юристами в любой непонятной ситуации. Взвешенный подход гарантирует, что вы не останетесь без жилья и сделаете верный выбор – приватизация или собственность?

Источник: http://law-divorce.ru/privatizatsiya-i-sobstvennost-v-chem-raznitsa-chem-otlichaetsya/

Приватизация государственного и муниципального имущества

Собственность и приватизация кратко
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.

Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html

Краткая история приватизации в России

Собственность и приватизация кратко
Анатолий Чубайс и Егор Гайдар – идеологи приватизации в России 1992-1994 гг.

К концу 80х советская модель административно-плановой экономики неумолимо подошла к своему логическому концу – тотальному дефициту всех видов товаров.

Такой исход не является чьим-то злым умыслом, история показала, что все коммунистические эксперименты заканчивают свою жизнь похожим образом, кто-то раньше, как Венгрия и Китай, кто-то позже, как СССР и Польша.

Идея коллективной, всенародной собственности по своей сути была утопичной и противоречила одному из базовых инстинктов человека – чувству собственности. Всегда, во все времена и во всех обществах человек был склонен к накопительству, человек хотел иметь свое, а не общее.

“Все растаскивают” © Н.Хрущев, 1956 г.

На практике это приводило к тому, что на формально государственных предприятиях собственником фактически был директор и его приближенные. В 60х-70х гг. стало очевидным, что спускаемый сверху план имеет мало общего с жизнью. Каждый производитель заинтересован завысить ресурсную часть и занизить требуемую отгрузку.

При отступлении традиционно советских жестких методов принуждения страх населения перед карающей рукой государства снижался, что сказывалось на трудовой дисциплине. Тащили действительно все и все. Руководство постепенно принимало меры по стимулированию хозрасчета и внедрению кооперации.

После принятия законов “О предприятиях в СССР” и “О собственности в СССР” вовсю разбушевалась хищническая приватизация, по сути – разграбление предприятий их собственными директорами.

Директора предприятий, руководители министерств и ведомств действовали в полном соответствии с экономической логикой: делали свой маленький (а кто и не очень) бизнес. Правда, они не могли извлекать личную выгоду законным путем. Хотя они и контролировали предприятия, но не были их владельцами и потому не могли получать прибыль открыто, законно. Поэтому заключались контракты на продажу продукции по заниженным ценам, помещения и производственное оборудование сдавалось в аренду подставным фирмам, выдавались кредиты, которые потом не возвращались, и т.д. — все это, конечно, с учетом личной заинтересованности директора. И пока “ученые мужи” дискутировали о том, поймет ли русский народ, что такое прибыль и дивиденды, самые шустрые представители этого народа уже энергично преумножали свои доходы, пуская на ветер формально остававшуюся государственной собственность.
© М.Бойко

Единственными способом хоть как-то остановить эту вакханалию было скорейшее направление приватизации госсобственности в законное русло на принципах равного доступа к собственности всех членов общества. Это и было сделано командой А.Б.Чубайса, несомненно, на тот момент одного из немногих действительно подготовленных людей к такой важной работе.

В условиях “деревянной” национальной валюты можно было сколько угодно приказывать производителям увеличить производство жизненно важных продуктов, работать сверхурочно и т.д. Надо понимать реалии 1991 года.

В стране партия и власть мало что могли в принципе контролировать, советская система пришла к недееспособности и бессилию. Никакие приказы не выполнялись. Каждый занимался собственным выживанием.

Единственным вариантом не допустить голода, снизить социальную напряженность и предотвратить гражданскую войну было разрешить свободную торговлю, узаконить частную собственность, передать предприятия в частные руки.

Только экономический интерес, чувство собственника могли в то время мотивировать руководителей предприятий на выпуск продукции, простых людей на занятие торговлей. В результате длительного дефицита денег у населения на руках скопилось немало, спрос на любую продукцию был огромным.

Было много споров и дискуссий по поводу вариантов проведения приватизации. Предлагали использовать китайский опыт, польский, чешский…Во многом все разговоры были пустым трепом, потому что к середине 1991 года в стране замаячила угроза голода и какой-нибудь затяжной китайский вариант с жестким контролем государства был просто за пределами экономических реальностей.

По итогу всех дискуссий был сформирован российский вариант приватизации. Всем гражданам, включая детей, за плату в 25 рублей предлагалось получить приватизационные чеки номинальной стоимостью в 10 000 рублей.

Каждый гражданин имел право продать свой чек без ограничений; участвовать в чековых аукционах, где чеки обменивались на акции приватизированных предприятий; вложить его в чековые инвестиционные фонды.

Рабочие приватизируемых предприятий, кроме того, могли использовать чек для покупки акций своего предприятия в ходе закрытой подписки.

Основной этап приватизации пришелся на 1992-1994 гг. Это было действительно эпохальное событие в новейшей истории России. В короткий срок ушли с молотка более 25 тыс. крупных и мелких предприятий.

В стране сформировался целый новый класс собственников. После 70 лет экспериментов с демагогической концепцией “народной собственности” все вернулось на круги своя – к частной собственности.

В это время удалось привлечь первых иностранных инвесторов – Coca-Cola и Procter&Gamble.

Конечно, не все прошло гладко. В памяти россиян приватизация остается самой чудовищной несправедливостью 90х гг, а Анатолий Чубайс – главным антигероем страны. Были и обанкротившиеся инвестиционные фонды, и скупка ваучеров за гроши, и недопуск граждан к аукционам.

Были конфликты новых собственников с директорами предприятий, был откровенный мухлеж с ваучерами. Для людей, понимающих масштаб происходящего в те годы, очевидно, что такие тектонические сдвиги в народном хозяйстве просто не могут пройти без значительных перекосов.

Приватизация ни в одной стране не проходила без эксцессов, нет ни одного случая, чтобы в таком деле обошлось без массового недовольства. Приватизацию нужно по возможности избегать. И Россия бы избежала такой участи, если бы В.

Ленин не провел в свое время гораздо более чудовищную и несправедливую операцию – национализацию частной собственности в 1918 году.

В статье использованы цитаты из книги А.Чубайса “Приватизация по-российски”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c321bee03ed1900aa155eb6/kratkaia-istoriia-privatizacii-v-rossii-5ce5963104e7d900b36c50c0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.