Нормативные праворазъяснительные акты

Нормативно-праворазъяснительные акты

Нормативные праворазъяснительные акты

В литературе эти акты относят к источникам ТП , однако эта позиция является не верной.

Нормативно праворазъяснительные акты приняты изъяснять и истолковать существующую норму права, также их функция в том, чтобы конкретизировать правовую норму, временно восполнить пробелы в праве или путем ограничительного или расширительного толкования внести коррективы в деятельность определенных субъектов.

Нормативно праворазъяснительные акты могут применяться как правотворческими, так и не правотворческими субъектами.

Например Министерство по труду и занятости, которые могут разъяснять акты в виде писем, а не приказов, например: письмо федеральной службы по труду и занятости от 13 апр 2008 года «о предоставлении отпуска с последующим увольнением», письмо федеральной службы по труду и занятости от 30 апр 2008 «о порядке исправления ошибки, допущенной при заполнении трудовой книжки». К числу неправотворческих актов относятся постановление пленума Верховного суда РФ, высшего арбитражного суда РФ, определение и постановление конституционного суда РФ. Эти акты является обязательными для право применителей, несмотря на то, что они не указаны в ст5 ТК РФ в качестве источников ТП , они занимают особое место в числе нормативных регуляторов. Могут содержать новые правила поведения, обладающие элементом новизны, такие правила получили в литре название «нормативных правоположений» (Безина АК – судебная практика по трудовым спорам. 2004).

Конституционный Суд РФ вправе принимать постановления и определения. Особенность полномочий КС заключается в том, что он может признавать действующую норму права не конституционной. Правовым последствием такого признания является не применение данной нормы с момента ее признания не конституционной.

Это позволяет некоторым исследователям говорить о том, что акты КС РФ являются источником ТП , однако КС может только отменять правовые нормы и не может создавать новых норм права. Это не позволяет говорить о нем, как о полноценном законотворческом органе и квалифицировать его акты как источники ТП .

В литературе КС именуют негативным законодателем.

Нормативный договор и соглашение

Являются специфическим источником ТП . Нормативный договор и соглашение является результатом социально-партнерской деятельности, поэтому их часто именуют актами социального партнерства.

Нормативное соглашение (ст. 45 ТК РФ) – это правовой акт, регулирующий социально-правовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования ИТО и ООТТ на федеральном уровне, межрегиональным, региональным, межотраслевом, отраслевом и территориальном уровне соц.партнерства.

В качестве субъектов нормативного соглашения выступают объединения работников (объединения профсоюзов) и объединение работодателей на соответствующих уровнях.

Эти субъекты вправе создавать правила поведения которые в случае заключения соглашения является обязательными и обеспечены принудительной силой государства, ограничителем деятельности субъектов является ст.

[attention type=red]
9 ТК РФ, в которой закрепляется правило о том, что нормы нормативных соглашений не могут содержать условий, ограничивающих права, либо снижающий уровень работников, по сравнению с действующим законодательством.
[/attention]

На федеральном уровне существует генеральное соглашение между общероссийскими союзами профсоюзов и общероссийскими союзами работодателей с правительством РФ на 2008-2010 г. Республиканское соглашение между Кабмином РТ, ассоциаций предприятий, торгово-промышленной палатой РТ о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2007-2009 гг.

Нормативные соглашения могут быть 2х-сторонними и 3-хсторонними, когда в них участвует орган государственной власти соответствующего уровня, что обеспечивает реализацию принципа трипартизма и соответствует ст1 ТК РФ, где закрепляются, что задачей Трудового Законодательства, в т.ч. является достижение баланса интересов между работниками, работодателями и государством.

Коллективный договор

Коллективный договор – нормативно-правовое соглашение, которые заключается в организации, сторонами которого являются трудовой коллектив и работодатель в лице их представителей. Понятие КД (ст40 ТК), однако данное определение вызывает в литературе критику, т.к.

оно не отражает основных признаков коллективного договора. К числу таковых относятся, в том числе, возможность коллективного договора содержать локальные нормы права.

Помимо этого коллективные договор может содержать взаимные обязательства сторон и организационные условия.

Важным правилом является положение о том, что законодатель обязывает работодателя вступить в коллективные переговоры с целью заключения КД, даже если он этого не желает. В течении 7 календарных дней… (ст36 ТК РФ)

Также в ст. 22 ТК ведение коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора является одновременно и правом и обязанностью работодателя.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/44099.html

Нормативные праворазъяснительные акты

Нормативные праворазъяснительные акты

В литературе эти акты относят к источникам ТП , однако эта позиция является не верной.

Нормативно праворазъяснительные акты приняты изъяснять и истолковать существующую норму права, также их функция в том, чтобы конкретизировать правовую норму, временно восполнить пробелы в праве или путем ограничительного или расширительного толкования внести коррективы в деятельность определенных субъектов.

Нормативно праворазъяснительные акты могут применяться как правотворческими, так и не правотворческими субъектами.

Например Министерство по труду и занятости, которые могут разъяснять акты в виде писем, а не приказов, например: письмо федеральной службы по труду и занятости от 13 апр 2008 года «о предоставлении отпуска с последующим увольнением», письмо федеральной службы по труду и занятости от 30 апр 2008 «о порядке исправления ошибки, допущенной при заполнении трудовой книжки». К числу неправотворческих актов относятся постановление пленума Верховного суда РФ, высшего арбитражного суда РФ, определение и постановление конституционного суда РФ. Эти акты является обязательными для право применителей, несмотря на то, что они не указаны в ст5 ТК РФ в качестве источников ТП , они занимают особое место в числе нормативных регуляторов. Могут содержать новые правила поведения, обладающие элементом новизны, такие правила получили в литре название «нормативных правоположений» (Безина АК – судебная практика по трудовым спорам. 2004). 

Конституционный Суд РФ вправе принимать постановления и определения. Особенность полномочий КС заключается в том, что он может признавать действующую норму права не конституционной. Правовым последствием такого признания является не применение данной нормы с момента ее признания не конституционной.

Это позволяет некоторым исследователям говорить о том, что акты КС РФ являются источником ТП , однако КС может только отменять правовые нормы и не может создавать новых норм права. Это не позволяет говорить о нем, как о полноценном законотворческом органе и квалифицировать его акты как источники ТП .

В литературе КС именуют негативным законодателем.

Нормативные договоры и соглашения

Являются специфическим источником ТП. Нормативный договор и соглашение является результатом социально-партнерской деятельности, поэтому их часто именуют актами социального партнерства.

Нормативное соглашение (ст. 45 ТК РФ) – это правовой акт, регулирующий социально-правовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования ИТО и ООТТ на федеральном уровне, межрегиональным, региональным, межотраслевом, отраслевом и территориальном уровне соц.партнерства.

В качестве субъектов нормативного соглашения выступают объединения работников (объединения профсоюзов) и объединение работодателей на соответствующих уровнях.

Эти субъекты вправе создавать правила поведения которые в случае заключения соглашения является обязательными и обеспечены принудительной силой государства, ограничителем деятельности субъектов является ст.

[attention type=red]
9 ТК РФ, в которой закрепляется правило о том, что нормы нормативных соглашений не могут содержать условий, ограничивающих права, либо снижающий уровень работников, по сравнению с действующим законодательством.
[/attention]

На федеральном уровне существует генеральное соглашение между общероссийскими союзами профсоюзов и общероссийскими союзами работодателей с правительством РФ на 2008-2010 г. Республиканское соглашение между Кабмином РТ, ассоциаций предприятий, торгово-промышленной палатой РТ о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2007-2009 гг.

Нормативные соглашения могут быть 2х-сторонними и 3-хсторонними, когда в них участвует орган государственной власти соответствующего уровня, что обеспечивает реализацию принципа трипартизма и соответствует ст1 ТК РФ, где закрепляются, что задачей Трудового Законодательства, в т.ч. является достижение баланса интересов между работниками, работодателями и государством.

Коллективный договор

Коллективный договор – нормативно-правовой акт, который заключается в организации, сторонами которого являются трудовой коллектив и работодатель в лице их представителей. Понятие КД (ст40 ТК), однако данное определение вызывает в литературе критику, т.к.

оно не отражает основных признаков коллективного договора. К числу таковых относятся, в том числе, возможность коллективного договора содержать локальные нормы права.

Помимо этого коллективные договор может содержать взаимные обязательства сторон и организационные условия.

Важным правилом является положение о том, что законодатель обязывает работодателя вступить в коллективные переговоры с целью заключения КД, даже если он этого не желает. В течении 7 календарных дней… (ст36 ТК РФ)

Также в ст. 22 ТК ведение коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора является одновременно и правом и обязанностью работодателя.

Индивидуальное правовое регулирование трудовых отношений как процесс упорядочивания с помощью системы индивидуальных правовых актов (понятие, характеристика и виды индивидуальных правовых актов)

Индивидуально-правовое регулирование – система индивидуально-правовых актов, направленная на упорядочивание индивидуально-трудовых отношений и общественных отношений, непосредственно с ними связанных.

Термин индивидуально-правового регулирования означает, что одной из сторон этого регулирования. всегда выступает работник.

На индивидуально-правовое регулирование уполномочены только те субъекты, которые указаны в нормативно правовых актах, в них же определяется компетенция этих субъектов, их обязанности, и индивидуально-правовые акты, завершающие их деятельность.

Элементы:

15) индивидуальные договоры и соглашения – это соглашения, заключаемые между работником и работодателем в лице его представителя по вопросам, прямо закрепленным в ТК. Как правило, они заключаются самостоятельно, а иногда под контролем и с учетом мнения профсоюза (Ст99 и ст113)

Типичными примерами индивидуальных договоров в ТП является трудовой договор, договор о полной материальной ответственности, ученический договор, договор о повышении квалификации и профессиональной переподготовке и т.п. ИТС рассчитаны на более короткий период времени и касаются они конкретного субъективного ТП.

(соглашения о временном переводе на другую работу; соглашение о неполном рабочем дне (ст93);соглашение об отпуске без сохранении З/п; соглашение о возмещении работником материального ущерба с рассрочкой платежа (ст 248 ТК)) однако необходимо, чтобы возможность заключения была прямо предусмотрена в законе, иначе такое соглашение будет считаться недействительным.

Регулирования с помощью Индивидуальных соглашений получило в литературе название «индивидуально-договорное регулирование».

16) правоприменительные акты представляют собой одну из форм реализации права наряду с соблюдением, исполнением и использованием.

Особенность правоприменения заключается в том, что правоприменительной деятельностью могут заниматься лишь право уполномоченные на то субъекты, эта деятельность носит властный характер, она направлена на соблюдение субъективных трудовых прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом

Правоприменительной деятельностью занимаются следующие субъекты: работодатель и его представители, профсоюзные органы,

Необходимо отметить правоприменительная деятельность, в частности правоприменительная деятельность работодателя, носит неоднородный характер:

1) это проявляется в том, что в одних случаях издание приказа работодателя основано на его собственном усмотрении (ч.3 ст. 72.1), а в других случаях работодатель обязан действовать определенным образом (ст. 76)

2) правоприминительные акты работодателя могут самостоятельно устанавливать для работника новые обязанности и права, а могут лишь оформлять существующие  

Правоприменительные акты может быть классифицированы:

А)правоприменительные акты правоустанавливающего характера, эти акты является основанием возникновения субъективных трудовых прав и обязанностей работника.

В отличие от индивидуально-договорных актов права и обязанности, правоприменительные акты работодателя создаются без согласия работника. (приказ о наложении дисциплинарного взыскания (ст.

ст 190-191 ТК ); приказ о временном переводе работника сроком до одного месяца на необусловленную трудовым договором работу, в случае возникновения чрезвычайного случая)

Б) Правоприменительные акты правооформляющего акта, на основании других актов появляются субъективное ТП работника (приказ об оформлении приема на работу, который в данном случае лишь оформил возникшее на основании трудового договора трудовые отношения, с таким приказом работодатель обязан ознакомить работника под роспись в 3х-дневный срок, со дня фактического начала работы (68 ТК РФ)).

3) правоприменительная деятельность работодателя носит, как правило, единоличный характер, однако в случаях, предусмотренных ТК РФ, он обязан учитывать мнение профсоюза (например, при увольнении работника по некоторым основаниям)

Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1408;

Источник: https://studopedia.net/5_74197_normativnie-pravoraz-yasnitelnie-akti.html

Нормативные праворазъяснительные акты (понятие, функции, виды, отличие от источников права)

Нормативные праворазъяснительные акты

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 41Следующая ⇒

В литературе эти акты относят к источникам ТП РФ, однако эта позиция является не верной, нормативные праворазъяснительные акты призваны разъяснять и истолковать существующую норму права.

Также их функция заключается в том, чтобы конкретизировать правовую норму, временно восполнить пробел в праве или путем ограничительного или расширительного толкования внести коррективы в деятельность определенных субъектов.

НПРА могут приниматься правотворческими (ФСТЗ – которая может принимать НПРА в виде писем, а не виде приказов – письмо Федеральной службы по Труду и Занятости от 30 апреля 2008г. «О предоставлении отпуска с последующим увольнением», письмо ФСТЗ от 30 апреля 2008г.

«О порядке исправления ошибки, допущенной при заполнении трудовой книжки»), так и не правотворческими (постановление Пленума Верховного Суда РФ, постановления и определения Кон. Суда РФ – эти акты являются обязательными для правоприминителей, несмотря на то, что они не указаны в ст.

5 ТК РФ в качестве источников ТП РФ, они занимают особое место в числе нормативных регуляторов. Они могут содержать новые правила поведения обладающие элементом новизны, такие правила получили в литературе название нормативных правоположений – Судебная практика по Трудовым спорам Безина, 2004).

Конституционный Суд РФ вправе принимать Постановления и Определения особенность полномочий Конституционного Суда РФ заключается в том, что он может признавать действующую норму права неконституционной. Правовым последствием признания является не применение данной нормы с момента ее признания неконституционной.

Это позволяет некоторым исследователям говорить о том, что акты Конституционного Суда РФ являются источником трудового права. Однако Кон. Суд РФ вправе лишь отменять правовые нормы и не может созвать новых норм права. Это не позволяет говорить о нем как о полноценном законотворческом органе и квалифицировать его акты как источник ТП РФ. В литературе Кон.

Суд именуют негативным законодателем.

Нормативные правовые договоры и соглашения в организациях и вне организаций (понятие, виды, характеристика).

Нормативные договоры и соглашения – являются специфическим источником права; являет результатом социально-партнерской деятельности субъектов трудового права, поэтому их часто именуют актами социального партнерства(ст. 45 ТК РФ).

Нормативное соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними на федеральном уровне, межрегиональном, региональном, межотраслевом, отраслевом и территориальном уровне социального партнерства. В качестве субъектов нормативных соглашений выступают: – объединения работников (объединение профсоюзов); – объединение работодателей на соответствующих уровнях;

Эти субъекты вправе создавать правила поведения, которые в случае заключения соглашения являются обязательными и обеспечены принудительной силой государства.

Ограничителем деятельности субъектов является ст. 9 ТК РФ, в которой закрепляются правила о том, что нормы нормативного соглашения не могут создавать условия, ограничивать права или снижать уровень по сравнению с действующим законодательством.

На федеральном уровне существует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и правительства РФ на 2008-2010г.г.

Республиканское соглашение между кабинетом министров РТ, федерацией профсоюзов РТ, ассоциацией предпринимателей РТ, торгово-промышленной палатой РТ о проведении социально-экономической политике и развития социального партнерства на 2007-2009г.г.

Нормативные соглашения могут быть двусторонними, трехсторонними, когда в них участвуют органы государственной власти соответственного уровня. Это обеспечивает реализацию принципа трипартизма и соответствует ст. 1 ТК РФ, где закрепляется, что задачей трудового законодательства в том числе является достижение баланса интересов между работниками, работодателями и государством.

Индивидуальное правовое регулирование трудовых отношений как процесс упорядочивания с помощью системы индивидуальных правовых актов (понятие, характеристика и виды индивидуальных правовых актов).

Индивидуально-правовое регулирование в механизме правового регулирования.

– это система индивидуально-правовых актов направленная на упорядочивание индивидуально-правовых отношений и иных отношений непосредственно с ними связанных.

Термин означает, что одной из сторон этого регулирования всегда выступает работник.

ИПР уполномочены только те субъекты, которые указаны в НПА, в них же определяется компетенция этих субъектов, их права и обязанности и ИПА завершающие их деятельность.

ИП регул-е вкл. 4 элементов:

– индивид. тр. соглашения и договор

– правоприменительные акты

– правоохранительные акты

– акты саморегулирования р-ом своих труд.прав

Элементы:

1) индивидуальные договоры и соглашения – это соглашения, заключаемые между работником и работодателем в лице его представителя по вопросам, прямо закрепленным в ТК. Как правило, они заключаются самостоятельно, а иногда под контролем и с учетом мнения профсоюза (Ст99 и ст113)

2) правоприменительные акты – правоприменение представляет собой одну из форм реализации права наряду с соблюдением, исполнением и использованием.

Особенность правоприменения заключается в том, что правоприменительной деятельностью могут заниматься лишь право уполномоченные на то субъекты, эта деятельность носит властный характер, она направлена на соблюдение субъективных трудовых прав и обязанностей.

Правоприменительной деятельностью занимаются следующие субъекты: работодатель и его представители, профсоюзные органы, постановление совета трудового коллектива, решение квалификационной и аттестационной комиссии. Правоприменительные акты может быть классифицированы:

3) правоохранительные акты – эти акты призваны защищать и восстанавливать нарушенное субъективное право, к ним относится решение суда по конкретному трудовому спору, решение комиссии по трудовым спорам, предписания ФИС (федеральный инспектор труда) об устранении выявленных нарушений, распоряжений прокурора. Эти акты является правоприменительными, однако они самостоятельных прав и обязанностей не создают, они лишь защищают и восстанавливают права, созданные и закрепленные другими правовыми актами.

4) акты саморегулирования работником своих ТП – призваны в случаях прямо предусмотренных ТК , создавать для работника индивидуальные права для работника без согласия работодателя.

Акты саморегулирования как правило направлены на обеспечение баланса интереса сторон трудового договора, а в некоторых случаях должны создавать дополнительные гарантии для субъектов, нуждающихся в дополнительной защите (беременные женщины, лица, осуществляющие уход за детьми до 14 лет, либо ребенка-инвалида до 18 лет, лица, осуществляющие за больным членом семьи, инвалиды и т.п

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Источник: https://stydopedya.ru/2_66008_normativnie-pravoraz-yasnitelnie-akti-ponyatie-funktsii-vidi-otlichie-ot-istochnikov-prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.