Основные положения нормативно правовых актов

46.Понятие и виды нормативно-правовых актов

Основные положения нормативно правовых актов

1.   Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Система нормативных актов в РФ состоит:

1) из правовых актов общефедеральных органов;

2) актов субъектов Российской Федерации;

3) актов местного самоуправления;

4) актов прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных актов строится: 1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.

В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные акты исполнительных органов; 3) нормативные акты правоохранительных органов; 4) нормативные акты контрольно-надзорных органов и т. д.

В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют:

1) на общефедеральные;

2) акты субъектов Российской Федерации;

3) акты органов местного самоуправления.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

1) на временные акты;

2) акты неопределенно длительного действия;

В зависимости от способов установления государством нормативные акты подразделяют:

1) на принимаемые;

2) санкционированные;

3) признанные.

По их юридической силе нормативные акты делят:

1) на законы;

2) подзаконные нормативные акты.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%82%D0%B3%D0%BF/46-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2/

Нормативно-правовой акт, понятие и виды

Основные положения нормативно правовых актов

Замечание 1

Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ, принятый государственным органом и содержащий правовые нормы.

Акт применения права содержит государственно-властное индивидуальное указание по применению права (например, требование, направленное конкретному налогоплательщику по уплате налога).

Появление нормативных актов указывает на утверждение, изменение или отмену содержания правовых норм. Правовые акты обязательны к исполнению, они включают разные нормы права.

Для таких актов характерен юридический стиль и письменное изложение.

Нормативные акты обладают юридической силой, которая представляет их релятивное свойство, показывающее, какое место данный акт занимает во всей системе законодательства.

В России функционирует сложная система актов, которые находятся в определенной соподчиненности между собой и направлены на регламентацию отношений в обществе.

Виды нормативно-правовых актов

Основаниями для классификации нормативных актов являются: характер, юридическая сила, содержание, объем действия, субъекты издания и т.д. Наиболее важным критерием классификации нормативных актов выступает юридическая сила.

Нормативно-правовые акты классифицируют по разным основаниям:

  • по территории действия (местные, региональные, федеральные);
  • по предмету правового регулирования (административно-, гражданско-, уголовно-правовые акты).

По юридической силе правовые акты делятся на подзаконные акты и законы.

Замечание 2

Закон – это разновидность нормативно-правового акта, который принимается народом на референдуме либо высшим представительным государственным органом власти, обладает высшей юридической силой и регулирует самые значимые общественные отношения. Закон выступает основным источником права и содержит правовые нормы. Закон отражает интересы и волю общества, принимается, дополняется и изменяется в предусмотренном законодательством порядке.

В отдельных государствах законы могут быть приняты представительными органами, высшими судебными инстанциями, на референдумах, в порядке делегированного правотворчества. Законы составляют ядро правовой системы государства, определяя структуру всех правовых актов.

Основные признаки закона:

  • основной источник права;
  • существует особый порядок их принятия;
  • закон принимается конкретными субъектами, общепризнанными представителями государственного суверенитета (высший представительный орган власти либо народ);
  • регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закон обладает высшей юридической силой. Никто не имеет права изменить или отменить закон, за исключением органа, который создал его. Иные нормативно-правовые акты не могут противоречить закону. Если между подзаконным актом и законом появляются противоречия, приоритет отдается закону.

Законы могут классифицировать по:

  • юридической силе (федеральные законы, федеральные конституционные и конституция);
  • сфере действия (субъектов федерации и федеральные);
  • субъектам законотворчества (принятые органами государственной власти или на референдуме);
  • отраслевой принадлежности (гражданские, административные, конституционные);
  • внешней форме выражения (устав, закон, кодекс, конституция);
  • сроку действия (временные и постоянные);
  • кругу лиц (распространяют действие на граждан, иностранцев, лиц без гражданства);
  • времени вступления в силу.

Определение 1

Федеральный конституционный закон – это правовой акт, определяющий начала общественного и государственного строя, правовое положение организации и личности, на основе которого создается и детализируется система нормативных актов.

Федеральный конституционный закон обладает рядом особенностей:

  • дополняет и развивает Конституцию РФ;
  • принимается исключительно по вопросам, прямо предусмотренных Конституцией;
  • имеет большую, чем обычные законы, силу;
  • обладает особым порядком принятия.

Президент не может отклонить федеральные конституционные законы, в его обязанности входит их подписание и обнародование.

Федеральный закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом, регламентирующий ограниченные сферы жизни общества.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимают во исполнение на основании законов, издаются исполнительными органами государственной власти, не могут противоречить закону, но дополняют, развивают и конкретизируют его.

Подзаконные акты не могут противоречить законам, основываются на их юридической силе, обладают меньшей юридической силой.

Акты конкретизируют положения законов относительно особенностей, существующих в обществе доминирующих интересов. Подзаконные акты являются актами разных органов исполнительной власти.

Они подразделяются в зависимости от сферы распространения и субъектов издания акты подразделяются на: внутриорганизационные, ведомственные, местные, общие.

Внутриорганизационные (локальные) акты издаются разными организациями для разрешения внутренних вопросов, распространяющиеся на ограниченный круг лиц, членов данных организаций.

Ведомственные акты принимаются на основе указов Президента, законов РФ, постановлений Правительства. Они регулируют отношения, которые находятся в ведении исполнительной структуры, распространяются на ограниченную сферу отношений в обществе.

Местные акты являются актами исполнительной и представительной власти на местах. Эти акты издаются территориальными органами власти, органами муниципального самоуправления (уставы и конституции субъектов, постановления или нормативные решения мэрий, советов, муниципалитетов, положения, регламенты, распоряжения, постановления).

Действие общих подзаконных актов распространяется на всех граждан государства. Общие акты – это предписания высших органов исполнительной власти (распоряжения и указы Президента, распоряжения и постановления правительства), носящие нормативный характер.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/normativno-pravovoy_akt_ponyatie_i_vidy/

Виды нормативных актов

Основные положения нормативно правовых актов

VIDOTIP

Сервис по определению видов

VIDOTIP

Сервис по определению видов

Волеизъявления государства подлежат обязательному закреплению. В России такая информация носит официальный характер и содержится в нормативных правовых актах. Издаются они в строгом соответствии с правилами и имеют влияние на всё население. Разберём, что они собой представляют, и рассмотрим их классификацию.

Понятие и виды нормативных актов

Нормативный акт является официальным документом. Принимается или издаётся такой документ правотворческим органом в пределах его полномочий.

Целью создания является установить, изменить или отменить какую-либо правовую норму. Нормы права, в свою очередь, представляют собой предписание общеобязательного характера.

Рассчитаны они на многократное применение и распространяют своё влияние на неопределённый круг лиц.

Существуют несколько основных видов нормативных актов. Выделяются они по своей юридической силе. Ими являются:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.
  3. Внутригосударственные договоры, которые регулируют отношения между Российской Федерацией и её субъектами, например, вопросы о совместной экономической деятельности.

Ещё одним видом считаются международные договоры, которые регулируют отношения между РФ и иностранными странами или организациями. Однако, выделим его отдельно, поскольку его трудно классифицировать во взаимосвязи с другими актами.

Классификация нормативных актов по различным основаниям

Классифицировать акты можно по различным основаниям. Приведём наиболее значимые из них для российской правовой системы.

Законы по юридической силе подразделяются на:

  1. Конституцию – является основой.
  2. Федеральные конституционные, к примеру, «О Государственном гербе РФ».
  3. Федеральные, например, «О связи».

По правовой (юридической) значимости подзаконные классифицируются следующим образом:

  1. Постановления Государственной думы («О назначении на должность аудитора Счётной палаты Российской Федерации»).
  2. Указы Президента («О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
  3. Постановления Правительства («О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области рекламы», «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования»).
  4. Предписания Федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»).
  5. Предписания субъектов Российской Федерации, в том числе законы (Указ Главы Республики Башкортостан «О стипендиях Главы Республики Башкортостан», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2018 год»).
  6. Официальные документы органов местного самоуправления («Положение об архиве муниципалитета внутригородского муниципального образования Войковское в городе Москве»).
  7. Внутриорганизационные, предназначенные для регламентации внутренних вопросов (уставы, должностные инструкции).

В зависимости от срока действия бывают:

  • постоянными, к примеру, Конституция;
  • временными, которые ограничиваются конкретными датами или обстоятельствами, например, Положение о годовом бюджете.

По правовому положению субъектов, издавших акты, подразделяются на принятые:

  • по результатам референдума;
  • государственными органами;
  • местным самоуправлением.

Нормативные акты могут быть классифицированы по предмету, которые ими регулируется. В соответствии с этим выделяют:

  • государственно-правовые;
  • уголовные;
  • административные;
  • гражданско-правовые и т. д.

Вышеприведённая классификация является весьма условной. Объясняется это тем, что акты по своему содержанию неоднородны. Существуют документы, которые содержат предписания, касающиеся только одной правовой отрасли, например, уголовной. Однако, наряду с такими, издаются и предписания комплексного значения. В них включены нормы сразу нескольких отраслей права.

Приведём ещё одну классификацию. В зависимости от сферы своего действия акты подразделяются на:

  • общегосударственные, оказывающие своё влияние на всю территорию страны;
  • региональные, действующие только на одной или нескольких территориальных единицах.

Источник: https://vidotip.com/dokumenty/vidy-normativnyh-aktov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.