Положение по инвентаризации земельного участка

Инвентаризация земельных участков это процедура по контролю за распределением и использованием земли в РФ

Положение по инвентаризации земельного участка

Правожил.com > Оформление недвижимости > Оформление земли > Инвентаризация земельных участков это важная процедура в России

Россия – это страна, имеющая огромные площади земли разного назначения. Некоторая часть имеет границы, другая нет. Любой клочок земли подлежит учету. Все данные заносят в государственный реестр.

Регулярно уполномоченные сотрудники ведомства должны проводить обязательную инвентаризацию земельных участков.

Это специальная процедура, имеющая специфические особенности и проходящая в рамках действующего законодательства.

Результаты инвентаризации заканчивается подписанием акта

Для качественного и количественного анализа всех земель на территории России применяется инвентаризация. С помощью данной процедуры можно обозначить местоположение земельных участков, их количество, состав почвы, форму собственности.

В соответствии с Приказом Роскомзема №38 все субъекты РФ должны выполнять такую процедуру в установленные государством сроки.

Эта информация необходима для сбора, хранения, исследования и статистики. Без такой проверки и контроля нельзя будет судить о текущем состоянии российских земель, их плодородности и количестве.

По закону может быть проведена текущая или первичная инвентаризация. Первичная проводится тогда, когда оформляются документы на землю (постановка на баланс, регистрация в собственность). С помощью же текущей инвентаризации проверяют состояние участка на определенную дату. Подобные действия должны быть только в рамках Российской Федерации.

Цели, задачи и принципы инвентаризации

Главными целями данной процедуры являются:

  1. Сбор информации о земельных объектах на территории России, ее фиксация на материальных носителях и дальнейшее хранение.
  2. Анализ наделов, оформление документов для дальнейшего распределения.

Также у инвентаризации существуют свои задачи:

  1. Сбор сведений о владельцах земли, их составе.
  2. Сбор сведений об использовании наделов по назначению.
  3. Сбор данных топографической съемки, составление планов и схем.
  4. Сбор иных данных, необходимых для распределения участков между государственными органами и гражданами.

Это главные цели и задачи, которые стоят перед инвентаризацией. Каждое действие уполномоченных сотрудников должно быть в рамках закона, также спланировано и согласовано.

Нормы права, регулирующие процедуру

Процедуру регулируют следующие нормы российского права:

  1. Конституция РФ.
  2. Земельный кодекс РФ.
  3. Федеральный закон №218-ФЗ.
  4. Федеральный закон №431-ФЗ.
  5. Приказ Роскомзема №38.
  6. Нормативы, регламенты и методические указания, применяемые к данной процедуре.

Эти нормативные правовые акты используются при проведении инвентаризации на местности. Все вопросы, которые касаются данной процедуры, содержатся в этих источниках.

Виды инвентаризации

В состав комиссии входят сотрудники администрации, БТИ, геодезисты и др

Существует несколько видов исследования наделов. Все они закреплены законодательно. При создании специальных комиссий участвуют такие государственные структуры:

  1. Работники Росреестра (регистрационный орган кадастра и картографии).
  2. Санитарные и эпидемиологические службы.
  3. Сельские, городские и иные хозяйства.
  4. Органы местного самоуправления.
  5. Природоохранные службы.
  6. Градостроительные, архитектурные ведомства.

В соответствии с 13 статьей Постановления Правительства №659 процедура имеет несколько разновидностей:

  1. Действия, направленные на изучения наделов с целью последующего предоставления гражданам или организациям.
  2. Действия, направленные на сбор информации о земельных объектах для государственных и муниципальных целей.
  3. Сбор сведений для назначения стоимости земли.
  4. Сбор сведений для определения плодородности, местонахождения наделов.
  5. Сбор сведений о наделах с целью назначения арендной платы или вычисления налога.

Каждое действие должно сопровождаться заполнением специальных справок, актов, планов, схем, протоколов заседания комиссии.

Порядок проведения инвентаризации

Перед проведением инвентаризации нужно создать и согласовать проект. В таком проекте указывают ответственные лица, границы процедуры, основания, цели и задачи проверки. Обязательными сведениями является и время начала, окончания всех этапов. Здесь может быть:

  1. Проверка установленных границ земельных наделов.
  2. Фиксация объекта касаемо других земельных объектов.
  3. Площадь всех исследуемых объектов.
  4. Площадь эксплуатируемых земель.
  5. И другое.

Результаты проверки (акт) фиксируют уполномоченные сотрудники государственных органов в таких документах:

  1. Пояснительная записка.
  2. Каталог координат.
  3. Реестр состава земель.
  4. И другие.

Затем проводят проверку в несколько этапов:

  1. Подготовительные мероприятия по сбору первичной информации о земельных объектах (местоположение, форма собственности, наличие документов – границы, межевание).
  2. Работы в полевых условиях. Это целый комплекс различных измерений исследуемого объекта. Зачастую их проводят инженеры. При этом разрешается использовать аэрофотосъемку.
  3. Камерные работы. Они заключаются в анализе собранной документации и данных. Далее происходит их анализ, обработка и закрепление в соответствующих реестрах, архивах.

Это основные, главные этапы проведения инвентаризации на местности.

Топографо-геодезическая съемка

В переводе с греческого геодезия это деление земли

Топографо-геодезическая съемка – это важная процедура, применяемая для изучения местности, составления планов и схем. В конечном документе присутствуют такие реквизиты:

  1. Строения, конструкции и сооружения.
  2. Наличие животных, растений, уровень плодородности почвы.
  3. Состояние и вид рельефа.
  4. Наличие гидрологических объектов.
  5. И другие.

Законодательством России установлены специальные обозначения – символы, знаки, которые используют инженеры для обозначения различных объектов на участках, границ, строений.

Специалисты обязательно должны иметь соответствующее образование, лицензии. в своей работе они также должны опираться на дополнительные правовые документы – СНИПы, СП, ГОСТы. В своей работе они зачастую используют механические приборы, разрешенные российским государством. Это:

  1. Различные электронные навигаторы, систему GPS.
  2. Тахеометр.
  3. Квадработы (квадракоптеры), различные летательные приборы с камерой.

Помимо данных приборов используются и иные механизмы, помогающие в работе инженера.

Анализ и внесение в базу данных Госгеокадастра

В Российской Федерации с недавнего времени был осуществлен переход на высокие технологии – электронные системы, базы данных. Появилась специальная система Госгеокадастра (ГИС). Здесь содержится вся собранная и анализированная информация относительно земельных наделов России. Она имеет общедоступную базу, а также индивидуальный доступ для уполномоченных органов.

Совместно с такими системами используются новейшие программы для разработки планов, схем, различных объектов в 2D или 3D моделях (Autocad, Компас и другие).

После занесения координат, других сведений становится возможным создание документа. В нем сосредоточены все необходимые графические и письменные элементы.

В дальнейшем подобные документы подшиваются в дела, хранятся в электронных базах данных.

Любые сведения, заносимые в базу ГИС, подлежат статистическому учету, фиксации, так как имеют юридическую силу. Но, сведения могут меняться (исправления, недоработки, ошибки), дополняться, удаляться (если в них больше нет необходимости).

Здесь применяются правовые регламенты и методические пособия, которые регламентируют деятельность уполномоченных сотрудников по заполнению баз данных ГИС. Каждое действие должно быть в рамках законодательства РФ.

 об инвентаризации земельных участков под строительство:

Сроки и стоимость работ

Заказывать работы по анализу наделов имеют право государственные и муниципальные органы, физические и юридические лица. Нельзя только осуществлять их самостоятельно, так как они требуют определенной фиксации.

На рынке существует огромное количество строительных, геодезических организация, имеющих лицензию на проведение работ. Их стоимость варьируется в зависимости от нахождения (региона РФ). Зачастую цены за услуги начинаются от 3-4 тысяч рублей. Например, топографическая съемка может стоить от 5-7 тысяч рублей в зависимости от цели, которую ставят перед инженерами.

Некоторые службы и ведомства имеют в штате сотрудников своих инженеров. Они выполняют все необходимые действия. Им не нужно обращаться за помощью в иные организации.

Данные о земельной площади – государственной, муниципальной, частной – это общедоступные сведения. Ознакомиться с ними может любой гражданин России. Также подобная информация используется для составления статистических таблиц, которые можно найти на официальном сайте Росстата (gks.ru).

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

26 Авг 2019      Виктория М.         450      

Источник: https://PravoZhil.com/oformlenie/zemlya/inventarizatsiya-zemelnyh-uchastkov-eto.html

Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659

Положение по инвентаризации земельного участка

Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659
“О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам”

1.

Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству с участием органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов в течение 1993-1995 годов провести на территории Российской Федерации инвентаризацию земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

Работы по инвентаризации земель финансируются за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю.

2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения инвентаризации земель.

Положениео порядке проведения инвентаризации земель

(утв. постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659)

1.

Инвентаризация земель проводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 480 “О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками” с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

2. Инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.

С учетом местных условий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения.

3.

Для проведения инвентаризации земель в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и санитарно-эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб.

Состав комиссии утверждается главой местной администрации.

4. При проведении инвентаризации выявляются:

соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;

неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;

нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;

земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.

В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.

5. На основании проведенных работ комиссией разрабатываются предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель, при этом устанавливаются возможность и условия:

использования земель гражданами для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и других целей;

дальнейшего использования всех или части земель прежними собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, а также перераспределения земель между ними;

восстановления мелиоративно неустроенных, нарушенных и деградированных земель;

обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного использования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного назначения на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения;

передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

6. По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель.

В случае разногласий между членами комиссии в акте указывается особое мнение отдельных ее членов с обоснованием причин несогласия.

Форма акта утверждается Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

7.

Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации и направляются в органы исполнительной власти республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель.

Установленный настоящим пунктом порядок рассмотрения и утверждения материалов инвентаризации земель применяется в случае, если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не установлен иной порядок.

8. Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

Источник: https://base.garant.ru/10101944/

Проведение инвентаризации земельных участков

Положение по инвентаризации земельного участка

Инвентаризация земельных участков проводится с целью выявления земли, которую применяют неправильно, нерационально, не для целевого назначения.

Периодичность процедуры определяется российским, региональным правительством РФ. В регионах и муниципалитетах создаются уполномоченные органы, ведущие регистрацию описи земель.

Инвентаризация является одной из важных задач государственного контроля использования земли.

Инвентаризация земли, чем регламентирована и когда нужна

Инвентаризация, учет, оценка земель — это получение достоверных сведений в отношении количества, качества земельных угодий Российской Федерации.

Опись проводят при отсутствии или неполноте правовой документации на землю, разногласиях в бумагах фактической площади, местонахождении участков, изменении собственника.

Также процедура даёт возможность установить, насколько завышена плотность строения, повлекшая дополнительную нагрузку на природный слой. Опись необходима при реорганизации предприятия или учреждения для создания отдельного баланса или соглашения о присоединении.

Подписанные решения описи земельных наделов служат основанием для создания правовых документов, установления и согласования пределов наделов, размежевания, записи в кадастре.

Для осуществления инвентаризации формируется комиссия с учетом особенностей региона на местах и определяется список участков. В нее включают: главу комитета по аграрным ресурсам, руководителя природоохранной, градостроительной, санитарно-эпидемиологической организации, уполномоченных лиц сельскохозяйственной, лесной отрасли, владельцев, пользователей, арендаторов наделов.

Процедура инвентаризации регламентирована:

  • ст. 13 No 78-ФЗ «О землеустройстве»;
  • Земельным кодексом РФ;
  • Правительственным постановлением No 659 «О проведении инвентаризации земель»;
  • указанием для территориальных органов Росземкадастра по осуществлению работ описи информации о ранее учтенных участках;
  • указанием Роспотребнадзора;
  • руководством по описи земель;
  • договором на осуществление работ;
  • распоряжением органов власти.

Целями инвентаризации являются:

  • сбор сведений о количестве, качестве участков;
  • уточнение владельцев, пользователей земельных наделов с указанием пределов;
  • поиск неиспользуемых и неправильно используемых территорий;
  • охрана земельных запасов;
  • определение пределов участков, муниципальных единиц, их преобразование;
  • оформление плана объектов землеустройства;
  • формирование основных планов, карт.

В результате описи устанавливают владельцев, пользователей, арендаторов. Определяют и закрепляют границы, неиспользуемые и нерационально эксплуатируемые участки. Опись земли сельскохозяйственного назначения устанавливает качество, заселенность, закорчеванность почвы и другие данные. По итогам проводится государственная регистрация.

Особенности, порядок, цели и виды

Опись земельных ресурсов — серьёзная задача, которая требует от исполнителей высокого профессионализма. Результаты служат основой для вынесения решений о применении участков в будущем.

Инвентаризацию проводят:

  • в субъектах Российской Федерации, муниципалитетах, административных, территориальных единицах;
  • на землях конкретных видов, местностях с опасностью образования губительного действия на почву;
  • для групп участков, обособленных наделов.

Органы по землеустройству города или района составляют соглашение с фирмами, имеющими разрешение на осуществление работ. Услуги оплачиваются из бюджетных финансов, которые формируются из доходов налога на землю и арендных платежей. Инвентаризация может проходить за счет собственных сбережений землепользователей.

В зависимости от целей, опись подразделяется на виды:

  • для установления платы лицам, которые будут арендовать участок;
  • для определения налога;
  • для установления местности муниципального района, количества, площади и местонахождения земельных наделов граждан, юридических лиц;
  • для собственных целей организаций государства, муниципалитета;
  • для определения стоимости участков;
  • для выделения гражданам под индивидуальное строительство, садоводничество, ведение подсобного хозяйства.

Для первичной описи необходимы следующие документы:

  1. Документ о праве собственности.
  2. Ситуативный план.
  3. Акт приемки в эксплуатирование.
  4. Соглашение аренды.
  5. Обращение частного лица.
  6. Гарантийное письмо от юридического лица.

Этапы проведения

Существуют три этапа проведения работ.

Подготовительный этап

На начальной стадии собирают необходимые данные и подвергают их исследованию. Осуществляется изучение кадастрового плана и подготавливается технический проект на проведение описи. На начальном этапе собирается информация:

  • прошлой описи;
  • о геодезических и топографических мероприятиях;
  • по отводу земли;
  • о генеральном плане;
  • о данных площадей частных застроек, съёмки о пользовании, аренде, собственности, отводу земельных участков.

На основании полученной информации составляется техническое задание:

  1. Основания проведения функциональных работ.
  2. Данные сторон при заключении договора.
  3. Цели инвентаризации.
  4. Список правовых документов, на основании которых происходит процедура.
  5. Ответственный орган, контролирующий работы.
  6. Информация о предшествующих инвентаризациях.
  7. Необходимость определения или восстановления границ.
  8. Список и тип работ.
  9. Система расположения.
  10. Главные и дополнительные требования.
  11. Время и обстоятельства предоставления данных описи.

Производственный этап

На производственной стадии проводятся землемерные замеры, которые точно определяют местонахождение и пределы участка земли. С этой целью применяют аэросъёмку, а также осуществляют картографо-справочные работы.

Проведение землемерных работ требуется для получения кадастровых данных о нахождении участков и определения их с соседними наделами. Происходит выявление фактов неправильного использования, самовольного захвата, ограничений, спорных пределов. Сбор смысловой информации и подтверждение съёмками.

Камерный этап

На камерном этапе происходит обработка результатов геодезических замеров, согласование и уточнение пределов участков. Также оформляется землеустроительная документация в виде отчёта.

Инвентаризация земли завершается исследованием полученной информации и их документированием. Специалисты подытоживают замеры, которые были выполнены на полевом этапе для формулировки геометральных и смысловых кадастровых параметров.

Камеральный этап может включать:

  1. Проверку производственных журналов.
  2. Формирование плана в масштабном отношении.
  3. Выравнивание сопоставимых сетей и аргументирование съёмки.
  4. Расчет расположения поворотных участков земли.
  5. Определение метража аналитическим способом.
  6. Формирование каталогов местонахождения.
  7. Оформление планов границ кварталов, общей территории.
  8. Составление карты.
  9. Заполнение списка кадастровых сведений.
  10. Составление отчета.

Кадастровый план включает сведения об объектах на территории, предприятиях, подземных и надземных коммуникациях. На основании плана формируется карта: границ административно-территориальных единиц, поселений, кварталов, участков, массивов, зон и их нумерация, а также границ территории особого режима использования.

Заключительный этап

На последней стадии оформляются материалы описи. Пояснение, каталог координации поворотных участков в местном порядке. Описание земли по территориям, элементам или населенному пункту.

Проведение таких действий позволяет установить географическое расположение объектов землеустройства, уточнение пределов, выявление нарушений земельного законодательства.

Ошибки и погрешности

Ситуативный план показывают условными значениями на основании требований нормативной и технической документации. Нормы возможных погрешностей:

Виды погрешностейДопустимый размер погрешностей
средние ошибки расположения линий незастроенной зоныне более 0.5 мм
погрешности на участках со строениями и объектами, включая поворотные точки пределов, углы капитальных сооружений, центры выхода коммуникаций, водоразборные установки, опоры ЛЭПне более 0.4 мм
максимальные ошибкидолжны быть не более 10% от общей нормы замеров

Точность плана расценивается по характеристикам средних несоответствий очертаний и предметов в отношении полевых измерений.

Другие важные моменты

При инвентаризации устанавливают:

  • территории, которые подлежат восстановлению;
  • земли лесного запаса, которые не заняты лесонасаждением, кустарниками или не ценными лесными породами;
  • возможность использования земли для индивидуального строительства, садоводничества, огородничества, дачного участка, сельских кооперативов;
  • последующее использование земли бывшими владельцами и лицами, которые арендуют надел;
  • перераспределения земли;
  • восстановление мелиоративных нарушений;
  • передача неиспользуемых территорий в государственный фонд.

По итогам описи на любое пользование землей оформляется дело с аргументированными подсчетами, графическим изображением, сведениями о площади, подписями участников комиссии на акте проведения работ.

Результаты описи земельных угодий рассматриваются администрацией на местах и направляются с планом в исполнительный орган субъекта РФ.

Материалы описи земель служат основой для переоформления владения на землю и внесения поправок в кадастровые документы.

Проведение инвентаризации земельных участков Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/inventarizatsiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.