Нормативный правовой акт система

Система законодательства РФ

Нормативный правовой акт система

Система законодательства – это совокупность нормативных правовых актов, в которых содержатся правовые нормы.

Система законодательства является внешним выражением системы права. Правовые нормы не существуют сами по себе – они закреплены в нормативных правовых актах.

Нормативный правовой акт (НПА) – письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Система законодательства имеет сложную структуру. Можно выделить следующие подходы к структуре системы законодательства:

  • Горизонтальное (отраслевое) строение системы обуславливается предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия формируются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство и т.д.).
  • Вертикальное (иерархическое) строение системы отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе.
  • Федеративное строение системы основано на двух критериях: 1) федеративной структуре государства и 2) круге полномочий государственных органов РФ и субъектов РФ. Данную систему составляют НПА федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, а также органов местного самоуправления.

Вертикальное (иерархическое) строение системы законодательства – одно их наиболее важных. Все нормативные правовые акты различаются по своей силе. В РФ в настоящее время сформировалась следующая иерархия НПА (от самых сильных к самым слабым):

  1. Конституция РФ — основной закон страны. Ни один НПА не может противоречить Конституции РФ. Если норма будет противоречить Конституции РФ, она будет признана неконституционной и не будет применяться.
  2. Федеральные конституционные законы — законы, регулирующие самые важные вопросы. О необходимости принятия федеральных конституционных законов по таким вопросам написано в самой Конституции (например, ФКЗ “О судебной системе РФ”).
  3. Федеральные законы — правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.).
    Кодекс обладает такой же правовой силой, как другие федеральные законы. Отличие от любого другого закона состоит в том, что в нем собрано и систематизировано максимальное число норм, регулирующих одну сферу общественной жизни.
  4. Акты Президента РФ. Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.
  5. Акты Правительства РФ — постановления и распоряжения.
  6. Ведомственные акты — акты государственных органов РФ (регламенты, инструкции, распоряжения и др.).

Нормы международного права (конвенции, международные договоры) применяются в России только если специальным образом ратифицированы (одобрены). Это происходит в форме издания федерального закона. Поэтому в приведенной иерархии такие нормы находятся на том же уровне, что и федеральные законы.

Различия системы права и системы законодательства:

  • си­сте­ма права носит объ­ек­тив­ный ха­рак­тер, а в фор­ми­ро­ва­нии си­сте­мы за­ко­но­да­тель­ства зна­чи­тель­ное место за­ни­ма­ет субъ­ек­тив­ный фак­тор, обу­слов­лен­ный по­треб­но­стью пра­во­вой прак­ти­ки;
  • пер­вич­ным эле­мен­том си­сте­мы права яв­ля­ет­ся норма права, со­сто­я­щая из ги­по­те­зы, дис­по­зи­ции и санк­ции, а пер­вич­ным эле­мен­том си­сте­мы — ста­тьянор­ма­тив­но-пра­во­во­го акта, ко­то­рая не все­гда со­цер­жит все три струк­тур­ных эле­мен­та пра­во­вой нормы;
  • в одном и том же нор­ма­тив­ном акте могут со­дер­жать­ся нормы раз­лич­ных от­рас­лей права, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют­ся санк­ци­я­ми, со­дер­жа­щи­ми­ся в дру­гих нор­ма­тив­ных актах.

Как называется совокупность НПА, в которых содержатся правовые нормы?

Источник: https://lampa.io/p/sistema-zakonodatel-stva-rf-300a9c3168224ac9999b0654d7661883

Нормативно-правовой акт (система)

Нормативный правовой акт система

Нормативно-правовой акт – это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права.

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть нормы права; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.

Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.

Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:

1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.

2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.

3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция, закон, постановление и т. д.).

Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:

а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;

б) различиями в юридической природе или юридической силе;

в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

К внешним реквизитам закона относятся: наименование вида акта и органа, принявшего его, указание места и даты принятия.

Среди этих реквизитов должна быть также подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие акты (Президент РФ подписывает законы РФ, Председатель Совета Федерации – постановления Совета Феде­рации).

Заголовок закона является исходным формальным реквизитом его содержания. Он должен точно соответствовать смыслу закона, предмету его регулирования.

Преамбула закона это исходная часть (введение), предшествующая основному содержанию закона. В преамбуле указывается, в связи с чем принимается тот или иной закон, какие цели он преследует. В преамбуле не должно содержаться нормативных предписаний или нормативных определений. Ко всему прочему она должна быть емкой, лаконичной и четкой.

Конституция представляет собой основной закон государства, укрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.

Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Федеральные конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство – не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Федеральные (обычные) законы хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство парламентариев (50 процентов плюс 1).

Основы законодательства – законодательный акт сводного характера, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Регламент – законодательный акт, закрепляющий структуру, функции и порядок деятельности палат Федерального Собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму принятия решений Советом Федерации, Государственной Думой и их рабочими органами.

Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс, как правило, относится к какой-либо одной отрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс). Систематизация норм права в кодексе производится в порядке, отражающем структуру данной отрасли права.

Договоры (соглашения) Российской Федерации всегда имеют нормативный характер, если они касаются взаимоотношений со своими субъектами. Они могут быть заключены в форме учредительного договора, соглашения о сотрудничестве и др. Примером договора может служить Федеративный договор, заключенный между Российской Федерацией и Татарстаном в 1994 г.

Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, то есть имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.

Указы Президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент (в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы Президента могут носить и ненормативный характер.

Нормативные указы Президента – подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами.

Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам.

Юридическая природа указа Президента обусловливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные указы, как и законы, следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два вида: указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств(комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти республик и иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

1. нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

2. время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

3. нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Законы и иные нормативные акты считаются утратившими силу и прекратившими действие по следующим основаниям:

1. в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;

2. в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;

3. по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.

Действие нормативных актов в пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются.

Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, недра, а также военные, торговые и иные корабли, находящиеся за пределами государства, и территории посольств.

Действие нормативных актов по кругу лиц распространяется на всех российских граждан, должностных лиц, лиц без гражданства и иностранцев, государственные органы, общественные организации. Некоторые нормативные акты распространяются только на граждан или имеют отношение лишь к лицам без гражданства и иностранцам.

Источник: https://studopedia.ru/8_71803_normativno-pravovoy-akt-sistema.html

Система нормативных актов в современной России

Нормативный правовой акт система

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

В зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:

    1. законы;
    2. подзаконные акты.

Виды законов:

    • Конституция (закон законов) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
    • федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
    • федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
    • законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

    • указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
    • постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
    • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
    • решения и постановления местных органов государственной власти;
    • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
    • нормативные акты муниципальных органов;
    • локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

    1. нормативные акты государственных органов;
    2. нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
    3. нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
    4. нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

    1. общефедеральные;
    2. нормативные акты субъектов Российской Федерации;
    3. нормативные акты органов местного самоуправления;
    4. локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

    1. нормативные акты неопределенно длительного действия;
    2. временные нормативные акты.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sistema-normativnich-aktov-v-sovremennoy-rossii

Нормативный правовой акт: понятие и система

Нормативный правовой акт система

Нормативный правовой акт – это официальный письменный документ, содержащий правовые нормы и принимаемый в определенном порядке компетентными правотворческими органами. Он является важнейшим и наиболее распространенным источником права в большинстве стран мира и, в частности, в России.

Нормативный правовой акт обладает рядом признаков (в ряде случаев ему приписывают признаки самой нормы права, однако это неверный подход):

1) имеет письменную форму;

2) содержит нормы права;

3) снабжен определенными реквизитами (наименование, номер, дата и место принятия, подписи и др.), поэтому является документом;

4) имеет определенную внутреннюю структуру, которая в ряде случаев строго регламентирована;

5) принимается в особом порядке только уполномоченными на то органами и в соответствии с их компетенцией.

В России правом на издание нормативных правовых актов обладает широкий круг субъектов: законодательные и исполнительные органы государства, органы местного самоуправления, локальные органы (руководители предприятий). При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление и др.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Нормативные правовые акты весьма многочисленны и разнообразны. Существуют различные их классификации.

В частности, по времени действия они делятся на постоянные (период действия заранее не определен) и временные (действующие до наступления какого-либо события или даты).

По территории действия – на общегосударственные и локальные, в федеративных государствах – на федеральные, субъектов федерации и местные.

По юридической силе их можно разделить на законы и подзаконные акты.

Юридическая сила акта – это его место в системе нормативных правовых актов, соответствие актов, принятых нижестоящими правотворческими органами. актам вышестоящих органов.

Высшую юридическую силу имеет конституция, затем по нисходящей – конституционные законы, обыкновенные законы, акты главы государства, правительства, центральных органов исполнительной власти. соответствующие акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, акты локальных органов. Каждый последующий вид нормативных правовых актов не должен противоречить всем предыдущим.

Закон – это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий наиболее значимые общественные отношения и принимаемый в особом порядке законодательными органами страны.

Закон обладает следующими признаками:

– принимается только высшими органами законодательной власти государства или народом в порядке референдума. Органы местного самоуправления, например, не могут принимать законы;

– имеет высшую юридическую силу и верховенство в системе источников права, которые не должны ему противоречить, а иначе – признаются недействительными и не применяются;

– содержит только нормы права (подзаконные акты могут включать индивидуально-властные предписания);

– принимается только по наиболее важным вопросам.

В свою очередь, законы делятся на определенные виды. По территориальному признаку законы делят на общегосударственные и региональные (местные). В Российской Федерации к числу общегосударственных законов относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а к числу региональных – законы субъектов федерации.

В зависимости от сложности процедуры их принятия и важности, содержащихся в них предписаний законы делятся на конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы имеют более сложную, чем обычные законы, процедуру принятия (так, например, для их принятия требуется не простое, а квалифицированное большинство в парламенте, на них не может быть наложено вето” президента и т.д.) и регулируют наиболее важные общественные отношения. К их числу относятся;

а) сама конституция;

б) законы, вносящие в нее изменения и дополнения;

в) законы, необходимость принятия которых предусмотрена конституцией.

Обыкновенные законы имеют более простую процедуру .принятия-(для их принятия требуется простое большинство в парламенте) и регулируют менее важные общественные отношения. В зависимости от степени их систематизированности обыкновенные законы можно разделить на кодифицированные и текущие.

Кодифицированные законы представлены в «книжном» виде и регулируют весьма обширную социальную сферу. К ним относятся: кодексы, основы законодательства, уставы, положения. Текущие законы, излагаются в отдельном акте и регулирует определенный вид или группу общественных отношений.

Они направлены на обеспечение оперативности правового регулирования социальных отношений. Таких законов большинство.

Совокупность всех законов государства составляет законодательство.

Подзаконные нормативные правовые акты в случае необходимости призваны уточнять предписания закона, но не подменять закон. Данные акты содержат в различных сочетаниях не только нормы права, но и индивидуально-властные предписания.

В Российской Федерации подзаконными нормативными правовыми актами являются:

– указы Президента РФ:

– постановления Правительства РФ;

– акты центральных органов исполнительной власти – министерств (приказы, инструкции, письма, положения и др.);

– соответствующие федеральным подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ;

– акты органов местного самоуправления;

– акты локальных органов (приказы по предприятию, правила внутреннего трудового распорядка и др.).

Понятие нормы права.

Правовая норма – это общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и охраняемое государством.

Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития.

Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации.

1. Норма права. Регулирующая роль норм права выражается как в том, что лицо, орган, организация действуют в соответствии с их предписаниями или требуют от других субъектов соответствующего поведения, так и в том, что нарушение их требований вызывает применение мер воздействия на правонарушителя.

Если в первом случае норма выступает как масштаб, мера поведения, образец определенных отношений, то во втором – это средства оценки того или иного поступка в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

Кроме того, правовая норма – это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия.

Норма права не просто констатация факта или отражение действительности, не рекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке.

Любая правовая норма является велением в силу того, что она издана либо санкционирована властным органом, является олицетворением государственной воли, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия.

За ней стоят сила и авторитет государства.

Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права.

Наделяя личность или иных субъектов права правомочиями, она остается велением в том смысле, что такие правомочия провозглашаются государством, охраняются и обеспечиваются специальными мерами правового воздействия.

Кроме того, любому правомочию соответствует властное указание по отношению к другим лицам и органам обеспечить своими действиями (либо, наоборот, воздержанием от них) осуществление такого правомочия.

2. Юридическая норма – это правило общего характера.

Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений (правила заключения гражданско-правового договора, процедура разрешения хозяйственного спора, порядок приема на работу и т.д.). В ней даются общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе.

Общий характер правовой нормы означает:

1) что она рассчитана на свое осуществление всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно. Например, под действие норм Уголовного кодекса подпадают как все уже совершенные преступления определенного вида, так и возможные в будущем деяния, соответствующие признакам той или иной нормы;

2) общий характер нормы характеризуется персональной неконкретностью адресатов – она распространяет свое действие не на индивидуально-определенных, а на любых лиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе, адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками (граждане, депутаты парламента, пенсионеры, фирмы и т.д.). Именно в силу этих свойств правовая норма выступает единым масштабом, мерой человеческого поведения.

В отличие от нормы права так называемый индивидуальный правовой акт (например, решение арбитражного суда по конкретному делу, договор дарения), основываясь на норме, разрешает тот или иной конкретный случай, имеет разовое значение, касается индивидуально-определенных лиц или иных субъектов права. Так, если установленный трудовым законодательством общий порядок приема на работу представляет собой норму, то приказ директора предприятия о приеме на работу гражданина есть индивидуальный акт.

По отношению к одному лицу правовая норма-правило поведения обычно выступает в форме требования совершить определенное положительное действие (позитивная обязанность), запрещения тех или иных поступков (негативная обязанность) либо предоставления возможности вести себя соответствующим образом (правомочие).

Однако любая такая норма касается, по крайней мере, двух субъектов уже в силу того, что она регулирует общественное отношение, в котором предполагается наличие как минимум двух сторон.

При этом она устанавливает для одной стороны должное поведение, охраняемое принудительной силой государства, а для другой – гарантированное государством возможное поведение, для одной стороны – обязанность, а для другой – правомочие. В этом и заключается двусторонний, предоставительно-обязывающий характер правовой нормы.

Так, праву гражданина на получение пенсии соответствует обязанность пенсионного органа назначить и выплачивать пенсию, а обязанности гражданина давать свидетельские показания на суде – право суда вызвать гражданина в качестве свидетеля.

Правовые нормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде в законах и подзаконных нормативных актах, а также иных официальных источниках права.

Поэтому такие нормы, будучи официальными, общеобязательными предписаниями государственной власти, представляют собой формально определенные правила.

Этим признаком обусловлен тот факт, что правовые нормы формулируются в виде точных и достаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию и применению.



Источник: https://infopedia.su/15x8438.html

Система нормативно-правовых актов в РФ

Нормативный правовой акт система

Нормативные акты различаются прежде всего по своей юридической силе. Система нормативных актов делится на законы и подзаконные нормативные акты.

Законы: Конституция РФ – Федеральные конституционные законы – Федеральные законы – Законы субъектов федераций.

Подзаконные нормативные акты: Указы президента РФ – Постановления правительства РФ – ведомственные нормативные акты – локальные законы.

Закон обладает наивысшей юридической силой. Это акт представительского органа власти, который обладает верховенством по отношению к другим актам.

РФ: высший представительский орган власти- Совет Федерации, законодательный орган- Государственная Дума Конституция –основный закон любого государства – она обладает верховенством – является базой для любого текущего законодательства – в случае противоречия законов Конституции, вопрос решается конституционным судом – нормы Конституции могут применяться непосредственно – носит учредительный характер, принимается всенародно – усложн. порядок принятия, применения Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ и названным в Конституции (например, по введению чрезвычайного положения, о судебной системе). Принимаются совместным решением 2-х палат квалифицированным большинством ( Дума-2/3, СФ-3/4). В отношении этих законов Президент не имеет права вето. Федеральные законы принимаются по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ. Не могут противоречить Конституции и Федеральным конституционным законам. Не различаются между собой по юридической силе. – кодифицированные (Кодексы) – законы, регулирующие отдельные отношения (например, Закон об акционерных обществах) Принимаются Государственной Думой простым большинством . Президент обладает правом вето. Процедура: проект представляется в Думу, 3- и чтения, принимается, подлежит одобрению СФ (если не возражают, значит одобрен), в течение 14 дней подписание Президентом и обнародование. Если применено право вето, то закон возвращается на рассмотрение. Президентское вето может быть преодолено совместным анием Думы и СФ квалифицированным большинством.

Законы субъектов федерации принимаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов, а также относящиеся исключительно к ведению субъектов. Не могут противоречить федеральному законодательству.

Частью правовой системы РФ являются общепризнанные нормы международного права, а также международные договоры.

Пример: венская конвенция правил купли-продажи, в которой закреплен принцип приоритета норм международного права по отношению к внутренним законам (если они ратифицированы на территории РФ).

Указы Президента РФ обладают максимальной юридической силой среди подзаконных нормативных актов. Указы- нормативные акты, распоряжения –индивидуальные. Имеют прямое действие (без одобрения).

Постановления правительства носят нормативный характер, принимается большинством, подписываются председателем. Распоряжения- индивидуальный характер. Президент обладает правом отмены, если акт не соответствует законам или Указам Президента.

Ведомственные нормативные акты- инструкции положения, приказы- подлежат регистрации в Министерстве юстиции (иначе недействительны). Официальный источник опубликования- “Российские вести”. Если акт затрагивает межведомственные интересы, то без публикации недействителен.

Локальные акты- уставы, коллективные договоры- акты, действующие внутри какой-либо организации и не распространяются вне ее.

или

В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим:

1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;

2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;

3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;

4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения.

Закон считается одобренным, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов – конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия – требуется 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством .

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами.

Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации.

Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации.

В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу.

По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения.

Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений.

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств).

Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства.

Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д.

Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.

) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты.

Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму.

Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д.

Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах – правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы.

Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность.

Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти.

Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.

Общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай, санкционированный государством.

Нормативный договор. Договор – эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/43136.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.