Региональные подзаконные акты примеры

Классификация подзаконных актов

Региональные подзаконные акты примеры

В современной России в зависимости от субъектов, издавших акт, выделяют федеральные подзаконные акты, подзаконные акты субъектов федерации, подзаконные акты муниципальных органов, локальные подзаконные акты.

I. Подзаконные нормативные правовые акты федерального уровнясущественно различаются по порядку принятия, месту в системе (иерархии) нормативных правовых актов, юридической силе.

В их числе выделяются следующие.

1) Нормативные постановления Палат Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думы и Совета Федерации.

2) Нормативные указы Президента РФ по важнейшим государственным вопросам, содержащие нормы (общеобязательные правила поведения). например, Указ Президента РФ от 31 декабря 2003 г.

«О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»; согласно Конституции РФ Президент может также принимать указы и распоряжения, не являющиеся нормативными правовыми актами.

К таковым относятся указы о назначении на должность или распоряжения о создании рабочих комиссий, выделении регионам средств и др.

3) Постановления Правительства РФ – подзаконные акты управления нормативного содержания, регулирующие отношения в различных сферах государственной и общественной жизни.

Например, Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации альтернативной гражданской службы» (2003 г.).

решения Правительства РФ по оперативным (текущим) вопросам издаются в форме распоряжений – актов ненормативного содержания.

4) Нормативные приказы, постановления, правила, инструкции министерств, государственных комитетов, федеральных служб и иных федеральных органов.

Как правило, эти акты регулируют внутриорганизационную деятельность аппарата управления и соответствующих должностных лиц (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли).

Например, Приказ таможенного комитета Российской Федерации «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административные задержания» (2004 г.).

Вместе с тем министерства (ведомства) могут принимать акты межотраслевой направленности, адресованные нескольким министерствам (правовые акты Министерства финансов). Инструкции министерств, государственных комитетов, иных ведомств имеют нормативное содержание, регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников.

Ненормативные приказы, судя по названию, не содержат юридических норм, распространяются на конкретных лиц. Например, приказ о назначении на должность.

II. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ. К подзаконным актам республиканского уровня относятся указы президентов республик (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления республиканских правительств, а также акты республиканских министерств – приказы, правила, инструкции и др.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, округов, городов федерального значения, автономной области, правительство регионов (если такое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкций. Существенно следующее: в Уставах данных субъектов определяются и органы, принимающие подзаконные правовые акты, и название этих актов.

III. Подзаконные правовые акты муниципальных органов. Важнейший акт местного правотворчества – Устав муниципального образования.

Эти акты принимаются на основе федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, представительным органом местного самоуправления, либо непосредственно населением.

Уставом муниципального образования определяются виды подзаконных актов местного самоуправления, которые могут быть как нормативного, так и индивидуального содержания.

Представительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают акты, называемые, как правило, решениями. Глава администрации муниципального образования издает постановления, имеющие нормативный правовой характер.

Распоряжения главы администрации не нормативны, реализуются применительно к конкретным фактическим обстоятельствам.

Иные должностные лица муниципальных образований в пределах своей компетенции издают приказы, а также другие акты, предусмотренные положением о данном органе местного самоуправления.

IV. Локальные нормативные правовые акты – акты предприятий, общественных объединений, организаций, основанный на различных формах собственности. Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением и деятельностью предприятия или учреждения.

Очевидно, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка. Их действие имеет правовое значение. Такие акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

Онипринимаются во внимание при решении управленческих и иных вопросов органами исполнительной власти, учитываются судебными органами при рассмотрении юридических дел.

К локальным нормативным правовым актам также относятся:

– приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений. Посредством таких актов регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;

решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров совета директоров и т.п.).



Источник: https://infopedia.su/15x198c.html

Подзаконные нормативные правовые акты. акты субъектов федерации (региональные акты)

Региональные подзаконные акты примеры
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 14Следующая ⇒

Подзаконные нормативные правовые акты– это издаваемые на основе и во исполнение законов акты, представляющие собой согласованную и иерархическую систему, в которой каждый элемент соответствуют актам большей юридической силы и является основой для актов с меньшей юридической силой.

Виды подзаконных нормативных правовых актов:

1) общефедеральные акты:

а) указы Президента РФ;

б) распоряжения Президента РФ, которые издаются по вопросам оперативного управления;

в) общефедеральные акты Правительства РФ, принимаемые во исполнение законов РФ, указов Президента РФ и собственной исполнительно–распорядительной компетенции:

– постановления, принимаемые для обеспечения управления в различных отраслях общественной и государственной жизни;

– распоряжения, принимаемые Председателем Правительства РФ для оперативного управления узкого круга исполнителей;

г) приказы и инструкции министерств и подведомственных им государственных органов, которые имеют отраслевую направленность;

2) акты субъектов Федерации (региональные акты):

а) уставы – региональные конституции;

б) законы, постановления и распоряжения – акты, принимаемые представительными и исполнительно–распорядительными органами местной государственной власти;

в) приказы и инструкции – акты, которые устанавливаются отраслевыми органами государственного управления;

г) решения, постановления и распоряжения – акты, принимаемые органами местного самоуправления;

д) нормативные правовые акты, которые используются на уровне предприятий и учреждений:

– уставы и решения, принимаемые коллегиально и имеющие нормативное содержание;

– приказы, имеющие как нормативное, так и индивидуальное значение, но в любом случае устанавливаемые руководителем предприятия или учреждения;

– распоряжения, принимаемые руководителями структурных подразделений для оперативного управления и исполнения приказов;

е) нормативные правовые акты общественных, коммерческих, профессиональных и иных организаций;

ж) международно–правовые акты, которые принимаются международными организациями:

– директивы, дающие конкретному государству возможность выбора формы и методов реализации международных обязательств;

– постановления, содержащие требования, которые подлежат прямому исполнению каждой стороной.

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Действие нормативных правовых актов– установление временных и пространственных параметров для достижения юридических последствий и социальных целей, поставленных законодателем при издании этих актов.

Действие нормативных актов во времени– вступление актов в силу и утрата этой силы.

Нормативные акты могут вводиться в действие:

1) с момента принятия или подписания нормативного акта;

2) с момента опубликования нормативного акта;

3) по истечении определенного срока с момента опубликования нормативного акта;

4) по истечении времени, которое может указываться как в самом нормативном акте, так и специально принятом акте;

5) с момента получения адресатом этого нормативного акта и т. д.

Нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли после его вступления в силу.

Нормативному акту может придаваться обратная сила, когда действие нормативного акта может распространяться на отношения, которые возникли до его принятия и вступления в действие.

Обратную силу нормативные акты приобретают, если:

1) в самом акте это указано;

2) данный акт смягчает ответственность либо совсем устраняет ее.

Основания утраты юридической силы (прекращения действия) нормативных актов:

1) истечение срока действия, на который был принят;

2) изменение обстоятельств, на основе которых был принят акт;

3) прямая официальная отмена акта, которая осуществляется на основании прямого указания компетентного органа;

4) признание акта неконституционным, т. е. противоречащим положениям Конституции РФ;

5) фактическая отмена акта в результате принятия нового акта, который заменил его, так как регулирует одни и те же отношения;

6) вступление в силу международного договора, противоречащего национальному государственному акту.

Действие нормативного акта в пространстве– действие акта в пределах территории, на которую распространяются правовые предписания и полномочия соответствующего правотворческого органа.

Территория государства– находящиеся в пределах государственных границ сухопутное, водное, воздушное пространство, недра, а также дипломатические представительства за границей, военные и воздушные суда в открытом море, воздушные корабли, которые находятся в полете за пределами государства.

Действие нормативного акта по кругу лиц– это распространение своего воздействия на всех граждан, государственные органы, общественные организации, иностранцев, лиц без гражданства, которые проживают и находятся на территории государства и попадают под действие полномочий соответствующих правотворческих органов.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ

Правотворчество– государственно–властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.

Признаки правотворчества:

1) управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений;

2) государственно–властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;

3) интеллектуально–волевая (познавательная и ценностно–ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;

4) регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий;

5) правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности.

Функции правотворчества:

1) обновление нормативной базы;

2) восполнение пробелов в праве;

3) упорядочение и систематизация нормативных актов.

Виды правотворческой деятельности:

1) народное правотворчество,т. е. непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

2) правотворчество государственных органов,т. е. прямое установление правовых норм органами государства (законы и подзаконные акты). Правотворческая деятельность государственных органов состоит из правотворчества:

а) высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом;

б) региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РФ;

в) локальных органов на уровне предприятий и учреждений;

г) судебных органов;

3) санкционированное правотворчество,осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями. Оно выражается в правотворчестве органов местного самоуправления, коммерческих, акционерных, производственных организаций и товариществ, а также профессиональных и политических организаций;

4) производное и комплексное правотворчество,выражающееся в санкционировании государством обычаев, в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений.

По значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество;

2) делегированное правотворчество;

3) подзаконное правотворчество.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x82bd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.