Нормативно правовой акт примеры в россии

Содержание

Примеры нормативно правовых актов с пояснениями

Нормативно правовой акт примеры в россии

Развитая и цивилизованная страна должна жить по нормам права.

Для этого на разных уровнях власти издаются официальные документы, которые и регулируют те или иные сферы деятельности.

Примеры нормативно правовых актов в РФ должны знать все, потому что именно они являются доминирующими источниками самоуправления.

Официальная документация обязательна к исполнению для всех граждан, что считают себя законопослушными.

Нормативно правовой акт и его примеры

Без существующих нормативно правовых актов (НПА) в любом мире наступит полная анархия. Эти официальные документы в текстовом виде закрепляют правовую информацию, которая обязательна к использованию всеми гражданами.

1. Что такое нормативно правовой акт?

Первое, что нужно знать о нормативно правовых актах – то, что это официальные документы, которые прописываются и принимаются лишь уполномоченными на то законодательными органами в особом порядке.

То есть, даже при большом желании обычный человек не может сесть и написать Конституцию, которая бы распространялась на всю страну.

А вот взрослое население страны вправе влиять на создание или изменение таких актов. В качестве примера может служить референдум, который проводится во многих странах с целью узнать мнение общества по поводу вводимого законопроекта или изменений к Конституции.

Основное определение НПА можно найти в Постановлении Госдумы № 781-II, что было принято в 1996 году:

Согласно особенностям романо-германской правовой системы, которая используется и РФ, именно нормативные акты являются основным источником права в стране. Их содержание (особенно это касается главного документа – Конституции) не подлежит оспариванию, потому что принимается на высшем государственном уровне.

Права и обязанности человека: 33 вещи, которые нужно знать

Хотя известны случаи, когда высший законодательный орган (Парламент) или взрослое население страны на референдуме меняли действующую государственную Конституцию.

Но подобные практики не имеют широкого распространения, да и сама процедура не так проста, чтобы к ней можно было прибегать слишком уж часто.

2. Как создаются НПА, что могут служить примером для остальных?

Создание официальных актов – сложный процесс, к которому выдвигаются конкретные требования.

Вот почему не каждый человек, а то и государственный орган располагает полномочиями вершить право в РФ.

Есть 4 основных требования, которых нужно придерживаться в обязательном порядке, создавая законопроект:

  1. Высокое качество.

    Чтобы создать качественный официальный документ, нужно, иметь не только юридическое образование, но и приличный опыт работы в этой сфере.

    Акты, которые отличаются низким качеством (были приняты наспех, содержат ошибки и неточности, не могут считаться полными и т.д.) обычно или дорабатываются, или утрачивают силу, когда появляется более усовершенствованная версия.

  2. Четкая структура.

    Даже если содержание бумаги не вызывает сомнений, но его структура отличается хаотичностью, такая бумага подлежит доработке. Наиболее оптимальная структура – вводная часть и статьи, которые тоже строятся по определенному принципу.

  3. Отражение объективной реальности.

    Мы живем в реальном мире, поэтому и действующая законодательная база должна отражать основные аспекты этой реальности. Вот почему при создании НПА важно опираться не на фантазии, пусть даже и с благими намерениями, а на объективную действительность.

    Если какие-то статьи пойдут в разрез с реальностью, то они просто не будут использоваться.

  4. Доступность для понимания.

    Конечно, подобная важная документация не может писаться совсем уж примитивным стилем в разговорном жанре, но и усложнять их настолько, чтобы сделать недоступными для понимания простых граждан, не имеет смысла.

    Даже люди без юридического образования должны понимать, о чем идет речь.

3. Какими особенностями отличаются примеры нормативно правовых актов?

[adsense1]

Основные особенности действующих НПА:

  1. Ориентация на управление отношениями в разных сферах общественной жизни.
  2. Правотворческий процесс, который предшествует созданию любой правовой бумаги.
  3. Официальный характер, который носит каждый из НПА.
  4. Наличие специальных реквизитов:
    1. наименование акта (например, закон, постановление, приказ)
    2. наименование государственного органа, который принял данный документ (Государственная Дума, Президент, Правительство, Министерство)
    3. дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят
  5. Каждый является частью единой правовой системы государства.
  6. Обязателен к исполнению как рядовыми гражданами, так и государственными органами, потому что содержит нормы права, актуальные на момент принятия бумаги.
  7. Принимается согласно официальной процедуре. Обычно вступают в силу после того, как публикуются и таким образом информируют население державы о своем появлении.
  8. Длительное время, которое требуется для принятия того или иного правового акта. Это связано и со сложностью создания документа, и с ответственностью, что лежит на создателях, и с многоуровневой процедурой, которой необходимо придерживаться.
  9. Четкая внутренняя структура: разделы, главы, статьи и т.п.
  10. Исполнение любого законодательного акта контролируется государством, что имеет право проявлять свою силу при необходимости. Пример – наказание, предусмотренное за нарушение того или иного государственного закона.

Принципы классификации нормативно правовых актов

[adsense2] Не существует единого принципа классификации нормативных актов, потому что при выделении разных групп учитываются неодинаковые признаки.

В юридической практике используют 4 признака, которые и легли в основу классификации НПА:

  • субъект инициирования создания документа;
  • область распространения;
  • срок действия;
  • уровень юридической силы.
Классификационные особенности в зависимости от
Субъекта инициирования создания документа Классификационные особенности в зависимости от Создание нормативно-правового акта может инициироваться: – государственным органом; – общественной организацией;- народом (референдум).
Области распространения Выделяют: – федеральные НПА; – акты субъектов РФ; – акты муниципальных органов;- локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
Срока действия В зависимости от времени влияния выделяют: – акты, принятые на неопределенное длительное время;- акты временные (на определенный период).
Уровня юридической силы По этому признаку все существующие в стране правовые акты делятся на: – законы;- подзаконные акты.

Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы

[adsense3] Юридическая сила – основной классификационный признак.

Именно эта особенность позволяет говорить о значимости того или иного документа, а также понимать, какие из официальных бумаг являются главенствующими в регулировании правовых отношений.

Принято считать, что НПА изданные вышестоящим органом, к примеру, Государственной Думой, имеют приоритет перед документацией, которую составляют местные органы самоуправления.

1) Примеры законов как нормативно правовых актов

[adsense4] Законы разрабатываются органом законодательной власти, которым в РФ является Государственная Дума.

Выделяют 4 вида такой документации:

  1. Конституция РФ.

Источник: https://yuristotboga.com/raznoe/primery-normativno-pravovyh-aktov.html

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ:ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. ИЗ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Нормативно правовой акт примеры в россии

Если говорить о легальном ПОНЯТИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА, то в России на федеральном уровне такое понятие отсутствует, при этом оно встречается в региональном законодательстве (применительно к нормативным правовым актам органов государственной власти). Например, в соответствии с п. 1 ст.

2 Закона Кировской области от 25 сентября 2013 года № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», нормативный правовой акт органа государственной власти Кировской области – это официально опубликованный (обнародованный), вступивший в силу письменный документ, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного на то органа государственной власти Кировской области, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии со ст.

2 Закона Республики Марий Эл от 06 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» , нормативный правовой акт Республики Марий Эл – это письменный документ, принятый (изданный) управомоченным органом государственной власти Республики Марий Эл в определенной законодательством форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть обязательных предписаний постоянного или временного характера для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение на территории Республики Марий Эл.

Аналогичные законы, определяющие понятие нормативного правового акта приняты и во многих других регионах, а вот на федеральном уровне, повторимся, такого нет.

В достаточно “стареньком” Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 г.

№ 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» отмечается, что «нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение» . Данное определение достаточно часто используется в официальных документах, регулирующих вопросы подготовки нормативных правовых актов .

При этом проблема дефиниций нормативно-правовых актов, используемых в законодательстве, связана с тем, что здесь определения носят достаточно узкий характер, поскольку непосредственно связаны со сферой, которая регулируется конкретным законом, использующим такое понятие.

Например, вышеприведенные примеры из регионального законодательства связывают нормативно-правовые акты с конкретными субъектами их принятия, а именно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целом такой подход справедлив, поскольку региональный законодатель не рассуждает о том, что в целом является нормативно-правовым актом, а определяет его дефиницию применительно к конкретному региону, в общем же круг субъектов, полномочных принимать нормативные правовые акты, намного шире, вплоть до народа, который может принят такой акт посредством референдума как формы прямого народовластия.

В науке можно встретить следующие дефиниции нормативно-правового акта.

  • “Нормативный правовой акт – это источник права, из которого возникает государственное регулирование как способ выражения социального интереса субъектов права, имеющий установленную форму, закрепляемый посредством особого рода нормотворческих процедур и предназначенный для реализации данного интереса путем общеобязательности”.
  • “Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый (изданный) в установленной законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках их компетенции, содержащий нормы права – правила поведения общего характера, неперсонифицированные, рассчитанные на многократное использование, направленный на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия”.

ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

Определения нормативно-правовых актов позволяют выделить систему их признаков.

  •  акт характеризуется волевым содержанием;
  •  акт имеет официальный характер;
  •  акт входит в единую систему;
  •  акт носит нормативный характер;
  •  акт представляет собой письменный документ;
  •  акт принимается по специальной процедуре;
  •  акт принимается компетентными органами;
  •  акт регулирует общественные отношения;
  •  акт гарантируется принудительной силой государства .

ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативно-правовые акты могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, в основу такой классификации могут быть положены:

  •  юридическая сила нормативно-правового акта;
  •  особенности правового положения субъектов правотворчества;
  •  срок действия нормативно-правового акта;
  •  сфера действия нормативно-правового акта;
  •  предмет правового регулирования.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

  •  Конституцию;
  •  законы;
  •  подзаконные нормативные акты.

Конституция обладает высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации, ее нормы имеют прямое действие, и в случае противоречия любого иного нормативно-правового акта Конституции применяются нормы последней.

В свою очередь, законы можно разделить на федеральные конституционные и федеральные.

Отдельно можно назвать «законы Российской Федерации», т.е. нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу действующей Конституции (например, Закон РФ «О недрах» ). Атрибутом «федеральные» такие законы не наделены, хотя по своей юридической силе приравниваются к ним.

Безусловно, именно законы (федеральные конституционные и федеральные) являются ядром правовой системы России, и они занимают центральное место в классификации нормативно-правовых актов.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и др.

Следует отметить, что юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами .

В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества, их места в системе публичной власти, нормативно-правовые акты подразделяются на:

  •  акты, принятые в результате референдума;
  •  акты, изданные государственными органами;
  •  акты органов местного самоуправления.

В свою очередь, акты, изданные государственными органами, в силу федеративного устройства России можно разделить на принятые органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.

  •  постоянные – такие акты не ограничены в своем действии временным промежутком и действуют вплоть до их отмены.
  •  временные (срочные) – такие акты ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

При этом временный (срочный) характер нормативно-правового акта должен быть прямо прописан в законе. Иными словами, «по умолчанию» любой нормативно-правовой акт является бессрочным (постоянным). Чтобы такой акт приобрел характер временного (срочного), конкретный срок его действия должен быть прямо указан в таком акте.

По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

  •  общегосударственные, действующие на всей территории страны;
  •  региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

По предмету правового регулирования (по содержанию) выделяют:

  •  акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в сфере трудовых отношений и т.д.

При этом такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания.

Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер.

Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

Например, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации включает в себя гражданско-правовые нормы, административно-правовые, нормы предпринимательского права и т.д.

Элементы состава преступления. Из теории уголовного права – здесь

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5faa7e02363ad27e8d3edee1/normativnopravovoi-aktponiatie-priznaki-i-vidy-iz-teorii-gosudarstva-i-prava-5fc3f38b4c127965db129da6

Понятие и содержание нормативных правовых актов (НПА)

Нормативно правовой акт примеры в россии

Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Для НПА характерны следующие признаки:

  • это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.
  • это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.
  • это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.
  • подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Виды НПА

Поскольку Российская Федерация (РФ) является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (РФ) и субъектов РФ, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

Таким образом, виды НПА в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления.

Виды НПА в зависимости от срока действия:

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

По юридической силе все НПА подразделяются на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Законы – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Подзаконный правовой акт – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов.

Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт.

В РФ установлена следующая иерархическая система НПА (в зависимости от их юридической силы):

♦ Конституция РФ. ♦ Международные договоры и соглашения РФ (имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты РФ);

♦ Федеральные законы:

    • законы РФ о поправках к Конституции РФ;
    • Федеральные конституционные законы; 
    • Федеральные законы (в том числе Кодексы).

♦ Федеральные подзаконные правовые акты:

    • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
    • Постановления Правительства России;
    • Акты федеральных органов исполнительной власти – министерств, федеральных служб и агентств, а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации, таких, как: Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д. (приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);

♦ Законы субъектов федерации.

♦ Подзаконные правовые акты субъектов федерации:

    • решения и постановления местных органов государственной власти;
    • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
    • нормативные акты муниципальных органов.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между РФ и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Важно! Обязательным условием вступления в силу НПА является их официальное опубликование.

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

В соответствии с Конституцией РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/npa/

Примеры нормативно правовых актов

Нормативно правовой акт примеры в россии

В данной статье подробно рассказывается про примеры нормативно правовых актов, и все что об этом надо знать. В настоящее время в России принимается большое количество нормативно правовых актов, которые регулируют деятельность органов власти, предпринимателей, физических лиц.

Они необходимы для обеспечения законности совершаемых действий. Во все времена их существование было неотчуждаемым в любом государстве, в том числе и российском.

Без них мир наполниться беззаконностью, самоуправством и беспринципностью, которые пагубно скажутся на развитии общества в целом.

Что такое нормативно правовой акт

Знание основных законов и актов необходимо любому человеку. Учиться основам юриспруденции никогда не поздно.

Это поможет избежать спорных ситуаций, когда одна сторона считает себя правой, но не имеет на это веских обстоятельств.

Так же, знание юридических терминов и основных понятий, поможет не совершить какое-либо противоправное деяния. Что же такое нормативно правовой акт? Этот вопрос не так уж и сложен, поэтому и ответ на него весьма прост.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

В настоящее время нормативно правовым актом называют документ, который регламентирует отношения общества. В России существует несколько видов НПА, которые имеют свою классификацию. Их различают согласно некоторым признакам, к которым относятся:

Временной. В зависимости на какое время был принят тот или иной акт, например краткосрочный, на определенный период и долгосрочный, предназначенный для внедрения на неопределенное время;

Субъективный. Он представляет собой такой признак, когда НПА принимаются для определенного круга лиц, например федеральные, для всей России, региональные, для отдельных областей и регионов, административные, для каких-либо муниципальных образований, локальные создаются для отдельных предприятий;

Инициативный. Этот признак определен кругом органов власти, кем был создан НПА, например федеративный, органами гос. власти, административными образованиями и после проведения народного референдума.

Надо заметить, что нормативно правовые акты, созданные высшими органами власти имеют большую юридическую силу, чем законы административных округов и тому подобное.

Основные виды нормативно правовых актов

НПА могут быть созданы в разных видах и разные по юридической силе. Самыми сильными считаются Законы. К ним относятся:

Конституция РФ, которая является самым главным российским законом. Ее несоблюдение влет за собой соответствующую ответственность. Она всегда неотчуждаема и создана на долгосрочный период пользования;

Федеральные законы. Они представляют собой такие НПА, которые регламентируют общественные отношения во всех сферах жизни. Так же к ним относятся конституционные федеральные законы, которые призваны обеспечивать исполнение конституции РФ. Кроме того, федеральным законом можно назвать и различные кодексы РФ, такие, как административный, уголовный, гражданский и другие;

Региональные НПА, к которым относятся субъективные законы регионов России. Их исполнение обязательное, но они не должны противоречить Конституции РФ, а так же другим федеральным законом РФ.

Так же на территории Российской Федерации принимается множество подзаконных актов, которые не должны противоречить основным законам. К ним могут относиться:

  • Различные Постановления Президента, его указы;
  • Распоряжение правительства Российской Федерации, его постановления;
  • Решения органов местного самоуправления;
  • Приказы Министерств. Любых, которые существуют в России;
  • Локальные акты, которые принимаются в организации, например для организации трудовой дисциплины.

На что обращены НПА

Нормативно правовые акты имеют свое призвание и обязаны обеспечить законность всех действий, совершаемых любыми лицами на территории Российской Федерации. Например, Конституция РФ, должна обеспечить права и обязанности человека, личности. Она защищает сохранность его личной, семейной тайны.

Кодексы Российской Федерации направлены на квалифицированнее преступлений и предъявление наказаний в отношении какого-либо преступления. Например, уголовный кодекс РФ призван обеспечить законную ответственность всех уголовных преступлений, к которым относятся, тяжкие по своему составу деяния. Административный кодекс РФ предусматривает ответственность за слабые нарушения.

Принятые федеральные законы не обеспечивают ответственности за преступление, но регламентируют деятельность того или иного лица. Они всегда обязательны для исполнения, но наказание за их игнорирование предусмотрено кодексами РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)

+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Нормативно правовые акты обязательные официальные документы, которые имеют разную юридическую силу и обязательные для исполнения всеми лицами, проживающими на территории Российской Федерации.

 В этой статье вы узнали, что такое примеры нормативно правовых актов. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/primeri-normativno-pravovih-aktov

Классификация и особенности нормативно-правовых актов в РФ

Нормативно правовой акт примеры в россии

Нормативно-правовой акт (НПА) – это государственный документ, принятый уполномоченными органами, который включает общеобязательные правовые нормы. Правовыми нормами, в свою очередь, называют необходимые правила поведения в обществе, установленные государством, за нарушение которых гражданин несёт юридическую ответственность.

Признаки нормативно-правовых актов:

  • разрабатываются компетентными представительствами;
  • формально определены;
  • имеют юридическое значение, охраняются и обеспечиваются государством;
  • содержат нормы права;
  • рассчитаны на неоднократное применение;
  • регулируют поведение всех граждан и иностранцев на территории страны.

Нормативно-правовые акты классифицируют по сфере действия (общегосударственные, автономных образований федерации, самостоятельных организаций деятельности граждан), по сроку действия (неконкретные, временные), по юридическому значению (законы, подзаконные акты).

Общее разделение НПА

Закон – это нормативный правовой акт, который издаётся представительствами законотворческой власти, обладает высшим правовым приоритетом и координирует основополагающие отрасли общественного взаимодействия. Процесс ратификации законов называется законодательной процедурой. (Все наименования расположены в иерархической последовательности).

Виды законов:

  • Конституция;
  • Федеральные конституционные законы;
  • Федеральные законы;
  • законы субъектов РФ.

Государственные документы, которые содержат юридические нормы, разработанные на базе законов и уточняющие правила их реализации, называют подзаконными актами. Они несут меньшее юридическое значение, чем законы.

Виды подзаконных актов:

  1. Указы Президента РФ.
  2. Постановления Правительства РФ.
  3. Местные (муниципальные).
  4. Ведомственные.
  5. Внутриорганизационные (корпоративные).

Рассмотрим более подробно вышеперечисленные нормативно-правовые акты.

Конституция РФ

Главным законом, определяющим устройство общества и всего государства, устанавливающим последовательность и принципы образования государственных органов, избирательную систему, права и обязанности граждан страны, называют Конституцию РФ.

Закон был принят на всенародном референдуме 12 декабря в 1993 году. Данный документ является высшим нормативным правовым актом, в соответствии с которым формируется всё законодательство государства.

Основополагающие идеи Конституции отражены в других законодательных документах, которые не имеют право оспаривать её положения, в противном случае они будут отменены. Текст настоящего закона состоит из 137 статей, содержащих нормы из разных отраслей права.

Поправки в Конституцию могут быть внесены только в специальном порядке после утверждения нового проекта Конституционным Собранием или одобрения инициативы всенародным анием.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ)

ФКЗ – это особая разновидность федерального закона, принимаемая по специально предусмотренным в Конституции РФ вопросам.

Отличительной характеристикой является порядок принятия, при котором количество «за» должно составлять не менее двух третьих от числа депутатов Государственной Думы и не менее трёх четвёртых членов Совета Федерации. Тем временем Президент не обладает правом наложения вето.

День одобрения палатами Федерального Собрания считается датой ратификации закона, который в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и безотлагательному обнародованию.

К примерам ФКЗ относятся законы о:

  1. Референдуме.
  2. Судебном процессе.
  3. Принятии нового субъекта.
  4. Чрезвычайном положении.
  5. Правительстве.
  6. Введении военного режима.
  7. Федеральные законы

Федеральные законы – это НПА, обладающие после Конституции и ФКЗ наибольшим юридическим значением на всей площади страны, принятие которых происходит в особом порядке.

Данные акты законодательства посвящены различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. Они принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом.

Датой принятия федерального закона признаётся день его утверждения Государственной Думой в последней редакции.

Примерами могут выступать следующие законы:

  • «О полиции»;
  • «Об образовании»;
  • «О противодействии терроризму».

Существуют нормы, объединенные в кодексы:

  1. Уголовный.
  2. Налоговый.
  3. Гражданский.

Законы субъектов РФ

Законы субъектов РФ утверждаются по специальному уставу представительствами государственной власти субъекта и действуют только на территории соответствующего автономного образования. Законы субъектов необходимо должны согласовываться с федеральными законами. В случае же противоречия между ними судьёй выступает второй.

Правом принятия законодательных актов субъектов обладают региональные парламенты. Нормы действующих документов отражают основные принципы устройства государственной и общественной жизни субъектов, а также усиливают координирующую функцию уставов (конституций автономных образований).

К примеру, республики, являясь государствами в составе России, имеют право принять собственную Конституцию (которая не противоречит положениям основного закона РФ).

Указы Президента РФ

Указы Президента РФ – это НПА, которые издаются лидером государства по предусмотренным Конституцией полномочиям главы федерации. Указы обязательны к исполнению на территории всего государства.

Они не должны противоречить основному и федеральным законам. В сравнении с ними указы принимаются и вступают в силу гораздо быстрее.

Действующие акты обладают правовым приоритетом после Конституции и федеральных законов.

Кроме нормативного, указы Президента также носят индивидуально-правовой характер, например, указы о:

  1. Назначении и смещении высших должностных лиц.
  2. Присвоении воинских званий.
  3. Награждении граждан орденами и медалями.
  4. Приёме в гражданство.

Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства издаются, основываясь на принципах основного и федеральных законов, указов главы, чтобы исполнить указанные в них предписания. Постановления представляют собой решения нормативного характера первостепенного значения.

Подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня принятия, в экстренных случаях доводятся до всеобщего сведения немедленно посредством СМИ. Президент имеет право отменить постановления Правительства, если они опровергают положения Конституции, федеральных законов или указов главы государства.

Исполнение данных актов обеспечивается в рамках компетенции и круга вопросов, решаемых высшими органами Российской Федерации. Ежегодно Правительством принимается более 1000 постановлений.

Местные НПА

Местные нормативные правовые акты – это решения, принимаемые в рамках осуществления полномочий муниципальных формирований, необходимые для реализации на всей его площади, формально-определённые, имеющие общеобязательный или индивидуальный характер.

К местным НПА относятся постановления районов, городов, муниципалитетов, сёл, посёлков и специальных участков. Акты устанавливают обязательные нормы права для населения, организаций и учреждений, находящихся в пределах данных пунктов.

За неисполнение актуальных нормативно-правовых актов несут ответственность не только граждане и руководители организаций, но и официальные лица представительств государственной власти.

Ведомственные НПА

Официальные документы разработаны структурными подразделениями Правительства Российской Федерации (комитетами, министерствами и прочими ведомствами) по делам их полномочий, чтобы выполнять установленные функции по государственному управлению.

К ним относятся:

  • постановления;
  • приказы;
  • уставы;
  • положения;
  • письма;
  • инструкции.

Акты министерств и ведомств, касающиеся прав и интересов граждан или принадлежащие к области действия части ведомств, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Ведомственные НПА обладают меньшим юридическим значением, чем указы главы и постановления Правительства.

Внутриорганизационные НПА

Внутриорганизационные нормативные правовые акты базируются на стандартах законодательства и ратифицируются в предписанной очерёдности уполномоченным органом управления организации, призваны регулировать корпоративные отношения и связи. Настоящие нормативные акты регламентируют организационные, дисциплинарные, хозяйственные и другие стороны деятельности учреждений.

Примерами данных внутриорганизационных документов являются уставы непосредственной организации:

  1. Акционерной компании.
  2. Муниципального учреждения.
  3. Общественного товарищества.
  4. Благотворительного фонда.

Большинство организаций первым делом составляют коллективный договор, который является разновидностью корпоративного НПА. Он налаживает трудовые и социально-экономические взаимоотношения между собственником и работниками предприятия.

Стадии принятия нормативно-правового акта:

  • постановка вопроса о создании документа;
  • разборка инициативы;
  • создание проекта;
  • одобрение акта парламентом;
  • подписание Главой государства и обнародование;
  • доведение акта до сведения компетентных представительств;
  • становление документа действительным.

Нормативно-правовой акт представляет наиболее распространённый источник права в современной России. От других правовых доказательств его отличает прямое участие политических институтов в санкционировании конкретного документа.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/klassifikacziya-i-osobennosti-normativno-pravovyh-aktov-v-rf/

Нормативно-правовой акт определение, признаки НПА, виды, примеры

Нормативно правовой акт примеры в россии

Понятие нормы права определяет общественные правила поведения, которые регулируют отношения в обществе, гарантируемые законом, и отражают деятельность жителей, организаций.

Нормативно правовой акт – это правотворческая деятельность, включающая в себя нормы права. Акт разрабатывается и издается уполномоченными лицами.

Нормативно-правовой акт (НПА) что это такое

Нормативный правовой акт представлен в форме, установленной законодательством.

Может приниматься путем референдума, если процедура соблюдается согласно закону.

Признаки НПА

Определить НПА можно, если ему присущи следующие черты:

  • представляется в виде заверенной письменной бумаги,
  • бумага утвержденной формы и структуры, с реквизитами,
  • имеются последствия правотворческой деятельности,
  • принимается уполномоченными лицами правовой деятельности,
  • базируется на правовых нормах и регулирует их,
  • соблюдение порядка норм права при принятии бумаги,
  • является обязательным к исполнению,
  • предусматривает публикацию для широкого круга людей,
  • возможен для повторной реализации.

Виды нормативно-правовых актов

Российская Федерация издает общие федеральные НПА согласно международным правовым актам и отдельные, только для субъектов РФ. Иерархия НПА в Российской Федерации распределена по высшей степени юридической силы.

Все правовые бумаги в юриспруденции распределяются на 2 вида закон и подзаконные акты.

Подзаконные акты:

  • распоряжения и указы президента,
  • постановления органов власти, у которых имеются полномочия по регулированию общественной деятельности,
  • издаваемые ведомством или министерствами приказы, положения, инструкции, контролирующие общественность, находятся в полномочиях этих подразделений,
  • нормативная документация государственной власти на местах,
  • нормативные бумаги муниципальных структур,
  • локальные документы, которые издаются управлением предприятия, организации.

Документация бывает разного срока действия:

  • временная,
  • длительно-неустановленного.

Акты разделяются на акты специального назначения и узкого. Специально предназначенные акты для определенной категории населения. Общие применяются ко всему населению.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

В РФ все НПА принимаются согласно федеральных законов (ФЗ) страны и не должны им противоречить.

В законодательстве РФ нормативные документы делятся на:

  1. Основные по отношению к другим законодательным документам имеют самостоятельную значимость.
  2. Производные те акты, которые утверждают другие. Они имеют форму правил, уставов, положений, порядков и др. в рамках требований законодательства.
  3. Вспомогательные нормативные документы, которые изменяют или отменяют другие.
  4. Дополнительные объясняет или указывает порядок реализации основного документа.

Как создаются НПА

Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.

Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:

  1. Создание проекта:
    • выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
    • материально-техническое обеспечение проекта,
    • схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
    • подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
  2. Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
  3. После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
  4. Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.

Особенности действующих НПА

Каждый нормативный документ ориентирован на регулирование разных общественных сфер деятельности.

Как определить, что перед вами действующий нормативно-правовой акт?

Вот некоторые признаки:

  • документ имеет специальные реквизиты,
  • имеется название документа (закон, постановление),
  • документ имеет непосредственное отношение к органу, издавшему его,
  • все изданные документы это часть правой системы государства,
  • обязателен к выполнению для граждан и органов власти,
  • имеет утвержденную структуру,
  • выполнение любого действующего НПА контролируется государством.

Принципы классификации НПА

Нормы права классифицируются по общим чертам, в зависимости от отрасли или содержания:

  • гражданские,
  • Уголовный кодекс,
  • административные,
  • комплексные.

Примеры нормативно-правовых актов

Вот несколько настоящих НПА:

  1. Акт местного назначения. Распоряжение от 30.04.2015 No 237-РП руководства столицы «Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города».

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/normativno-pravovoy-akt-opredelenie-priznaki-npa-vidyi-primeryi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.