Постановление правительства подзаконный акт

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами | Студент-Сервис

Постановление правительства подзаконный акт

Подзаконные нормативные правовые акты – это акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции.Подзаконные нормативные правовые акты, как правило, либо конкретизируют существующиенормы законов, либо устанавливают новые.

Главное условие – чтобы подзаконные акты соответствовали законам и не противоречили им.В соответствии с положениями ст.

3 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органыисполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления и органыгосударственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборахслучаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.Следует учитывать, что поскольку после принятия Конституции РФ подзаконные акты невключаются в объем понятия “законодательство”, ст. 4 НК РФ также не включает подзаконныенормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах.

Подзаконные акты служат средством реализации законодательных норм и, так же как законы, классифицируются в строгом иерархическом порядке:

  • акты Президента РФ (принимаются в форме указов и распоряжений и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам);
  • акты Правительства РФ (принимаются в форме постановлений и распоряжений и не должныпротиворечить Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ);
  • акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) (издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ).

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации, так же как подзаконные акты РоссийскойФедерации, имеют свою иерархическую структуру и распространяют свое действие на всех лиц и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ,

исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не должны изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, делятся на две группы:

1. Акты органов общей компетенции:
а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и законодательству о налогах и сборах, занимают главенствующее положение над другими подзаконными актами. В соответствии со ст.

90 Конституции РФ указы Президента РФ могут приниматься по любому вопросу, входящему в его компетенцию, в том числе по вопросам, составляющим предмет налогового права.Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворчества, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам.

 Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Начиная с 1991 г. президентами РФ принято большое количество указов по вопросам налогообложения.

 Со вступлением в действие части первой НК РФ принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие НК РФ, в соответствии с Указом Президента РФ от 3 августа 1999 г. N 977 “О приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации” были признаны утратившими силу.

 В настоящее время действуют, например, Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 “О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам” и ряд других;

б) постановления Правительства РФ. Главной функцией Правительства РФ в сфере

https://www.youtube.com/watch?v=PHJ_WShNRxo

налогообложения является проведение в Российской Федерации единой финансовой налоговойполитики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов.

В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях Правительство РФ вправеиздавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением исборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правительство РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:

  • ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ, в порядке и в пределах,определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);
  • порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ);
  •  порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ);
  •  порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).К постановлениям Правительства РФ в области налогообложения относятся:
  • Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382 “О перечнях сезонных отраслей ивидов деятельности, применяемых для целей налогообложения”;
  • Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”;
  • Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 259 “О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации” (вместе с “Правилами подготовки материалов для установления особых условий списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации”) и ряд других;

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением исборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением исборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

2. Акты органов специальной компетенции. К актам органов специальной компетенции

относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным сналогообложением и сборами, органов специальной компетенции, издание которых прямопредусмотрено НК РФ.Президент России Дмитрий Медведев 17 сентября 2011 г. представил в Госдуму РФ законопроектN 602755-5, вносящий поправки в ст. 140 (“Поводы и основания для возбуждения уголовного дела”) и ст.

 241 (“Гласность”) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). Поправки касаются экономических преступлений и сформулированы по итогам встречи президента с судьями 26 июля 2011 г.Документ призван окончательно закрыть возможность инициации дел об уклонении от уплатыналогов кем-либо, кроме Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – ФНС РФ).

Закон не будет иметь обратной силы, что не позволит пересмотреть несколько тысяч налоговых дел, до 2009 г. возбуждавшихся вне налоговой службы. Законопроекты ограничивают также гласность приговоров по экономическим делам – определением или постановлением суда приговоры по таким делам можно будет оглашать без мотивировочной части.

Акты органов специальной компетенции издаются:

1. Федеральной налоговой службой РФ (например, Приказ ФНС РФ от 4 марта 2010 г. NММ-7-6/96@ “О внесении изменений в Приказ МНС России от 10.12.2002 г. N БГ-3-32/705@ “Оборганизации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерскойотчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”; Приказ ФНС РФ от 12декабря 2006 г. N САЭ-3-13/848@ “О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи” (вместе с Временным регламентом обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и ряд других).В соответствии с положениями НК РФ ведомственными нормативными правовыми актами ФНС РФ

утверждаются:

  • форма требования об уплате налога (предусмотрено п. 5 ст. 69 НК РФ);
  • форма налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ);
  • формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотренозаконодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ);
  • особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учетаиностранных организаций (п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 84 НК РФ);
  • форма заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ);
  • формы извещения и специальной декларации, предусмотренные процедурой контроля зарасходами физических лиц (ст. ст. 86.1, 86.3 НК РФ);
  • форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведениивыездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);
  • форма и требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ);
  • форма акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов,свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).

2. Министерством финансов РФ (например, Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г.

N 101н “Обутверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы” (вместе сПоложением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу безрайонного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу, Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации) и др.).В конце декабря 2010 г. было принято решение о поэтапном снижении ставок пошлин на темные исветлые нефтепродукты. Так, в 2011 г. пошлины на темные нефтепродукты выросли с 40 до 46,7% от пошлин на сырую нефть, на светлые – 64%. В 2013 г. они должны выровняться на уровне 60% отнефтяной пошлины.Ранее Минфин выступал с инициативой повысить экспортные пошлины на нефтепродукты до 85 –90% от пошлин на нефть с тем, чтобы выйти на равную доходность от поставок нефти и нефтепродуктов

3. Федеральной таможенной службой РФ.

4. Государственными внебюджетными фондами.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/podzakonnye-normativnye-pravovye-akty-po-voprosam-svyazannym-s-nalogooblozheniem-i-sborami/

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

Постановление правительства подзаконный акт

В России любые документальные решения, которые принимает государство, муниципальный орган, юридическое должностное лицо называются правовым актом.

Нормативные правовые акты, указы, распоряжения могут принимать различные органы страны и отдельные граждане. Постановление правительства это закон или подзаконный акт.

Они содержат общие постановления, распространяются на определенный круг лиц с определенным периодом применения.

Для того чтобы разобраться, как правильно называть и различать, какие нормативные акты издает правительство Российской Федерации – изучите нашу статью.

  • Кто издает приказы в РФ?
  • Какие бывают правовые акты?
  • Какие нормативные акты издает президент РФ?
  • Постановления правительства издается или принимается?

Чем отличается постановление от указа?

Указ – в некоторых странах это нормативные акты главы государства. Постановления органа, который имеет власть и силу над законом.

Постановление – решение коллектива действующего органа, его официальное распоряжение.

Распоряжение – акт, который издается одним только руководителем учреждения. Распоряжение можно довести до исполнителей оперативных вопросов. Оно касается узкого круга лиц, работает на не долгосрочной основе.

Приказ – официальное распоряжение, которое выполняется в срочном порядке и неоспоримо.

Издание указов и распоряжений, кто занимается этим?

По статье № 90, в Российской Федерации издает и принимает указы Президент России. Принятые законы входят в список обязательных для исполнения, и исполняются по всей территории государства. При этом законы и указы, которые хочет принять глава державы, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным утверждениям.

Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. Нормативные законы вступают в действие сразу после их подписания. В течение 7 дней распространяются по всей территории страны.

Все нормативные акты строятся на политической иерархии. Все зависит от юридической силы документа. Царит над любым правовым, нормативным актом Конституция России, поэтому указы должны быть подзаконными и не противоречить правилам Конституции.

Нормативно правовые акты, указы, распоряжения, постановления: виды

Период действия законов определяется после момента их вступления в силу. Так документ может начать действовать во время принятия и опубликования, или по истечению установленного срока.

Поэтому из-за срока годности их разделяют на 2 вида:

  • Временный, периодичный акт.
  • Акт, действующий неопределенно или длительно.

Конкретно правовые акты разделяются на 3 основные группы. Каждая из них имеет свой срок действия, полномочия и распоряжения. Существует: закон, подзаконный акт, международный закон.

  • Закон издает высший орган государственной власти, который обладает высшей юридической силой. Акт могут принять только уполномоченные органы власти. В редких случаях закон может быть принят из-за гражданского референдума. Вносить правки, менять закон может только его создатель, то есть высший орган. Как правило, законы регулируют и развивают социальное, экономическое, военное положение общества и государства.
  • Подзаконный акт это документ, которые подробно прописывает действия закона. Он выстраивает иерархическую модель с целью прописать нормы так, чтобы они соответствовали прописанным нормам в высших источниках юридической силы. Также являются основой для более низких правовых актов. К подзаконным актам относятся: общефедеральные, муниципальные и акты субъектов федерации.
  • Международные законы принимаются вне определенного государства, а с помощью множество стран, которые после будут обязаны соблюдать принятый международный закон. Документ является частью национальной правовой системы.

Указы и распоряжения Президента, в чем разница?

Акт Президента – это документ, который принимает юридическую форму Конституции Российской Федерации, выражает решения власти и соблюдает конституционные полномочия. Президент, как глава органа власти может издавать, как указы, так и распоряжения. После издания закона любой гражданин, предприятие должно выполнять и придерживаться нормативным актам закона по всей территории РФ.

Но не секрет то, что не один Президент трудится над изданием закона, правового акта. Над этим работает вся администрация Президента. Принимается закон с помощью коллег депутатов, методом ания. А если дело касается указа Президента, то ание не играет никакой роли, ведь приказ обязывает всех выполнять его условия.

источник: Аргументы недели

Источник: http://usolie.info/news/eto-interesno/chem-otlichayutsya-ukaz-postanovlenie-rasporyazhenie-i-drugie-pravovye-akty.html

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Постановление правительства подзаконный акт

Продолжаю серию заметок “Правоведение для чайников”. Первые две части можно прочитать здесь – “Что такое право?” и “Правоотношения, юридические факты и правосубъектность”.

 Напоминаю, что “Правоведение для чайников” – познавательные статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи.

Жду ваших откликов и комментариев – что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать.В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования.

То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин. Здесь же нельзя поворачивать!»В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?».

Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое.

Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении.Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права:нормативные правовые акты;нормы международного права;обычаи;судебные прецеденты;акты высших судов;договоры нормативного содержания;научные труды (доктрина);религиозные нормы;принципы права.Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения.

Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.
Нормативный правовой актНормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы.

Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах.

Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г.

N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:
1) Законы

а) Конституция РФб) федеральные конституционные законы (ФКЗ)в) федеральные законы (ФЗ)

2) Подзаконные акты:

а) указы президента РФб) постановления правительства РФв) приказы министерств и ведомствЧем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше.

Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс.

Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много.

Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ».Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет.

Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов.Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу.

Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.
Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»).

В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Источник: https://hitch-hiker.livejournal.com/186929.html

Подзаконные нормативные акты в РФ

Постановление правительства подзаконный акт

Подзаконный нормативный акт представляет собой документ, принятый компетентным органом в рамках его полномочий, который регулирует определенную область правоотношений. Он издается в соответствии с законом и ставит перед собой цель развитие его отдельных положение.

На территории России используются несколько видов подзаконных актов:

  • распоряжения, а также указы, выданные Президентом;
  • правительственные акты;
  • документы, издаваемые министерствами или ведомствами;
  • акты исполнительных органов;
  • документы, выданные местными властями;
  • локальные акты, имеющие силу на определенном предприятии.

Подзаконные акты Президента

В России в течение многих лет указ использовался для выражения царской воли. Во времена СССР прерогатива издания этих подзаконных актов принадлежала Верховному Совету. Если указы Президиума носили законодательный характер, то они подлежали утверждению законодательным органом.

Конституция РФ наделяет Президента правом принимать указы и распоряжения. Эти акты отличаются друг от друга. Первые имеют более значимый характер за счет регулирования более широкого круга общественных отношений.

Тогда как для распоряжений свойственно конкретное назначение. Как правило, они не являются нормативными актами (в них отсутствуют правовые нормы).

Чаще всего распоряжения издаются по управленческим вопросам, например, формирование комиссии или выделение из резерва средств.

Указы также нельзя причислить к нормативным актам. Президент выдает их по вопросам управления, например, о назначение или смещении с должности. В последнем случае их относят к правоприменительным актам. Отличие указов от распоряжений носит условный характер.

Указы Президента отличаются следующими особенностями:

  • не вступают в противоречие с законами;
  • являются приоритетными по отношению к другим подзаконным актам;
  • содержат правовые нормы;
  • являются обязательными к выполнению;
  • регулируют различные правоотношения.

Учитывая эти характеристики, указ нормативного характера можно определить как подзаконный акт, в состав которого входят правовые нормы. Он регулирует определенную область общественной жизни, и обладает приоритетом по отношению к другим нормативным актам.

Исходя их характера полномочий, указы Президента подразделяются на:

  • изданные в рамках собственных полномочий;
  • принятые на основании полномочий, полученных в порядке делегирования от парламента;
  • указы, которые подлежат последующему утверждению Советом Федерации, например, о назначении судей высших судебных инстанций (Верховного или Конституционного суда) или объявлении чрезвычайного положения.

Правительственные акты

Правительство вправе выдавать постановления, а также распоряжения. Издание этих документов осуществляется для исполнения определенных положений Конституции, законов или актов Президента. Таким образом, правительственные акты имеют подзаконный характер.

В большинстве случаев постановления содержат нормы права, поэтому их причисляют к нормативно-правовым актам. Они адресованы широкому кругу лиц, и обязательны для исполнения.

Распоряжения относятся к правоприменительным актам. Они рассчитаны на небольшое количество исполнителей.

Акты министерств и ведомств

Эти субъекты издают документы на основании правительственных постановлений.

В большинстве случаев акты регулируют правоотношения в отдельной отрасли, и имеют силу только для лиц, работающих в конкретной сфере.

Если министерство или ведомство носит межотраслевой характер, то его акты адресуются сразу нескольким министерствам. В качестве примера можно привести документы, выданные Министерством внутренних дел.

В компетенцию министерств и ведомств входит издание инструкций и приказов. Последние могут носить нормативный или ненормативный характер. Первые регулируют самые важные вопросы, касающиеся деятельности исполнительных органов, например, определяют их функции или задачи. Ненормативные приказы чаще всего издаются в форме правоприменительных актов.

Разработка инструкций проводится с целью определения функциональных обязанностей работников, принадлежащих к отдельной категории. Также эти акты устанавливают формы служебной деятельности. Они носят нормативный характер.

Акты исполнительной власти

Речь идет о документах, издаваемых на уровне отдельных субъектов федерации.

К их числу относят:

  • указы, а также распоряжения президентов республик, которые входят в состав РФ;
  • распоряжения и постановления, издаваемые губернаторами, главами администраций областей, краев, округов или городов федерального значения;
  • постановления правительства отдельных регионов;
  • приказы и распоряжения министерств, департаментов, ведомств местного значения.

Другие органы исполнительной власти на местах также издают подзаконные акты в рамках своей компетенции. Их полномочия определяются Конституцией и законами определенной федерации. Стоит отметить, что эти документы не могут вступать в противоречие с актами федерального значения.

Акты исполнительной власти распространяют свое действие исключительно на территорию определенной административной единицы. Они могут носить как нормативный, так и правоприменительный характер.

Акты местного самоуправления

Конституция наделяет органы местного самоуправления правом управлять собственностью, которая относится к муниципальной. В рамках предоставленных полномочий они разрабатывают и утверждают бюджет, определяют размер местных налогов, обеспечивают охрану порядка в регионе, а также решают другие организационные вопросы.

Характер подзаконных актов зависит от органа, который его издает. Так, главы местного самоуправления осуществляют руководство вверенным им регионам посредством выдачи распоряжений и постановлений. На собраниях в селе и поселке издаются акты, имеющие силу исключительно на их территории. Представительные органы также выдают документы для регулирования отношений, входящих в их компетенцию.

Акты местного самоуправления бывают нормативного и правоприменительного характера.

Акты отдельных учреждений и организаций

Они издаются с целью урегулирования организационных, производственных, управленческих или других отношений, возникающих на отдельном предприятии.

У каждой организации или учреждения есть учредительный документ (например, устав или положение), на основании которых оно осуществляет свою деятельность. Также предприятие не может работать без ряда других актов, например, правил внутреннего трудового распорядка.

Их действие распространяется на всех работников. Поэтому все акты, имеющие нормативное значение, регистрируются или утверждаются государственными органами.

Среди документов локального характера выделяют приказы и распоряжения руководителя. Они регулируют организационные вопросы. Также на их основании к определенному сотруднику применяется материальное поощрение или дисциплинарное взыскание. Кроме того, на локальном уровне принимаются коллегиальные решения, например, по результату общего собрания акционеров.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/podzakonnye-normativnye-akty-v-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.