Основания установления сервитута на земельный участок

Содержание

Как установить сервитут на земельный участок 2021

Основания установления сервитута на земельный участок

Время чтения 8 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

Что это такое

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом.

Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается.

Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Как установить публичный сервитут

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

Как установить частный сервитут

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.

Скачать образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса – в рамках судебного производства.

Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера.

Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане.

Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Судебная процедура

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

Источник: https://law03.ru/land/article/kak-ustanovit-servitut-na-zemelnyj-uchastok

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Основания установления сервитута на земельный участок

СТ 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-4/st-23-zk-rf

Основания для установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: образец соглашения, условия установления | Земельный эксперт

Основания установления сервитута на земельный участок

Данное понятие зафиксировано в ст. 23 ЗК РФ и определяется, как официально установленное право эксплуатации чужой земельной площади в рамках установленного регламента.

Установление обременения происходит по взаимному соглашению участников данных правоотношений, на основании судебного решения или в рамках постановлений уполномоченных ведомств в том случае, когда появляется проблема доступа к определенному объекту или площади.

Следует отметить, что сервитут не является самостоятельным объектом права.

Различается несколько видов сервитута:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Публичный сервитут назначается в том случае, когда необходимо:

  • выполнить монтаж коммуникаций, оросительных сетей, водопровода;
  • предоставить доступ через территорию к определенному объекту;
  • удовлетворить другие потребности собственника площади, если иного способа не имеется.

В свою очередь, частный сервитут устанавливается в следующих случаях:

  • когда необходимо организовать проход к другому объекту;
  • для проведения дренажных работ;
  • с целью организации сенокоса, рыбалки или охоты, в некоторых случаях для выпаса животных;
  • для прибрежных территорий, чтобы обеспечить доступ к водоему.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка оформляется на типовом бланке в письменном виде (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]).

При этом установление данного обременения не является ограничением прав собственника площади. Срок сервитута не устанавливается. В том случае, когда основания, согласно которым был установлен сервитут, исчезнут, данное обременение будет снято.

Собственник участка может установить определенную плату за пользование территорией.

Основания для установления сервитута на земли государственной и муниципальной собственности

Установление сервитута на земельный участок происходит на основаниях, изложенных в ст. 39.23 ЗК РФ. К таковым относятся:

  • необходимость в размещении линейных строений, таких как пункты связи, специальные информационные знаки, сооружения защитного типа, не являющиеся препятствием для эксплуатации наделов;
  • проведение работ по изысканию;
  • проведение работ, связанных с разработкой недр.

Соглашение о сервитуте на участок, являющийся государственной собственностью или собственностью города, заключается в рамках гражданского и земельного кодексов, а также ряда федеральных законодательных актов.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Сервитут представляет собой обременение на территорию с целью обеспечения доступа к другому объекту.
  2. Данное право устанавливается на основании законодательных актов, судебного решения или по согласию сторон.
  3. Земельным законодательством определены виды сервитута: публичный и частный.
  4. Такое право может закончиться в том случае, если причина его установки прекратит свое существование.
  5. Для установки обременения необходимо наличие законных оснований, а регламентирует данное право не только земельный кодекс, но и гражданское законодательство, а также ряд федеральных законодательных актов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по основаниям установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Анна. У меня имеется во временном пользовании земельный надел, который располагается рядом с прудом. На площади построено летнее кафе, которое периодически работает.

Больше года назад, городские власти наложили сервитут на часть моего участка в связи с тем, что была затоплена территория городского пляжа.

Теперь к пруду весь город ходит через мой участок, бросает мусор в урны моего кафе и соответственно я несу расход, а надел захламляется.

Более того, наводнение давно спало и городской пляж снова можно эксплуатировать. Подскажите, на какой срок может устанавливаться данный сервитут и можно ли избавиться от этого обременения?

Ответ: Здравствуйте, Анна. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ, и ст. 276 ГК РФ, сервитут устанавливается при наличии законных оснований и оканчивается в том случае, когда эти основания прекращают свое существование.

Судебная практика данное положение подтверждает. В вашем случае, поскольку причины назначения сервитута, то есть затопление городского пляжа, прекратили свое существование, обременение должно быть снято.

Поскольку этого не произошло, вы имеете право обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении действия обременения, потому что установленный сервитут не имеет законного основания, а также наносит вашему участку и вам лично, непоправимый ущерб.

Помимо этого, вы можете потребовать компенсирование причиненного ущерба, однако, данный факт необходимо подтвердить официальными документами или свидетельскими показаниями.

Список законов

  • Статья 23 ЗК РФ
  • Статья 39.23 ЗК РФ
  • Статья 276 ГК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/osnovaniya-dlya-ustanovleniya-servituta-na-zemelnye-uchastki-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti/

Что такое сервитут земельного участка согласно ГК РФ, как его оформить?

Основания установления сервитута на земельный участок

Благоустройство некоторых земельных участков (ЗУ) невозможно без задействования соседних территорий.

Такое допустимо на законодательном уровне, но в исключительных случаях и при наличии действующего сервитута.

Что такое сервитут земельного участка, согласно ГК РФ, каков порядок его оформления, как составить и куда подавать заявление? Ответы на вопросы найдете в статье.

Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу

Сервитут на ЗУ – это документальное разрешение на временное распоряжение землями, которые принадлежат другому владельцу (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Документ выступает разновидностью обременения, но не может передаваться третьим лицам как залог или по другим причинам. Также его нельзя продать, обменять или подарить (п. 1,2 ст. 275 ГК РФ).

Цели и основания для выдачи

Задача сервитута – сделать возможным удовлетворение нужд отдельных граждан или государства (т.е. населения) в целом путем предоставления доступа к земле другого гражданина или организации.

Одна лишь цель не является веской причиной для выдачи разрешения – этому может поспособствовать только наличие основания. Таковым считают для участков в государственной собственности (ст.

23 и 39.23 ЗК РФ):

  1. Изыскательные мероприятия.
  2. Использование полезных пород, воды и всего, что находится в земле на территории владельца ЗУ.
  3. Возведение специальных сооружений (блоков связи, электроузлов и т.д.), информирующих или предупреждающих стендов или знаков.
  4. Для прохода/проезда через участок, в т.ч. для доступа к водному объекту общего пользования и его берегу.
  5. Размещения межевых знаков, геодезических пунктов и сетей, нивелирных пунктов и подъезду к ним.
  6. Проведения дренажных работ.
  7. Забора воды из источников.
  8. Прогона сельскохозяйственных животных, выпаса скота, сенокошения.
  9. Использования ЗУ для охоты, рыбной ловли и т.п.
  10. Для использования ЗУ в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ.

Для подтверждения основания нужно:

  • официальное соглашение между участниками сделки;
  • решения суда;
  • нормативно-правовые акты территориальной администрации.

Задокументированное основание следует предъявить при подаче заявки на установление частичного распоряжения землей.

Кто может быть инициатором?

Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:

  • собственник;
  • лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
  • лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
  • арендатор ЗУ.

Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.

Условия

Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:

  1. Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
  2. Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
  3. Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
  4. Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
  5. Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.

Кроме того, в тексте разрешения в обязательном порядке необходимо отразить полную информацию о заключаемой сделке, иначе оно не будет признано законным.

Классификация

Сервитут характеризуют по 3 направлениям, что не только является простой классификацией, но и указывается в тексте соглашения.

По характеру владения

Согласно тексту ст. 23 Земельного Кодекса, в этой категории различают 2 категории – публичные и частные.

Если разрешение оформляется для общественных целей (всей страны или выделенных регионов/поселений и т.д.), то речь идет о публичном сервитуте.

Данная категория подразделяется на 3 подвида:

Законодательная база по месту обращения определяет основания для выдачи публичного сервитута (напр., распоряжение городской администрации).

Наличие документа требуется для:

  • определения места под сенокос;
  • возможности использования прибрежной зоны местных водоемов;
  • археологических и других видов работ, которые требуют исследования земель;
  • реализации дорожных работ, чтобы сделать тротуар или транспортный проезд;
  • того, чтобы выделить место под пастбища и проход для скота;
  • общественного досуга (напр., рыбалки);
  • дренажных работ

В перечень включаются и другие обстоятельства, если их цель – улучшить качество жизни местного населения.

Применение частного вида характерно для сделок, когда их участники – рядовые граждане и негосударственные организации.

Сервитут такого рода служит для того, чтобы оборудовать участок:

  • электричеством;
  • системой водоснабжения, трубопроводом;
  • телефонной линией;
  • дорогой для передвижения транспорта или населения, когда обойти участок затруднительно или вовсе не представляется возможным.

Поводом для установления могут быть и другие обстоятельства, при наступлении которых не обойтись без сервитута.

По срокам действия

Эта классификация разделяет сервитуты на срочные и бессрочные. Обе характеристики применяются и в публичном, и в частном смысле.

В первом случае документ вступает в силу на определенный период, одобренный обеими сторонами (напр., на время прокладки труб). Инициатор может указать в тексте конкретный временной промежуток, обозначив, возможно ли его продление.

Если земля, выделенная как субъект сервитута, одновременно является предметом арендного договора, то период его временного использования не должен быть больше действия этого договора.

Бессрочные не имеют ограничений по сроку. Они снимаются только после потери права владения обремененным участком. Применяется при необходимости постоянных изменений (напр., для того, чтобы проложить дорогу с последующим ее использованием).

По стоимости

Здесь речь идет о платной и бесплатной возможности использовании ЗУ. Его владелец по закону (п. 5, ст. 274 ГК РФ) может истребовать оплату временной сдачи недвижимости. Данные нормы актуальны и в случае, когда запрос на использование земель поступил от государственных органов.

Плата за разрешение наложения, обременения должна быть адекватной. Если о ее размере не удалось договориться мирным путем, то вопрос решается через исковое заявление.

Также сделка может быть заключена безвозмездно. В обоих случаях установленная стоимость указывается в тексте документа.

Порядок оформления

Для того, чтобы оформить сервитут, нужно выполнить несколько действий:

  1. Претендующий на временное право пользования землей должен письменно обратиться к владельцу недвижимости с просьбой предоставить участок на период удовлетворения его нужд.
  2. При отсутствии разногласий составляется мирное соглашение на предоставление частичного права пользования, при их наличии для удовлетворения требований инициатор обращается в районный суд.

    В этой ситуации необходимо предоставить ряд доказательств того, что использование чужих земель обязательно. На регистрацию заявки уходит 1 рабочий день, на полное оказание услуги – до 44 дней. Если владелец земли не хочет предоставлять ее для удовлетворения нужд инициатора, то выдача сервитутного права осуществляется через суд.

  3. Документы подаются в уполномоченный орган по месту нахождения предмета договора.
  4. Регистрация сделки в Росреестре.

Какие потребуются документы?

Для того, чтобы оформить сервитут, необходимо подготовить:

  • паспорт хозяина недвижимости и сервитуария;
  • письменное уведомление собственника;
  • официальное основание (судебное решение или письменное соглашение для частного и территориальный нормативный акт для публичного вида) для выдачи;
  • заявление на оказание услуги.

Текст соглашения составляется в соответствии с законодательной базой, владельца ЗУ и претендующего на возможность его использования.

Ст. 39.25 ЗК РФ определяет содержание документа, куда нужно включить:

  • паспортные и контактные данные собственника и сервитуария;
  • цели и основания выдачи сервитутного права;
  • кадастровый и учетный номер ЗУ, учетный номер части ЗУ, к которой устанавливается сервитут;
  • права и обязательства владельца и сервитуария;
  • наличие оплаты с указанием суммы;
  • период действия договоренности.

Если субъект сделки передается в использование госучреждения, то для установления сервитута необходимо официальное согласие его учредителя – территориальной администрации.

https://www.youtube.com/watch?v=Sfz-iNWi9Ag

Если одного из участников сделки представляет доверенное лицо, то нужно предоставить документ, законно подтверждающий его права на представление интересов доверителя.

Как составить заявление, где взять образец?

Документ не имеет строгого образца, но его содержание должно включать в себя:

  • паспортные и контактные данные участников;
  • предмет сделки – земельный участок;
  • взимается ли плата с временного хозяина (если да, то когда и каким образом вносятся денежные средства);
  • сроки;
  • дополнения или иные условия при необходимости.

Скачать образец заявления на установление сервитута

При перечислении условий можно указывать не только пункты нормативных актов (напр., п. 2, 5 ст. 274 ГК РФ), но и установить свои требования к пользованию (напр., проводить работы в строго отведенные часы).

Заявление вместе с остальными бумагами подается в территориальный уполномоченный орган.

Регистрационные действия

Реализация сервитутного права обретает законную силу только после регистрации (п. 3 ст. 274 ГК РФ), т.к. данный документ – это вещное право (ст. 216 ГК РФ) на объект собственности.

Процедура состоит из нескольких этапов. Первый – сбор бумаг по списку:

  • заявление на оказание услуги;
  • паспорт обратившегося (для юрлиц – выписка из ЕГРЮЛ и устав организации);
  • кадастровые документы ЗУ;
  • межевой план (если сервитуарий претендует на часть территории);
  • свидетельство о праве собственности на ЗУ;
  • выписка из Росреестра;
  • документ-основание полученного права ограниченного доступа к ЗУ.

Полный пакет подается в местное представительство Росреестра.

Время и цена оказания услуги

Уполномоченный орган занимается установлением сервитута, но изданное разрешение не имеет никакой силы, если данные не внесены в ЕГРН. Временное право активируется в день регистрации.

Услуга регистрации вещного права оказывается на платной основе:

  • 1500 руб. для физлиц;
  • 6000 руб. для юрлиц.

Квитанция об оплате сохраняется – ее прилагают к общему пакету.

Сервитут вступит в силу после прохождения процедуры регистрации. Это произойдет по прошествии 10 дней с момента обращения. Указанное время отводится на проверку документов, принятие решения и внесения данных в Росреестр.

Последствия нарушения договоренности

Если наблюдается несоблюдение оговоренных правил, то пострадавшему нужно:

  1. Составить Акт с указанием всех эпизодов несоответствия условиям сервитута.
  2. Пригласить понятых или представителей правоохранительных органов, чтобы те зафиксировали нарушения соответствующей отметкой в Акте.

Затем лицу, чьи права не соблюдаются, следует обратиться в суд, где будет принято решение в его пользу. Победа истца однозначна, поскольку он предоставит соглашение и Акт, который свидетельствует о нарушении договоренности.

Далее по причине нарушения условий сервитута ответчика может ожидать:

  • расторжение сделки, что закроет доступ к чужому участку, а значит – повлечет отмену всех запланированных работ;
  • наложение штрафа;
  • возмещение ущерба, который понес хозяин по причине отсутствия полноценного пользования своим имуществом.

Также истец самостоятельно и за счет второй стороны устранит препятствия к несоблюдению условий сервитута. Например, владелец участка может снести несогласованные ограждения или строения за счет нарушителя (сначала внеся личные средства, а потом взыскав сумму расходов в добровольном порядке или через исковое заявление).

Можно ли аннулировать сервитутное право?

Отмена сервитутного права возможна при наличии законных оснований, т.е. если:

  • закончился его срок действия;
  • на это согласны обе стороны;
  • причины его выдачи ликвидированы.

Также прекратить действие может сам хозяин участка, когда земля не может им использоваться по целевому назначению из-за установления сервитута. Аннулирование документа осуществляется через суд.

по теме статьи

Что такое сервитут на земельный участок, подскажет видео:

Что может быть основанием возникновения сервитута на земельный участок?

Основания установления сервитута на земельный участок

По ГК РФ сервитут (СВ) относится к ограниченному вещному праву и с его помощью гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, земельным участком (ЗУ).

Законы

В выпущенном позднее ЗК (ст. 23) рассмотрены вопросы публичного сервитута (ПС), а
также уточнены положения по сервитуту ЗУ.

Некоторые вопросы применения законов в судах рассмотрены в более поздних документах, например, в Постановлении ВАС №11248/11 от 28.02.12, а также в «Методических рекомендациях о порядке регистрации сервитутов ЗУ» (приказ Минюста №4 от 2005 года).

Основания установления

Главные основания для установления ЧС приведены в ГК. В частности, такими основаниями являются (ст. 274):

  • необходимость прохода и проезда на ЗУ через соседний участок;
  • строительство, эксплуатация или ремонт объектов;
  • других нужд, для обеспечения которых нужен сервитут соседнего участка.

Такое положение приводит к тому, что при судебном разбирательстве вопросы наличия оснований для установления ЧС решаются самим судом. При этом суды обязаны соблюдать баланс между интересами истца (владельца господствующего ЗУ) и собственником служащего ЗУ.

Основания для установления ПС во многом совпадают с основаниями для ЧС. Отличия состоят в том, что ПС устанавливается в интересах РФ, субъекта РФ, местного муниципалитета или проживающего в данной местности населения. Эти основания приведены в ст. 23 ГК.

В их число входят:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • необходимость ремонта линий и сетей или дорог;
  • проведение работ по осушению;
  • геодезические работы;
  • работы по эксплуатации водных ресурсов;
  • прогон скота на пастбища;
  • временное использование ЗУ для сенокоса, выпаса скота, охоты и рыболовства; проведение изыскательских работ;
  • обеспечение подхода к берегу водоема.

Регистрация

ЧС регистрируется как вещное право господствующего ЗУ и как обременение служащего ЗУ. ПС регистрируется только как обременение соответствующего ЗУ.

Для регистрации ЧС в местном филиале Росреестра необходимо подать следующие документы:

  • заявление о регистрации сервитута. При регистрации ЧС такое заявление может подать собственник ЗУ, на который устанавливается СВ, или лицо, в пользу которого этот СВ установлен;
  • квитанция об уплате пошлины (в сумме 1500 рублей для частных лиц и 6000 рублей для организаций);
  • договор о сервитуте или судебное решение;
  • кадастровый паспорт с планом, на котором отмечена часть ЗУ, на котором работает СВ (если сервитут действует только на часть ЗУ).

С заявлением о регистрации СВ в Росреестр может также обратиться лицо, которое имеет участок на правах бессрочного пользования, пожизненного владения или аренды на срок более 1 года.

При регистрации СВ гражданин должен предоставить паспорт, а юридическое лицо – набор документов, включающих учредительные документы, приказ о назначении директора, доверенность на лицо, регистрирующее СВ.

Заключенный между двумя сторонами договор может включать следующие пункты:

  • Введение.
  • Предмет договора. Описывается адрес ЗУ, срок действия сервитута, плата за сервитут.
  • Правила пользования.
  • Права и обязанности сторон. Описаны действия, которые должны выполнить стороны.
  • Дополнительные условия. Включают начало действия договора, действие его при изменении собственника и тому подобное.
  • Адреса и реквизиты сторон.

Для регистрации ПС установивший этот СВ орган управления подает в Росреестр заявление о регистрации СВ, квитанцию об уплате госпошлины, нормативный правовой акт об установлении ПС.

При регистрации в случае обращения с заявлением собственника служащего ЗУ запись о регистрации ЧС вносится в раздел III-3 ЕГРП как о обременении права.

Если с заявлением обращается сервитуарий, то запись вносится в раздел II-2 ЕГРП как о вещном праве. При регистрации ПС запись о СВ вносится в раздел обременений.

Если ЧС регистрируется лицом, не являющимся правообладателем, то правообладатель должен быть поставлен в известность о регистрации обременения ЗУ. Собственник ЗУ, на который установлен ПС, также должен получить соответствующее уведомление в течение 5 дней.

Причины, по которым нельзя установить СВ

Приведенный в законах перечень оснований для установления сервитутов не охватывает всех возможных случаев.

В процессе разбирательства суд не должен решать вопрос о сервитуте таким образом, чтобы собственник служащего участка был фактически лишен прав на свой участок (Определение КС №510-О-О от 22.03.12).

При судебном разбирательстве суды могут отказать в наличии основания для сервитута также в случаях:

  • если истец не предоставил суду доказательств того, что он сможет нормально эксплуатировать свой ЗУ только при предоставлении ему сервитута;
  • если установление СВ для ЗУ ухудшит санитарный режим и создаст угрозу санитарно-эпидемиологической защите населения;
  • если в результате установленного для строительства дороги СВ последует массовая вырубка деревьев и уничтожение плодородного слоя земли;
  • если установление СВ необходимо для создания проезда к самовольной постройке. Иногда возникает вопрос о наличии оснований установления СВ в случае, когда к господствующему участку можно проехать другим путем, который потребует больших материальных затрат.

В таком случае суд должен придерживаться мнения, что в связи с большим объемом работ и затрат альтернативная сервитуту возможность создания проезда к господствующему участку отсутствует (Постановление Президиума ВАС РФ №2509/10).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/osnovaniya-vozniknoveniya.html

Сервитут на земельный участок в 2021 году: документы, порядок оформления

Основания установления сервитута на земельный участок

Сервитут земельного участка — это один из распространенных юридических терминов. Он означает необходимость задействования одного надела земли при благоустройстве или использовании другого. Порядок его оформления, необходимые документы и виды сервитута детально рассматриваются в статье.

Определение и правовое регулирование

Под сервитутом понимается разрешение на временное и ограниченное дополнительными условиями использование земли, принадлежащей другому собственнику. Этот правовой институт регламентируется несколькими статьями части первой ГК РФ — начиная с 274 по 277. Второй базовый документ по рассматриваемому вопросу — ЗК РФ, прежде всего — статья 23 и главы с V.1 по V.7.

Сервитут носит характер обременения, но с запретом на передачу третьему лицу в качестве залога или обеспечения финансовых обязательств. Кроме того, не допускается его продажа, обмен или дарение.

Цели оформления сервитута

Необходимость получения сервитута на землю обычно связана с предоставлением доступа к участку отдельного физического или юридического лица. Он необходим для проведения самых различных работ и мероприятий, в перечень которых входят:

  • осуществление инженерных изысканий;
  • практическое использование водных и других ресурсов;
  • строительство специальных и инфраструктурных сооружений и объектов;
  • обеспечение доступа к расположенному по соседству другому наделу земли;
  • установка межевых и геодезических знаков;
  • устройство систем дренажа и канализации;
  • прогон и выпас сельскохозяйственных животных;
  • ведение охоты или ловли рыбы и т.д.

Инициатор сервитута

Основанием для введения сервитута становится решение суда, документальное соглашение между владельцем участка и третьими лицами, официально оформленные нормативно-правовые акта местных властей. Инициатором сервитутного права могут выступать следующие лица — как юридические, так и физические:

  • владелец или арендатор земли;
  • бессрочный пользователь участка;
  • лицо, получившее землю в качестве наследуемого владения.

Условия применения

Сервитут на землю ограничивает возможности владельца участка. Поэтому существует несколько условий, выполнение которых выступает обязательным требованием для наложения подобных ограничений. К ним относятся:

  • удовлетворить потребности другим способом не получается;
  • введение судебным порядком в случае невозможности урегулировать противоречия мировым досудебным соглашением;
  • запрет на лишение владельца права пользоваться принадлежащей ему землей;
  • разумный минимум ограничений, накладываемых на собственника;
  • сервитуарий (лицо, получившее временный доступ к участку) обязан поддерживать объект недвижимости в надлежащем состоянии.

В качестве дополнительного требования рассматривается необходимость платить за пользование чужим участком. Она вводится в рамках действующего законодательства о земле.

Виды сервитута на землю

Для классификации сервитута используется три параметра. Каждый из них следует рассмотреть более детально.

Характер владения

По этому признаку различают публичный и частный сервитут. В первом случае речь идет об общественных интересах или потребностях. Публичный сервитут делится на три разновидности — водный, лесной и городской. Основанием для его введения становится решение местных властей. С его помощью удается добиться решения следующих задач:

  • предоставление площадей для сенокоса, выгула и прогона скота, рыбалки;
  • использование водоемов и, прежде всего, прибрежной части;
  • проведение исследований на земле, например, археологических;
  • прокладка транспортных магистралей, пешеходных дорожек или других элементов благоустройства территории;
  • прокладка систем дренажа и канализации.

Частный сервитут предусматривает предоставление доступа к земле или прокладки различных коммуникаций. Речь идет о телефонных и кабельных линиях, трубопроводах отопления, водо- и электроснабжения.

Срок действия

По этому параметру различают срочные и бессрочные сервитуты. Первые действуют в течение определенного временного периода, согласованного участниками сделки. В некоторых случаях отдельного оговариваются условия пролонгации соглашения.

Бессрочный сервитут действует все время обладания землей. Типичным примером подобного обременения становится строительство и последующая эксплуатации дороги.

Стоимость

Действующая законодательная база предоставляет собственнику право получить оплату за использование принадлежащего ему земельного участка. При этом не имеет значения, кто выступает сервитуарием — частное лицо, компания или государство. По соглашению участников допускается заключение безвозмездной сделки.

Процедура оформления

Актуальный на сегодняшний день порядок оформления сервитута на землю предусматривает последовательную реализацию четырех этапов. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

  1. Претендент на использование земли обращается к собственнику с ходатайством о предоставлении доступа к участку.
  2. Если разногласия между сторонами по срокам и стоимости сервитута отсутствуют, заключается соглашение. Если договориться не удается, претендент обращается в суд — районный или городской. В этом случае от него потребуется доказать, что получение доступа к земле выступает объективной необходимостью.
  3. При положительном решении суда сервитут вводится в принудительном порядке. В подобной ситуации документы по сделке подаются в местный орган власти.
  4. На завершающей стадии обременение регистрируется в Росреестре, так как оно непосредственно касается объекта недвижимого имущества — земельного участка.

Необходимые документы

На каждом из этапов реализация мероприятия требуется подготовить определенный комплект документации. Оформление сервитута в местных органах власти предусматривает предоставление нескольких документов:

  • заявление о получении доступа к участку;
  • письменное уведомление владельца земли;
  • основание для введения сервитута — решение суда, мировое соглашение (для частного) или постановление местного органа власти (для публичного);
  • соглашение сторон или судебное решение о предоставлении доступа к земельному участку;
  • документы, удостоверяющие личность участников сделки — паспорт (для физлица и ИП) и учредительная документация (для юридического лица);

Чаще всего, основанием для применения сервитутного права становится соглашение сторон. Действующее законодательство предъявляет к документу несколько требований, в числе которых:

  • указание паспортных реквизитов и контактной информации об участниках;
  • цель оформления сервитута;
  • основание для его введения;
  • реквизиты в отношении земельного участка — кадастровый номер, площадь и другие подобные данные;
  • права каждого из участников сделки;
  • их обязанности;
  • срок действия соглашения;
  • стоимость оплаты за получение доступа к участку земли.

Заявление о введении сервитута составляется в произвольной форме. Главное — чтобы в нем присутствовали несколько обязательных данных:

  • предмет соглашения;
  • данные об участниках сделки;
  • сроки действия договора;
  • возмездный или безвозмездный характер (в первом случае обязательно указываются условия и величина оплаты);
  • другие важные моменты заключаемого соглашения.

На завершающей стадии осуществления сделки — государственной регистрации обременения в ЕГРН — требуется предоставить следующий комплект документов:

  • заявление о внесении изменений в федеральную базу данных объектов недвижимости;
  • паспорт или учредительные документы (соответственно, для физического или юридического лица);
  • кадастровая документация на участок (межевой план и т.д.);
  • правоустанавливающая документация на землю;
  • основанием для введения сервитута;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрационные действия со стороны Росреестра.

Физическому лицу необходимо заплатить 1,5 тыс. руб. Юридическое платит в 4 раза больше — 6 тыс. руб. Срок регистрации сделки — не более 10 рабочих дней или две календарные недели.

Особенности практического применения

На практике нередко происходит нарушение достигнутого сторонами соглашения. В подобной ситуации необходимо оформить акт о неисполнении условий сервитута, который заверяется правоохранительными или контролирующими органами. Дальнейшие действия по защите прав пострадавшей стороны предусматривают подачу искового заявления в суд.

В зависимости от результатов судебного разбирательства принимается одно из следующих решений:

  • расторжение соглашения, что означает запрет на доступ к земельному участку и, как следствие, невозможность дальнейшего выполнения работ;
  • наложение штрафных санкций в рамках заключенного сторонами договора;
  • возмещение нанесенного пострадавшей стороне ущерба — морального и материального.

Основанием для отмены сервитута выступает не только судебное решение, но и ряд других причин. В их числе:

  • окончание срока действия документа, подписанного сторонами;
  • соглашение участников сделки;
  • ликвидация причин для выдачи сервитута.

Введение и практическое использование сервитутного права требует досконального знания юридических нюансов законодательства. А потому следует доверять работу оформлению сервитута квалифицированным специалистам по решению земельных вопросов. Такой подход гарантирует оперативность реализации мероприятия при разумном уровне сопутствующих финансовых расходов.

Категория: Земельное правоДата: 29.12.2020 г.

Источник: https://omegagroup.lawyer/servitut-na-zemelnyj-uchastok-v-2020-godu-dokumenty-poryadok-oformleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.