Приобретение прав на земельные участки

Содержание

53 основания дают право на земельный участок без торгов в 2020 году

Приобретение прав на земельные участки
(материал обновлен 12 декабря 2019 года)

Право на земельный участок можно получить  от государства без торгов.

Для реализации права на участок достаточно использовать одно из 53-х оснований.

В рубрике: Земля без торгов найдете серию статей по получению земельного участка.

Земельный кодекс содержит больше 53 оснований, по которым можно получить право на земельный участок.

Я проанализировал все основания и некоторые объединил, поэтому всего получилось 53 способа получения участка.

В этой статье рассмотрим вопрос:

кто имеет право на земельный участок без торгов?

Попутно подскажу пошаговые алгоритмы действий, чтобы реализовать право на получение земли без торгов.

Иными словами, оценим основания и перспективы получения земли без проведения земельного аукциона.

На подготовку и написание этого аналитического материала у меня ушло больше 3 месяцев.

Потому что в труднопроходимых дебрях Земельного кодекса РФ очень легко заблудиться.

Для ясного понимания, кто имеет право на земельный участок, я подготовил интерактивную интеллект карту.

Интеллект карта дает возможность

за 2 минуты найти основание приобретения права на земельный участок без торгов.

Данная карта  находится в платном доступе. Вы ее найдете внизу этой статьи.

Там же короткое видео как пользоваться картой.

Итак, приступим.

Для удобства 53 основания, дающие право земельный участок без аукциона, разделены на 5 групп

Каждая группа содержит основания получения земельного участка на конкретном виде права.

Например, на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного пользования.

Чтобы не перегружать вас информацией, я разделил весь материал на 5 статей.

В каждой отдельной статье содержится описание конкретной группы оснований.

Каждое основание дает право на земельный участок без конкуренции на торгах.

1-ая группа: Продажа земельных участков без торгов.

В этой группе перечислены все основания, которые дают право купить земельный участок без участия в торгах.

Иными словами, земельный участок приобретается в собственность в обход торгов и аукциона.

Полное описание оснований см. в статье: Продажа земельного участка без торгов.

2-ая группа: Бесплатное предоставление земельных участков.

Это, наверное, самая желанная группа оснований, потому что право собственности на земельный участок можно получить бесплатно.

Мораль известной пословицы про сыр и мышеловку известна всем.

Отчасти эта мораль применима и к бесплатному получению земли.

Потому что хорошие земли очень редко попадают в категорию земель для бесплатной раздачи.

Если хорошие участки и предлагают бесплатно, то количество желающих, как правило,  превышает предложение.

Тем не менее,  в отдельной статье я изложил случаи, когда землю дают бесплатно.

Потому что нужно использовать все возможности для реализации права на земельный участок.

3-я группа: Предоставление земли в аренду без торгов.

Данная группа получилась объемной, поэтому пришлось статью об аренде земли разделить на 2 части.

В 1-ой части статьи изложены востребованные обычными гражданами способы получения арендных прав на земельные участки.

2-ая статья содержит основания для аренды земли, которые меньше востребованы у простых граждан.

Всего в 2-х статьях я описал 16 способов, которые позволяют взять землю в аренду без торгов.

4-ая группа: Право на получение земельного участка в безвозмездное пользование. 

Изучая основания безвозмездного пользования, я обнаружил, следующее.

Безвозмездное пользование в некоторых случаях является первым шагом к получению земли в собственность бесплатно.

В статье  14 способов получить в безвозмездное пользование участок раскрыл тему, потому что она интересна.

5-ая группа: Получение земли в постоянное (бессрочное) пользование.

Данную группу я включил в серию статьей «Земля без торгов» только для полноты информации.

Обычные граждане не могут получить земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования.

Тем не менее, ознакомиться с данным способом получения прав на землю можете ознакомиться в статье.

И в завершении хочу обратить ваше внимание на следующее.

Твердость вашего намерения получить права на земельный участок будет постоянно проверяться на прочность

Чиновники будут стремиться содрать с вас то, что им не положено.

Конкуренты будут пытаться обойти вас с целью заполучить права на земельный участок, который вы присмотрели.

Это неизбежное неудобство, с которым вы наверняка столкнетесь.

Однако это не означает, что вы должны «прогибаться» под чиновников или уступать конкурентам.

Ставить чиновников на место и переигрывать конкурентов удаётся тем, кто имеет понятный пошаговый алгоритм действий.

Пошаговая инструкция: 

Как получить земельный участок в 2020 году

Получить сейчас

Используйте инструкцию, потому что она поможет без взяток и заискивания перед чиновниками получить участок.

Земля принадлежит вам по праву рождения.

PS

Интерактивная карта проста в использовании.

Но если возникнут сложности или захотите узнать больше, смотрите видео по использованию карты.

Не забудьте получить доступ к Интерактивной интеллект-карте, пока время на таймере не истекло.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

Источник: https://paruslex.ru/pravo-na-zemelniy-uchastok/

Приобретение прав на земельные участки

Приобретение прав на земельные участки

Приобретение прав на земельные участки может осуществляться в силу различных право-гражданских, а также земельно-правовых оснований.

При этом стоит отметить, что представляется обязательным отличать термины «приобретение» и «возникновение» права собственности на землю.

Ведь, в том случае, когда мы говорим о возникновении права собственности, речь идет именно о появлении права собственности у государства (образования муниципальной направленности).

Замечание 1

Так в 17 статье ЗК Российской Федерации отмечается, что в какой-либо собственности федерального порядка находятся конкретные участки, право собственности на которые появилось у Российской Федерации в процессе разграничения государственной собственности на землю.

Приобретение земельного участка по большей части означает именно появление специального права собственности у государства или же других субъектов по основаниям, которые ранее были предусмотрены на то соответствующим законом (8 статья ГК Российской Федерации).

На возможность получения Российской Федерацией участков по гражданско-правовым основаниям отмечается в 17 статье ЗК Российской Федерации.

Примерно такой же термин применяется и в иных статьях ЗК Российской Федерации, например, в той ситуации, когда речь заходит о праве граждан – землевладельцев, а также землепользователей приобрести их в частную собственность.

Классификация по приобретению земельных участков

Стоит отметить, что есть следующая классификация оснований приобретения участков земельного характера в частную собственность:

  • какие-либо сделки, а также договоры (гражданско-правовой порядок), сюда же можно отнести процесс купли-продажи, дарение того или иного имущества, мена, рента, наследование земельных участков;
  • специальные документы органов государственной направленности и, конечно, органов местного самоуправления, которые в свою очередь предусмотрены конкретным законом в качестве определенного основания по появлению гражданских прав и, что не менее важно обязанностей.

Что касается последней группы оснований, то она в некоторых ситуациях называется административно-правовым способом (или же порядком) по получению конкретного права частной собственности на земельные участки, так как в ходе данного способа одной из сторон правоотношения выступает государственный орган или же местный орган самоуправления.

Замечание 2

Порядок административно-правовой направленности в большей своей мере заключается в передаче специальным компетентным органом в собственность частного характера из государственной или муниципальной собственности каких-либо земельных участков посредством первичного предоставления либо переоформления конкретных прав на землю. Таким органом компетентного порядка в наибольшем количестве ситуаций (вплоть до окончательного разграничения земель государственной направленности) выступает орган местного самоуправления.

Опиши задание

Отличие процедур

Отличие специальной процедуры «предоставления участка земельного порядка» от процедуры «переоформления прав на земельный участок» кроется в том, что во время предоставления земельного участка право собственности на него у граждан, а также лиц юридического порядка появляется впервые за плату или же вовсе бесплатно'. В большинстве случаев, предоставление какого-либо участка земельного характера осуществляется на основании конкретных итогов аукционов или же конкурсов. Бесплатное предоставление участков из собственности государственной или муниципальной направленности в частную собственность происходит в ситуациях, которые предусмотрены ЗК Российской Федерации и какими-то другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 28.3 пункт 2 К Российской Федерации).

Пример 1

Например, право на бесплатное получение в собственность определенных земельных участков под жилищное строительство в индивидуальном порядке или личное подсобное хозяйство имеют лица, которые являются героями СССР и России, кавалеры ордена Славы, граждане, имеющие трех и более детей, и ряд других категорий граждан.

Определенная процедура по осуществлению процесса переоформления конкретных прав частной собственности на тот или иной участок земли используется в тех случаях, когда лица уже обладают специальным правом, которое позволяет им на постоянной бессрочной основе пользоваться или вовсе пожизненно владеть данным участком, а конкретные юридические лица – имеют четкое право постоянного бессрочного пользования земельных участков и желают приобрести их в собственность. При этом стоит отметить, что все граждане занимающиеся переоформлением прав на землю, осуществляют данный процесс бесплатно и по собственному желанию, а лица юридического характера (кроме отмеченных в 20 статье ЗК Российской Федерации) – обязательно и за плату.

Замечание 3

Подчеркивая равенство лиц юридической направленности, а также граждан в определенных вопросах по получению в собственность земельных участков, ЗК Российской Федерации имеет в виду равное право на приобретение земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Тем не менее некоторые участки земли принципиально не могут находиться в собственности каких-либо юридических лиц, но при этом могут находиться в собственности граждан (например, для ведения личного подсобного хозяйства).

С другой стороны, есть такие процедуры, которые служат для приобретения права собственности на земельные участки и не используются в отношении граждан (приобретение права собственности юридического лица в результате внесения земельных участков в капитал уставной направленности).

Замечание 4

Именно из-за этого отмеченное равенство следует понимать, как некое потенциальное равенство в нравах, но не равенство во всех процедурах по получению участков различного целевого назначения, в свое время не изъятых из оборота и не ограниченных в нем.

Кодекс земельной направленности Российской Федерации по большей части занимается тем, что предусматривает два вида различных процедур предоставления земельного участка в собственность частного характера из государственной или муниципальной (по критерию какой-либо процедуры и целевого назначения участка): для осуществления строительства и для определенных целей, которые вовсе не имеют никакой связи со строительством. Предоставление конкретного участка для процесса строительства вовсе не означает, что оно будет проводиться исключительно на землях населенных пунктов. Такая процедура в силу своей универсальности вполне может использоваться и при предоставлении необходимого участка для процесса строительства какого-либо объекта промышленного характера за границами населенного пункта либо строительства турбазы на землях рекреационного назначения (с учетом специфики применения защиты земель данных категорий).

Два вида процедур

Стоит отметить, что специальная процедура, которая основана на предоставлении какого-либо земельного участка для осуществления процесса строительства обычно имеет два разных вида: с согласованием предварительного характера определенных мест размещения объекта, а также без предварительного согласования.

Важнейшим отличием у этих процедур является субъектный состав будущих граждан, которые являются правообладателями земельных участков, а также определенный порядок в процессе которого собственно и происходит получение в конкретном правовом виде земельного участка после его предоставления.

Во время процедуры предоставления земельного участка без согласования в предварительном характере мест размещения объекта право собственности или право аренды земельного участка появляется исключительно основываясь на итогах проводимых торгов (конечно, кроме ситуаций в которых происходит предоставление участка для строительства в пределах застроенной территории в соответствии со специальным договором о развитии застроенной территории), а его правообладателями становятся граждане и должностные лица юридической направленности. Этот порядок обычно включает в себя сразу несколько разновидностей: порядок общей направленности по предоставлению определенных земельных участков для осуществления процесса строительства (важно, что сюда не относится жилищное строительство); предоставление участка в соответствии со специальным договором о развитии застроенной территории; предоставление земельных участков для жилищного строительства. Что касается последней процедуры, то она в большинстве случаев содержит в качестве конкретной разновидности по предоставлению земельных участков для их комплексного освоения с конкретной целью жилищного строительства.

Вывод 1

Предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта в собственность не производится.

Такие участки подлежат передаче в аренду (в наибольшем количестве случаев), постоянное (бессрочное) пользование (для муниципальных, а также государственных учреждений, предприятий казенного порядка, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, в свое время прекративших исполнение своих полномочий), в безвозмездное срочное пользование (определенными организациями религиозной направленности для осуществления процесса строительства зданий, каких-либо строений, сооружений и, конечно, определенного благотворительного назначения).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/priobretenie-prav-na-zemelnye-uchastki/

Статья 5. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности | ГАРАНТ

Приобретение прав на земельные участки

Статья 5. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

1.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса.

2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами Калининградской области.

При этом заявитель должен представить документ об отсутствии реализации им права однократного бесплатного получения земельного участка в собственность, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Калининградской области.

Повторное предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно не допускается.

3. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

– изъятия земельных участков из оборота;

– установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

– резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

4. При заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, цена земельного участка устанавливается в размере:

а) предложенном победителем торгов в случае проведения торгов;

б) установленном высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области – при продаже земельных участков, находящихся в собственности Калининградской области или собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках;

в) равном рыночной стоимости земельного участка, на котором не расположены здания, строения или сооружения, если договор купли-продажи этого земельного участка заключается на основании решения соответствующего органа.

Рыночная стоимость земельных участков определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Цена земельного участка определяется без учета налога на добавленную стоимость и иных обязательных платежей.

5. До 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена:

– коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной собственности;

– гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.

До 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 5 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, приобретают такие земельные участки по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость.

6. Предоставление земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества из земель, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, гражданам на праве собственности может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ст. 30 и ст.

36 Земельного кодекса Российской Федерации и федеральными законами при наличии у заявителя документа, предоставленного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Калининградской области, об отсутствии реализации гражданином права однократного бесплатного получения земельного участка в собственность.

Повторное предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно не допускается.

Юридическим лицам предоставление земельных участков в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, производится только в случаях, прямо указанных в законодательстве Российской Федерации и Калининградской области.

Граждане, имеющие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, вправе оформить указанные земельные участки в собственность бесплатно в соответствии со ст. 20 Закона Калининградской области от 21.12.2006 г. N 105 “Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области”

7. В аренду земельные участки предоставляются:

– под имущественными комплексами предприятий на срок не более 49 лет;

– под объектами торговли, под объектами жилой, общественно-деловой, промышленной, коммунально-складской застройки на срок не более 25 лет;

– под временными объектами малой торговли на срок не более 5 лет;

– под индивидуальными жилыми домами на срок не более 25 лет;

– под размещение индивидуальных автостоянок (гаражей) на срок не более 10 лет;

– для садоводства на срок не более 25 лет;

– для огородничества на срок не более 5 лет;

– для ведения животноводства, сенокошения и выпаса скота на срок не более 25 лет;

– для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на срок не более 25 лет;

– для ведения личного подсобного хозяйства на срок не более 25 лет.

8. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: https://base.garant.ru/9746030/41f30b66f51d8e9f5a28b7a545140739/

Бесплатное приобретение прав на земельные участки. Читать онлайн

Приобретение прав на земельные участки

Целью настоящей работы является анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации о бесплатном предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также из земель, находящихся в частной собственности. Вопросы, связанные с бесплатным приобретением прав на земельные участки государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями нами не рассматриваются.

Граждане могут приобрести бесплатно земельные участки:

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности — на праве собственности.

б) из земель, находящихся в собственности других граждан и юридических лиц:

— на праве собственности на основании договора дарения;

— на праве безвозмездного срочного пользования на основании договора;

в) из земель, принадлежащих организациям отдельных отраслей экономики в виде служебного надела.

— на праве безвозмездного срочного пользования на основании решения соответствующей организации.

Юридические лица могут приобрести бесплатно земельные участки*(1):

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности — на праве собственности;

б) из земель, находящихся в собственности граждан — на праве собственности на основании договора дарения;

в) из земель, находящихся в собственности граждан и других юридических лиц — на праве безвозмездного срочного пользования на основании договора.

Таким образом, граждане и юридические лица могут приобрести бесплатно земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только на праве собственности. С учетом этого структура настоящей книги построена следующим образом.

В первом разделе рассматриваются условия и порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Во втором разделе рассматриваются условия и порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в частной собственности; рассматриваются условия и порядок совершения договора дарения и договора безвозмездного пользования.

К настоящей работе прилагается таблица, с помощью которой читатель легко сможет найти необходимые ему ссылки на законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения, связанные с бесплатным предоставлением земли отдельным категориям граждан.

Основания бесплатного приобретения гражданами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 ЗК РФ.

Как видим, о бесплатном приобретении земельных участков можно говорить лишь в двух случаях: при предоставлении в собственность и в безвозмездное срочное пользование. Возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сомнений не вызывает.

Иначе дело обстоит с предоставлением названных земельных участков гражданам в безвозмездное срочное пользование.

Согласно п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются «гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса». Подпунктом 1 п.1 ст.

24 ЗК РФ установлено, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только юридическим лицам, указанным в п.1 ст.20 ЗК РФ (т. е.

государственным и муниципальным учреждениям и федеральным казенным предприятиям).

Таким образом, приведенный анализ норм ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что граждане могут приобрести бесплатно земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только на праве собственности.

Следует иметь в виду установленные законодательством РФ ограничения в рассматриваемой сфере.

Так, право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно п.5 ст.28 ЗК РФ названным лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату.

Следующее ограничение связано с правовым режимом соответствующего земельного участка. Законом могут быть установлены случаи, когда предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан не допускается.

К таким случаям относятся, в частности, изъятие земель из оборота и ограничение в обороте. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ в частную собственность не могут быть предоставлены земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота.

Земельные участки, относящиеся к категории земель, ограниченных в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, когда их предоставление допускается федеральными законами.

К землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, на которых расположены следующие объекты федеральной собственности:

— государственные природные заповедники и национальные парки;

— здания, строения, сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;

— здания, строения, сооружения, в которых размещены военные суды;

— объекты организаций федеральной службы безопасности;

— объекты организаций федеральных органов государственной охраны;

— объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

— объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы административно-территориальные образования;

— исправительно-трудовые учреждения и лечебно-трудовые профилактории соответственно Минюста РФ и МВД РФ;

— воинские и гражданские захоронения;

— инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки:

— в пределах особо охраняемых природных территорий, не изъятых из оборота в соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ;

— в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

— занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

— занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не изъятые из оборота в соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ;

— в границах закрытых административно-территориальных образований, не изъятых из оборота в соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ;

— предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

— предоставленные для нужд связи;

— занятые объектами космической инфраструктуры;

— расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

— предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

— загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Граждане, имеющие право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность

В соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ «предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ».

Как видим, перечень нормативных правовых актов сформулирован в п.2 ст.

28 ЗК РФ исчерпывающим образом, что исключает возможность применения при определении случаев, когда земельные участки могут быть предоставлены в собственность бесплатно, актов Президента РФ, Правительства РФ и актов органов местного самоуправления.

В связи с этим, как может показаться граждане, которым право на бесплатное приобретение земли в собственность было предоставлено указами Президента РФ, постановлениями Верховного Совета РФ и Правительства РФ в настоящее время лишаются этой льготы. Однако, подробный анализ нормы п.2 ст.28 ЗК РФ позволяет заметить следующее.

Во-первых, названными актами были установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, а не случаи, при которых предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно.

Во-вторых, если прибегнуть к буквальному толкованию нормы п.2 ст.28 ЗК РФ, становится очевидным, что под «случаями» в контексте рассматриваемой нормы подразумеваются обстоятельства (ситуации, условия), при которых у определенного этими обстоятельствами круга граждан, возникает право на бесплатное приобретение права собственности на земельный участок.

Граждане, названные в таких «случаях», определяются безотносительно к их личности (см., например, п.5 ст.20 и п.3 ст.21 ЗК РФ).

Категории же граждан, напротив, определяются исходя из личностных характеристик определенных слоев населения, их социального, семейного или служебного положения (например, многодетные семьи, военнослужащие, граждане, награжденные орденами различных степеней и т. д.).

Вышесказанное, на наш взгляд, позволяет исключить применение п.2 ст.

28 ЗК РФ в случаях установления льготных категорий граждан, а поскольку иной порядок их определения ЗК РФ не предусматривает, следует исходить из того, что категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность, могут быть определены как нормами ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, так и нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с Земельным кодексом РФ право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность предоставлено гражданам, которым ранее эти участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования (п.5 ст.20) и пожизненного наследуемого владения (п.3 ст.21). Кроме того, п.6 ст.

36 ЗК РФ предусмотрена возможность принятия органом исполнительной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Речь в данном случае идет о земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, строение или сооружение, принадлежащее гражданину на праве собственности.

Источник: https://bzbook.ru/Besplatnoe-priobretenie-prav-na-zemeljnye-uchastki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.