Обжалование решения о приостановлении кадастрового учета

Как обжаловать решение о приостановке учётно-регистрационных действий?

Обжалование решения о приостановлении кадастрового учета

Экспертам «Владей Легко» периодически приходится консультировать граждан по блоку вопросов, связанных с приостановлением осуществления учётно-регистрационных действий, в частности, как может быть подана жалоба в апелляционную комиссию Росреестра.

Поэтому им, как никому другому, хорошо известно, что идеальный вариант, когда оплатив государственную пошлину и сдав необходимые документы, заявитель в установленный срок получает их назад с отметкой о регистрации, встречается далеко не всегда.

Регулярно встречается и другой вариант развития событий, когда в процессе правой экспертизы, государственный регистратор выявляет причины, препятствующие проведению учётно-регистрационных действий, и принимает решение об их приостановлении  на определенный срок.

О том, как поступить в этой ситуации, читайте в нашем материале.

Если Вы, ознакомившись с причинами приостановления, согласитесь с ними как с законными и обоснованными, то просто сделайте всё от Вас зависящее, чтобы их устранить. После устранения указанных регистратором причин учётно-регистрационная процедура будет возобновлена.

Если же Вы уверены, что обозначенные причины приостановления противоречат требованиям действующего законодательства и тем самым нарушают Ваши прав и законные интересы, воспользуйтесь своим правом обжаловать такое решение в судебном порядке ( ст. 46 Конституции РФ).

Однако помните, что обжалование решения о приостановлении учётно-регистрационных действий  в суде возможно только с соблюдением требования об обязательности внесудебного порядка обжалования. То есть  обжаловать в суде решение государственного регистратора о приостановке  возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Итак, давайте разберемся вместе, что собой представляет  апелляционная комиссия по обжалованию решений о приостановлении,  как она работает, в каких случаях без нее не обойтись, если возникла необходимость отстоять свои права и какой существует порядок обращения в данный коллегиальный орган.

Апелляционная комиссия при Росреестре, точнее апелляционные комиссии при каждом территориальном Управлении Росреестра, были созданы в 2017 для рассмотрения заявлений об обжаловании решений, принятых в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (межевой план, технический план или акт обследования). На практике это значит, что если регистратор приостановил госрегистрацию прав или одновременную процедуру кадастрового учёта и регистрации прав, но по основаниям, не связанным с учётом, то обращаться в этом случае в апелляционную комиссию не нужно.

Если в Вашем случае апелляционная комиссия является необходимой инстанцией, читайте нашу статью дальше, чтобы не оказалось так, что Ваше заявление оказалось не принятым к рассмотрению по формальным основаниям. Это важно, поскольку повторная подача заявления об обжаловании одного и того же решения не допускается!

Поэтому разбираемся в требованиях к заявлению (установлены Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2016 № 193 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы»).

Во-первых, заявление в апелляционную комиссию Росреестра подаётся только в то территориальное Управление, которое приняло решение о приостановлении, и адресуется Председателю апелляционной комиссии по обжалованию решений.

Во-вторых, такое заявление надо успеть подать в течение 30 дней с даты принятия такого решения.

В-третьих, в заявлении обязательно нужно указать следующую информацию:

  • сведения о заявителе (ФИО, почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты – для физических лиц; полное наименование юридического лица, почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты – для юридических лиц); Адрес электронной почты является обязательным реквизитом, поскольку общение между заявителем и апелляционной комиссией предусмотрено именно посредством электронной почты.
  • сведения о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, технический план или акт обследования, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении (ФИО и страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации);
  • дата и номер заявления, представленного в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого принято решение о приостановлении;
  • дата и номер решения о приостановлении;
  • обоснование в произвольной форме несоответствия решения о приостановлении нормам Закона о регистрации.

Подать в Росреестр заявление и документы можно лично либо через доверенное лицо:

  • в МФЦ,
  • посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении,
  • в электронном виде: через Единый портал государственных услуг или сайт Росреестра (в этом случае заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. А что это, читайте здесь).

Если с заявлением обращаетесь не Вы лично, а Ваш представитель, то он имеет право действовать на основании нотариальной доверенности.

В качестве расписки в приёме документов комиссией Вы получите копию заявления с датой его регистрации  – получите в той же форме, в какой было подано заявление.

В течение 30 дней комиссия должна будет вынести решение по Вашему заявлению.

О дате и времени, когда будет заседать Апелляционная комиссия, которая рассмотрит приостановление кадастрового учета по Вашему объекту, Вас уведомят по указанному Вами адресу электронной почты.

Вы или Ваш представитель можете (но не обязаны!) присутствовать на заседании.

По Вашему заявлению апелляционная комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  1. Об отказе в принятии к рассмотрению заявления (если заявление представлено с нарушением установленных требований к форме и содержанию).

    Рекомендация! Чтобы гарантированно избежать отказа в принятии к рассмотрению Вашего заявления, закажите предварительно персональную консультацию у экспертов «Владей Легко».

  2. Об отклонении заявления (если решение о приостановлении признано обоснованным и соответствующим требованиям законодательства).
  3. Об удовлетворении заявления (если решение о приостановлении признано необоснованным и несоответствующим требованиям законодательства).

О принятом решении апелляционная комиссия проинформирует Вас в течение одного рабочего по указанному в заявлении адресу электронной почты, направив решение в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя апелляционной комиссии или его заместителя.

В заключение отметим, что апелляционная комиссия состоит из представителей кадастровых инженеров и Росреестра.

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/kak-obzhalovat-reshenie-o-priostanovke-uchyetno-registratsionnykh-deystviy/

Статья 26.1. Обжалование решения о приостановлении | ГАРАНТ

Обжалование решения о приостановлении кадастрового учета

Статья 26.1. Обжалование решения о приостановлении

1.

Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее – решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее – орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее – апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

2. Для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении.

Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в письменной форме при личном обращении, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее – орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

3. Апелляционная комиссия формируется органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации. В состав апелляционной комиссии включаются по три представителя соответственно от органа регистрации прав и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее – национальное объединение), которые подлежат ротации один раз в два года.

Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Председатель апелляционной комиссии и его заместитель должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.

4. Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.

5. При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения, установленных статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

6.

При необходимости апелляционная комиссия запрашивает в органах государственной власти, в том числе в органе регистрации прав, а также в органах местного самоуправления, организациях и у физических лиц (кадастровых инженеров) необходимые для принятия решения по результатам рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении документы, материалы и информацию. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров, членом которой является выполнивший кадастровые работы кадастровый инженер, по запросу апелляционной комиссии бесплатно в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса обеспечивает проведение экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовку по ее результатам заключения. В рамках экспертизы проводится проверка на предмет наличия допущенных кадастровым инженером в документах, подготовленных таким кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ, ошибок либо их отсутствия, а также на предмет наличия допущенных кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ нарушений требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений либо отсутствия таких нарушений. Заключение, подготовленное по результатам проведения указанной экспертизы, должно содержать подробное описание проведенной проверки и включать обоснованные выводы в отношении предмета проведения экспертизы, в том числе ссылки на соответствующие положения настоящего Федерального закона, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

7.

Апелляционная комиссия уведомляет заинтересованных лиц о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении, времени и месте его рассмотрения по адресам их электронной почты в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, предусмотренными пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (при наличии таких сведений), в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке формирования и работы апелляционной комиссии. Указанные заинтересованные лица вправе присутствовать на соответствующем заседании апелляционной комиссии.

8.

Положение о проведении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовке по ее результатам заключения утверждается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

9.

В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией обоснованным (соответствующим основаниям, предусмотренным статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, в том числе не отраженным в решении о приостановлении), ею принимается решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

10.

В решении об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого решения, с обязательной ссылкой на соответствующие положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений. Апелляционная комиссия, принявшая решение об отклонении указанного заявления, в течение одного рабочего дня со дня его принятия информирует лицо, представившее заявление об обжаловании решения о приостановлении, о принятом решении.

11.

В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”) и отсутствуют иные основания, указанные в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (не отраженные в решении о приостановлении), для принятия решения о приостановлении, апелляционной комиссией принимается решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. Решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении является основанием для осуществления кадастрового учета в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”. Течение срока, установленного частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, начинается со дня поступления в орган регистрации прав решения об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. При этом часть срока, истекшая до принятия органом регистрации прав решения о приостановлении, не засчитывается в новый срок.

12.

В решении об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого решения, с обязательной ссылкой на соответствующие положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений. Апелляционная комиссия, принявшая решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении, направляет это решение в течение одного рабочего дня со дня его принятия в орган регистрации прав, принявший решение о приостановлении, а также информирует лицо, представившее заявление об обжаловании решения о приостановлении, о принятом решении. Данное решение направляется в указанный орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя или заместителя председателя соответствующей апелляционной комиссии.

13.

Решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении или решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении должно быть принято апелляционной комиссией в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления об обжаловании решения о приостановлении в апелляционную комиссию. Резолютивная часть решения апелляционной комиссии объявляется на ее заседании в день принятия апелляционной комиссией соответствующего решения.

Источник: https://base.garant.ru/12154874/45947fe4a852853cbb5eef02ea31f56b/

Оспаривание процедуры кадастрового учета: ГПК vs КАС

Обжалование решения о приостановлении кадастрового учета

Вернемся к проблемам процессуального права. В этой заметке я хочу затронуть вопрос, который уже длительное время на дает покоя многим. Споры о границах земельных участков, споры об оспаривании кадастрового учета все еще не могут найти себе места в одной конкретной форме судопроизводства.

Всё дело в том, что часто в этих спорах присутствует административный элемент. Выбор формы судопроизводства по таким делам все еще не является однозначным. Кстати, дело со схожими обстоятельствами ранее уже было описано на сайте zakon: https://zakon.

ru/discussion/2018/08/21/pereschyot_granic_uchastka_prosyat_priznat_nezakonnym__vs_reshit_v_kakom_poryadke_osporit_kadastrovu. 

Фабула дела.

Гражданин П. приобрел земельный участок (№1), право собственности зарегистрировано. Позже он выяснил, что границы его земельного участка пересекаются с земельным участком №2. Гражданин П. обращался во всевозможные органы, чтобы ему помогли разобраться с данной проблемой. В результате долгих хождений по различным органам и организациям гражданин П. выяснил следующее.

Земельный участок №1 ранее имел площадь 10 соток. Он был выделен предыдущему собственнику в 1992 году. Позднее предыдущий собственник приобрел дополнительные 4 сотки, земельный участок получил площадь 14 соток. Всё бы хорошо, да вот только эти самые 4 сотки еще раньше были получены в собственность гражданином К. – собственником земельного участка №2. Так и получилось наложение границ.

Но на этом дело на закончилось. Земельный участок №1 был поставлен на кадастровый учет в Ленинградской области, а земельный участок №2 в Санкт-Петербурге. Кроме того, в границах первоначального кусочка земельного участка №1 (т.е. в границах 10 соток) был образован еще один земельный участок (№3), принадлежит городу.

Только вот земельный участок №3 был поставлен на кадастровый учет в городе Санкт-Петербурге.

В данной ситуации был подан административный иск о признании процедуры кадастрового учета земельного участка №3 незаконной, снятии земельного участка с кадастрового учета.

Основание: в ходе процедуры кадастрового учета государственными органами не были направлены соответствующие запросы, ответы на которые позволили бы государственным органам получить сведения о том, что земельный участок №1 уже выделен гражданину, является частной собственностью.

Дело шло долго и мучительно, была назначена экспертиза, заключение эксперта подтверждало, что государственные органы допустили процедурные ошибки. 

Суд прекратил производство по делу, так как требования административного истца надлежало рассматривать в порядке гражданского судопроизводства. Апелляция согласилась с судом первой инстанции. Мы обратились в Президиум Санкт-Петербургского городского суда. Кассация отменила акты нижестоящих инстанций. 

Первая проблема.

Сама процедура кадастрового учета должна оспариваться в рамках административного судопроизводства? У меня не возникает сомнения, что процедуру кадастрового учета мы должны оспаривать только в рамках административного процесса (в научной среде также есть сторонники этой позиции). Ниже я буду приводить ссылки на ППВС 10/22, а конкретно на п.56, где есть ответ на этот вопрос. Более того, Верховный суд РФ указал в одном из обзоров практики, что отношения в сфере кадастрового учета носят публичный характер. 

Вторая проблема.

Можно ли в административном судопроизводстве заявлять требования, которые являются смежными со спором о праве? Выше описано, что помимо требования о признании процедуры кадастрового учета незаконной, было заявлено требование о снятии земельного участка с кадастрового учета.

Вполне можно усомниться, что это верный подход. Тем не менее, существуют разные позиции. Так, в теории есть мнения, что администратиdный иск может содержать только требование, которое находится в рамках публичных правоотношений.

Но есть и другое мнение: в административном судопроизводстве могут затрагиваться вопросы, соприкосновенные со спором о праве.

Итак, что делать с требованиями, которые сопутствуют основному требованию? В рамках данного дела судом кассационной инстанции было установлено, что все требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ (Санкт-Петербургский городской суд, дело № 4Га-307/2019 – (4Га-6396/2018)). 

?! Требование о признании процедуры кадастрового учета незаконной охватывает требование о снятии земельного участка с кадастрового учета?

!!! Вопрос, как мне кажется, следует поставить иначе. Если требования о снятии земельного участка с кадастрового учета не будет вовсе, будет ли решение о признании процедуры незаконной основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета?

Смотрим Постановление 10/22 (пункт 56). 

Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.

Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части.

Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.

Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.

1) только в том случае, когда указано в резолютивной части; 2) только в том случае, если не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц; 3) нет спора о праве.

Стоит предположить, что снятие земельного участка с кадастрового учета все-таки “немножко” затронет права других лиц. А что если они привлечены в процесс в качестве ответчиков, третьих лиц, т.е. имеют возможность приводить свои доводы, отстаивать свою позицию? Все равно следует сказать, что нельзя описать в резолютивной части  –  “…снять с кадастрового учета…” ? 

Я упомянул, что мне встретилась заметка по похожему делу. Приведу выдержку из позиции ВС РФ по тому спору (ссылка на судебный акт):

“Между тем рассматриваемое требование по делу направлено на признание неправомерного и безосновательного внесения изменений в ГКН кадастровой палатой.”

“Из вышеизложенного следует, что поскольку заявленное по делу требование о признании незаконными оспариваемых обществом действий кадастровой палаты является самостоятельным способом защиты нарушенных прав, имея свой предмет и основания, а также учитывая характер спорных правоотношений, цель обращения общества в суд за защитой своего нарушенного права, это требование подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями главы 24 Кодекса и с принятием решения, предусмотренного статьей 201 этого же Кодекса”.

Здесь было только одно требование и вывод Верховного суда однозначен. В нашем деле я также ссылался на позицию Верховного суда, которая отражена в обзоре практики.

Согласно п.36 “Обзора судебной практики Верховного Суда РоссийскойФедерации № 2 (2017)” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.

2017) Правоотношения в сфере кадастрового учета носят публичный характер, в связи этим дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества, подлежат рассмотрениюи разрешению в порядке административного судопроизводства (определение ВС РФ№11-КГ16-20).

Стоит обратить внимание, что Верховный суд пишет: “…отношения в сфере кадастрового учета…” В нашем деле государственный орган не произвел всех действий для того, чтобы убедиться в правомерности постановки земельного участка №3 на кадастровый учет. В итоге: незаконная постановка земельного участка №3 на кадастровый учет.

И что мы получаем? Если признать, что в административном порядке можно лишь заявить требование о признании процедуры незаконной, но нельзя просить снять земельный участок с кадастрового учета, то после того, как мы получим решение о признании процедуры незаконной, нам необходимо инициировать еще один процесс, где мы в исковом порядке будем просить снять земельный участок с кадастрового учета. 

Можем ли мы оспорить часть процедуры и каков итог?

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/3/20/osparivanie_procedury_kadastrovogo_ucheta_gpk_vs_kas

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.