Обеспечение сохранности жилых помещений детей сирот

Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Обеспечение сохранности жилых помещений детей сирот

17 декабря 2019 13:50

Совещание

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мы договаривались обсудить вопрособеспечения жильём детей-сирот. Эту тему мы обсуждали и в Правительстве, и с Алексеем ЛеонидовичемКудриным я тоже это обсуждал.

Проблема носит застарелый характер. Такие дети по разнымпричинам остались без родителей, и очень часто, кроме как на государство, им рассчитывать не накого. Поэтому решения здесь нужно принимать. Вопрос в том, какие и за счётчего.

Нам предстоит в ближайшие годы обеспечитьжильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попеченияродителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. Втакую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет.И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.

Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. Впоследние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению.

Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов,которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилыхпомещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом.

C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжатьсятаким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бываютразные.

Мы также вносили изменения в законодательство, чтобыупростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попеченияродителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в томчисле у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпыстройки не очень высокие.

И есть специальная информационная система, в которойможно прогнозировать потребность в таких новыхквартирах и планировать расходы.

Предоставление жилья сиротам –это прежде всего обязательство регионов. Но с этимобязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральныйцентр софинансирует эти расходы из федерального бюджета.

На 2019 год этоприблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильёмоколо 25 тысяч детей-сирот.

По итогам этого года цифра вырастет приблизительнона полторы тысячи – до 26,5.

Есть несколькомоментов, на которые надо обратить внимание.

Во-первых, этонеэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Еслибрать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно дветрети федеральной субсидии.

Одни и те же регионы три года подряд не полностьюиспользуют предоставленные деньги.

Надо разобраться, почему так происходит, и,может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобыденьги не простаивали, а пошли на эти цели.

Кроме того, регионымогли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этотвариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.

Во-вторых, качествожилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.

В-третьих, длительныеочереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем неменее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мнетоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.

Наконец, есть и такаяпроблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом вариантевозникло ещё в советские времена.

Надо посмотреть, каким образом егомодифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такогорода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бываютразные.

Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или осталсябез попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовыемеханизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируетсяпотом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, ксожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё.Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов иинтересов конкретного гражданина.

Давайте послушаемпредложения на эту тему.

Изстенограммы:

Вопрос:Сколько,по данным на 1 декабря, детей-сирот старше 18 лет в очереди на жильё?

Т.Голикова:280 тысяч – всего в очереди, из них 191 тысяча – это те, кто уже имеет право,то есть им 18 лет и более.

Вопрос:Какова динамика этого показателя за последний год? И ещё один вопрос. Премьерговорил о модификации механизма предоставления жилья детям-сиротам. Какие ещёвозможные механизмы здесь могут использоваться?

Т.Голикова:С учётом средств, которые мы выделяем, ежегодно на проблему обеспечения жильёмдетей-сирот направляется порядка 35 млрд рублей. Два источника: Российская Федерацияи субъекты Российской Федерации. Ежегодно обеспечивается порядка 25 тысяч, вэтом году мы ожидаем 26,5 тысячи нуждающихся. В то же время и очередьприрастает – 11,5–12,5 тысячи человек ежегодно.

С учётом этойнакопленной задолженности сейчас Премьер-министром принято решение, что мысовместно с регионами должны принять шестилетнюю программу ликвидации полнойзадолженности – вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовыхресурсов. Источников также будет два.

Это дополнительные средства федеральногобюджета – ещё до совещания мы согласовали, что к 7,7 млрд рублей, которыесейчас есть в бюджете на 2020 год, в рамках поправок будущего года будетдобавлено 2,3 млрд рублей, плюс в рамках подготовки этой шестилетней программынаверняка сумма ещё будет дополнительно увеличена.

С другой стороны, мысовместно с Минфином отработаем вариант привлечения свободных остатковсредств бюджетов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день именносвободных остатков скопилось в объёме 2,6–2,7 трлн рублей.

Понятно, что почти50% приходится на Москву, которая успешно решает эту проблему, но и в рядедругих субъектов, в которых имеется существенная задолженность, есть свободныеостатки, часть из которых могла бы быть направлена на решение этой проблемы.

Следующий момент в рамках этой шестилетней программы – это,конечно, повышение ответственности регионов за исполнение их собственныхполномочий. Потому что полномочия по обеспечению жильём детей-сирот – это ихсфера компетенции.

Дмитрий Анатольевич дал поручение Счётной палате и иныморганам, которые занимаются контролем за исполнением законодательства, ещё развнимательнейшим образом посмотреть на то, как регионы страны планируют иисполняют обязательства в отношении детей-сирот.

Что касается возможной модификации законодательства в этомнаправлении, на совещании шла речь, и, собственно, это зафиксировано врешениях, чтобы федеральные органы власти проработали вопросы, которые касаютсяне только обеспечения жильём в рамках социального найма, но и возможностипредоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иныхкомпенсационных форм. Кроме того, принято решение, что шестилетняя программа ипоследующая реализация обязательств перед детьми-сиротами будут зафиксированы впрограмме «Жилище» с установкой соответствующих показателей для субъектовРоссийской Федерации.

Источник: http://government.ru/news/38620/

Жилье детям сиротам: новый закон и норма предоставления

Обеспечение сохранности жилых помещений детей сирот

Одной из социальных гарантий, которые предоставляются государством малоимущим гражданам, является обеспечение их жильем. Такое жилье предоставляется им на определенный срок и на очень выгодных льготных условиях.

Среди прочих претендовать на него могут дети-сироты, забота о которых практически полностью является обязанностью государства. Условия и процедуру получения жилья стоит рассмотреть более подробно.

Категории сирот, которые имеют право на жилье

Статус данных граждан определен в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 этого закона, к рассматриваемой категории лиц относятся несовершеннолетние дети:

  • сироты — у которых умерли оба или единственный родитель;
  • оставшиеся без попечения родителей — обоих или единственного из них.

Считается, что попечение детей отсутствует в том случае, если родители:

  • отсутствуют;
  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • отказываются забирать детей из госучреждений (воспитательных, медицинских);
  • уклоняются от своих обязанностей как по воспитанию детей, так и по защите их прав и интересов;
  • находятся в СИЗО;
  • объявлены умершими;
  • считаются безвестно пропавшими;
  • пребывают в лечебных учреждениях;
  • признаны недееспособными (или ограниченно дееспособными);
  • лишены свободы и отбывают наказание;
  • в других предусмотренных законом случаях.

Также право на получение жилья имеют совершеннолетние лица до 23 лет, которые лишились родителей, будучи в возрасте до 18 лет и, в соответствии с законом, имеют право на получение государственной социальной поддержки (например, если они еще получают образование).

Однако некоторые из указанных граждан не имеют права на социальное жилье, если они:

  1. владеют недвижимостью на правах собственности или социального найма;
  2. имеют право проживания в жилом помещении (например, прописаны там).

Случаи, когда поселение считается невозможным

Как уже отмечалось, при наличии у детей прав на другое жилье возможность получить место в доме системы социального обслуживания населения им не предоставляется. Исключением являются ситуации, когда реализация данного права (то есть проживание в квартире или доме) невозможна по определенным причинам. Например, к данным причинам можно отнести такие факторы, как:

  • проживание в квартире или доме родителей ребенка, которые были в судебном порядке лишены прав на него;
  • несоответствие площади помещения норме проживания, установленной для одного человека, особенно если в результате вселения ребенка она еще больше уменьшится;
  • проживание в квартире или доме лиц, страдающих тяжкой формой хронических заболеваний (на законодательном уровне закреплен список болезней, наличие которых у жильца делает невозможным проживание с ним других людей).
  • непригодность жилого помещения для проживания в нем на постоянной основе или его несоответствие установленным требованиям и нормам (техническим, гигиеническим или санитарным);
  • наличие у ребенка тяжелых хронических заболеваний.

В этом случае сирота должен при подаче заявления на получение жилья предоставить также в соответствующий орган документы, подтверждающие факт невозможности проживания на имеющейся у него жилплощади.

Изменения в законодательстве

Несколько лет назад порядок получения сиротами жилья был несколько иным.

В частности, раньше они имели право на его получение сразу же после окончания учебного заведения, оставления приемной семьи или детского дома, завершения службы в армии и т. п.

Такой вариант, однако, приводил к тому, что в большинстве случаев дети лишались прав на полученные комнаты и квартиры по различным причинам: неопытность, незнание законодательства, мошенничество третьих лиц и т. п. Поскольку они обладали на недвижимость правами собственности, помешать таким сделкам государство было не в состоянии.

Во избежание подобных ситуаций в 2012 году был разработан новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (№ 589209-5), вступивший в силу с 01.01.2013 г. В частности, был изменен вид договора, по которому теперь предоставляется жилье: вместо социального найма специализированный.

Данный вид сделки исключает такие операции с недвижимостью, как:

  • приватизация;
  • обмен;
  • сдача в поднаем.

Срок действия договора с подобными условиями и ограничениями составляет 5 лет. После окончания этого срока жилье переходит владельцу на правах социального найма. В качестве альтернативы ему могут предложить другое помещение, однако его характеристики должны быть не хуже, чем у прежнего.

Порядок действий и необходимый для получения жилья возраст

Списки лиц, которые вправе претендовать на льготное жилье, формируются органами опеки и попечительства по месту их проживания или выявления. Далее эти списки передаются в орган исполнительной власти.

Перед началом процедуры оформления документов на получение жилья необходимо проверить наличие своей фамилии в данных списках. Это можно сделать, обратившись в органы опеки и попечительства. Стоит учесть, что в этот список включаются дети, которые достигли возраста 14 лет.

В общих случаях право на получение жилого помещения возникает у сирот по достижению ими совершеннолетия, поскольку при этом у них возникает полная дееспособность. Однако это может произойти и раньше, при наступлении определенных событий:

  • вступление в официальный брак;
  • трудоустройство на работу (или начало осуществления предпринимательской деятельности).

При этом ему нужно будет предоставить, кроме общего пакета документов, еще и дополнительные:

  • свидетельство о браке;
  • трудовую книжку;
  • свидетельство о госрегистрации ИП.

Конкретный вид документа зависит от того, какое именно событие привело к получению полной дееспособности.

Сироты, которым уже исполнилось 18 лет, могут обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о внесении себя в данный список.

Стоит учесть, что сделать это можно только до того момента, как они достигнут возраста 23 лет. Для этого необходимо приложить к заявлению копии следующих документов:

  • свидетельства о рождении;
  • паспорта гражданина РФ (копия);
  • документов, которые подтверждают отсутствие родительской опеки или попечительства.

К последним документам могут относиться:

  • свидетельства о смерти родителей;
  • принятое судом решение о лишении родительских прав;
  • постановление об установлении попечительства или опеки и т. п.

Точный перечень документов может зависеть от требований конкретного субъекта РФ.

Например, также могут понадобиться документы, подтверждающие:

  • отсутствие жилплощади;
  • окончание учебного заведения;
  • завершение профобучения;
  • наличие детей (свидетельства об их рождении) и т. п.

Поэтому этот вопрос лучше заранее уточнить в соответствующем органе. Срок рассмотрения поданного заявления составляет:

  • 10 дней — в общих случаях;
  • 40 дней — в том случае, если требуется проверка невозможности проживания ребенка на имеющейся у него жилплощади.

Описание жилого помещения

В отношении жилья, которое может быть предоставлено ребенку-сироте, в законодательстве также предусмотрен ряд требований. В частности, к ним относятся такие условия:

  1. Месторасположение. Квартира или дом должны находиться в том населенном пункте, где ребенок до этого проживал или находился под опекой.
  2. Состояние помещения. Оно не должно быть ветхим или находиться в аварийном состоянии, представляя угрозу для жизни и здоровья ребенка. Также жилье не должно быть расположено в полуподвальном или цокольном этаже.
  3. Наличие определенных коммуникаций. В частности, в квартире или доме должно иметься водоснабжение, водоотведение и электричество.
  4. Соблюдение установленной нормы площади. Данная норма для социального жилья рассчитывается и определяется органами местного самоуправления и зависит от того, сколько лиц будет проживать в квартире. В большинстве случаев она такая же, как и для случаев с договорами социального найма.

Также стоит учесть, что предоставляться должна отдельная квартира или дом. Что касается комнаты в коммунальной квартире или койко-места, то такой вид жилья сироте предлагаться не может.

Эти изменения направлены, прежде всего, на защиту интересов самих владельцев жилья. Кроме этого, также улучшились требования к помещениям: теперь они обязательно должны быть отдельными и благоустроенными в соответствии с определенными критериями.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/arenda/najm/zhile-detyam-sirotam.html

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Обеспечение сохранности жилых помещений детей сирот
Принят Государственной Думой 17 июля 2018 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в пункте 1:

а) абзац второй после слов “в абзаце первом настоящего пункта,” дополнить словами “по их заявлению в письменной форме”;

б) в абзаце третьем слова “учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях” заменить словами “медицинских организациях и иных организациях”, после слов “профессионального образования,” дополнить словами “профессионального обучения,”;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

“2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.”;

3) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.”;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

“2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;”;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: “Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.”.

Статья 2

Пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст.

17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст.

6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст.

4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст.

5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст.

3414) дополнить подпунктом 143 следующего содержания:

“143) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;”.

Статья 3

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2018, N 1, ст. 72) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: “В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.”;

2) в статье 90:

а) слова “Если наниматель” заменить словами “1. Если наниматель”;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.”;

4) в статье 101:

а) часть 3 после слов “3. Договор найма специализированного жилого помещения” дополнить словами “, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 981 настоящего Кодекса,”;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

“4.

Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.”;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

“5.

При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

6) статью 1091 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

“3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4.

В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2016, N 27, ст. 4253, 4298; 2018, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”;

2) часть 2 статьи 831 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”.

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/08/01/sirot-dok.html

Минобрнауки России от 08.04.2014 N ВК-615/07

Обеспечение сохранности жилых помещений детей сирот

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 апреля 2014 г. N ВК-615/07

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 ноября 2012 г. N 930, во исполнение пункта 47 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г.

N 1916-р, и в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В.Ш.КАГАНОВ

Приложение

к письму Минобрнауки России

от _________ 2014 г. N ____

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ

ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Раздел 1. Общие вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

1.1. Правовое регулирование отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, и практики их применения.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это закрепляется в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) (статья 7) в качестве основ конституционного строя государства.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2 Конституции).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (статья 17 Конституции).

К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией (статья 40), согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на жилище гарантировано Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

, в соответствии с которой каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам (статья 25). Право на жилище, определяющее достойный уровень жизни каждого человека, гарантировано Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (статья 11).

К основным правам человека относится и право на заботу о детях (статья 38 Конституции). Обеспечение государственной поддержки детства отнесено к основам конституционного строя Российской Федерации (статья 7 Конституции) и элементам социальной политики государства.

Особая поддержка детства гарантирована международными нормами (статья 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; статья 23 – 24 Международного пакта о гражданских и политических правах), являющимися согласно статьи 15 Конституции составной частью правовой системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства – участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Государства – участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статья 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.

Это связно с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.

В свою очередь, регулирование вопросов обеспечения указанной категории граждан жильем на территории Российской Федерации производится с помощью норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, а в вопросах передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления либо дополнительных гарантий – нормами актов органов местного самоуправления. Реализация функций по обеспечению и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. в области жилья, распределяется между органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а в части передачи государственных полномочий муниципальным органам или реализации муниципальными органами дополнительных гарантий – муниципальными органами.

Это основано на положениях Конституции (п. п. “ж”, “к” статьи 72), согласно которой вопросы защиты семьи и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты и лица из их числа), находят закрепление в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, актах органов местного самоуправления.

На уровне актов федерального законодательства право детей-сирот и лиц из их числа на бесплатное получение жилого помещения в пользование, закреплено:

Источник: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-08042014-n-vk-61507/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.