Переселили из ветхого и аварийного жилья

Содержание

Госдума приняла законопроект о механизмах расселения аварийного жилья

Переселили из ветхого и аварийного жилья

Законопроект о совершенствовании механизмов расселения аварийного и ветхого жилья принят 17 ноября Госдумой в первом чтении. Он даст возможность привлечь частные инвестиции в расселение территорий, занятых сейчас разваливающимися домами.

Этот законопроект – прорывная идея, позволяющая решить сразу несколько проблем, с которыми сталкивается большинство российских городов, считает замглавы минстроя Максим Егоров.

Программа расселения аварийного жилья идет сейчас с опережением плана. Однако в нее входят только те дома, которые были признаны аварийными до 2017 года. А к ее финалу в 2024 году будет признано аварийным еще около 15 млн кв. м жилья.

К 2030 же году цифра удвоится, прогнозирует ведомство.

Россияне стали активнее ставить недвижимость на учет

Ныне действующие программы помогают замедлить рост доли непригодных домов, но не остановить его, подчеркивает Егоров. К тому же ныне действующий порядок не дает комплексно улучшать облик городов.

“Мы создаем новые общественные пространства, парки, скверы, набережные, точки притяжения… Но когда рядом стоят обветшалые или аварийные жилые дома, это значительно снижает общий эффект”, – отмечает он. Расселение аварийных домов сегодня идет скорее “точечно”, отмечают в минстрое.

Это создает неудобства для жителей, не позволяет привлечь инвесторов, а также масштабно обновить изношенную на 60-70% коммунальную инфраструктуру. “У нас есть комплексные программы к развитию городской среды, к внедрению цифровых технологий в городское управление.

Теперь так же комплексно мы должны заняться непосредственно и аварийными домами”, – считает Егоров.

Принятие законопроекта позволит расселять не строго аварийный дом, а целый микрорайон, где среди аварийных домов и промзон (такие участки должны занимать не менее половины территории) есть и здания, не признанные аварийными.

“Если в Москве инвестор может прийти на один дом, то в регионах на одном доме эта история экономически нецелесообразна, – говорит исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта Анна Мамонова.

– Формат объединения работ на одной территории в один проект создаст экономический интерес для инвесторов”.

Кроме того, комплексный подход удобен для жителей, подчеркивает она, все работы проводятся синхронно и не доставляют лишних неудобств.

Участки для расселения подобраны в 19 регионах

“В действующем паспорте нацпроекта внебюджетное финансирование при расселении аварийных домов составляет всего 2%. Идет колоссальная нагрузка на бюджетную систему страны”, – отмечает эксперт тематической площадки ОНФ “Жилье и городская среда” Павел Склянчук.

Основной тормоз для привлечения инвесторов сейчас в том, что в законодательстве нет порядка выкупа недвижимости, расположенной в границах территории, подлежащей развитию, говорит он.

“Муниципалитет в рамках отведенных бюджетных лимитов из двух рядом стоящих бараков по факту признает аварийным только один, а содержание другого перекладывает на систему капремонта.

В итоге получается, что ремонтируют ветхий дом с высокой степенью износа, что нецелесообразно, а муниципалитет не получает нормальный земельный участок для городских нужд”, – объясняет Склянчук.

Государственно-частное партнерство – стандартная практика реализации дорогостоящих проектов во многих других странах, в числе которых США, Канада, Австралия, Южная Корея. Предполагается, что привлечение инвесторов будет возможно с использованием как конкурса, так и аукциона. Это позволит минимизировать риск участия в расселении недобросовестных застройщиков.

Преимуществом для застройщика в предлагаемом механизме является возможность заранее рассчитать примерные затраты на переселение жильцов, говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.

Сейчас этого нет, и девелоперам нужно по отдельности договариваться с каждым собственником: “Можно отселить 199 квартир в 200-квартирном доме и застрять с последней квартирой на долгие годы.

Поэтому сейчас частные инвестиции в реновацию невозможны. Слишком велики риски”.

Решение о “модернизации” застроенной территории будут принимать региональные органы власти. На месте сносимых домов они смогут сформировать обширные общественные пространства, предусмотреть строительство социальных объектов, развитие сферы услуг для местных жителей, создание новых рабочих мест.

Эффект от программы ощутят и жители соседних микрорайонов – после модернизации территории может вырасти стоимость их жилья. “Не каждый мэр или губернатор рискнет запустить у себя подобный проект реновации. Но тот, кто это сделает, будет иметь все возможности совершить качественную революцию в градостроительной политике своих городов.

Надо дать смелым инструменты, они им сегодня очень нужны”, – считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

Более 250 тысяч семей улучшили жилье благодаря льготной ипотеке

Окончательное решение о переселении будут принимать жители. У проживающих в ветхом жилье будет возможность проать, вступать или нет в программу. Необходимо, чтобы две трети жильцов одобрили эту идею.

Сейчас решение о реконструкции дома должны принимать 100% собственников, отмечает зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.

Снижение количества “за” позволит большинству жильцов не идти на поводу у меньшинства, которое зачастую “всегда против всего”, отмечает он. Предусмотрена возможность выхода дома из программы, если часть жильцов изменит решение.

Кроме того, жители будут ать и на стадии публичных слушаний. То есть фактически существует сразу два барьера, которые дадут им возможность повлиять на решения о развитии района.

Опасения, что ради “лакомого” куска земли в центре города будут сноситься и вполне крепкие дома, необоснованны, считает Казинец: “Невозможно представить ситуацию, чтобы более 70% жителей современного, “крепкого” дома проали за расселение”.

Законопроект также дает механизмы по ликвидации самостроев и объектов, не соответствующих градостроительному регламенту, что поможет урегулировать множество конфликтов, добавляет директор АНП “Национальный Жилищный Конгресс” Татьяна Вепрецкая.

Жителям, которые согласятся на участие в программе, предполагается давать равноценную либо равнозначную компенсацию – либо деньгами (размер возмещения будут рассчитывать по рыночным ценам), либо жильем. Это уточнят ко второму чтению законопроекта.

Работа над документом еще далеко не закончена. “Мы ни в коем случае не собираемся отказываться от приоритета права собственности и жилищных прав граждан”, – подчеркивает Пахомов.

Ко второму чтению должны быть доработаны критерии включения в программу как многоквартирных, так и индивидуальных домов, гаражей, дач, считает Вепрецкая.

Особое внимание должно уделяться жителям домов, которые попали в программу, но не являются ветхими и аварийными, так как их мотивация на обновление может обоснованно отсутствовать. “Для них нужно предусмотреть дополнительные гарантии”, – говорит Вепрецкая.

“В 19 регионах есть перспективные участки, на развитие которых могут быть заключены договоры развития застроенных территорий, здесь можно отметить активную работу региональных властей в Республике Марий Эл, Забайкальском крае, Нижегородской и Липецкой областях. В частности, один из проектов по комплексному развитию территорий может быть реализован в городе Йошкар-Ола”, – сообщил первый заместитель гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин.

Прямая речь

“Согласно национальным целям мы должны за 10 лет поставить один миллиард квадратных метров жилья… И каждый пятый квадратный метр жилья в стране в течение этого срока должен стать новым”, – сказал депутатам зампред правительства Марат Хуснуллин.

Он подчеркнул, что данный законопроект – это один из важнейших элементов комплексного плана.

“Когда мы обсуждали этот проект, все губернаторы выступили “за”, – напомнил он и особо подчеркнул, что регионы будут сами определять территории для комплексного развития.

Источник: https://rg.ru/2020/11/17/gosduma-priniala-zakonoproekt-o-mehanizmah-rasseleniia-avarijnogo-zhilia.html

Расселение аварийного жилья, правила и порядок, программа расселения ветхого жилья, условия и список документов | Жилищный консультант

Переселили из ветхого и аварийного жилья

Расселение ветхого жилья осуществляется для освобождения многоквартирного дома от проживающих в нем лиц. Процедура проводится в случаях, когда необходимо провести снос строения, его переориентацию или улучшение жилищных условий третьих лиц.

Государством предусмотрена возможность переселения граждан, занимающих помещения вне зависимости от формы собственности или найма.

Власть также формирует комиссии и контролирующие органы, осуществляющие расселение аварийных домов и строений с изношенной инфраструктурой, информирующие население и производящие передачу жилья или денежных средств лицам, лишенных прежней жилплощади.

Законодательно процедура расселения закреплена в рамках постановления Правительства №47. В Жилищном кодексе также существуют нормы, обеспечивающие законность при процедуре: статья 32 регламентирует обязанность выселения собственников.

Согласно постановлению Правительства №1743, основную роль в осуществлении расселения играют региональные власти и территориальные подразделения Минстроя.

Субъекты федерации, города федерального значения принимают местные законы, раскрывающие суть процесса для отдельных списков домов, учитывая при этом качество и благоустройства имущественного фонда.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Москва и Санкт-Петербург, являясь крупнейшими носителями коммунального жилья, обладают законодательством по расселению подобных квартир. Общая суть законов сводится к улучшению качества жизни у граждан и контролю за безопасностью конструкций многоквартирных домов.

Какое жилье признается ветхим

Процедура оценки жилья на несоответствие стандартам инициируется по обращению граждан и государственных структур, ответственных за поддержку жилого фонда. Граждане могут обращаться как персонально, так и от лица форм самоуправления (ТСЖ, УК).

Комиссия, определяющая, является ли здание ветхим или нет, состоит из специалистов отдела архитектуры, жилищной инспекции, коммунального хозяйства и благоустройства. В ходе анализа несущих стен, перекрытий и коммуникаций публикуется характеристика жилого помещения, выдаваемая каждому гражданину, проживающему в строении.

Постановление №47 регламентирует критерии признания жилья ветхим:

  • Естественный износ стен и перекрытий составил 65-70% и не может быть исправлен в рамках капитального ремонта. Такой показатель износа проявляется в осыпании отдельных частей бетонных (кирпичных) конструкций, гниении деревянных элементов;
  • Коммуникации не обеспечивают достаточный уровень электроснабжения, поступления горячей воды (только для домов, высотой более 2 этажей). Эксплуатация в таком виде может привести к техногенным авариям и полному выходу из строя;
  • Износ привел к нарушению санитарных норм по уровню шума, наличию бактериологической и химической угрозы. Вследствие дальнейшей эксплуатации строения возможны негативные последствия для здоровья и жизни граждан.

Комиссия, оценивая степень износа, должна также составить заключение о невозможности проведения крупномасштабного ремонта. Данное обстоятельство реализуется в домах, существенно превысивших амортизационный ресурс (6070 лет).

Гражданин, решивший самостоятельно ходатайствовать о признании строения непригодным для проживания, должен:

  1. Созвать собрание жильцов, где и получить решение товарищества;
  2. Опционально – заказать независимую экспертизу;
  3. Написать заявление на имя главы муниципалитета, в рамках которого потребовать созыва Межведомственной комиссии. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: [Заявление о признании дома аварийным].
  4. К заявлению приложить технический план, решение собственников (нанимателей), документы технической экспертизы. Поданные жалобы на конструкционные недостатки могут быть также приняты к сведению.

Варианты расселения из ветхого и аварийного жилья

Если по результатам работы комиссии принято решение о том, что дом подлежит сносу как ветхое либо аварийное строение, жильцам вручаются уведомления и характеристики. Дальнейшие действия граждан зависят от оснований пользования квартирой.

Наибольшей самостоятельностью обладают собственники квартиры, закрепившие свое право в Федеральном реестре.

На основании статьи 32 ЖК РФ, государство обязано предложить денежную компенсацию или альтернативную квартиру, не уступающую по параметрам предыдущей.

Денежная компенсация должна быть назначена по результатам оценки рынка: принимается во внимание стоимость квартиры с аналогичной площадью, уровнем благоустройства и в том же районе.

В случае, если лицо не согласно с назначенной компенсацией, спор решается мировым судьей. Если при расселении выбрана квартира, то денежная компенсация засчитывается в качестве оплаты. Нехватка средств на полную оплату может установить режим долевой собственности гражданина и государства (часть квартиры предоставляется по договору соцнайма).

Наниматели квартиры обладают меньшим перечнем возможностей: лицо обязано заключить новый договор найма. Отказ от заключения также допустим: если квартира не соответствует уровню комфорта, благоустройства и площади, а также ухудшает качество жизни. На основании отказа, государство предоставляет иную квартиру. В противном случае дело также решается путем судебного рассмотрения.

Квартиры, предлагаемые жильцам ветхого строения, возводятся в рамках региональных программ расселения.

Государственные органы, производящие контроль на всех стадиях строительства, обязаны не допускать нарушений и обеспечивать высокий уровень благоустройства.

В редких случаях (менее 2,5% согласно статистике Программы расселения) допускается закупка квартир на вторичном рынке.

Порядок расселения из ветхого и аварийного жилья

Согласно виду собственности, а также выбранному варианту, меняется список действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы осуществить расселение собственников из ветхого жилья. В частности, если собственник предпочел получить денежную компенсацию, требуется:

  1. Подать заявление на имя главы муниципалитета о получении компенсации за квартиру. К заявлению прилагаются договоры, свидетельство о праве собственности. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: [Заявление о предоставлении социальной выплаты в рамках программы расселения];
  2. Дождаться решения комиссии о предоставлении денежной выплаты. Уведомление должно быть направлено в течение 5 дней с момента подачи заявления;
  3. Заключить соглашение с администрацией о передаче имущества;
  4. Произвести фактический выезд из квартиры, который должен быть зафиксирован сотрудником местной администрации в форме акта;
  5. Предоставить собственный расчет, в котором также указываются прочие расходы, понесенные в ходе вынужденного переезда. Администрация обязана покрыть все доказанные расходы, включая временную аренду помещения;
  6. Получить расчет за квартиру. Деньги перечисляются на банковский счет. Дальнейшее их назначение полностью зависит от воли собственника, если только он не брал на себя каких-либо обязательств (например, улучшение жилищных условий ребенка).

В случае, если собственником является государство, а квартира ранее передана на основании договора соцнайма, необходимо:

  1. Подать заявление о включении в программу расселения;
  2. Подтвердить документально состав семьи, количество прописанных лиц;
  3. Дождаться решения межведомственной комиссии. При вынесении решения назначается квартира, аналогичная по площади, но по благоустройству соответствующая стандартам в данном регионе;
  4. Несмотря на то, что ответ поступает в течение 15 дней, на практике квартиры передаются на основании графика, часто с задержкой;
  5. Провести осмотр квартиры и зафиксировать все недостатки в рамках акта приема-передачи.

Расселение аварийного жилья в 2015 году не обязывает вставать на учет – достаточно предоставить доказательства проживания в аварийном доме.

На выбор квартиры не влияют действующие нормы САНПиН: квартира предоставляется в соответствии с прежней площадью и не может быть увеличена на основании увеличения числа проживающих лиц.

В этом случае следует разграничивать очередь на улучшение жилищных условий и расселение.

Список необходимых документов

В ходе проведения расселения предоставляются:

  • Договор соцнайма, куплии-продажи и иные документы, подтверждающие законность обладания имуществом;
  • Свидетельство о собственности (исключительно для владельцев);
  • Заявление с требованием провести расселение в рамках программы. В документе фиксируются сведения о заявителе, членах его семьи и адрес;
  • Документы, удостоверяющие согласие заинтересованных лиц (кредиторов, супругов, органов опеки);
  • Программа реабилитации (для инвалидов, которым требуются особые условия проживания);
  • Справка о составе семьи и прописанных лицах;
  • Паспорт заявителя.

Нюансы при расселении ветхого и аварийного жилья

Во время расселения следует учитывать, что государство должно улучшить место проживания, при этом не нарушив требования Жилищного кодекса.

Частая проблема, с которой сталкиваются жильцы, заключается в перемещении их в жилые массивы, находящиеся в других административных единицах.

Согласно последним новостям, противоречия между географическим и административным определением очертаний населенного пункта трактуются в пользу граждан.

Следствием коррупции, схем мошенников и недостатка контроля может стать вселение в недостроенный дом или строение, возведенное с нарушениями.

При заселении необходимо обязательно отразить все недостатки, связанные с придомовой территорией, подъездом и самой квартирой. Застройщику дается 3 дня на устранение недостатков или мотивированный ответ.

Следует учитывать, что предоставление квартиры – это обязанность государства, и при некачественном оказании услуги оно несет ответственность в судебном порядке.

Текущие программы устанавливались на 7 лет в 2010 году. Таким образом, точных сведений о расселении после 2017 года не публиковалось. Примечательно, что приватизация, являющаяся единственной возможностью получения денежных средств за квартиру, заканчивается в 2016 году.

Наиболее популярные вопросы и ответы по расселению из ветхого и аварийного жилья

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Перед расселением проживали втроем в трехкомнатной квартире площадью 70 квадратных метров. Поскольку квартира получена по договору соцнайма, в администрации выдали квартиру такой же площади, но двухкомнатную. Насколько это законно?

Ответ: Кирилл, в данном случае действия государства законны. Статья 89 ЖК РФ требует лишь сохранения площади.

Расселение, согласно постановлению Правительства №47, преследует лишь цели сохранения прав граждан, но никак не улучшения жилищных условий.

На основании данной формулировки, при получении новой квартиры не применяются нормы 57, 58 ЖК РФ, требующие сохранения количества комнат.

Заключение

Процедура расселения применяется при обеспечении законных прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде. Администрация населенного пункта, занимающаяся этой процедурой, обязана следовать нормам, которые регламентирует закон о расселении из ветхого и аварийного жилья в 2015 году:

  1. Оценивать износ недвижимого имущества, самостоятельно установив риск наступления аварий;
  2. Предоставлять квартиру или денежную компенсацию в оговоренный срок;
  3. Контролировать благоустройство сдаваемой квартиры;
  4. Повторно заключать договора соцнайма с жильцами;
  5. Сохранять общую площадь прежней квартиры при переселении.

Список законов

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Источник: http://estate-advisor.ru/propiska/vypiska-i-rasselenie/rasselenie-iz-vetxogo-i-avarijnogo-zhilya/

Переселение из ветхого жилья собственников: нюансы и особенности

Переселили из ветхого и аварийного жилья

Процесс переселения собственников из ветхого и аварийного жилья является главенствующей задачей жилищной политики РФ.

Сегодня проблема расселения из подобных зданий и жилых объектов стоит достаточно остро, так как органы местного самоуправления не успевают в установленные сроки переселять граждан из непригодных к проживанию домов и коммунальных квартир, вследствие чего численность ветхого фонда растет и накапливается.

Аварийное и ветхое жилье наносит урон внешнему облику городов и населенных пунктов, а также представляет зачастую серьезную угрозу для проживающих в нем людей.

Отсутствие необходимого ремонта десятилетиями, возложения этих обязанностей на самих жильцов и крайне медленные темпы переселения приводят к сложностям, спорам и разбирательствами сторон.

Подробнее о сложившейся ситуации с переселением из ветхого фонда в РФ, способах решения проблемы и порядке проведения такого процесса — читайте далее.

Что такое ветхое и аварийное жилье?

По причине частного использования данного термина на практике его определение можно найти в неофициальном документе — методических рекомендациях по содержанию и ремонту жилого фонда. В соответствии с ним «ветхое жилье» представляет собой жилое помещение с износом конструкции здания 65-70% (для деревянных и каменных построек соответственно).

Несмотря на такой существенный уровень износа, опасность обрушения отсутствует.

Принципиальное отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что последнее имеет такие деформации, которые приводят или могут привести к обрушению. Поэтому проживание в таких помещениях опасно для здоровья и жизни людей. А в ветхом, даже учитывая высокую степень износа, можно проживать.

Откуда берется ветхий жилой фонд?

Однако далеко не все лица, проживающие в нем, имеют достаточные финансовые возможности для восстановления своего жилья.

На протяжении многих лет, и даже десятилетий ситуация усугубляется отсутствием ремонта и нарушением всех сроков в проведении таких работ.

Соответственно, происходит постепенное наращивание проблемного жилого фонда при имеющейся непригодности жилья для безопасного проживания.

Действующие программы переселения федерального и региональных уровней помогают в некоторой степени решать проблему, но с очень низкой скоростью.

Современная ситуация в России

Президентом РФ было поручено переселить всех граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, в срок до 2017 года. Механизм начал работу: были дополнительно профинансированы государственные программы по расселению, составлены планы и очереди.

Но люди столкнулись с множеством серьезных проблем.

Но куда большей бедой является существенный недостаток необходимых площадей под застройку. Выходом в данной ситуации стало многоэтажное строительство (более 20‒ти этажей).

При скученной застройке подобных микрорайонов возникают опять же новые проблемы: недостаточное количество парковочных мест, небольшие территории внутри дворов и недостаточность прилегающих объектов социальной и обслуживающей инфраструктуры.

В некоторых субъектах РФ законодательно установлено предоставление нового жилья строго по имеющей в собственности площади жилого помещения в ветхом доме, без учета принятых норм. К примеру, если человек имеет комнату 20 кв. м., то помещение такой же площадью он и получит, независимо от того, что в ней могут быть прописан кто-то еще.

Еще одним негативным моментов является недостаток финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию жилищных программ.

В настоящее время переселению принадлежит только жилье, которое было признано ветхим и аварийным до 01 января 2012 года. Все, что приобрело такой статус позднее, в государственную программу не включается. Индивидуальные случаи будут рассмотрены комиссией.

Порядок расселения из ветхого жилья и необходимые документы

В соответствии Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года для того, чтобы признать жилье ветхим и принять соответствующее решение о переселении из него жильцов, на местном или региональном уровне создается межведомственная комиссия.

Обращаясь в эту комиссию, арендодатель или собственник помещения должен написать заявление о признании жилья непригодным для дальнейшего проживания.

Альтернативным способом обращения в такую комиссию является заключение органа, правомочного осуществлять контроль и надзор за состояние жилых помещений и об их несоответствии установленным законом нормам.

Помимо заявления комиссии предоставляются следующие документы:

  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
  • экспертная оценка жилья (в случае необходимости признать жилье аварийным и подлежащим сносу);
  • проект реконструкции помещения (в случае переоформления нежилого помещения в жилое);
  • иные документы.

После предоставления пакета документов и заявления комиссией в срок до 30 дней проводится их анализ и принимается решение о необходимых дополнительных проверках дома или квартиры.

Анализ заключается в следующем:

  1. Осуществляется тщательная проверка приложенных документов и заявления.
  2. Определяется необходимость в предъявлении дополнительной документации.
  3. Устанавливается экспертный состав комиссии и оценивается ее работа.
  4. Составляется документ (акт) обследования жилого помещения и итоговое заключение.
  5. Выносится окончательное решение.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

  • помещение нуждается в капитальном ремонте;
  • жилье признается аварийным и подлежит сносу;
  • помещение пригодно для проживания;
  • жилье нуждается реконструкции или перепланировке;
  • дом признан аварийным;
  • помещение не соответствует установленным законодательством нормам, и поэтому для проживания непригодно.

Основаниями для признания помещения непригодным для проживания являются:

  1. Помещения расположены в признанном аварийным и подлежащим сносу/реконструкции многоквартирном доме.
  2. Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности или их существенное превышение на территории расположения дома.
  3. Наличие серьезных повреждений жилого объекта в результате землетрясения, взрывов или пожаров, при которых восстановительные работы становятся нецелесообразными и экономически невыгодными.
  4. Расположение жилья в зоне схода оползней и иных возможных природных катаклизмов с условием невозможности предотвращения разрушений инженерными методами.
  5. Помещения имеют надо собой расположенные устройства для промывания мусоропровода.
  6. Расположение жилья в районе потенциальных разрушений в случае техногенных аварий и на территориях прилегания к воздушным линиям электропередачи переменного тока с высоким уровнем напряжения и индукции;
  7. Наличие уровня шума выше допустимых норм при выходе окно на крупные магистрали.

После рассмотрения поданного жильцами заявления комиссией составляется заключение в 3-х экземплярах. При этом может быть вынесено решение о непригодности жилого помещения для проживания и переселении жителей. На основании такого решения будет издано распоряжение исполнительного государственного органа, в котором необходимо прописать конкретный порядок переселения граждан.

При подаче заявления через почту или сервис госуслуг, комиссия в срок до 5-ти дней с даты принятия соответствующего решения направляет его заявителю, арендатору или соответствующему государственному органу.

Способы решения вопроса

При переселении из ветхого жилого фонда жильцы могут претендовать на следующие способы решения текущих проблем:

  1. Предоставление равноценного жилого объекта (при выселении собственника).
  2. Предоставление жилья по договору социального найма.
  3. Выплата жильцу выкупной цены жилого помещения.

Рассмотрим каждую компенсационную меру более детально.

Предоставление равноценного жилого объекта

Переселенцам (собственникам жилья) может быть предоставлен равноценная квартира или дом с учетом величины общей площади жилья и количества комнат в нем.

Причем предоставляемое жилье моет относиться как к первичному, так и вторичному жилищному фонду. Решение об именно таком способе расселения принимается также межведомственной комиссией.

Предоставление жилья по договору социального найма

Жилые объекты предоставляются по договору социального найма в виде комнат или отдельных квартир из фонда социального жилья. Обязательным условием является соответствие площади предоставляемого жилья показателям нормы для семьи на момент принятия окончательного решения о переселении. Данный параметр не может быть меньше площади предыдущего жилого помещения.

Также новое жилье должно располагаться в пределах населенного пункта и района, где располагалось старая квартира или дом за исключением случаев, закрепленных законодательно.

Выплата жильцам выкупной цены жилого помещения

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст.32) гражданин взамен предоставления равноценного жилого помещения может выбрать в качестве меры компенсации денежную выплату выкупной цены дома или квартиры.

Такая цена подразумевает стоимость жилья на рынке и дополнительные затраты, которые понес собственник в процессе переселения, включая упущенную выгоду и оформление соответствующих документов на собственность.

При возникновении разногласий в отношении предлагаемой суммы за помещение, гражданин имеет право на обсуждение данного вопроса с представителями власти или обращение в суд.

В решении суда указывается та выкупная стоимость, которую выплачивают собственнику. Сегодня число подобных судебных споров и разбирательств связано с тем, что региональные и местные власти специально занижают выкупную цену жилья.

Переселение из ветхого жилья в период проведения реконструкции или ремонта.

В случае проведения реконструкции или капремонта необходимости переселения жильцов государственные органы будут обязаны предоставить им для проживания другое жилье.

Жилые помещения на такие цели выделяются из маневренного жилого фонда. Граждане, не согласные на переселение, могут быть выселены принудительно по решению суда.

При этом сохраняется право на возвращение в реконструированное или отремонтированное жилое помещение, независимо от длительности работ.

Исключениями из данного правила является ситуации, когда собственник не может вернуться в занимаемую ранее квартиру или дом, если после реконструкции/ремонта площадь жилья была существенно изменена и показатели нормы на одного человека не соблюдаются. Возможна и иная ситуация — когда площадь помещения наоборот становится больше, тогда в переселении обратно будет отказано.

Нормы в отношении жилья, предоставляемого взамен ветхому

Любое жилое помещение, предоставляемое взамен текущего, должно отвечать определенным техническим, противопожарным, санитарными иным нормам, установленным соответствующими нормативными актами, и располагаться в том же городе или населенном пункте.

К благоустроенности жилого объекта предъявляются следующие требования:

  • площадь жилого помещения должна быть равнозначна площади ранее занимаемого жилья (включая количество комнат);
  • устанавливается средний уровень благоустроенности данного населенного пункта (планировка квартиры, коммунальные удобства, наличии лифта и т. д.);
  • помещение должно находиться в пределах населенного пункта, где располагалось предыдущее жилье.

В каждой конкретной ситуации должен учитываться уровень благоустроенности для сельских районов и городских территорий.

Процесс переселения граждан из ветхого и аварийного жилья является очень сложным, сопровождается множеством проблем, ограничений и может занимать многие годы. Вмешательство властей, в том числе федерального уровня, а также реализация специальных программ способствуют ускорению получения жильцами благоустроенных помещений и постепенному улучшению ситуации с ветхим фондом в РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/pereselenie-iz-vetxogo-zhilya-sobstvennikov.html

Реновация в Подмосковье

Переселили из ветхого и аварийного жилья

Программа позволит расселять жителей бараков, послевоенных малоэтажных домов и хрущевок

Петр Ковалев/ТАСС

Власти Московской области занимаются подготовкой запуска программы реновации жилищного фонда, которая позволит улучшить жилищные условия 1,3 млн жителей региона. Об этом «РБК-Недвижимости» сообщили в пресс-службе Министерства жилищной политики Московской области.

Программа реновации будет представлять собой доработанный механизм развития застроенных территорий. Она позволит расселять жителей бараков, послевоенных малоэтажных домов и хрущевок. Реализовывать подмосковную реновацию хотят с привлечением инвестиций. Рассказываем, как власти предлагают решать вопрос с ветхим жилым фондом в Подмосковье.

Программа реновации в Московской области

Подмосковные власти намерены решать вопрос расселения из ветхого жилья с помощью собственной программы реновации. По их данным, сейчас общий объем жилищного фонда в регионе составляет 257 млн кв. м, из них 63 млн кв. м (25%) относится к жилью с высокой степенью износа.

«Правительством Московской области организована работа по запуску программы реновации жилищного фонда. Она позволит улучшить жилищные условия 1,3 млн жителей Подмосковья. Программа реновации по своей фундаментальной основе будет представлять собой доработанный механизм развития застроенных территорий», — рассказали в пресс-службе Министерства жилищной политики Московской области.

Программа реновации в Московской области ставит три основные цели. Во-первых, ликвидацию жилых домов с высокой степенью износа. Во-вторых, недопущение создания ветхого и аварийного фонда. В-третьих, создание жилья нового стандарта качества, комфортной городской среды.

«Программа будет осуществляться за счет внебюджетных средств. В ее рамках планируется расселить жителей домов трех категорий: бараки (2 тыс. домов), послевоенные малоэтажные дома (22 тыс. домов) и хрущевки (3,4 тыс. домов)», — отметили в пресс-службе.

При формировании перечня домов, подлежащих сносу и расселению в рамках программы, власти намерены учитывать мнение собственников и нанимателей жилых помещений с помощью ания и проведения общего собрания собственников жилья.

Снос пятиэтажек в рамках программы реновации в Москве ( Антон Новодережкин/ТАСС )

На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что губернатор Московской области Андрей Воробьев направил президенту России Владимиру Путину предложения по расселению из ветхого жилья.

В частности, власти Подмосковья предложили определить процедуру изъятия ветхого жилья при согласии не менее 70% собственников в доме, установить право субъектов определять типы ветхого жилищного фонда, подлежащего расселению.

Кроме того, правительство Московской области предложило наделить регионы полномочиями по предоставлению девелоперу в пользование площадки под строительство дома в случае участия в расселении ветхого жилья и предоставить меры поддержки участникам программы (субсидирование ипотеки и кредитов застройщикам). Реализация данных предложений позволит запустить в регионе проект реновации с привлечением частных инвесторов.

Какие программы расселения сейчас есть в Подмосковье

Как рассказали «РБК-Недвижимости» в пресс-службе Министерства строительного комплекса Московской области, сейчас на территории региона расселение граждан из ветхого жилья проходит в рамках двух программ.

Это адресная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2016–2021 годы» и Государственная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019–2025 годы».

Расселению подлежат дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Так, с 2016 по 2019 год было расселено 2,4 тыс. домов (общая площадь 95,6 тыс. кв. м), в которых проживало около 6 тыс. граждан.

«С начала 2020 года переселено еще 728 человек из 298 аварийных жилых помещений. До конца 2020 года планируется переселить еще 2070 граждан из 811 аварийных жилых помещений общей площадью почти 35 тыс. кв.

м», — добавили в министерстве.

При этом нуждающихся в переселении людей гораздо больше (около 1,3 млн человек), и они не ограничены рамками существующих программ. Именно поэтому и предлагается запустить комплексную программу переселения из ветхого жилья наподобие московской реновации и привлекать инвесторов для ее реализации.

Что тормозит реновацию в Подмосковье

Сейчас реализация проектов застроенных территорий с привлечением частных инвесторов в Московской области затруднена из-за отсутствия нормативной базы и порядка учета мнения жителей при формировании таких проектов.

Также нормативно не определены понятие ветхого жилья и процедура изъятия его у собственников, если они не согласны на предложенные варианты переселения.

Камнем преткновения являются риски застройщиков при расселении домов в виде отказа собственника продавать квартиру и низкая экономика проектов. Предложенные властями механизмы должны устранить эти пробелы.

В Фонде содействия реформирования ЖКХ «РБК-Недвижимости» рассказали, что подобные предложения по расселению из ветхого жилья направляли в Минстрой России. Они подготовлены во исполнение поручения вице-премьера Марата Хуснуллина и предусматривают внесения изменений в ФЗ «О Фонде содействия реформирования ЖКХ», Жилищный и Градостроительный кодексы и ряд других законодательных актов.

«Данные предложения предусматривают, в частности, введение законодательного понятия «ветхих многоквартирных домов», установление механизма финансирования переселения граждан из ветхого жилья.

Также предложения направлены на совершенствование отношений в сфере развития застроенных территорий, в том числе учета мнения собственников жилых помещений многоквартирных домов, признанных ветхими, при формировании и реализации проектов по развитию застроенных территорий», — пояснили в Фонде.

Новые многоквартирные дома, построенные в рамках программы реновации жилищного фонда столицы ( Василий Кузьмиченок/ТАСС )

Как эксперты оценивают реновацию в Подмосковье

Эксперты, опрошенные «РБК-Недвижимостью», поддерживают запуск программы реновации в Московской области. Вопросы у них вызывают масштабы программы и ее финансирование — без средств из федерального бюджета, по их мнению, не обойтись.

Программа реновации в Московской области имеет место быть, тем более что все технические параметры программы можно позаимствовать у ближайшего соседа — Москвы, отметил генеральный директор РАСК Николай Алексеенко. «Сама по себе инициатива о разработке программы правильная и нужная, однако серьезные опасения вызывает именно заявленный масштаб реновации и источники ее финансирования», — отметил он.

По его мнению, заявленный объем расселения в размере 63 млн кв. м жилья выглядит колоссальным.

Для сравнения, согласно официальным данным, объем расселения в Московской области с 2011 по 2018 год составил только 550 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья.

По столичной программе реновации власти планируют до 2032 года построить порядка 25 млн кв. м жилья. При этом по финансовым возможностям Московская область уступает столице.

«Сравнивая текущие возможности области и Москвы, можно логично заключить, что планируемая областная программа потребует кратно больше ресурсов и заметно большего периода реализации. Скорее всего, область будет рассчитывать на дотации из федерального центра, а также на масштабное привлечение инвесторов и застройщиков», — отметил глава РАСК.

С привлечением инвесторов также могут возникнуть проблемы — есть опыт Москвы, где власти и бизнес достаточно обсуждали условия сотрудничества. Это притом что условия на столичном рынке более привлекательные, цены здесь выше подмосковных.

Аналогичную позицию озвучил руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов. «Если в пределах МКАД на месте хрущевок почти везде можно построить жилые комплексы с необходимой для застройщиков маржой, то в Московской области такая схема гарантированно сработает только в городах-спутниках», — отметил аналитик.

По его мнению, сама программа может занять даже больше времени, чем в Москве.

Согласно анонсу в нее планируется включить каждый 4-й многоэтажный дом в регионе (тогда как столичная программа расселения пятиэтажек касается 10% от числа жилых зданий и рассчитана на 15 лет).

Кроме того, проблема ветхого жилья как таковая не имеет конечного решения, так как через 10-20 лет морально и физически устареют уже не только пятиэтажки, но и часть «брежневских» панельных и блочных домов.

Член Общественной палаты Московской области, руководитель подмосковного центра «ЖКХ контроль» Валерий Мамчур также поддержал программу реновации в Подмосковье — регион действительно нуждается в комплексной программе расселения граждан из ветхого жилья. По его мнению, программа может быть успешно реализована при достаточном финансировании и поддержке граждан. Тем более что механизмы для ее реализации уже есть — московский опыт.

Вопрос вызывает экономическая составляющая программы — инвесторам может быть не совсем выгодно строить в рамках программы.

«В Москве на месте пятиэтажки можно построить 17-этажный дом с уже подведенными коммуникациями и отбить все затраты», — сказал эксперт. В Подмосковье ситуация немного другая — стоимость 1 кв. м здесь гораздо ниже.

Решением проблемы в данном случае может стать субсидирование строительства, считает эксперт.

Точка зрения девелопера

Директор департамента аналитики и планирования продаж ГК ФСК (компания строит жилье в Москве и области) Ксения Цаплина заявила, что застройщику интересно с экономической точки зрения принимать участие в подобных проектах, если данный объект расположен в перспективном для строительства месте — не далее 10 км от МКАД. Большинство городов Подмосковья, в которых большой процент ветхого жилья, расположены в тех локациях, в которых нет внешнего спроса на жилье.

«С точки зрения ведения бизнеса застройщик заинтересован в участии в подобных программах, когда на законодательном уровне будут урегулированы все вопросы, которые связаны с низкой экономикой проекта, а также позволят минимизировать риски застройщиков, связанных с расселением ветхого жилья», — пояснила представитель девелопера.

Интерес со стороны крупных застройщиков возрастет, если проекты строительства по программе расселения будут включены в состав реализации комплексного развития территорий объектов ближнего пояса и предоставления преференций застройщикам, добавила Ксения Цаплина.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f3e02b29a794732e60e5ebf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.