Оформление сервитута

Содержание

Как оформить сервитут на земельный участок: особенности и способы

Оформление сервитута

Сервитут – вид ограничения на использование участка земли лицом или группой граждан для реализации определенных целей. Он дает право третьим лицам наравне с собственником пользоваться принадлежащим ему имуществом. Российское законодательство закрепляет, как оформить сервитут на земельный участок: особенности и способы.

Порядок и процесс установления частного сервитута

Установление сервитута обусловлено необходимостью проезда или прохода третьих лиц через расположенный рядом участок.

Чаще всего сервитут устанавливается путем составления соглашения между собственником и пользователем земли в письменной форме.

Составление документов производится по нормам третьего пункта статьи 247 Гражданского кодекса и статьи 52 Федерального закона, рассматривающего государственную регистрацию объектов недвижимости.

Помимо заключения соглашения, существует еще два варианта установление такого вида обременения:

  • предписанием, выданным уполномоченным органом местного самоуправления, по результатам городского слушания;
  • вынесением судебного решения. Этот способ применяется, если стороны не могут достигнуть согласия в добровольном порядке.

Перечень документов для оформления сервитута. Процесс регистрации ограничения

Для установления такого типа ограничения необходимо подготовить пакет документов. В перечень бумаг входят следующие:

  1. Паспорт гражданина.
  2. Заявление об установления сервитута.
  3. Документ, подтверждающий необходимость этой процедуры.
  4. Кадастровый план с отметкой о сервитуте.
  5. Документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины. Размер госпошлины за оформление ограничительного документа составляет полторы тысячи рублей для граждан и шесть тысяч рублей – для организаций.
  6. Доверенность на представителя (если гражданин подает заявление не самостоятельно).

Регистрация сервитута проводится по нормам статьи 23 ЗК РФ пошагово в три этапа:

  • посещение Кадастровой Палаты для подачи заявления на установление ограничение;
  • составление письменного соглашения;
  • получение выписки с отметкой об установлении сервитута.

документа об ограничении

В нем должны быть отражены:

  1. Дата и место составления документа.
  2. Персональные сведения о сторонах.
  3. Предмет соглашения, включающий информацию о местоположении спорного участка, причинах установления сервитута, его длительности, размера оплаты. Если использование участка является возмездным, в соглашении необходимо точно указать сумму оплаты (или размер ежемесячных платежей). Сумма, устанавливаемая соглашением, зависит от особенностей использования земли, выгоды для владельца участка и целей установления сервитута.
  4. Границы спорной территории, правила его эксплуатации.
  5. Взаимные права и обязанности сторон соглашения.
  6. Иные условия, касающиеся изменения собственника земельного участка.
  7. Дата вступления ограничительного документа в силу.
  8. Реквизиты и адреса сторон.                                                                                                                          Скачать договор сервитута

Период действия сервитута. Прекращение ограничений

Зачастую период действия сервитута не устанавливается, и соглашение носит бессрочный характер. Ограничения по времени устанавливаются в исключительных случаях. При этом, если в соглашении установлен срок его действия, права и обязанности сторон прекращаются по истечении указанного периода времени.

Законодательство допускает возможность устанавливать в качестве момента прекращения действия соглашения не конкретную дату, а наступление какого-либо события, из-за которого документ теряет силу (например, смена собственника земельного участка).

Соглашение может признано недействительным по одной из причин:

  • требование владельца земельного участка, обусловленное тем, что в установлении ограничения больше нет необходимости;
  • составление документа о прекращении действия соглашения по договоренности между сторонами;
  • истечение периода действия документа;
  • вступление в силу решения суда об отмене ограничения.

Независимо от того, по какой причине было расторгнуто соглашение, факт снятия ограничения также подлежит государственной регистрации в Кадастровой Палате

Установление сервитута публичного типа

Договор публичного типа в отношении установления сервитутам на участок земли имеет место в тех случаях, когда органами местного самоуправления издан нормативный правовой акт, закрепляющий данное ограничение. Заполнить заявление на публичный сервитут вправе граждане, юридические лица и представители властных органов.

Сервитуту публичного типа оформляется в следующих случаях:

  1. На земельном участке необходимо провести инженерные изыскания.
  2. Определенная территория предоставляется в бессрочное постоянное пользование, аренду, собственность.
  3. На участке земли необходимо провести ремонтные работы (прокладка коммуникаций, ремонт объектов общественного пользования).

Процесс регистрации публичного сервитута состоит из пяти этапов:

  • подача заявления на установление сервитута;
  • ожидание ответа от государственных органов власти, назначение общественного слушания;
  • участие в заседания общего собрания, принятие решения об установлении сервитута;
  • получение письменного распоряжения в отношении ограничения землепользования;
  • регистрация документа с другими бумагами в Кадастровой Палате.

Таким образом сервитут – разрешение на использование участка земли лицом или группой граждан для реализации определенных целей. Он дает право третьим лицам наравне с собственником пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/oformit-servitut-na-uchastok/

Список документов для установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: образец соглашения, документы для регистрации | Земельный эксперт

Оформление сервитута

Сервитут в отношении земель, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, устанавливается для того, чтобы обеспечить доступ к территориям или постройкам других лиц.

Также данный вид права предполагает осуществление доступа для предприятий, занимающихся обслуживанием коммуникационных узлов или прокладкой новых сетей. Иногда сервитут назначается для организации исследования недр.

Данная процедура предполагает заключение официального соглашения с указанием существенных условий и дальнейшую регистрацию в Росреестре.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

За основу соглашения берется стандартный бланк. Законом предусмотрена простая письменная форма, которая подписывается участниками отношений. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок].

В таком документе обязательно должна содержаться следующая информация:

  • сведения об участниках договора;
  • бумаги, подтверждающие право собственника (пользователя, арендатора) не территорию;
  • информация о самом участке — кадастровый номер участка или его, в отношении которых происходит установление сервитута;
  • указание целевого назначения земли;
  • период существования обременения;
  • размер платежа за эксплуатацию надела;
  • права владельца надела и обязанности заинтересованного в обременении лица.

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка, состоящего в распоряжении государства или муниципалитета, может быть заключено с временными пользователями земли при условии, что участок передан им более чем на 1 год. При этом требуется согласие собственника

Документы для регистрации соглашения об установлении сервитута на землю

Постановка на регистрационный учет является одним из обязательных требований к соглашению о назначении сервитута. Данное действие является финальным этапом оформления обременения. Для того чтобы осуществить регистрацию могут потребоваться следующие бумаги:

  • заявление на установление сервитута на земельный участок – подается собственником земли или заинтересованным лицом. В случае регистрации публичного сервитута – органом местного самоуправления;
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию обременения, для граждан – 1 500 рублей, а для организаций – 6 000 рублей;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя;
  • учредительные документы организации и доверенность на имя законного представителя, если интересы компании представляет не руководитель;
  • копия постановления об установлении сервитута на земельный участок;
  • при регистрации частного сервитута необходим договор на установление обременения или судебное решение, вступившее в силу;
  • технические бумаги на участок;
  • план участка, на которую будет наложено обременение, кроме случаев, когда речь идет обо всем участке.

Необходимые документы для установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

Некоторые документы являются обязательным приложением к соглашению об установлении сервитута. Таковыми являются:

  • схема участка, относительно которого назначается обременение с выделением конкретной части. В том случае, когда обременение накладывается на часть участка;
  • информация о постройках, расположенных на обремененной территории;
  • доверенность на право подписи у законного представителя собственника земли;
  • копии договоров аренды или безвозмездного пользования участком, если таковые обязательства имеют место.

Каждый из документов заверяется в официальном порядке и при необходимости подтверждается оригинальными экземплярами.

Заключение

В завершение сказанного можно сделать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен в отношении госсобственности и муниципальных владений.
  2. Такие правоотношения фиксируются в виде официального соглашения между участниками договоренности. Сторонами акта могут выступать и временные пользователи земельного участка.
  3. В документе указываются все существенные условия возникшего правоотношения, включая сведения об участках, права и обязанности сторон, плата за пользование.
  4. Обязательным условием заключения соглашения является его регистрация в Росреестре, если срок действия акта менее трех лет.
  5. Для осуществления процедуры регистрации, совместно с заявлением подается необходимый пакет документов.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/spisok-dokumentov-dlya-ustanovleniya-servituta-na-zemelnyj-uchastok-naxodyashhijsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/

Специфика установления публичного сервитута

Оформление сервитута

Публичный сервитут представляет собой тип обременения земельного надела. Основным нюансом является то, что решение о процедуре принимают на государственном уровне. Однако отчуждать землю в выгоду государства запрещено.

Терминология и аспекты публичной формы

Сервитут публичный — это передача иному лицу на добровольной основе ряд прав на землю, находящейся в распоряжении другого лица.

Публичный тип является разновидностью сервитута, налагаемого на ЗУ. Специфика такого вида ограничения заключается в принятии соответствующего решения органами власти на государственном уровне.

Соответственно, публичный вид обременения обладает комплексом свойств:

  1. Право субъективного характера.
  2. Метод ограничения.
  3. Оформление в двух видах – временное и без срока.

Помимо этого, такая форма обременения носит дополнительные показатели и регулируется рядом статей Гражданского и Земельного кодексов.

Отличия сервитута в публичной и частной форме

На основании Земельного кодекса России, в частности, статьи №23, ограничения подразделяются на два вида:

К частному сервитуту относится право собственника одного земельного участка требовать от владельца соседнего предоставить права обременительного характера в использовании другого надела. Сервитут в форме публичного проводится в рамках интереса общественности и власти на государственном уровне.

https://www.youtube.com/watch?v=Sfz-iNWi9Ag

Принципиальные отличия сервитутов представлены в таблице №1:

Публичный типЧастный тип
●        необходимость обустройства проезда, дороги или прохода сквозь конкретный ЗУ; ●        пользование надела; ●        строительство пастбища; ●        в качестве района для кошения силоса; ●        обустройство охотничьих или рыболовных угодий; ●        исследовательская деятельность;●        прочее●        возведение проезда либо прохода; ●        возведение элементов электроснабжения; ●        обустройство водопровода;●        и другие сферы

В частных случаях публичный тип обременения может восприниматься как общественный. Логично предположить, что такое мнение основано на том, что слушанья проводятся публично. Тем не менее эти ассоциации, с юридической точки зрения, некорректны. Установление такого типа обременения проводится в отношении ограниченного количества собственников.

Как правило, этот порядок применяется в садовых товариществах либо кооперативе. При этом является подвидом частного обременения, существенно отличающегося от публичной формы в области правового регулирования Законодательства Российской Федерации.

Общественный сервитут может возникать при заключении соглашения сторонами через регистрацию в Росреестре. При этом допускается требование денежного вознаграждения.

Сервитут публичного характера формируется на основании правового акта и идет в пользу городского населения либо другого пункта.

К таким относятся виды отчуждения правообладания совместно с участием квалифицированных специалистов и экспертов.

Во время слушаний допускается присутствие владельца и выступление в защиту личных интересов, касающихся имущества, в т. ч. другим лицам, заинтересованным в конкретном деле.

Перечень объектов, относящихся к публичным обременениям в пределах городов

Определенные типы пользования территорий с проживающим гражданским населением или занимаемой организациями для нужд общественности могут не облагаться ограничением. Перечень следующий:

  • инженерные объекты;
  • электроснабжение;
  • столбы для электропередачи;
  • подвод газа к наделам земли;
  • водопровод, проведенный к жилым сооружениям;
  • коммуникации канализации.

Такие элементы являются ограничениями для пользования земли. К примеру, под линиями электроснабжения не разрешено капстроительство, заниматься без специального разрешения выращиванием или вырубкой деревьев. Подземные коммуникации не позволяют проводить работы по несанкционированному углублению.

Таким образом, позволяется использовать собственный участок в полном объеме, но учитывать ряд запрещенных мер к конкретным типам работ. Но такие ограничения не считаются обременениями в публичной форме.

Основания для возникновения

Чтобы узаконить публичное ограничение в качестве использования гражданским населением, следует иметь основания:

  1. Соглашение, подписанное всеми сторонами – владельцем участка и иным лицом либо группой.
  2. Судебное решение, выписанное в ситуации когда обременение публичной формы неизбежно, а его установление очевидно, но хозяин ЗУ не уступает право на собственность.
  3. Наличие завещательного документа.

Когда будет оформляться договор, допускается, что одной из сторон выступает:

  • один гражданин либо группа лиц;
  • физическое лицо или организация;
  • государство либо местный административный орган.

Невзирая ни на что, соглашение должно оформляться в рамках действующего закона, оно должно составляться на бумаге и визироваться сторонами. Затем договор регистрируется, проводится межевание участка, чтобы в последующем не путаться с границами. Дополнительно проводится оценка имущества, включенная в обременение публичного вида.

Алгоритм установления публичного сервитута на участок земли

Последовательность установления публичной формы сервитута заключается в прохождении утвержденных законом этапов. В первую очередь подается заявление, составленное согласно требованиям. Затем инициируется процедура физ. лицом, а также организацией, муниципалитетом либо государством.

ГК России определяет сервитут как объект права с ограничением, наложенным на землю в срочном виде или без срока. При этом наложение такого вида обременения на участок не должно идти вразрез с интересами собственника.

Хозяин ЗУ имеет право обратиться в соответствующие органы с заявкой об отчуждении с причитающейся компенсацией.

Однако тогда, когда реализация ограничения влечет правонарушение, органы возмещают потери за дискомфорт либо выделяют аналогичный по ценности и объему иной земельный участок.

Осуществляться ограничение будет через написание заявления. В тексте следует указать:

  1. Название участка (объекта).
  2. Фактическое расположение.
  3. Цель, на основании которой будет устанавливаться сервитут.
  4. Информация о сторонах процедуры.

Перед обращением в администрацию заявитель обязан предоставить собственнику предложение о предстоящем соглашении. При его составлении документ прикладывается к заявлению. При отсутствии административный орган оповещается в письменном формате.

Если инициатором выступает орган государственного самоуправления, то обращение происходит также в административное подразделение. В ситуации, когда заявитель иной субъект, прошение подается в местный орган по землеустройству. Обусловлено это тем, что обременение – это ограничение надела земли и прав владельца, поэтому составляется нормативно-правовой акт.

Далее порядок установления публичного сервитута проходит следующие этапы.

Публикация решения

После подачи заявления на рассмотрение отводится определенный период, зависящий от субъекта и региона проведения процедуры. Каждый район составляет собственные акты, подверженные требованиями и правилами прохождения процедуры. Исключением являются пункты с федеральным назначением.

На основании этого заявление рассматривается в рамках заседания, результатом которого является решение. Примечательно, что законодатель не установил регламент таких собраний. Ввиду этого они приравнены к гражданской форме заседаний.

Проведенное слушание протоколируется с указанием повестки дня, вынесенным решением и количеством участников. При этом в земельном праве не прописано обязательное собрание.

Однако на таких заседаниях согласование проводится легче и страхует от возникновения конфликтных ситуаций.

Установление формы публичного обременения подкрепляется договором или нормативным актом с указанием сведений об имуществе:

  • номер из кадастрового паспорта;
  • адрес расположения;
  • площадь и т. п.

В действие обременение вступает после государственной регистрации, которая обуславливает сбор такой документации, как:

  1. Заявка на госрегистрацию ограничения.
  2. Чек об оплате пошлины.
  3. Нормативный акт либо соглашение.
  4. Документы от заявителя, удостоверяющие личность.
  5. План участка.

Процедура межевания

В силу того, что обременение публичного вида является типом ограничения, оно прописывается в кадастровом плане. Для отражения полученной информации проводится процедура межевания территории. Иными словами, фиксируется территория, находящаяся под сервитутом.

Если земля уже получила регистрацию и числится на учете, то выжидают получение нормативного акта от органов о наложении обременения. Лишь затем проводится процедура межевания. При отсутствии регистрации надела проводятся двойные мероприятия – межевание при регистрации ЗУ, а затем та же процедура, но уже в рамках установленного ограничения.

Провести эти работы одновременно теоретически возможно, т. к. проект не будет носить статус основного или правообразующего. Обусловлено это тем, что он создается на основании требований либо устанавливается уже на имеющийся участок.

Однако здесь в плане межевания земли должны отражаться публично-правовые формы сервитута, т. е. документация. С другой стороны, градостроительное право не накладывает запрет на одновременную процедуру.

Но юристы рекомендуют не усложнять процесс, а провести работы поэтапно.

Заключение договора

Процесс по фиксированию публичного обременения на надел завершается заключением договорных отношений в письменном формате. Так, договор составляется согласно действующим нормам и в обязательном формате отражает такие пункты, как:

  1. Предмет наложения обременения. Иными словами, какая собственность подлежит сервитуту публичного типа.
  2. Список лиц, выступающих по обе стороны соглашения, т. е. заявитель сервитута и тот, в правах собственности которого находится недвижимость.
  3. Точные и подробные характеристики земельного надела – границы участка, план расположения, адрес нахождения, общая площадь, расположенные объекты, в т. ч. растительные насаждения. А также цена объекта и сведения из кадастрового паспорта.
  4. Предназначение земли целевого характера, а также условия использования участка с указанием вида ограничения и времени.
  5. Указание на период установления обременения – срочное (до какого времени) или бессрочное.
  6. При наличии условий по преждевременному расторжению договора они обязательно прописываются в документе.

После того как документ составлен и подписан сторонами, договор визируется у нотариуса и проходит обязательную государственную регистрацию в Росреестре. Эти этапы регламентированы действующим Законодательством России. В иной ситуации последствия для сторон будут означать незаконность проведения сделки.

Особое значение отдается кадастрового плану земельного участка, т. к. при его утрате или порчи, следует восстановить в кратчайшие сроки.

Стоимость обременения на земельный участок в публичной форме

На основании того, что сервитут этой формы является отчуждением на участок земли, у владельца есть право установки стоимости за такую процедуру. Основанием служат предположительные финансовые потери или введение обременения.

Этот пункт юристы рекомендуют прописать в соглашении и тщательно рассмотреть, т. к. на первый взгляд, может казаться, что убытки не возникнут. На практике часто ситуация иная.

Ввиду этого, владелец надела может оформить договор и включить в цену охранные мероприятия, поддержку земли в соответствующем виде.

Это актуально, если обременение расположено в городской черте, и цель его отчуждения – возведение автомобильной дороги для проезда общественного транспорта.

В том случае, если после утверждения ограничения выявлено, что указанная стоимость не соответствует реальным затратам, допускается ссылка на Земельный кодекс России. Положения позволяют вносить изменения в соглашения и оформлять дополнения.

Вескими аргументами для формирования дополнительного приложения к договору выступают:

  1. Изменение деятельности в отношении землепользования и природопользования.
  2. Права собственника ограничились или расширились.
  3. Внесены изменения в законодательную базу, если одной из сторон выступает государственный орган.
  4. Обе стороны пришли к мнению о пересмотре договора и внесения коррекции.
  5. Наличие решения судебных органов исполнительной власти.

Как регулируются публичные обременения

Частная форма сервитутов регламентируется ГК РФ, в частности, статьей 274. Публичный вид обременения регулируется ЗК Российской Федерации ст. №23, включающей терминологию ограничения, типы и формы обременения, устанавливаемые в отношении надела, а также особенности процедуры.

Специфика публичного типа заключается в определении общественного интереса, а не отдельного владельца земли, соседствующего с облагаемым сервитутом надела. Понятие введено в ЗК России, а именно ст.№23, действующей с 30 октября 01 года.

Сервитут публичного вида в обязательном порядке регистрируется на государственном уровне в ЕГРН на основании ФЗ №218 (статья №52) и ЗК России (статья №23 пункт 9).

В соответствии с этой статьёй сервитут публичного типа на ЗУ утверждается согласно действующим российским законам либо другими нормативными актами, выданными государством или муниципалитетом. Это возможно, если необходимость отчуждения будет возникать для обеспечения государственных, административных интересов, а также населения.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/publichnyi-servitut.html

Порядок оформления сервитута земельного участка – установление соглашения и документы

Оформление сервитута

Уважение к чужой собственности очень важно, однако, могут иметь место ситуации, когда есть необходимость достичь договорённостей по её частичному использованию посторонними лицами.

Если, например, на вашей территории находится единственный в этой местности источник питьевой воды, то как правильно поступить соседям? Привозить издалека? На практике, в таких случаях принято договариваться.

Хозяин этого участка земли разрешает заходить за водой, а соседи стараются поменьше его беспокоить. Это выглядит как достаточно разумное решение. Однако, при этом, фактически, несколько ограничивается право собственности владельца этого участка земли.

Рассмотрим ещё одну ситуацию. Предположим, стену дома, проходящую по самому краю участка, нужно отремонтировать. Хотя сама она находится внутри его, но, в процессе ремонта, придётся, возможно, воспользоваться и чужой землёй.

Это может понадобиться для подвоза стройматериалов или для расположения строительной техники. В этой ситуации разумным выходом может быть разрешение соседа на временной основе воспользоваться небольшой частью его территории.

В перечисленных ситуациях возникли ситуации, когда необходимо воспользоваться сервитутом. Конечно, иногда можно просто попросить соседа, но это может быть сделано далеко не всегда. Это юридическое понятие позволяет урегулировать подобные ситуации.

Основные понятия

Когда подписывается такой договор, говорят об обременении земельного участка. При этом владелец собственности получает определённые ограничения при владении своей собственностью. Некоторая часть этого права передаётся другому лицу в соответствии с подписанным договором.

Различают частный и публичный сервитут. В первом случае соглашение подписывается с одним или несколькими частными лицами в их интересах. Во втором случае имеет место совсем другая ситуация. Здесь речь идёт о распоряжении государственной или муниципальной власти. Этому в обязательном порядке должны предшествовать публичные слушания.

Различие между двумя указанными вариантами проходит также и в вопросе оплаты. При заключении договора с частными лицами, вопрос оплаты регулируется на основе имеющихся договорённостей. Если рассматривается публичный, то цена может быть зафиксирована в самом нормативном акте, а при некоторых условиях он может быть полностью бесплатным.

Разумеется, лица, интересы которых затрагиваются в данном случае имеют право обращаться в суд с целью урегулирования спорных вопросов.

Объектом при этом является земельный участок, по отношению к которому заключается договор. Обычно речь идёт о следующих ситуациях:

  1. В некоторых случаях речь может идти о доступе к воде. Здесь может иметься в виду пруд, колодец или река. Если данный участок перекрывает доступ к воде, то это может быть стимулом для заключения договора сервитута.
  2. Если в непосредственной близости от рассматриваемого участка располагается важный объект государственного значения. В некоторых случаях наличие сервитута может стать необходимым.
  3. Ещё один важный вид таких договоров связан с устройством различного рода линейных объектов. Здесь речь может идти о дорогах, нефтепроводах, линиях электропередач или других таких объектах. Вместо того, чтобы прокладывать их в обход частных земельных участков при помощи договора сервитута можно обеспечить их прокладку напрямую. Кроме той земли, где их монтируют, обычно законодательство предусматривает использование определённой полосы вдоль этих сооружений.

Субъектом сервитута является юридическое или физическое лицо, которое стремится получить определённые права по отношению к той земле, где он не является владельцем.

Классификация сервитутов по времени пользования

Соглашения могут быть заключены таким образом, чтобы их действие происходило в течение ограниченного отрезка времени. В некоторых случаях сервитут может не ограничиваться по времени использования.

Срочный

Как видно из названия, эта разновидность сервитута действует в течение заранее оговорённого срока. После его окончания право собственности владельца восстанавливается в полном объёме. Это может происходить в тех случаях, когда причина для этого является временной.

Приведём один из возможных примеров. Например, в непосредственной близости от участка сплошной застройки индивидуальным жильём, происходит крупная государственная стройка. Конечно, в такой ситуации важно, чтобы были обеспечены пути подвоза стройматериалов.

Для этого потребуется сервитут, который обеспечит возможность прямого проезда через рассматриваемые участки.

После завершения строительства уже будут оборудованы современные транспортные пути, которые идут в обход.

В данных условиях сервитут становится ненужным и может быть прекращён.

Постоянный

Эта разновидность предусматривает, что отсутствует срок окончания действия соответствующего соглашения. Это может иметь место, например, в тех случаях, когда сервитут связан с прокладкой линии электропередач. Если потребность в ней продолжает быть актуальной неопределённо долгое время, то и сервитут не будет прекращён, пока такая необходимость будет иметь место.

Виды сервитутов

Потребности, связанные с необходимостью использования чужого участка земли могут исходить от различных субъектов сервитута.

Частный сервитут

Такая разновидность соответствует таким ситуациям, когда инициатор договора является физическим или юридическим лицом. Этот вид сервитута имеет свои важные особенности. Прежде всего он не обязан быть бесплатным. Хозяин участка может брать плату за его предоставление.

Единственное ограничение состоит в том, что плата должна быть соразмерна ситуации. Другие особенности таковы, что его заключение не носит обязательного характера и происходит на добровольной взаимовыгодной основе.

Публичный сервитут

В этом случае он является следствием издания нормативного акта от государственной или муниципальной власти. Это не должно делаться волевым порядком, а может быть сделано лишь после проведения общественных слушаний по данному вопросу.

В процессе принятия решения также рассматриваются и некоторые другие факторы. Конечно, обязательно учитывается, насколько сервитут нужен для государства. Но также рассматривается и то, насколько проводимые ограничения нанесут ущерб при возможном использовании данного участка в разрешённых для этого целях.

Вопрос об оплате может быть решён по-разному. В некоторых случаях государство может решить, что владельцу компенсации не полагается, в других — определённая цена может быть назначена. Это может быть отражено в самом нормативном акте и не подлежать какому-либо обсуждению с владельцем данного участка.

Причины возникновения сервитута

При исполнении договора, видно, что ограничениям подвергается собственник земли. Другая сторона при этом получает определённые преимущества. В некоторых случаях сервитут может устанавливаться вообще бесплатно.

Остаётся вопрос о том, что мотивирует владельца заключить такое соглашение:

  1. Рассматривая различные причины, прежде всего заметим, что если сервитут необходим, но его отказались предоставить, его субъект имеет право обратиться в суд. Если будет получено положительное решение суда, это будет являться причиной заключения такого договора.
  2. Веской причиной может быть существенная необходимость для постороннего лица воспользоваться территорией данного собственника. Если это понимают обе стороны соглашения, то это также является веской причиной для подписания документа.
  3. Иногда может иметь место бесконтрольное использование участка. То есть фактически речь идёт о каком-то аналоге сервитута, но имеющем стихийный характер. В этом случае хозяин может быть заинтересован в упорядочении этих действий. При заключении договора такие поступки можно будет гораздо лучше контролировать, чем до этого.
  4. Возможна ситуация, когда земля, предоставленная для этой цели, до этого практически не использовалась. Поэтому предоставить её во временное пользование за определённое вознаграждение будет выгодно.
  5. Конечно, отдельным аргументом может быть предоставляемая оплата. В определённых условиях это будет веским аргументом для подписания соглашения.

Условия возникновения права на сервитут земельного участка

Для того, чтобы прибегнуть к данному виду соглашения, нужно также выполнение определённых объективных условий.

Без их наличия говорить о таком соглашении нет смысла:

  1. Одной из наиболее частых причин для подписания документа является важность получения права прохода по чужой территории к месту, которое является жизненно важным. Тут речь может идти и о пешеходной тропинке, и о дороге. Проход может потребоваться для доступа к воде, к местам отдыха, к общественно значимым местам, для подвоза строительных материалов к месту стройки или для других аналогичных целей.
  2. Другое важное возможное условие для предоставления такого права — это наличие разного рода линейных объектов, проходящих через рассматриваемый участок. Одним из вариантов может быть нефтепровод, проходящий через этот участок или в его непосредственной близости. Кроме этого, нужно учесть, что законом предусмотрены полосы земли по обе стороны от него для обеспечения его полноценной работы. Также потребуется предоставление доступа для проведения техобслуживания и ремонтных работ. Аналогичная ситуация будет при прокладке автомобильной дороги или железнодорожного пути.
  3. Если потребуется провести работы по инициативе государственной или муниципальной власти на территории, которая уже имеет своего владельца, потребуется подписать соответствующий договор.
  4. Также соглашение будет необходимым в том случае, когда на территории находятся геодезические знаки. Это необходимо для получения доступа к ним для проведения соответствующих работ.

Порядок оформления

Договор заключается в письменной форме. При этом есть важное обязательное условие. Он должен быть зарегистрирован в Едином Госреестре недвижимости. Когда речь идёт о заключении договора о публичном сервитуте, то такая регистрация также носит обязательный характер. В этом случае перед принятием решения в обязательном порядке должны пройти публичные слушания по рассматриваемому вопросу.

Чаще всего договор заключается на определённый срок. Для этого при подготовке документа нужно оценить объём предполагаемых работ и сроки, которые необходимы для их выполнения.

Случаи прекращения действия сервитута

При подписании соглашения стороны должны обдумать срок действия договора. Однако, не исключена ситуация, когда жизнь внесёт свои коррективы. Может оказаться, что договор ещё не закончился, но объективная необходимость в предоставлении сервитута уже отсутствует. В этой ситуации можно прекратить действие подписанного соглашения досрочно при взаимном согласии сторон.

Если речь идёт о платном предоставлении, то прекращение действия документа не только восстановит право собственности владельца, но и сэкономит субъекту некоторую часть финансовых средств.

По требованию собственника земельного участка

Одним из оснований расторжения является отсутствие возможности использовать участок земли в соответствии с разрешёнными видами использования. Расторжение возможно по взаимному согласию сторон или в результате судебного рассмотрения.

Не используется по целевому назначению

В некоторых случаях возникает ситуация, когда объективная причина, которая была обоснованием необходимости сервитута, исчерпала себя.

Приведём примеры:

  1. Предположим, через участок на данных условиях проходит дорога. В том случае, когда построена другая дорога, необходимость в данном договоре исчерпывается.
  2. Если нужен был проход к колодцу, но был построен собственный. После этого сервитут теряет своё обоснование.

В этом случае договор может прекратить своё действие на таком основании. Это возможно сделать, обратившись в суд, а можно разорвать договор на основе добровольного согласия сторон.

Срок действия и стоимость

Такое соглашение бывает срочным, а может иметь бессрочный характер. В последнем случае законодательство рассматривает его таким образом, будто оно заключено на срок в 49 лет.

При срочном характере, после исчерпания её срока договор расторгается автоматически. В том случае, когда речь идёт об относительно незначительном объёме работ и сроке, иногда просто заключают договор на выполнение работ.

Если речь идёт о частном варианте, оплата осуществляется в соответствии с договоренностью между сторонами. Закон вводит требования её соразмерности. Если речь идёт о публичном, он бывает бесплатным или платным, причём государство, как правило, в одностороннем порядке назначает цену.

Источник: https://homeurist.com/nedvizhimost/zemlya/servitut-zemelnogo-uchastka.html

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика, оформление, государственная регистрация, порядок

Оформление сервитута

С вопросом определения обременения земельного участка сервитутом связано множество трудностей.

Среди основных проблем оформления разных видов сервитутов является наличие различных норм права, регулирующих данные правоотношения.

Поэтому обременение на земельный участок оформляется в зависимости от оснований его установления. Рассмотрим более подробно, как устанавливается отдельный вид права ограниченного пользования.

Как установить сервитут на земельный участок

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением.

Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения. Соглашение заключается в письменном виде, которое также подлежит госрегистрации. К такому договору необходимо приложить план участка с обозначением пределов обременения.

Если объект недвижимости с обременением отчуждается, то сервитут продолжает существовать.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Документы для регистрации

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

Перечень документов:

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Следующее видео расскажет вам более подробно об установлении сервитута на земельный участок, например, с многоквартирным домом или другими строениями на нем:

Порядок

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Письмо об установлении обременения

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Вы можете посмотреть образец Письма ниже, а также скачать его.

Образец письма об установлении сервитута

Образец письма об установлении сервитута — 1Образец письма об установлении сервитута — 2Образец письма об установлении сервитута — 3

Госпошлина и плата

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 1500 рублей, а для юрлиц – 6000 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

Срок установления

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Административный регламент

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Судебный порядок

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения.

При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц.

Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

О спорах, которые чаще всего возникают в сфере установления сервитута расскажет юрист из следующего видео:

Судебная практика

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк».

В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой.

Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта».

Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта».

В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/poryadok-ustanovleniya-i-registratsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.