Подоходно поимущественный налог

Налоги, которые платили в СССР

Подоходно поимущественный налог

Налоги всегда играли важнейшую роль в экономике любого государства. Рассмотрим какие же налоги платились в СССР.

Во время Союза Советских Социалистических Республик всегда существовали следующие виды отчислений:

На бездетность и малосемейность.

Налог с оборота.

Сельхозналог.

На скот.

Подоходный.

На тунеядство.

Транспортный.

Налог на землю.

Налог с оборота в СССР — разновидность налоговых отчислений бюджет.

Он был введен после проведения реформы, в начале тридцатых. К плательщикам относились: гособъединения; предприниматели; кооперативы; оптовики; потребкооперация. Отчислялось около 86 % от суммы платежа.

Особенности сельхозналога

Сельскохозяйственный налог СССР представлял собой вид отчислений, которые взимались с физических лиц. Он вводился в средине 20 годов, и предназначался для замены натуральных и денежных налогов на отчисления с сельского хозяйства. С 01.01.24 выплачивался исключительно в денежном варианте.

К плательщикам относили владельцев приусадебных земельных участков. А также делать отчисления в бюджет были обязаны лица, владеющие служебными земельными наделами в селах и деревнях.

Объектом налогообложения был участок земли, независимо от размеров прибыли, которую получал владелец. Для обладателей единоличных хозяйств этот вид отчислений удваивался.

Несельскохозяйственные земли в расчет не брались.

Отчисления для владельцев животных

Начало введения налога датируется 1923 г. В период нэпа было дано разрешение на внедрение поимущественного налога в городе. Это было обусловлено появлением нового класса «советских бизнесменов», которых называли нэпманами. Они предпочитали вкладывать средства в собственное имущество.

Целью подобных действий было желание избежать необходимости делать отчисления в госбюджет. Властями молодой республики было принято решение ввести дополнительный налог. Облагалось имущество всех лиц, проживающих в городах.

По мнению местных советов, было целесообразным ввести налог на животных, помогающих человеку в хозяйстве. Это коснулось рогатого скота.

С течением времени соответствующие выплаты стали обязательными для владельцев не только коров и пр. живности, но и собак, животных, использующихся для транспортировки грузов. Исключение составляли лошади. Размер налога утверждался местными советами. Он зависел от разновидности четвероногого.

Крупный скот облагался большей суммой, нежели мелкий. Не платили его владельцы молодняка.Крестьянские животные не попадали под налогообложение. Они учитывались при уплате единого сельскохозяйственного налога. От соответствующих выплат были освобождены: Животные, принадлежащие семьям военных. Подопытные животные. Племенной скот.

После временной отмены налог вернулся в измененном виде в 1963 г. Делать отчисления в бюджет должны были владельцы животных, количество которых превышало норматив. В 1965 г. налог отменили.

В самом конце шестидесятых на съезде ЦК КПСС был принят «Примерный колхозный устав», обязующий владельцев малых сельхозпроизводств избегать превышения установленных ограничений на содержание домашних животных.

Налог на бездетных граждан

Налог на бездетность в СССР был введен с целью повышения рождаемости. Принятый в 1941 году, со временем он стал обязательным и действовал в течение 50 лет. Главной задачей такого вида отчислений являлось привлечение бездетных граждан школ, садиков и детских домов.

Плательщиками были мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет), которые не имели детей. Народное название отчислений — «налог на яйца». Он не касался незамужних лиц женского пола. На этом фоне большинство мужчин вполне серьезно рассуждали о дискриминации по половому признаку.

Ставка таких отчислений была строго дифференцирована. Ее размер зависел от уровня ежемесячной з/п плательщика: При з/п выше 91 р. — 6 %. При з/п 71–90 р. — 5 %. Лица, доход которых был меньше 70 рублей, освобождались от «налога на яйца».

Размер налога для творческой интеллигенции, независимо от дохода, также составлял 6 %.

Освобождались от уплаты следующие категории советских граждан: Потерявшие детей при различных обстоятельствах. Молодожены (не платили в течение 12 месяцев после оформления брачных отношений). Военные. Жены военных. Студенты вузов до 25 лет.

Студенты средних специальных заведений до 25 лет. Лица, имеющие инвалидность 1, 2 группы. Жены лиц с инвалидностью. Люди, страдающие гипофизарным нанизмом. Психически больные. Ремесленники, работающие на Крайнем Севере.

Лица, усыновившие одного или нескольких детей.

«Жизнь» налога на бездетность длилась до 1992 г. В начале девяностых было принято решение об уменьшении ставки для людей, месячная з/п которых составляла менее 150 р. А также планировалось освободить от отчислений бездетных лиц мужского пола, состоявших в браке.

Особенности подоходного налога

В первой половине двадцатых было принято решение о введении имущественных отчислений. К плательщикам относились все советские граждане, а также АО, получающие доход. В основном эти отчисления касались недвижимого имущества. Подоходным он стал называться с 1924

Уровень налогообложения имел зависимость от класса, к которому относился советский гражданин. Шкала подоходного налога в СССР всегда прогрессировала. Она неоднократно претерпевала изменения. Если человек получал менее 70 р./30 дней, он не делал отчисления в госбюджет. Выглядела ставка следующим образом:

До 89 р. — 10 %.

89–100 р. — 12%.

От 100 р. — 13 %

Отчисления для тунеядцев

В мае 1961 г. Верховным Советом был ратифицирован специфический указ. Он предписывал «бороться с тунеядцами всеми возможными методами». А также власти страны разработали комплекс мер, призванных устранить трудовую незанятость.

По мнению общественности, женщина должна была работать наравне с мужчиной. Исключение составляли те, кто вынашивал ребенка, и молодые мамы, находящиеся в лактационном периоде.

Воспитывать детей на дому разрешалось строго до трех лет. По достижении этого возраста ребенок передавался в ясли, детсад, а потом — в школу. Женщину, находящуюся в декретном отпуске, могли остановить на улице и спросить документы.

От молодой матери требовалось доказать, что она не прогуливает работу, а занимается воспитанием детей. При необходимости родителей обязывали отдавать детей в круглосуточные сады. Маму и папу ребенок мог видеть только по субботам и воскресеньям.

Тунеядцем признавалось лицо, не работающее четыре месяца подряд.

Постепенно был введен налог на тунеядство, актуальный для следующих людей:

Фарцовщиков

Работающих на дому белошвеек.

Незамужних женщин.

Бездетных женщин

Архитекторов.

Поэтов и писателей, не являющихся членами Союза писателей.

Актеров.

Советская налоговая система предполагала, что 96 % отчислений шли в госбюджет. Оставшиеся 4 % перераспределялись в ПФ, на зарплаты и монетизацию производства. Каждый, кто не вносил свою долю в 96 %, признавался «паразитом».

Чтобы не попасть под статью, представители творческих профессий были вынуждены мести дворы и мыть подъезды. Был в этом всем и позитив: при СССР практически не было безработных. Лицо, закончившее вуз, обязательно устраивалось на место, получало приличную з/п. Многим бесплатно выдавалась жилплощадь.

Особенности транспортных отчислений

Транспортный налог в Советском Союзе взимался с начала двадцатых. Налогообложению подлежали: велосипеды; лошади; самодвижущиеся экипаж

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df03a9a05fd9800ae1b5707/nalogi-kotorye-platili-v-sssr-5df76bfa0be00a00b0c22906

Подоходно-поимущественный налог: Первоначальной формой денежного личного налога был дважды

Подоходно поимущественный налог
Первоначальной формой денежного личного налога был дважды осуществленный в СССР в течение 1922 г. «общегражданский на­лог», сводившийся к всеобщему подушному налогу с взрослого тру­дового населения обоего пола с некоторыми градациями ставок. Финансовое значение данного налога было весьма велико: 10 млн руб.

было собрано в менее чем годичный срок.

Ему на смену Декретом от 16 ноября 1933 г. был введен подо­ходно-поимущественный налог с проживающих в городах граждан и юридических лиц торгово-промышленного характера, кроме госу­дарственных и кооперативных, для которых Декретом от 20 июня 1923 г.

был установлен подоходный налог на особых основаниях с максимальной ставкой в 8% с суммы дохода. Этот налог имел, с точки зрения П.П.

Гензеля, скорее «принципиальное», нежели фискальное (ввиду незначительности ожидавшегося дохода) значение: «настичь те группы граждан, которые в условиях новой экономической по­литики имели известный достаток, проистекавший по преимуще­ству из нетрудовых источников: торговли, промышленности и т д.»[152].

Уже в начале 1923 г. ставки подоходно-поимущественного нало­га для частных и юридических лиц были переведены на твердое ис­числение. В новой форме, введенной Положением от 12 ноября 1923 г.

, подоходно-поимущественный налог заменил собой государ­ственные (трудгужналог;[153] общегражданский; с лиц, получающих вы­сокую заработную плату) и местные (квартирный; с лиц, пользую­щихся квартирной прислугой).

Положением от 29 октября 1924 г. в государственный подоход­ный налог были внесены некоторые коррективы:

• отменено не оправдавшее себя в фискальном отношении по­имущественное обложение;

• частично изменена группировка плательщиков и введено об­ложение подоходным налогом товариществ полных, на вере и с ограниченной ответственностью;

• изменены основные ставки и шкала прогрессивного обложения.

Все плательщики подоходного налога делились на четыре кате­гории.

Первые три из них охватывали физических лиц: к категории А были отнесены лица, получавшие доход от личного труда по найму и государственные пенсионеры, к категории Б — лица, полу­чавшие доход личного труда не по найму, к категории В — лица получавшие доход от владения личными и промышленными пред­приятиями, строениями, капиталами от аренды имущества и других нетрудовых источников дохода, к категории С — юридические лица (т.е. частные акционерные общества (паевые товарищества), кре­дитные учреждения, товарищества полные, на вере и с ограниченной ответственностью)[154]. Само обложение делилось на твердые оклады и по совокупности доходов. Кроме того, в пользу местного бюджета была установлена 25-процентная надбавка.

Важно также отметить, что поимущественное обложение (т.е. обложение капитала) прогрессивно возрастало по мере роста раз­мера имущества.

В результате всякое слияние капиталов, создание товариществ, акционерных обществ вело к удвоению и утроению обложения, приходящегося на каждого участника общества или то­варищества.

Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход общества, потом как выпла­ченный дивиденд. Современные исследователи отмечают, что такая «необоснованная прогрессия налогообложения…

толкала частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятст­вовала рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивной уровне»[155]. Интересно, что в середине двадца­тых годов подоходно-поимущественный налог также подвергался жесткой критике, однако в вину данному налогу ставили его всеобщ­ность и загромождение работой органов фиска.

Основываясь на специальном исследовании Рабоче-крестьянской инспекции, в СССР в 1926 г. была проведена радикальная реформа системы общеподоходного налога, придавшая ему еще более клас­совый характер.

Новым законом весьма подробно регламентировал­ся весь порядок взимания подоходного налога, чрезвычайно услож­нилась техника его взимания, устанавливались исключительно де­тальная отчетность и разветвленная система прямой и косвенной декларации.

Помимо этого, вышеуказанным положением были внесены зна­чительные изменения в систему дифференциации плательщиков, существенно повышены ставки налога, а также понижен необла­гаемый минимум для нетрудовых групп населения.

Введенное 15 октября 1928 г. Положение о подоходном налоге с государственных предприятий, кооперативных организаций и ак­ционерных обществ с участием государственного и кооперативного капитала отменило прежнее Положение от 20 июня 1923 г. и урегу­лировало систему исчисления налога с прибыли; однако собственно ставка обложения (8%) была оставлена прежней.

Источник: https://finances.social/nalogooblojenie_836/podohodno-poimuschestvennyiy-nalog-69978.html

10.2. подоходное и поимущественное обложение • Теория и история налогообложения, Майбуров И.А., 2008

Подоходно поимущественный налог

С введением весной 1921 г. новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененным приемам финансовой политики, которым тем не менее придавались черты классовой контрибуции.

Государство, разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству всю свою продукцию на рынке и позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, стремилось создать механизм обложения дополнительных источников дохода.

Именно поэтому восстановление налоговой системы началось с введением промыслового налога 26 июля 1921 г.

Промысловый налог распространялся на частные, государственные и кооперативные предприятия. Фактически платежи государственных предприятий имели формальный характер, поскольку вся их прибыль распределялась централизованно. Подоходно-поимущественный налог наряду с нэповской буржуазией платила наиболее высокооплачиваемая часть служащих и лиц свободных профессий.

Промысловый налог представлял собой сложную конструкцию, состоящую из двух вполне независимых частей: патентного сбора и уравнительного сбора.

Патентный сбор взимался при выдаче патента на право торговой и промышленной деятельности. Цена патента определялась разрядом и местонахождением предприятия.

Торговые предприятия делились на пять разрядов, промышленные — на двенадцать.

Цена патента каждого разряда дифференцировалась по местоположению: выделялись Москва и еще пять территориальных поясов вне Москвы (в первый пояс входили Ленинград, Харьков, Киев, Одесса и Ростов-на-Дону).

Уравнительный сбор представлял собой налог, уплачиваемый с суммы хозяйственного оборота. Первоначально размер уравнительного сбора был определен в 7\% к обороту (3\% в госбюджет, 3\% в местный бюджет, 1\% в помощь голодающим). Уже в 1923 г. это явно завышенное обложение было снижено вдвое и дифференцировано

Характеристика промыслового налога

по отраслям и формам собственности. Для государственных предприятий уравнительный сбор был установлен на уровне в 2—4 раза более низком, чем для частных1.

Уравнительным сбором товар облагался на всех стадиях его оборота, плательщиками этого налога были все агенты производства и обращения, включая отдельные предприятия, их объединения (тресты)2, объединения трестов (синдикаты)3, оптовые и розничные звенья торговли.

Этим уравнительный сбор отличался от акциза — определенной фиксированной надбавки к цене товара в пользу казны.

Ставка уравнительного сбора, взимаемого неоднократно, конечно, должна была быть умеренной, иначе при множественности звеньев оборота цена товара неизбежно должна была оказаться непомерно высокой.

Уравнительный сбор представлял собой по сути налог с оборота — форму более прогрессивную, чем акциз позволяющую более или менее равномерно облагать все товары, гибко улавливать и аккумулировать в бюджете даже незначительные излишки доходов.

Подоходно-поимущественный налог

Первоначальной формой денежного личного налога был дважды осуществленный в СССР в течение 1922 г. «общегражданский налог», сводившийся к всеобщему подушному налогу с взрослого трудового населения обоего пола с некоторыми градациями ставок. Финансовое значение данного налога было весьма велико: 10 млн руб. было собрано в менее чем годичный срок.

1 См.: Налоги в механизме хозяйствования. М.: Наука, 1991. С. 24.

2 Трест — объединение предпринимателей, характеризующееся тем, что входящие в него предприятия теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и подчиняются единому управлению (см.: Маркетинг: Словарь-справочник. М., 1991. С. 125).

3 Синдикат — объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление своей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий. (см.: Маркетинг: Словарь-справочник. С. 108).

Ему на смену Декретом от 16 ноября 1933 г. был введен подоходно-поимущественный налог с проживающих в городах граждан и юридических лиц торгово-промышленного характера, кроме государственных и кооперативных, для которых Декретом от 20 июня 1923 г.

был установлен подоходный налог на особых основаниях с максимальной ставкой в 8\% с суммы дохода. Этот налог имел, с точки зрения П.П.

Гензеля, скорее «принципиальное», нежели фискальное (ввиду незначительности ожидавшегося дохода) значение: «настичь те группы граждан, которые в условиях новой экономической политики имели известный достаток, проистекавший по преимуществу из нетрудовых источников: торговли, промьшгленности и т д.»1.

Уже в начале 1923 г. ставки подоходно-поимущественного налога для частных и юридических лиц были переведены на твердое исчисление. В новой форме, введенной Положением от 12 ноября 1923 г., подоходно-поимущественный налог заменил собой государственные (трудгужналог;2 общегражданский; с лиц, получающих высокую заработную плату) и местные (квартирный; с лиц, пользующихся квартирной прислугой).

Положением от 29 октября 1924 г. в государственный подоходный налог были внесены некоторые коррективы:

отменено не оправдавшее себя в фискальном отношении поимущественное обложение;

частично изменена группировка плательщиков и введено обложение подоходным налогом товариществ полных, на вере и с ограниченной ответственностью;

изменены основные ставки и шкала прогрессивного обложения.

Все плательщики подоходного налога делились на четыре категории.

Первые три из них охватывали физических лиц: к категории А были отнесены лица, получавшие доход от личного труда по найму и государственные пенсионеры, к категории Б — лица, получавшие доход личного труда не по найму, к категории В — лица получавшие доход от владения личными и промышленными предприятиями, строениями, капиталами от аренды имущества и других нетрудовых источников дохода, к категории С — юридические лица (т.е. частные акционерные общества (паевые товарищества), кредитные учреждения, товарищества полные, на вере и с ограниченной ответственностью)3. Само обложение делилось на твердые оклады и по совокупности доходов. Кроме того, в пользу местного бюджета была установлена 25-процентная надбавка.

1 Гензель П.П. Налоговое законодательство СССР. М., 1928. С. 16.

2 Трудгужналог (трудовой и гужевой налог) — форма обязательного привлечения населения к бесплатному выполнению определенных работ и использования принадлежащих отдельным гражданам гужевых средств по указанию органов Советской власти (Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. Т. 43 С. 325).

3 Гензель П.П. Указ. соч. С. 57.

Важно также отметить, что поимущественное обложение (т.е. обложение капитала) прогрессивно возрастало по мере роста размера имущества.

В результате всякое слияние капиталов, создание товариществ, акционерных обществ вело к удвоению и утроению обложения, приходящегося на каждого участника общества или товарищества.

Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход общества, потом как выплаченный дивиденд. Современные исследователи отмечают, что такая «необоснованная прогрессия налогообложения…

толкала частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовала рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивной уровне»1. Интересно, что в середине двадцатых годов подоходно-поимущественный налог также подвергался жесткой критике, однако в вину данному налогу ставили его всеобщность и загромождение работой органов фиска.

Основываясь на специальном исследовании Рабоче-крестьянской инспекции, в СССР в 1926 г. была проведена радикальная реформа системы общеподоходного налога, придавшая ему еще более классовый характер.

Новым законом весьма подробно регламентировался весь порядок взимания подоходного налога, чрезвычайно усложнилась техника его взимания, устанавливались исключительно детальная отчетность и разветвленная система прямой и косвенной декларации.

Помимо этого, вышеуказанным положением были внесены значительные изменения в систему дифференциации плательщиков, существенно повышены ставки налога, а также понижен необлагаемый минимум для нетрудовых групп населения.

Введенное 15 октября 1928 г. Положение о подоходном налоге с государственных предприятий, кооперативных организаций и акционерных обществ с участием государственного и кооперативного капитала отменило прежнее Положение от 20 июня 1923 г. и урегулировало систему исчисления налога с прибыли; однако собственно ставка обложения (8\%) была оставлена прежней.

Источник: https://uchebnik.biz/book/1030-teoriya-i-istoriya-nalogooblozheniya/30-102-podoxodnoe-i-poimushhestvennoe-oblozhenie/

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Подоходно поимущественный налог

Cтраница 1

Подоходно-поимущественный налог введен в 1922 г. В 1923 г.

РѕРЅ был разделен РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№, исчисляемый РїРѕ твердым окладам, Рё дополнительный – прогрессивный, которым облагалась совокупность РґРѕС…РѕРґРѕРІ, превышающая определенный размер, РїРѕ дифференцированным ставкам, учитывающим РїРѕСЏСЃ местности Рё характер РґРѕС…РѕРґРѕРІ. Р’ 1924 Рі. РѕРЅ был преобразован РІ подоходный налог.  [1]

РџРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественные налоги РІ СЃРІРѕСЋ очередь делятся РЅР° личные Рё реальные.  [2]

РџРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественные налоги РІ СЃРІРѕСЋ очередь делятся Наличные Р� реальные. Так, предприятия уплачивают налог СЃ СЃСѓРјРјСЊ.  [3]

РљСЂРѕРјРµ деления РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественных налогов РЅР° личные Рё реальные, может быть предложена Рё другая система.  [4]

Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов.

Обложение расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление.

Подоходно-поимущественные налоги ( поземельный, подомовый, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категории прямых, а налоги на расход, т.

Рµ. РЅР° предметы потребления РІ широком смысле слова, – Рє категории косвенных налогов.

Такое деление налогов РЅР° прямые Рё косвенные исходило РёР· платежеспособности лица, определяемой его РґРѕС…РѕРґРѕРј Рё имуществом, Р° также РёР· СЃРІСЏР·Рё между РґРѕС…РѕРґРѕРј плательщика Рё его потреблением.  [5]

Доходы следующих категорий городского населения исчислены автором на основании материалов подоходно-поимущественного налога.

Последний делился тогда на основной н прогрессивный, причем обложению подлежали все источники дохода, кроме сельского хозяйства.

 [6]

Начало развитию РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕРіРѕ обложения РІ городах было положено введением РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 1922 Рі. РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественного налога.  [7]

Ленин неоднократно указывал РЅР° необходимость осуществить переход РѕС‚ контрибуций Рє регулярному Рё правильно взимаемому РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественному налогу. Его взимание фактически было приостановлено.  [8] Рљ смешанным формам налогообложения, характерным для времени перехода РѕС‚ политики военного РєРѕРјРјСѓРЅРёР·РјР° Рє РЅСЌРїСѓ, относится РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественный налог, представлявший СЃРѕР±РѕР№ РїСЂСЏРјРѕР№ налог, взимавшийся СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё имущества физических Рё юридических лиц РІ Советской Р РѕСЃСЃРёРё.  [9]

Руководствуясь ленинскими указаниями, коллегия Наркомата финансов в начале 1919 г.

наметила следующие РѕСЃРЅРѕРІС‹ налоговой реформы: Р°) устранение множественности налогов, РїРѕ возможности замена всех налогов единым РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественным налогом; Р±) усиление обложения фундированных РґРѕС…РѕРґРѕРІ; РІ) привлечение Рє обложению РЅРµ только РґРѕС…РѕРґРѕРІ, РЅРѕ Рё имуществ, даже если РѕРЅРё Рё РЅРµ приносили РґРѕС…РѕРґР°; Рі) обеснечение роста поступлений РІ бюджет РѕС‚ РїСЂСЏРјРѕРіРѕ обложения, превращение его РІ существенный источник бюджетных ресурсов; Рґ) взимание налога РЅРµ только деньгами, РЅРѕ Рё натурой; Рµ) приближение налоговых органов Рє плательщикам, привлечение последних Рє участию РІ оценке РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё имуществ; Р¶) приближение СЃСЂРѕРєРѕРІ взимания налога Рє срокам получения РґРѕС…РѕРґРѕРІ плательщиками налога.  [10]

Первые декларации должны были быть поданы к 1 марта 1917 г.

Декларации были поданы, но произошла революция, и первые поступления подоходного налога имели место уже в Советской России в соответствии с декретом от 16 ноября 1922 г.

Первоначальная его структура оказалась неприемлемой по ряду причин, поэтому Советское Правительство издало новый декрет от 12 ноября 1923 г.

Рѕ РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественном налоге СЃ некоторым упрощением строения этого налога. Р’ конце 1924 Рі. был разработан новый проект РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕРіРѕ налога СЃ учетом тех затруднений Рё недостатков, которые обнаружились Р·Р° истекший РіРѕРґ его применения.  [11]

Высокопро – грессивныЕ РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественный налог Рё косвенные налоги РЅР° предметы роскоши должны были стать эффективным методом регулирования РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё накоплений капиталистов.

Вместе СЃ тем переход РѕС‚ контрибуций Рє систематически взимаемым налогам содействовал решению задач РІ области денежного обращения ( прекращению бумажноденежной СЌРјРёСЃСЃРёРё Рё стабилизации рубля) Рё был РѕРґРЅРёРј РЅР· путей осуществления финансовой централизации. Неорганизованный характер местного обложения, которое проводилось РЅРµ только РІ форме контрибуций СЃ капиталистических элементов, РЅРѕ Рё РІ форме разного СЂРѕРґР° СЃР±РѕСЂРѕРІ СЃ национализированных фабрик Рё заводов, срывал плановое Рё регулярное поступление РґРѕС…РѕРґРѕРІ РІ государственный бюджет РЅ неблагоприятно отражался РЅР° финансовом положении Рё всей деятельности предприятий.  [12]

Р’ 1921 – 1923 РіРі. были образованы налоговые РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественному налогу, промысловому налогу Рё сельскохозяйственному налогу. Р’ 1926 Рі.

РїРѕ промысловому Рё РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕРјСѓ налогам учреждены объединенные РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ( участковые, уездные, окружные, губернские), которые рассматривали также дела РїРѕ налогу РЅР° сверхприбыль, гербовому СЃР±РѕСЂСѓ.  [13]

Р’СЃРµ лица, вносившие налог РїРѕ совокупности РґРѕС…РѕРґРѕРІ ( РєСЂРѕРјРµ рабочих Рё служащих), сверх налога РЅР° РґРѕС…РѕРґ уплачивали налог СЃ имущества личного пользования, РЅРµ являвшегося предметом РёС… промысла, РїРѕ РѕСЃРѕР±РѕР№ ступенчатой шкале. Обложение имущества постепенно утратило СЃРІРѕРµ значение, Рё РІ 1924 Рі. РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕ-поимущественный налог был преобразован РІ подоходный налог.  [14]

Введен в Великобритании в 1842 г., в Японии в 1887 г., в Германии в 1891 г., в США в 1913 г., во Франции в 1916 г.

Подоходный налог взимается по прогрессивным ставкам, дифференцированным по группам налогоплательщиков. В СССР был введен декретом от 16 ноября 1922 г.

под общим названием подоходно-поимущественного налога, который в 1924 г. был преобразован в подоходный налог.

Р’ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации взимается подоходный налог СЃ физических лиц, Р° также налог РЅР° прибыль.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: https://www.ngpedia.ru/id174422p1.html

10.2. Подоходное и поимущественное обложение: С введением весной 1921 г. новой экономической политики появилась

Подоходно поимущественный налог
С введением весной 1921 г. новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененным приемам финансовой политики, которым тем не менее придавались черты классовой контрибуции.

Государство, разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству всю свою продукцию на рынке и позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, стремилось создать механизм обложения дополнительных источников дохода.

Именно поэтому восстановление налоговой системы началось с введением промыслового налога 26 июля 1921 г.

Промысловый налог распространялся на частные, государственные и кооперативные предприятия.

Фактически платежи государственных предприятий имели формальный характер, поскольку вся их прибыль распределялась централизованно. Подоходно-поимущественный налог наряду с нэповской буржуазией платила наиболее высокооплачиваемая часть служащих и лиц свободных профессий.

Характеристика промыслового налога

Промысловый налог представлял собой сложную конструкцию, состоящую из двух вполне независимых частей: патентного сбора и уравнительного сбора.

Патентный сбор взимался при выдаче патента на право торговой и промышленной деятельности. Цена патента определялась разрядом и местонахождением предприятия.

Торговые предприятия делились на пять разрядов, промышленные — на двенадцать.

Цена патента каждого разряда дифференцировалась по местоположению: выделялись Москва и еще пять территориальных поясов вне Москвы (в первый пояс входили Ленинград, Харьков, Киев, Одесса и Ростов-на-Дону).
Уравнительный сбор представлял собой налог, уплачиваемый с суммы хозяйственного оборота. Первоначально размер уравнительного сбора был определен в 7% к обороту (3% в госбюджет, 3% в местный бюджет, 1% в помощь голодающим). Уже в 1923 г. это явно завышенное обложение было снижено вдвое и дифференцировано

10. Налоговая система России в 1921—1932 гг.

259

по отраслям и формам собственности. Для государственных предприятий уравнительный сбор был установлен на уровне в 2—4 раза более низком, чем для частных1.

Уравнительным сбором товар облагался на всех стадиях его оборота, плательщиками этого налога были все агенты производства и обращения, включая отдельные предприятия, их объединения (тресты)2, объединения трестов (синдикаты)3, оптовые и розничные звенья торговли.

Этим уравнительный сбор отличался от акциза — определенной фиксированной надбавки к цене товара в пользу казны.

Ставка уравнительного сбора, взимаемого неоднократно, конечно, должна была быть умеренной, иначе при множественности звеньев оборота цена товара неизбежно должна была оказаться непомерно высокой.

Уравнительный сбор представлял собой по сути налог с оборота — форму более прогрессивную, чем акциз позволяющую более или менее равномерно облагать все товары, гибко улавливать и аккумулировать в бюджете даже незначительные излишки доходов.

Подоходно-поимущественный налог

Первоначальной формой денежного личного налога был дважды осуществленный в СССР в течение 1922 г. «общегражданский налог», сводившийся к всеобщему подушному налогу с взрослого трудового населения обоего пола с некоторыми градациями ставок. Финансовое значение данного налога было весьма велико: 10 млн руб. было собрано в менее чем годичный срок.

Ему на смену Декретом от 16 ноября 1933 г. был введен подоходно-поимущественный налог с проживающих в городах граждан и юридических лиц торгово-промышленного характера, кроме государственных и кооперативных, для которых Декретом от 20 июня 1923 г.

был установлен подоходный налог на особых основаниях с максимальной ставкой в 8% с суммы дохода. Этот налог имел, с точки зрения П.П.

Гензеля, скорее «принципиальное», нежели фискальное (ввиду незначительности ожидавшегося дохода) значение: «настичь

1 См.: Налоги в механизме хозяйствования. М.: Наука, 1991. С. 24.

2 Трест — объединение предпринимателей, характеризующееся тем, что входящие в него предприятия теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и подчиняются единому управлению (см.: Маркетинг: Словарь-справочник. М., 1991. С. 125).

3 Синдикат — объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление своей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий. (см.: Маркетинг: Словарь-справочник. С. 108).

260

II. История налогообложения в России

те группы граждан, которые в условиях новой экономической политики имели известный достаток, проистекавший по преимуществу из нетрудовых источников: торговли, промышленности и т д.»1.

Уже в начале 1923 г. ставки подоходно-поимущественного налога для частных и юридических лиц были переведены на твердое исчисление. В новой форме, введенной Положением от 12 ноября 1923 г., подоходно-поимущественный налог заменил собой государственные (трудгужналог;2 общегражданский; с лиц, получающих высокую заработную плату) и местные (квартирный; с лиц, пользующихся квартирной прислугой).

Положением от 29 октября 1924 г. в государственный подоходный налог были внесены некоторые коррективы:

• отменено не оправдавшее себя в фискальном отношении поимущественное обложение;

• частично изменена группировка плательщиков и введено обложение подоходным налогом товариществ полных, на вере и с ограниченной ответственностью;

• изменены основные ставки и шкала прогрессивного обложения.

Все плательщики подоходного налога делились на четыре категории.

Первые три из них охватывали физических лиц: к категории А были отнесены лица, получавшие доход от личного труда по найму и государственные пенсионеры, к категории Б — лица, получавшие доход личного труда не по найму, к категории В — лица получавшие доход от владения личными и промышленными предприятиями, строениями, капиталами от аренды имущества и других нетрудовых источников дохода, к категории С — юридические лица (т.е. частные акционерные общества (паевые товарищества), кредитные учреждения, товарищества полные, на вере и с ограниченной ответственностью)3. Само обложение делилось на твердые оклады и по совокупности доходов. Кроме того, в пользу местного бюджета была установлена 25-процентная надбавка.

Важно также отметить, что поимущественное обложение (т.е. обложение капитала) прогрессивно возрастало по мере роста размера имущества. В результате всякое слияние капиталов, создание товариществ, акционерных обществ вело к удвоению и утроению

1 Гензель П.П. Налоговое законодательство СССР. М., 1928. С. 16.

2 Трудгужналог (трудовой и гужевой налог) — форма обязательного привлечения населения к бесплатному выполнению определенных работ и использования принадлежащих отдельным гражданам гужевых средств по указанию органов Советской власти (Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. Т. 43 С. 325).

3 Гензель П.П. Указ. соч. С. 57.

10. Налоговая система России в 1921—1932 гг.

261

обложения, приходящегося на каждого участника общества или товарищества. Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход общества, потом как выплаченный дивиденд. Современные исследователи отмечают, что такая «необоснованная прогрессия налогообложения…

толкала частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовала рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивной уровне»1.

Интересно, что в середине двадцатых годов подоходно-поимущественный налог также подвергался жесткой критике, однако в вину данному налогу ставили его всеобщность и загромождение работой органов фиска.

Основываясь на специальном исследовании Рабоче-крестьянской инспекции, в СССР в 1926 г. была проведена радикальная реформа системы общеподоходного налога, придавшая ему еще более классовый характер.

Новым законом весьма подробно регламентировался весь порядок взимания подоходного налога, чрезвычайно усложнилась техника его взимания, устанавливались исключительно детальная отчетность и разветвленная система прямой и косвенной декларации.

Помимо этого, вышеуказанным положением были внесены значительные изменения в систему дифференциации плательщиков, существенно повышены ставки налога, а также понижен необлагаемый минимум для нетрудовых групп населения.

Введенное 15 октября 1928 г. Положение о подоходном налоге с государственных предприятий, кооперативных организаций и акционерных обществ с участием государственного и кооперативного капитала отменило прежнее Положение от 20 июня 1923 г. и урегулировало систему исчисления налога с прибыли; однако собственно ставка обложения (8%) была оставлена прежней.

Источник: https://economy-ru.com/nalogi-nalolgooblajenie-rf/102-podohodnoe-poimuschestvennoe.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.