Предоставление земельного участка для обслуживания жилого дома

Содержание

Предоставление земельных участков для строительства жилого дома — регламент и особенности

Предоставление земельного участка для обслуживания жилого дома

В России у некоторых категорий граждан есть возможность получить землю для строительства у государства.

Это можно сделать на платной или бесплатной основе. Земля предоставляется в аренду или временное пользование.

Законодательство

Участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, прописан в Земельном кодексе. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе.

Россиянам гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной основе либо на бесплатной.

Право на определение критериев для выделения земли безвозмездно закреплено за регионами. При этом участок к моменту его передачи должен иметь четкие границы, состоять на кадастровом учете и отображаться на карте Росреестра.

Минимальный и максимальный размер участков устанавливается по усмотрению местных властей. Они зависят от региона предоставления земельных участков под жилищное строительство, наличия свободных земель, экономической ситуации в регионе и пр. Стандартно минимальный надел составляет 3 сотки, максимальный — 1,5 тыс. кв.м.

Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под ИЖС: без торгов и с проведением аукциона. Здесь указывается ряд оснований предоставления земель без торгов:

Таким образом, земли под ИЖС можно получить безвозмездно без торгов. При этом в Земельном кодексе указывается, что органы исполнительной власти обязаны опубликовать извещение о предварительном согласовании в выделении земли гражданину.

Повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.

Основания для получения

В Земельном кодексе закреплено право на земельные участки за многодетными семьями на бесплатной основе. К ним относятся семьи, которые состоят в официально зарегистрированном браке, и имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Получить землю под ИЖС могут и Герои СССР и РФ.

На перевод земельного надела в бесплатную собственность могут рассчитывать арендаторы, которые получили право пользования им еще в советское время и построили на нем дом. Или же владельцы земли, которая была выделена им на правах бессрочного или пожизненного владения.

Право на бесплатные участки закреплено за ними на федеральном уровне.

Именно местные власти вправе определять группы граждан, которым выделяется бесплатная земля. Обычно в их число входят:

  • лица, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилплощадь на человека в семье меньше регионального норматива в кв.м., проживают в аварийном доме или общежитии);
  • лица с ограниченными возможности и члены их семей;
  • семьи, на попечении которых есть дети-инвалиды;
  • ветераны ВОВ и боевых действий или семьи, потерявшие кормильца в ходе боевых действий;
  • молодые специалисты, работающие по приоритетным профессиям по программам привлечения востребованных кадров в село;
  • пенсионеры, которые постоянно проживают в селе;
  • инвалиды или члены их семей.

Все указанные лица могут реализовать свое право на бесплатный участок земли лишь единожды.

Условия получения

Условия получения земли под ИЖС в каждом регионе свои.

Например, для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Крыму нужно проживать на территории полуострова не менее 5 лет.

Тогда как гектар земли на Дальнем Востоке может получить любой гражданин РФ независимо от прописки. Главное, чтобы он занимался освоением и развитием вверенной ему территории.

В числе условий к заявителю могут значиться такие:

  • наличие статуса молодой семьи (в которой обоим супругам не более 35 лет) или многодетной семьи (в которое трое и более несовершеннолетних детей);
  • постановление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • наличие статуса молодого специалиста, работа по одному из приоритетных направлений по медицинскому или образовательному профилю при заключении бессрочного трудового договора в пределах сельского поселения и пр.;
  • наличие официального заключения о признании ребенка инвалидом.

Так, если он или члены его семьи владеют участком под дачное хозяйство, это не лишает их права на выделение бесплатной земли для строительства дома. Но повторно землю под ИЖС им не предоставят.

Необходимые документы

Перечень документов, которые потребуются для получения земли у администрации, зависит от категории получения льготы. Обычно в перечень запрашиваемой документации входят:

  • паспорта всех членов семьи/свидетельства о рождении;
  • документ, подтверждающий прописку на территории региона 3–5 лет (это может быть отметка из паспорта или решение суда);
  • справка из органов местного самоуправления о том, что гражданин ранее не использовал свое право на бесплатный участок;
  • документ, подтверждающий право на льготы (медицинское заключение об инвалидности, трудовая книжка, удостоверение ветерана боевых действий, пенсионное удостоверение и пр.).

Независимо от категории гражданина он должен предоставить заполненное заявление на выделение земли. Заявление подается в целях предварительного согласования выбранного участка или для выделения земли без торгов.

После получения такого согласования подается другое заявление с просьбой предоставить участок. В нем указывается предназначение объекта, предполагаемое место возведения постройки и ее площадь, обоснование размера земли, испрашиваемое право на землю (аренда, собственность).

В дальнейшем после строительства дома вместе с договором аренды (или иным договором), паспортами, кадастровой документацией можно переоформить участок в собственность.

Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов

Общий регламент предоставления земель под ИЖС прописан в Земельном кодексе. В статье 30 приводится два варианта выделения земли из государственной и муниципальной собственности:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием.

Согласно земельному и градостроительному законодательству предварительное согласование в ряде случаев не требуется.

В частности, если объект будет находиться в пределах города или села и соответствовать градостроительной документации и зонированию территории.

Также предварительное согласование не нужно при выделении земли для с/х или нужд лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального строительства или ведения ЛПХ.

Последовательность получения земельного участка можно представить следующим образом:

  1. Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
  2. В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
  3. Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается решение об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
  4. Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
  5. Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
  6. Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
  7. В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
  8. При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи. Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно.
    После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.

Когда возможен отказ?

Земельный кодекс четко ограничивает основания для отказа в предоставлении земли. Как правило, в их числе такие:

  • с заявлением обратилось лицо, которое не вправе рассчитывать на выделение ему земли без торгов;
  • участок обременен правами третьих лиц (или попросту уже был занят на момент заявки);
  • участок предоставлен НКО для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества и комплексного освоения территории под ИЖС;
  • на участке располагаются здания, сооружения и недострои, которые принадлежат другим гражданам, юрлицам или муниципальным властям;
  • участок был изъят из оборота или ограничен в обороте;
  • земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
  • участок расположен на территории, которая отдана другому лицу под развитие; земля выступает предметом аукциона;
  • площадь запрашиваемого участка под строительство превышает по размеру предельный норматив площади;
  • на участке должны располагаться объекты регионального значения или здания в рамках госпрограмм;
  • участки на заявленном виде прав не выделяются;
  • в отношении земли было принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • земля изъята для государственных и муниципальных нужд.

Отказать заявителю могут и в том случае, если предназначение участка не соответствует целям его использования или же он вовсе не отнесен ни к одной из категорий земель. В качестве дополнительных оснований для отказа могут выступать: необходимость уточнения границ земли, несоответствие площади заявленной.

Наиболее распространенными причинами отказа являются несоответствие категории заявителя требованиям к получателю, неполная комплектность документов или обнаружение в них неточностей и фактических ошибок.

Важные нюансы, на которые следует обратить внимание

К участку власти обязаны подвести все необходимые коммуникации: газ, воду, свет. Т.е. создаются все условия для строительства здесь жилой постройки для постоянного проживания. Поэтому важным условием владения землей под ИЖС выступает ее целевое применение.

Обычно первоначально выделенный пользователю земельный участок под ИЖС оформляют как обычный арендный договор с оговоркой о возможности передачи ее в собственность.

Но при условии строительства здесь жилого дома в течение трех лет она переводится в собственность.

В том случае, если земля под ИЖС не используется по своему целевому предназначению, на ее владельца могут наложить административный штраф. Например, если он решит открыть в доме мини-гостиницу или магазин, т.е.

возведет постройку не в целях постоянного проживания, а извлечения прибыли, построит не индивидуальный частный дом (для одной семьи), а многоквартирное строение, использовать выделенный участок под сельскохозяйственные цели для получения прибыли.

Конечно, на земле под ИЖС можно в дальнейшем заниматься садоводством, выращиванием овощей и использовать дом как дачу, но использовать землю только под эти цели нецелесообразно. Обычно дачные, садоводческие, огороднические земли гораздо дешевле, чем участки под ИЖС.

Таким образом, общий порядок предоставления земельных участков для строительства в собственность регулируется нормами Земельного кодекса и регионального законодательства.

Наделы земли под ИЖС могут быть выделены бесплатно или на платной основе.

Условия выделения земель могут предполагать их переоформление в собственность, заключение договора аренды, в том числе, с правом выкупа при условии строительства там дома.

В числе льготников, которым положена бесплатная земля, могут быть многодетные семьи, молодые специалисты, семьи с инвалидами, потерявшие кормильца, проживающие в стесненных условиях и пр.

В общем случае выделяют два вида передачи земельных участков: с проведением торгов и без таковых.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/predostavlenie-zemelnyx-uchastkov-dlya-stroitelstva.html

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение

Предоставление земельного участка для обслуживания жилого дома

СТ 39.20 ЗК РФ

1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

1.1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.

2.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее – неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

3.

Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

4.

В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

5.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

6. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

7.

В течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.

8. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1 – 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

9. Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 – 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.

10.

Размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 – 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.

11.

В случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.

Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется.

В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка.

Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.

12. До установления сервитута, указанного в пункте 11 настоящей статьи, использование земельного участка осуществляется владельцами зданий, сооружений или помещений в них в соответствии со сложившимся порядком использования земельного участка.

13. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-5-1/st-39-20-zk-rf

Размер земельного участка, подлежащего передаче собственнику недвижимости

Предоставление земельного участка для обслуживания жилого дома
Внимание! При использовании материалов с сайта
ссылка на источник www.garant.ru обязательна

Как собственнику недвижимости обосновать размер необходимого для ее эксплуатации земельного участка? Какие критерии, определяющие размер земельного участка, применяются компетентными органами власти и арбитражными судами?

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество, расположенное на земельных участках, обладают исключительным правом на выкуп этих участков или приобретение права аренды.

В этом случае перечисленные лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (ч. 5 ст.

36 ЗК РФ).

Проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении направляется заявителю в месячный срок со дня поступления заявления (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении этого земельного участка лицам, подавшим заявление. Им также направляется копия решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 7, 8 ст. N 36 ЗК РФ).

К сожалению, более четких критериев определения размеров земельных участков, подлежащих передаче собственнику недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, действующее законодательство не содержит.

Вместе с тем решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Порядок приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственником строения и лицом, не имеющим на данном земельном участке недвижимого имущества, сильно различается. В первом случае применяется ст.

36 ЗК РФ, во втором – ст. 38 ЗК РФ. Основная разница между этими статьями заключается в том, что приобретение земли по ст. 38 ЗК РФ осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, собственник недвижимости заинтересован в том, чтобы приобрести как можно больший земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Некоторые выводы относительно критериев определения размера предоставляемого под недвижимость земельного участка содержатся в судебной практике.

Так, рассматривая спор о том, в каком размере должен быть передан собственнику недвижимости земельный участок – 400 кв. м или 157,5 кв. м, Президиум ВАС РФ указал на следующее. Обществу по договору аренды для размещения магазина был предоставлен земельный участок площадью 400 кв.

м, границы которого указывались в прилагаемом к договору плане. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка, передаваемого собственнику недвижимости, определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.

2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” границы участка, подлежащего отчуждению, определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Следовательно, с учетом того, что в пользовании общества фактически находился земельный участок 400 кв. м, Президиум ВАС РФ признал обоснованным требование общества на выкуп земли указанной площади.

Данное решение представляется спорным, так как суд не исследовал вопрос о соответствии размера земельного участка функциональному назначению объекта недвижимости.

В другом деле собственник сторожевого поста площадью 5,3 кв. м решил приобрести земельный участок, на котором находился этот пост, площадью 1978,5 кв. м. Однако как собственник земли, так и суды отказали в удовлетворении требования собственника сторожевого поста исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение площадь земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ.

То есть предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Причем, как указал ФАС ДВО в постановлении от 11.10.

2004 N Ф03-А51/04-1/2742, отсутствие норм отвода земель для конкретных видов деятельности не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований собственника недвижимости о приватизации земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст.

36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

При этом площадь земельного участка, необходимая для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов.

Согласно представленным суду доказательствам, площадь, необходимая для эксплуатации сторожевого поста, непосредственно составляет 6,4 кв. м под строением плюс один метр по периметру для обслуживания объекта недвижимости.

Аналогичные аргументы привел ФАС СЗО, отказав собственнику недвижимости площадью 1626,2 кв. м в приобретении по ст. 36 ЗК РФ земли площадью 7780 кв.м (постановление ФАС СЗО от 02.09.2005 N А56-17781/03).

Источник: https://www.garant.ru/article/6624/

Земли населенных пунктов: виды разрешенного использования участков этой категории

Предоставление земельного участка для обслуживания жилого дома

Самыми востребованными для возведения построек являются земли, входящие в состав населенных пунктов (ЗНП).

Но перед выбором места строительства необходимо узнать:

  • в какую территориальную зону они входят;
  • какой имеют вид разрешенного использования (ВРИ).

Есть земли, на которых:

  • строить можно без ограничений;
  • строить можно с определенными ограничениями;
  • строить нельзя совсем.

Нецелевое использование земель может привести к:

  • признанию постройки самостроем;
  • отказу в оформлении права собственности на постройку;
  • сносу постройки.

Что такое ЗНП?

Земельный кодекс РФ определил 7 возможных категорий земель:

  1. государственного запаса;
  2. водного фонда;
  3. лесного фонда;
  4. природных объектов, находящихся под охраной государства;
  5. спецназначения;
  6. сельскохозяйственного назначения;
  7. населенных пунктов.

83 статья того же кодекса определила, что за ЗНП признаются те земли, которые не выходят за границы населенного пункта и предназначены для его застройки и/или развития инфраструктуры.

Установление указанных границ регламентируется статьей №84 ЗК РФ.

Право на их изменение принадлежит:

  • органам власти федерального значения;
  • местной власти;
  • судам, в рамках решения вопроса по тому или иному разбирательству.

Разделение земель поселений по видам разрешенного использования регламентируется классификатором ВРИ. Все земли населенных пунктов условно делят на крупные территориальные зоны.

Выделяют следующие основные зоны:

  • жилых построек;
  • общественно-деловых построек;
  • предпринимательства;
  • отдыха;
  • общественного пользования.

Каждая из перечисленных зон включает в себя сразу несколько ВРИ.

Жилые

Зона жилых построек включает в себя виды разрешенного использования земельных участков населенных пунктов для возведения жилых построек с кодами от 2.0 до 2.7.1:

  • блокированного типа — таунхаусы;
  • передвижного типа — кемпинги, палаточные городки;
  • средней этажности — многоквартирные дома до 8 этажей;
  • большой этажности — многоэтажки;

а также для возведения:

  • индивидуальных жилых домов (ИЖС) — частные дома, коттеджи;
  • бытовых построек — подсобки, гаражи;

и ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) — частный дом с участком, предназначенным под:

Включает в себя земли населенных пунктов с видами разрешенного использования для предоставления услуг с кодами от 3.0 до 3.10:

  • коммунальных,
  • социальных,
  • медицинских,
  • ветеринарных,

для создания:

  • мест, способствующих культурному развитию;
  • образовательных учреждений;
  • религиозных центров;
  • центров научной деятельности;
  • управленческих центров.

Предпринимательство

Включает в себя земли населенных пунктов с разрешенным использованием для создания:

  • центров делового управления;
  • торговых центров, магазинов и рынков;
  • коммерческих и страховых организаций;
  • точек общепита, гостиниц (отелей) и мест развлечения;
  • мест обслуживания автотехники.

Отдых

Включает в себя виды разрешенного использования земли поселений для создания:

  • спортивных объектов;
  • объектов туристической направленности;
  • игровых полей и полей для прогулок;
  • причалов, предназначенных яхтам, катерам и др.;
  • мест ловли рыбы и охоты на животных.

Зона общего пользования включает в себя виды разрешенного использования земельных участков земель населенных пунктов для создания:

  • автомобильных дорог,
  • пешеходных тротуаров,
  • водных объектов общего пользования,
  • парков и скверов,
  • кладбищ и др.

Дополнительные условия и ограничения

Вопрос о предоставлении участку с категорией земель «земли населенных пунктов» разрешенного использования вспомогательного или условно разрешенного вида решается органами местной власти.

При одобрении комиссией по землепользованию одному земельному участку могут дать до трех ВРИ:

  1. основной,
  2. условно разрешенный,
  3. вспомогательный.

За основу определения основного вида берется возможность использования земли населенного пункта с максимальной эффективностью.

То есть, если участок располагается в зоне жилых построек, то целесообразно разрешить там строительство:

  • дома,
  • магазина,
  • образовательного учреждения.

Если владелец участка посчитает, что надел используется неэффективно, он может подать запрос на добавление нового ВРИ, который будет иметь статус «Условно разрешенный». Для этого необходимо согласовать изменение с комиссией по землепользованию через публичные слушания.

К рассмотрению дела привлекаются все заинтересованные стороны:

  • представители администрации населенного пункта,
  • владельцы близлежащих участков,
  • сам проситель и др.

Условно разрешенный ВРИ может быть использован в качестве основного или совместно с ним. То есть, если комиссия одобрила предоставление нового ВРИ, на участке ИЖС можно построить дом и магазин, а можно только магазин или только дом.

Вспомогательный вид использования предполагает возведение на участке сооружений, которые не выходят за рамки двух вышеописанных ВРИ.

Например, при возведении жилого дома на участке ИЖС вспомогательным ВРИ будут являться хозпостройки.

Для возведения объектов, которые попадают под вспомогательный ВРИ, разрешение на строительство брать не нужно.

Вспомогательный ВРИ можно использовать только совместно с описанными выше видами.

Проект будущей постройки необходимо согласовывать с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) и градостроительным регламентом, которые принимаются на уровне местной власти.

В большинстве мест эти документы запрещают возводить здания, которые будут оказывать влияние на безопасность соседних сооружений. Например, нельзя строить дом ближе 1-3 метров от границы участка. Невыполнение этого требования может привести к признанию объекта строительства самостроем.

Также, к признанию жилого дома самостроем могут привести иные нарушения ПЗЗ и градостроительного регламента.

При этом существует два варианта:

  1. Снос самовольной постройки за счет лица, нарушившего нормы строительства.
  2. Возвращение права владения застройщика на постройку через суд.

Какой ВРИ нужен для строительства дома?

Частное строительство жилого дома на участке с категорией «земли населенных пунктов», позволяют следующие виды разрешенного использования:

  • ИЖС,
  • ЛПХ,
  • блокированная жилая постройка.

Расскажем подробнее о каждом из перечисленных выше ВРИ.

Индивидуальное жилищное строительство

Допускается возведение дома с общей этажностью, без учета цокольных этажей, не более 3-х, гаража и подсобных помещений. Дом исключительно одноквартирный. В пределах участка можно заниматься садоводством и огородничеством. Подробней про ИЖС можно почитать в этой статье.

Личное подсобное хозяйство

Допускается возведение дома с общей этажностью, без учета цокольных этажей, не более 3-х, гаража и подсобных помещений. Дом исключительно одноквартирный.

В пределах участка можно заниматься:

  • огородничеством,
  • садоводством,
  • скотоводством.

Подробней про ЛПХ можно прочитать здесь.

ЛПХ в пределах населенного пункта и ЛПХ на сельскохозяйственных землях – это разные вещи и разные ВРИ.

В первом случае дом строить можно без ограничений, во втором – можно по согласованию с комиссией по землепользованию и при условии, что выделенный участок будет постоянно обрабатываться и использоваться по назначению.

Поэтому стоит заранее узнать ВРИ и категорию участка. Есть несколько способов выяснить, к какой категории земель относится Ваш участок, самый простой из них — по кадастровому номеру. Подробнее о том, какая категория земли больше подходит для строительства дома или дачи, читайте здесь. Также полезной может быть информация из статьи: «Чем отличаются ИЖС, СНТ, ДНП«.

Блокированная жилая постройка

Допускается возведение нескольких одноквартирных домов, примыкающих друг к другу, максимальной этажностью, без учета цокольных этажей, не более 3-х, гаража и подсобных помещений.

В пределах участка можно возводить:

Подходящий ВРИ для ведения бизнеса

Для постройки объектов под бизнес подходит зона «Предпринимательство».

Для частного бизнеса лучше всего использовать такие виды разрешенного использования земельных участков населенных пунктов:

  • магазины,
  • точки общепита,
  • гостиницы,
  • автомобильные СТО.

Для возведения магазинов. Разрешается постройка, не превышающая 5000 метров квадратных. Здание может быть использовано для реализации товаров любого типа. При необходимости одновременно с магазином открыть кафе, у комиссии по землепользованию необходимо запросить добавление условно разрешенного ВРИ «Общественное питание».

Для строительства точек общепита:

  • столовые,
  • рестораны,
  • кафе,
  • иные места, где за еду необходимо платить.

Для строительства гостиниц:

  • отели,
  • гостиницы,
  • пансионаты,
  • другие места, являющиеся постройками для обеспечения посетителям комфортного пребывания в них — отдыха, но в которых не оказываются услуг медицинского характера.

Для обслуживания автотранспорта:

  • автосервисы,
  • мойки,
  • заправки и др.

Вы также можете получить информацию о землях населенных пунктов и видах их разрешенного использования из этого видео:

Выводы

Тезисно обозначим главные моменты статьи:

  1. ЗНП предназначены для развития города/деревни, в том числе для постройки жилых домов и объектов ведения бизнеса.
  2. Все ЗНП делятся на 5 основных категорий. Жилые дома лучше строить в зоне жилых построек, а объекты ведения бизнеса в зоне предпринимательства. Но по согласованию с местной администрацией можно решить вопрос о предоставлении наделу другого ВРИ.
  3. Один земельный участок может иметь сразу несколько видов использования. Это значит, что при одобрении комиссией по землепользованию, объекты ведения бизнеса можно строить в зоне жилых построек, и наоборот, жилой дом можно построить в другой зоне.
  4. При возведении постройки важно соблюдать не только зональность, но и нормы, которые устанавливают местные документы. Несоблюдение правил может привести к признанию постройки самостроем.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/vri/zemli-naselennyh-punktov-vidy-razreshennogo-ispolzovaniya

Блог

Предоставление земельного участка для обслуживания жилого дома

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий. 

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования.

Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.