Приватизация когда появилась

История приватизации в России. Справка

Приватизация когда появилась

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество).

14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110530/381713462.html

Краткая история приватизации в России

Приватизация когда появилась
Анатолий Чубайс и Егор Гайдар – идеологи приватизации в России 1992-1994 гг.

К концу 80х советская модель административно-плановой экономики неумолимо подошла к своему логическому концу – тотальному дефициту всех видов товаров.

Такой исход не является чьим-то злым умыслом, история показала, что все коммунистические эксперименты заканчивают свою жизнь похожим образом, кто-то раньше, как Венгрия и Китай, кто-то позже, как СССР и Польша.

Идея коллективной, всенародной собственности по своей сути была утопичной и противоречила одному из базовых инстинктов человека – чувству собственности. Всегда, во все времена и во всех обществах человек был склонен к накопительству, человек хотел иметь свое, а не общее.

“Все растаскивают” © Н.Хрущев, 1956 г.

На практике это приводило к тому, что на формально государственных предприятиях собственником фактически был директор и его приближенные. В 60х-70х гг. стало очевидным, что спускаемый сверху план имеет мало общего с жизнью. Каждый производитель заинтересован завысить ресурсную часть и занизить требуемую отгрузку.

При отступлении традиционно советских жестких методов принуждения страх населения перед карающей рукой государства снижался, что сказывалось на трудовой дисциплине. Тащили действительно все и все. Руководство постепенно принимало меры по стимулированию хозрасчета и внедрению кооперации.

После принятия законов “О предприятиях в СССР” и “О собственности в СССР” вовсю разбушевалась хищническая приватизация, по сути – разграбление предприятий их собственными директорами.
Директора предприятий, руководители министерств и ведомств действовали в полном соответствии с экономической логикой: делали свой маленький (а кто и не очень) бизнес. Правда, они не могли извлекать личную выгоду законным путем. Хотя они и контролировали предприятия, но не были их владельцами и потому не могли получать прибыль открыто, законно. Поэтому заключались контракты на продажу продукции по заниженным ценам, помещения и производственное оборудование сдавалось в аренду подставным фирмам, выдавались кредиты, которые потом не возвращались, и т.д. — все это, конечно, с учетом личной заинтересованности директора. И пока “ученые мужи” дискутировали о том, поймет ли русский народ, что такое прибыль и дивиденды, самые шустрые представители этого народа уже энергично преумножали свои доходы, пуская на ветер формально остававшуюся государственной собственность.
© М.Бойко

Единственными способом хоть как-то остановить эту вакханалию было скорейшее направление приватизации госсобственности в законное русло на принципах равного доступа к собственности всех членов общества. Это и было сделано командой А.Б.Чубайса, несомненно, на тот момент одного из немногих действительно подготовленных людей к такой важной работе.

В условиях “деревянной” национальной валюты можно было сколько угодно приказывать производителям увеличить производство жизненно важных продуктов, работать сверхурочно и т.д. Надо понимать реалии 1991 года.

В стране партия и власть мало что могли в принципе контролировать, советская система пришла к недееспособности и бессилию. Никакие приказы не выполнялись. Каждый занимался собственным выживанием.

Единственным вариантом не допустить голода, снизить социальную напряженность и предотвратить гражданскую войну было разрешить свободную торговлю, узаконить частную собственность, передать предприятия в частные руки.

Только экономический интерес, чувство собственника могли в то время мотивировать руководителей предприятий на выпуск продукции, простых людей на занятие торговлей. В результате длительного дефицита денег у населения на руках скопилось немало, спрос на любую продукцию был огромным.

Было много споров и дискуссий по поводу вариантов проведения приватизации. Предлагали использовать китайский опыт, польский, чешский…Во многом все разговоры были пустым трепом, потому что к середине 1991 года в стране замаячила угроза голода и какой-нибудь затяжной китайский вариант с жестким контролем государства был просто за пределами экономических реальностей.

По итогу всех дискуссий был сформирован российский вариант приватизации. Всем гражданам, включая детей, за плату в 25 рублей предлагалось получить приватизационные чеки номинальной стоимостью в 10 000 рублей.

Каждый гражданин имел право продать свой чек без ограничений; участвовать в чековых аукционах, где чеки обменивались на акции приватизированных предприятий; вложить его в чековые инвестиционные фонды.

Рабочие приватизируемых предприятий, кроме того, могли использовать чек для покупки акций своего предприятия в ходе закрытой подписки.

Основной этап приватизации пришелся на 1992-1994 гг. Это было действительно эпохальное событие в новейшей истории России. В короткий срок ушли с молотка более 25 тыс. крупных и мелких предприятий.

В стране сформировался целый новый класс собственников. После 70 лет экспериментов с демагогической концепцией “народной собственности” все вернулось на круги своя – к частной собственности.

В это время удалось привлечь первых иностранных инвесторов – Coca-Cola и Procter&Gamble.

Конечно, не все прошло гладко. В памяти россиян приватизация остается самой чудовищной несправедливостью 90х гг, а Анатолий Чубайс – главным антигероем страны. Были и обанкротившиеся инвестиционные фонды, и скупка ваучеров за гроши, и недопуск граждан к аукционам.

Были конфликты новых собственников с директорами предприятий, был откровенный мухлеж с ваучерами. Для людей, понимающих масштаб происходящего в те годы, очевидно, что такие тектонические сдвиги в народном хозяйстве просто не могут пройти без значительных перекосов.

Приватизация ни в одной стране не проходила без эксцессов, нет ни одного случая, чтобы в таком деле обошлось без массового недовольства. Приватизацию нужно по возможности избегать. И Россия бы избежала такой участи, если бы В.

Ленин не провел в свое время гораздо более чудовищную и несправедливую операцию – национализацию частной собственности в 1918 году.

В статье использованы цитаты из книги А.Чубайса “Приватизация по-российски”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c321bee03ed1900aa155eb6/kratkaia-istoriia-privatizacii-v-rossii-5ce5963104e7d900b36c50c0

Приватизация в России 90-х

Приватизация когда появилась

В конце 80-х — начале 90-х годов в Советском Союзе развернулась острая дискуссия о темпах, формах и методах реформы имущественных отношений. Наиболее радикальный вариант реформы собственности отстаивала группа экономистов во главе с Е.Гайдаром.

Их идеи легли в основу «Программы экономических реформ» (1991). Другая группа экономистов, выступившая в поддержку реформ, была представлена Г.Явлинским, Н.Петраковым, А.Мельниковым.

В программе «500 дней», разработанной командой Шаталина-Явлинского, в первые 100 дней предполагалось провести двухэтапное разгосударствление экономики: крупные предприятия преобразовать в акционерные общества (с последующей распродажей акций среди трудовых коллективов и населения), а небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг приватизировать.

Либералам противостояли сторонники мягкого, поэтапного реформирования государственной собственности. Предложенные ими проекты разгосударствления (в советское время чаще всего использовался этот термин) предусматривали постепенное ограничение роли государства в экономике.

Сторонники мягкого реформирования советской экономики отстаивали идею «особого российского пути» в экономической модернизации.

Ему соответствовала модель «смешанной экономики», в рамках которой частная собственность ограничивалась сферой услуг, высокотехнологичными отраслями и отраслями промышленности, производящими товары народного потребления.

В ноябре 1991 г. Б.Ельцин сформировал правительство, в состав которого вошли сторонники радикальных рыночных реформ во главе с Е.Гайдаром. Этому правительству и предстояло начать реформу отношений собственности. Государственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена 11 июня. В программе был сформулирован конкретный механизм приватизации.

Государственная программа приватизации предусматривала проведение приватизации государственной собственности в два этапа. Первый, чековый этап, должен был начаться в июне 1992 г. и завершиться к 1 июля 1994 г. В 1992 г.

предусматривалось провести так называемую «малую» приватизацию предприятий торговли, питания и бытового обслуживания; мелких (с численностью до 200 работников) предприятий пищевой и легкой промышленности. Мелкие предприятия с числом занятых до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн.

руб. подлежали продаже на аукционах (конкурсах). Предприятия с числом занятых более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов более 50 млн. руб. приватизировались путем преобразования в открытые акционерные общества. С июля 1994 г.

планировалось перейти ко второму — денежному — этапу приватизации, в ходе которого безвозмездная передача государственного имущества прекращалась.

Основная цель первого этапа приватизации в том виде, в котором ее сформулировали реформаторы, состояла в создании новой экономической и социальной структуры общества. Однако среди заявленных целей не фигурировала самая главная — политическая. По мысли авторов программы, приватизация была призвана придать реформам необратимый характер.

Вот как значительно позже писал об этом А.Чубайс: «Основная проблема состояла в том, чтобы реализовать все, что способствовало бы отрыву страны от коммунизма; все, что помогало уничтожить основы коммунистической идеологии и коммунистического режима в стране.

Принятый вариант приватизации быстро решал задачу отделения предприятий от государства.»

Немаловажную роль играли и внешнеполитические обстоятельства. Российские реформы проводились под пристальным вниманием Запада. Реформаторы, как отмечает французский экономист, главный редактор «Courrier des pays de I'Est» М.А.Кронье, стремились доказать международным организациям и прежде всего МВФ свою приверженность реформам и готовность идти по этому пути до конца.

На первом этапе приватизации был достигнут широкий внутриэлитный компромисс, а сопротивление влиятельных групп интересов и трудовых коллективов в целом было преодолено.

Но, тем не менее, правительственная команда опасалась роста социальной напряженности в стране. Чтобы «нейтрализовать» возможный всплеск социального недовольства, был предложен механизм, уже задействованный ранее в Чехословакии и Болгарии.

Было решено выдать всем гражданам России приватизационные чеки (ваучеры).

Система чеков была введена Указом Президента в августе 1992 г. Чеки выдавались с октября 1992 по февраль 1993 г., за этот период 144 млн. российских граждан получили ваучеры.

Каждый владелец ваучера имел право использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия; участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда либо продать свой чек. Одновременно в стране возникли чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), за короткий период в РФ было создано 400 ЧИФов.

На практике ваучерная приватизация обернулась чисто популистской мерой, а ЧИФы превратились в разновидность финансовых пирамид, выкачивающих средства у населения.

В период с 1992 по 1994 г. в России было приватизировано 111,6 тыс. предприятий, на которых работало свыше 2/3 промышленных рабочих. «Пик» приватизации пришелся на 1992 г., в течение которого было приватизировано 46,8 тыс. предприятий. Большинство из них составляли объекты «малой» приватизации. К середине 1994 г.

свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта были переданы в частные руки.

В отраслях материальной сферы реформы собственности развивались медленнее — в первую очередь приватизировались мелкие и средние предприятия потребительского сектора (производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность).

К созданию массового слоя собственников она не привела: в 1992-1994 гг. собственность в основном сосредоточилась в руках акционеров — инсайдеров, представленных менеджерами и работниками предприятий. В конце 1994 г. 60% приватизированной собственности принадлежало этой группе собственников.

Не были достигнуты и другие цели приватизации — собственность не перешла в руки настоящих собственников, не были обеспечены реструктуризация производства, повышение его эффективности и привлечение в производство иностранных инвестиций.

Решение этих задач было перенесено на следующий — денежный — этап приватизации.

В июле 1994 г. срок ваучерной приватизации истек. Основным юридическим документом, регулирующим переход к следующему — денежному — этапу, стал Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г.

На этом этапе менялся вектор приватизации — от бесплатной и быстрой раздачи собственности предстояло перейти к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации.

В интересах привлечения стратегических инвесторов предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы крупные пакеты акций — не менее 15-25% уставного капитала предприятия.

Денежный этап приватизации должен был обеспечить выполнение трех стратегических задач: сформировать инвестора, владеющего значительными пакетами акций; обеспечить приватизируемые предприятия средствами, необходимыми для проведения структурной перестройки, и способствовать наполнению доходной части бюджета.

На денежном этапе приватизации замедлились темпы проведения реформы собственности. В 1995 г. было приватизировано 10152 предприятия, по сравнению с 1994 г. количественные показатели приватизации сократились вдвое.

Но одновременно с этим, как отмечают аналитики, изменился и профиль предприятий, прошедших акционирование, — это были в основном средние и крупные предприятия базовых отраслей, составляющих производственный потенциал страны.

На этом этапе обострились противоречия между новыми собственниками и менеджментом предприятий. По данным ВЦИОМ, 74% новых инвесторов отказывались инвестировать средства в собственность, пока у руководства предприятием оставался старый менеджмент.

Серьезной проблемой в ходе проведения денежной приватизации стало отсутствие денежных средств, которые могли быть направлены на покупку предприятий. Свою роль сыграл и фактор политической нестабильности. В 1995-1996 гг.

должны были состояться выборы в государственную думу и выборы Президента РФ, и пока их результаты не были определены, потенциальные инвесторы не были готовы вкладывать средства в производство.

К концу 1995 г. процесс приватизации в стране приостановился. Приближались выборы, — вспоминал один из руководителей Госкомимущества, — и инвесторы «были смертельно запуганы возможностью коммунистического реванша» — рассчитывать на них не приходилось.

Вместе с тем бюджетное задание приватизации на 1995 г. было зафиксировано на уровне 8 трлн. руб., и его надо было выполнять. Когда составлялся бюджет на 1995 г., Госкомимущества предполагал, что удастся выставить на продажу пакеты акций нефтяных компаний.

Но когда бюджет уже был принят, Государственная дума запретила продавать предприятия ТЭК.

Идею залоговых аукционов предложил глава ОНЭКСИМ-банка В.Потанин. Схема была следующая: государство передавало банкам на конкурсной основе во временное управление контрольные пакеты акций нефтяных компаний.

В обмен на акции правительство получало кредит от банков, средства которого шли на погашение бюджетных расходов. По окончании срока правительство либо возвращало кредит, либо акции переходили в собственность банков. Поскольку в бюджете 1996 г.

средства на погашение задолженности предусмотрены не были, всем участникам сделки с самого начала было ясно, что через год-два залогодержатели превратятся в собственников.

В конце августа 1995 г. президент подписал указ о залоговых аукционах. В декабре 1995 г. были проведены аукционы по продаже акций 12 предприятий. Фактическая сумма дохода федерального бюджета при продаже акций составила 5,1 трлн. руб.

В экономической литературе доминирует негативное отношение к залоговым аукционам. Позиции авторов сводятся к следующим мнениям. Во-первых, залоговые сделки носили внеэкономический характер, и дать им реальную экономическую оценку невозможно. В ходе них государственная собственность продавалась по крайне заниженной цене, без предпродажной подготовки предприятий.

Во-вторых, сохранялось неопределенным «инвестиционное будущее» передаваемых в залог предприятий. В-третьих, эффективность залоговых сделок с точки зрения реальных инвестиций в производство была минимальной. В-четвертых, конкурсы проводились при отсутствии подлинной конкуренции и наличии заведомо определенных победителей.

В-пятых, «рядовые» инвесторы от участия в залоговых аукционах были отстранены.

В результате залоговых аукционов пакеты акций ведущих российских предприятий (РАО «Норильский никель», Сиданко, ЮКОС) достались двум банкам — Менатепу и ОНЭКСИМ-банку.

Судьба этих приватизационных сделок решалась не на экономическом, а на политическом уровне. Залоговые аукционы состоялись в декабре 1995 г.

В истории российской приватизации это была последняя массовая продажа крупных производственных объектов.

Реформа собственности в России осуществлялась рекордно высокими темпами и в сжатые сроки. Такой скорости преобразований государственного сектора не знала ни одна страна с переходной экономикой.

В ходе реформы собственности приоритетными были политические задачи, а не цели экономической эффективности.

При этом либеральные экономисты подчеркивают, что основной задачей правительства реформаторов был «разрыв» с командно-административной системой и формирование основ новой рыночной экономики.

Реформа собственности в России проводилась при отсутствии широкой социальной базы. Бесплатную раздачу государственной собственности реформаторы мотивировали отсутствием у населения финансовых средств, необходимых для приобретения объектов собственности. Основная масса населения, в самом начале реформ потерявшая свои сбережения, принять участие в приватизации не смогла.

Формы и методы, которыми проводилась приватизация, способствовали криминализации российской экономики и росту в стране коррупции. Преступные группировки приняли активное участие в приватизации.

На первых этапах разгосударствления около 35% капитала и 80% «голосующих» акций перешли в руки криминального мира.

За годы реформ доля экономических преступлений в общем составе совершенных в РФ преступлений неизменно возрастала.

Из сборника “Приватизация в России и других странах СНГ”, под ред. академика В.А. Виноградова.

3 декабря компания опубликовала видеролик, посвященный уходу в отставку Анатолия Чубайса. ряд, в который вошли отрывки встреч, презентаций и выступлений Чубайса, сопровождается под песню Александра Зацепина «Есть только миг».

Российские пользователи остались недовольны видеороликом и его пафосом по отношению к уходящему главе «Роснано».

Источник: https://pikabu.ru/story/privatizatsiya_v_rossii_90kh_6124856

В каком году началась приватизация

Приватизация когда появилась

Приватизация жилья – бесплатное оформление жилых квадратных метров из государственной, муниципальной собственности в личные права владения граждан. Стартовала обозначенная программа с начала 1991 года. Но фактически началом приватизации квартиры считается сентябрь 1992 года.

Когда собственно началась и представлена программа приватизации жилья в России?

Слухи о запуске программы приватизации ходили еще до момента ее начала. Еще до первых оформлений заговорили, что она будет на безвозмездной основе.

Изначально предусматривалась денежная приватизация, но она потерпела крах, поскольку всего 0,2% граждан в то время решились на такую процедуру.

Начало приватизации жилья непосредственно в России – 4 июня 1991 года согласно принятому закону РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».

Сроки приватизации недвижимости в России

Что касается непосредственно сроков проведения приватизации муниципального жилья, то изначально программа была обозначена до 1 марта 2015 года. Затем продлена до 2016 года, и далее до 2017 года.

На сегодня решен вопрос о бессрочном продлении бесплатной процедуры передачи государственного, муниципального жилья в частное владение российских граждан. Постановление было подписано от 10.02.2017 года.

Переоформить на себя квартиру в любое время имеют право несколько категорий граждан. К ним относятся:

  • граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, после освобождения;
  • те, кто длительное время находился за пределами российского государства в командировке;
  • на основании судебного решения, если суд признает представленные причины основательными;
  • физические и юридические лица, которые встали на жилищный учет переоформления права собственности до 01.03.2015 года;
  • дети-сироты;
  • ветераны войны;
  • граждане, ожидающие расселение из старых домов.

Такая возможность для всех граждан предоставляется только один раз в жизни. Исключение: несовершеннолетние имеют право дважды подать заявление на переоформление – до достижения ими 18 лет и после совершеннолетия, но тоже один раз.

Для начала оформления приватизации требуется подать заявление в администрацию по месту расположения жилья или в жилищный отдел, чтобы составить договор о передаче квадратных метров во владение нового собственника. Заявление и требуемую документацию можно подать в многофункциональные центры по месту жительства.

Родителем, опекунам, а также воспитателям детей-сирот нужно иметь одобрение от органов опеки и попечительства.

Бесплатное оформление

Процедура передачи государственного, муниципального жилья в частное владение делается бесплатно. Единые условия для ее осуществления:

  • право на проведение приватизационного процесса, к примеру, правообладатель ранее не проводил подобного переоформления;
  • несовершеннолетние обязаны участвовать в процедуре, а именно в равных правах;
  • переоформление может проводиться исключительно по согласованности между всеми жильцами, если недвижимость будет иметь долевой характер. В случае передачи обозначенного жилья в единоличное пользование остальные претенденты должны предоставить заверенный в нотариате письменный отказ.

Но несмотря на то что процедура бесплатная, все же потребуется оплата некоторых услуг:

  • оплата стоимости выдачи требуемых документов и справок;
  • нужно оплатить госпошлину за выдачу свидетельства о праве собственности Росреестром;
  • если процессом сбора документов занимается юрист, то нужно оплатить его услуги;
  • это же касается и заверения доверенности, выписок, отказа в переоформлении.

Приватизация может быть переведена в статус платной процедуры, что может ощутимо отобразиться на бюджете граждан, решивших провести переоформление имеющихся квадратных метров, которыми они пользуются по договору социального найма.

Оплата обязательной государственной пошлины при регистрации прав собственности в Росреестре:

  • для физических лиц составляет 2000 рублей;
  • для юридических лиц – 22 000 рублей.

Представленное положение регламентировано пп. 22 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Почему лучше приватизировать квартиру?

Гражданин, получивший в свое владение квадратные метры, вправе распоряжаться ими на свое усмотрение. Можно продать, подарить, передать по наследству и прописывать кого-либо по своему желанию. Среди преимуществ:

  • обозначенное жилье находится в собственности, поэтому выселить из него муниципальные органы не вправе;
  • можно делать ремонт или перепланировку, хотя последнее нужно непременно согласовывать с БТИ;
  • при приватизации квартиры всем участвующим лицам предоставляются равные доли квадратных метров.

Но переоформить квартиру можно при наличии согласия всех прописанных на обозначенных квадратных метрах. При этом главным условием считается включение в список собственников несовершеннолетних детей.

Свидетельствующим фактом владения приватизированной собственностью считается обязательная регистрация прав в регистрационной палате. В отмеченном органе нужно получить договор на передачу жилья в собственность.

Только после этой процедуры может быть осуществлена передача жилых помещений в собственность новому владельцу.

В основном общий процесс переоформления происходит в течение трех месяцев. Большая часть времени уходит на проверку представленных документов.

Как началась приватизация жилья?

До начала перестройки у граждан СССР не было возможности иметь жилье в частном владении и тем более продавать его открыто. Предпосылкой для создания программы приватизации послужило разрешение в 1958 году на создание строительных кооперативов, чтобы иметь возможность гражданам получить квадратные метры в многоквартирном доме в собственность.

Спустя 30 лет, в 1988 году было принято постановление правительства, где отмечалось, что граждане могут приобретать в собственность квадратные метры от государства и жилищного фонда.

Но в документе также прописывалось, что новые владельцы непременно должны бережно относиться к жилплощади и повышать его долговечность.

Впервые на основании этого появилась возможность приватизировать жилье гражданам, которые жили в квартирах по заключенному ими с государством, муниципалитетом договору социального найма.

Закон о приватизации был принят еще в 1991 году. Но на его основании гражданам приходилось в ходе переоформления в личную собственность жилья уплачивать разницу между ценой квартиры и непосредственно ценой «бесплатного жилья». Поэтому такая процедура проходила не так быстро, как рассчитывало государство. Поэтому был принят законопроект, что приватизация с 1993 года станет бесплатной.

На сегодня оформление приватизации жилья основано на добровольной основе. При желании перевести муниципальное жилье в личное надо иметь письменное согласие всех участников, а именно тех лиц, что имеют непосредственное право на определенную долю квадратных метров. Такая процедура бесплатная. В процессе переоформления в первую очередь нужно:

  • написать заявление;
  • составить договор;
  • подать бумаги в регистрационную службу;
  • направить все бумаги в БТИ.

Процесс переоформления прав собственности имеет бессрочный характер, поэтому у граждан имеется возможность получить в личное владение жилье, которое находится на государственном, муниципальном балансе. За гражданами остается право отказаться от уже приватизированных квадратных метров и вернуть их снова прежнему владельцу (государству, муниципалитету).

Источник: https://privatizacia.info/kogda-nachalas-v-rossii/

Приватизация жилья в России: история и статистика

Приватизация когда появилась

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 лет назад, 4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О приватизации жилищного фонда», который положил начало приватизации жилья в России.

Предыстория

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно— строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда».

Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было «способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров».

Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.

В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.

Закон о приватизации

4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», который предусматривал «бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде».

С 23 декабря 1992 г. закон носит название «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и действует до сих пор с изменениями.

Согласно документу, жилье может перейти в частную собственность при согласии проживающих в квартире или в доме, при условии своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и ряда других условий.

В частности, не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).

Приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма.

В его рамках они не имеют права в полной мере распоряжаться жилым помещением, например, продавать или сдавать в аренду, а также обязаны оплачивать установленную арендную ставку.

Но при этом они освобождаются от налога на недвижимость и платы за капитальный ремонт, что является обязанностью собственников приватизированного жилья.

Действующим законодательством также допускается деприватизация — отказ от ранее осуществленной приватизации и переход на договор социального найма.

Сроки

Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривает.

С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение.

Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2016 г. президент РФ Владимир Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.

Обсуждается вопрос и о дальнейшем ее продлении.

Статистика

По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47% от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. — 75%.

Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 г. всего в России приватизировано 30 млн 158 тыс. жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн кв. м, т. е. 79% от подлежащих приватизации. В январе 2016 г. глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%.

Процент приватизированных квартир между регионами разнится. Например, в Чувашии он составляет 83,3%, в Хабаровском крае — 76,5%.

В Москве, по данным департамента городского имущества на апрель 2016 г., приватизировано 2,8 млн квартир (более 85%), из них в 2015-2016 гг. перешли в частную собственность 60,7 тыс.

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/34086039-privatizatsiya-zhilya-v-rossii-istoriya-i-statistika/

Приватизация в России: кто ее придумал

Приватизация когда появилась

Виктория Барбаева. Специализация: экономика, финансы. Два высших образования: инженер и финансист. Экономист мебельной компании из Италии. Дата: 29 октября 2019. Время чтения 9 мин.

Ксения Коновалова

В 2019 г. исполнилось 27 лет приватизации в РФ. Это самое грандиозное ограбление народа и государства в истории человечества. С 1992 г. было приватизировано более 150 000 предприятий.

Вместо них создано 33 000 неэффективных организаций с собственниками, которые зарабатывают на спекуляции, а не на развитии производства. Убытки государства исчисляются триллионами долларов.

Кроме того, есть и другие последствия, такие как огромная социальная дифференциация общества и глобальное падение объемов производства.

Разгосударствление собственности осуществлялось в три этапа. В современном мире процесс этот считается частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы.

В РФ в момент перехода к рынку ему отводилась основная роль и результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающую область экономики.

Считается, что приватизацию в России придумал Анатолий Чубайс, однако он был лишь руководителем целой группы экономистов.

Программа и ее идеологи

Первый этап приватизации ваучерный, второй – денежный. У каждого из них имеются свои «авторы», но в целом сама идея разгосударствления собственности начала подготавливаться еще Юрием Владимировичем Андроповым.

Именно он, будучи Председателем КГБ СССР, разглядел в группе молодых питерских студентов, а затем и преподавателей университета, отличавшихся диссидентскими идеями реформирования экономики страны, будущих создателей схемы ограбления всего государства.

Архивное фото

Как пишет в своей книге «Мой XX век. Воспоминания» доктор экономических наук, академик РАН Владимир Алексеевич Виноградов, сам Андропов действительно хотел реформировать страну.

Но его целью было постепенное вхождение в Европу и рыночные отношения с максимальной выгодой для нас.

Как всегда, после смерти лидера его идеи видоизменили, что в результате вылилось в развал государства и его разграбление.

Но как бы там ни было, в 1982 г.

, как только Андропова назначили Генеральным Секретарем ЦК КПСС, создалась специальная комиссия Политбюро, целью которой стала подготовка реформирования советской экономики.

В нее пригласили группу молодых питерских экономистов во главе с Чубайсом, а также Егора Гайдара, работавшего в то время в центре подготовки реформаторов, организованном еще в 1976 г. Косыгиным.

Так вот именно эта группа и придумала ваучеры. Помимо двух главных идеологов, в комиссию входили:

  • Кудрин Алексей Леонидович – председатель Счетной палаты РФ, бывший Министр финансов;
  • Кох Альфред Рейнгольдович – заместитель председателя Правительства (1997 г.), председатель Госкомимущества (1996-1997 гг.);
  • Игнатьев Сергей Михайлович – председатель ЦБ РФ (2002-2013 гг.);
  • Илларионов Андрей Николаевич – советник Президента (2000-2005 гг.);
  • Дмитриева Оксана Генриховна – Министр труда и социального развития при Ельцине. Сегодня – руководитель фракции «Партия роста»;
  • Мордашов Алексей Александрович – миллиардер, владелец и генеральный директор ПАО «Северсталь»;
  • и другие.

    Игорь Михалев / РИАНовости

Второй этап – денежный (1995 г.). При помощи ваучеров были приватизированы по большей части не слишком крупные организации. За плату предлагались промышленные гиганты и предприятия нефтегазовой отрасли. Здесь идеологом выступил Владимир Потанин. Мошенническая схема проста:

  • государство размещает на счетах банков («ОНЭКСИМ», специально созданный для этих целей совместно с Михаилом Прохоровым, как и МФК (Международный финансовый клуб), принадлежащий ему, а также «Менатеп») суммы, за которые предполагается продать компанию;
  • банк предоставляет Правительству кредиты под залог крупных предприятий;
  • естественно, деньги не возвращались (фактически они были государственными. Это было одно из условий финансирования. Банк же по прошествии времени устраивал залоговый аукцион, где продавал организацию, чтобы вернуть деньги.

Покупатели были известны заранее. Да и цены устанавливались просто смешные для предприятий такого масштаба.

Руслан Кривобок / Ria Новости

Третий этап получил название точечного и начался в 1997 г. Начиная с этого момента и по сегодняшний день государство периодически выставляет на продажу акции своих предприятий.

Зачем это было нужно

Декларируемые цели приватизации имели очень малое отношение к действительности. В Законе говорилось о создании слоя эффективных владельцев компаний и о том, что частная собственность полезнее, чем государственная.

Действительные же цели были совершенно другие. Это была масштабная афера по перераспределению собственности в пользу нового привилегированного слоя. Как признался сам Анатолий Чубайс на семинаре в МГУ, главная задача была достичь точки невозврата, т.е.

развалить старую систему и создать ситуацию, в которой возникнет слой людей, которые мертвой хваткой вцепятся в свою новую собственность и не позволят вернуться прежним порядкам. Он говорил также: «Каждый проданный завод – это гвоздь в гроб коммунизма. Дорого берут – хорошо, дешево берут – тоже хорошо.

Мы и приплачивать готовы, лишь бы коммунисты не вернулись к власти».

Справка! К моменту выборов 1996 г. рейтинг Зюганова составлял более 35%, что обеспечило бы ему легкую победу.

Прежде всего важно было отстранить от приватизации народ. Специально перед началом процесса провели денежную реформу и все накопления граждан обнулили. Потом раздали ваучеры. Вроде бы людям что-то дали и они могут участвовать, а на практике собственность перешла исключительно в руки «своих».

По мнению Абрамова Михаила Давыдовича, президента аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики, ваучеры – это лишь прикрытие с целью легализации уже произошедшей приватизации, т.е. активы разобрали, но это надо было как-то узаконить. На самом деле никто не пытался создавать класс грамотных управленцев.

Василий Симчера, вице-президент российской академии экономических наук, считает, что требовалось каким-то самым дешевым способом получить активы Советского Союза. Простым путем такого сделать было нельзя, поэтому действовали по рецепту великого русского писателя Салтыкова-Щедрина, говорившего: «Если хочешь дело выиграть – запутай его».

Вы считаете приватизацию огромным обманом или справедливым разделением гос имущества?

В 1991 году Россия была второй экономикой планеты – 20% мирового ВВП производилось в нашей стране. По многим позициям мы выходили на 1 место. По прогнозам аналитического центра Абрамова М.А., если бы приватизации не было, то рост экономики составил бы минимум 300%.

Борис Ельцин и Анатолий Чубайс в санатории Волжский утес, Самарская область. Источник: Михаил Клементьев / РИА Новости

Как заявляет Колганов Андрей Иванович, заведующий лаборатории сравнительных исследований экономического факультета МГУ, даже в 2018 г. Россия еще не достигла уровня 1990-1991 гг. по производству.

То, что сегодня говорят, что мы увеличили объемы в 2-3 раза – это формальный расчет, относительно цифр, после развала. На самом деле объем изготовления продукции в реальном секторе экономики (не сырьевом) в 2018 г.

составляет лишь 4% от масштабов 1991 г. Например:

  • металлорежущие станки – 5%;
  • тракторы – 4%;
  • экскаваторы – 6%.

Это практически ничего. Потери громадные. Они оцениваются в 3 триллиона $.

Если говорить о денежном этапе, когда приватизировались предприятия сырьевого комплекса, то и тут ситуация ничуть не лучше. Потанин организовывал залоговые аукционы. По словам А.Б. Чубайса, они были нужны для поднятия рейтинга президента Ельцина, который составлял всего 2%. Было решено, что если срочно не сделать приватизацию, то на выборах победят коммунисты.

Путем аукционов в 1995 г. было приватизировано 12 крупных производств.

Таблица 1. Основные лоты

ПредприятиеДоля, %Сумма,
млн $млрд руб.*
Норильский никель51170,1772,37
Мурманское морское пароходство23,54 12518 730,39
Лукойл5141640,24
ЮКОС45159734,07
Сургутнефтегаз40,1288,9410,43
ОАО «Мечел» (Челябинский металлургический комбинат)151360,02

Источник: С.В. Степашин. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие)/ *курс на день проведения аукциона

Госкомимущество подсчитало, что общая вырученная сумма была меньше, чем прибыль, которую эти производства получали ежегодно, и составляла всего 1% от балансовой стоимости. Аналитические изыскания Степашина С.В. показали также, что:

  • занижение цен на аукционах 1997-1998 гг. привело к потерям в 115 млрд руб.;
  • итогом нарушений при продаже 85% акций ОАО «Восточная нефтяная компания» в 2002 г. стало недополучение казной в 425 млн $, или 13,3 млрд руб.;
  • при продаже ОАО «Тюменская нефтяная компания» в 2003 г. ее стоимость была уменьшена на 920 млн $, или 28,2 млрд руб.

И так по всем организациям. Другими итогами приватизации можно считать:

  • социальную дифференциацию. Доходы россиян сегодня отличаются более чем в 50 раз. Это прямое следствие схем;
  • основные средства многих организаций попали в руки иностранных инвесторов;
  • другая часть и вовсе оказалась у жуликов и воров, которые не собирались развивать производство, и бизнес стал убыточным;
  • материалоемкость (затраты сырья на единицу произведенной продукции) повысилась в 6 раз;
  • производительность труда понизилась в 4 раза.

    Сергей Степашин. Источник: Нина Зотина / Ria Новости

Источник: https://yakapitalist.ru/news/privatizaciya-v-rossi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.