Понятие юридической силы нормативно правового акта

Содержание

Понятие юридической силы нормативного акта. Классификация нормативных актов по юридической силе

Понятие юридической силы нормативно правового акта

⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 104Следующая ⇒

Центральным и главным в классификации нормативно-правовых актов является их разделение по юридической силе. Юридическая сила указывает на место акта в иерархической структуре, его значение, роль и положение органа, издавшего акт, зависит от его конституционных полномочий и компетенции.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

Высшая юридическая сила законов означает, что:

-все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им, а в случае расхождения правового акта с законом действует последний;

-законы могут исходить только со стороны специально уполномоченного на это органа законодательной власти;

-законы регулируют наиболее важные для самосохранения общества и государства общественные отношения;

-законы могут быть отменены или изменены только тем органом, который их издал, и никаким другим;

-порядок подготовки и издания законов строго регламентирован и определяется только законами.

Законы подразделяются на обыкновенные и конституционные.

К конституционным законам относят Конституцию – основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий государственный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Помимо Конституции к конституционным законам относят федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В Конституции Российской Федерации 1993 года названо 14 таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном суде Российской Федерации (ст.

128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в законодательном органе.

К тому же на принятый конституционный закон (согласно ст. 108) не может быть наложено вето Президента.

К обычным законам относят другие акты текущего законодательства, связанные с регулированием разнообразных общественных отношений.

В частности, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, содержащие нормы соответствующих отраслей права, являются примерами обычных законов, хотя бы и “необычных” по большому объему.

Основную часть обычных законов составляют так называемые текущие законы, к числу которых относят законы федеральные и законы субъектов Федерации.

Если федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации, то законы отдельных субъектов не могут распространять свое действие за их пределы. Так, помимо федерального Закона “О языках народов РСФСР”, в ряде республик, входящих в Российскую Федерацию, имеются свои законы о языках, но в случае их расхождения с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Подзаконные нормативно-правовые акты – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

Подзаконные акты также могут быть подразделены на виды по юридической силе. Обычно выделяют следующие виды подзаконных актов:

– указы и распоряжения Президента;

– постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства по вопросам, отнесенным к его компетенции;

– акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;

– акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;

– локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

60. Закон: понятие, признаки и роль в демократическом обществе.

Демократическое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источником права является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Каковы характерные признаки закона как ведущего источника права?

1. Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т. д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах.

Это предъявляет особые, повышенные требования законами самом общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека.

Такие права в основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах ООН, которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств.

Степень соблюдения прав человека в законе – критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

⇐ Предыдущая43444546474849505152Следующая ⇒

Date: 2015-06-08; view: 727; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/1-129857.html

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Понятие юридической силы нормативно правового акта

Продолжаю серию заметок “Правоведение для чайников”. Первые две части можно прочитать здесь – “Что такое право?” и “Правоотношения, юридические факты и правосубъектность”, а сегодня расскажу об источниках права, законах и подзаконных актах.

Прошу моих читателей – “нечайников” указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования. То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин.

Здесь же нельзя поворачивать!» В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?». Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».

Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое. Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении. Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права: нормативные правовые акты; нормы международного права; обычаи; судебные прецеденты; акты высших судов; договоры нормативного содержания; научные труды (доктрина); религиозные нормы; принципы права. Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы. Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы. Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах. Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы

а) Конституция РФ б) федеральные конституционные законы (ФКЗ) в) федеральные законы (ФЗ)

2) Подзаконные акты:

а) указы президента РФ б) постановления правительства РФ в) приказы министерств и ведомств Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс. Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон.

Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много. Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ». Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет. Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов. Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»). В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/3/17/pravovedenie_dlya_chajnikov_%E2%80%93_2_normativnye_pravovye_akty_kak_istochniki_prava

11. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды. Юридическая сила: понятие и значение

Понятие юридической силы нормативно правового акта

Нормативно-правовыеакты – это акты постоянного действия,устанавливающие нормы права, вводящиеих в действие, изменяющие либо отменяющиеих.

Нормативныйакт издается органами обладающимикомпетенцией в строго установленнойформе, является офиц. документом.

Признакинормативно-правовых актов:

  1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.

  2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

  3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)

  4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

  5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

Видынормативно-правовых актов:

  1. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Видызаконов: Конституция, Федеральныеконституционные законы, федеральныезаконы, законы субъектов Федерации.

Видыподзаконных актов: Указы ПрезидентаРФ, постановления правительства, приказы,инструкции и положения министерств иведомств, решения и постановленияместных органов гос.власти, нормативныеакты муниципальных органов, локальныенормативные акты.

  1. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:

  • нормативные акты государственных органов
  • нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)
  • нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)
  • нормативные акты принятые на референдуме
  1. В зависимости от сферы действия делятся на : общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

  2. В зависимости от срока действия норм. акты делят на : акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

Юридическаясила – возможность действия наобязательность применения.

ЮРИДИЧЕСКАЯСИЛА (англ. juridical power) -обязательностьправового акта вообще, а также егоприоритет по отношению к др. актам,входящим в правовую систему, или наоборот- подчиненность им.

Значение.Понятие «Ю.с.» позволяет установитьсоотносимость и соподчиненностьправового акта с др. актами, выразитьте системные связи и зависимости, которыеприсущи законодательству в целом и егоотраслям, правовой системе. При этомакты

12. Закон: понятие, признаки и разновидности

Закон— в узком смысле это нормативный правовойакт, который принимается представительным(законодательным) органом государственнойвласти в особом порядке, регулируетопределённые общественные отношенияи обеспечивается возможностью применениямер государственного принуждения. Крометого, в широком смысле под закономпонимается любой нормативно-правовойакт, действующий в рамках конкретнойправовой системы.

Законимеет следующие признаки, отличающиеего от нормативных правовых актов:

1.Закон обладает высшей юридической силойсреди всех остальных источников права,имеет верховенство и являетсяглавенствующей формой права.

Cyщнocтьвысшей юридической силы заключается вследующем:

а).Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu,не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны.

Haпpимep,Koнcтитyция PФ в пп. 1, 2 cт. 105 устанавливает:федеральные зaкoны принимаютсяГocyдapcтвeннoй Дyмoй PФ, после чего подлежатрассмотрению Coвeтoм Фeдepaции PФ.

б).Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя вcоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлuподзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmomакт должен быmь приведен в coomвemcmвue cзаконом, либо omмeнeн.

Haпpимep,п. 1cт. 15KoнcтитyцииPФ гласит:”KoнcтитyцияPoccийcкoй Фeдepaции имеетвысшую юридическую силу, прямое действиеи применяется на всей территорииPoccийcкoйФeдepaции. Зaкoны и иные правовые акты,принимаемые в Poccийcкoй Фeдepaции, не должныпротиворечить Koнcтитyции PoccийcкoйФeдepaции.”

в).Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю илиnpuocmaнoвлeнию никем, кроме специальноуполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoйвлacmu.

Haпpимep,Koнcтитyциoнный Cyд может признать законпринятый Пapлaмeнтoм неконституционным,но отменить его может только самзаконодательный орган.

2.Закон как источник права, исходящий отвысшего органа государственной власти,представляющего волю и интересы всегообщества или народа, должен такжеотражать волю и интересы всего обществаили народа.

3.Законы, в отличие от других нормативно-правовыхактов издаются по наиболее важнымвопросам государственной и общественнойжизни. С их помощью упорядочиваются ирегулируются наиболее важные общественныеотношения. В законах закрепляетсяобщественный и государственный строй,компетенция центральных звеньевгосударственного механизма, основныеправа и свободы граждан и т.д.

Чтобыубедиться в этом, достаточно взглянутьуже на сферу конституционного регулированияв России или в любой зарубежной стране.Несмотря на существующие между нимиразличия, все они опосредствуютобщественные отношения, касающиесягосударственного и общественного строя,государственного режима, прав и свободграждан, организации и деятельностигосударственных органов, порядказаконотворчества и др.

4.По своему значению закон – это правовойакт первичного характера, т.к. в немсодержится первичное, изначальное право- юридические предписания, которыепредставляют собой отправные началавсей правовой системы государства;

5.Законы принимаются, изменяются идополняются в особом, строго установленном,законодательном порядке. Законодательнаяпроцедура существует в каждом государстве.Она закрепляется, как правило, особымиактами — Положениями или Регламентамивысших органов государственной властии является объективно необходимой.

6.Закон исключительно нормативен (содержиттолько нормы права, в отличие от другихнормативно-правовых актов, которыемогут иметь «вкрапления» индивидуально-властныхпредписаний).

ВРоссии принята следующая классификациязаконовпоюридической силе:

-Конституция (основной закон).

Всепринимаемые в России законы должнысоответствовать Конституции. Крометого, они не должны противоречитьмеждународному праву (точнее — теммеждународным соглашениям, которые ужератифицированы Россией), поскольку вконституции утверждается приматмеждународного права над российскимизаконами.

-Закон РФ о принятии поправки к КонституцииРФ.

https://www.youtube.com/watch?v=Cpdu6rqq_co

Всоответствии с федеральным законом «Опорядке принятия и вступления в силупоправок к Конституции РоссийскойФедерации» от 04.03.1998 № 33−ФЗ, поправкик главам 3−8 Конституции РФ принимаютсяв форме специальных Законов РоссийскойФедерации о внесении поправок вконституцию Российской Федерации.

-Международные соглашения, ратифицированныеРоссийской Федерацией.

Ниодно из принимаемых соглашений не должнопротиворечить Конституции РФ.

По своейправовой природе международные договорыРоссийской Федерации, строго говоря,не являются её внутренним законом,однако применяются на её территории,пользуясь приматом над внутреннимзаконодательством. Вопрос о местемеждународных соглашений являетсяспорным и дискуссионным, скорее их стоитрассматривать как источник права.

-Федеральные конституционные законы.

Принимаютсяпо вопросам, специально указанным вКонституции Российской Федерации илив самих федеральных конституционныхзаконах.

-Федеральные Законы (до 1991 — законыРСФСР, с 1991 по 1993 — законы РФ).

Принимаютсяпо всем остальным вопросам.

Помимофедерального законодательства, выделяетсязаконодательство субъектов РоссийскойФедерации, которое строится по тому жепринципу, что и федеральное, и принимаетсяпо вопросам, отнесённым Конституциейк совместным предметам ведения РФ и еёсубъектов, а также к предметамисключительного ведения субъектовРоссийской Федерации.

Кзаконодательству субъектов РФ относятся:

-основные законы (конституции или уставы)субъектов РФ

-законы субъектов Российской Федерации

Обеспечениедействия законов, то есть защита прав,свобод и собственности гражданина ичеловека, является основной задачейгосударства и правительства.

Источник: https://studfile.net/preview/6361362/page:9/

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Понятие юридической силы нормативно правового акта

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/yuridicheskaya-sila-normativnyh-pravovyh-aktov-ierarhiya-npa/

Иерархия нормативно-правовых актов РФ по юридической силе

Понятие юридической силы нормативно правового акта

В нашей стране, равно как и в любом другом современном государстве, имеется чёткая иерархичность нормативных правовых актов, которая гарантирует целостность законодательной основы и увеличивает результативность взаимодействия органов власти и хозяйствующих субъектов.

Все НПА не могут существовать хаотично. Для исполнения норм, содержащихся в НПА, в Конституции установлена система их действия в соответствии с определённой характеристикой. В ходе правотворческой деятельности появляются всё новые и новые источники права.

Они называются законами и подзаконными актами. Все принимаемые законы должны быть разработаны на основании основного закона государства – Конституции.

Закон характеризуется тем, что обладает высшей юридической силой и занимает первой место в иерархии НПА, направляя свои нормы на урегулирование общественных отношений.

Юридическая сила и правовая информация

Норма права отличается тем, что может применяться неоднократно, и она не персонифицирована. Юридическая сила НПА состоит в том, что он способен повлечь соответствующие правовые последствия. В соответствии с юридической силой и положением органа-законотворца НПА занимают определённое место в иерархии.

Свою юридическую силу НПА утрачивает в следующих случаях:

  • законодателем принят новый НПА, который отменяет действие предыдущего;
  • если принята прямая отмена акта;
  • срок действия акта истёк, и закон прекратил существование;
  • обстоятельства, которые регулировались нормами НПА, исчезли.

Все без исключения правовые акты, их разъяснения, реализацию и судебную практику по ним можно охарактеризовать таким термином как правовая информация.

Её виды:

  1. Официальная правовая информация. Её издание занимаются уполномоченные государственные органы. Правовые акты, относящиеся к этой категории, направлены на урегулирование отношений. Нормы официальной правовой информации отличаются тем, что находятся в постоянной динамике.
  2. Информация индивидуально-правового характера, обладающая юридическим значением. Вторая разновидность правовой информации, нормы которой исходят от субъектов права, которые не обладают властными полномочиями. Все НПА индивидуально-правового характера характеризуются функцией изменения либо прекращения относительно действующих в общественной жизни правоотношений.
  3. Неофициальная правовая информация. Такой вид информации не влечёт за собой правовых последствий (например, научная статья по аспектам законодательства). Запомните, юридическая сила НПА состоит в том, чтобы порождать какие-либо правовые последствия.

Понятие юридическая сила в правом поле может трактоваться по-разному. С одной стороны, это фактическая возможность правового акта реально действовать, порождая при этом определённые юридические последствия.

С другой стороны – критерий, благодаря которому появляется возможность опознать место НПА в иерархии законов, согласно «старшинству».

Юридическая сила – это сопоставительное свойство НПА, она также позволяет определить положение органа, который создаёт той или иной НПА.

Значение Конституции РФ. Иерархия НПА в РФ

Главенствующую роль в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ. Именно она определяет базовые принципы организации управления страной, судебную систему, права и обязанности граждан, а также принципы распределения полномочий между государством и его субъектами.

Между правоведами часто происходят споры о правовой природе Конституции в вопросе о том, возможно ли называть Конституцию законом? Если проанализировать положения самой Конституции, то представляется возможным сделать вывод о том, что «Конституция» и «Закон» не являются тождественными терминами.

Основной закон нашего государства в ст.15 ч.1 разграничивает эти два понятия. Ни один из принятых законов или иных подзаконных актов не должен противоречить Конституции РФ, иначе ни один из них не будет действовать.

К первой ступени в иерархии можно отнести и ФКЗ РФ, которые регулируют вопросы, прямо предусмотрены в Конституции РФ.

Вторую ступень в иерархии НПА РФ занимают ФЗ. Именно этим нормативные акты составляют основу нашего законодательства. Кодекс – это общий закон, который объединяет нормы права определённой отрасли, систематизируя их. В настоящий момент в российское законодательство состоит из 19 кодексов, имеющих свой установленный профиль.

Подзаконные акты наиболее распространены в общей массе и направлены на исполнение законов. Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу. Их изданием должны заниматься только уполномоченные законом специальные компетентные органы. Каждый подзаконный акт несёт функцию по развитию закона.

Между странами могут заключаться международные договоры, которые направлены на урегулирование взаимоотношений между ними. Конституция РФ гласит, что международный договор – это часть правовой системы государства.

В таких спорах, где нормы Конституции расходятся с нормами, установленными международным договором, юридическая сила признаётся за последним.

Российская Федерация может заключать отдельные договоры с субъектами, входящими в её состав, если в этом имеется взаимная заинтересованность. Такие договоры называются внутригосударственными.

Выводы

Источник права – официальный письменный документ, в котором выражены и закреплены нормы права. НПА – наиболее распространённая разновидность источников права. Две основные разновидности НПА – закон и подзаконный акт.

Все подзаконные акты направлены на то, чтобы дополнять или если это необходимо уточнять содержание действующих законов. НПА имеют строгую иерархию в соответствии со своей юридической силой.

Конституция – основной закон РФ, определяющий главнейшие принципы, согласно которым устроены государство и право.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/ierarhiya-normativno-pravovyh-aktov-rf-po-yuridicheskoj-sile/

Понятие и юридическая сила нормативно-правовых актов. Система нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени

Понятие юридической силы нормативно правового акта

“Обратная сила” и “переживание закона”. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Нормативно-правовой акт – это официальный акт-документ, принятый уполномоченным на то органом, содержащий нормы права, и рассчитанный на многократное применение в урегулировании общественных отношений

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме.

Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ – высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: общефедеральные; нормативные акты субъектов Российской Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль

Нормативный правовой акт – наиболее значимая разновидность юридического акта. Это письменный официальный документ уполномоченного органа, внешнее выражение определенной воли (законодателя и др.

) в виде юридических норм. Или: нормативный правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом (органом государственной власти, органом местного самоуправления и др.

), содержащий нормы права.

Признаки нормативного правового акта

1. Нормативный правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов – законодательных, исполнительных, иногда судебных, а также органов местного самоуправления; в особых случаях – в результате прямого волеизъявления народа (референдума).

2. Нормативный правовой акт отличается волевым содержанием. Независимо от органа или организации, принявших акт, во всех случаях он выражает волю государства.

3. Нормативный правовой акт содержит нормы права – общеобязательные правила поведения, направленные на регулирование общественных отношений. Именно наличие в таких актах норм права позволяет относить их к группе нормативных правовых актов.

4. Каждый вид нормативных правовых актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. Здесь существенно положение органа, издающего такие акты в системе государственных органов.

5. Такие акты принимаются в четко установленном порядке, имеют письменную форму, что позволяет определенно и доступно выражать (фиксировать) правовые предписания.

6. Нормативные правовые акты имеют временные, пространственные пределы действия.

7. Они рассчитаны на многократное применение в отличие от правоприменительных актов, содержащих индивидуальные предписания (приказ о назначении на должность).

8. Нормативные правовые акты отличаются возможностью охвата широких сфер общественной жизни, относительно быстрой процедурой их принятия, изменения или отмены.

9. Нормативный правовой акт имеет официально-документальную форму, особую структуру, отличается определенным порядком его подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу.

10. Эти акты, в отличие от других источников права, наиболее полно способствуют задачам укрепления законности и обновления законодательства, обеспечивают обозримость и доступность правовых требований, их согласование.

Названные свойства нормативных правовых актов раскрывают их юридические особенности, объясняют то, почему эти акты имеют преимущества перед другими источниками права в современной России.

Нормативные правовые акты следует отличать от актов применения права. Заметим, и нормативные правовые акты, и акты применения права – юридические по своему характеру, с ними связаны определенные юридические последствия.

Вместе с тем им свойственны существенные различия. Нормативные правовые акты содержат общие предписания в виде норм права, т.е. правила общего характера, рассчитанные на многократное применение.

К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

Акты применения права содержат лишь предписания индивидуального характера, обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по определенному поводу (например, решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу, увольнении и т.д.).

Действие нормативно-правовых актов во времени. “Обратная сила” и “переживание закона”

Нормативно-правовой акт – это официальный акт-документ, принятый уполномоченным на то органом, содержащий нормы права, и рассчитанный на многократное применение в урегулировании общественных отношений

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». К тому же, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 567;

Источник: https://studopedia.net/2_24428_ponyatie-i-yuridicheskaya-sila-normativno-pravovih-aktov-sistema-normativno-pravovih-aktov-deystvie-normativno-pravovih-aktov-vo-vremeni.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.