Приватизация земли сельскохозяйственного назначения

Содержание

Что такое приватизация земельных участков и как оформить в собственность наделы сельскохозяйственного назначения?

Приватизация земли сельскохозяйственного назначения

Расположенные на загородных территориях земли в большинстве случаев предназначаются под ведение сельского хозяйства. Согласно законодательным нормам они могут допускаться к приватизации путем переоформления в собственность гражданину или организации.

Земельные участки сельхозназначения: что это?

Земельные ресурсу по законодательству России подразделяются на виды согласно их целевому назначению. В Земельном Кодексе подразделение указано в статье 78, где на первом месте стоит графа о землях сельскохозяйственного назначения:

  • это земли предназначенные для государственного хозяйства (сельхозпроизводство, пашни, выгон, сады, огороды, защитная лесная зона, рыболовство и т.п.);
  • использование предназначено для ведения фермерского (крестьянского) хозяйства, для личного подсобного хозяйство, животноводство;
  • для использования кооперативного производства, хозяйственных товариществ, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими и некоммерческими организациями (о порядке приватизации ЗУ в садовом товариществе написано тут);
  • использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Земля с/х назначения предназначается для обслуживания цикла выращивания плодово-овощных, зерновых культур.

Оборот земельных территорий в России определяется согласно земельным законам и Конституцией РФ. В правовых актах определены виды земельной собственности как:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная.

Государство при этом выступает гарантом защиты прав собственности при совершении различных сделок с землей.

Земли сельхоз назначения являются муниципальной и государственной собственностью, что не отменяет права ее приватизации для обычных граждан или организаций. Данное право установлено в Земельном Кодексе РФ, а также в Федеральном Законе № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Оборот и приватизация земель осуществляется на следующих основаниях:

  1. В ФЗ № 178 регламентирован порядок приватизации со стороны местной власти.
  2. Земли отходят гражданским собственникам или коммерческим организациям при оформлении долгосрочной аренды или по праву приватизирования.
  3. В ЗК РФ существует право выкупа земли на коммерческой основе.
  4. В ФЗ № 178 описаны законные обстоятельства, позволяющие гражданам или организациям выкупать, или приватизировать арендованную землю, взятую на срок более 3-х лет.

Приватизация земель осуществляется на следующих основах:

  1. Платно — после долгосрочной аренды, путем выкупа участка у государственной или муниципальной власти (сколько стоит приватизировать землю?) .
  2. Бесплатно — при заключении договоров о бессрочном пользовании, при наличии льгот или будучи участником земельных программ (кому полагается и как оформляется бесплатная приватизация?).

В Земельном Кодексе установлены лица, которые могут платно осуществить приватизацию ЗУ сельскохозяйственного назначения:

  • лица, оформившие земельные участки под ведение личного подсобного хозяйства или оформившие для этих же целей долгосрочную аренду;
  • граждане, взявшие земли под строительство индивидуального жилищного строительства за чертой городского поселения или населенного пункта;
  • граждане, которые взяли земли у муниципалитета для разведения огородов, садов либо под личные нужды.

На бесплатной основе приватизацию могут осуществить следующие лица:

  • заключившие долгосрочный договор о бессрочном пользовании ЗУ с местными властями;
  • получившие землю от государства вместо изъятой собственности.

В первую очередь законодательством установлено, что граждане, получившие земельные участки под целевое использование до 2001 года и построившие на них дом до этого года, имеют право в ближайшем будущем переоформить их в собственность.

Пошаговая инструкция по оформлению наделов в собственность

Для получения земельного надела сельскохозяйственного назначения от государственной или муниципальной власти путем приватизации требуется сделать следующее:

  1. Провести кадастровое межевание занимаемой гражданином территории, которую он использует и собирается приватизировать.
  2. Посетить местную администрацию лично и составить заявку в письменной форме, с выражением просьбы о передачи земельного надела в собственность. При этом просить могут те, кто уже фактически использует данный участок и особенно, если построил там жилой жом (о нюансах приватизации земли под жилым домом читайте тут, а о том, как можно оформить в собственность ЗУ вместе со строением на нем, узнайте в этой статье).
  3. Собрать пакет документации, необходимой для рассмотрения заявки (какие документы нужны для оформления приватизации земли под разные нужды читайте здесь).

Администрация обязуется в срок 14 дней рассмотреть прошение и вынести решение о приватизации участка — отказ или удовлетворить просьбу.

Если по каким-либо причинам у гражданина отсутствует необходимый документ для проведения приватизации, то власти могут предложить административный вариант оформления перехода прав собственности. Сотрудник по межведомственным каналам будет восстанавливать утраченную документацию без участия гражданина-просителя в течение 30 дней.

Для приватизации понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт или личный документ заявителя;
  • основание использования надела (например, разрешения муниципалитете, распоряжение предприятия);
  • сведения о наличии построек на приватизируемой территории (в идеале свидетельство о праве собственности);
  • акт о проведении кадастрового межевания (предоставить кадастровый паспорт);
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности на находящиеся на ЗУ строения.

Особым случаем приватизируется участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности, полученный без проведения торгов:

  1. Приватизация возможна, если физическое или юридическое лицо передало в муниципалитет заявление о заключении договора аренды или купли-продажи в течение 6 месяцев с момента регистрации прав на такой участок.
  2. Цена на эту землю устанавливается в размере не более 15% от кадастровой стоимости.
  3. Без торгов могут быть переданы участки крестьянским хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства с целью ведения сельскохозяйственной или любой иной схожей деятельностью.

Особенности процедуры

Из процедуры приватизации земель с/х пользования можно сформировать следующие особенности:

  • субъектами приватизации могут выступать как простые граждане, так и юридические организации;
  • ЗУ переоформляется в собственность после заключения договора аренды или при бессрочном пользовании;
  • приватизация возможна на платной основе в результате выкупа земель у муниципалитета или на безвозмездной основе;
  • приватизация земельных участков необходима для закрепления статуса собственника за физическим или юридическим лицом.

Статус собственник исключает притязания третьих лиц на принадлежащую землю и дает возможность распоряжаться ей по своему усмотрению: продавать, дарить или разменивать.

Какие участки нельзя приватизировать?

Действующее российское земельное законодательство определяет специальный список с/х земель не подлежащих приватизации:

  • входящие в фондовые земли — леса, водные объекты, заповедники и т.п.;
  • охраняемые природные, ресурсные объекты;
  • зараженные территории, могильники, земли отведенные под сброс мусора;
  • территории, предназначенные под муниципальные и государственные нужды;
  • не подлежащие отчуждению в пользу физических или юридических лиц на основании норм действующего законодательства Российской Федерации.

Более подробно о том, какие категории земель не подлежат приватизации, рассказано отдельно.

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения возможна на платной и бесплатной основе. Приватизировать согласно Земельному Кодексу с/х участки могут физические и юридические лица. Для оформления понадобится составить заявление и предоставить пакет документов в местную администрацию.

Источник: https://pravoved.online/privatizatsiya-zu/selskohozyaystvennogo-naznacheniya

Приватизация земли сельскохозяйственного назначения

Приватизация земли сельскохозяйственного назначения

20.12.2016

Говоря о приватизации земли сельскохозяйственного назначения, необходимо определиться с тем, что следует считать объектом приватизации.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса, объектом являются земли, находящиеся за чертой сельских и городских селений, используемые для потребностей сельского хозяйства и соответствующие этим целям.

Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:

– сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;

– не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.

Приватизация земельных участков – это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.

Процесс приватизации земельных участков регламентируется действующим законодательством.

Прежде всего, право собственности на землю закреплено в Конституции РФ, где в статье 9 говорится о частной, муниципальной, государственной и других формах собственности на землю. Государство выступает гарантом неприкосновенности и защиты прав частной собственности на землю, защиты прав владельца при совершении сделок с землей.

24 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу через 6 месяцев после его опубликования. В законе определены условия приватизации, на которых предоставляются участки земли из сельскохозяйственных земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью.

В ст.1 Закона говорится о порядке приватизации земельных участков, регулируемом Законом, земельным кодексом РФ и другими законами.

В ст.10 Закона оговорены условия, на основании которых граждане и юридические лица могут получить в собственность или аренду земельные участки. Получить земельный участок можно при участии в торгах. Организацию торгов регламентирует ст.38 Земельного кодекса РФ

Ст.10, п. 4 закрепляет правило, в соответствии с которым арендуемый гражданином или юридическим лицом земельный участок может быть выкуплен по истечении трех лет со времени заключения арендного договора, при условии соответствующего использования. Решение принимается в течение 2 недель со дня оформления заявления в органы государственной власти.

Использование земельных участков для подсобного и дачного хозяйства, строительства жилища и гаражей, в том числе участков, находящихся под строениями и сооружениями, оговаривается ст.1 Земельного кодекса РФ.

Ст. 59 п. 1, п ст. 64, п.1 ЗК РФ оговаривают возникновение земельных споров и признание права собственности на участок земли в судебном порядке.

Ст. 17, ст. 46 Конституции РФ так же гарантируют возможность судебной защиты прав и свобод граждан России, в том числе признание права собственности на землю.

Некоторые особенности приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков реализуется в зависимости от их классификации. Участки делятся по категориям, по существующим до приватизации правам на него (право бессрочного пользования, пожизненно наследуемые, находящиеся в аренде), по территории расположения, по имеющимся на участке строениям (свободные и находящиеся под сооружениями, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам).

Субъекты приватизации – физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.

Порядок, в соответствии с которым происходит приватизация участков земли, предусмотрен Земельным кодексом РФ, с учетом особенностей приватизации для разных категорий участков.

Как уже говорилось выше, для приватизации земельных участков, необходимо внести плату.

Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.

Юридические лица, имеющие земельные участки в бессрочном пользовании, обязаны переоформить право пользования на право аренды или выкупить его в собственность, на основании ст.3, п.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Лица, которым земельные участки были выделены для подсобного или дачного хозяйства, для строительства жилищ и гаражей на правах бессрочного или пожизненно наследуемого владения, должны оформить регистрацию прав собственности на эту землю.

Реализовать приватизацию земельных участков имеют право владельцы построек, под которыми эти участки расположены. Если владельцами постройки, стоящей на земельном участке, являются несколько лиц, то оформляется долевая собственность.

Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.

Оформление права собственности на участки

Оформление земли в собственность – процедура обязательная, потому что право собственности не возникнет до тех пор, пока не будет зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе. Распоряжаться земельным участком без оформления документов на право собственности невозможно.

Начало оформления земли в собственность – это формирование необходимого пакета документов:

– копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

– документы, подтверждающие сведения о том, когда, кем, с какой целью, на каких основаниях был выделен или передавался земельный участок. Подобные документы обязаны представить правления садовых обществ, административные архивы, организации, которыми выдавался участок и пр.;

– официально заверенный кадастровый план участка земли, который запрашивается в кадастровом центре. Если раньше участок не был зарегистрирован, его следует поставить на учет в органах Роснедвижимости;

– в случае смерти владельца, необходимо представить документы о правах наследования (нотариальные или решение суда).

Все документы, квитанция по оплате услуги регистрации земельного участка и соответствующее заявление подаются в Федеральную регистрационную службу.

Документы, предоставляемые в Федеральную регистрационную службу, подаются в количестве двух экземпляров, один из которых должен быть оригиналом и возвращаться после завершения регистрации правообладателю.

По окончании процедуры оформления земли в собственность владелец получает свидетельство о собственности на земельный участок, а вместе с ним право продажи, обмена, дарения участка и пр.

Некоторые особенности существуют в процессе приватизации земельных участков с имеющимися на них строениями. В пакет документов, помимо оговоренных выше, должны входить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

Если здание принадлежит нескольким лицам, то заявление на оформление земли в собственность подается от всех владельцев недвижимостью, и право собственности оформляется в долях.

Для упрощения процесса переоформления права собственности на земельные участки 30 июня 2006 г.

был принят Федеральный Закон N 93-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества”, называемый в народе Законом о дачной амнистии, призванный ускорить процесс приватизации земельных участков, которые принадлежат дачным и садоводческим товариществам.

В настоящее время идет активное безвозмездное оформление в собственность земельных участков лицами, которые имели на них бессрочное право пользования.

Особое внимание Закон об амнистии уделяет ускорению регистрации права собственности на участки земли. Чтобы произвести оформление земли в собственность, необходимо собрать следующие документы:

– акт о выделении гражданину земельного участка, выданный государственными органами в установленном законодательством, существующим на момент выдачи этого акта порядке;

– акт, подтверждающий права физического лица на земельный участок, выданный государственными органами, в существующем на момент выдачи этого акта порядке;

– выписка из похозяйственной книги, предоставляемая для подтверждения права физического лица на земельный участок;

– иной документ, подтверждающий право гражданина на данный участок;

– в обязательном порядке подается кадастровый план участка земли. Если кадастровый номер отсутствует, необходимо определить границы участка, так называемое межевание, и передать информацию в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для регистрации в Государственном земельном кадастре, а затем запросить кадастровый план.

После обращения с этим пакетом документов в Федеральную регистрационную службу, владельцу выдается свидетельство о регистрации права собственности на конкретный участок земли.

Признание права собственности на участок земли

Земля – это объект, отличающийся особой ценностью и особым статусом. Именно с важностью законодательного разграничения земельных отношений связано интенсивное развитие законодательства, в котором законы зачастую входят в противоречие.

Приватизация земельных участков с оформлением права собственности дает возможность гражданам владеть, распоряжаться участком, совершать куплю-продажу, менять, дарить, передавать по наследству либо оставлять в залог. Собственностью на землю обладают и юридические лица, поэтому в последнее время вопрос о признании права собственности на участки земли приобрел особую актуальность.

Судебная защита права на оформление земли в собственность есть один из способов реализации права собственности физических лиц на участки земли.

Зачастую, как свидетельствует судебная практика, причиной споров являются проблемы, возникающие при оформлении земли в собственность гражданами, имеющими право на бесплатную приватизацию.

Истцами выступают, как правило, представители администрации, отказывающие гражданам в реализации положенного права.

Самостоятельно защищать право собственности на землю граждане имеют возможность, предъявляя иск о признании права собственности на участок земли.

Заявление гражданина о праве на бесплатное оформление владения участком земли на основании закона является предметом иска. Иначе говоря, существует неоформленное право собственности.

Земельный участок становится объектом судебного спора о признании права собственности, причем конкретный участок, так как при подаче искового заявления оговариваются его параметры и кадастровый номер.

Основаниями для подачи иска являются конкретные обстоятельства, подтверждающие то, что гражданин имеет право собственности на землю, такое, как право на пожизненное владение землей. В данном случае истец при оформлении земли в собственность может требовать бесплатного оформления передачи участка земли.

То обстоятельство, что участок земли является муниципальной собственностью, не становится препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

В случае если органы администрации отказываются признать право гражданина на бесплатную регистрацию собственности на участок земли, это является поводом для подачи в суд с иска о признании права собственности.

Рассмотренный пример – один из большого разнообразия земельных споров, куда могут входить претензии по поводу незаконного раздела земельных участков, нарушения в землепользовании, землеустройстве, наследовании и пр.

Судебные споры о признании права собственности – категория дел, отличающихся большой сложностью, поэтому в большинстве своем требуют досконального знания действующих законов и помощи профессиональных юристов.

Источник: https://oblzemli.ru/stati/privatizatsiya-zemli-selskokhozyaystvennogo-naznacheniya/

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения – участки, особенности, порядок

Приватизация земли сельскохозяйственного назначения

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения – сложный процесс, который требует наличия ряда специфических знаний. Манипуляция осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, в частности с ФЗ-101. Приватизировать землю можно только после наступления того момента, который зафиксирован в нормативно-правовых актах.

Следует помнить, что не все территории сельскохозяйственного назначения можно приватизировать. Манипуляцию нельзя выполнить в отношении земель, которые принадлежат государству или находятся в муниципальной собственности, а также заняты оленьими или отгонными пастбищами, если вопрос касается территорий Крайнего Севера.

В роли субъектов приватизации выступают лица, имеющие статус физических или юридических и выполняющих приватизацию на правах совместной, единоличной или долевой собственности. Во время мероприятия нередко могут возникнуть затруднения. В большинстве случаев они связаны с наличием ограничений на приватизацию некоторых участков или из-за классификации отрезка территории.

Мешать осуществлению процесса могут и сами лица, которые владеют земельным наделом. Необходимо учитывать и особенности участков. Чтобы разобраться в том, как правильно выполнить приватизацию и минимизировать возникновение непредвиденных ситуаций, необходимо внимательно изучить актуальную информацию по теме.

Следует помнить, что оформление земли в собственность – обязательная процедура.

Человек не будет считаться владельцем участка до того момента, пока не пройдет регистрацию в Федеральной регистрационной службе. Человек не сможет распоряжаться земельным участком, пока у него на руках не будут все необходимые документы.

Чтобы государственный орган согласился зарегистрировать участок, его владельцу потребуется представить ряд бумаг.

В список входят:

  • Паспорт владельца земельного участка. Если по каким-либо причинам его представить невозможно, подойдет любой другой документ, удостоверяющий личность.
  • Документы, позволяющие понять, кто предоставил данный участок и для каких целей. Получить подобные бумаги можно, обратившись в садовое товарищество, административные архивы или иные организации, предоставившие отрезок территории для использования.
  • Кадастровый план земельного участка. Документ должен быть официально заверен. Получить бумагу можно, обратившись в кадастровый центр. В случае, если участок не был зарегистрирован ранее, его необходимо поставить на учет, обратившись в органы Роснедвижимости.
  • Документы о правах наследования, если владелец земли скончался. Бумаги должны быть нотариально заверены. В некоторых случаях документацию способно заменить решение суда.
  • Квитанция, подтверждающая оплату услуги регистрации.

Подготовленный пакет документации необходимо направить в Федеральную регистрационную службу. Помимо основного перечня бумаг, потребуется составить заявление. Все документы должны быть подготовлены в 2 экземплярах. Оригиналы, после завершения приватизации, возвращаются владельцу участка.

В качестве подтверждения прохождения приватизации хозяин отрезка земли получает Свидетельство о собственности.

Наличие бумаги позволяет человеку совершать с участком следующие манипуляции:

  • продавать,
  • обменивать,
  • сдавать в аренду,
  • дарить.

Если на части территории, которую владелец хочет приватизировать, имеются строения, перечень документации, необходимой для прохождения процедуры, расширится. К стандартному пакету бумаг потребуется приложить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

Если у строения имеется несколько владельцев, заявление необходимо составить от имени каждого, при этом право собственности будет оформлено в долях

Требования по закону

Люди, получившие право на земельные доли, не всегда понимают, откуда возникла такая возможность и не сложится ли ситуация, при наступлении которой сельскохозяйственные организации потребуют участки обратно. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо обратиться к действующему законодательству.

В 1991 году была начата земельная реформа.

Ее старт был закреплен в:

  • Указе Президента №323;
  • Постановлении Правительства №86;
  • Постановлении Правительства №708.

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов, колхозы и совхозы были обязаны провести реорганизацию в 1992 году и привести свой статус в соответствие с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Одновременно с реорганизацией, колхозы и совхозы должны были выполнить постановление Президиума «О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы».

Согласно положениям нормативно-правовых актов, у организаций разрешалось изымать все неиспользуемые земли и до 10% от используемых. Участки, которые были изъяты, зачислялись в фонд перераспределения. Позднее органы местного самоуправления распределяли земли, зачисленные в фонд, между гражданами.

Доли предоставлялись для создания:

  • садовых товариществ;
  • личных подсобных хозяйств;
  • фермерских хозяйств;
  • животноводства;
  • огородничества.

Приватизация в ГК РФ определяется как процесс перехода прав собственности на различное имущество от государства в частные руки.

Чему равна госпошлина за приватизацию квартиры в 2020, можно узнать из статьи по этой ссылке.

После осуществления манипуляции, у совхозов и колхозов осталось 90% от первоначального количества имевшихся земель. Эти участки были поделены на земельные доли без определения границ и были переданы в собственность гражданам.

Колхозы и совхозы потеряли все земли сельскохозяйственного назначения. При этом у них, как у юридических лиц, сохранились несельскохозяйственные доли, приватизация которых не выполнялась. Имущество организаций тоже было поделено между гражданами. При этом учитывался трудовой вклад, который они внести в развитие колхоза или совхоза.

Возможность передачи участков организаций гражданам зафиксировал Закон «О земельной реформе». При этом полученные доли могли использоваться для ведения садоводства или огородничества.

Нормативно-правовой акт разрешал передачу земли в коллективную собственность, если участок в дальнейшем планировалось использовать по назначению.

При этом отрезки земли передавали гражданам, как за плату, так и на безвозмездной основе.

При этом в Постановлении Правительства №86 указывалось, что работники колхозов могли претендовать на бесплатное получение участка и имущественного пая.

Особенности приватизации земель сельскохозяйственного назначения

Если приватизация земель сельскохозяйственного назначения рассматривается детально, становятся ясны ее проблемы. Эксперты заявляют, что до сих пор не понимают цели операции.

Существующие подходы не отвечают состоянию объекта мероприятия, действие не базируется на международном опыте и не предназначено для решения какой-либо имеющейся народохозяйственной проблемы. Кроме того, не был создан специальный государственный орган, который отвечал бы за осуществление манипуляции.

Приватизация стала одной из основных перемен, произошедших в 90-х годах прошлого столетия. Однако дальше действие реформы не распространилось.

До сих пор в России больше 90% земель находится в собственности государства. При этом из всех сельскохозяйственных земель только 23% продолжают принадлежать государству.

В сложившейся ситуации эксперты задают вопрос: стоит ли продолжать приватизацию дальше?

Сегодня землю сельскохозяйственного назначения может купить любое лицо, сумевшее предложить большую цену. При этом не важно, планирует ли оно в дальнейшем заниматься сельским хозяйством.

Сегодня в государстве фактически не существует ограничений на концентрацию земли. Однако из этого вытекает вопрос: сможет ли государство влиять на стоимость отрезков территории, если своих участков у него не останется?

Эксперты считают, что сегодня необходимо ограничить аппетиты крупных собственников. Если производители сельскохозяйственной продукции будут нести существенные издержки за доступ к земле, стоимость их продукции существенно возрастет.

Существует и другой риск. Продажа участков без стратегии и тактики может привести к тому, что государство понесет существенные денежные потери, если ему потребуется вернуть землю.

У страны должны имеется собственные участки, если она действительно планирует повысить доступность жилья. Эксперты считают, что для этого нецелевые угодья необходимо вовлекать в застройку. Это существенно снизит цену недвижимости.

Эксперты считают, что нельзя осуществлять приватизацию земель бездумно.

Чтобы действие пошло на пользу, необходимо определиться с:

  • целями;
  • идеологией;
  • стратегией;
  • тактикой;
  • методикой.

Следует помнить, что приватизация – это средство для достижения цели, но не сама цель. При этом государство должно разработать такие механизмы, которые будут учитывать все возможные ситуации. Случаи должны выявляться по ходу и быстро разрешаться.

Чтобы подобное было возможно, необходимо проводить мониторинг процесса. Совокупность случаев позволит создать механизмы приватизации, которые будут приемлемы для всех ее участников. При этом земля должна переходить в частную собственность постепенно, а мероприятие позволяло бы решить некоторые значимые для общества проблемы.

Порядок действий

Выполнять приватизацию земель необходимо в четком соответствии с действующим законодательством, соблюдая установленный порядок. Следует помнить, что мероприятие нельзя провести в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Если гражданин хочет выполнить операцию в условиях Крайнего Севера, запрещается приватизировать земли, на которых располагаются оленьи и отгонные пастбища. Осуществлять мероприятия можно только после наступления момента, зафиксированного в действующих нормативно-правовых актах.

Возможные проблемы

Не всегда мероприятие можно осуществить гладко. Во время его исполнения может возникнуть ряд проблем. Следует помнить, что сельскохозяйственные земли относятся к целевым участкам. Их можно использовать только по тому назначению, которое было установлено первоначально. Отступление от правила является нарушением.

Сегодня огромным спросом пользуются земли под строительство. Из-за этого нередко приобретаются участки с/х назначения для того, чтобы в последующем перевести их землю из одной категории в другую. Однако такая манипуляция может привести к возникновению ряда проблем.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного Кодекса РФ, правовой режим участка определяется в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и разрешенного вида использования. Из этого следует, что, чтобы получить возможность возводить постройки на земле с/х назначения, необходимо изменить правовой режим участка.

Исходя из положений Земельного Кодекса РФ, частные собственники не обладают правом перевода отрезка территории из одной категории в другую. Следует помнить, что, при смене владельца участка, назначение земли не меняется. Незаконное использование территории не по назначению может привести к наложению взыскания.

Срочная приватизация позволяет сэкономить время и силы, требуя при этом оплаты за оказание профессиональной помощи специалистов в сфере недвижимости.

Как на практике происходит приватизация нежилого помещения, читайте тут.

Пошаговая инструкция по бесплатной приватизации земельного участка доступна здесь.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/privatizacija-zemel-selskohozjajstvennogo-naznachenija/

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения и земель общего пользования

Приватизация земли сельскохозяйственного назначения

Под приватизацией сельскохозяйственных земель понимается передача из государственной или муниципальной собственности участков земли (обычно дачных или садовых) во владение физическим лицам или организациям. Приватизация может происходить как на возмездной основе, так и бесплатно.

Особенности приватизации

Приватизация необходима для возможности полноправно владеть и распоряжаться земельным наделом, так как, только имея участок в собственности, можно осуществлять следующие действия:

  • Продажа;
  • Дарение;
  • Обмен;
  • Передача по наследству.

Не оформленные в собственность земли можно только передать по завещанию, если они используются на правах пожизненного наследуемого владения, а вот земельные садовые и дачные участки, находящиеся в постоянном бессрочном пользовании у граждан, после смерти таких граждан переходят в собственность государства как выморочное имущество.

Государство значительно упростило процедуру оформления приватизации рядом законодательных актов.

Приватизация сельскохозяйственных земель регулируется:

  • Законом № 101 «Об обороте СХ-земель»;
  • Законом № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ»;
  • Законом № 178 «О приватизации…».

Право бессрочного использования дачных участков не передаётся по наследству, но приватизация таких земель не ограничивается сроком, согласно пункту 2.1 ст. 3 ФЗ № 137.

Приватизация садовых и дачных наделов, используемых по праву бессрочного пользования, осуществляется при получении разрешения муниципальных или федеральных властей, согласно ч. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ.

Необходимые документы

Для осуществления приватизации пользователям сельскохозяйственных наделов необходимо получить правоустанавливающие документы, свидетельствующие о наличии права на приватизацию.

К таким документам могут относиться:

  • Свидетельство о праве постоянного бессрочного использования;
  • Свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения;
  • Соглашение об аренде земли у государства;
  • Документ о предоставлении земли в пользование;
  • Садовая членская книжка садовода.

Если у землепользователя имеется только членская книжка, то ему необходимо обратиться в правление для получения справки о предоставлении земли именно данному лицу (или его родственнику) земельного надела в пользование ранее.

Помимо правоустанавливающих документов, претендующему на приватизацию лицу необходимо собрать:

  • Выписку из ЕГРП на приватизируемый участок с указанием государственного собственника;
  • Справку о постройках на участке;
  • Кадастровые документы (если есть);

Землепользователь может самостоятельно составить план-схему участка относительно соседних и утвердить её у председателя правления садового товарищества, а кадастровые работы провести уже после оформления прав собственности.

Выписка из ЕГРП определяет место подачи заявления. Если участок находится в муниципальной собственности , то разрешение на приватизацию необходимо получать в земельном комитете местного муниципалитета, а если участок находится в федеральной или региональной собственности, то для приватизации нужно будет обратиться в отделение Росимущества, узнать адрес которого можно на сайте.

Порядок процедуры

Оформление прав собственности на сельскохозяйственные земли происходит следующим образом:

Обращение к государственному владельцу земли с заявлением о приватизации; Получение разрешения на приватизацию;

Обращение в орган Росреестра для оформления прав собственности.

Заявление на приватизацию составляется землепользователем и должно содержать просьбу о передаче земли во владение на основании законодательных актов (перечислить), а также следующие данные:

  • Адрес земельного надела;
  • Площадь надела;
  • Тип права пользования;
  • Номера правоустанавливающих документов;
  • ФИО и контактные данные заявителя.

Заявление рассматривается земельным комитетом максимум 30 дней, после чего выдаётся отказ или разрешение на приватизацию. Отказ может быть получен по следующим причинам:

  • Указание недостоверных и/или неточных данных в заявлении;
  • Использование права приватизации ранее;
  • Невозможность предоставить землю в связи с её ограничением в обороте.

Отказ из-за ограничения земли в обороте в частности касается участков, расположенных в пределах 100 метров от воды. Такие участки запрещено приватизировать (п. 3 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»), они выдаются гражданам только в долгосрочную аренду.

После получения разрешения, заявителю нужно обратиться в отделение Росреестра для оформления прав собственности, приложив к разрешению следующие бумаги:

  • Копию паспорта;
  • Квитанцию госпошлины;
  • Схему участка, заверенную председателем СНТ.

Регистрация занимает десять дней, после чего выдаётся свидетельство о праве собственности.

Стоимость

Для владельцев дачных и садовых участков приватизация осуществляется бесплатно, нужно только будет заплатить госпошлину за регистрацию права собственности в размере 200 рублей.

Для пользователей крестьянских хозяйств и других сельскохозяйственных организаций, целью которых является извлечение прибыли стоимость приватизации будет рассчитываться из кадастровой цены приватизируемых земель, но не более 15% от её стоимости в случае, если участки были переданы в муниципальную или федеральную собственность менее полугода назад (п. 5.1 ст. 10 ФЗ № 101).

Сельскохозяйственные угодья, используемые по праву пожизненного наследуемого владения (кроме дачных и садовых участков), приобретаются за процент от кадастровой стоимости, установленный местными властями, но не более 15% (п. 7 ст. 10 ФЗ № 101).

Приватизация земель общего пользования

На территориях садовых и дачных товариществ, помимо земель, находящихся в пользовании граждан, существуют земли общего пользования, к которым относятся:

  • Дороги;
  • Проезды;
  • Газоны и т.д.

Данные земли находятся в собственности муниципалитета или государства, предоставившего участок садовому или дачному кооперативу.

Такие земли могут быть оформлены в собственность граждан только путём приватизации с выкупом в следующих случаях:

  • Присоединение земель общего пользования не нарушает правила публичного сервитута, установленные на территории СНТ;
  • Присоединение земель не нарушает права третьих лиц;
  • Площадь участка, к которому присоединятся земли общего пользования, увеличится не более, чем на 10%;
  • Присоединяемые земли не подходят к красным линиям СНТ ближе, чем на один метр.

Отсутствие нарушения сервитута означает, что в результате приватизации не будет нарушена возможность прохода или проезда через участок.

Приватизация земель общего пользования возможна только после оформления в собственность основного участка.

Порядок действий

Приватизация земель данного вида происходит в следующем порядке:

  • Направляется запрос в правление СНТ на отсутствие нарушения прав третьих лиц от присоединения земли;
  • Заказываются межевые работы для получения кадастровых документов на присоединяемую землю;
  • Подаётся заявление в органы местного самоуправления за разрешением на приватизацию;
  • После получения разрешения и определения цены происходит регистрация права собственности в органах Росреестра.

Цена присоединяемых земель не может превышать их кадастровую стоимость, процент цены от кадастровой стоимости определяется законами субъектов федерации и постановлениями местного муниципалитета.

Итак, приватизация сельскохозяйственных земель происходит бесплатно и без оформления кадастровых паспортов, если такие земли относятся к дачным или садовым участкам. Оформление прав собственности на земли других типов осуществляется за плату и с предварительным межеванием за счёт землепользователя.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/sadovyj-ili-dachnyj-uchastok.html

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения в 2020 году

Приватизация земли сельскохозяйственного назначения

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения – это передача угодий в собственность граждан. По ст. 77 ЗК РФ объектом приватизации выступают земельные наделы, которые находятся за пределами города, используются для сельскохозяйственных нужд.

Виды земель с/х назначения

Они делятся на 2 вида:

  1. Пашни, виноградники, сенокосы, залежь.
  2. Земли, предназначенные для сел/х построек, лесополоса, дороги, овраги т.д.

В 2002 году был принят N101-ФЗ, в котором говорится об условиях и порядке передачи земель сельхозназначения. В частности, ст. 10 устанавливает, что приватизация этого вида земель возможна только на основании торгов. Граждане, ЮЛ могут получить интересующий их участок по аукциону. Организация этого процесса регулируется ст. 38 ЗК РФ.

Пункт 4 названной статьи закрепляет положение, по которому участок земли, арендуемый гражданином или организацией, выкупается в течение трех лет с момента оформления арендного договора. Но при условии целевого его использования. Уполномоченный орган, он же – собственник, принимает соответствующее решение в течение двух недель со дня передачи заявления и выкупе.

Земельные угодья с/х назначения – это особая категория, которая используется строго по назначению. Например, это может быть ведение сельскохозяйственного производства. Использование земель исключает другие формы ее хозяйственной эксплуатации. Сюда включен запрет на возведение зданий, сооружений.

Пути и субъекты приватизации

Земельные наделы предоставляются платно и бесплатно. Второй вариант доступен для физических лиц, которые пользуются землей на праве бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения. Взимание денег, кроме сборов, установленных законов, запрещено.

Субъектами приватизационного процесса выступают граждане, организации, которые выкупают землю на правах единоличной, совместной собственности.

Организации, которые имеют земельные наделы в бессрочном пользовании, обязаны их переоформить и заключить арендный договор, либо выкупить участок.

Граждане, которым были выделены участки для ведения подсобного или дачного хозяйства, для возведения построек, обязаны переоформить режим пожизненного наследуемого владения на право собственности.

На приватизацию земельного угодья могут рассчитывать граждане, которые выступают собственниками построек, стоящих на земельном наделе.

Что не может быть приватизировано

  • принадлежащие лесному, водному фонду, особо охраняемых территорий;
  • зараженные опасными веществами;
  • объекты общего пользования;
  • объекты транспорта;
  • участки, предназначенные для нужд государства и муниципальных органов.

Перечень участков, не подлежащих приватизационному процессу, не исчерпывающий.

В частности, по ст. 129, 209 ГК РФ земельные участки находятся в обороте в той мере, в какой это допускает ЗК РФ. Если в других законах содержится запрет на передачу ЗУ в собственность гражданам, ЮЛ, это говорит о запрете на приватизацию.

Способы

Ст. 13 вышеназванного закона устанавливает способы приватизации:

  1. Продажа ЗУ на аукционе, конкурсе.
  2. Публичное предложение без объявления стоимости.
  3. Внесение ЗУ в качестве вклада в УК АО открытого типа.
  4. Выкуп ЗУ.

Особенности отчуждения угодий определены в ст. 28 закона. В частности, приватизация зданий и сооружений, объектов, строительство которых не завершено, но они признаны недвижимостью может быть осуществлена. Но из этого правила существуют исключения:

  • не отчуждается земельный надел, изъятый из оборота, даже при условии, что на нем находится здание и сооружение;
  • не может быть передан участок земли, не выделяемый в натуре совместно с частью земельного участка.

Если имеет место последняя ситуация, то с приобретателями зданий и сооружений должен быть заключен договор аренды, характеризующийся множественностью лиц на стороне арендатора.

В ЗК РФ указаны лица, имеющие право на платное осуществление приватизации. В частности, это:

  • граждане, оформившие земельные наделы под ведение личного хозяйства, заключившие под эту цель аренду долгосрочного характера;
  • граждане, использующие земельный надел под ИЖС за пределами НП;
  • граждане, которые взяли земельное угодье под сады и огороды.

Приватизация на бесплатной основе доступна гражданам:

  • оформившие договор бессрочного пользования ЗУ с местными органами власти;
  • получившие от государства землю вместо собственности, которая была изъята.

Алгоритм действий

Для получения ЗУ путем приватизации необходимо предпринять ряд действий:

  • осуществление кадастрового межевания территории, которая планируется к использованию;
  • личное посещение местного органа власти;
  • составление заявки в письменном виде с просьбой о выделении земельного участка в собственность гражданам.

При этом составить заявления могут граждане, использующие ЗУ и те, которые возвели на земле дом.

Основное, о чем должны позаботиться граждане – это о подготовке, сборе документов. После их передачи в местную администрацию, она обязана в срок не позднее двух недель вынести решение о праве заявителя на приватизацию. Решение от уполномоченного органа может быть в двух формах: одобрение или отказ.

Если по определенным причинам у гражданина отсутствует необходимый документ, то власти могут предложить альтернативу. Она заключается в административном варианте перехода права собственности. Сотрудник местного органа власти, пользуясь межведомственными каналами, будет заниматься восстановлением утраченной документации без участия заявителя. На это ему отведен срок — 30 дней.

Документы для приватизации

Для осуществления приватизационного процесса необходим пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • основания, по которым происходит пользование ЗУ;
  • информация о наличии построек на территории, которую планируется приватизировать;
  • акт об осуществлении кадастрового межевания;
  • выписка из ЕГРН.

Квитанция об оплате услуг по регистрации ЗУ и заявление подается в регистрационный орган. Все бумаги передаются в двух экземплярах. Один из них – оригинал, второй – копия. Оригинал обязательно возвращается после завершения регистрации.

После завершения регистрационного процесса заявитель получает выписку из ЕГРН. Несколько лет назад она заменила бумажное свидетельство о собственности. Согласно документу, человек или организация становится собственником ЗУ. С этого момента владелец вправе продать, обменять, подарить участок.

Документы на недвижимость требуются для того чтобы уполномоченный орган понимал, что строения принадлежат заявителю на праве собственности. А также то, что они соответствующим образом оформлены.

Если здание, которое стоит на приватизируемом земельном наделе, принадлежит нескольким лицам, то заявление подается от их имени, право собственности оформляется в долях.

Каждому из заявителей принадлежит доля.

Выводы по особенностям приватизации земель с/х назначения:

  1. Заинтересованными в этом процессе лицами могут выступать граждане, ЮЛ.
  2. Участок переоформляется им в собственность после имеющегося на руках арендного договора, либо из режима бессрочного пользования.
  3. Приватизация может быть платной, по итогам выкупа земель у местного органа власти. Также она может быть безвозмездной.
  4. Суть приватизационного процесса заключается в том, что он закрепляет статус собственника за гражданином и ЮЛ.

Источник: https://prozemlu.ru/privatizatsiya-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.