Постановление о сносе аварийного жилого дома

Содержание

Всероссийский снос жилья или о чем новый законопроект о комплексном развитии территорий России

Постановление о сносе аварийного жилого дома

18 сентября 2020 года в Госдуму внесен большой законопроект №1023225-7 о комплексном развитии территорий в России.

Пресса его называет законопроект о всероссийском сносе жилья.

Мы попытались разобраться, что к чему.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Суть законопроекта.

Новые поправки хотят внести в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ.

Они направлены на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.

Законопроект закрепляет единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о её комплексном развитии.

При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Законопроектом разграничены полномочия по принятию решений о комплексном развитии территорий:

  • Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для таких случаев Правительством РФ должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
  • Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения будте устанавливаться законодательством субъектов РФ.

При этом, новый проект закона сохраняет действующую редакцию Градостроительного кодекса РФ, где закреплена возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории. Исключение составляют аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции на такой территории.

Предполагается, что решение о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий специально созданной организации.

Её организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.

Деятельность по комплексному развитию территорий может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее 3-х лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв.м.

в в совокупности, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Адресные программы по сносу жилья

Проектом закона предусмотрено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, а также в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.

В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ.

Так, регионы будут вправе:

1) определить содержание программ по сносу и реконструкции;

2) утвердить порядок её формирования и утверждения;

3) определить источники финансирования программы;

4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;

5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях.

Для выхода из программы достаточно более 1/3 от общего числа всех собственников помещений в этом многоквартирном доме.

В случае принятия такого решения на общем собрании многоквартирный дом подлежит исключению из такой адресной программы.

Предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда.

Фактически авторы законопроекта предложили дать местным властям полномочия сносить и реконструировать любые многоквартирные дома в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан».

Какие права у собственников и нанимателей помещений в домах, подлежащих сносу?

Таким лицам, взамен предоставляются равнозначные жилые помещения.

Под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом субъекта РФ;

3) такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же населенном пункте, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу по сносу и реконструкции, а в случае, если населенный пункт или городской округ имеют внутригородское деление, – в том же внутригородском районе (на той же внутригородской территории).

При этом границы населенного пункта, городского округа, внутригородского района, внутригородской территории определяются по состоянию на дату утверждения программы по сносу и реконструкции.

Собственник жилого помещения вместо предоставляемого жилого помещения вправе получить равноценное возмещение в денежной форме. НО! Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения.

Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения.

По мнению авторов законопроекта, реализация законопроекта с использованием нового механизма комплексного развития территории будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/vserossiiskii-snos-jilia-ili-o-chem-novyi-zakonoproekt-o-kompleksnom-razvitii-territorii-rossii-5f688c79f52b7a1881325539

Принят закон о сносе и реконструкции жилья

Постановление о сносе аварийного жилого дома

23 декабря 2020 года на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.

Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ), взамен ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

На практике отдельное применение каждого из этих механизмов зачастую оказывалось невозможным, так как они распространялись на разные виды объектов и взаимно исключали друг друга.

Поскольку реальная городская застройка, как правило, является смешанной, становилось невозможно в чистом виде использовать тот или иной режим редевелопмента.

Это, в свою очередь, приводило к дроблению территорий на несколько частей и снижению инвестиционной привлекательности строительных проектов.

Создание единого механизма КРТ призвано решить указанную проблему.

В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:

· КРТ жилой застройки, в границы которого могут входить только многоквартирные дома;

· КРТ нежилой застройки, в границы которого могут вовлекаться различные объекты, кроме многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов;

· КРТ незастроенной территории;

· КРТ по инициативе правообладателей.

Важно, что в границы КРТ жилой и нежилой застройки помимо основных объектов, прямо названных в законе, могут включаться и иные объекты. Перечень таких объектов законом не ограничивается, но они должны располагаться в границах того же элемента планировочной структуры – квартала или микрорайона.

Данная новелла крайне важна, поскольку большинство развиваемых территорий имеют смешанную застройку, которую в целом сложно отнести к тому или иному типу развития. Во избежание дробления территорий новый закон предусмотрел возможность объединять объекты различного типа в границах одного проекта КРТ.

Таким образом, создание единого механизма КРТ позволит более гибко подходить к развитию различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку.

В границы КРТ жилой застройки принятый закон разрешил включать многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также иные многоквартирные дома, соответствующие критериям, определенным субъектами РФ.

Эти критерии не будут определяться произвольно. Согласно принятому закону они должны учитывать следующие требования:

· физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;

· стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную субъектом РФ;

· многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам;

· многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;

· в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.

Таким образом, в границы КРТ будут включаться только «проблемные» дома, требующие принятия мер по расселению жителей во избежание доведения таких домов до аварийного состояния в ближайшем будущем, в том числе дома, капитальный ремонт которых экономически нецелесообразен.

Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.

По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.

Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение так называемого равнозначного жилого помещения – то есть помещения:

· жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь которого – превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

· которое соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ;

· которое находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей КРТ.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Необходимо отметить, что Национальное объединение строителей принимало активное участие в обсуждении проекта принятого закона. Так, неоднократно высказывался в поддержку данного проекта Президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

Национальным объединением в адрес Государственной Думы и Минстроя России направлялись концептуальные предложения по совершенствованию текста проекта, многие из которых были учтены при его доработке ко второму чтению, в частности:

· исключено правило, согласно которому объекты, разрешенные к включению в границы КРТ, должны занимать не менее 50% площади территории КРТ;

· исключены положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ;

· разрешено проводить для отбора инвестора как аукционы, так и конкурсы;

· ограничен круг нарушений договора КРТ инвестором, которые дают уполномоченному органу право на односторонний отказ от договора.

Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования.

Источник: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/12/23/prinyat-zakon-o-snose-i-rekonstruktsii-zhilya

Переселение из аварийного и ветхого жилья в 2021 году: условия, порядок и сроки переселения

Постановление о сносе аварийного жилого дома

Закон о переселении из аварийного жилья работает в РФ уже несколько десятков лет, и постоянно меняется.

С лета 2020 года межведомственные муниципальные комиссии не принимают решения без экспертизы независимой организации, в остальном порядок остался тот же.

Рассмотрим, когда дом считается ветхим или аварийным, кого могут переселить и куда, в какой порядке, а также права собственников при расселении и порядок действий в случае занижения рыночной стоимости квартиры.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Когда дом считается аварийным или ветхим?

Основания для признания многоквартирного дома аварийным указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Когда дом считается аварийным:

  1. Несоответствие санитарно-гигиенических требований, уровня радиационного фона, факторов источников вибрации, шума, электромагнитных полей.
  2. Разрушение, повреждение, деформация несущих конструкций, если есть опасность обрушения.
  3. Повреждение, разрушение дома в результате техногенной или иной аварии.

Также дом могут признать непригодным для проживания, если он находится в опасной зоне. Например, в зонах вероятных разрушений при авариях, оползней, снежных лавин, селевых потоков или в районах, которые регулярно затапливаются паводковыми водами, если подтопление невозможно предотвратить при помощи техники.

Примечание: просто так жилье не признают аварийным. Крайне важно, чтобы комиссия дала заключение, согласно которому даже капитальный ремонт не устранит недостатки. Если же можно просто провести капремонт, расселять никого не будут.

Пройдите опрос и юрист бесплатно расскажет как не допустить ошибок по сделке купли-продажи квартиры в вашем случае

Кто участвует в программе переселения?

Согласно закону о расселении аварийного жилья, участвовать в программе могут следующие категории граждан:

  1. Собственники квартир. Они могут получить другие квартиры или денежную компенсацию.
  2. Наниматели по договорам социального найма. Им предоставляется другое жилье с аналогичными параметрами.

Если квартира сдавалась квартиросъемщикам, договор найма с момента признания жилья аварийным прекращается. Собственник не несет перед ними никаких обязательств, но должен вернуть деньги за оставшиеся дни. Предоставлять другое жилье он не обязан.

Куда переселяют из аварийного жилья?

В рамках реализации программы переселения жителям аварийных домов предлагаются равнозначные квартиры, которые строятся специально для них и соответствуют всем требованиям:

  1. По площади.
  2. По расположению.
  3. По количеству комнат.

Важно, чтобы в результате переселения жилищные условия не были ухудшены.

Если же человек живет в аварийном доме по договору соцнайма, ему тоже предоставляется равнозначное жилье, но количество комнат может быть другое. Главное, чтобы она соответствовала требованиям по площади (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14).

Примечание: вместо новой квартиры можно подать заявление о получении выкупной стоимости аварийного жилья. Она рассчитывается с учетом рыночных цен за вычетом реального износа. Такой способ не слишком выгоден, ведь в итоге собственник получит копейки, на которые нельзя купить другую недвижимость.

Порядок переселения собственников из аварийного жилья

Процедура переселения из ветхого или аварийного жилья состоит из нескольких этапов. Для начала нужно обратиться с заявлением в межведомственную комиссию. Обычно ее функции выполняет жилищная инспекция при администрации муниципалитета. После этого проводится экспертиза, составляется заключение и принимается решение.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Шаг 1: подача заявления

Подать заявление о признании дома аварийным вправе собственник, ТСЖ, наниматель, госжилнадзор, Перед этим они нужно обратиться к независимому эксперту, который обследует жилье, установит все недостатки и отразит их в заключении. С 2019 года это делается обязательно. Потом оценка состояния жилья снова проводится, но уже с участием комиссии.

Документы

При обращении в межведомственную комиссию понадобится:

  • заявление;
  • паспорт;
  • выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности;
  • поэтажный план дома;
  • экспертное заключение.

Обратите внимание! Если ранее в УК или ТСЖ подавались жалобы на неудовлетворительное состояние дома, желательно их копии тоже подать с остальными документами.

Шаг 2: проведение экспертизы

В ходе рассмотрения документов межведомственная комиссия определяет состав привлекаемых экспертов, организует проведение работ по оценке пригодности или непригодности жилого дома для постоянного проживания.

Во время экспертизы многоквартирный дом обследуется, по результатам оформляется заключение.

Шаг 3: рассмотрение документов

Представленные документы вместе с заключением рассматриваются администрацией в течение одного месяца. Если дом получил повреждения в результате ЧС, сроки сокращаются до 20 дней. Дополнительные сведения от других госорганов запрашиваются через систему межведомственного взаимодействия.

Шаг 4: принятие решения

Решение на основании заключения принимается большинством комиссии, оформляется в трех экземплярах. Один из них направляется заявителю. Если количество одинаково, решающим считается голос председателя комиссии. При принятии решения могут привлекаться представители других органов: градостроительства, архитектуры, эксперты.

На принятие решения отводится 30 дней с момента получения заключения. Если дом пострадал в результате аварии – 20 дней.

Важно! Если дому менее 5 лет, решение и заключение направляются и в прокуратуру для рассмотрения вопроса о привлечении застройщика к ответственности.

Шаг 5: постановка на очередь

Когда дом признают аварийным, сведения о собственниках передаются в госучреждение для постановки в очередь для получения жилья. Она может длиться и несколько лет, в каждом регионе разные сроки расселения.

Права собственника при расселении ветхого жилья

Собственники квартир, расположенных в авариных домах, имеют следующие права:

  1. Переселяться в другое жилье в тех же населенных пунктах. Например, если сносимая квартира находится в городе, отправить в село человека не могут.
  2. Получить недвижимость большей площади, если состоят на учете в качестве нуждающихся.
  3. Получить выкупную стоимость сносимого жилья вместо новой квартиры.

Совет юриста: если администрация настаивает на переселении в менее развитый район, стоит оспорить это распоряжение в суде. Ухудшение жилищных условий не должно допускаться, но многие об этом забывают.

Можно ли отказаться от переселения из аварийного жилья

Отказываться от переселения и получения компенсации нет смысла. Администрация подаст в суд заявление о принудительном выселении из аварийного дома, и тогда к делу подключатся и судебные приставы.

Если же проблема кроется в низкой выкупной стоимости, стоит заказать независимую экспертизу и оспорить предложение администрации в суде.

Судебная практика о переселении собственников из аварийного жилья

Чаще всего судами рассматриваются дела об оспаривании выкупной стоимости или взыскании компенсации вместо предоставления других квартир. Администрация может ссылаться на отсутствие денег в бюджете, но не всегда суды принимают сторону ответчиков.

Вот несколько таких примеров решений по реальным делам:

Ответы юриста на частные вопросы

Законно ли требование администрации о сносе аварийного дома за счет собственников? Да. Согласно ч.4 ст. 32 ЖК РФ, требование о сносе дома в разумные сроки предъявляется к собственникам администрацией. Если это требование не выполняется, аварийный дом вместе с участком под ним изымают для муниципальных нужд.

Каковы правила реформы переселения из аварийного жилья в Москве? Программа переселения в столице осуществляется согласно Закону № 14 от 17.05.2017 «О дополнительных гарантиях…». Там более строгие требования к новым квартирам, чем в других регионах. Например, нельзя выдать квартиру меньшей площади или с меньшим количеством комнат.

Недвижимость выдается в тех же районах, где находятся аварийные дома, и отвечает городским стандартам благоустройства. Живу в одной квартире с бывшим мужем и сыном, у нас по ½ в праве собственности. Дом признали аварийным. Могут ли нам дать две квартиры, чтобы мы разъехались? Нет, две квартиры не дадут. Только одну, равнозначную по требованиям.

Дом разрушен в результате взрыва бытового газа, восстановлению не подлежит. Обязана ли администрация предоставить жильцам временное жилье? Да, обязана. Обычно людей расселяют в коммуналки или пункты временного размещения, потом выделяют квартиры.

Как проверить, признан ли дом аварийным? Посмотреть список домов, признанных аварийными и подлежащих расселению, можно на сайте местной администрации. Такие списки находятся в открытом доступе.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

Источник: https://SocPrav.ru/pereselenie-iz-avarijnogo-zhilya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.