Нормативно правовые акты признаки

Содержание

Нормативно-правовой акт, признаки

Нормативно правовые акты признаки

Определение 1

Нормативный правовой акт – это официальный юридический документ, который составлен и принят компетентными и полномочными на то органами, в письменной форме, и содержит в себе правовые нормы и правила, т.е. указания к действию по определенным вопросам, имеющие постоянное действие.

Нормативный акт должен быть составлен в соответствии с правилам законодательной техники. Нормативный государственный акт отличается языком (использованием специальных терминов) и наличием реквизитов (дата, номер, наименование).

Для нормативно-правовых актов характерны следующие черты: содержание общеобязательных правил поведения (норм права); односторонняя обязательность на лиц, на которые он рассчитан; имеет юридическую силу, обуславливающую его связь с иными нормативными актами; неконкретность адресата; является результатом законодательной деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Правом на составление нормативных актов обладают компетентные, уполномоченные государством органы, которые ведут правотворческую деятельность, анализируя и подводя итоги о необходимости узаконить порядок поведения общества в различных сферах.

Прежде всего, к таким органам относятся органы государственной власти, представляющие закон и государственные органы исполнительной власти. Стоит учесть, каждый государственный орган может издавать акты только определенного для его компетенции вида (указ, закон, распоряжение, постановление и т.д.).

Юридическая мощь нормативных актов напрямую зависит от государственной значимости органа, издавшего акт.

Нормативно-правовые акты создают систему, основанную на их юридической силе. Система нормативно-правовых актов – это комплексная субординационная связь предписаний государства, базирующаяся на их юридической силе.

Признаки государственного нормативного акта

Основные признаки государственного нормативного акта:

  • письменная форма;
  • наличие атрибутов, которые отличают его из множества других нормативно-правовых актов – наименование нормативного акта, название органа, издавшего акт, дата принятия в силу, порядковый номер, подпись- реквизиты соответствующего должностного лица и др.;
  • юридическая сила, которая определяется в зависимости от уровня значимости органа, принявшего его и, соответственно, занимающего место акта в системе нормативно-правовых актов;
  • определенная внутренняя структура – главы, разделы, статьи и т.д.
  • регулирует определенный предмет общественных отношений и споров;
  • время действия акта может как бессрочно, так и в течении определенного срока, прописанного в акте, также действие актов может быть прекращено по указу компетентных органов;
  • круг действительности акта, охватывает конкретную территорию (всю Федерацию, определенные субъекты или их часть, отдельное учреждение и т.д.);
  • наличие определенного места в единой иерархии нормативно-правовых актов, нормативный государственный акт должен не только занимать в этой иерархии свое место, но и быть взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;
  • правила поведения, прописанные в акте, имеют обобщенный характер и общеобязательны для всех, кому они адресованы.

Система нормативно-правовых актов обладает рядом особенностей: нормативные акты находятся в соподчиненной между собой связи; данная связь определяется юридической силой, которую они несут; роль и место нормативного акта официально отображено в их наименовании в системе властных предписаний государства (закон, постановление, Конституция и т.д.).

Различия между нормативно-правовыми актами обусловлены различиями в юридическом характере или силе, в содержании разрешаемых нормативными актами вопросов, в процедуре принятия нормативных актов. Во всей системе нормативно-правовых актов главная рол принадлежит закону.

Юридическая значимость нормативного правового акта определяется по ряду отличительных признаков:

  1. Нормативные государственные акты принимаются только от имени государств в определенном законом порядке.
  2. Нормативный акт – это результат правотворческой деятельности государственных органов и органов негосударственного характера, которых государство наделило правом на нормотворчество;
  3. Нормативный акт призван регулировать общественные отношения, соответственно содержит в себе обобщенные правила, нормы поведения, оказывающие охранительно–регулятивное воздействие на не персонифицированный круг субъектов.
  4. Реализация нормативных актов происходит в особом, определенном законом процессуальном порядке.
  5. Нормативный акт государственного значения имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановления).
  6. Нормы и правила, прописанные в государственных актах, подлежат обязательному исполнению, по необходимости – в принудительном порядке, одобренном государством.

Классификация нормативных актов

Многообразие форм правовых актов складывается в единую систему. Потребность в таком многообразии обусловлена широким кругом общественных отношений, которые регулируются правом и разнообразием методов воздействия на эти отношения. Верховенство закона и единый принцип правотворчества обеспечивает единство данной системы.

В зависимости от юридической значимости все нормативные акты можно разделить на законы и подзаконные акты.

Замечание 1

Закон – это нормативный акт, который издается высшим представительным органом государственной власти и обладает высшей юридической силой. В РФ действуют следующие виды законов: Конституция, или Основной закон; федеральные законы и федеральные конституционные законы. Все эти нормативно-правовые акты подразделяются по сфере действия.

Законы могут быть общефедеральные и республиканские. Общефедеральные законы регулируют общественные отношения, которые имеют значение для всей территории Росси, республиканские законы функционируют в пределах территории той или иной республики, входящих в состав Российской Федерации.

Юридическая сила нормативного правового акта – это совокупность свойств акта регулировать общественные отношения, порождать юридические последствия. Юридическую силу акта характеризуют следующие свойства: иерархичность нормативных правовых актов между собой, то есть их соотношения между собой; обязательностью исполнения нормативных актов.

Нормативный государственный акт – это закон, который принимается в установленном порядке референдумом или органом законодательной власти. Закон всегда выражает волю народа, обладает высшей юридической силой, с помощью чего регулирует особо важные общественные отношения.

Подзаконные акты изданы на основе законов и во исполнение этих законов, такие акты также содержат в себе юридические нормы, подзаконные акты базируются на законах, соответственно, обладают меньшей юридической силой.

Общие подзаконные акты в виде предписаний высших органов власти обладают следующими признаками:
  1. Указы президента обладают высшей юридической силой. Полномочия президента на правотворческую деятельность определяет Конституция страны или определенные конституционные законы. Указы президента могут регламентировать все стороны жизни, связанные с государственным управлением.
  2. Постановление правительства принимаются в непосредственной связи с указами президента и направлены в необходимых случаях на урегулирование более тонких вопросов государственного управления здравоохранением, экономикой, социальным строительством и т.д.
  3. Действие местных подзаконных актов ограничено территориально, ведомственные нормативно-правовые акты, внутриорганизационные подзаконные акты, решение судебных органов также обладают нормативным характером.

Приведение всей системы законодательства в соответствие с конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности является важнейшим аспектом законотворческой деятельности государства.

Действие нормативно-правовых актов подразделяется:

  • по времени – по вступлению нормативного акта в силу (с момента принятия или опубликования, с момента, указанного в акте или в утверждающем его законе, по истечении установленного срока после опубликования нормативного акта), прекращение действия нормативно-правового акта (в связи с принятием нового, его заменяющего акта, в результате прямого указания, по истечении установленного срока);
  • в пространстве – по территории РФ, по территории республик, входящих в состав России, на территориях административно-территориальных единиц (округ, район, область и т. д.);
  • по кругу физических лиц – граждане, лица без гражданства, иностранные граждане;
  • по кругу юридических лиц – государство (не являющееся юридическим лицом), органы государственного управления, общественные предприятия, организации, фирмы и др.

По содержанию подзаконные акты можно отнести к актам различных органов исполнительной власти. По субъектам составления и сфере влияния они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

Например, интернет технологии, развиваясь, входят во взаимодействие с человечеством и обществом в целом.

Государственный аппарат, реагируя подобный процесс взаимодействия, создает нормативные акты, которые служат регулятором отношений по поводу виртуальных и технических объектов.

Однако перед законодателем стоит задача не только создавать нормы в процессе возникновения конфликтов, но проектирование тех отношений, которые в реальной жизни пока отсутствуют. Создание таких нормативно-правовых актов происходит пробным путем, по необходимости корректировки и отмены неработающих законов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/normativno-pravovoy_akt_priznaki/

Нормативно-правовой акт: понятие и принципы

Нормативно правовые акты признаки

Что такое нормативно-правовой акт, особенности, принципы и виды

Ирина Нестерова ✔ 15.12.2017

Нестерова И.А. Нормативно-правовой акт: понятие и принципы // Энциклопедия Нестеровых

В системе права огромное значение имеет нормативно-правовой акт, его понятие и принципы. Проблемы и перспективы нормативно-правового акта, как института актуален среди правоведов и юристов.

Нормативно-правовые акты представляют собой форму права, которая уже давно изучена, но продолжает привлекать внимание юристов и правоведов. Исследованию подвергалась природа нормативных правовых актов, их признаки, свойства, в том числе и иерархичность.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определенными субъектами и содержит норму права [1].

Нормативно-правовые акты – источники права в Российской Федерации. Они играют исключительную роль в создании системы правовых норм, без участия которых не возникают другие источники права.

Особенности нормативно-правовых актов

Особенности нормативно-правовых актов содержат в себе характеристики нормативно-правового акта и звучат следующим образом:

  • Нормативно-правовые акты всегда имеют адресата;
  • Нормативно-правовые акты могут существовать только в гармонии с другими законами и соответствовать Конституции;
  • Нормативно-правовые акты издаются только уполномоченными органами власти

Совокупность особенностей и характеристик нормативно-правовых актов позволяет четко обозначить их задачи.

задача нормативно-правового акта – хранение правовой информации и доведение ее до сведения адресатов.

Виды нормативно-правовых актов

В правовой науке любой термин имеет широкий спектр трактовок, позволяющих идентифицировать его как уникальный и значимый. Нормативно-правовой акт не исключение.

Нормативные акты классифицируются по следующим критериям:

  • по видам;
  • по способу оформления и придания юридической силы:
  1. первичные акты, приобретающие юридическую силу, вводимые в действие;
  2. утверждаемые акты;
  1. акты, принимаемые государственным органом в коллегиальном порядке;
  2. акты, принимаемые на основе единоначалия.

Нормативно-правовые акты наделены юридической силой, которая показывает место нормативно-правового акта в системе законодательства [2].

Система нормативно-правовых актов РФ

По юридической силе акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Понятие закона поможет понять, почему именно он имеет первостепенную важность в иерархии нормативно-правовых актов.

Закон – это нормативные акты, принятые в особом порядке органом законодательной власти, обладающие высшей юридической силой и регулирующие общественные отношения [3]

В зависимости от значимости законы бывают базовыми и обыкновенными. К базовым относят все конституционные законы и Конституцию РФ.

Базовые законы получили свое название, так как они закрепляют основные начала государственного и общественного строя, составляют нормативную базу законодательства в государстве.

Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя, к которым относят:

  • права и свободы человека и гражданина;
  • форму государственного устройства, систему органов государственной власти;
  • направления законодательного регулирования;
  • порядок нормотворческой деятельности.

В Российской Федерации действуют также федерально-конституционные законы. Необходимость их издания предусмотрена Конституцией РФ. Они относятся к группе конституционных законов и имеют более сложную процедуру принятия, чем просто федеральные законы. В России на принятый конституционный закон вето Президента наложить нельзя.

Федеральные законы – это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения и издаются в виде кодексов, уставов и текущих законов [4].

Кодексы – нормативные акты, которые содержат общие положения и правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения.

Текущие законы – это нормативные акты, которые регулируют отдельные стороны политики, экономики, культуры.

Текущими законами в Российской Федерации являются федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, одобренные Советом Федерации, распространяющиеся на всю территорию Российской Федерации, законы субъектов Федерации – нормативные акты, которые издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются на территорию субъекта.

На основе закона принимаются подзаконные акты. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов государственной власти.

Классификация подзаконных нормативно-правовых актов в Российской Федерации

Признаки нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт – это акт нормативного характера, т.е. он выражает государственную волю, направленную на установление, изменение или отмену юридических норм. В то время как нормативные акты содержат в себе нормы права, правовые предписания, юридические нормы функционируют только в форме нормативных правовых актов.

Нормативно-правовые акты выступают в виде официального государственного документа составленного в определенной письменной форме.Они имеют обязательные атрибуты:

  • название акта,
  • наименование органа, принявшего акт,
  • дата принятия и вступления в силу.

Форма нормативно-правового акта

Нормативно-правовые акты всегда должны иметь письменную форму, которая предназначена для единообразного понимания и применения норм права, а также для предотвращения произвольного толкования правовых норм.

У неопубликованных нормативных актов нет юридической силы. Они не могут применяться. Нормативные акты обладают только письменной формой акта-документа, в которой формально закрепляется содержание норм права.

В нормативных правовых актах находит выражение формальная определенность. Государственная воля воплощается в нормативных правовых актах при помощи специальных средств их оформления. Алексеев С.Т. указывает на то, что именно по этой причине “…

воля государства не только должна быть изложена в языковой и логической форме и найти соответствующее словесно-документальное построение, но, и обязана получить специфически правовое выражение.

Это особое правовое выражение и образует специальное юридическое содержание нормативного акта как формы права” [5].

Подходы к признакам нормативно-правовых актов

Признаки нормативно-правовых актов рассматриваются специалистами в разных ракурсах. В этой связи была составлена сводная таблица, позволяющая систематизировать ключевые подходы к трактовке признаков нормативно-правовых актов в российском праве.

Признаки нормативно-правового акта по мнению различных авторов

АвторПризнаки нормативно-правового акта
1Тихомиров Ю.А.[6]
  • Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенных Конституцией и законами порядке и форме, направленный на установление, изменение, дополнение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
  • Нормативный правовой акт принимается органом государственной власти, наделенным правом принятия нормативных правовых актов в пределах его компетенции.
  • Нормативный правовой акт может быть принят совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из них как акт этих органов по согласованию с другими.
2Радько Т.Н. [7]
  • Нормативно-правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях – в результате прямого народного волеизъявления.
  • В нормативно-правовом акте формулируются и соответственно содержатся нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение.
  • Нормативно-правовой акт имеет официально-документальную форму и особую структуру.
  • Нормативный правовой акт имеет особый порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу.
3Сырых В.М. [8]
  • Нормативно-правовой акт содержит нормы права, но это не любая совокупность действующих норм права, он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права, в нормативном правовой акте должна содержаться как минимум одна оригинальная норма.
  • Номативно-правовой акт – это названный акт, содержащий оригинальные нормы права, но принятый некомпетентным органом государственной власти, не включается в систему нормативных правовых актов.
4Кулапов В.Л. [9]Нормативно правовой акт это:

  • Властно-волевой акт, исходящий от государства или признанный им.
  • Акт правотворчества
  • Официальный акт- документ
  • Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативного правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур.
  • Достижение целей нормативного правовой акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

В правовых актах, указывают исследователи, выражается общая или индивидуальная воля. И, так как она выражается по уполномочию государства в пределах, порядке и форме, установленных государствам, она становится государственной волей. Отсюда результаты соответствующих волеизъявлений охраняются и защищаются государство.

Требования к нормативно-правовому акту

Нормативно-правовые акты регулируют все сферы деятельности человека в гражданском обществе. К ним предъявляются серьезные требования, которые позволяют контролировать качество и потенциал нормативно-правового акта. Требования к нормативно-правовому акту нашли отражение на рисунке ниже.

Требования к нормативно-правовому акту

Важно понимать, что нормативно-правовой акт – акт нормативного характера, т.е. он выражает государственную волю, направленную на установление, изменение или отмену юридических норм.

Литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права – М.: Финансовый контроль, 2014
  2. Колюшкина Л. Ю., Лавриненко Н. И., Смоленский М. Б.. Теория государства и права. Экспресс-справочник для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: издательский центр “МарТ”, 2004
  3. Батычко В.Т. Теория государства и права в вопросах и ответах – Таганрог: ТРТУ, 2005.
  4. Быконя А.В. Законы: понятие, виды и их особенности // Проблемы современной науки и образования № 17. С. – 57-59
  5. Алексеев С.Т. Общая теория права. Том II – М.: Норма, 2012
  6. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: Юрайт, 2011
  7. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Проспект, 2012
  8. Сырых В.М. Теория государства и права – М.: Эксмо, 2008
  9. Кулапов В.Л. Теория государства и права – М.: Кнорус, 2015

Источник: http://odiplom.ru/lab/normativno-pravovoi-akt-ponyatie-i-principy.html

Какими признаками обладает нормативно-правовой акт

Нормативно правовые акты признаки

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы – их установление, изменение, отмену.

НПА регулируют общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества

Общественные отношения возникают между отдельными людьми, а также между различными объединениями людей, коллективами, группами и т.д. Регулирование общественных отношений выражается в форме установления предписаний, запретов, обязанностей, прав.

Например, отношения между супругами регулируются Семейным кодексом РФ, который в частности устанавливает равенство супругов в семье, определяет режим их собственности, порядок владения, распоряжения и пользования имуществом и другие вопросы.

2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами

Правотворчество – это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени. Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий.

Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап. Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.

Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом. И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е.

доведение его до сведения граждан.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит:

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • депутатам Государственной Думы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
  • Конституционному Суду РФ;
  • Верховному Суду РФ.

Правовой акт издается уполномоченными органами в пределах их компетенции, т.е. каждый орган имеет право издавать нормативный акт лишь по установленному законодательством кругу вопросов.

Кроме того, каждому органу, издающему правовую норму, установлена определенная форма, в которую он может данную норму облекать. Так, например, Правительство РФ может издавать постановления и распоряжения.

3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу

В нормативно-правовых актах содержится воля государства, она является обязательной и распространяется на неопределенное количество лиц – граждан государства.

Для того чтобы содержащиеся в правовом акте нормы права довести до сведения граждан государства установлена процедура – обнародование нормативного акта. Если данная процедура не выполнена – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Первая публикация полного текста нормативного акта в одном из следующих печатных изданий: «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» или же его первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» по адресу: www.pravo.gov.ru – является официальным опубликованием принятого нормативно-правового акта. После этого он считается доведенным до всеобщего сведения.

В дальнейшем принятый закон может печататься в других газетах и журналах, сведения о его принятии могут быть озвучены по телевидению и радио, разосланы по каналам связи государственным органам, организациям и т.п.

4. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

  • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
  • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
  • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Действия при утрате паспорта”, которая поможет восстановить этот документ.

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с порядком заключения трудового договора.

5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:

  • оглавление, если текст нормативного акта большой по объему.
  • преамбулу, которая определяет мотивы и цель принятия данного закона.
  • части, как правило, имеют объемные нормативные документы, регулирующие какую-нибудь отрасль права – кодексы. Например, Уголовный кодекс РФ содержит общую часть и особенную часть, Гражданский кодекс РФ разделен на четыре части.
  • разделы, используют для описания отдельных видов отношений. Например, в Трудовом КодексеРФ существуют разделы: Трудовой договор, Рабочее время, Время отдыха, охрана труда и др.
  • главы детализируют разделы. Раздел Трудовой договор состоит из следующих глав: Общие положения, Заключение трудового договора, Прекращение трудового договора, изменение трудового договора, защита персональных данных работника.
  • статья является основным структурным элементом текста нормативно-правового акта, так как именно в статье содержится правовая норма. Например, в статье «Форма трудового договора» закреплено правило, предписывающее заключать трудовой договор в письменной форме. Статья может подразделяться на пункты и подпункты.
  • заключительная часть, которая регулирует следующие вопросы: вступление закона в силу, изменение или прекращение иных законов в связи с принятием данного акта, о порядке рассмотрения споров, исковых сроках и др.

6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества

В совокупности нормативно-правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

Иерархия НПА:

  • Конституция РФ;
  • Федеральные Конституционные законы;
  • Федеральные законы;
  • Акты Президента;
  • Акты Правительства;
  • Ведомственные Акты;
  • Корпоративные акты.

Иерархия НПА субъектов РФ:

  • Конституции и Уставы субъектов РФ;
  • Законы субъектов РФ;
  • Акты органов местного самоуправления.

7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства

Нормы права являются обязательными для всеобщего исполнения. В случае их нарушения государство применяет установленные санкции.

Так, в случае совершения административного правонарушения, могут быть применены следующие санкции:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/priznaki-npa/

Признаки нормативного правового акта

Нормативно правовые акты признаки

Существенные признаки нормативного правового актапредставляют собой актуальное направление развития юридического знания.

В условиях молча­ния законодателя и отсутствия единого мнения в других информационных системах (судебная прак­тика и юридическая наука) актуальность вопроса о правовой природе, определении и свойствах нормативного правового акта возрастает.

Представляется, что наиболее полное представление о данном объекте может дать выявление и рассмотрение каж­дого его признака. В современных условиях дей­ствующее законодательство и судебная практика ориентированы на очень квалифицированных пользователей.

Уже на стадии обращения в суд заявитель должен уметь различать нормативные и индивидуальные правовые акты для того, чтобы правильно выбрать модель своего поведения. На всех этапах судебной процедуры он должен умело пользоваться то при­знаками нормативности, то письменной формы, то компетентностью органа на издание акта.

Накопленные практикой и обобщенные теори­ей признаки нормативного правового акта позволя­ют сформулировать комплексное определение.

Нормативный правовой акт — это письменный офи­циальный документ, принятый в определенной форме и процедуре, направленный на возникнове­ние, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное при­менение, длительное существование, регулирова­ние общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.

Правовые акты издаются компетентными органами и лицами в пределах их компетенции и адресованы неперсонифицированному кругу субъектов. Каж­дый из перечисленных признаков в процессе право­применения имеет существенное значение.

1. Нормативный правовой акт имеет волевое со­держание. Это означает, что он является формой выражения чьей-то воли, т.е. целенаправленной организующей силы.

Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. По мнению С.С. Алексеева, акт во всех случа­ях выражает волю государства. Отсюда его власт­ность, авторитарность[14].

Позитивистские тра­диции имеют давние корни, были отражены еще в работах Г.Ф. Шершеневича в начале XX в. Он отме­чал, что «норма права исходит непосредственно от государственной власти, составляет прямое выра­жение воли органов власти»[15].

Российской юридической науке свойственны не только позитивистские взгляды. Согласно со­циологическому подходу закон должен отражать общественные интересы. Законодатель должен вы­явить эти потребности, точно их закрепить в тексте и издать в качестве закона.

Одним из сторонников был Л. Кассо. Ученый достаточно негативно относился к такой форме права, как законодательство.

Причины низкой эффективности государственных актов ученый видел в отсутствии их поддержки со стороны общества, отрешенности от действитель­ности и догматизме[16].

Обобщая сказанное, можно констатировать на­личие противоречащих тенденций в трактовке волевого содержания нормативного правового акта. Одно направление идет в сторону сужения круга лиц, чьи интересы он выражает. Второе направле­ние — в сторону увеличения до отражения всеобще­го интереса.

Если опустить количественные характеристи­ки, то правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляются цель и задачи, на решение которых он направлен. Демо­кратическое общество, государство и право предпо­лагают, что нормативный акт является закреплени­ем разумных, социально значимых потребностей.

2.  Официальный характер также является важ­ным признаком нормативного правового акта. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, документ несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают ввиду его связи с государством.

Тот факт, что нормативный правовой акт пред­назначен для государственной организации обще­ственных отношений, требует взаимодействия ин­формационных потоков в системе «государство — общество». Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления ад­ресатов предписаний с его содержанием.

3.  Правовой акт входит в единую систему, осуще­ствляя правовое регулирование в соответствии с об­щими целями и задачами общества и государства. Система нормативных актов должна иметь иерархическое строение.

Требование системности означает, что каждый нормативный правовой акт является частью системы законодательства. Он не должен противоречить другим элементам этой системы.

Законодательство должно выступать единым массивом, в котором взаимосвязаны все нормы права и
они не противоречат друг другу. Они взаимно дополняют, уточняют, развивают друг друга.

Не случайно именно вопросам иерархичности современных актов посвящаются монографические исследования[17]. Благода­ря иерархичности может проводиться идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать.

Необходимая иерархичность имеет место в слу­чае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актов по ос­нованиям, включая юридическую силу. Система законодательства должна включать нормативные правовые акты в строгой последовательности. А компетентные органы государственной власти должны осуществлять законные действия по защи­те этой системы от нарушений.

4. Нормативностьявляется квалифицирующим признаком актов данного вида. Нормативность рас­крывается через такие свойства, как всеобщность и общеобязательность. Всеобщий характер норма­тивного правового акта проявляется в том, что он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение[18].

Нормативность является важнейшим призна­ком нормативных правовых актов.

Это свойство яв­ляется основополагающим для права в целом, так как именно через него реализуются социальная ценность права, его регулятивные свойства.

Норма­тивный характер акта, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, выражается в том, что он касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение[19].

Нормативность выражает всеобщность содер­жания и действия акта, который закрепляет поря­док отношений, действующий как угодно долго во времени.

5. Для характеристики нормативного правового акта исключительно большое значение имеет его до­кументарная природа.В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного пра­вового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ. Еще в 1973 г. С.С.

Алексеев подчеркивал значение юридической техники, которая представляет собой «средства и при­емы документарного выражения нормативного акта… средства и приемы специально-юридического изло­жения их содержания»[20].

Действительно, особая при­рода и предназначение нормативных правовых актов требуют четкого установления формы документа, тре­бований к языку и стилю изложения. Относительно языка нормативных правовых актов А.Ф.

Шебанов от­мечал, что «законодатель стремится дать предельно ясное и четкое, словесное выражение каждой право­вой нормы, чтобы наиболее полно, определенно и вместе с тем просто и доступно передать ее содержа­ние… обеспечить единообразное понимание и ис­полнение правовых норм»[21].

Вопросы формы, структуры и текста недостаточ­но освещены в законах. Этот пробел восполняется в подзаконных актах. Они же регулируют вопросы юридической техники применительно к законам.

Инструкция по оформлению проектов нормативных право­вых актов, подготавливаемых в Судебном департаменте для представления в органы государственной власти, утвержде­на Приказом Судебного департамента Верховного Суда Рос­сийской Федерации от 19 ноября 1999 г. № 144. (Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».)

Таким образом, нормативный правовой акт — это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законода­тельной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наимено­вание и т.п.).

6. Для нормативного правового акта большое значение имеют процедурные вопросы. Так, напри­мер, Г.Ф. Шершеневич указал, что признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке[22].

Российское государство создало достаточно раз­витый механизм правового регулирования право­творчества. Основные идеи, принципы, конструк­ция законодательного процесса получили закрепле­ние в Конституции Российской Федерации.

Кон­ституционный Суд Российской Федерации устано­вил, что «из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соот­ветствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодатель­ного процесса соблюдать установленную Конститу­цией Российской Федерации процедуру законотвор­чества»[23]. В законах эти основополагающие тезисы конституционной доктрины дальнейшего развития пока не получили.

Значение процедурных вопросов исключитель­но велико, что подчеркивается возможностью отме­ны нормативных правовых актов в случае нарушения порядка их принятия. Этот вопрос становился пред­метом рассмотрения высших судебных инстанций.

Так, например, Верховный Суд Российской Феде­рации рассмотрел дело о признании незаконным и недействующим Положения Банка России. В ходе разбирательства Верховный Суд Российской Федерации подверг анализу правотворческую проце­дуру Центрального банка России в части под­писания нормативных правовых актах.

Судебный орган даже установил зависимость между правомочи­ями должностных лиц и актами, которыми их права могут устанавливаться (передаваться): «Полномочия Председателя Банка России по участию в нормотвор­честве закреплены на уровне федерального закона, не предусматривающего право на передачу этих полно­мочий или их части другим должностным лицам Бан­ка России.

Актом, имеющим меньшую юридическую силу, такое право не может быть предоставлено»[24].

Процессуальные вопросы создания норматив­ных правовых актов достаточно интенсивно рас­сматриваются в практике Конституционного Суда Российской Федерации, им дано толкование мно­гих статей закона, имеющего большую юридичес­кую силу, затрагивающих процедурные нормы.

7. Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции.Их правомо­чие на издание актов устанавливается конституци­ей, законами, иными актами.

Каждому правотвор­ческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои пред­писания. Например, Президент Российской Фе­дерации создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответ­ствующих юридических нормах.

Например, в об­щих чертах она закреплена в ст. 71 и 72 Конститу­ции Российской Федерации. В данном признаке фактически объединены два, однако разъединение их затруднительно. С одной стороны, орган должен соблюдать требования к форме (указ, приказ и др.), с другой — .

Второе требование озна­чает, что каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пре­делы представляет собой нарушение компетенции.

Компетенция правотворческих органов может носить всеобщее значение, а может относиться к отдельным стадиям принятия нормативного право­вого акта.

Так, Верховный Суд Российской Федера­ции разъяснил, что «исходя из общего принципа правотворчества, дозволяющего на стадии при­нятия акта действия лишь строго в пределах специ­альной компетенции участников процесса, предо­ставление (делегирование) права подписания нор­мативных актов этими участниками другим лицам недопустимо, если иное прямо не предусмотрено юридическим актом не ниже уровня, на котором определена специальная компетенция»[25].

В целом Верховный Суд Российской Федера­ции по заявлениям сторон достаточно интенсивно участвует в оценке компетенции участников право­творческой деятельности.

Так, например, Магадан­ское областное общество охотников и рыболовов обратилось в суд с жалобой, в которой просило при­знать недействительным приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 315 «О предо­ставлении права на охоту».

По мнению заявителя, акт издан неправомочным органом, его содержание противоречит постановлениям Правительства Рос­сийской Федерации, во исполнение которых он принят. Для вынесения решения суду пришлось рассмотреть и оценить компетенцию не только самого правотворческого органа, но и его пред­шественников.

Были исследованы нормативные правовые акты, устанавливающие полномочия Ми­нистерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в области охраны и регули­рования использования животного мира на терри­тории России.

Суд установил, что по вопросам ком­петенции министр издает приказы, распоряжения, указания и инструкции. Это позволило ему сделать вывод о том, что приказы, регламентирующие по­рядок выдачи удостоверений на право охоты, изда­ны компетентным правотворческим органом в пре­делах его полномочий»[26].

Таким образом, признаками нормативного правового акта являются:

1) издается в установленном заранее порядке уполномоченными субъектами в пределах их компетенции;

2) содержит правовые нормы, правила поведения;

3) обязателен для неопределенного круга лиц;

4) рассчитан на неоднократное применение;

5) направлен на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Источник: https://studopedia.ru/21_41770_priznaki-normativnogo-pravovogo-akta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.