Резервирование для муниципальных нужд

Резервирование земли и ее изъятие для государственных или муниципальных нужд

Резервирование для муниципальных нужд

“Арсенал предпринимателя”, 2011, N 8

Право пользования организацией или частным физическим лицом земельным участком, равно как и недвижимым и иным имуществом, которое на нем располагается, однажды может быть ограничено и прекращено в интересах государства или муниципалитетов. Попасть под изъятие могут как земли, находящиеся в собственности лиц, так и используемые ими на иных правовых основаниях.

Общий порядок изъятия земли для государственных или муниципальных нужд предусматривается нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

Конечно же, когда дело касается принудительного прекращения прав юридических и физических лиц на имущество, не связанное с применением каких-либо санкций, например, за совершение преступления, как это происходит в случае конфискации, необходимо обеспечивать баланс интересов тех, у кого имущество изымается, и тех, в чью пользу оно изымается.

Именно поэтому возможность изъятия земли может быть реализована только в исключительных случаях, предусмотренных законом, и сопровождается обязательной компенсацией ее текущему владельцу.

С другой стороны, чтобы исключить возможность злоупотребления земельными правами с целью получения выгоды от планируемого изъятия земли для государственных или муниципальных нужд за счет предоставляемой компенсации, государством применяется юридический механизм предварительного резервирования земельных участков. Это позволяет избежать лишних расходов, связанных с выкупом земли, а также заранее информировать заинтересованных лиц о своих планах в отношении данной земли.

Примеров государственных или муниципальных инициатив, для реализации которых у собственников или иных владельцев изымается земля, множество. Так, для целей строительства олимпийских объектов в г.

Сочи был даже принят специальный порядок резервирования и изъятия земельных участков .

Но в общих случаях такие решения принимаются с целью строительства автомобильных, железных дорог, строительства инженерной инфраструктуры или иных объектов государственного или муниципального значения.

См. Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ “Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Итак, рассмотрим действующий порядок, а также правовые основания для резервирования и выкупа земельных участков для государственных нужд.

Основания резервирования и изъятия земельных участков

Земельный кодекс (п. 1 ст. 49, ст. 70.1) устанавливает перечень оснований для резервирования земель и изъятия земельных участков. К ним в том числе относятся:

  1. выполнение международных обязательств Российской Федерации;
  2. размещение следующих объектов государственного или муниципального значения:
  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны и безопасности;
  • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В том случае если земля не предоставлена юридическим и физическим лицам, то резервирование земли также допускается в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. При этом следует помнить, что резервирование и изъятие для государственных или муниципальных нужд производятся в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Судебная практика. Постановлением ФАС Московского округа от 30.06.

2004 N КА-А40/4871-04 по делу N А40-40207/03-96-420 суд установил, что при рассмотрении дела о признании недействительными ненормативных актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка, принадлежащего заявителю, нижестоящим судом не исследованы вопросы о том, возможно ли размещение объектов городского и муниципального значения на другом земельном участке, в результате чего дело было отправлено на новое рассмотрение.

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/68725-rezervirovanie-zemli-izyatie-dlya-gosudarstvennyx-municipalnyx-nuzhd

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование для муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд не стоит путать с конфискацией земельных участков в пользу федеральных или муниципальных властей, а также с прочими разновидностями ограничений в отношении земли.

Резервные фонды позволяют использовать частные земли в целях, имеющих первостепенное значение для страны и народа.

Такая процедура избавляет от судебных споров в отношении эксплуатации участков, принадлежащих третьим лицам.

Основные понятия

Площади населенных пунктов увеличиваются с каждым годом, как и численность проживающего в них населения. Для возведения новых объектов, необходимых для комфортного проживания граждан, требуется все больше земли.

Резервирование предполагает введение определенных лимитов на пользование землей для собственников на основании последующей эксплуатации земли в интересах страны. Территорию можно зарезервировать только после соответствующей регистрации надела в органах Росреестра, собственником при этом будет выступать государство.

Такие ограничения могут распространяться на владения частных лиц. При этом может возникнуть противоречие Конституции РФ, где указано, что частная собственность неприкосновенна. Однако подобное положение закона не учитывается, если проведение процедуры необходимо для экономической безопасности и защиты границ государства.

Зарезервированные земельные участки изымаются у владельцев на возмездной основе.

Собственник получает уведомление о планируемых работах на территории его участка, после чего землю оценивают. По результатам экспертизы земля становится предварительно зарезервированной.

Подобный статус с участка снимается в следующих случаях:

  1. необходимость резервирования исчезла ввиду изменения стратегических планов;
  2. начинается процедура выкупа надела.

Решение о включении земли в резерв выносится уполномоченными инстанциями, в зависимости от уровня объекта, который будет размещен на земле. Это могут быть исполнительные органы федерального уровня или власти субъектов РФ, муниципалитеты.

Цели организации резервного фонда

Для запуска процесса перехода земель в резерв требуются следующие основания:

  • нет возможности возвести конструкции государственного или муниципального назначения на других территориях;
  • необходимо разместить на указанном участке объекты, гарантирующие безопасность государства;
  • земля подходит для постройки объектов космического направления;
  • на участке требуется провести пути сообщения, транспортные объекты;
  • изъять землю нужно для проведения или реконструкции систем электро-, газо- и водоснабжения;
  • в пределах надела будут построены дороги муниципального, регионального или федерального уровня;
  • земля подходит для сооружения на ней объектов, важных для защиты границ РФ.

Резервирование потребуется при возведении водохранилищ, природоохранных зон и инфраструктуры особой экономической зоны. Подробную информацию о причинах резервирования можно найти в ст. 49 Земельного кодекса РФ.

Процесс бронирования земли

Порядок перехода участков в резерв для последующей реализации потребностей муниципалитетов контролируется постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г. Исходя из требований этого документа, переводить земли в резервный фонд или нет, решает орган исполнительной власти городского, регионального или федерального масштаба по месту нахождения земельного объекта.

Окончательное решение выносится на основании информации из государственного кадастра недвижимых объектов. Соответственно, резервированию не подлежат объекты, не поставленные на кадастровый учет, у которых нет индивидуального номера и кадастрового паспорта.

Для внесения участка в резервный список необходимо иметь подобную документацию:

  • документ о существующих границах расположения строений на указанной территории;
  • планирование и схема размещения построек, необходимых для деятельности природоохранных сооружений, объектов безопасности и обороны;
  • подтверждение оснований для внесения земли в резерв по требованиям определенных государственных программ.

После тщательного изучения представленных бумаг факт бронирования земельного участка оформляют в виде отдельного документа. В нем указывают:

  • цели бронирования земли;
  • перечень документации, необходимой для перевода надела земли в резервный фонд;
  • временные рамки проведения процедуры;
  • кадастровые номера всех земельных участков, находящихся в границах бронируемой территории.

Корректировка прав владельца в отношении его земельного надела и дальнейшая постановка земли на государственный учет оформляется в Росреестре после отправки всех необходимых бумаг.

Решение приобретает законную силу после публикации сведений в региональных СМИ. Если резервирование проводится на муниципальном уровне, то публикация будет расположена в СМИ по месту нахождению земли.

Какие временные рамки существуют

Сроки, в которые производится постановка участка на учет, определены в п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ:

  • на 3 года можно зарезервировать территории для реализации целей муниципальных и государственных властей;
  • наделы, принадлежащие местным и федеральным властям, а также площади, отводимые для возведения объектов экономической зоны, бронируют на срок до 2 лет;
  • в течение 20 лет будут находиться в резервном фонде земли, принадлежащие органам местного и федерального уровня, для возведения и преобразования автомагистралей, морского, воздушного и прочих видов транспорта, метрополитена.

Если постановление о переходе участка в резерв для выполнения нужд населенного пункта или государства было оформлено до 01.04.2015 г., то срок бронирования составляет не больше 7 лет.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Какие права есть у собственников земли

Права владельцев зафиксированы в ст. 40 ЗК РФ. В ст. 56.1 ЗК РФ сказано, что права владельцев могут быть ограничены по причине перехода надела в резерв для осуществления задач муниципалитетов или государства.

В соответствующем документе перечисляются возможности собственника. При этом вводятся некоторые ограничения на:

  • возведение новых конструкций на территории надела;
  • реконструкцию имеющихся строений;
  • оформление участка земли в частную собственность.

Это необходимо для предотвращения повышения выкупной стоимости недвижимых объектов при их изъятии. Подобные ограничения необходимо зарегистрировать в Росреестре. После этого в выписке из ЕГРН появится информация о реквизитах решения о нахождении земли в резерве.

Если владелец участка возведет новые строения самостоятельно или будет реконструировать имеющиеся постройки в период, когда земля находится в резервном фонде, то при изъятии участка владельцу будет компенсирована стоимость объектов, построенных и зарегистрированных до резервирования.

Участки земли могут изъять принудительно или по добровольному согласию.

В последнем случае заключается соглашение между физическим лицом и представителем муниципалитета о выкупе земли. При установлении суммы выкупа будет учитываться:

  • стоимость всех объектов, имеющихся на территории земельного участка;
  • рыночная цена надела;
  • величина убытков, которые понес владелец в связи с незапланированным переездом.

Местная власть должна выслать письменное уведомление собственнику о том, что его земля включена в резервный фонд, в течение 1 недели после вынесения решения. На изучение всей информации собственнику будет выделено 3 месяца.

Переход земли под контроль местной администрации или государства до истечения установленного срока может проводиться исключительно с согласия владельца.

Отмена бронирования земли

Процесс бронирования считается завершенным, а ограничения на использование земли отменяют в следующих случаях:

  • на основании постановления суда;
  • если сроки, оговоренные в соответствующем решении, истекли;
  • при изъятии земельного надела посредством выкупа;
  • если решение о поступлении земли в распоряжение резервного фонда было отменено тем же исполнительным органом, которым ранее было вынесено.

Организация, принявшая решение забронировать определенный земельный надел, должна передать соответствующее заявление о снятии наложенных ограничений в Росреестр в течение 30 дней с даты выхода земли из резерва.

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.