Смежный участок земельный кодекс

Содержание

Статья 11.1. Понятие земельного участка

Смежный участок земельный кодекс

Новая редакция Ст. 11.1 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 11.1 ЗК РФ

Правило комментируемой статьи представляет собой единственное на данный момент законодательное определение земельного участка, которое отражает его технические свойства как объекта кадастровой и землеустроительной деятельности.

Во всех остальных случаях, используя понятие “земельный участок”, законодатель либо уточняет эти же свойства (ранее учтенный, многоконтурный, смежный), либо говорит исключительно о юридической составляющей (лесной участок, участок в составе особо охраняемых природных территорий и т.д.). Законодатель в ст. 11.1 ЗК сделал акцент на таком родовом признаке, как “границы”.

Вместе с этим необходимо учитывать, что “земельный участок” – емкое понятие, включающее в себя технические (землеустроительные, кадастровые) и юридические свойства как разновидности недвижимого имущества, как объекта гражданского оборота.

Более широкие определения конструкции “земельный участок” приводятся в научных исследованиях и пособиях , однако внимание федерального законодателя они на себя пока еще не обратили. Причина этого кроется в громоздкости определений, в попытках выйти далеко за пределы главного родового признака земельного участка.——————————–

Крассов О.И. Юридическое понятие “земельный участок” // Экологическое право. 2004. N 2. С. 12 – 17; Он же: Земельный участок – основа понятийного аппарата земельного права // Экологическое право. 2011. N 4. С. 4 – 12; Митягин К.С. Понятие “земельный участок” // Законодательство. 2007. N 5; СПС “Гарант”.

Возможно, одна из причин “невосприимчивости” законодателя к ученым дефинициям заключается в размытости его конструкции (в статье О.И. Крассова 2004 года мы так и не нашли итоговой дефиниции “земельный участок”), либо в их тяжеловесности, в попытках объять все возможные свойства земельного участка.

Вот, к примеру, как раскрывает в своей статье это понятие К.С.

Митягин: “Земельный участок – обеспечивающее возможность удовлетворения собственных (частных) интересов участников гражданского (имущественного) оборота материальное благо, права на которое подлежат обязательной государственной регистрации, с возможностью его использования только в соответствии с определенным целевым назначением и установленными законодательством ограничениями путем хозяйствования управомоченного субъекта в пространстве, ограниченном замкнутой территориальной границей, проходящей по естественному рельефу земли, описанной и удостоверенной в установленном законом порядке”. Более ясным и удобным для практического руководства является, на наш взгляд, определение земельного участка, которое дает в своей монографии С.А. Чаркин: “это часть поверхности земли, характеризующаяся наличием площади, границ, кадастрового номера и целевого назначения, параметры и виды разрешенного использования которой, включая все то, что находится над и под ее поверхностью, определяется правилами землепользования и застройки и (или) иными нормативными правовыми актами (Чаркин С.А. Земельные правоотношения как межотраслевая правовая категория: Монография. М.: Юрайт, 2012. С. 122). Однако и это (“доктринальное”, по словам автора) определение перегружено элементами из области градостроительных, а также природоресурсных отношений.

Следует также напомнить о том, что действующая дефиниция является в ЗК уже второй по счету. В первоначальном варианте (до 24 октября 2008 г.

) она выглядела следующим образом: земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. С 24 октября 2008 г.

из определения исключили такие признаки, как “почвенный слой” и “описаны и удостоверены в установленном порядке”. В настоящее время, как мы уже указывали, дефиниция “земельный участок” включает единственный родовой признак, присущий только ему – границы.

Почвенный слой таковым являться не может, в том числе и потому, что до сих пор легального определения почвы на уровне федерального закона не дается .

Кроме того, почвенный слой (почва) является элементом природной среды (вторичным, по сравнению с землей – важнейшим компонентом окружающей среды), к тому же понятием неюридическим. Что же касается описания и удостоверения границ “в установленном порядке”, то замена их на “определение” границ отразила не смену одного родового признака на другой (они таковыми и не являются), а изменение требований к документам о межевании, которые необходимы для постановки земельного участка на кадастровый учет .——————————–

До изменения редакции статьи пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений”. Текст Закона опубликован в “Российской газете” 25 июля 2008 г., вступил в силу 24 октября 2008 г.

На это обратила внимание Е.С. Болтанова. См.: Болтанова Е.С. Основы правового регулирования застройки земель: Монография. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2014. С. 63.

До введения в действие ФЗ 221-ФЗ применялись Требования к документам о межевании, необходимым для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (утв. Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327. Документ опубликован не был). Документом о межевании для государственного кадастрового учета являлось описание земельного участка (п. 3 указанных Требований).

Родовой признак, границы, присущ всем объектам землеустроительных и кадастровых работ (другой вопрос – какие исключения в процессе их определения для тех или иных объектов установил законодатель).

Что же касается видового отличия, то все объекты землеустроительных и кадастровых работ обладают качеством, характерным для понятия “земельный участок”, – границами.

Однако не у всех указанных объектов местоположение границ определено таким же образом, как у земельного участка, и как следствие, для каждого из них подготавливается свой вид проектного документа, а их границы на местности закрепляются своими знаками.

Пункт 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ, по сути, уточняет часть вышеприведенного определения, говоря не просто о границах, а об “описании местоположения границ земельного участка”, что подчеркивает особенности отражения сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН).

В других случаях в этом же Законе и других актах речь идет о характерных точках границ земельного участка (п. 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), о положении на местности характерных точек границы земельного участка , о проекции границ земельного участка (п. 8 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), об уточнении границ земельного участка или о местоположении границ (п. 9 ст.

38 Закона N 221-ФЗ).

Приведенные уточнения объясняются либо разными стадиями образования земельного участка и их документального отражения, либо видом кадастровых работ (образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнение местоположения границ существующего), либо точностью и методами определения координат характерных точек границ земельного участка. Наиболее общим элементом дефиниции, родовым понятием без которого не могут существовать ни характерные точки, ни проекции границ, все же являются “границы”. Все остальные элементы, которые включают в понятие “земельный участок” отечественные ученые, – конкретизация его технических и юридических свойств.——————————–

См.: п. 2 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утв. Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 года N 518) (далее – Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка).

Определившись с родовым понятием, необходимо четко представлять классификацию видов земельных участков с технической точки зрения. В зависимости от характера границ земельного участка можно выделить следующие три вида.

Первый – земельный участок, состоящий из одной части (участок имеет один контур, который полностью совпадает с его границами; часть земной поверхности в пределах этого контура и является земельным участком) . Таких участков – подавляющее большинство (среди них: приусадебные участки; под зданиями, строениями, сооружениями; полевые участки для ведения ЛПХ).——————————–

Мы бы назвали это идеальной (или первичной) конструкцией земельного участка.

Второй вид – земельный участок, в состав которого входят нескольких обособленных частей (частей участка), не выходящих за пределы контура земельного участка; такой земельный участок называется единым землепользованием . Едиными землепользованиями являются, например, участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые были приватизированы в соответствии с Указом Президента РФ.——————————–

Такое определение вытекает из содержания абз. 5 п. 1 письма Минэкономразвития от 12 сентября 2013 г. N Д23и-2729 // .

Третий вид – многоконтурный земельный участок, часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров; каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (т.е. контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ) . Чаще всего многоконтурные участки образуются под линейными объектами и их частями.——————————–

Абз. 2 п. 1 и п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23.

Отсутствие накануне аграрных преобразований 90-х гг.

XX каталогов координат точек границ подавляющего числа отведенных ранее земельных участков, а также особенности формирования информационной базы государственного земельного кадастра (ГЗК) и Государственного реестра земель кадастрового района (ГРЗ КР) стали причиной появления “ранее учтенных земельных участков”. К ним относились все участки, кадастровый учет которых был осуществлен (в “старой” терминологии – проведен) до вступления в силу Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре” , что должно было подчеркнуть непрерывность ведения ГЗК. Сведения об этих участках, полученные из документов, содержащихся в распоряжении земельных комитетов, включались в инвентаризационные описи, а из них – в ГЗК. Правообладатели и сами могли напрямую обращаться в орган кадастрового учета с заявлениями о включении сведений об их участках в ГЗК. В целом же инвентаризация сведений о ранее учтенных участках была неполной . В настоящее время статья 45 Закона N 221-ФЗ сохранила конструкцию “ранее учтенный земельный участок” как разновидность более общей конструкции – “ранее учтенного объекта недвижимости” .——————————–

В настоящее время конструкция “отвод земельного участка” применяется в целях предоставления земельных участков для строительства линейных объектов на землях государственного или муниципального фонда.

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.

См. подробное описание процедур составления описей: Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. М.: КолосС, 2007. Т. 3. Государственные регистрация и учет земель. С. 229 – 242.

Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее – ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1 ст. 45 Закона 221-ФЗ).

Можно выделить три подвида ранее учтенных земельных участков. Первый из них – ранее учтенные земельные участки, границы которых на местности не устанавливались. До настоящего времени они составляют значительную часть из всех известных ГКН земельных участков.

Они не обладают всеми свойствами “земельного участка” (в понимании его в соответствии со ст. 11.1 ЗК) из-за отсутствия характерных точек границ и их местоположения, не говоря уже о значении координат этих точек.

Местоположением каждого такого земельного участка является кадастровый квартал (то есть какой-либо населенный пункт, часть населенного пункта, состоящего из нескольких кадастровых кварталов, квартал в землях сельскохозяйственного назначения, а также квартал на межселенной территории).

Технические свойства такого участка не позволяют в отношении его осуществлять определенные виды кадастровой деятельности (например, раздел; при этом возможен выдел участка из состава земель сельскохозяйственного назначения) и ограничивают его свойства как имущества.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-1-1/st-11-1-zk-rf

Объединение земельных участков

Смежный участок земельный кодекс
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Объединение земельных участков

Когда два (или несколько) смежных земельных участка соединяются в один, в официальном государственном кадастре появляется новый участок, а объединенные смежные перестают существовать как объекты недвижимости.

Когда два (или несколько) смежных земельных участка соединяются в один, в официальном государственном кадастре появляется новый участок, а объединенные смежные перестают существовать как объекты недвижимости.

Право собственности на новый участок предоставляется собственнику исходных участков, а если исходные участки принадлежали разным людям, то эти люди будут иметь новый объединенный участок в общей собственности.

Необходимо учитывать, что по Земельному кодексу РФ объединение земельных участков, предоставленных в собственность на бессрочном праве использования, пожизненно унаследованного владения или по праву безвозмездного пользования разным лицам, не допускается, но если всеми этими участками владеет один человек, то он вполне может объединить их по своему желанию.

Условия объединения земельных участков

В законодательстве отдельно оговорены требования, предъявляемые к исходным участкам, в частности:

  • кроме их смежности, границы следует установить в соответствии с нормативными государственными актами;
  • на этих территориях должны быть с должной точностью закреплены характерные точки. Если окажется, что точность ниже, чем требуется по нормативам, потребуется дополнительно уточнить граничные точки такого участка;
  • объединяемые участки должны принадлежать к одной земельной категории. В некоторых случаях, когда собственник нового участка будет сам выбирать вид его использования, это правило может быть нарушено;
  • исходные участки должны территориально располагаться в одинаковом населенном пункте (муниципальном образовании);
  • если планируется объединение земельных участков, которые предоставлены в бессрочное пользование, унаследованы в пожизненное владение или находятся в срочном безвозмездном пользовании, они должны иметь одного правообладателя;
  • при объединении участков должна сохраняться допустимость использования расположенных на них объектов недвижимости;
  • образование новых участков не должно вызывать на местности недостатков, препятствующих охране земель и их рациональному использованию: вклиниванию и вкраплению, изломанности и чересполосице, а также нарушать требования,
  • установленные в Земельном кодексе России и федеральном законодательстве.

Кроме того, законодательство отдельно оговаривает требования к максимальному пределу размеров земли, что должно соблюдаться и для новых территорий.

Решение собственника о соединении земельных участков в один

Если владелец желает произвести объединение земельных участков, принадлежащих ему, в одну территорию, то ему не обойтись без помощи специалистов, чтобы выполнить все правила, указанные в нормативно-правовых актах, но и воплотить при этом все собственные идеи. Ведь в каждом случае могут появиться законодательные нюансы проведения такой процедуры.

Для произведения объединения земельных участков в любом варианте понадобится провести предварительное межевание, которое является, по сути, совокупностью работ, в которые, кроме прочего, входит вызов работников кадастровой службы на место для проведения геодезических замеров оборудованием с использованием спутников и фиксирования границ нового участка межевыми условными знаками.

По итогам проведенной процедуры составляется межевой документ (план), соответствующий нормативам, прописанным в законодательстве.

Кадастровая регистрация объединенного участка

После проведения кадастровых работ и составления межевого плана можно переходить к юридическому оформлению регистрации нового участка в ГКН. При этом должны быть соблюдены положения, перечисленные в Законе о кадастре (ФЗ № 221-ФЗ), а именно:

  • внесенные в кадастр сведения об новообразованной территории вначале являются временными;
  • все существующие ограничения (а также, обременения и сервитуты) первоначальных участков (если они не возникли вследствие подписания договоров) в отношении нового участка сохраняются в аналогичном объеме;
  • если новому участку не был по установленным правилам присвоен адрес, в ГКН указывается подробное описание его расположения.

Если говорить о получении землей адреса, то удобнее заниматься этим после того, как будут закончены геодезические работы, но еще до начала процесса постановки на кадастровый учет, поскольку это занимает у владельца новой территории меньше времени. Однако по законодательству не запрещено присваивать новому участку адрес после проведения его кадастровой регистрации.

Окончательно закрепленным с юридической стороны объединение участков становится, когда проходит государственная регистрация права собственности на новый участок, а органы учета, получив сведения о ее проведении, закрепляют за ранее раздельными участками состояние «архивных».

Процедура объединения земельных участков и документы для ее оформления

Для объединения земельных участков, каждый из них должен быть официально зарегистрирован в ГКН, а также в реестре собственности на объекты недвижимости. Регистрация должна быть подкреплена соответствующей документацией. Объединяемые участки должны иметь одинаковое целевое назначение и общие черты.

Перечень необходимых документов:

  • Документы о праве собственности (государственный акт о праве владения (пользования), договор аренды, свидетельство) и наличие кадастрового номера.
  • Документы, подтверждающие появление собственнических прав (договор купли-продажи, свидетельство о праве унаследования, договор о дарении, мене или пожизненном содержании, решение исполнительных властей или суда, а также местного совета, распоряжение администрации и т.д.).
  • Личные документы собственника (пользователя) участка: гражданам – копия паспорта (первая и вторая страница и прописка) и кода ИНН; юридическим лицам – свидетельство про регистрацию, копия Устава и свидетельства плательщика налога и справка из ЕГРПОУ.
  • Если участок застроен, то документы, подтверждающие, что у строений есть зарегистрированные собственники.
  • Для земель, не имеющих сельскохозяйственного назначения, – справка о подтверждении адреса.

Если участок расположен в черте садового участка, то потребуются документы от его руководителей (справка с номером участка, акт садового общества, свидетельство, подтверждающее регистрацию, копии Устава, удостоверения плательщика налогов, справка садового общества из ЕГРПОУ).

Порядок объединения участков будет проходить следующим образом:

  • написание у нотариуса заявления о согласии с объединением, подписание договора с землеустроителями;
  • изготовление документации, ее согласование;
  • получение выписки из ГКН и свидетельства о праве собственности.

Объединение смежных земельных участков с разным видом использования и участков, находящихся в муниципальной собственности

Объединение таких участков, даже если они смежные, в законодательстве запрещено. Сначала их нужно привести к одному виду использования, а это возможно только в тех случаях, если:

  • границы новообразованных территорий не будут пересекать существующих границ муниципалитетов или населенных пунктов;
  • объединенный участок не приведет к недопустимости разрешенного использования уже построенных объектов;
  • объединенный участок не нарушит требований государственного законодательства и не сделает существующие участки изломанными, а также подверженными вклиниванию, вкрапливанию или другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию территории или защите природы.

Участки, находящиеся в собственности муниципалитета, согласно Земельному кодексу РФ, подлежат только перераспределению, поэтому соединение для них недоступно.

Аннулирование объединения земельных участков

Согласно Федеральному закону о кадастре (№ 221-ФЗ), удаление из ГКН сведений об объединенном земельном участке возможно, поскольку при постановке нового участка на учет в кадастр, по законодательству, вносятся временные сведения, которые являются таковыми до того момента, как права на образованный объект будут зарегистрированы в официальном порядке или же по истечении пяти лет со дня постановки объекта на учет.

После этого снятие участка с учета возможно только тогда, когда он является преобразуемой недвижимостью и в соответствии законодательству, решение об его образовании может быть аннулировано.

Стоимость объединения участков

Точно назвать сумму, в которую может обойтись процедура соединения земельных участков, не сможет ни один специалист, если не будет владеть информацией о конкретно ваших участках и ситуации с документами и другими сведениями о том, что нужно будет сделать. Существует несколько критериев оценки стоимости кадастровых услуг, как, например:

  • сложность предстоящих работ;
  • площадь объектов;
  • доступность подъезда автомобильным транспортом;
  • дополнительные затраты на оказание сопутствующих услуг;
  • наличие или отсутствие каких-либо документов.

После того, как на место будет осуществлен выезд специалиста кадастровой службы, он сможет более детально оценить объем предстоящих работ и назвать вам точную (или ориентировочную) цену, которую потребуется заплатить за проведение подготовки ваших участков к кадастровой регистрации.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/obedinenie-zemelnyh-uchastkov.html

Проблемы из-за смежных земельных участков

Смежный участок земельный кодекс

В судебной практике нередко рассматриваются дела, где истец и ответчик являются владельцами двух смежных участков. Смежные земельные участки – это часть земной поверхности, определённая федеральными законами, граничащая с другой территорией.

Причины подачи заявления одного на другого могут быть абсолютно различны, но, изучая хроники судов, нельзя не заметить: такие разбирательства проходят в течение большого промежутка времени (иногда люди могут судиться даже несколько лет) и требуют немалых трат денежных средств.

Поэтому необходимо рассмотреть причины возникновения проблем и прочие нюансы Земельного кодекса Российской Федерации.

Что такое смежный участок

Несмотря на распространённость проблем, касающихся земельных наделов, в российском законодательстве нет чёткого определения понятия «смежный земельный участок». Но существует одиннадцатая статья ЗК о понятии как такового.

По ней земельным участком называется некоторая часть земной поверхности, закреплённая за каким-либо собственником в соответствии с законодательными актами, регулирующими эту сферу.

Далее слово «смежный» говорит о наличии общей границы.

В комментарии к одиннадцатой статье земельного кодекса РФ указано: то, каким именно является владение, определяет законодатель в каждом отдельном случае. Формулировка весьма размыта, что затрудняет процесс рассмотрения дел, связанных с двумя смежными участками.

Справедливо будет отметить, что в 221 федеральном законе данный термин упоминается, но только в плане установления границ смежного участка. В пункте 3.

1 если у владения появляется общая граница, необходимо внести изменения в кадастровые документы с подтверждением в органах кадастрового учёта.

Понятие изломанности

Понятие изломанности аналогично не закреплено ни в каких нормативно-правовых актах.

Но также этому явлению можно дать определение, по которому граница считается изломанной в случае, если точки поворота рубежа земельного владения имеют некоторое особенное расположение по естественным природным причинам (неровный ландшафт, неподходящая для строительства почва или другие условия).

По закону границы определяются по размежеванию, в связи с чем возникает понятие доступности установки межевых знаков. То есть если он по физическим причинам не может быть установлен, то граница проведена не будет. Вследствие этого и возникает изломанность.

Результатом изломанности границ земельного участка может стать:

  • проблемы с соседними участками, а именно определение и согласование границ владений;
  • сложные условия культивирования и прочей обработки земли, а также проведения строительных и монтажных работ;
  • ухудшение положения данного участка на рынке недвижимости (в случае продажи) вследствие низкой архитектурной привлекательности;
  • проблемы при делении участка и уточнении границ с соседним.

Безусловно, данные аргументы играют не в пользу изломанности, поэтому если разлом происходит не по естественным причинам, а искусственным, то эксперты советуют по возможности избегать этого.

Границы земельного участка, минимальные отступы от построек

Границы владения устанавливаются и регламентируются 39 статьёй федерального закона Российской Федерации «О кадастровой деятельности». В нем можно выделить несколько важных моментов:

  1. Границы определяются при участии владельцев смежных участков в том случае, если собственникам принадлежит земля на основании одного из четырёх основных прав (наследование, взятие в аренду, собственность и бессрочное пользование).
  2. Границы не могут быть установлены собственником, если участок входит в состав природного объекта или заповедника или содержатся в российском Едином реестре.
  3. Согласовывать границы участка разрешается только при участии заинтересованных лиц (владельцев соседних участков, глав поселений и пр.) или в отдельных случаях одного заинтересованного лица (в пример можно привести владельца смежного надела). Кадастровый инженер обязан разослать извещения заинтересованным лицам с необходимой информацией о будущих границах (не позднее чем за месяц до собрания).
  4. В свою очередь, при проведении собрания заинтересованные лица должны предъявить необходимые документы, указывающие на действительную принадлежность им определённой собственности.

Противопожарная безопасность и санитарные нормы обязывают устанавливать расстояние (отступы), на котором должны находиться границы от построек. Расстояние выбирается в зависимости от расположения:

  • заборов и прочих заградительных сооружений;
  • растущих рядом или на участке деревьев (их высоты и площади);
  • линий электропередач, трубопроводов (чаще газа) и прочих коммуникаций;
  • жилых домов и нежилых сооружений.

Итак, конкретно по цифрам. На основании «строительных норм и правил»:

Вид промежуткаРасстояние
От жилой постройки до соседнего участкаТри метра (при условии проезда специальной пожарной техники)
Две жилые постройки, принадлежащие разным владениямШесть метров
Нежилые постройки (баня, теплица, сарай)Один метр
Высокие деревьяЧетыре метра
Низкие деревьяДва метра

Стоит отметить, что такие данные предназначены для стандартных владений (шесть соток и более). Если площадь очень маленькая (восемь – двенадцать квадратных метров), то до границы расстояние от жилой постройки должно равняться одному метру.

Пересечение смежных земельных участков

По закону пересечение участков, то есть смещение одного в сторону другого, является кадастровой ошибкой. Чаще всего владения пересекаются по вине геодезистов, которые по каким-либо причинами не стали выезжать на местность для, например, уточнения особенностей ландшафта. Но, кроме этого, пересечение может произойти из-за:

  • незаконного расширения жилой площади владельцем (за такое нарушение может последовать даже уголовная ответственность);
  • продажа земли без согласия с органами кадастрового учёта (за такое деяние нарушитель подлежит административной ответственности);
  • технологическая ошибка, сбой электронных геодезических данных.

При любом варианте данная проблема требует серьёзного разбора, нередко даже в судебном порядке.

Бывает, что расширение границ происходит в сторону незаселенных территорий, что может в некоторых ситуациях принести пользу местному самоуправлению или хозяйству (уход за землёй, восстановление плодородных качеств и т. п.).

В таком случае, если польза будет доказана, жалоба, поступившая на собственника, аннулируется и судом не рассматривается.

Объединение смежных земельных участков

Объединение регламентируется той же одиннадцатой статьёй земельного кодекса, по которому:

  1. Объединяясь, два участка становятся одним, а два прекращают своё существование.
  2. Если у объединяемых владений был один собственник, то он и остаётся владельцем, а если два, то они вправе распоряжаться новой собственностью на основе общего пользования (регулируется гражданским кодексом Российской Федерации).
  3. Запрещено объединять участки, которые были предоставлены на основании бессрочного землепользования сразу нескольким лицам.
  4. Если одно владение было обременено залогом, а другое — нет, то их объединение всё равно допускается (залог распространяется на весь объединённый новый участок).

Возвращаясь к прошлому разделу, объединение не должно приводить к изломанности границ и вклиниванию. Процесс должен проходить исключительно в нормах Земельного кодекса и федерального закона «О кадастровой деятельности» с консультацией кадастрового инженера. Помимо того, что объединённые владения могут иметь только смежные, у них не должны быть нарушены границы.

Разъяснение сложных вопросов

  1. В данной теме непонятна роль органов государственной и муниципальной власти, на что распространяются их полномочия, имеют ли они право вмешиваться в территорию собственника? Важно написать, что смещение какого-либо участка может быть вообще сделано по требованию органов управления и кадастровых инженеров.

    Такие действия будут законны, если между владениями образуется чересполосица или разрывы. В случае если земля принадлежит государственному или муниципальному фонду, уполномоченные органы могут потребовать переместить владение с целью постройки инженерных коммуникаций.

  2. Являются ли смежными владения, имеющие лишь одну общую точку? Несмотря на то что в понятие границы входит некое расстояние (от точки до точки), одна точка всё равно является полноценной границей, и перед постройкой такого участка необходимо согласование со второй стороной.

  3. При каких условиях нельзя выкупить смежный участок? Земля не подлежит выкупу в том случае, если она обременена залогом или принадлежит владельцу в соответствии с правом бессрочного пользования (у данной площади есть ещё владельцы).

Подводя итог, становится ясно, насколько важно планировать все нюансы, которые могут возникнуть с сопредельным участком, и действовать в строгом соответствии с установленным законодательством.

Наиболее часто судебные процессы по этой теме связаны с пересечением одного участка другим, хотя в юрисдикцию Уголовного кодекса такое нарушение редко когда входит, но и с административным кодексом проблем лучше не иметь. Поэтому по любым вопросам важно обращаться к опытным юристам и кадастровым инженерам.

Проблемы из-за смежных земельных участков Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/problemy-smezhnyh-uchastkov.html

Смежные земельные участки: это что такое (определение), подлежат ли согласованию не размежеванные границы, судебная практика по пересекающимся наделам

Смежный участок земельный кодекс

В судебной практике нередко рассматриваются дела, где истец и ответчик являются владельцами двух смежных участков. Смежные земельные участки – это часть земной поверхности, определённая федеральными законами, граничащая с другой территорией.

Причины подачи заявления одного на другого могут быть абсолютно различны, но, изучая хроники судов, нельзя не заметить: такие разбирательства проходят в течение большого промежутка времени (иногда люди могут судиться даже несколько лет) и требуют немалых трат денежных средств.

Поэтому необходимо рассмотреть причины возникновения проблем и прочие нюансы Земельного кодекса Российской Федерации.

Что это такое?

В соответствии со статьями Земельного кодекса РФ под границей участка понимается линия, определяющая расположение конкретной площади (единицы), которая включает в себя все имеющиеся недра, а также непосредственно почвенный слой.

Таким образом, эта линия ограничивает право собственности определенного физ. или юр. лица, одновременно устанавливая его и на все постройки территории, а также природные объекты.

Установление межей осуществляется в соответствии с координатами местности, а также характерными точками, которые еще называют поворотными.

При определении межи земельных участков может широко использоваться такое понятие, как многоконтурность, то есть единое владение состоит из нескольких выделенных частей, которые могут даже не пересекаться.

При этом они представляют собой единое целое, имеющее промежуток между собой, спровоцированный прохождением других земельных участков, расположенными природными объектами.

Виды

При рассмотрении понятия кадастровых границ в таком случае фактически используется два понятия, которые несколько отличаются друг от друга – кадастровая граница и фактическая.

Кадастровые

Понятие кадастровой границы можно назвать официальным или документальным определением.

То есть это та линия, которая проходит между координатами точек, определенными кадастровым инженером при составлении межевого плана.

В свою очередь, кадастровая граница разделяется на два отдельных определения – декларированная и геодезическая.

При этом декларированные могут носить только примерный характер и за основу вынесения межей практически не берутся.

Геодезические же содержат точные координаты и геодезические точки.

Фактические

Под фактическими границами понимаются те линии, которые проводятся непосредственно на месте расположения участков.

Вынесение границ на местность производится в процессе составление межевого плана, когда кадастровый инженер выезжает на местность и после осуществления процедуры согласования устанавливает поворотные точки надела.

Впоследствии проведенная между ними линия образует контур замкнутого типа, который и будет выступать в роли фактической границы.

Требования, предъявляемые к межам

В процессе формирования межи и установления поворотных или характерных точек кадастровый инженер должен учитывать те требования, которым она должна соответствовать.

Так, потребуется соблюдать следующие правила:

  • Межа надела не должна пересекаться с любыми территориальными границами муниципальных поселений или населенных пунктов;
  • Контур участка (границы надела) по возможности должен быть простым. То есть идеальная форма представляет собой четырехугольник. Разумеется, в связи с природными характеристиками, конфигурациями соседних участков и прочими факторами не всегда удается достичь минимальной изломанности;
  • Контур участка не должен пересекать смежные наделы. В такой ситуации произойдет наложение одного участка на другой (частично или даже полностью);
  • Определение межей должно осуществляться таким образом, чтобы участок имел выход к проезжей части и все коммуникации, проходящие в данной местности, были бы ему доступны.

Что делать, если границы не установлены?

Отсутствие установленных межей у земельного участка накладывает массу ограничений на действия с ним. При необходимости ее определения собственник или другое заинтересованное лицо должно выполнять ряд действий в установленном порядке ЗК РФ и ФЗ, регулирующем кадастровую деятельность.

Источник: https://uk-mishino.ru/dokumenty/opisanie-zemelnyh-uchastkov.html

Как провести объединение земельных участков в соответствии с Земельным Кодексом

Смежный участок земельный кодекс

/ Земля

В Земельном Кодексе предусмотрен ряд действий с земельными наделами, находящимися во владении физических лиц или организаций в бессрочном пользовании, собственности или пожизненном наследуемом владении. По закону, земля может подвергаться как делению на несколько более мелких участков, так и слиянию в один, обладающий большей площадью.

Особенности процедуры объединения земельных участков Земельный Кодекс разъясняет в подпунктах 11 статьи действующего документа.

В них прописаны условия, соблюдение которых обязательно для успешного оформления вновь созданного объекта недвижимости, исключения, не позволяющие проводить объединение наделов, а также права, возникающие у владельцев первичных участков по отношению к новообразованному.

Объединение земельных участков

Слияние двух и более земельных наделов в единую территорию – наиболее распространенная практика, применяемая в земельном праве. Причинами соединения может послужить желание владельца увеличить размер участка для обеспечения собственных нужд (застройка, ведение ЛПХ), повышение его продажной стоимости, упрощение процесса учета недвижимого имущества и прочее.

Результатом объединения становится регистрация в Росреестре нового землевладения, имеющего свой межевой план с обозначенными границами, инвентарный (кадастровый) номер, адрес или координаты местоположения, а также относящийся к определенной категории и виду целевого использования. В то же время информация об участках, подвергнутых слиянию, удаляется из ЕГРН и фактически они перестают существовать как самостоятельные объекты недвижимости.

В отношении образовавшегося участка у владельца (владельцев) появляются права собственности, вытекающие из формы владения наделами до их объединения.

Если объединяемые территории принадлежат одному человеку – после слияния право распоряжаться землей переходит к их законному владельцу в единоличное пользование.

В случае объединения участков, находящихся в собственности у двух и более лиц, получившийся земельный надел поступает в их общее владение.

Разрешенным считается слияние любых участков, если данные действия не противоречат основным нормам закона.

Ограничения налагаются при соединении земель, предоставленных гражданам или организациям в бессрочное или пожизненное владение – в этих случаях присоединить один участок к другому можно лишь при условии их принадлежности одному человеку.

Допустимым считается слияние земельных наделов, если в отношении любого из них действует обременение – вследствие чего под залоговые обязательства попадает весь полученный участок.

Кто проводит объединение

Инициировать объединение земельных участков вправе как обычные граждане, так и коммерческие организации. Соответственно с формой владения наделом, процедура оформления слияния будет иметь различные нюансы:

  • Процедура объединения земельных участков в один у одного собственника наиболее проста в реализации и не предполагает дополнительных согласований. Собственнику, обладающему правом распоряжаться всеми участками, подлежащими объединению, достаточно написать заявление, получить в администрации одобрение на слияние земель и зарегистрировать в кадастровом органе новое землевладение.
  • Для соединения участков с несколькими владельцами потребуется письменное согласие всех участников процедуры на ее проведение. Его необходимо составить с указанием возникающих вследствие слияния прав собственности каждого владельца и заверить нотариально.
  • Юридические лица, в пользовании которых находится землевладение, могут увеличить его площадь за счет объединения с другим после выкупа присоединяемого надела из собственности муниципалитета.
  • Организации могут объединять участки не только после их приобретения в собственность, но и проводить процесс слияния арендованной земли (по согласованию с органами местной власти).

Существуют объективные факторы, на основании которых владельцу может быть отказано в объединении земельных участков. Как правило, это происходит в ситуациях, когда подобные действия приводят к нарушению законодательства.

Документы, необходимые для объединения

На первоначальном этапе собственник участков, планирующий их объединение должен провести подготовительные мероприятия.

К ним относят выяснение вопроса о возможности слияния (оценка параметров объединяемых земель на соответствие условиям, прописанным в статье 11 ЗК) и обращение к специалистам по межеванию для составления техплана будущего участка с обозначением его новых границ и акта их согласования.

После получения пакета межевой документации, владелец ставит получившийся земельный надел на временный кадастровый учет и может приступать к непосредственным действиям по объединению земли.

Для получения официального разрешения на слияние смежных земель понадобится представить в местные органы власти пакет документов, состоящий из:

  • заявления на соединение земель;
  • копии свидетельства о праве распоряжаться участками, подлежащими слиянию;
  • нотариально оформленного согласия от других владельцев (если земли принадлежат разным людям);
  • выписки из реестра с номерами участков до объединения;
  • межевых документов получившегося земельного надела.

Далее, когда муниципалитет подтвердит возможность слияния участков, собственник снимает их с кадастрового учета, регистрирует вновь образованную территориальную единицу и может приступать к ее занесению в Госреестр. В течение 30 дней с момента подачи документов о постановке на учет вновь созданного участка его владелец получит свидетельство, подтверждающее право владения землей.

Особые требования предъявляются, когда предполагается объединение земельных участков с разным разрешенным использованием.

На основании того, что категория или вид целевого использования объединяемых земель не совпадают — собственнику откажут в выдаче разрешения на их слияние.

Перед началом процедуры соединения подобные земельные наделы необходимо привести к общему формату, то есть какой-либо из участков перевести в иную категорию.

Для этого владельцу потребуется обратиться в муниципалитет и написать заявление о включении участка в другой вид землепользования. Если данная просьба не противоречит местным законодательным актам и Федеральному ЗК, то она будет удовлетворена, а информация об изменениях будет передана в Росреестр для внесения соответствующих поправок.

После приведения земли к общей категории по целевому использованию, последовательность дальнейших действий собственника не отличается от обычной процедуры соединения участков.

Постановление об объединении

По заявлению владельца местные органы власти назначают комиссию для изучения вопроса о возможности слияния указанных земельных объектов и согласуют принятое решение с архитектурным отделом муниципалитета.

Далее готовится проект постановления о соединении земель, который рассматривается на заседании горсовета и подписывается главой администрации.

Завершающим этапом успешного получения разрешения на объединение участков считается процедура присвоения новообразованному земельному наделу фактического адреса.

Постановление о соединении участков выдается их владельцу в приемной администрации при личном визите. При отказе в слиянии — уведомление о нем поступает собственнику в письменном виде в срок до 7 рабочих дней со дня вынесения постановления. Если принятое администрацией решение не устраивает владельца, он вправе обжаловать его в судебном порядке.

Право собственности на новообразованный земельный участок

Вследствие объединения двух и более смежных участков возникает единая территориальная единица, а существование составляющих ее наделов прекращается.

В отношении форм владения объединенным участком могут возникнуть следующие права:

  • если земли до соединения имели одного хозяина, то после их слияния полученный земельный надел также полностью переходит на правах собственности к владельцу первичных участков.
  • при соединении земель, принадлежащих разным владельцам, вновь образованный надел поступает в их распоряжение на правах совместной собственности.
  • если происходит слияние участков, прежде находившихся в общей собственности у разных лиц, то после объединения каждый из владельцев становится обладателем новообразованного надела на правах совместной собственности.

После завершения процедуры объединения понадобится заново зарегистрировать свое право на владение землей.

Повторная выдача свидетельства осуществляется по упрощенной схеме и требует представления следующих документов:

  • паспорта владельца;
  • акта об объединении земельных наделов;
  • правоустанавливающих документов на участок;
  • согласия от других собственников, если одним из участков владеет иное лицо.

Объединение земель – процедура достаточно распространенная и подкрепленная законодательными актами, в которых четко обозначены условия и последовательность действий собственников для ее осуществления.

Прежде всего успешность процедуры слияния земельных участков зависит от наличия всех необходимых документов и привлечения компетентного кадастрового специалиста.

Далее объединенный участок ставится на учет в качестве самостоятельного объекта, в результате чего прекращаются права собственности на предыдущие наделы. Все регистрационные процедуры проводятся либо через Росреестр, либо через территориальный Многофункциональный центр.

При четком следовании инструкции оформление документов не потребует большого количества времени, а затраты владельца будут носить в основном материальный характер (на оплату пошлины за регистрацию собственности и услуг специалистов по межеванию).

Источник: https://infonedvizhimost.com/zemlya/obedinenie-zemelnyh-uchastkov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.