Особенности предоставления земельных участков в собственность

Содержание

Важные особенности предоставления земельных участков гражданам в собственность и на правах аренды

Особенности предоставления земельных участков в собственность

Государство предоставляет гражданам и юридическим лицам земельные участки под разные цели. Земля может быть предоставлена под строительство своего дома, под ведение сельского хозяйства, организации крестьянско-фермерской деятельности.

В статье будут рассмотрены наиболее распространенные варианты выделения земель, выделены их наиболее характерные особенности в получении.

Особенности предоставления земельных участков в целях строительства жилья

Муниципальные власти и государство предоставляют свои земли гражданам и организациям в целях строительства жилья на основании статей Гражданского, Земельного, Жилищного и Градостроительного кодексов.

Введение Градостроительного кодекса РФ потребовало определенной синхронизации положений Земельного кодекса. В результате проведенных изменений в Земельный кодекс были добавлены новые статьи, касающиеся отношений по жилищному строительству.

В статье 30.1 кодифицированного нормативно-правового акта в сфере земельных отношений содержится специальное регулирование по отношению к статье 30 того же кодекса. Статья 30 устанавливает общие правила предоставления земельных наделов в целях строительства.

Если участки предоставляются для строительства жилья, то положения статьи 30 будут применяться с учетом оговорок, содержащихся в статье 30.1.

В соответствии с 1-м пунктом статьи 30.1 земельные участки для жилищного строительства могут выделяться государственными или муниципальными властями и в собственность, и в аренду, а также в срочное пользование на безвозмездных условиях по основаниям, закрепленным Земельным кодексом РФ.

Жилищный кодекс закрепляет за жилыми помещениями статус объектов жилищных прав (ч. 1 ст. 15).

Конкретными видами объектов жилищных прав являются жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты (жилых домов и квартир).

Жилой дом — индивидуальное здание с комнатами и помещениями вспомогательного применения, которые предназначаются для обеспечения бытовых и других нужд граждан, касающихся их проживания в таком здании (ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Строительство жилья ведется в жилых зонах, формируемых по итогам градостроительного зонирования. В жилые зоны могут входить застройки домами различной этажности.

В жилых зонах разрешается строить раздельно стоящие, встроенные или пристроенные социальные и коммунально-бытовые объекты, объекты здравоохранения, образования, здания культуры, стоянки автотранспорта, гаражи, объекты, обеспечивающие проживание граждан и не действующие отрицательно на окружающую среду.

В случае осуществляется предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства из фонда муниципальной и государственной собственности, то предварительной договоренности о месте расположения объекта не требуется.

Согласно земельному законодательству земельные наделы для жилищного строительства продаются или предоставляются в аренду посредством проведения аукциона, кроме ситуаций, предусмотренных законами.

Без проведения торгов предоставляются земли:

  • Лицам, с которыми государство или муниципалитет заключили контракт на постройку объекта недвижимости, причем подобное строительство может проводиться только за счет средств федерального или местного бюджета в соответствии с заказом для государственных или муниципальных нужд;
  • Жилищно-строительным кооперативам по основаниям, предусмотренным законодательством;
  • Для строительства в пределах застроенной зоны, в отношении которой приняли решение о развитии;
  • При несостоявшихся аукционных торгах, если в них принимало участие менее 2-х лиц.

Участок также может быть предоставлен на условиях аренды для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Земля в таком случае предоставляется на основании заявления лица, желающего получить земельную собственность.

Индивидуальное жилищное строительство на участке имеет свою специфику.

Земля для индивидуального жилищного строительства может выделяться в жилых зонах, которые соответственно определяются градостроительным зонированием. Градостроительное зонирование всегда предусматривает обширные территории, отделенные для застройки индивидуальными жилыми домами.

Стоит отметить, что в жилищном законодательстве РФ нет такого понятия, как «индивидуальный жилой дом». Существует лишь родовое, цельное понятие «жилой дом».

В части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящий жилой дом с этажами не больше 3-х. При этом в таком доме может проживать только одна семья.

Таким образом, земельные участки выделяются гражданам и юридическим лицам в целях строительства на них жилья на условиях, предусмотренных вышеназванными кодексами, другими законами и местными актами локального правового регулирования.

Особенности предоставления земель в городе

Предоставление земельных наделов в пределах территории города осуществляется на общих правилах, установленных Земельным и другими законодательными актами РФ. На местном городском уровне принимаются акты правового регулирования отношений по землям.

Городские власти после подачи заявления на предоставление участка физическому или юридическому лицу организовывают проведение торгов (аукциона). При этом проверяется, не входит ли желаемый для приобретения (аренды) участок в генеральные планы изъятия земель для муниципального землепользования и застройки.

Организаторы аукциона должны не меньше чем за 30 дней до дня проведения торгов объявить о них в городском периодическом журнале либо в другом печатном СМИ, а также разместить сообщение на официальном сайте города. В объявлениях всех видов выкладывается информация об организаторах торгов, то есть наименования местных органов власти, принявших решение провести аукцион.

Также городским властям необходимо указать:

  • Место, дату, время и план проведения аукционных торгов;
  • Месторасположение, размеры, границы, наличие ограничений (обременений), кадастровый номер, вид разрешенного применения земли, выставляемой на аукцион;
  • Стартовую цену, сумму задатка, сроки и процедуру его внесения и возвращения;
  • Существенные требования договора купли-продажи или аренды.

В Земельном кодексе зафиксирована требуемая для принятия участия в аукционе документация. Также в нем закрепляются основания отказа в допуске на аукцион, процедура определения победителя, ситуации признания торгов несостоявшимися, структура протокола о проведении аукциона.

Высокие требования к выделению земельной собственности говорят о серьезном и внимательном подходе государства и местных органов самоуправления к застройкам городских поселений.

Особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Предоставление гражданам и организациям в собственность или аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, проводится согласно Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (дальше по тексту — Закон).

Согласно пункту 1-му ст. 10 Закона земельные наделы сельскохозяйственного назначения получают физические и юридические лица в собственность на основании проведенных торгов (аукцион, конкурс).

Арендные отношения по землям сельскохозяйственного назначения регулируются статьей 34 Земельного кодекса РФ. Если имеется одно заявление на сдачу в аренду земли, при этом предварительно и заблаговременно в СМИ публиковалась информация о торгах, то участок будет сдан в аренду единственному заявителю.

Кроме того, уже арендованный участок может быть выкуплен временным владельцем по прошествии 3-х лет аренды по рыночной стоимости с условием, что участок был использован надлежащим образом.

Землю могут получить без торгов и других ограничений в аренду религиозные организации (объединения), казачьи общества, научно-исследовательские организации, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля, общины небольших народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в целях организации сельскохозяйственного производства, укрепления национального образа жизни, способов хозяйствования и промысла коренных народов различных отдаленных регионов Российской Федерации.

Причем выкупить землю из аренды в собственность в вышеперечисленных случаях нельзя. Торги по продаже сельскохозяйственных земельных участков в собственность организуются и проводятся на основании статьи 38 Земельного кодекса.

Предоставление участков для коммерческой деятельности осуществляется согласно статье 34 ЗК РФ. Данная статья также регулирует заключение договоров аренды и купли-продажи для иных целей, не затрагивающих строительство.

Земли сельскохозяйственного профиля, принадлежащие государству или муниципалитету, получают крестьянско-фермерские хозяйства, сельскохозяйственные организации на срок до 5 лет, если такие субъекты хозяйствования участвуют в программах государственной поддержки по развитию сельского хозяйства. При этом перечисленные организации должны вести исключительно сельскохозяйственную деятельность.

Таким образом, предоставление государственных и муниципальных земель производится в соответствии с актами нормативного регулирования земельных отношений в России, при этом следует учитывать, что локальные нормы местных органов самоуправления играют не меньшую роль в организации порядка выделения земельных наделов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/osobennosti.html

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта

Особенности предоставления земельных участков в собственность

СТ 39.18 ЗК РФ.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

1.

В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3.

В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, и направляет указанное решение заявителю.

В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.

5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-5-1/st-39-18-zk-rf

Предоставление земельных участков государственной или муниципальной собственности в 2019 году: основания возникновения прав, продажа, бесплатная передача и в постоянное или безвозмездное пользование, аренда | Земельный эксперт

Особенности предоставления земельных участков в собственность

В земельном законодательстве описаны обстоятельства, согласно которым происходит передача прав на участки, состоящие в распоряжении государства или муниципалитета. В статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации описаны следующие основания возникновения прав на земельные участки:

  1. Наличие постановления или решения распорядительного ведомства об оформлении земель в собственность бесплатно.
  2. В отношении участка оформлен договор купли-продажи, зарегистрированный в установленном порядке.
  3. В случае заключения арендной сделки, арендатор имеет право временно эксплуатировать участок, но не использовать его в качестве объекта правовой сделки.
  4. При наличии договора безвозмездного пользования территорией.

Передавать земли в распоряжение граждан или предприятий вправе лишь ведомство, которое владеет территориями по праву собственности. В случае принадлежности земельных зон к государственной собственности, решение о передаче таких участков принимает исполнительный орган власти. Если земли принадлежат муниципалитету, то решение принимает администрация.

Продажа земли государственной или муниципальной собственности

В статье 39.3 ЗК РФ описаны основания, по которым производится продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. В тех ситуациях, когда речь идет именно о государственной либо муниципальной собственности, купля-продажа земель производится в рамках назначенных торгов, которые проводятся в форме аукциона.

Некоторые земли могут передаваться в пользование без проведения торгов. К таковым относятся:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • территории, полученные из земель, ранее переданных в аренду для освоения;
  • наделы, образованные из площадей, переданных некоммерческим организациям, товариществам;
  • площади, переданные товариществам для ИЖС;
  • территории общего использования и наделы, переданные организациям для ведения дачного хозяйства;
  • земли, на которых имеются постройки;
  • земли, оформленные для нужд населения по праву постоянной эксплуатации;
  • сельскохозяйственные территории, переданные крестьянским хозяйствам для освоения;
  • наделы, отданные гражданам для организации ЛПХ.

В статье 39.4 ЗК РФ приведен порядок определения цены участка. Если речь идет о реализации земель без осуществления торгов, цена рассчитывается на основании кадастровой стоимости.

Если купля-продажа оформляется на основании проведенных торгов, стоимость земельного участка назначается исходя из той суммы, которая была заявлена победителем аукциона.

В случае участия в торгах лишь одной заявки, мероприятие также считается законным, а цена определяется в размере той, которая была обозначена в заявке.

Бесплатная передача земельного участка

Некоторые земли могут быть предосталены во временное или постоянное пользование, а также в собственность при наличии объективных причин. В некоторых случаях возможна передача земли в собственность бесплатно. Получить можно земли для дальнейшей эксплуатации в следующих направлениях:

По каждой из указанных целей, бесплатно территории могут быть выделены один раз. Право на получение таких земель возникает у следующих категорий граждан:

  • лица, имеющие один или два участка с жилыми постройками;
  • лица, являющиеся членами различных товариществ;
  • представители религиозных общин;
  • общественные фонды инвалидов, а также учреждения, занимающиеся общественной поддержкой граждан с инвалидностью;
  • молодые семьи;
  • представители многодетных семей;
  • иные граждане и предприятия.

Каждый из желающих подает официальное заявление (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления на получение земли бесплатно]) на получение участка, с указанием причин и оснований для его предоставления, которые подтверждаются необходимыми документами. В заявке следует указать приблизительную площадь земли, цель эксплуатации и схему расположения.

Для получения надела потребуется обратиться в администрацию и подать заявку. После этого уполномоченный орган выносит решение о том, возможна ли передача указанной земли заявителю. Если ответ положительный, то гражданину дается возможность приватизировать участок в течение месяца.

Сдача в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Земли, принадлежащие государству или муниципалитету, могут быть отданы в аренду путем подачи заявления со стороны гражданина или организации (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о предоставлении земельного участка в аренду]).

В том случае, когда речь идет о землях, передающихся в аренду для полного освоения и под строительство, проводятся обязательные торги в виде аукциона.

Аренда земельных участков, находящихся в государственной собственности оформляется в виде стандартного соглашения, которое в дальнейшем проходит процедуру регистрации в Росреестре.

Договор аренды (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора аренды земельного участка]) представляет собой типовой бланк с указанием всех существенных условий сделки, а именно порядка пользования территорией, размера арендного платежа и порядка оплаты.

Оплата за пользование землей определяется в зависимости от того, при каких обстоятельствах пользователь получил территорию.

В случае, если размер платы исчисляется исходя из итогов аукциона, за основу берется та цена, которую заявил победитель торгов. При существовании единичной заявки, арендный взнос исчисляется в размере начальной цены.

Передача земли в постоянное пользование

Правила и основания передачи земельного участка в постоянное бессрочное пользование прописаны в ст. 39.14 ЗК РФ. В список данных земель входят:

  • участки, оформленные для эксплуатации религиозных общин;
  • массивы, на которых располагаются государственные или муниципальные здания и сооружения;
  • сельхозугодья, представленные фермерам.

Также земельные участки предоставляются отдельным организациям и предприятиям, в качестве поддержки соответствующей деятельности, развития малого бизнеса.

Территории могут быть переданы только юридическим лицам, гос. органам и муниципальным предприятиям. Законом запрещается передача земель гражданам. В свою очередь, переданные на таком основании участки остаются в пользовании граждан или могут быть переоформлены в частную собственность.

Решение о передаче земель в распоряжение заявителей осуществляет уполномоченное ведомство, распоряжающееся площадями по праву собственности.

Передача земли в безвозмездное пользование

Земельные участки передаются гражданам, гос. предприятиям, муниципальным ведомствам и частным организациям в ряде ситуаций, в частности:

  1. Земли, находящиеся в государственной собственности, могут быть переданы другим ведомствам сроком не более чем на один год. При этом земли не должны застраиваться.
  2. Земли, принадлежащие частным собственникам, оформляются в распоряжение третьим лицам, если на это имеется специальное распоряжение.
  3. Природные зоны, национальные парки, сельскохозяйственные территории и охотничьи угодья, могут быть отданы гражданам как служебные наделы.
  4. Городские земли, которые состоят в пользовании у религиозных общин, оформляются для дальнейшей застройки.
  5. Участки, выделенные под строительство в рамках госконтракта.
  6. Земли могут передаваться жилищно-строительным кооперативам.
  7. Лесные массивы.

Передача земельного участка в безвозмездное пользование оформляется в форме договора (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора безвозмездного пользования земельным участком]).

Договор безвозмездного пользования оформляется в письменном виде на типовом бланке. В нем обязательно должны быть указаны все существенные условия.

Когда срок действия договора больше года, требуется регистрация в Росреестре.

Список законов

  • Статья 39.1 ЗК РФ
  • Статья 39.3 ЗК РФ
  • Статья 39.4 ЗК РФ
  • Статья 39.14 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/predostavlenie-zemelnyx-uchastkov-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Особенности предоставления земельных участков в собственность

Баязитов, З. Д. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности / З. Д. Баязитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64181/ (дата обращения: 20.01.2021).



Земельные ресурсы являются важнейшей составляющей любой деятельности человека и государства в целом. Земля всегда есть и будет основой любой хозяйственной деятельности, будь то индивидуальным жилищным строительством или сельскохозяйственной и промышленной.

На сегодняшний день в России преобладающая часть земельных участков находятся в государственной или муниципальной собственности (около 91,9 % от общей площади земель), в частной собственности всего 8,1 %.

Следовательно, земель государственной и муниципальной собственности значительно больше, соответственно их динамическое развитие, предоставление и правовое регулирование остается актуальным по сей день.

Согласно ст. 39.

1 Земельного Кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав на участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются: постановления уполномоченных органов государственной власти или органов МСУ касаемо предоставления земельного участка в аренду, в собственность на безвозмездной основе, постоянное (бессрочное) пользование; предоставление земельного участка в собственность за определенную плату посредством оформления договора купли-продажи; предоставление земельного участка в безвозмездное пользование [1]. Механизм предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности гражданами или юридическим лицами для реализации всевозможных видов хозяйственной деятельности можно представить в следующем виде:

  1. Платно: в собственность (на торгах) и без проведения торгов; в аренду (на торгах) и без проведения торгов.
  2. Бесплатно: отдельным категориям граждан.

В соответствии со ст. 39.

5, 39.6 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на платной и бесплатной основе. Продажа земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности осуществляется на торгах, проводимые в форме публичных аукционов, либо без проведения торгов [2].

Для проведения аукциона по инициативе заинтересованного лица которыми могут выступать и физические, и юридические лица, необходимо подготовить следующие документы: схему земельного участка на кадастровом плане территории (далее схема ЗУ на КПТ), заявление об утверждении схемы ЗУ на КПТ, утверждение или отказ уполномоченным органом схемы ЗУ на КПТ в течение месяца со дня обращения в уполномоченный орган; межевание земельного участка; заявление на проведение аукциона, процедуры получения технических условий на подключение к сетям энергопотребления, газоснабжения и пр., постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на данный земельный участок в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, принятия решения о проведении аукциона в срок не более 2 месяцев с момента подачи первичного заявления [3]. После оформления необходимых документов заинтересованное лицо подает заявку на участие в торгах. Результаты аукциона протоколируются организатором аукциона. Стоимость земельного участка устанавливается в результате проведения торгов. Необходимо отметить, что в случае не выигрыша инициатора аукциона, расходы, понесенные в результате оформления схемы ЗУ на КПТ и проведения кадастровых работ, не возмещаются.

За исключением случаев передачи земельного участка физическим лицам или фермерским хозяйствам для ИЖС; осуществления фермерской деятельности; ведения ЛПХ, дачного хозяйства, садоводства аукцион проводиться в электронной форме [4]. Земельный участок предоставляется единственному подавшему заявку на проведение аукциона, если он был признан единственным участником данного аукциона.

Предусмотренная ст. 39.

3 ЗК РФ продажа земельных участков без проведения торгов реализуется в следующих случаях: земельные участки, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании организаций; ведения сельскохозяйственного производства физическому или юридическому лицу после трех лет аренды; передачи земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах МО, садоводства и крестьянско-фермерского хозяйства; земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства или сельскохозяйственной организации; при предоставлении в аренду для комплексного освоения территории; земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной физическими лицами для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства членам такой организации (за исключением принадлежащих имуществу общего пользования участков); предоставления садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу (за исключением участков общего назначения); предоставления земельного участка собственникам зданий, или помещений в них, сооружений, расположенным на данном участке [5]. Цена земельного участка не может быть больше кадастровой стоимости при заключении договора купли-продажи.

Безусловно, продажа государственных и муниципальных земель в частную собственность увеличивает объем инвестиций, а ставка только на аренду земли сужает круг поиска эффективных землепользователей. Однако передача в аренду земельных участков позволяет достичь баланса между интересами государства как арендодателя, и граждан или юридических лиц как арендаторов.

Следственно, договору аренды отводится значительная роль в регулировании земельных правоотношений. Аренда оформляется в виде договора, который необходимо зарегистрировать в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Арендатор обязан использовать земельный участок только по целевому назначению, оплачивать ежегодно арендную плату согласно установленному графику.

В соответствии со ст. 39.

6 Земельного Кодекса договор аренды земельного участка может заключаться без проведения торгов: «в случае предоставления земельных участков, образованных в границах застроенной территории, юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного назначения, для реализации инвестиционных проектов, для комплексного освоения территории, для ведения сельскохозяйственного производства, некоммерческой организации в целях индивидуального жилищного строительства, гражданам претендующих на первоочередное или внеочередное приобретение участков, организациям для проведения работ по пользованию недрами», а также в иных случаях передачи земельных участков, в соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ.

При предоставлении земельного участка в аренду для строительства или освоения территории в обязательном порядке проводятся публичные торги. Размер платы исчисляется исходя из итогов аукциона, за основу берется та цена, которую заявил победитель торгов. Если была подана одна заявка, арендный взнос исчисляется в размере начальной цены [6].

В зависимости от категорий граждан, которым возможно предоставить земельного участка в собственность бесплатно, можно условно разделить на четыре группы: многодетные семьи; отдельные категории граждан, в соответствии с федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ которым предусмотрено предоставление земельного участка бесплатно; любой гражданин, у которого находился в безвозмездном пользовании земельный участок; специалист в бюджетной сфере, который соответствует предусмотренным законам требованиям, и у которого иметься в безвозмездном пользовании земельный участок;

В разных субъектах Российской Федерации льготниками могут являться различные категории граждан.

Следовательно, положения о бесплатном выделении земельных участков отдельным категориям граждан, как и многие другие условия предоставления земли, такие как: список муниципальных образований, список специальностей, которым предоставляется приоритет, различные условия для получения земельного участка многодетными семьями, устанавливаются местными законами на уровне субъектов РФ.

Повышение эффективности организационно-правовых механизмов способствуют реализации прав граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. И в зависимости от того насколько рационально используются земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, зависят темпы ускорения или замедления развития экономики.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/285/64181/

Особенности предоставления участков из государственных или муниципальных земель гражданам в собственность бесплатно

Особенности предоставления земельных участков в собственность
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Особенности предоставления участков из государственных или муниципальных земель гражданам в собственность бесплатно

На получение земли бесплатно претендуют льготники.

Во все времена пользовались спросом любые разновидности недвижимости, так как это является не только выгодным капиталовложением, но и возможностью достойного заработка при условии грамотной эксплуатации.

Если для приобретения дома и квартиры потребуется внести сразу большую денежную суму, то в законодательной сфере земельной недвижимости сегодня предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков определенным категориям граждан. Поэтому стоит детальнее ознакомиться с основными правилами, законными условиями и правовым порядком получения такого имущества.

Категории граждан, имеющие право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно

На безвозмездное получение земли, которая находится в распоряжении государственных или муниципальных активов, могут претендовать различные льготные категории людей.

Целью получения такой недвижимости должно являться возведение собственного жилья на выданной территории в пределах городов или сел, а также организация личного хозяйства, садоводства и огородничества в пределах сельской местности.

Стать владельцем бесплатного участка могут следующие категории граждан:

  • для возведения жилья по месту проживания на территории города или же в сельской местности могут получить землю семьи, которые имеют трех или более детей.
  • дети, которые являются полными сиротами или же были лишены родительской опеки.
  • жертвам тоталитарного режима, которые были реабилитированы после политических репрессий.
  • людям, которые работали на территориях, где происходили активные боевые действия в период Великой Отечественной войны в течение не менее полугода или были награждены медалями и орденами СССР за труд в момент военных действий. Исключением является труд на территории временно оккупированных областей страны. 
  • гражданам, которые были лишены собственного жилья по причине чрезвычайных природных или техногенных катастроф, а также в результате ликвидации последствий подобных происшествий.
  • семьям, в которых воспитываются дети с инвалидностью.
  • инвалидам нерабочих категорий: первая и вторая группа.
  • семьям, которые проживают в пределах сельской местности не менее трех лет подряд.
  • гражданам, чьи жилищные условия были признаны неудовлетворительными или нуждающимся в получении жилых помещений.
  • одиноким матерям или отцам, а также вдовам или вдовцам, которые имеют на попечении несовершеннолетних детей.

Порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно

Начальным этапом в процедуре получения бесплатной государственной земли является постановка гражданина в очередь. Каждая особа имеет право состоять на учете только в одном из местных органов самоуправления. Подача заявления предусматривает предоставление следующей документации:

  • документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • бумага, которая подтверждает законность полномочий представительства (если процесс инициирован официальным представителем заявителя).

Дополнительно лица, которые претендуют на получение земельного участка для строительства собственного жилья, но не состоят на учете нуждающихся в получении жилых помещений, которые выдаются по договорам социального найма, обязаны предоставить документы.

Данные бумаги должны подтверждать определенное место жительства, права на жилое помещение или же медицинскую справку, в которой указана невозможность проживания совместно с лицом с тяжелой формой хронического заболевания.

Важно также предоставить документы, которые полностью подтверждают принадлежность граждан к льготной категории. В заявлении лицо должно точно указать цель использования земли.

Заявление регистрируется органом местной власти в книге для регистрации соответствующей документации, а копия бумаги выдается заявителю. Документ должен рассматриваться в течение одного месяца со дня его подачи.

После рассмотрения органами местного самоуправления заявления гражданина принимается решение о постановки лица на очередь или же об отказе от постановки его в общую очередь на получение земли.

Полные сведения о принятых заявках хранятся в книге учета, в которой каждой записи присваивается индивидуальный порядковый номер. В результате очередного продвижения, а также постепенной выдачи земельных участков, гражданин становится законным владельцем определенной земли для организации жилого строительства или ведения фермерского хозяйства.

Однократное предоставление земельного участка в собственность бесплатно

Земельные участки льготным категориям граждан предоставляются исключительно однократно без права повторного получения земли. Гражданам предоставляются следующие классы земельной недвижимости:

  • участки, которые расположены в пределах муниципального района или городского округа по месту жительства заявителя или всех членов многодетной семьи;
  • территории, которые расположены в муниципальных районах или городских округах, которые непосредственно граничат с муниципальными районами или городскими округами, в пределах которых проживает заявитель или члены многодетной семьи.

Земельные участки, которые предоставляются гражданам бесплатно, должны быть включены в соответствующие государственные перечни. Каждому гражданину, который подает заявление на получение земли, предлагается один участок из официального перечня.

Основания для отказа в предоставлении земельных участков

Главным условием для получения земельного участка является отношение к одной из категорий, установленных законом для предоставления бесплатной земли. Однако существует ряд обстоятельств, которые могут послужить поводом для отказа в получении земли на этапе постановки людей на официальный учет:

  • несоответствие гражданина всем требованиям, установленным действующим законодательством;
  • отказ от предоставления необходимой документации или предоставление бумаг в недостаточном объеме для постановки на учет;
  • наличие в документации недостоверных данных.

Решение об отказе в постановке на учет, а также предоставлении бесплатных земельных участков должно направляться гражданам в течение пяти рабочих дней с момента подачи документации.

Размеры земельных участков предоставляемых отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

На основании законодательной базы существуют предельные размеры территорий, которые предоставляются в пользование граждан бесплатно. Размеры земли должны соответствовать следующим параметрам:

  • для организации строительства и возведения собственного жилья предусмотрена территория в размере от 0,03 га до 0,15 га;
  • для осуществления строительства дачных построек или же ведения подсобного хозяйства, а также фермерства, огородничества и садоводства возможно получение земли размером от 0,03 га до 0,15 га.

Для особых категорий граждан существуют исключения в размерах участков. Граждане, которые имеют особые заслуги перед отечеством, а также являются Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации или являются полными кавалерами ордена Славы, должны получать земельные участки в следующем размере:

  • в городах и поселках городского типа допустимый размер не менее 0,20 га;
  • в сельской местности допускается размер не менее 0,40 га.

Особы, которые удостоены звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации или же владельцы ордена Трудовой Славы трех степеней должны получить в бесплатное пользование участки определенного размера:

  • в пределах городов и поселков городского типа – не менее 0,08 га;
  • в сельской местности – не менее 0,25 га.

Таким образом, государство полностью гарантирует всем льготным категориям граждан, которые соответствуют определенным критериям, получение земельного участка определенной площади для строительства жилых зданий и ведения фермерского хозяйства. Условием успешного получения бесплатной земельной недвижимости является полное соблюдение установленной законом процедуры, подача полного объема документации и указание достоверных данных.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osobennosti-predostavleniya-uchastkov-iz-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-zemel-grazhdanam-v-sobstvennost-besplatno.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.