Нормативные правовые акты издаются в виде

Доклад: Нормативный правовой акт

Нормативные правовые акты издаются в виде

НПА – это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену.

Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных; 2) существует особый порядок их принятия; 3) используется писаная форма и оформление в специальном виде; 4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;

5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера.

Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания.

Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковатьуже действующие нормы права.

Закон – это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона – Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).

Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной власти или акт, принятый всенародным анием (референдумом);

2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;

3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;

4) обладает верховенством в правовой системе государства.

Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного ания) 12 декабря 1993 года. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы – это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст.

118 Конституции РФ предусматривается , что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими.

Этим законам присущи следующие особенности:

1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом порядке – квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при ании.

В России, например, за федеральный конституционный закон должны проать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава.

В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство в обеих палатах (50% плюс один голос);

3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России – в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В числе упомянутых в Конституции России федеральных конституционных законов, уже приняты и действуют подобные законы – о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Судебной системе РФ и др. Предстоит принять законы о чрезвычайном положении, о военном положении, о гимне, флаге, гербе России и ряд других.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.

Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

1. постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер.

Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права.

А указ о повышении размера пенсий или пособий – это нормативный правовой акт, так рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3. постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4. нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства – правительством, местными органами государственной власти и иными органами.

Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е.

она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти – министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Определить, как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие.

В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 года, а вступил в действие с 1 января 1997 года.

Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в “Российской газете”, “Парламентской газете” или “Собрании законодательства РФ”.

Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом.

Постановление Правительства РФ вступает в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан,- по истечении 7 дней после опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиций, вступают в действие с момента регистрации.

Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока, на который он был принят, либо в вязи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющий старый.

В ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закреплено также правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что его действие не распространяется на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу. Закон же, смягчающий или устраняющий уголовную ответственность, имеет обратную силу.

Существует также такое понятие, как “переживание старого закона”. Это такая ситуация, когда формально отмененный нормативный правовой акт признается действующим применительно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия.

Одновременно применительно к такого же рода отношениям действует новый нормативный правовой акт, по-другому регулирующий такие отношения. Т.е. происходит как бы параллельное действие двух актов по одному предмету – отмененного и нового.

Фактически признается действующим не старый акт, а признаются правоотношения, возникшие на основании отмененного акта. Такой подход иногда необходим, чтобы сохранить стабильность в регулируемых отношениях.

( Так, те, кто вступил, в ЖСК до 1984 года продолжают возвращать кредит в течение 15 лет, а вступившие после 1984 года – будут расплачиваться в течение 25 лет).

Нормативные правовые акты прекращают действие во времени в следующих случаях:

1) истечение заранее установленного срока действия, если был принят на определенный срок;

2) отмена специальным актом правотворческого органа;

3) если по предмету данного акта принят новый, в котором содержатся специальные статьи об отмене предыдущего акта.
Иногда происходит фактическая отмена полностью или частично путем издания нового акта по данному вопросу без указания в его тексте об отмене старого.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-21801.html

Особенности нормотворчества исполнительных органов государственной власти

Нормативные правовые акты издаются в виде

Перфилова, А. А. Особенности нормотворчества исполнительных органов государственной власти / А. А. Перфилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64496/ (дата обращения: 20.01.2021).



В данной статье исследуются особенности нормотворчества исполнительных органов государственной власти, рассматриваются виды актов федеральных органов исполнительной власти.

Ключевые слова: органы исполнительной власти, нормотворчество, нормативно-правовые акты.

В системе правового регулирования современной России большую роль играют правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь, выносимые на министерском уровне.

Указанные акты представляют собой основную форму регулирования общественных отношений, принимаемые в целях разрешения насущных государственных управленческих задач.

Поэтому издание правового акта должно соответствовать задачам и функциям органов исполнительной власти на современном этапе политических и социально-экономических преобразований.

Нормативные акты федеральных министерств непосредственно не устанавливают, не изменяют и не прекращают какие-либо конкретные правоотношения.

Они устанавливают определенный правовой порядок поведения органов исполнительной власти, их должностных лиц, граждан и организаций и т. п. в сфере государственного управления.

Вместе с тем в них могут содержаться и нормы, которые определяют задачи, формы и методы деятельности соответствующих должностных лиц, служащих и работников государственного аппарата.

Типичным нормативным актом федерального органа исполнительной власти является акт, который содержит норму права.

Однако в практике органов исполнительной власти, равно как и других государственных органов, издается немало актов, которые правовые нормы не содержат, но имеют существенное значение для их установления, изменения их содержания или области действия, а также для отмены действия правовых норм, содержащихся виных нормативных актах.

Характеристика нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти, не иначе как актов, которые содержат нормы права, не позволяет дать необходимую всестороннюю характеристику нормативных актов и раскрыть все стороны их правотворческого значения.

Таким образом, наиболее целесообразной является характеристика нормативных актов, которые издаются органами исполнительной власти, как актов, которые оформляют решения соответствующих органов, направленных на установление, изменение или отмену правовых норм.

В процессе своей многогранной деятельности федеральные министерства принимают разнообразные решения и издают акты различных видов.

Вместе с тем, ни в Конституции Российской Федерации [1], ни в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [2] нет положений, регламентирующих виды актов федеральных министерств. Виды актов, издаваемых конкретными министерствами, определяются положениями о них.

Кроме того, в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г.

№ 10093 [3], указывается, что федеральные министерства издают нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Кроме того, в самих федеральных министерствах утверждаются правила подготовки нормативных правовых актов, в которых указывается, какие виды нормативных актов издаются в данном федеральном органе. Например, в Правилах в МЧС России указывается, что в Министерстве издаются приказы, правила, инструкции, положения.

Вместе с тем, и в правилах, и в индивидуальных положения об органах исполнительной власти отсутствуют обозначение целей установления разнообразных форм актов, а также признаков отличия от друг от друга.

Неурегулированность этих вопросов в нормативном порядке повлекла за собой различное их решение и в научной литературе. Единообразия в критериях разграничения юридических актов федеральных министерств нет и в практической деятельности.

Стоит уточнить, что множественные акты органов исполнительной власти других наименований, чем это установлено законодательством, по сути регулируемых вопросов, характеру регулирования выступают только как разновидности актов, издание которых предусмотрено индивидуальными положениями и упомянутыми Правилами. На основании изложенного все виды актов федеральных министерств можно разделить на следующие группы:

1) приказы;

2) распоряжения;

3) инструкции.

Акты под названием «приказ», определяют базовую группу юридических актов, которые издаются органами исполнительной власти, под которыми в современном мире понимается распорядительный документ федерального органа исполнительной власти.

В свое время в юридической литературе было бытует мнение, что приказ в отличие от других актов органов исполнительной власти имеет либо исполнительный, либо распорядительный характер. Данные признаки не являются характерными лишь для приказа.

Они в равной мере относятся ко всем актам министерств как правовому средству осуществления ими исполнительной власти. Кроме того, практически нельзя установить, что данный приказ является только исполнительным или только распорядительным актом.

Если приказ и содержит распоряжение о проведении соответствующих мероприятий, то он издается во исполнение, прежде всего, полномочий органа, предписания Правительства Российской Федерации и т. д.

На практике фактически невозможно встретить приказы исполнительного характера без указания на осуществление определенных мер.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в содержании многочисленных актов федеральных органов исполнительной власти, имеющих различное наименование, но входящих в одну группу, нет существенных различий.

Огромное количество видов юридических актов приводит к тому, что федеральные органы исполнительной власти буквально затопляют государственные учреждения, организации своими актами, которые нередко входят в противоречие с актами иных ведомств, а иногда и расходятся с законодательством.

Форма акта призвана служить организации и быть упорядочивающим элементом правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти. Различия видов актов органов не закреплены в нормативном порядке.

Выработанные практикой, во-первых, не базируются на принципиальных основаниях а, во-вторых, по большому счету не соблюдаются практикой.

На данный момент имеются все основания для выводов о том, что наименования актов органов исполнительной власти избираются произвольно.

Столь существенное количество разного рода юридических актов создает серьезные проблемы в работе федеральных министерств, зачастую становясь причиной нарушения законности.

Выходом из сложившегося положения может быть: сведение числа видов актов к четкому единообразию, закрепление их на законодательном уровне и повышение их стабильности.

Добиться этого возможно путем разработки и принятия Административного кодекса Российской Федерации.

В Кодексе следует законодательным путем оформить перечень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, при этом предусмотреть все их виды (указ, постановление, приказ, инструкция, положение, правило, распоряжение, устав, регламент, порядок, наставление, директива, норматив и другие), указать признаки для каждого вида актов, закрепить их четкую иерархию, регламентировать процедурные моменты их издания (принятия). Как представляется, необходимо отойти от практики двойной формы акта. С целью взаимного соответствия содержания и наименования актов в данном Кодексе должна найти свое отражение единая модель системы правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/286/64496/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.