Нормативно правовые акты законодательной власти

1) Нормативные акты органов законодательной власти:

Нормативно правовые акты законодательной власти

– ФКЗ, ФЗ, ЗаконыРФ, Законы РСФСР;

– Основызаконодательства;- Кодексы;

– Конституцияреспублик, входящих в состав РФ и уставыиных субъектов;

– Законы субъектовРФ.

2) Нормативные акты органов исполнительной власти:

В соответствии сКонституцией РФ Президент РФ не относитсяни к одной из ветвей власти, он обеспечиваетсогласованное функционирование органовгосударственной власти.

– Постановлениеправительства РФ;

– ведомственныенормативные акты.

3) Нормативные акты органов судебной власти:

Они связаны, восновном, с применением закона, егоразъяснением и толкованием.

– постановления,заключения, определения Конституционногосуда РФ;

– постановлениеПленума ВС РФ и ВАС РФ;

– решенияВсероссийского Съезда судей;

– Постановлениясовета судей РФ.

Правосудие– это осуществляемый судом особый видгосударственной деятельности пореализации судебной власти по реализациисудебной власти путем рассмотрения вконституционном, гражданском, арбитражном,административном и уголовномсудопроизводстве правовых споров,обеспеченный возможным применением наоснове закона государственногопринуждения для установления иливосстановления нарушенных прав, илинаказания правонарушителей и защитызаконных интересов граждан, юридическихлиц и государства.

Признакиправосудия:

  1. Правосудие – это особый вид государственной деятельности, осуществляемый специальными государственными органами и от имени государства.

    Это означает, что никаким иным, негосударственным органам, политическим, общественным и иным организациям, частным лицам не может быть предоставлено право осуществлять правосудие.

    Осуществление правосудия является реализацией судебной власти, которая, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной.

  2. Правосудием является только деятельность суда. Это означает, что органы предварительного расследования, органы прокуратуры, иные государственные органы, кроме судов, могут принимать участие в осуществлении правосудия, способствовать деятельности судов, но не могут сами осуществлять правосудие.

  3. К судам, как к органам, имеющим право осуществлять правосудие, относятся только те, которые перечислены в Конституции РФ (ст. 118-128) и ФКЗ «О судебной системе в РФ» (ст.4). Другие органы, хотя и могут иметь в названии слово «судебная», на самом деле судами не являются и правосудие не осуществляют. Создание чрезвычайных судов в РФ не допускается.

  4. Вместе с тем не всякая деятельность суда является правосудием. Например, в силу своего должностного положения председатель суда выполняет определенные организационные и хозяйственные обязанности. Подобные виды деятельности к правосудию не относятся. Правосудием является лишь деятельность суда, направленная на разрешение правовых споров.

  5. Правосудие осуществляется в определенной процессуальной форме. Процессуальная форма деятельности суда зависит от характера правового спора и не может быть предусмотрена ГПК, УПК, АПК, КоАП, ФКЗ «О Конституционном суде РФ». Степень сложности процессуальной формы зависит от категории рассматриваемого дела.

    Значение процессуальной формы заключается в том, что она дисциплинирует суд и других участников процесса, обеспечивает режим законности в процессе, повышает авторитет суда, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

    Процессуальная форма, в которой осуществляется правосудие, в зависимости от рассматриваемых споров и дел определяется как тот или иной вид судопроизводства.

  6. При осуществлении правосудия могут применяться достаточно серьезные виды принуждения, некоторые из них не свойственны другим видам государственной деятельности. Некоторые решения принудительного характера могут быть приняты только судом и никаким другим органом. Так, только суд может принять решение о заключении человека под стражу в качестве меры принуждения.

Правосудие– это форма, составляющая деятельность,которая заключается в рассмотрении иразрешении судебного заседанияотнесённого к компетенции судагражданского, уголовного и иных дел.

Признаки:

Правосудиеосуществляется специальным на то органом- судом.

Отправлениемправосудия занимается только суды,которые перечислены в законе “Осудебной системе”.

Правосудиеосуществляется в определённой закономпроцессуальной форме или в особомпроцессуальном порядке.

Порядок рассмотренияи разрешения дел судебными органами,определяется процессуальнымзаконодательством.

Правосудиеосуществляется путём рассмотрениясудебных заседаний в гражданском,уголовном и иных делах.

Гражданские дела- это дела по спорам, вытекающим изгражданских, семейных, трудовых,административных и иных правоотношений,а также дела особого производства.

Уголовные дела -это дела о преступлениях, предусмотренныхуголовным кодексом РФ.

Иные дела – оадминистративных правонарушениях.

Источник: https://studfile.net/preview/7384288/page:4/

Виды законодательных актов

Нормативно правовые акты законодательной власти

Система законодательных актов, регламентирующих ту или иную сферу жизни населения, формирует определённый вид права. Право – это более широкий по сравнению с законодательством термин, однако оно всецело опирается на него. Исторически сложилось материальное право, включающее в себя:

Конституционное право – направлено на регулирование отношений личности и государства.

Административное право – регулирует отношения государственных органов, должностных лиц, а также публичные функции государства.

Гражданское право – регламентирует имущественные и личные неимущественные отношения, права собственности и т.д.

Предпринимательское право – это перечень правовых норм по организации и ведению предпринимательской деятельности.

Трудовое право– устанавливает отношения в сфере наемного труда и рынка труда.

Финансовое право – включает налогообложение, государственные денежные средства и ценные бумаги.

Уголовное право – связано с правонарушениями преступного характера, и наказанием за них.

Экологическое право – регламентирует взаимодействие общества и природы, охрану окружающей среды и экологическую безопасность.

Семейное право – регулирует семейные отношения и связанные с ними имущественные отношения.

Право социального обеспечения – это распределение части ВВП населению путем денежных выплат, социального страхования, социальных услуг, льгот, а также реализация соответствующих правовых норм.

Также были разработаны порядок и процедуры осуществления прав и обязанностей людей, формализованные в виде процессуального права. Это право состоит из следующих видов: Гражданское процессуальное право и Уголовно-процессуальное право, а для России ещё и Арбитражный процесс.

Особое положение занимает Международное право, которое подразделяется на публичное; частное; наднациональное.

В рамках всех вышеперечисленных отраслей права в полном соответствии с ними, без противоречий, должен развиваться любой вид законодательства.

Законодательство базируется на различного рода нормативных актах. Нормативный акт — это разновидность документа, содержащего правовые нормы. Они устанавливают, изменяют,либоотменяют эти нормы. Среди таких документов выделяются две группы:законы иподзаконные акты.

Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами. Законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти. Они призваны регулировать весь перечень общественных отношений.

В России их принимает Государственная Дума, а далее рассматриваются, а затем одобряются или не одобряются Советом Федерации.

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

Конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету ведения Конституции РФ. Такие вопросы указаны в Конституции, а в дальнейшем через законы они получили своё развитие и детализацию.

Текущие законы – это нормативы, принимаемые для урегулирования важных вопросов жизни общества. Они не должны противоречить конституции и конституционным законам.

Виды нормативных актов в Российской Федерации и их иерархия приведена в таблице 1. В перечень актов не включены международные нормативные акты, которые признаёт наше государство. Они принимаются международными организациями, т.к.

они стоят особняком, вне определённого уровня государственной иерархии нормативных документов. Указы – издает Президент РФ. Он одновременно является главой государства и главой исполнительной власти.

В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным.

Постановления регламентируют основные решения вопросов социально-экономического характера, связанных с промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальной зашитой населения, внешними экономическими связями, организацией работы министерств. Эти документы вырабатываются Правительством. Кроме того, Правительство разрабатывает акты, связанные с установлением порядка исполнения законов, принятых законодательным органом.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. роль среди них отведена инструкциям. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории.

Есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются на всех граждан и организации (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.).

Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность.

Наиболее распространёнными законодательными актами являются нормативы законодательных (представительных) органов субъектов Федерации – законы.Они посвящены вопросам, связанным с бюджетом, налогами, приватизацией. Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Таблица 1 – Виды нормативных актов в Российской Федерации

Иерархический уровень Принимающий нормативный акт субъект Вид нормативного акта
Федеральный уровень Народ Конституция Российской Федерации
Государственная Дума Законы
Президент Указы
Правительство Постановления
Министерства Инструкции
Региональный уровень Думы (законодательные собрания) Законы
Губернаторы областей, краёв, президенты республик Указы
Администрации областей, краёв, правительства республик Постановления
Местный уровень Органы местного самоуправления Решения
Организации Корпоративные акты

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они призваны решать различные вопросы, связанные с порядком предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизационные) нормативные акты регламентируют внутренние вопросы. Они посвящаются вопросам использования финансовых средств, управлению, кадровым, социальным вопросам и другим вопросам).

Более широким является понятие нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт это правовой акт, принятый полномочным органом и содержащий предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Этот акт одновременно и нормативный и правовой. Он является официальным документом, выполненным вособом стиле, с учётом специальной терминологии, имеет четкую структуру и реквизиты.

Как отмечалось выше, кроме законов к законодательным актам относятся ещё и подзаконные акты.

Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. Они служат дополнению, конкретизации, развитию, детализации законов и имеют упрощённую процедуру принятия. К подзаконным актам относятся следующие виды документов:

указы и распоряжения Президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

приказы, инструкции, положения министерств и ведомств;

решения и постановления местных органов государственной власти;

решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

нормативные акты муниципальных органов;

локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.

Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 4451; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-65010.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.