Принятие нормативно правовых актов

Написание нормативных правовых актов. Принятие закона

Принятие нормативно правовых актов

Принятие нормативного правового акта вызвано необходимостью юридического обоснования, связанное с внесением, дополнением, изменением, запрету. Внесенный законопроект, по сути своей, является регулятором общественных отношений.

Внесенный законопроект проходит сложную процедуру от внесения до его принятия.

Принятие происходит в трех чтениях, каждое чтение по сути своей, должно убрать все неточности, размытые понятия в тексте законопроекта, определить финансово – экономическую составляющую.

Принятие нормативно — правового акта обусловлен необходимостью внести в рамки закона той или иной момент, который станет регулятором общественных отношений. «Структура закона занимает важное место в законодательной технике и имеет существенное практическое значение.

Правильное распределение правового материала в тексте закона делает его структуру четкой, стройной, логической, последовательной, помогает быстро ориентироваться в содержании закона, способствует лучшему его усвоению, обеспечивает использование на практике в соответствии требованиями законности».

Основные признаки закона должны включать следующие основные признаки: закон принимается только высшими представительными органами государственной власти — парламентом страны, на всеобщем ании (референдуме); закон регулирует основополагающие, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения; закон обладает наивысшей юридической силой; закон является нормативным актом; закон регулирует общественные отношения; закон принимается в особом порядке, предусмотренном Конституцией и регламентом парламента.

Законотворчество — процесс создания закона.

В зависимости от закона существует несколько видов законотворчества: принятие закона от имени Российской Федерации; принятие федерального конституционного закона; принятие федерального закона; принятие закона субъекта Российской Федерации; принятие нормативного правового акта министерством, губернатором, главой администрации, главой поселкового совета, директором предприятия.

Виды правотворчества можно разделить на следующие разделы: правотворчество органов исполнительной власти; правотворчество органов исполнительной власти; правотворчество министерств; правотворчество субъектов; участие в правотворчестве граждан; договорное правотворчество; локальное правотворчество.

Основным признаком принятия закона является его необходимость, механизм государственного регулирования общественных отношений, несет изменение в ранее принятый закон, дополняет ранее принятый закон. Основные положения внесённого законопроекта, внесения изменения в закон описывается в преамбуле.

Преамбула представляет собой вводную часть вносимого законопроекта или в части его изменения, дополнения, в которой описывается мотивы его принятия, задачи и цели. Преамбулу следует излагать четко и кратко. Основной частью закона является его нормативно — правовое содержание, в котором описываются предписания и запреты.

Нормативно — правовое содержание закона должно излагаться логически правильно с разделением на статьи, пункты, части, каждая из которой начинается с «красной строчки», пунктам и частям в тексте законопроекта придается равноценное значение.

Внесение изменения в ранее принятый закон излагается не по статьям, а по пунктам с цифровым обозначением. Постановляющая часть вносимого законопроекта или внесение изменения в ранее принятый закон разбивается на разделы главы параграфы, заголовки.

Это все позволяет внесенному законопроекту, внесение изменения в ранее принятый закон, понятней выразить суть, что позволяет ознакомиться с предметом закона и легко ознакомиться с предметом закона, нормативно — правовой акт излагается постатейно.

Законодательная техника является необходимой часть создания закона. Это делается для того, что бы он был понятным для широкого круга людей.

«Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов.

Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрировано формулируются в отрасли знания, именуемой законодательно техникой».

Принятие вновь законопроекта несет в себе отмену принятого ранее, или той части, которая описана в преамбуле вносимого законопроекта, такое положение трактует законодательная техника. Это связано с тем, чтобы упорядочить нормативно — правовую базу, изъять из оборота устаревшие нормативно — правовые акты, части, разделы, пункты, которые применяются в связи с принятием нового закона.

Завершающей частью принятия внесённого законопроекта, части, раздела, пункта считается опубликование закона и вступление его в законную силу. Принятый закон обязательно должен быть опубликован.

Опубликование закона происходит в официальных СМИ (Средствах массовой информации), газетах, радио, освещение по телевидению, освещение непосредственно государственными органами, общественными организациями. Закон вступает в законную силу с момента его опубликования.

Нормативно — правовые акты имеют свою иерархию, уровни, направления, специфику, поэтому подписание закона происходит подписью соответствующего лица. Нормативные правовые акты наивысшей юридической силы подписывают глава государства, председатель парламента, министр, губернатор, глава администрации, глава поселкового совета.

Субъектами принятия нормативного правового акта являются: орган или лицо, которое вправе, принять нормативный правовой акт; процедуры принятия правотворческих актов, включает в себя законодательный процесс, которое заключается в определенном решении уполномоченного на то лица, группы лиц, которая сформирована для приведения внесенного законопроекта в согласующей комиссии; нормативные правовые акты, которые устарели, либо частично требуют пересмотра законы, подзаконные акты.

Законодательный процесс заключается в стадиях. Процесс принятия нормативного правового акта состоит из стадий рассмотрения, утверждения, обнародования (оглашения).

Первый этап принятия внесенного законопроекта считается подготовительным (факультативным), который несет в себе предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта), согласно статьи 104 Конституции Российской Федерации; следующей стадией законодательного процесса считаются предварительные, в который входит составление текста, согласующие слушания, где определяется фактическое состояние области сферы общества в экономике, политике, социальной сферы; проводится анализ состояния законодательства по проблемам, относящихся к теме проекта; проводится подготовка законопроекта первоначального текста — это необходимо для того, чтобы в данной стадии поучаствовали согласительные комиссии из числа представителей заинтересованных органов, общественных организаций, ученых — юристов; подготовленный проект предварительно рассматривают на заседании согласительных комитетов и с присутствием органа, который внес законопроект на рассмотрение, законопроект дополнительно подвергают нескольким предварительным экспертизам правовой, финансовой, экологической и иным экспертизам; важнейшим моментом внесенного законопроекта, является вынесение на всенародное обсуждение; следующий этап правотворчества, возведение государственной воли в закон, с законопроектом готовится пояснительная записка в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, к законопроекту прилагается финансово — экономическое обоснование, прилагается справка, в которой поясняется, какие акты требуется дополнить, изменить, или не соответствуют Конституции Российской Федерации; следующая стадия заключается в том, что включение проекта в повестку для заседания, принятие внесенного законопроекта на рассмотрение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в трех чтениях: в первом чтении заслушивается доклад инициатора внесенного проекта на рассмотрение по существу; во втором чтении происходит слушание постатейно внесенного законопроекта, сообщается о том, что какие внесены поправки в ранее представленный текст законопроекта, на ании ставится отдельно каждая статья, раздел, глава, проекта; в третьем чтении не допускается внесение изменения во внесенный проект, в регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допускается порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Федеральным Собранием Федерального Собрания Российской Федерации, Президентом Российской Федерации; принятый законопроект подписывается тем лицом, на которое законом возложена данная процедура; заключительной стадией принятия считается — официальное опубликование законопроекта в СМИ (средствах массовой информации).

Источник: https://novainfo.ru/article/12690

Принятие и вступление в силу нормативных актов на государственном и муниципальном уровнях

Принятие нормативно правовых актов

Определение 1

Нормативные акты – это официальные документы, имеющие установленную форму, принятые органами государственного или муниципального управления в утвержденным законодательством порядке или посредством референдума, содержащие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и имеющие общеобязательный характер.

Нормативные акты являются результатом процедуры правотворчества, принимаемым в особом порядке определенным кругом субъектов и содержащим конкретные нормы права.

Российское государство реализует романо-германскую правовую систему, в рамках которой нормативные акты выступают в качестве основного, доминирующего источника права.

Принятие нормативных актов осуществляется органами государственного и муниципального управления в пределах определенной компетенции. Нормативные акты характеризуются определенной документальной формой, видом и правилами составления.

Совокупность нормативных актов, действующих на территории определенного государства, образует единую систему права.

Нормативные акты в соответствии с порядком принятия и юридической силой делятся на два вида:

  • во-первых, законы;
  • во-вторых, подзаконные акты.

В соответствии с принятой в Российской Федерации системой власти нормативные акты делятся на:

  • во-первых, нормативные акты Российской Федерации;
  • во-вторых, нормативные акты регионов России;
  • в-третьих, нормативные акты муниципального уровня.

Для России характерно построение иерархической системы нормативных актов, по принципу убывания их юридической силы. Эта система имеет следующий вид:

  • совокупность международных соглашений и договоров, признанных Россией, общепринятые нормы международного права;
  • основной нормативный акт России, то есть Конституция;
  • законы, представленные федеральными конституционными законами, кодексами и федеральными законами;
  • подзаконные нормативные акты, включающие в себя президентские Указы, правительственные Постановления и иные акты органов государственной власти федерального уровня;
  • локальные правовые акты.

Порядок принятия нормативных актов

Принятие нормативных актов осуществляется согласно установленной законодательством процедуре. К осуществлению законотворчества привлекают различные ветви власти и органы государственного и муниципального управления различного уровня.

В качестве инициаторов создания нормативных актов могут выступать российский Президент, обе палаты Парламента, российское Правительство, региональные органы государственного управления, органы муниципального управления, Конституционный, Высший Арбитражный и Верховный Суды Российской Федерации.

В общем виде порядок принятия нормативного акта можно отобразить следующим образом:

  1. формирование плана принятия нормативных актов, составляемого в соответствии с учетом предложений различных органов власти, которые проходят экспертную оценку Министерства юстиции России;
  2. составление технического задания на разработку нормативного акта. Данное техническое задание включает в себя в форму, вид, рабочее наименование, состояние разработки нормативного акта, перечень документации, которая подлежит разработке, структуру нормативного акта, заказчика и разработчика, сроки разработки нормативного акта, порядок его приемке, финансирование разработки;
  3. разработка проекта нормативного акта соответствующими комиссиями, органами государственного управления и иными органами;
  4. направление проектов нормативных актов в нижнюю палату Парламента, иные органы законодательной власти с приложением необходимой документации, обосновывающей необходимость принятия нормативного акта, оценивающей его согласованность с другими действующими нормативными актами, прогнозирующей ожидаемые последствия применения и содержащей финансово-экономическое обоснование;
  5. рассмотрение нормативного акта законодательным органом власти с целью его принятия, направления на доработку или реализации в его отношении право вето;
  6. направление принятых законодательным органом власти нормативных актов на утверждение Президенту страны (применяется в отношении федеральных нормативных актов);
  7. повторное рассмотрение нормативных актов законодательными органами власти;
  8. официальная публикация нормативных актов, обеспечивающая их вступление в юридическую силу.

Специфика действия и вступления в силу нормативных актов

Нормативные акты имеют действие во времени, которое определяется двумя аспектами:

  • во-первых, вступлением нормативного акта в юридическую силу;
  • во-вторых, утратой нормативными актами юридической силы.

Нормативный акт вступает в юридическую силу одним из следующих способов:

  • во-первых, за счет указания в тексте нормативного акта конкретной календарной даты, наступление который обеспечивает вступление нормативного акта в юридическую силу;
  • во-вторых, за счет указания в тексте нормативного акта обстоятельств, обусловливающих вступление нормативного акта в юридическую силу. Данные обстоятельства могут быть обозначены словосочетаниями «с момента подписания», «с момента опубликования» и прочими;
  • в-третьих, за счет истечения определенных указаний других нормативных актов.

Утрата юридической силы нормативных актов определяется следующими обстоятельствами:

  • во-первых, истечение срока, на который было осуществлено принятие этого документа. Данное обстоятельство имеет значение в отношении временных нормативных актов;
  • во-вторых, наступление срока, достижение которого объявляет нормативные акты отмененным.

Замечание 1

Помимо утраты юридической силы нормативные акты могут прекращать свое правовое действие. Причиной этому может стать, к примеру, принятие акта, наделенного большей юридической силой.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/prinyatie_i_vstuplenie_v_silu_normativnyh_aktov_na_gosudarstvennom_i_municipalnom_urovnyah/

Этап – принятие нормативно-правового акта

Принятие нормативно правовых актов

Этап – подготовки нормативно-правового акта.

Краткое изложение материала

1. Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт.

Правотворчество является лишь заключительным этапом правообразования. Правообразование представляет собой процесс появления (создания) новых общественных отношений, включающий в себя анализ и оценку сложившейся действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, а так же собственно правотворчество.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в закон, т. е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательное значение.

Цели правотворчества:

– создание новых норм права;

– конкретизация существующих правил поведения;

– детализация правовых предписаний;

– дополнение существующих правовых норм;

– отмена устаревших норм права;

Принципы правотворчества:

– демократизм;

– гласность;

– профессионализм;

– законность;

– научность;

– связь с практикой;

– своевременность;

2. Правотворческий процесс – последовательность этапов разработки, принятия и опубликования юридических норм.

Этапы и стадии правотворческого процесса:

Стадии:

– принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;

– подготовка текста нормативно-правового акта;

– обсуждение текста нормативно-правового акта;

– согласование проекта нормативно-правового акта;

– доработка проекта нормативно-правового акта;

Стадии:

– вынесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа;

– обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе;

– ание за одобрение (отклонение) проекта нормативно-правового акта;

– подписание проекта нормативно-правового акта;

– опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресатов;

Законотворчество – это процесс создания, изменения или отмены акта высшей юридической силы (закона).

Стадии законодательного процесса:

Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104 Конституции РФ);

Обсуждение законопроекта: происходит на заседаниях Государственной Думы, предполагает три чтения. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключение отдельных положений.

Принятие закона:

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном ании за него проало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (статья 105 Конституции РФ).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира (статья 106 Конституции РФ).

6. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

7. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

8. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (статья 107 Конституции РФ).

9. Обнародование закона: статья 15 Конституции РФ:

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

3.Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

Признаки нормативно-правового акта:

– результат правотворческой деятельности компетентных субъектов;

– содержит в себе правила поведения общего характера (нормы права);

– принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

– имеет определенную документальную форму;

– направлены на регулирование типичных отношений;

– обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций.

Виды нормативно-правовых актов:

1) от юридической силы:

· законы;

· подзаконные акты;

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Признаки закона:

– принимается только законодательным (представительным) органом государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

– регулирует наиболее важные общественные отношения. Содержит правовые нормы «первичного» характера;

– принимается и вводится в действие в особом процессуальном порядке;

– обладает высшей юридической силой;

Сущность высшей юридической силы:

– принимает и отменяет только законодательный орган (непререкаемость закона);

– все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным законом (Конституцией); если нормативно-правовой акт или акт применения противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;

– закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специального уполномоченного на то органа законодательной власти;

Классификация законов:

1) по юридической силе:

а) основные (Конституция);

б) обыкновенные (текущие):

Виды обыкновенных законов:

– по юридической силе:

– федеральные конституционные законы;

– федеральные законы;

2) по сфере действия:

– федеральные законы;

– законы субъектов федерации;

3) по внутренней структуре:

– текущие (закон о бюджете);

– кодифицированные (основы, кодексы, уставы, положения);

Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, призванный конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Признаки подзаконных актов:

– базируются на законе, издаются в пределах компетенции правотворческого органа;

– регулируют широкий круг общественных отношений;

– служат основанием для правоприменительной деятельности;

– имеют атрибуты: официальное название акта, наименование органа, принявшего его, дату издания, указание на территориальные пределы осуществления, срок действия и вступления в силу, порядковый номер, подпись руководителя или ответственных лиц;

Виды подзаконных актов:

1) по субъектам:

– акты Президента (указы, распоряжения);

– акты Правительства (постановления, распоряжения);

– акты министерств (приказы, инструкции и т.д.);

– акты государственных органов субъектов;

– акты органов местного самоуправления (решения, постановления);

– акты организаций;

2) по сфере распространения:

– общие;

– местные;

– ведомственные;

– внутриорганизационные;

3) по порядку принятия:

– единолично принятые (Указ Президента);

– коллегиально (Постановление Правительства);

4) срок действия:

– постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены (Конституция);

– временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (Закон о бюджете);

5) по сфере действия:

– общегосударственные;

– региональные;

– локальные;

6) по предмету регулирования:

– акты, регламентирующие государственно-правовую сферу;

– акты, регламентирующие уголовно-правовую сферу;

– акты, регламентирующие гражданско-правовую сферу и др

Лекция 11. Система права.

Тип занятия: Информационная лекция

1. Понятие, признаки и элементы системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.

Источник: https://studopedia.ru/2_126711_etap--prinyatie-normativno-pravovogo-akta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.