Памятники архитектуры должны быть отнесены к

Объект культурного наследия (понятие, виды и категории) по ФЗ-№73

Памятники архитектуры должны быть отнесены к

Понятие и категории объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) приведены в Федеральном законе №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) — это объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 ФЗ-№73 от 25.06.2002).

Объекты культурного наследия в соответствии со статье 3 ФЗ-№73 от 25.06.2002 подразделяются на следующие виды:

  • памятники
  • ансамбли
  • достопримечательные места

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

Подразделение объектов культурного наследия на категории приведено в статье 4 ФЗ-№73 от 25.06.2002.

Согласно статье 4 данного ФЗ-№73 объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения
  • объекты культурного наследия регионального значения
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения

объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Перечень норм по охране объектов культурного наследия

Объекты археологического наследия (понятие по ФЗ-№73)

Источник: https://buildingclub.ru/obekt-kulturnogo-naslediya-ponyatie-i-kategorii-po-fz/

Понятие памятника архитектуры, его признаки

Памятники архитектуры должны быть отнесены к

Памятники архитектуры как объект гражданских прав

Глава 1. Архитектурный памятник как объект культурного наследия

Понятие памятника архитектуры, его признаки

Памятники архитектуры содержат отражение облика той эпохи, когда они были созданы. Они составляют часть истории страны.

Еще в Венецианской хартии, принятой в 1964 году (см. более подробно в гл. 5), указано, что памятник неотделим от истории, свидетелем которой он является, и от окружающей среды, где он расположен (ст. 7).

Комплексы памятников должны быть объектом особой заботы, необходимой для сохранения их целостности и обеспечения благоустройства, приспособления и улучшения использования. Скульптурные, живописные или декоративные элементы, являющиеся неотъемлемой частью памятника, могут быть отделены от него только в том случае, если только эта мера может обеспечить их сохранность.

Поэтому законодатель намеренно принимает нормативные акты, позволяющие в той или иной степени гарантировать их сохранность, даже в ущерб интересам некоторых категорий граждан.

В соответствии с Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г.

N 203, недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном состоянии, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

Если исходить из положений ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г.

N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ” (далее – ФЗ “Об объектах культурного наследия”), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Таким образом, объединяющим понятием является используемый в обоих случаях термин “памятник”. Согласно ФЗ “Об объектах культурного наследия” одним из видов объектов культурного наследия являются именно памятники. Они представляют собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями:

– мемориальные квартиры;

– мавзолеи, отдельные захоронения;

– произведения монументального искусства;

– объекты науки и техники, включая военные;

– частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;

– церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений.

Именно о данной категории объектов культурного наследия будет идти речь в настоящей работе.

Как уже было сказано ранее, к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества, обладающие определенными законом характеристиками.

1) Указанные памятники, в первую очередь, являются объектами недвижимого имущества. Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г.

N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся, в частности, все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

2) Но при этом указанные объекты недвижимости становятся памятниками истории и культуры только при наличии связанных с ними произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; объектов науки и техники; иных предметов материальной культуры, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

3) При этом третьим определяющим моментом является факт создания указанных произведений в результате каких-либо исторических событий.

Только при наличии указанных факторов можно говорить о том, что тот или иной объект недвижимости представляет собой объект культурного наследия (в частности, памятник архитектуры).

То есть, особый правовой статус памятника истории и культуры должен быть обоснован необходимым уровнем ценности его для общества.

Указанный ранее Федеральный закон “Об объектах культурного наследия” выделяет следующие категории историко-культурного значения объектов культурного наследия:

– объекты федерального значения – это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры РФ, а также объекты археологического наследия;

– объекты культурного наследия регионального значения представляют собой объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ;

– объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – к данной группе отнесены объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии с п. 3 инструкции утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. N 203 недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на виды – в соответствии с наиболее существенными типологическими признаками и функциональным назначением:

– памятники истории – здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины;

– памятники археологии – городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

– памятники градостроительства и архитектуры – архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты;

– памятники искусства – произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, монументально-декоративного искусства; мозаики, витражи; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками;

Принадлежность недвижимого памятника истории и культуры к соответствующему виду определяется при составлении документов государственного учета памятников и устанавливается при утверждении соответствующего государственного списка недвижимых памятников истории и культуры.

Таким образом, памятники градостроительства и архитектуры являются одним из видов недвижимых памятников истории и культуры (в соответствии с существенными типологическими признаками и функциональным назначением). При этом здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, отнесены к другой категории памятников – памятникам истории.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 6309 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/10-2437.html

К вопросу об уникальности архитектурного произведения

Памятники архитектуры должны быть отнесены к
  

В конце XIX века в России с развитием теоретической архитектурной мысли возник интерес к архитектурно-историческому наследию.

В этот период появился ряд понятий, связанных с сохранением архитектурного наследия, среди них – термин «памятник архитектуры», были выработаны основные критерии, при применении которых стало возможным определение ценностных характеристик объектов.

На основе анализа исторических объектов, проводимого в то время, была выработана система оценки архитектурных сооружений, но она носила достаточно общий характер. Особое внимание уделялось памятникам древнерусского храмового зодчества.

Пласт современной архитектуры был не охвачен и не вызывал интереса. Эти недостатки в системе оценки архитектурных объектов, сложившейся к концу XIX века, привели к тому, что многие уникальные объекты архитектуры не получили должного внимания и были утрачены.

В Европе система выявления и оценки исторических памятников архитектура появилась в XV веке в связи с возрождением интереса к античному наследию, но только в начале XIX века Уильям Моррис писал, что памятником архитектуры можно признавать все, что «художественно, живописно, существенно, что создано на века и имеет исторический интерес» [3].

В ХХ веке система ценностных критериев получила развитие. В Европе по инициативе комитета ЮНЕСКО в мае 1964 года была принята Венецианская Хартия, которая имела огромное значение в деле сохранения культурного наследия.

Согласно Хартии, историческими памятниками считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями [4].

В 1972 году была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества. Памятники архитектуры, согласно этим документам, подлежали охране в том случае, если они имели интерес как культурное наследие.

Только в 1985 г была принята Конвенция об охране архитектурного наследия Европы. Так, среди критериев оценки архитектурных произведений Комитет Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО выделяет следующие:

– уникальность, подлинность, древность всего рассматриваемого объекта в целом или его элементов;

– особая ценность объекта в связи с его красотой или интересом с точки зрения археологии, истории, этнологии или антропологии;

– возможность объекта содержать потенциально новую информацию, способную изменить уже существующие представления о тех или иных фактах и событиях, способность служить творческим примером новым поколениям;

– к культурному наследию комитетом ЮНЕСКО причисляются памятники архитектуры исключительно национальной значимости. [5]

Эти критерии справедливы в отношении к памятникам культурного наследия, но не раскрывают метод определении ценности объекта, как памятника архитектуры.

Система оценки памятников культурного наследия, выработанные комитетом ЮНЕСКО, не единственные, существуют различные источники, приводящие другие системы определения ценности архитектурных памятников.

Все эти источники приводят различный набор критериев ценности исторического архитектурного произведения, наиболее оспариваемыми из них являются подлинность и древность исторического объекта, но критерий уникальности архитектурного произведения везде отмечается, как главный.

Но основным недостатком всех систем оценки является то, что сам критерий уникальности не получает понятия. Не выработано признаков, позволяющих оценивать архитектурный объект по критериям его уникальности.

Фиксирование признаков уникальности архитектурного произведения поможет выявлять наиболее ценные объекты исторической среды, требующие бережного отношении и охранного зонирования при включении нового здания в историческую застройку.

Историческое архитектурное произведение следует рассматривать в контексте мировоззренческих установок, сформированных обществом к моменту создания объекта.

 При таком анализе архитектурный объект не может потерять свою актуальность, так как характеристики объекта остаются неизменными, меняется система ценностей, на которую ориентированно общество на определенном этапе своего развития.

Можно вывести следующие признаки уникальности исторического объекта:

– выдающиеся художественно-эстетические характеристики объекта;

– новшества функциональной организации объекта;

– особые взаимосвязи архитектурного объекта с внешним окружением;

– инновации инженерной мысли (конструктивные и инженерные решения, материалы).

Объект не обязательно должен соответствовать всем признакам уникальности – достаточно одного или нескольких. Хотя выявленные при анализе объекта конструктивные и инженерные новшества скорее говорят о причислении объекта к памятникам инженерного искусства.

Рассмотрим применение системы характеристик уникальности исторического объекта на примере анализа ансамбля Каменского чугунолитейного завода, который должен быть проведен в контексте мировоззренческих установок, сформированных обществом к моменту его создания.

Завод, основанный в 1701 году, был первым промышленным предприятием такого рода на Урале, в середине ХIХ века на территории завода архитектором Малаховым был построен промышленный архитектурный ансамбль в стиле классицизма (рис.

1), художественно эстетический образ завода определялся сформированной предзаводской площадью, рекой, плотиной, прудом, и живописным рельефом.

Ансамбль характеризовался целостностной композицией, был ярким представителем стиля, обладал завершенностью художественного образа [1,2].

В Каменском чугунолитейном заводе можно выявить уникальную взаимосвязь художественно-эстетического признака и функциональной организации промышленного предприятия. Таким образом, к признакам уникальности этого архитектурного объекта может быть отнесена неповторимость взаимосвязей нескольких его характеристик.

Согласно Р.М. Лотаревой, при рассмотрении объекта внутри ткани города можно выявить взаимосвязь промышленного комплекса и селитебной застройки, промышленная архитектура согласовалась с жилыми и общественными зданиями.

Так, ансамбль завода воспринимался в непосредственной визуальной связи с Покровской церковью, Свято-Троицким собором и церковью мужского Преображенского монастыря, являвшимися пространственными доминантами, и жилой усадебной застройкой.

В сочетании с рельефом и природными особенностями местности, живописностью плана города, «продолжавшего традиции древнерусского градостроительства», ансамбль создавал яркий запоминающийся образ, в котором было учтено наличие точек восприятия сверху[2].

Так, при рассмотрении этих аспектов выявляется множество уникальных взаимосвязей объекта со средой и историческим наследием.

О конструктивной системе здания можно судить по сохранившимся продовольственным складам и зданиям заводоуправления. Объект не имел новаторских находок в конструктивной системе зданий, но интересен по применяемым материалам, в здании продовольственного склада капители у колон и декоративные элементы выполнены из чугуна, что было характерно для промышленной архитектуры Урала XIX века.

Ансамбль Каменского завода отвечает трем из четырех признакам уникальности. Отсутствия признаков уникальности, входящих в систему оценки исторических объектов, привело к тому, что при реконструкции завода в начале ХХ века многие здания ансамбля были утрачены, регион потерял один из наиболее ценных образцов промышленной архитектуры ХIХ века.

Систему признаков уникальности архитектурных объектов необходимо применять на практике при внедрении в архитектурно-историческую среду новых элементов.

Литература

  1. Лотарева Р.М. Города-заводы России XVIII – первая половина XIX века. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Урал. архит.-худож. ин-т, 1993

  2. Колясников В.А. Градостроительная экология Урала. – Екатеринбург: Архитектон,1999. – 532с.

  3. Ребайн Т. Концепция оценки и сохранности исторической застройки Самары.-Венецианская хартия// Реставрация музейных ценностей.1998.№1. С.40-42

Шишкина Анна Алексеевна, магистрант УралГАХА Научные руководители: доцент кафедры ТИАД Десятов Л.В.; кандидат архитектуры, доцент кафедры ТИАД

Конева Е.В.

 

Источник: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz14_pril/36/template_article-ar=K41-60-k49.htm

Королевский статус: стоит ли покупать памятники архитектуры и истории?

Памятники архитектуры должны быть отнесены к

Памятник архитектуры или истории — это статус, который государство присваивает объектам, имеющим особую ценность. Памятником может стать отдельное сооружение или его часть, комплекс зданий, архитектурный ансамбль, сад, целые кварталы, площади, улицы, фрагменты древних поселений, природные ландшафты.

Много исторических памятников находится во Франции, Великобритании, Германии и Чехии.

В каждой стране есть свои особенности. Например, в Англии много имений эпохи Тюдоров — домов XV–XVI веков, которые отличаются своеобразной архитектурой.

Так, имение Cordwainers, построенное в XVI веке, представляет собой фахверковый двухэтажный дом со сводчатыми потолками на верхнем этаже, с двумя каменными каминами.

Название имения переводится как «Сапожники», так как во времена Генриха VIII здесь обитали представители этого ремесла, шившие обувь для короля. Шотландия тоже славится средневековыми замками, которые находятся в живописных местах — в окружении гор и озер.

На чешском рынке представлены как небольшие замки («замечки»), так и крупные замковые комплексы с земельными наделами. Состояние этих объектов тоже разнится — от развалин до отреставрированных зданий.

Среди любителей старины популярна Франция, где много старинных дворцов, средневековых замков и усадеб — около 43 тысяч. Особенно много исторических объектов в Иль-де-Франс, Земле Луары, Нормандии.

В землях Германии интерес у покупателей вызывают фахверковые дома и средневековые замки. Много памятников истории и архитектуры в Саксонии, Баварии, Бранденбурге, Гессене, Тюрингии.

Klanneke / depositphotos.com/82114296

Особый статус

Объекты культурного наследия принадлежат как государству, так и частным лицам. Как правило, они находятся под охраной специальных организаций или фондов.

В Великобритании есть памятники архитектуры (listed buildings) и охраняемые объекты (scheduled monuments). К первым относятся исторические здания, шедевры архитектуры, а также другие сооружения, имеющие какое-либо исключительное свойство.

Ими могут быть не только жилые дома, но и, например, пабы или хозяйственные постройки. В Соединенном Королевстве все здания, возведенные до 1700 года, автоматически относятся к памятникам архитектуры.

К этой категории могут быть причислены сооружения старше 10 лет, если они представляют исторический или архитектурный интерес, имеют отношение к известным людям и событиям, а также здания с необычным дизайном.

К охраняемым относятся около 18 300 объектов, включая дольмены, курганы, старинные замки, монастыри, усадьбы, поселки, шахты, бомбоубежища. Охраной занимаются такие организации, как English Heritage в Англии, CADW в Уэльсе и Historic Scotland в Шотландии.

В Лондоне, Бирмингеме, Портсмуте, Саутгемптоне и Ливерпуле English Heritage присваивает особый статус домам, в которых жили известные люди. Такие здания отмечаются круглой мемориальной доской и стóят дороже обычных.

В остальных городах особый статус присваивают местные муниципальные органы. Например, в графстве Саффолк был выставлен на продажу за 1,35 млн фунтов стерлингов дом из шести комнат, в котором жил Норман У.

Хитли — один из ученых, занимавшихся разработкой пенициллина.

Во Франции существуют два уровня государственной защиты исторических объектов. Здание может быть классифицировано как исторический памятник или занесено в особый список (Inventaire Supplémentaire des Monuments Historiques, ISMH).

tupungato / ru.depositphotos.com/4469205

В Германии защитой исторических объектов занимается Национальный комитет по охране памятников культуры (Nationalkomitee für Denkmalschutz).

Недвижимость для души и инвестиций

Замки и старинные особняки приобретают как для личного пользования, так и для ведения бизнеса. Например, можно разместить в историческом здании частный клуб или использовать его в качестве резиденции компании.

Историческую недвижимость приобретают и для получения дохода. Обычно в замках несколько десятков комнат, иногда есть бассейн и сад, поэтому в них часто устраивают элитные отели.

Многие люди покупают замки, чтобы сдавать их в аренду для торжественных мероприятий — свадеб, дней рождения и т. д. Если объект находится не в сельской глуши, а вблизи крупного города, его доходность довольно высока — от 4 % годовых.

Во Франции и Германии усадьбы и жилые дома ХIХ–ХХ веков отличаются красивой архитектурой, высоким качеством строительства и выгодным местоположением — в центральных районах городов.

В этом случае инвесторы могут рассчитывать на 6–7 % годовых от сдачи в аренду.

Сколько стоит почувствовать себя королем?

Небольшой замок в Европе стоит от 300 000 до 1 млн евро, более шикарный объект обойдется в два-три раза дороже. Есть и гораздо более дорогая недвижимость: например, Villa Castiglione площадью 10 000 м² на итальянском Капри была выставлена на продажу по цене более 27 млн евро.

Даже полуразрушенный французский особняк под реконструкцию стоит не менее 1 млн евро. Впрочем, цена зависит от региона, состояния объекта и транспортного сообщения — аэропортов, железнодорожных станций, автомагистралей.

Так, в радиусе 100 км от Парижа, в Провансе и на Лазурном берегу цены на историческую недвижимость поражают воображение: до 100 млн евро. Поэтому во Франции за выгодными предложениями стоит ехать в северные или западные регионы.

Например, в Дордони средневековый замок площадью 900 м², расположенный посреди леса, выставлен на продажу за 4,1 млн евро. А в пригороде Бордо можно купить поместье ХIХ века с дворцом из 20 комнат и огромным парком за 1,7 млн евро.

edu1971 / depositphotos.com/30543129

Старинные особняки в Великобритании стоят 1–2 млн фунтов стерлингов или выше. Замки в Шотландии редко обходятся дешевле 3 млн фунтов, а некоторые стоят несколько десятков миллионов. Однако цены на севере и юге Великобритании значительно разнятся.

Например, средний замок в Шотландии стоит не дороже двухкомнатной квартиры в Белгравии — престижном районе Лондона.

Шотландские замки высоко ценятся, но их предложение ограничено: большинство из них принадлежат местным семьям, которые берегут их как фамильное достояние, поэтому в год на продажу выставляется в среднем 1–2 замка.

В Чехии много исторических объектов: замков, крепостей, старых мельниц, постоялых дворов, но большинство из них находится в полуразрушенном состоянии. На старинные здания большой разброс цен: от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов евро.

Самая дешевая недвижимость — та, что когда-то принадлежала церковным приходам. Ее стоимость — 10–50 тыс. евро. Особняки и замки в хорошем состоянии стоят намного дороже. Например, в Теплице четырехэтажный особняк ХIХ века площадью 4 500 м² выставлен на продажу за 1 520 000 евро.

А недалеко от Марианске-Лазне продается готический замок-отель по цене 2,2 млн евро.

В Германии спрос на замки и старинные загородные виллы велик, поэтому цены здесь — от 3 млн евро. Например, в пригороде Дюссельдорфа можно купить имение-крепость, основанное в XIII веке, за 3 450 000 евро.

Разорительная недвижимость

Далеко не каждый может позволить себе владение замком — не только из-за высокой стоимости, но и из-за больших расходов на содержание. Дорого обходится отопление, замена труб и ветхих конструкций.

К тому же постоянно жить в замке не всегда удобно. Например, в нем может быть 40 комнат или больше, но всего две ванные, или центральное отопление только в одном крыле здания.

В таком случае придется оплачивать дополнительное строительство или довольствоваться тем, что есть.

Замок в Фонтебло DimasEKB / depositphotos.com/1359754

В год содержание имения обходится в 10–40 % от его стоимости, в зависимости от цены поместья, даты его сооружения, общего состояния и площади угодий.

Главный недостаток владения старинной недвижимостью — высокие расходы на капитальный ремонт. Часто здание приходится полностью реставрировать, особенно если владелец намерен разместить в нем отель или ресторан. Расходы на реконструкцию могут составить примерно 20 % от стоимости объекта. Поэтому иногда инвестиции в историческую недвижимость окупаются только при перепродаже.

Потенциальных покупателей отпугивает то, что чаще всего замки находятся далеко от городов, в сельской местности с плохим транспортным сообщением, вдали от учреждений. Хотя для кого-то это станет преимуществом: владелец замка может позволить себе отрешиться от городской суеты и наслаждаться спокойной жизнью.

Ограничения на ремонт

Еще один недостаток исторических зданий заключается в том, что существуют ограничения на их ремонт. Владелец памятника не вправе вести в нем работы без множества согласований. Часто при заключении сделки на покупателя возлагается обязанность восстановить здание, если оно находится в непригодном состоянии, и поддерживать в должном виде в дальнейшем.

Запрещено сносить исторические здания, изменять их конструкцию, пристраивать дополнительные этажи. Любое изменение объекта, будь то замена окон или кровли, нужно заранее согласовать с муниципальными властями, а во Франции — с министерством культуры.

То же самое касается строительства домов на земле, представляющей историческую или архитектурную ценность. Так, в Великобритании, в городе Сиренчестер (графство Глостершир), есть территории, на которых в древности находились римские поселения.

Чтобы построить здесь дом, нужно получить разрешение, а перед этим провести экспертизу, чтобы выяснить, представляет ли участок историческую ценность. Работа археолога стоит примерно 25 000 фунтов стерлингов.

Эта сумма не будет возвращена даже в том случае, если местные власти откажутся выдавать разрешение на строительство.

Ремонт исторических зданий обходится дорого, потому что обычные строительные компании не могут выполнять работы такого рода. Требуются услуги квалифицированных рабочих из архитектурно-строительного бюро, специализирующегося на ремонте памятников.

К тому же при реставрации нужно использовать материалы, идентичные эпохе строительства. С осторожностью следует относиться даже к замене окон и дверей, а также оригинальной мебели. Для этого тоже необходимо разрешение. В целом, ремонт старинного замка может обойтись в 40–45 тыс.

евро, а иногда и в несколько миллионов, в зависимости от его состояния. Реставрация продолжается, как правило, от трех месяцев до года.

Владельцы, которые не следят за зданием должным образом или ремонтируют его без разрешения властей, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Если предыдущий владелец занимался незаконным ремонтом или строительством, то нести ответственность будет тот, кому принадлежит дом в данный момент. Поэтому перед покупкой исторического здания нужно провести его экспертизу.

https://www.youtube.com/watch?v=fUrAKkC4Rk0\u0026list=PLl0p1kvn2YpXeyu-EE3uxPyv27tR3q0mW

Однако есть и положительная сторона: реконструкция памятников архитектуры — выгодное вложение средств. Ремонт старинного особняка часто обходится дешевле, чем строительство нового дома. Полностью отреставрированное здание можно продать в два-три раза дороже. Например, в Великобритании ветхий дом стоимостью 200 000 фунтов стерлингов после ремонта был продан за 465 000.

Замок Эльц, Германия serrnovik / depositphotos.com/77365404

Налоговые льготы

Не всегда ремонт исторических зданий разоряет владельца. В Великобритании на реставрацию объектов класса 1 (Grade 1), представляющих особую историческую или архитектурную ценность, выдается грант из фонда English Heritage.

А во Франции существуют льготы для собственника, который провел капитальный ремонт в историческом здании. При уплате налога на недвижимость можно получить вычет от 35 %. Кроме того, предусмотрены различные субсидии, размер которых зависит от типа и состояния здания.

В Германии для владельцев памятников архитектуры также есть льготы. Например, расходы на содержание и ремонт таких зданий вычитаются из налогов. Для этого нужно до начала строительства согласовать план работ с местной администрацией. Кроме вычета стоимости расходов на ремонт, государство возмещает до 30 % ежегодного земельного налога.

Учитывая престижность и уникальность исторической недвижимости, ограниченное предложение таких объектов, а также возможность получения льгот от государства, можно сделать вывод, что памятник архитектуры — хлопотное, но довольно доходное приобретение. При выборе объекта важно учитывать не только состояние здания и расходы на его реконструкцию, но и местонахождение и период постройки.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/tranio.ru/korolevskii-status-stoit-li-pokupat-pamiatniki-arhitektury-i-istorii-5ce3c1ce7ea51b00b38ac2f8

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.