Режим использования земли

Определение режима использования земельного участка

Режим использования земли

Кадастровая система учёта на сегодняшний день является гарантией осуществления права собственности в отношении земельных участков с разным режимом использования.

Но даже зная для в каких целях будет использоваться земля, осуществить постановку на кадастровый учёт участков под строительство довольно проблематично, особенно, если это касается наделов, расположенных под линейными объектами.

Определение режима использования земельного участка — правовое понятие, ставшее основным предметом обсуждения в этой публикации.

  • Сразу заметим, что правовые инструменты, которые являются мощными гарантами эффективного использования земли под строительство отсутствовали в законодательстве Российской Империи и не применялось в советском земельном кодексе. И только в конце XX столетия с началом проведения земельной реформы определение режима использования земельного участка стало полностью регулироваться законодательством.

Земельные участки под строительство быстровозводимых объектов — это современные реалии рынка.

Правоведы считают, что законодательство РФ, регулирующее обороты земель будет содействовать развитию этого рынка, но только после налаживания механизмов применения новых законов.

По их мнению, своевременное определение режима использования земельного участка позволяет упростить процедуру выбора земельного участка под строительство.

С одной стороны, это, конечно, так. Строительный рынок до сих пор усложнен наличием предложений о приобретении территорий с «неформальным» юридическим статусом.

Но с другой стороны, виной тому не собственники наделов, а неизбежно возникающие законодательные ограничения, которые не всегда позволяют использовать потенциал земельного участка полностью или по назначению.

Определение режима использования земельного участка позволяет определять, какие именно цели собственник может реализовывать по системе, установленной законом.

  • Статья 37 Градостроительного кодекса РФ содержит правила установления или изменения относительно разрешенного использования земли. Классификатор разрешенного использования земельных участков содержится в нормативно-правом документе, который называется Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Земельным кодексом РФ обеспечиваются правовые пределы использования земельных участков. На основании всех перечисленных документов мы самостоятельно попробуем разобраться в определении режима использования земельного участка.

Классификатором установлено, что земельный участок под сельскохозяйственное использование позволяет организовывать на нем выращивание, производство и первичную переработку сельскохозяйственной продукции, включая такие виды разрешенного использования земельных участков, как пашня, животноводство, пастбища и сенокосы, пчеловодство, огородничество, полевой участок личного подсобного хозяйства, рыбоводство и разведение водоплавающей птицы, садоводство и виноградарство, содержание питомников, обеспечение сельскохозяйственного производства.

Участок земли для жилой застройки включает использование малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство; строительство дачных домов и садовых домов), приусадебных участков личного подсобного хозяйства, блокированную жилую застройку, передвижное жилье, среднеэтажную жилую застройку, многоэтажную жилую застройку (высотное жилье), обслуживание жилой застройки.

Наряду с этими классификатор использования земельных участков включает такие виды разрешенного использования земельных участков как общественное использование объектов капитального строительства, предпринимательство, отдых (рекреация), производственная деятельность, транспорт, обеспечение обороны и безопасности, деятельность по особой охране и изучению природы, лесная, водные объекты, общее использование территории.

Разрешенное использование земельных участков является одним из важных принципов земельного законодательства Российской Федерации, наряду с делением земель на категории по целевому назначению. Правовой режим земли, отведенной под строительство определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и их разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

  • Какие же могут быть использованы земельные участки под строительство в рамках закона? В этом вопросе мы приблизились к самой сути определения режима использования земельного участка — определения правового режима земель.

Закон предусматривает такие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, как основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Любой вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий выбирается собственником или правообладателем самостоятельно, без дополнительных процедур получения разрешений и проведения согласования, что предусмотрено законодательством.

Определение режима использования земельного участка заключается в зонировании (разделении) территории на несколько зон, и в определении для каждой из этих зон особого режима: экологических или функциональных ограничений хозяйственной и иной деятельности, а также дифференцированных размеров арендных выплат. В каждой территориальной зоне устанавливаются свои виды разрешенного использования земельных участков под строительство капитальных объектов капитального строительства.

  • Зачастую, термины «зонирование территорий» и «градостроительное зонирование» рассматриваются в качестве синонимов. Но это неправильно. Градостроительное зонирование — это частный случай зонирования территорий. Помимо него существуют экологическое и функциональное зонирование.

Определение режима использования земельного участка необходимо и при изменении разрешенного использования земельного участка, которое осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования на другой принимаются в соответствии с федеральными законами для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Некоторые юристы считают, что делением земель на категории не обеспечивается конкретизация правового режима земельных участков, что уменьшает инвестиционную привлекательность проекта. С этой позиции стоит проанализировать предпочтения инвесторов в строительство земли, чтобы сделать выводы, что их привлекают:

  • Промышленные зоны — земли со всеми условиями (подведенным светом, водой и т.п.) и подъездами, находящимися либо в городе, либо на окраинах;
  • Земли сельскохозяйственного назначения вторичных рынков, где предлагают бывшие фермерские земли;
  • Участки поселений находятся в соотношении спроса — 80% и предложения — 30%.

Сегодня многие заказчики начинают строительство с приобретения земельного участка. Часто их выбор падает на сельхозземлю с бесчисленным множеством обременений.

Данный спрос на рынке не поддается оценке и формируется крупными ресурсными компаниями, дифференцирующими свои долгосрочные вложения и заинтересованными в покупке широкомасштабных земель.

Заказчика «попроще» интересуют менее сложные земли с целевым или нецелевым использованием.

Если у вас остались вопросы, относительного того, какие же могут быть виды пользования земельными участками, что такое нецелевое использование земли и как можно переводить участок из одного вида пользования в другой, звоните нашим консультантам по телефону 391 209-09-40. Будем рады помочь вам выявить существующие ограничения и разобраться в определении режима использования земельного участка.

Источник: https://stroy-trading.ru/about/news/218-Opredelenie-rezhima-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka

Основы правового режима земельных участков

Режим использования земли

Методы установления правового режима земель и территорий в конечном счете направлены на определение правового режима земельного участка, что позволяет точно устанавливать права и обязанности каждого из них субъекта земельных отношений.

Поэтому понятие «правовой режим земельного участка» имеет особое значение для практики, что в законе может быть понято в качестве субъекта земельных отношений.

В отличие от понятия «правовой земельный режим», это понятие носит частный характер, поскольку оно затрагивает поведение частных юридических лиц – граждан и юридических лиц, которые считаются обладателями земельных прав.

Однако, концепция правового режима земельных участков изначально возникла как производная от понятия «земельно-правовой режим», поскольку земельные участки постоянно расположены на определенных территориях, и, соответственно, правовой режим соответствующих земель также распространяется на них. Особенности развития и поддержания земельных отношений обуславливают самостоятельную юридическую значимость содержания понятия «правовой режим земельного участка».

Общий и обязательный порядок ввода земельного участка определяется правилом Земельного Кодекса Российской Федерации, которое устанавливает основную обязанность всех правообладателей земельных участков. Разрешено использовать земельные участки по назначению и принадлежностью к той либо другой категории земель и разрешенным внедрением (статья 42).

Таким образом, основными элементами и в то же время характеристиками земельной правовой системы в настоящее время являются категория земли, к которой принадлежит земля, и ее установленное разрешение на использование.

Замечание 1

Неотъемлемость этих характеристик земельного правового режима закреплена в пункте 3 ст. 11.2 ЗК РФ, в котором говорится, что при формировании новых земельных участков целевым и разрешенным использованием земли является цель и разрешенное использование земли, из которой формируются земельные участки.

Правовой статус земли

Кроме того, правовой статус земли также состоит из общих и специальных требований к земле и другим отраслям законодательства:

  • градостроительного;
  • экологического;
  • природоресурсного;
  • санитарно-эпидемиологического и др., по использованию и защите земли.

Эти общие требования перечислены в статье 42 ЗК Российской Федерации, в соответствии с которой, помимо вышесказанного, они включают:

  • использование местности таким образом, чтобы не нанести вреда окружающей среде, включая землю в качестве природного объекта;
  • охрана межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законом;
  • обеспечить соблюдение мер по защите земель, лесов, водных ресурсов и других природных ресурсов;
  • приступать к своевременному использованию земельных участков в тех случаях, когда условия освоения земельных участков предусмотрены контрактами;
  • своевременно вносить платежи на землю;
  • соблюдать требования градостроительных, строительных, природоохранных, санитарных, противопожарных и других норм при использовании земельных участков;
  • предотвращение загрязнения, беспорядка, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  • соблюдать другие требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральным законом.

Целевое назначение, разрешенное использование и требования законодательства по применению и охране территорий и земельных участков считается основными и обязательными элементами правового режима земельных участков, которые являются постоянными.

Замечание 2

Но правовой режим земли также определяется наличием специальных правовых режимов, установленных для общественных целей – районов с особыми условиями использования, общественным сервитутом и т.д.

, обеспечивающих дополнительные по отношению к общему правовому режиму, ограничения прав в виде запретов на определенные виды деятельности или дополнительных обязанностей для совершения любых действий; земельные сборы вводятся в частные интересы – частных сервитутов, аренды, гарантии залога и т.д.

Опиши задание

Требования земельного законодательства

В качестве определенного элемента правового режима земельных участков возможно назвать требования земельного законодательства для формирования новых земельных участков, содержащиеся в ст. 11.9 ЗК РФ, в том числе:

  • определение максимального и минимального размера земельного участка, который не должен нарушаться при совершении земельных сделок;
  • зависимость от формирования новых земельных участков в существующих границах муниципальных образований и (или) границ поселений;
  • возможность осуществления разрешенного использования объектов недвижимости, расположенных на других землях;
  • другие правовые требования, направленные на обеспечение рационального использования и охраны земли.

В итоге, к элементам правового режима земельных участков возможно отнести:

  • категорию земли;
  • разрешенное использование земли;
  • общие и особые требования к земле и другим отраслям законодательства об использовании и охране земель и земельных участков;
  • ограничения прав на землю в общественных интересах;
  • земельные участки в пользу частных лиц;
  • требования земельного законодательства для формирования новых земельных участков.

Замечание 3

Следует отметить, что основы государственной политики в области использования Земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы, принятые постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.

2012 N 297-р, дополнительно исключают по требованию земельного законодательства принцип деления земель по назначению на категории и перехода к определению правового режима земельных участков исключительно на основе видов разрешенного использования, установленных зонированием территорий в процессе планирования региона.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/osnovy-pravovogo-rezhima-uchastkov/

Понятие правового режима земель. Его единство и дифференциация

Режим использования земли

Земельные ресурсы – вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации – это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны.

Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом.

И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.

Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.   

Виды правового режима земель:

    1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);
    2. особенный (особый – присущий отдельным категориям земель);
    3. специальный (конкретный – присущий конкретным земельным участкам).

Элементы правового режима земель:

    • определение границ его распространения (наличие объекта – категории земель или земельного участия);
    • порядок государственного регулирования использования земель;
    • наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;
    • содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;
    • наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.

Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

    1. органы, осуществляющие это регулирование: государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции. 
    2. формы регулирования земельных отношений на конкретных землях: установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования; контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле; вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.                             

Круг субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима можно подразделить на следующие группы:

    • лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования;
    • лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

    1. объекта земельно-правового режима (так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению);
    2. от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима (например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий);
    3. от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий (так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно);
    4. от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент (так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования – ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений подразумевает наличие:

    • мер юридической ответственности за нарушения правового режима;
    • правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель;
    • правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Единство и дифференциация правового режима земель

Единство и дифференциация правового режима земель заключается в том, что общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима.

Общий правовой режим земель устанавливается для всех земель Российской Федерации, а особенный –  для определенных категорий земель и местностей. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.

Например, в местах проживания и деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен особый правовой режим использования земель; в целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться зоны с особыми условиями (режимом) использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и другие зоны).

На землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на

    • обычный;
    • пограничный (поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц).

Объектом особого правового режима являются (ст. 7 ЗК РФ):

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель.

Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-pravovogo-rezhima-zemel-ego-edinstvo-i-differentsiatsiya

Категории использования земель

Режим использования земли
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Право на землю » Категории земель

Статья посвящена категориям земель, определенным Земельным кодексом РФ. Рассматриваются правовой статус и виды разрешенного использования

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, принятого 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) все земли в России по своему целевому назначению делятся на 7 категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли для нужд:
    •  промышленности;
    •  транспорта;
    •  энергетики;
    •  связи и телевидения;
    •  обороны и космической деятельности;
    •  а также иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых объектов и территорий;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Пункт 2 указанной статьи ЗК РФ «Состав земель в РФ» закрепляет, что все земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральними законами.

Земли сельскохозяйственного назначения

В эту категорию входят земли, расположенные за пределами населенных пунктов и определенные для использования в нуждах сельского хозяйства.

В категории земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • собственно сельскохозяйственные угодья – сенокосы, пашни, плодовые сады, пастбища и др.;
  • земли, отведенные под внутрихозяйственные дороги и коммуникации;
  • земли, отведенные для создания зон древесно-кустарниковой растительности в целях защиты от воздействия негативных природных и техногенных факторов;
  • земли, окружающие замкнутые водоемы;
  • земли, занятые зданиями и сооружениями, используемыми в целях хранения и переработки сельхозпродукции.

Земли сельскохозяйственных угодий имеют приоритетный статус и подлежат особой охране.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для нужд промышленности или иных несельскохозяйственных нужд.

В этом случае предоставляются земли, непригодные для сельскохозяйственного производства, либо земли сельхозугодий максимально худшего качества в соответствии с их кадастровой стоимостью.

Земли населенных пунктов

В эту категорию входят земли, расположенные в черте населенных пунктов (городов, сел, поселков и т.д.) и предназначенные для застройки или размещения инфраструктуры этих населенных пунктов.

Целевое назначение земель этой категории определяется нахождением того или иного участка в той или иной территориальной зоне населенного пункта.

Согласно ЗК РФ в населенных пунктах выделяют следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые
  • рекреационные;
  • зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
  • специального назначения;
  • иные.

Для каждой из этих зон существуют собственные регламенты, определяющие правовой режим и целевое использование расположенных в этих зонах земельных участков.

 Для всех участков, которые расположены в пределах одной территориальной зоны, действует единый регламент целевого использования.

Этот регламент обязателен к выполнению всеми собственниками, арендаторами и пользователями земельных участков вне зависимости от формы собственности на эти участки.

В соответствии с ЗК РФ участки и расположенные на них объекты при несоответствии их параметров предельным значениям, прописанным в регламенте, или при несоответствии их профиля перечню разрешенных типов использования могут быть запрещены к использованию органами местного самоуправления.

Территориальные зоны, расположенные вне черты городов, но при  этом составляющие с этим городом единую природную, социальную и хозяйственную инфраструктуру и не находящиеся в составе земель других населенных пунктов, считаются пригородными. В составе пригородных земель различают;

  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны отдыха  населения;
  • зоны развития города.

Земли промышленного и специального наначения

В эту категорию входят земли, используемые для нужд различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций, а также иного специального назначения.

Важной особенностью этой категории земель становится то, что многие участки, имеющие данное целевое назначение, окружены охранными, санитарными  и иными зонами с особыми условиями использования.

Эти условия ограничивают права всех землепользователей вне зависимости от формы собственности.

Земли особо охраняемых объектов и территорий

В эту категорию входят земли, имеющие особое научное, природоохранное, историко-культурное, оздоровительное или иное назначение. Эти земли частично или целиком изъяты из хозяйственного оборота. К землям этого типа относят, например, земли заповедников.

Земли водного и лесного фондов, а также земли запаса

В эту категорию входят земли для ведения лесного хозяйства, земли, на которых расположены водные объекты и водоохранные зоны.

А также земли государственной или муниципальной собственности, которые в настоящий момент никак не использованы – это земли запаса.

Предоставление земель запаса физическим или юридическим лицам возможно только после перевода этих земель в другую категорию.

Вам нужна помощь юриста по земельным вопросам?

Запишитесь на консультацию к специалисту!

Вид разрешенного использования или целевое назначение

Каждая из представленных выше категорий земель имеет свой индивидуальный список видов разрешенного использования.

То, к какой именно категории будет отнесен тот или иной земельный участок, определяется:

– правительством РФ – для земель, находящихся в федеральной собственности;

– органами власти субъектов федерации – для земель, находящихся в собственности этих субъектов, а также земель, состоящих в частной или муниципальной собственности, в том числе и в отношении земель сельскохозяйственного назначения;

– органами местного самоуправления – для муниципальных земель и земель, находящихся в частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

Также вышеназванные властные структуры имеют право перевода земель из одной категории в другую в отношении всех земель, попадающих под их юрисдикцию.

Любой из видов целевого использования, разрешенный согласно классификатору для данной категории и подкатегории земель, может осуществляться без получения каких-либо дополнительных разрешений или процедур согласования.

В тех же случаях, когда целевое назначение конкретного участка земли не предусматривает осуществление планируемого вида деятельности (например, ИЖС), можно обратиться в соответствующие властные органы за получением разрешения на изменение целевого назначения.

В том случае, если в отношении данной территориальной зоны действуют регламенты, предусматривающие соответствующий вид деятельности,  такое разрешение получить существенно легче, чем инициировать процедуру перевода участка земли в другую целевую категорию.

Соотношение деления земель по категориям и разрешенным видам использования

Понятие «разрешенного использования земель» намного шире категорий – для каждой категории может быть предусмотрено несколько видов использования. Определение указанных видов соответствует принципам территориального зонирования территорий, каждый вид использования соотносится с определенной зоной. Общий перечень разрешенных видов пользования землей установлен системой классификаторов.

Основной целью установления вида разрешенного использования является конкретизация правового статуса участка земли для вовлечения его в хозяйственный оборот. Субъект, осуществляющий владение или пользование участком земли, обязан подчиняться ограничениям, которые возлагаются на него исходя из разрешенного вида пользования принадлежащей ему земли, а также условиям режима территориальной зоны.

Перевод земель из одной категории в другую

Статья 8 ЗК РФ «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» предусматривает как порядок перевода земель из одной категории в другую,  так и процедуру переоформления.

Категории земель (согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ) указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Пункт 3 данной статьи ЗК РФ закрепляет, что нарушение установленного Кодексом, Федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/kategorii-zemel.html

Что такое разрешенное использование земельного участка?

Режим использования земли

Одной из наиболее важных характеристик земельного участка является вид его разрешенного использования, который напрямую определяет, какие именно цели собственник может реализовывать с его помощью.

При этом данная характеристика является несколько ограничивающей, поскольку использовать участок не по назначению запрещается законом.

Стоит более подробно рассмотреть основные виды разрешенного использования и возможности относительно изменения собственником уже установленного целевого назначения.

Законодательство

Основные положения относительно разрешенного использования земли, а также правил его установления или изменения, содержатся в таком документе, как Градостроительный кодекс РФ. В частности, данному вопросу посвящена статья 37 данного нормативно-правового акта.

Также более подробно этот вопрос освещается в отдельном документе, который носит название приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В этом документе подробно приведены все возможные виды использования земельного участка, которые допускаются в действующем законодательстве. Они включают в себя следующие направления деятельности:

1. Сельскохозяйственное использование. Всего здесь предусмотрено 18 различных направлений (1.1–1.18), например:

  • садоводство;
  • животноводство;
  • содержание питомников;
  • ведение ЛПХ на полевых участках.

2. Жилая застройка. Под этим понимается возведение жилых зданий различных видов и обеспечения проживания в них людей. Включает в себя 7 разных направлений деятельности (2.1–2.7), в том числе:

3. Общественное использование объектов капстроительства. В этом случае допускается постройка на участке зданий с целью удовлетворения различных потребностей человека, например:

  • коммунальное обслуживание;
  • здравоохранение;
  • образование и т. п.

4. Предпринимательство. Данная цель предполагает, прежде всего, получение прибыли от построенного объекта. Это могут быть различные торговые и развлекательные центры, рынка, гостиницы, магазины, кафе и т. п.

5. Отдых. В этом случае земля может использоваться для целей, связанных с организацией спортивных мероприятий, пикников, рыбалки и другой подобной деятельности.

6. Производственная деятельность. Этот вид использования предполагает размещение на участке объектов с целью добычи или переработки недр, а также для промышленного изготовления различных вещей.

7. Транспорт. На земельном наделе могут располагаться разного рода пути сообщения, которые используются для перевозки людей или товаров.

8. Обеспечение обороны и безопасности. В этом случае земля может применяться для размещения на ней различных военных и оборонных объектов.

9. Проведение деятельности по охране природы. Сюда относятся охраняемые территории, направленные на сбережение отдельных растений, животных, птиц и т. п.

10. Использование лесов. Это направление включает деятельность по обработке древесины, ее вывозу, а также обеспечению охраны некоторых лесов.

11. Использование водных объектов. Сюда включаются территории с расположенными на них водными объектами различных типов: реками, морями, озерами, водохранилищами и т. п.

12. Земельные участки общего пользования. Данный вид предполагает размещение на земле объектов, доступных всем гражданам.

При этом текстовое и числовое наименования являются равнозначными.

Понятие и основные группы

Несмотря на то, что вид разрешенного использования земельного участка выступает одной из его наиболее значимых характеристик, ни в одном законодательном документе не содержится определения данного понятия. Поэтому можно использовать только примерную трактовку, сформированную на основании анализа имеющейся информации.

Итак, разрешенное использование — это одна из важнейших характеристик земельного участка, которая напрямую влияет на правовой режим его использования и устанавливается согласно зонированию территорий.

Под видом разрешенного использования (ВРИ), в свою очередь, понимается его допустимое функциональное назначение.

В соответствии со ст. 37 ГрК РФ, все они могут быть поделены на три группы:

Основные

Они могут осуществляться собственником земельного надела без необходимости получать какие-либо дополнительные разрешения или согласовывать этот вопрос с публичными органами. При этом перечень основных видов для конкретного объекта недвижимости устанавливается градостроительным регламентом, который действует в той территориальной зоне, в которой он располагается.

Условно разрешенные

Данные формы использования могут быть определены только после того, как будет пройдена специальная публичная процедура и, как следствие, получено отдельное разрешение. Законодательно это регулируется при помощи ст. 39 ГрК РФ.

В частности, для начала заинтересованное лицо (которое может быть как физическим, так и юридическим) направляет соответствующее заявление в комиссию, которая уполномочена рассматривать подобные обращения.

В дальнейшем этот вопрос обсуждается и рассматривается на публичных слушаниях, порядок проведения и организации которых устанавливается нормативно-правовыми актами муниципального органа. При этом расходы за эту процедуру несет заявитель.

В результате слушаний выносится решение о том, предоставлять ли заявителю возможность установления условного разрешения на использование земельного участка или отказать в этом. В последнем случае отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Вспомогательные

Они устанавливаются только в качестве дополнительных к двум из перечисленных выше групп. Как правило, их целью является предоставление возможности обслуживания основных направлений деятельности.

Например, для отдельной территориальной зоны могут быть установлены следующие виды использования:

  • основной — индивидуальное жилищное строительство;
  • условно разрешенный — объекты жилой недвижимости площадью до 100 м2;
  • вспомогательный — стоянка для легковых автомобилей.

Это означает, что на данном участке можно:

  • строить здание в рамках ИЖС без необходимости получать какие-либо разрешения;
  • строить нежилые объекты (например, магазин, салон красоты, кафе) только после получения на это отдельного разрешения и только в пределах установленной территории;
  • размещать на участке стоянку для автомобилей только после постройки одного из зданий (жилого или нежилого) с целью его обслуживания.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, выделяются следующие территориальные зоны, к которым могут быть отнесены земельные участки:

  • жилые;
  • производственные;
  • рекреационные;
  • общественно-деловые;
  • инженерные;
  • специального назначения;
  • военных объектов;
  • транспортных инфраструктур;
  • сельскохозяйственного использования;
  • иные зоны.

При этом стоит учесть, что границы этих зон должны быть установлены так, чтобы каждый земельный надел принадлежал только к одной из них. Соответственно, данная зона и будет определять вид основного разрешенного использования участка.

Установление и изменение ВРИ

В некоторых случаях собственнику может потребоваться установление вида использования участка или изменение уже установленного.

Например, это может понадобиться в следующих целях:

  • строительство на нем объекта с другим функциональным назначением, чем это допускается в соответствии с уже установленными правилами;
  • изменение назначения уже существующего объекта;
  • уточнение вида из-за его первоначального неправильного установления или приведения в соответствие с Классицикатором.

Алгоритм действий при этом зависит от того, действуют ли в отношении участка установленные градостроительные регламенты.

В этом случае, как уже отмечалось, происходят следующие действия:

  1. Основной вид использования определяется самостоятельно правообладателем из того перечня, который закреплен в Правилах землепользования и застройки. При этом собственник должен составить заявление с указанным в нем ВРИ и подать его в уполномоченный орган.
  2. Условно разрешенный — в соответствии со ст. 39 ГрК РФ. Собственник подает заявление, которое рассматривается на публичных слушаниях, где и принимается окончательное решение. В случае положительного исхода дела решение закрепляется специальным документом.
  3. Вспомогательный — только в качестве дополнительного по отношению в двум уже перечисленным. Осуществляться он должен также только параллельного основному или условно разрешенному виду.

В ситуации, когда градостроительные регламенты отсутствуют, установление и изменение ВРИ происходит в соответствии с федеральными законами. Заниматься этим вопросом могут, в зависимости от ситуации, органы исполнительной власти (как федерального, так и регионального уровня) или же местного самоуправления.

Возможны ситуации, когда изменение вида использования вообще не допускается законом. Например, это относится к участкам, полученных в результате торгов, а также к некоторым объектам, которые охраняются законом.

Таким образом, можно отметить, что вид разрешенного использования участка представляет собой одну из его важнейших характеристик, которую необходимо обязательно учитывать при осуществлении на нем деятельности. В случае нарушения законодательных требований и использования земельного надела не по назначению правообладателя может ожидать определенная ответственность.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/razreshennoje-ispolzovanije.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.