Нпа в праве это

Содержание

Нормативно-правовой акт (НПА) – ключевой источник права

Нпа в праве это

Нормативно правовой акт – это обладающий безоговорочной силой документ субъекта права официального порядка и определённой формы.

Он принимается различными органами: государственного или местного значения, должностными лицами.

Посредством НПА регулируются общественные отношения. Легитимность документа неоспорима и защищена государством.

В каждой стране существует единая система НПА. Хотя единого определения, как такового, нет.

  • Понятие и признаки НПА
  • Признаки (общие черты) НПА
  • Особенности НПА
  • Виды НПА
  • Законы
  • Стадии правового нормотворческого процесса
  • Особенности подзаконных актов
  • Ненормативный правовой акт

Понятие и признаки НПА

Все нормативные акты соответствуют определённой форме и процедуре принятия. НПА способен устанавливать, отменять, изменять юридические параметры права. Как предписание общего назначения, понятие такого акта распространяется на определённый вид отношений (а не на одно отдельно взятое).

Полезно знать: вся система законодательства представлена правовыми актами.

Задача НПА – сохранение информации правового направления, распространение её среди адресатов; осуществление правового регулирования, реагирования на насущные потребности общества.

Принятие НПА осуществляется:

  • правотворческим органом государства;
  • должностными лицами;
  • органом муниципального значения;
  • посредством референдума на основании законодательной процедуры;
  • товариществом, другими социальными структурами.

Признаки (общие черты) НПА

Отдельные авторы выделяют различные признаки НПА.

Можно вычленить общие признаки, отмечаемые практически всеми:

  • многократность применяемых государственных правил, обязательных для всех;
  • установленный властью страны порядок их законного издания;
  • содержание бесспорных (для неопределённого круга людей) правовых норм;
  • направленность на установку, отмену, существенное изменение правоотношений;
  • принцип иерархичности;
  • строго установленная системность;
  • властный характер (издаётся государством).

Особенности НПА

При издании, применении, распространении документов учитываются определённые особенности:

  1. Документы обладают силой юридически обоснованного характера.
  2. Прекращают, изменяют существующие правоотношения либо регулируют вновь созданные.
  3. Издаются конкретным образом. Оформляются официально с учётом особой структуры, обязательных реквизитов.
  4. В РФ акты распространяются на определённую территорию, срок, круг лиц
  5. Принимаются органами государственных структур (местных, локальных), народным волеизъявлением.
  6. Нарушение норм НПА приводит к юридической ответственности.

Действие НПА осуществляется по признакам:

  • пространство действия;
  • время;
  • круг людей.

По этим и другим признакам различаются акты.

Виды НПА

Классификация НПА осуществляется по разным критериям:

Критерий классификацииВиды
По характеру юридической силыЗаконы, подзаконные акты
По особенностям процедуры принятияПринимаются коллективно государственным органом,основываются на единоначалии
По субъекту правотворчестваИсполнительного, правоохранительного характера, контрольно-надзорный, другие
По области действияФедеральные документы, акты субъектов РФ, местного, локального типа
По времени действияВременные, неопределённо длительные
По волеизъявлениюПраво изменяющие, право устанавливающие, право прекращающие

Нормативные акты подчинены принципу иерархии, а именно: нижестоящие правовые источники не противоречат вышестоящим.

Иерархия НПА:

  1. Основной закон (Конституция РФ).
  2. Законы федерального масштаба.
  3. Указы руководителя государства.
  4. Правительственные постановления.
  5. НПА министерств, ведомств.

По одной из основных градаций НПА делятся на группы законов и подзаконных актов. Те и другие тесно связаны общей концепцией.

Законы

Принятые решением законодательного органа документы высшей силы для координации отношений в обществе, называются законами.

Они являются отражением воли народа по темам государственного устройства, проблемам экономики, культурного развития, политики.

Важно понимать: Законы первичны, их юридическая сила признаётся наивысшей.

Законы существуют конституционные (иначе их называют базовыми) и обыкновенные. Конституционные нормы закрепляют государственные принципы, считаются нормативной основой законодательства.

Конституция РФ — основной правовой документ, устанавливающий законодательные принципы нормотворческого регулирования. Она предусматривает разработку федеральных законов.

Признаки закона:

  • это главнейший (ведущий) источник права;
  • принимается в определённом порядке;
  • осуществляет регулирование значимых отношений в обществе;
  • он наделён наивысшей юридической силой.

Стоит отметить: текущие законы, которые официально утверждаются Госдумой страны, имеют силу на всей её территории. Нормативные акты, созданные субъектами РФ, действительны соответственно на территории данных субъектов. 

По правилам нормотворчество должно пройти несколько стадий:

  1. Внесение проекта на рассмотрение в Госдуму.
  2. Его рассмотрение.
  3. Принятие закона Госдумой.
  4. Утверждение документа Советом Федерации.
  5. Подписание Президентом страны.
  6. Обнародование (опубликование).

Вступившим официально в силу закон считается с момента опубликования.

Закон, обладающий наивысшей силой, осуществляет первичное регулирование отношений в обществе. Вторичное же урегулирование осуществляется подзаконными актами.

Особенности подзаконных актов

Подзаконный НПА является вторичным документом, который во всём соответствует закону.

Он служит конкретизации, детализации закона, обеспечению его действия.

При возникновении противоречия в приоритете оказывается закон согласно принципу иерархии.

Примите во внимание: подзаконные акты создаются разными компетентными органами на основании существующих законов.

НПА регистрируются в Министерстве юстиции по завершении правовой экспертизы и публикуются официально. Не опубликованные акты теряют юридическую силу.

Ненормативный правовой акт

На практике не всегда можно применять нормативные акты к отдельному конкретному лицу.

Ненормативный акт является решением, принятым должностным лицом, органом управления государственного либо местного. Он может иметь одноразовое действие, относиться к определённому лицу.

Пример ненормативного акта: документ о решении налоговой инспекции о нарушениях и привлечении к ответственности. Документ составляется в определённой форме, адресуется определённому лицу, содержит конкретные требования.

Обратите внимание: ненормативный правовой акт может быть признан недействительным в арбитражном суде.

В России не применяется обратная сила законных решений, то есть их действие не распространяются на обстоятельства, имеющие место до вступления в силу конкретного закона.

НПА (расшифровка выше) – распространённая форма российского права. Это понятие постоянно развивается. НПА позволяют всем гражданам быть сопричастными к деятельности государства, обязывает подчиняться его предписаниям, ограничениям, запретам.

Смотрите видео, в котором разъясняется система нормативно правовых актов в России:

Источник: https://1001sovetnik.ru/grazhdanskoe-pravo/normativno-pravovoj-akt-eto.html

Нормативно-правовой акт определение, признаки НПА, виды, примеры

Нпа в праве это

Понятие нормы права определяет общественные правила поведения, которые регулируют отношения в обществе, гарантируемые законом, и отражают деятельность жителей, организаций.

Нормативно правовой акт – это правотворческая деятельность, включающая в себя нормы права. Акт разрабатывается и издается уполномоченными лицами.

Нормативно-правовой акт (НПА) что это такое

Нормативный правовой акт представлен в форме, установленной законодательством.

Может приниматься путем референдума, если процедура соблюдается согласно закону.

Признаки НПА

Определить НПА можно, если ему присущи следующие черты:

  • представляется в виде заверенной письменной бумаги,
  • бумага утвержденной формы и структуры, с реквизитами,
  • имеются последствия правотворческой деятельности,
  • принимается уполномоченными лицами правовой деятельности,
  • базируется на правовых нормах и регулирует их,
  • соблюдение порядка норм права при принятии бумаги,
  • является обязательным к исполнению,
  • предусматривает публикацию для широкого круга людей,
  • возможен для повторной реализации.

Виды нормативно-правовых актов

Российская Федерация издает общие федеральные НПА согласно международным правовым актам и отдельные, только для субъектов РФ. Иерархия НПА в Российской Федерации распределена по высшей степени юридической силы.

Все правовые бумаги в юриспруденции распределяются на 2 вида закон и подзаконные акты.

Подзаконные акты:

  • распоряжения и указы президента,
  • постановления органов власти, у которых имеются полномочия по регулированию общественной деятельности,
  • издаваемые ведомством или министерствами приказы, положения, инструкции, контролирующие общественность, находятся в полномочиях этих подразделений,
  • нормативная документация государственной власти на местах,
  • нормативные бумаги муниципальных структур,
  • локальные документы, которые издаются управлением предприятия, организации.

Документация бывает разного срока действия:

  • временная,
  • длительно-неустановленного.

Акты разделяются на акты специального назначения и узкого. Специально предназначенные акты для определенной категории населения. Общие применяются ко всему населению.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

В РФ все НПА принимаются согласно федеральных законов (ФЗ) страны и не должны им противоречить.

В законодательстве РФ нормативные документы делятся на:

  1. Основные по отношению к другим законодательным документам имеют самостоятельную значимость.
  2. Производные те акты, которые утверждают другие. Они имеют форму правил, уставов, положений, порядков и др. в рамках требований законодательства.
  3. Вспомогательные нормативные документы, которые изменяют или отменяют другие.
  4. Дополнительные объясняет или указывает порядок реализации основного документа.

Как создаются НПА

Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.

Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:

  1. Создание проекта:
    • выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
    • материально-техническое обеспечение проекта,
    • схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
    • подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
  2. Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
  3. После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
  4. Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.

Особенности действующих НПА

Каждый нормативный документ ориентирован на регулирование разных общественных сфер деятельности.

Как определить, что перед вами действующий нормативно-правовой акт?

Вот некоторые признаки:

  • документ имеет специальные реквизиты,
  • имеется название документа (закон, постановление),
  • документ имеет непосредственное отношение к органу, издавшему его,
  • все изданные документы это часть правой системы государства,
  • обязателен к выполнению для граждан и органов власти,
  • имеет утвержденную структуру,
  • выполнение любого действующего НПА контролируется государством.

Принципы классификации НПА

Нормы права классифицируются по общим чертам, в зависимости от отрасли или содержания:

  • гражданские,
  • Уголовный кодекс,
  • административные,
  • комплексные.

Примеры нормативно-правовых актов

Вот несколько настоящих НПА:

  1. Акт местного назначения. Распоряжение от 30.04.2015 No 237-РП руководства столицы «Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города».

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/normativno-pravovoy-akt-opredelenie-priznaki-npa-vidyi-primeryi

Нормативно-правовой акт: понятие и принципы

Нпа в праве это

Что такое нормативно-правовой акт, особенности, принципы и виды

Ирина Нестерова ✔ 15.12.2017

Нестерова И.А. Нормативно-правовой акт: понятие и принципы // Энциклопедия Нестеровых

В системе права огромное значение имеет нормативно-правовой акт, его понятие и принципы. Проблемы и перспективы нормативно-правового акта, как института актуален среди правоведов и юристов.

Нормативно-правовые акты представляют собой форму права, которая уже давно изучена, но продолжает привлекать внимание юристов и правоведов. Исследованию подвергалась природа нормативных правовых актов, их признаки, свойства, в том числе и иерархичность.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определенными субъектами и содержит норму права [1].

Нормативно-правовые акты – источники права в Российской Федерации. Они играют исключительную роль в создании системы правовых норм, без участия которых не возникают другие источники права.

Особенности нормативно-правовых актов

Особенности нормативно-правовых актов содержат в себе характеристики нормативно-правового акта и звучат следующим образом:

  • Нормативно-правовые акты всегда имеют адресата;
  • Нормативно-правовые акты могут существовать только в гармонии с другими законами и соответствовать Конституции;
  • Нормативно-правовые акты издаются только уполномоченными органами власти

Совокупность особенностей и характеристик нормативно-правовых актов позволяет четко обозначить их задачи.

задача нормативно-правового акта – хранение правовой информации и доведение ее до сведения адресатов.

Признаки нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт – это акт нормативного характера, т.е. он выражает государственную волю, направленную на установление, изменение или отмену юридических норм. В то время как нормативные акты содержат в себе нормы права, правовые предписания, юридические нормы функционируют только в форме нормативных правовых актов.

Нормативно-правовые акты выступают в виде официального государственного документа составленного в определенной письменной форме.Они имеют обязательные атрибуты:

  • название акта,
  • наименование органа, принявшего акт,
  • дата принятия и вступления в силу.

Форма нормативно-правового акта

Нормативно-правовые акты всегда должны иметь письменную форму, которая предназначена для единообразного понимания и применения норм права, а также для предотвращения произвольного толкования правовых норм.

У неопубликованных нормативных актов нет юридической силы. Они не могут применяться. Нормативные акты обладают только письменной формой акта-документа, в которой формально закрепляется содержание норм права.

В нормативных правовых актах находит выражение формальная определенность. Государственная воля воплощается в нормативных правовых актах при помощи специальных средств их оформления. Алексеев С.Т. указывает на то, что именно по этой причине “…

воля государства не только должна быть изложена в языковой и логической форме и найти соответствующее словесно-документальное построение, но, и обязана получить специфически правовое выражение.

Это особое правовое выражение и образует специальное юридическое содержание нормативного акта как формы права” [5].

Подходы к признакам нормативно-правовых актов

Признаки нормативно-правовых актов рассматриваются специалистами в разных ракурсах. В этой связи была составлена сводная таблица, позволяющая систематизировать ключевые подходы к трактовке признаков нормативно-правовых актов в российском праве.

Признаки нормативно-правового акта по мнению различных авторов

АвторПризнаки нормативно-правового акта
1Тихомиров Ю.А.[6]
  • Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенных Конституцией и законами порядке и форме, направленный на установление, изменение, дополнение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
  • Нормативный правовой акт принимается органом государственной власти, наделенным правом принятия нормативных правовых актов в пределах его компетенции.
  • Нормативный правовой акт может быть принят совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из них как акт этих органов по согласованию с другими.
2Радько Т.Н. [7]
  • Нормативно-правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях – в результате прямого народного волеизъявления.
  • В нормативно-правовом акте формулируются и соответственно содержатся нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение.
  • Нормативно-правовой акт имеет официально-документальную форму и особую структуру.
  • Нормативный правовой акт имеет особый порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу.
3Сырых В.М. [8]
  • Нормативно-правовой акт содержит нормы права, но это не любая совокупность действующих норм права, он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права, в нормативном правовой акте должна содержаться как минимум одна оригинальная норма.
  • Номативно-правовой акт – это названный акт, содержащий оригинальные нормы права, но принятый некомпетентным органом государственной власти, не включается в систему нормативных правовых актов.
4Кулапов В.Л. [9]Нормативно правовой акт это:

  • Властно-волевой акт, исходящий от государства или признанный им.
  • Акт правотворчества
  • Официальный акт- документ
  • Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативного правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур.
  • Достижение целей нормативного правовой акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

В правовых актах, указывают исследователи, выражается общая или индивидуальная воля. И, так как она выражается по уполномочию государства в пределах, порядке и форме, установленных государствам, она становится государственной волей. Отсюда результаты соответствующих волеизъявлений охраняются и защищаются государство.

Требования к нормативно-правовому акту

Нормативно-правовые акты регулируют все сферы деятельности человека в гражданском обществе. К ним предъявляются серьезные требования, которые позволяют контролировать качество и потенциал нормативно-правового акта. Требования к нормативно-правовому акту нашли отражение на рисунке ниже.

Требования к нормативно-правовому акту

Важно понимать, что нормативно-правовой акт – акт нормативного характера, т.е. он выражает государственную волю, направленную на установление, изменение или отмену юридических норм.

Литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права – М.: Финансовый контроль, 2014
  2. Колюшкина Л. Ю., Лавриненко Н. И., Смоленский М. Б.. Теория государства и права. Экспресс-справочник для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: издательский центр “МарТ”, 2004
  3. Батычко В.Т. Теория государства и права в вопросах и ответах – Таганрог: ТРТУ, 2005.
  4. Быконя А.В. Законы: понятие, виды и их особенности // Проблемы современной науки и образования № 17. С. – 57-59
  5. Алексеев С.Т. Общая теория права. Том II – М.: Норма, 2012
  6. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: Юрайт, 2011
  7. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Проспект, 2012
  8. Сырых В.М. Теория государства и права – М.: Эксмо, 2008
  9. Кулапов В.Л. Теория государства и права – М.: Кнорус, 2015

Источник: http://odiplom.ru/lab/normativno-pravovoi-akt-ponyatie-i-principy.html

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

Нпа в праве это

  1. страница
  2.  › 

  3. ОГЭ
  4.  › 

  5. Право

Бизнес цитата: Честность в бизнесе — единственный способ регулярно обманывать клиентуру. Филипп Бувар

5 Мая

Норма права – это выраженное в законах или иных источниках права общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Виды правовых норм:

  • Регулятивные – устанавливают субъективные права и обязанности (порядок заключения брака).
  • Охранительные – устанавливают условия применения мер государственно-принудительного воздействия (моральный ущерб).
  • Обязывающие – обязывают совершать определенные действия (оплата за проезд).
  • Управомочивающие – предоставляют возможность совершить определенные действия (подать иск в суд).
  • Запрещающие.

Нормативный правовой акт – официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:

  • содержит нормы права;
  • исходит от государства или от организаций, которым государство передало это право;
  • принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;
  • имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;
  • обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой.

Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное. По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства.

Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии. Эта иерархия служит основой для их классификации.

Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта.

Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт. Выделяют следующие виды нормативных актов 1:

Виды законов:

  • Конституция (закон законов) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  • федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
  • федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
  • законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

  • указы Президента РФ – высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
  • постановления Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). 2

Поскольку закон – это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс. Он включает в себя несколько последовательных этапов:

  • Законодательная инициатива – официальное предложение от управомоченных лиц или государственных органов (депутаты, президент, правительство) принять тот или иной нормативный правовой акт путем внесения в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.
  • Обсуждение законопроекта – осуществляется в правотворческом органе, как правило, в нескольких чтениях.
  • Принятие закона– происходит на заседании законодательного органа путем подачи «за» или «против».
  • Опубликование (промульгация) закона – т.е. доведение до сведения населения его содержания. Опубликование закона, как правило, состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования. 3

Источник: https://oege.nnewer.ru/oge/pravo/62_norma_prava_normativnyy_pravovoy_akt.html

Нормативно-правовой акт — определение, признаки НПА, виды, примеры

Нпа в праве это

101student.ru > Обществознание > Нормативно-правовой акт — определение, признаки НПА, виды, примеры

Понятие нормы права определяет общественные правила поведения, которые регулируют отношения в обществе, гарантируемые законом, и отражают деятельность жителей, организаций.

Нормативно правовой акт – это правотворческая деятельность, включающая в себя нормы права. Акт разрабатывается и издается уполномоченными лицами.

  • Нормативно-правовой акт (НПА) — что это такое
  • Признаки НПА
  • Виды нормативно-правовых актов
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации
  • Как создаются НПА
  • Особенности действующих НПА
  • Принципы классификации НПА
  • Примеры нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт (НПА) — что это такое

Нормативный правовой акт представлен в форме, установленной законодательством.

Может приниматься путем референдума, если процедура соблюдается согласно закону.

Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Нпа в праве это

1001urist.ru > Гражданское право > Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Одним из базовых признаков государства является наличие системы регулирования поведения. В большинстве стран она основана на законах и органах охраны порядка. Нормативно-правовой акт – это конкретное правило поведения, которое отражает запрет или разрешение того или иного действия.

  • Нпа — расшифровка понятия
  • Признаки НПА
  • Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  • Виды нормативно-правовых актов
  • Законы
  • Подзаконные акты
  • Нормативные договоры
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации

Нпа — расшифровка понятия

Аббревиатура НПА расшифровывается как нормативно-правовой акт. Если рассматривать это понятие детально, то можно сделать вывод, что подразумевается правило поведения, связанное с правом и зафиксированное в письменной форме. Определение понятия зафиксировано в законодательных актах РФ.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относят все НПА, которые принимаются не парламентом страны, но обладают реальной силой нормы права.

Важно, что положения подзаконных актов не должны опровергать законы. В случае обнаружения подобного несогласия, подзаконный акт признается недействительным.

К стандартному делению подзаконных актов относятся:

  • указы от главы страны;
  • постановления от исполнительной ветви власти;
  • распоряжения;
  • решения;
  • приказы;
  • инструкции;
  • уставы;
  • локальные нормативные акты.

Что касается источников права, то их классификация базируется на указанных выше НПА.

Нормативные договоры

Еще одной разновидностью выступает нормативный договор. Он представляет собой соглашение между двумя акторами, которое фиксирует, видоизменяет или упраздняет определенные правила. Договоры могут быть как внутри государства, так и международными.

Рассмотрим базовые признаки описываемых договоров:

  1. Направлены на регуляцию распространенных видов взаимоотношений.
  2. Действуют в отношении неопределенного формально круга лиц.
  3. Рассчитаны на многоразовое исполнение всеми гражданами, кто попадает под их действие.
  4. Могут выступать самостоятельным нормативно-правовым актом.

Одним из ярких примеров является федеративный договор, определяющий структуру страны.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.