Подзаконным нормативным правовым актом является

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Подзаконным нормативным правовым актом является

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. 

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;
  • акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;
  • подзаконные акты;
  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. 

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

См. также:

  • Локальный нормативный акт организации

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Готовимся к 2021 году: кадровые мероприятия … , или в иные периоды, установленные нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 122 …
  • Годовая инвентаризация … случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
    В частности, для казенных … финансового контроля не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета … -10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат … бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского учета …
  • Обзор нарушений, допускаемых при осуществлении закупок … также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере … нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере …
  • В чем отличия договора ГПХ от трудового договора? … , предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным …
  • Учет командировочных расходов в учреждении … командировочные расходы, их особенности, какими нормативно правовыми актами установлены правила оформления и учета … командировочные расходы, их особенности, какими нормативно правовыми актами установлены правила оформления и учета … определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
    в государственных органах субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами …
  • О порядке проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов … контроля нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов, отнесенных к полномочиям органа контроля … отражены положения законодательных и иных нормативных правовых актов, правовых актов, являющихся основаниями предоставления …
  • Как правильно учесть чаевые, полученные через терминал оплаты? … с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть …
  • О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного … для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа …
  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год … :
    при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми … результатах.
    Досрочное применение правил ФСБУ
    Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать … досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 … организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер …
  • Единые правила определения объема и выдачи субсидий на иные цели … органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок … должны обеспечить приведение своих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения объема … нормативно-правовых актов
    Общими требованиями установлено, что нормативные акты Правительства РФ, нормативные правовые акты высшего … случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа …
  • Предоставление субсидий на иные цели: что изменится с 2021 года? … соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в … предоставления.
    [1] Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим …
  • Разработка положения об оплате труда работников учреждений спорта … РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
    При разработке … действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты; … бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
    для руководителей, … нормативными правовыми актами этих субъектов;
    для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами …
  • Об изменениях в системе государственного финансового контроля … порядок устанавливается, соответственно, федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа … соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ. Такие стандарты должны … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, уже … нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и …
  • Операции межотчетного периода … РФ;
    изданием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и … стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и … переоценкой, изданием и (или) изменением нормативных правовых актов (в том числе в случаях …
  • Изменения в СГС “Концептуальные основы” … с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … случаях, предусмотренных названным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление … принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/normativnyy_pravovoy_akt.html

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Подзаконным нормативным правовым актом является

Продолжаю серию заметок “Правоведение для чайников”. Первые две части можно прочитать здесь – “Что такое право?” и “Правоотношения, юридические факты и правосубъектность”, а сегодня расскажу об источниках права, законах и подзаконных актах.

Прошу моих читателей – “нечайников” указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования. То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин.

Здесь же нельзя поворачивать!» В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?». Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».

Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое. Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении. Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права: нормативные правовые акты; нормы международного права; обычаи; судебные прецеденты; акты высших судов; договоры нормативного содержания; научные труды (доктрина); религиозные нормы; принципы права. Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы. Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы. Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах. Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы

а) Конституция РФ б) федеральные конституционные законы (ФКЗ) в) федеральные законы (ФЗ)

2) Подзаконные акты:

а) указы президента РФ б) постановления правительства РФ в) приказы министерств и ведомств Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс. Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон.

Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много. Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ». Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет. Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов. Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»). В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/3/17/pravovedenie_dlya_chajnikov_%E2%80%93_2_normativnye_pravovye_akty_kak_istochniki_prava

Подзаконные нормативные акты и их виды

Подзаконным нормативным правовым актом является

Замечание 1

Подзаконный акт – это правовой нормативный документ, который издается компетентным органом в соответствии с законодательством, направлен на развитие и исполнение законодательных положений и регулирует конкретные аспекты отношений в обществе.

В отличие от законов подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу.

Признаки подзаконного акта:

  • отображение и закрепление в законе, конституции или другом нормативно-правовом акте полномочий издавать нормативные акты определенными органами;
  • зависимость подзаконных нормативно-правовых актов от законов;
  • в нормативных актах происходит опосредование норм законов через их дополнение, воспроизведение, конкретизацию, детализацию, развитие и др.;
  • упрощенный, по сравнению с законом, порядок принятия, введения в действие и опубликования;
  • эффективно приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, более оперативно и быстро реагируют на перемены в жизненной обстановке;
  • нормы подзаконных актов чаще всего выступают нормами видового значения относительно норм законов;
  • высокая степень неоднородности, представляющая единое целое;
  • все нормативные подзаконные акты обладают разной юридической силой, имеют различную форму издания и наименования.

Виды подзаконных актов

В зависимости от издавшего подзаконный акт органа выделяют следующие его виды:

  • общие акты, которые действуют на всей территории России в отношении всех ее граждан и лиц, находящихся на территории страны – указы и распоряжения Президента РФ; постановления палат Федерального Собрания – Совета Федерации и Государственной Думы; распоряжения и постановления Правительства РФ; распоряжения, директивы, приказы федеральных ведомств и министерств;
  • региональные акты – постановления законодательного органа государственной власти субъекта РФ, постановления губернатора, приказы министерств и других органов исполнительной власти субъекта Федерации, то есть акты органов государственной власти;
  • местные акты – постановления и другие решения представительных органов муниципальных образований и глав администраций, которые действуют только на территории данного муниципального образования;
  • локальные акты – приказы руководителей предприятий и организаций, решения участников ООО, общего собрания акционеров акционерных обществ, решения совета директоров и др., данные акты распространяются только на работников конкретных организаций.

Характеристика отдельных подзаконных нормативных актов

Распоряжения и указы Президента РФ. В РФ Президент имеет право издавать распоряжения и указы (ст. 90 Конституции).

Указ является актом более значимого и широкого, действия, а распоряжение представляет собой документ более конкретного, частного назначения.

Распоряжения, как правило, принимаются по вопросам государственного управления (выделение средств из резервного фонда регионам, создание рабочих комиссий и т. д.).

Нормативные указы Президента обладают отличительными признаками, а именно, они:

  • не должны противоречить федеральным законам;
  • по отношению к другим подзаконным актам имеют приоритетное значение;
  • содержат нормы права;
  • регулируют различные сферы общественной жизни;
  • обладают общеобязательной природой.

Указ Президента нормативного характера представляет собой подзаконный акт, который содержит нормы права, регулирует различные сферы жизни общества и имеет приоритетное значение относительно других подзаконных актов.

Акты Правительства имеют подзаконный характер. Исполнение правительственных постановлений происходит в пределах предметов полномочий и ведения.

Распоряжения являются правоприменительными документами и адресованы для узкого круга исполнителей.

Акты федеральных ведомств и министерств подчинены правительственным актам и имеют отраслевое назначение, то есть распространяются только на лиц, которые работают в данной отрасли.

Если ведомство и министерство обладает разнонаправленностью, то такие акты адресуются нескольким министерствам и могут регулировать разные межотраслевые отношения.

Акты федеральных ведомств и министерств могут издаваться в виде инструкций или приказов.

Выделяют приказы нормативные и ненормативные. Нормативные приказы предназначены для использования в работе федеральных органов власти: их задачам, структуре, функциям.

Ненормативные приказы выполняют роль правоприменительных актов. Инструкции регулируют основные формы служебной деятельности, а также функциональные обязанности какой-либо категории сотрудников.

Инструкции имеют нормативное содержание.

К актам исполнительной власти субъектов Федерации относятся указы и распоряжения, изданные президентами республик, распоряжения и постановления, приказы и инструкции. Главы администраций краев, областей (в том числе, автономных), округов и городов федерального значения, правительство регионов, осуществляя свои полномочия издают распоряжения и постановления.

Соответствующие региональные департаменты, ведомства и министерства, другие органы исполнительной власти субъектов Федерации наделяются правом издавать приказы и инструкции.

Такие акты издаются исходя из полномочий соответствующего органа, согласно конституциям, уставам и законам субъектов РФ. Они распространяются только на территорию данных субъектов и имеют локальную сферу действия.

Данные акты могут носить нормативный или правоприменительный характер.

Органы местного самоуправления, согласно Конституции, могут самостоятельно управлять муниципальной собственностью, создавать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные сборы и налоги, осуществлять охрану местного порядка, решать различные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления в пределах собственных полномочий имеют право издавать правовые акты:

  • распоряжения и постановления глав органов муниципального управления;
  • акты сельских и поселковых собраний;
  • акты представительных органов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/podzakonnye_normativnye_akty_i_ih_vidy/

Подзаконные нормативные правовые акты и их виды

Подзаконным нормативным правовым актом является

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Подзаконный нормативный правовой акт – это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции.

Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы.

Такие как “на основании и во исполнение закона”, “не должны противоречить закону”, “в соответствии с законом” и др, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ – высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием “подзаконные нормативные правовые акты”.

Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им.

В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей.

Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать “свои” правовые акты.

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции.

В Российской Федерации этот вопрос четко и исчерпывающим образом не решен ни в Конституции, ни в законах, ни в иных нормативных правовых актах. Это служит причиной частых нарушений законности в правотворческой сфере различными правотворческими органами при издании подзаконных нормативных актов.

Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы.

Такие как “на основании и во исполнение закона”, “не должны противоречить закону”, “в соответствии с законом” и др.

Все эти законодательные формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актов от законов.

В-третьих, в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм*(109).

К четвертому признаку подзаконных нормативных правовых актов можно отнести то, что им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения.

Из этого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, как правило, принимает норму видового значения при наличии нормы родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных нормативных правовых актов.

В-шестых, подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Другое, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовых актов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все они находятся “под” законом.

Приставка “под” в данном термине указывает на подчиненное положение одного предмета от другого.

В специально-юридическом значении приставка “под” в термине подзаконный акт означает их системную зависимость, иерархическое свойство быть хотя бы на одну ступень, на один уровень, но ниже закона, располагаться под законом.

Однако подзаконность данной группы нормативных правовых актов вовсе не означает их юридическую “необязательность”. Все эти акты обладают необходимой юридической силой, они также как и законы обязательны для исполнения. Разница только в том, что их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно, к примеру, для федеральных законов.

https://www.youtube.com/watch?v=gNmjpHHruCE

Помимо иерархической зависимости выделяется и материальная (содержательная) зависимость всех подзаконных нормативных правовых актов от закона, выражающаяся в том, что закон регулирует все наиболее важные, принципиальные отношения (первичное регулирование), а все остальные отношения регулируются всеми остальными нормативными правовыми актами меньшей юридической силы (вторичное регулирование). Существование сферы вторичного регулирования обусловлено тем, что после принятия, к примеру, федерального закона органы, наделенные различной компетенцией издают нормы более подробной регламентации, без которых невозможно реализовать предписания федеральных законов. Помимо этого, принимаются также нормы, распределяющие обязанности между различными подразделениями, службами по своевременному исполнению федерального закона, порядок взаимодействия с гражданами, приоритетные формы этого взаимодействия, процедурные вопросы принятия правовых и управленческих решений.

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 5379 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-8276.html

Вопрос 20 Подзаконный нормативные правовой акт

Подзаконным нормативным правовым актом является
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8Следующая ⇒

Подзаконные нормативные правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.

Подзаконные акты конкретизируют основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.

8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализуетполномочия и элементы своего правового статуса.
2. Постановления Правительства РФ.

Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.


3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.
4.

Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
5.

Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).
6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.

Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

Вопрос 21. Правотворчество: понятие, признаки, виды

Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер.

Виды правотворчества

Критериями выделения видов правотворчества служат:

1) субъекты правотворчества, т.е. орган или лицо, которые вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами;

2) процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение);

3) формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты).

Выделяют следующие виды правотворчества:

— законотворчество;

— правотворчество органов исполнительной власти;

— правотворчество органов местного самоуправления;

— непосредственное правотворчество граждан;

— договорное правотворчество;

— локальное правотворчество.

Законотворчество — это процесс создания законов. Существует несколько видов законотворчества, которые выделяются в зависимости от видов законов, которые принимаются в результате этой деятельности:

а) принятие закона Российской Федерации;

б) принятие федерального конституционного закона;

в) принятие федерального закона;

г) принятие закона субъекта Российской Федерации.

Особенность законотворчества состоит в процедуре, которая разделяется на ряд стадий.

Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, органами исполнительной власти. На уровне субъектов Федерации также осуществляется подзаконное правотворчество. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласовании, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.

Президент России на основе Конституции и законов издает указы, причем они могут быть как нормативного, так и ненормативного (индивидуального, оперативного) характера. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации. Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления.

Министерства, государственные комитеты, ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят порученными им сферами управления.

Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерства как органы единоличного руководства издают приказы и инструкции, а государственные комитеты как коллегиальные органы — постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления.

В пределах своих полномочий издают нормативные акты органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Основы правотворчества органов местного самоуправлениязаложены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

Непосредственное правотворчество граждан осуществляется посредством референдума.

Этот процесс регулируется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов Федерации о референдуме.

На уровне местного самоуправления непосредственным народным правотворчеством является принятие решений сходов или собраний граждан, местные референдумы. Прямое правотворчество граждан характеризуется рядом признаков:

а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения;

б) в референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;

в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;

г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.

На всенародное ание может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

Договорное правотворчество — это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. Особенность этого вида — согласование интересов сторон, добровольность. Примером нормативного договора является также Федеративный договор, явившийся правовой базой для создания Российской Федерации на новой основе.

Примером нормативного договора является коллективный договор. Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические, профессиональные отношения между работодателем и работниками.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных подразделениях, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, вневедомственной принадлежности и численности работников.

Локальное правотворчество — это создание актов различных коллективов, организаций, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, права и обязанности членов этих сообществ. Примерами могут быть положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка и т.п. акты.

Признаки:

1) является преимущественно деятельностью государства; 2) имеет организационную направленность; 3) отображается в нормативных правовых актах (“продукте правотворчества”); 4) строго регламентируется правовыми нормами. Специфика правотворчества заключается также в его субъекте.

Субъектами правотворчества являются государство, его органы, компетентные принимать нормативно-правовые акты, и уполномоченные на то должностные лица. В том случае, если акт правотворчества является результатом непосредственного волеизъявления народа, его субъектом признается народ.

Кроме того, юридическая возможность “творить право” признается также и за некоторыми другими субъектами.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x6509.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.