Региональные программы это

Тема 6: Региональные программы

Региональные программы это

1. Сущность региональных программ, задачи их разработки.

Под программой понимается специальная разработка перечня заданий (действий), ориентированных по полное или частичное решение конкретной задачи социально-экономического характера.

Региональная программа служит инструментов регулирования и управления региональной стратегией, экономического, социального и научно-технического развития, а также способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных первоочередных проблем. Региональная программа формируется и реализуется на уровне республик, краев, областей, АО и городов федерального назначения.

Недостатки разработки и реализации программ:

1) Выборочное осуществление мероприятий программ, изменяющих из первоначальный замысел,

2) Недостаточный контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на программы,

3) Слабая координация между федеральными целевыми программами, параллельно осуществляемыми на конкретной территории,

4) Разработка региональной программы в условиях острого дефицита информации и невозможности учёта всех необходимых факторов,

5) Отсутствие организационно-управленческих и нормативных органов региональных программ.

Задачи региональных программ:

1) Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики,

2) Развитие производств и сфер в соответствии с гос. структурной политикой,

3) Охрана окр. среды,

4) Формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хоз. субъектов,

5) Преодоление последствий стихийных бедствий,

6) Духовное возрождение регионов,

7) Максимально полное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона.

Принципы реализации и разработки региональных целевых программ:

1) Комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе её выполнения,

2) Целевая направленность и системность мероприятий программ,

3) Ресурсная обеспеченность программы,

4) Адресное создание программы,

5) Обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых механизмов)

2. Процесс разработки и реализации региональных целевых программ.

Процесс разработки программ представляет собой совокупность взаимосвязанных операций аналитич., проектно-рассчётного, технического и экономического характера, который строится в соответствии со структурой и содержанием программ.

Процедура разработки региональных целевых программ проходит следующими этапами:

1. принятие решения о разработки программы, которая принимается на основе анализа основных территориальных проблем, требующих решения с помощью программно-целевого метода,

2. определение органа программно-целевого управление, который будет отвечать за формирование и исполнение программы. Определяется заказчик и исполнитель программы. Взаимоотношение между ними регулируется на основе контрактов на разработку программ,

3. определение разработчика проекта программы и соисполнителя, осуществляется на конкурентной основе по согласованию с заказчиком программ;

Как правило, разработчиками целевых программ является специально созданная комиссия или рабочая группа.

Разработчик программы осуществляет организационное и научно-методическое руководство в деятельности всех соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных программ;

– Формирует проект программы в сводном виде и представляет его заказчику. Взаимоотношение разработчика и соисполнителей программы регламентируется контрактом. Соисполнители подбираются с учётом их полномочий и опыта аналогичных работ.

4. разработка ТЗ на проектирование программы. Организация заказчика подготавливает и предоставляет разработчику исходное задание на разработку региональной целевой программы, которое должно содержать;

· формулировка основных целей, подцелей и задач программы с количественными определёнными показателями,

· состав программы в рамках территории,

· перечень предприятий, участвующих в реализации программы,

· примерная потребность к мат. ресурсу, топливно-энергетическим, земельным, трудовым,

· объем предполагаемых затрат на реализацию программы с указанием источников и порядка финансирования,

· указания по организации, разработке и рассмотрению программы.

Главный разработчик руководствует исходным заданием, подготавливает:

· схему программы, организационный план и её составление,

· необходимые методические материалы для соисполнителей,

· координационный план в котором для всех соисполнителей определяют содержание работ по проектированию, порядок и сроки их завершения, объемы и источники их финансирования. Все эти документы разработчик должен согласовать с заказчиком программы.

5. проектирование программы осуществляется на стадии планово-бюджетных расчётов и начинается с анализа проблемы и прогноза социально-экономических последствий.

3. Структура региональных целевых программ (типовая).

Региональная программа включает следующие составные части:

1) Титульный лист (Название программы, дата принятия, место и конкурентная организация),

2) Паспорт программы (Сроки её реализации, источники финансирования, заказчик),

3) Раздел №1 – проблемы и обоснование необходимости программы, средства решения проблемы,

Раздел №2 – Цели, задачи, сроки реализации программы и этапы,

Раздел №3 – Система программных мероприятий,

Раздел №4 – Ресурсное обеспечение программы,

Раздел №5 – Механизм реализации программы,

Раздел №6 – Социально-экономическая эффективность программы,

Раздел №7 – Организация управления программой и контроль за реализацией.

4. Классификация целевых комплексных программ.

1) Период действия. Три вида:

· краткосрочные (менее 1 года),

· среднесрочные (от 1 до 5 лет),

· долгосрочные (свыше 5 лет).

2) Источник финансирования:

· централизованно-финансируемые,

· финансирование из регион. бюджета,

· местное финансирование.

3) Эффективность финансирования:

· самоокупаемость,

· датируемая.

4) Территориальная принадлежность:

· внутрирегиональные программы,

· межрегиональные.

5) Масштабность программной проблемы:

· комплексные,

· моноцелевые.

6) Функциональная ориентация:

· производственно-технические программы,

· научно-технические (иннов.),

· инвестиционные,

· социально-экономические,

· внешнеэкономические,

· экологические,

· организационно-хозяйственные.

Просмотров 1502 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-30896.html

Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития

Региональные программы это

Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства.

Путем осуществления целенаправленной  и последовательной региональной политики государство стремиться повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов  по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т.д.

Главным инструментом влияния на  социально-экономическое развитие  регионов является разработка и внедрение государственных целевых программ, которые охватывают практически все сферы социально-экономической деятельности государства – здравоохранение, жилье, транспорт, экологию, оборону и безопасность, науку, культуру и т.д. Они направлены на поддержку стратегически значимых для страны и региона приоритетных направлений и вопросы их реализации затрагивают практически все регионы, все отрасли экономики, касаются каждого жителя страны.

Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются средством управления и регулирования стратегиями социального, научно –технического и  экономического развития, способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Преимущество целевых программ в том, что они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Программы позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции.

Программно-целевое управление в широком смысле рассматривается как воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа.

Средства достижения целей управления  определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла).

В узком смысле сущность программно-целевого управления сводится ими только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа.

Разработка региональных программ — это  целенаправленный и последовательный  процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях.

Региональные программы обладают строгой  целевой направленностью и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с  общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны.

Основные задачи региональных программ:

-формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

-выравнивание межрегиональных различий по социально-экономическим показателям;

– эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

-сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

-охрана окружающей среды;

-преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

-сохранение культурно- исторического наследия региона, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно – политической и правовой обстановки

-формирование информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов.

Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Для стабильного развития региона необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование социально-экономического развития.

Специфика региональных программ заключается в следующем:

– отбор региональных проблем производится территориальными органами власти;

– управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона;

– программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона (край, область, города федерального значения);

– финансирование программ осуществляется в основном за счет средств соответствующего региона, а также за счет средств государства, инвестиций и т.д.;

– региональные программы увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны;

– региональные программы обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов.

Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются:

– комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;

– целевая направленность и системность мероприятий программы;

– вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;

– ресурсная обеспеченность программы;

–  адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.);

–  обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).

Таким образом, основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ его участия в национальном и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона [1].

Оценить результативность комплекса мероприятий региональной целевой программы довольно сложно.

Если учесть существующие критерии народнохозяйственной и социальной эффективности государственного регулирования экономики в целом: обеспеченность общественными благами национальных потребностей, вклад государственной собственности в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности, вклад государственного сектора в обеспечение национальной безопасности, то косвенным показателем оценки регулирующего действия государства относительно сектора является доля государственных расходов на услуги в валовом внутреннем продукте. Тем не менее, оценка результатов реализации комплекса мероприятий целевой программы развития сферы услуг на уровне регионального развития может быть проведена на основе анализа динамики таких показателей, как:

1) динамика численности предприятий сферы услуг;

2) динамика масштабов предприятий сферы услуг;

3) доля налоговых отчислений предприятий сферы услуг в доходах региональных и муниципальных бюджетов;

4) обновление материально-технической базы предприятий сферы услуг;

5) количество предоставляемых услуг в натуральном и стоимостном выражении;

6) уровень соответствия законодательств в сфере услуг и хозяйственной практики;

7) динамика уровня благосостояния пайщиков предприятий сферы услуг и населения обслуживаемых территорий;

8) объемы бюджетного и частного финансирования деятельности сервисного сектора экономики;

9) степень диверсификации сервисной экономики;

10) уровень информационной обеспеченности функционирования сервисного сектора экономики и т.д.

Таким образом, меры государственного регулирования сферы услуг позволят обеспечить устойчивое ее развитие как на уровне региона, так и в целом по стране .

Источник: https://e-koncept.ru/2016/46121.htm

Региональная программа и региональный оператор капремонта – что это?

Региональные программы это

С 2015 года владельцы квартир стали ответственными за проведение капитального ремонта в своем многоквартирном доме (МКД). Для этого каждого собственника помещений в МКД (за исключением некоторых категорий) обязали ежемесячно вносить взнос на капитальный ремонт общего имущества.

Капитальный ремонт проводится на основании региональной программы путем формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

В данной статье поговорим подробнее о таких понятиях, как «региональная программа капитального ремонта» и «региональный оператор капремонта».

1. Что такое «региональная программа капитального ремонта»?

2. Региональный оператор: понятие, права и обязанности.

3. Порядок заключения соглашения с региональным оператором.

1. Что такое «региональная программа капитального ремонта»?

Региональная программа капитального ремонта – это перечень мероприятий, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации 
в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Иными словами региональная программа капитального ремонта формируется, чтобы определить сроки, объемы и виды необходимых работ по капитальному ремонту для всех МКД в конкретном субъекте РФ.

В данной Программе также учитывается предоставление государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории региона  за счет средств областного и муниципального бюджетов регионов.

Обязанность по разработке и утверждению региональной программы капитального ремонта в каждом субъекте Российской Федерации, возникла на основании поправок, внесенных в Жилищный Кодекс Российской Федерации Федеральным Законом № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года.

Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ.

Она включает в себя:

  • перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

В региональную программу капитального ремонта также могут не включаться МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 %.  А также МКД, в которых совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД;
  • плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в МКД по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
  • иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
  • критерии, согласно которым устанавливается в Программе очередность проведения капитального ремонта;
  • перечень работ и услуг по капитальному ремонту исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 3.1 ст.168 ЖК РФ).

Актуализируется региональная программа капитального ремонта не реже одного раза в год (ч.5 ст.168 ЖК РФ).

Познакомиться с региональной программой можно на официальном сайте уполномоченного органа региональной власти – чаще всего, это областное министерство строительства и ЖКХ.

2. Региональный оператор: понятие, права и обязанности

Для того чтобы региональная программа капитального ремонта своевременно и качественно финансировалась и исполнялась, нужна ответственная уполномоченная структура. Такой структурой является региональный оператор, который создается в каждом субъекте РФв целях формирования и ведения специализированного фонда для осуществления капитального ремонта жилых домов.

Выражаясь языком закона, региональный оператор – это юридическое лицо, зарегистрированное субъектом РФ в правовой форме фонда (ст. 178 ЖК). По общему правилу, правительством субъекта РФ утверждается пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность фонда, включая устав и положение.

Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется также за счет средств субъекта РФ.

Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный оператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.

Функции по осуществлению капитального ремонта региональный оператор осуществляет за счёт своего имущества. Это имущество образуется за счёт:

  • взносов учредителя;
  • платежей собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на специальном счете или счете регионального оператора (ч.1 ст.179 ЖК).

Таким образом, региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, либо на своём счёте, либо на специальном счёте МКД, открытом на имя регионального оператора.

Для собственников помещений в МКД это означает, что они уже не являются владельцами денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право требовать выполнения капитального ремонта коллективного имущества дома в объёме и сроках, определенных региональной программой капитального ремонта домов.

В случае если стоимость ремонтных работ превысила размеры фонда капитального строительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.

Региональный оператор обязан:

  • в установленный законом срок предоставлять в адрес собственников квартир необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
  • подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие норме закона;
  • привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
  • контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
  • принимать работы, подписывать акты и другие документы;
  • учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
  • на основании письменного заявления собственников жилья, предоставлять документы об операциях по спецсчету.

Кроме финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД (при необходимости с привлечением средств, полученных из иных источников), к функциям регионального оператора, как правило, относятся:

  • взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества.

3. Порядок заключения соглашения с региональным оператором

А теперь о том, что на практике работают все перечисленные нормы для собственников помещений в МКД.

Итак, субъект РФ предпринял все шаги, сформировал и утвердил все предусмотренные законом документы, о которых мы писали выше.

После этого в течение 6 месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) собственники помещений МКД, включенного в программу (изначально или после актуализации) должны на общем собрании выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта своего дома – специальный счёт или счёт регионального оператора.

При этом владельцем специального счёта могут быть:

  • товарищество собственников жилья;
  • жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
  • управляющая организация;
  • региональный оператор (в случае, когда собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета).

Для принятия решения о выборе в пользу специального счета необходимо 50 % + 1 голос всех собственников помещений в МКД.

Контроль за этим процессом осуществляет территориальный орган государственного жилищного надзора (госжилинспекция). Он информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о тех МКД, в которых не выбран способ формирования фондов капитального ремонта.

Если собственники в установленный срок не выбрали способ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

То же самое делается, если выбранный жильцами способ не был реализован.

Заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта осуществляется в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Одной стороной договора являются собственники помещений в МКД. Второй стороной договора – выбранная организация.

Если речь идет не о региональном операторе, то здесь в роли фонда может выступить любая коммерческая организация, к примеру, банк.

Практическая реализация выбранной организацией предусмотренного в ГК порядка заключения такого договора может быть осуществлена разными способами.

Например, проект договора может быть направлен для подписания каждому собственнику; его текст может быть размещен на платежном документе с указанием данного обстоятельства и порядка его подписания договора; договора может быть подписан от имени собственников одним лицом или несколькими лицами на основании доверенностей собственников и пр.

Также в соглашении могут быть прописаны дополнительные функциональные обязанности регионального оператора.

Не менее, чем за 6 месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в МКД, собственникам помещений предоставляются предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта (п.3, Статьи 189. ЖК РФ).

Собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения указанных предложений, обязаны рассмотреть их и принять на общем собрании решение.

В случае, если фонд капитального ремонта формировался на счете регионального оператора, собственники на общем собрании должны определить и утвердить следующее:

  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (часть 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ).

В данном материале мы рассказали Вам подробно, что такое региональная программа и региональный оператор капитального ремонта. Мы желаем Вам, чтобы в Вашем доме все ремонтные работы проводились своевременно и качественно!

А мы рады сообщить Вам, что теперь Владей Легко всегда с Вами, прямо в Вашем мобильном! Подписывайтесь на наш Telegram-канал!

Остались вопросы – мы ответим!Задать вопрос.

Оригиналстатьи на нашем сайте.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vladeilegko/regionalnaia-programma-i-regionalnyi-operator-kapremonta--chto-eto-5e5648dc3f11f2643b3373dc

Региональные целевые программы России и их реализация

Региональные программы это

В качестве важнейших прямых регуляторов экономических процессов, происходящих на территории страны, выступают федеральные и региональные целевые программы.

Они представляют собой согласованный, увязанный по срокам, ресурсам и исполнителям, комплекс проектных, научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных и прочих мероприятий, осуществляемых при поддержке государства.

Федеральные и региональные целевые программы

На протяжении многих десятилетий с 20-х годов прошлого столетия в СССР было распространено составление хозяйственных планов. Вместе с ними разрабатывались и комплексные, в том числе региональные целевые программы.

В настоящее время они обеспечивают решение задач в научно-технической, экономической, социально-культурной, экологической сферах. Федеральные целевые программы регионального развития направлены на осуществление политики в сфере общественного хозяйства при поддержке государства.

Сегодня они достаточно распространены, и их количество постоянно растет. Целевые программы регионального уровня отличаются резко выраженными территориальными признаками, спецификой источников информации и состава участников.

Их роль состоит в интеграции индивидуальных, коллективных, государственных интересов в рыночную экономику, мобилизации сил для осуществления крупных проектов.

Специфика

Региональные целевые программы используются как инструмент непосредственного воздействия государства на рыночную экономику в пределах конкретной территории. Такой метод управления выступает в качестве одного из важнейших средств влияния на проблемные местности: осваиваемые, депрессивные.

Вместе с этим региональные целевые программы России успешно внедряются и на относительно обеспеченных территориях. И в том, и в другом случае обеспечивается решение как текущих, так и предстоящих задач. Примером могут служить региональные целевые программы Ленинградской области. В настоящее время внимание властей обращено на улучшение качества жизни, состояния экономики Санкт-Петербурга.

В частности разрабатываются программы создания условий для привлечения трудовых ресурсов в город.

Суть новых проектов

Разрабатываемые сегодня целевые региональные и муниципальные программы воплощают комплекс “свободного рынка” и “жесткого плана”. В рамках проектов задаются строгие направления хозяйственной деятельности. При этом стимулирование и реализация целевых программ осуществляются на коммерческой основе.

Методы привлечения исполнителей и способы распределения ресурсов базируются на принципах добровольности, коллективной и индивидуальной заинтересованности. Немаловажное значение имеет и материальное стимулирование. Региональные целевые программы предполагают адресность и обязательность исполнения запланированных мероприятий всеми участниками.

Они обеспечиваются хозяйственными договорами, сочетающимися с комплексом экономических стимулов, а не директивными заданиями, как это было раньше.

Подготавливая региональные целевые программы, разработчики решают ряд методических задач. из них относится к выбору проблемы. В современных условиях достаточно быстро происходит смена задач территориального и народнохозяйственного развития. При этом имеющиеся финансовые и прочие ресурсы всегда ограничены. В качестве критериев для выбора проблемы выступают:

  1. Значимость вопроса для национальной и территориальной экономики, связь со структурными преобразованиями, усилением эффективности хозяйственной системы, улучшением качества жизни граждан, обеспечением рационального природопользования и экологической безопасности и проч.
  2. Многоплановый и межотраслевой характер проблемы, наличие исполнителей решений и необходимости координации их работы. В двух словах этот критерий можно определить как комплексность и сложность вопроса.
  3. Прогрессивность и новизна организационных, технических и прочих мероприятий, предполагаемые высокие показатели.

Дополнительные признаки

К числу указанных выше критериев стоит также отнести сложность или невозможность решения задачи в разумные сроки с применением рыночного механизма и необходимость привлечения государственной поддержки. Однако, по мнению экспертов, этот признак спорный, поскольку сложные и актуальные проблемы могут решаться исключительно программными методами и при участии власти.

Определение целей

Это достаточно ответственная задача. Четкий целевой характер программы выражается в строгой ориентации каждого мероприятия и использовании любого ресурса, а также деятельности всех участников. задача доводится до конкретных адресных заданий.

При разработке рекомендуется применять графоаналитический подход. С его помощью осуществляется разделение цели на задачи по уровням. Их количественная оценка выполняется с помощью относительных показателей удовлетворения потребностей территории.

Между тем надежность такого подхода остается под вопросом.

На практике при разработке проектов он применяется достаточно редко. Кроме того, не во всех случаях можно определить нормативные показатели. В качестве альтернативного варианта могут применяться социально-экономические индикаторы.

Они косвенно выражают уровни выполнения тех или иных задач.

К примеру, региональные целевые программы по сохранению здоровья населения в качестве индикаторов могут использовать среднюю продолжительность активной профессиональной деятельности, жизни и проч.

Оценка эффективности

Результативность разработки и последующей реализации программы выражается конкретными итоговыми показателями.

Анализ соотношения между ними и расходами отражается в частных и общих величинах экономической, сравнительной и абсолютной эффективности (объеме национального дохода на человека, пропорциональности фондов потребления и накопления и проч.).

Частные показатели характеризуют уровень использования ресурсов: фондо-, капитало-, материалоотдачу и так далее. Если учитывать отечественную и зарубежную практику, специфику адаптации к рыночным условиям, в зависимости от вида программы для анализа ее эффективности, как правило, рекомендовано использовать разные величины.

Среди них: размер удельных капиталовложений, производительность труда, период окупаемости и проч. При анализе можно также использовать объемы производства ключевых видов продукции, ввод непроизводственных объектов и производственных мощностей в действие, показатели научно-технического развития, импорто- и ресурсозамещения.

Особенности показателей

Важность использования в программах разных показателей очевидна. Но при этом среди них в первую очередь должны присутствовать сквозные величины. С их помощью осуществляется сравнение программ и итогов по стране в целом.

Кроме этого, необходимо использовать макроэкономические показатели. Для некоторых программ могут потребоваться системы установленных величин.

В рыночных условиях наибольшую актуальность приобретают количественные оценки результатов коммерческой деятельности.

Нюанс

Между тем для макроэкономического анализа нужно выявить народнохозяйственную результативность. Требование общенациональной целесообразности необходимо соблюдать при определении всей системы показателей.

К примеру, нельзя ограничиваться коэффициентом оборачиваемости капитала на осваиваемых территориях, поскольку это может привести к созданию отраслевой структуры, которая не будет отвечать специфике и потребностям районов, а также перспективным интересам государства.

Специфика мероприятий

Региональная программа может включать в себя комплекс мер по оздоровлению экономики и социальной сферы. К ним, например, относят удовлетворение нужд в топливно-энергетических ресурсах, регулирование тарифов, устранение последствий стихийного бедствия и так далее. В качестве следующего этапа могут намечаться мероприятия по стабилизации ситуации. Среди них:

  1. Уменьшение топливно-энергетического дефицита.
  2. Преодоление застоя в отраслях специализации.
  3. Закрепление новых хозяйственных связей.
  4. Формирование условий для экономического роста.

На следующей стадии может проводиться оживление хозяйственного комплекса. В рамках этой деятельности усилия концентрируются на вопросах структурной перестройки и стабильного развития. Среди ключевых мероприятий могут предусматриваться:

  1. Расширение транспортной инфраструктуры.
  2. Комплексное решение энергетических проблем.
  3. Расширение экспортного потенциала территории.

В рамках всех этапов необходимо обеспечить:

  1. Предотвращение оттока граждан.
  2. Закрепление квалифицированных работников. Это обеспечивается за счет государственного содействия в сфере занятости и соцзащиты.
  3. Охрану природы и рациональное использование естественных ресурсов.

Заключение

Реализация региональных целевых программ имеет важнейшее практическое значение для населения. В некоторых случаях возникает необходимость в поэтапном решении задач ускоренного освоения, опережающего, адекватного укрепления инфраструктуры, повышения качества жизни граждан.

В небольших районах круг проблем может ограничиваться, например, мероприятиями в агропромышленном и строительном комплексах, сфере обустройства приграничной территории и социального обслуживания. В любой программе отдельный раздел отводится для вопросов финансирования.

Для осуществления мероприятий привлекаются средства бюджетов и внебюджетных фондов. Однако большую часть финансирования обеспечивают частные инвесторы.

Комплексы мероприятий, включаемые в программы, обычно рассматриваются в нескольких вариантах. К примеру, становление транспортного комплекса может быть представлено в сценарии использования действующей инфраструктуры и ее активного совершенствования.

Между тем, по мнению ряда экспертов, в настоящее время существует слишком много программ. Многие из них подвергаются постоянной корректировке. При этом нарушаются их цели и содержание.

Существует также проблема финансирования, негативно отражающаяся на процессе реализации программ.

Источник: https://FB.ru/article/264488/regionalnyie-tselevyie-programmyi-rossii-i-ih-realizatsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.