Нормативно правовой акт это закон

Нормативный Правовой Акт & Закон – Что это? (в 2017 году)

Нормативно правовой акт это закон

Что собой представляет нормативный правовой акт? Система НПА России очень широка и играет большую роль в экономике и жизни общества.

этой статьи:

Термин «правовая информация» сегодня используется в различных ситуациях. Однако необходимо четко представлять, каким сведениям стоит доверять безоговорочно.

Правовая система России относится к романо-германской, или континентальной правовой семье.

Это значит, что главным официальным источником правовой информации в стране служит нормативный правовой акт.

Объединенные в определенную систему с четкой иерархией, эти документы регулируют все сферы взаимодействия членов общества.

Рассмотрим подробнее, из каких элементов складывается система права в современной России.

Называться нормативным правовым актом может исключительно официальный документ, который был издан компетентным властным органом с соблюдением определенной процедуры.

м НПА будут правовые нормы, то есть определенные правила, посредством которых регулируются различные общественные отношения.

Иными словами, нормативный правовой акт – это выражение воли государства по тем или иным аспектам общественной жизни.

Правила, сформулированные в НПА, общеобязательны, а их нарушение порождает ответственность.

Отличить НПА от других документов, издаваемых органами власти в процессе их деятельности, можно по следующим признакам:

  • создает, изменяет или отменяет правовые нормы;
  • направлен на урегулирование определенной сферы общественных отношений;
  • содержит все необходимые реквизиты (рассмотрим их далее);
  • имеет четкую внутреннюю структуру, характерную именно для НПА (разделы, параграфы, статьи – как в законах, например, Закон 208-ФЗ «Об акционерных обществах», «Об исполнительном производстве», или «О защите прав потребителей».
  • принимается компетентным государственным (муниципальным органом) в особом порядке;
  • доводится до всеобщего сведения через официальные СМИ;
  • исполнение норм, содержащихся в документе, обеспечивается государственным принуждением (в том числе через ФССП).

Нормативный правовой акт обладает особым свойством – юридической силой.

Это значит, что он способен порождать для лиц, на которых направлено его действие, те или иные правовые последствия.

Юридическая сила НПА зависит от его места в правовой системе, которая выстроена по иерархической схеме.

Одни акты будут иметь верховенство, а другие – занимать подчиненное положение.

Определяющим фактором для отнесения акта к той или иной ступени будет место в системе госуправления того органа, которым издан документ.

back to menu ↑

Все нормативные акты существуют в виде письменных документов. После принятия и подписания они обязательно публикуются в центральных или региональных СМИ, выбранных в качестве официальной площадки для их размещения.

Для федеральных органов власти таковой, например, выступает «Российская газета».

Менее известным широкой публике, но хорошо знакомым профессиональным юристам будет «Собрание законодательства РФ», еженедельно выходящий сборник НПА.

Обнародование, то есть доведение полного текста до сведения населения, важное условие для вступления нормативных актов в силу.

Неопубликованный документ таковой не имеет, следовательно, не может быть применен для общественного регулирования и не способен породить правовых последствий.

Но и опубликованный должным образом акт, как правило, начинает действовать, спустя 10 дней, если только в нем самом не предусмотрен иной срок, например, с момента подписания или с определенной даты.

Форма НПА зависит полностью от содержащихся в нем норм. Нормативные акты издаются в виде:

  • законов (федеральных и региональных);
  • президентских указов;
  • правительственных постановления;
  • ведомственных приказов;
  • положений, инструкций, правил и т.п.

Современным законодательством четко регулируется, какие именно формы нормативных актов компетентна принимать каждая из властных структур.

Например, органы исполнительной власти не наделены полномочием издавать законы.

В их компетенции создание актов, стоящих на других ступеньках иерархии правовых документов.

Для нормативных правовых актов используют специальные реквизиты, которые отличают эти документы от прочих. К ним относятся:

  • указание на принявший НПА орган власти (Президент, Госдума, Правительство и пр.);
  • форма документа (закон, постановление и т.д.);
  • наименование (не для всех);
  • дата принятия;
  • номер документа;
  • место создания;
  • подписавшее документ лицо.

back to menu ↑

Нормативные правовые акты можно классифицировать по различным основания. Рассмотрим наиболее часто использующиеся:

Кто выступил субъектом правотворчества, то есть какой орган проявил инициативу для принятия такого документа:

  • народ через референдум;
  • государственный орган;
  • общественные организации в рамках своей компетенции.

Какой срок действия НПА

  • действующие определенный в самих НПА период;
  • долговременные, без указания срока действия.

На какой территории действуют

  • федеральные (по всей стране);
  • субъектов;
  • муниципальных образований;
  • локальные (на уровне отдельных организаций).

Какую юридическую силу имеют. Это самое значимое основание, так как оно определяет место НПА в системе права. Выделяют две большие группы:

  • законы, имеющие наибольший правовой вес;
  • подзаконные акты, обеспечивающие реализацию зафиксированных в законе норм.

Важно: и законы, и подзаконные акты также выстраиваются в определенную иерархическую структуру с подчиненностью одних другим.

back to menu ↑

Из всех нормативных правовых актов наиболее важными и имеющими высшую юридическую силу являются законы.

Ими регулируются наиболее значимые общественные отношения.

Издавать (принимать) законы уполномочены только представительные (законодательные) органы или сам народ, как источник власти, через референдум.

Процесс законотворчества достаточно сложен и включает в себя несколько обязательных этапов.

Главным из законов, имеющим абсолютное верховенство, в России является ее Конституция.

Этот документ относительно невелик, всего 137 статей, объединенных в 9 глав.

Несмотря на это, именно Конституцией устанавливаются правовые основы всех отраслей общественных отношений.

Она имеет прямое действие, прочие нормативные акты не могут содержать противоречащих норм.

В развитие статей Конституции принимаются Федеральные конституционные законы.

Их число невелико, так как в них содержатся нормы, конкретизирующие декларации основного закона.

Примерами ФКЗ служат законы «Об ОСАГО», «Об образовании в РФ» и т.п.

Эти законы, как и все прочие, не могут содержать нормы, идущие вразрез с Конституцией.

Основное ядро правовой системы составляют многочисленные федеральные законы.

Те из них, что призваны регламентировать наиболее значимые области общественных правоотношений, представляют собой кодифицированные документы.

В каждом из них систематизированы и собраны в одном месте множество норм, регулирующих важнейшие общественные институты:

  • имущественные отношения – Гражданский кодекс;
  • отношения в сфере наемного труда (в том числе, по поводу трудовых договоров) — Трудовой кодекс;
  • ответственность за правонарушения — КоАП и Уголовный кодекс;
  • обязанность вносить платежи в бюджет – налоговый кодекс и т.п.

Все кодексы относятся к постоянно действующим документам.

Текущими законами в них вносятся коррективы: включаются новые статьи, изменяются или признаются утратившими силу формулировки других.

Законы занимают подчиненное положение не только по отношению к Конституции, но и к ФКЗ.

back to menu ↑

Подзаконные акты называются так потому, что издаются для их исполнения.

В нормах таких актов конкретизируются положения законов, прописываются механизмы их дальнейшей реализации.

Могут в них устанавливаться и новые нормы, дополняющие уже существующие, однако они не должны вступать в противоречие ни с тем законом, во исполнение которого приняты, ни с любым другим.

Форма подзаконного НПА зависит от принявшего его органа власти и места в правовой иерархии. Наибольшую силу имеют Указы, которые издает Президент.

За ним следуют нормативные правовые акты Правительства, как правило, постановления.

На следующей ступени стоят акты различных ведомств и министерств, которые имеют форму приказов и распоряжений.

back to menu ↑

Государство в целом выступает субъектом правовых отношений на международном уровне.

Российская Конституция признает документы такого сотрудничества в качестве части правовой системы страны.

Следовательно, международные договоры, одной из сторон которых вступает Российская Федерация, являются нормативными правовыми актами.

Они регулируют отношения и иностранными державами по различным политическим и экономическим вопросам.

Международные договоры имеют приоритет даже перед законами, если нормы последних противоречат условиям подписанного соглашения.

back to menu ↑

Общепринято, что акты судебной власти, изданные по вопросам их компетенции, не считаются источниками права, и не имеют той силы, что присуща нормативным правовым актам.

Однако такие документы, как Постановления высших судов, все же играют важную роль в правовом регулировании.

Они содержат разъяснении по поводу применения уже существующих норм при отправлении правосудия.

Таким образом формируется единообразная практика правоприменения.

back to menu ↑

Источник: https://yurface.ru/zakon/normativnyj-pravovoj-akt/

Глава 3 Источники права: нормативные правовые акты – ТВОИ ПРАВА

Нормативно правовой акт это закон

Книгу “Правоведение для всех” в бумажном виде можно купить в следующих местах: «Озон», «Читай-город», My-Shop, «Буквоед» и магазин URSS (самая низкая цена – 299 р.). Также её можно приобрести лично у меня; самовывоз – 300 р. (г. Москва, 300 м от метро «Бауманская»), отправка по почте – 500 р. (пересылка в любую точку РФ). Пишите на мэйл rusakovich@gmail.com, через  и , сообщу вам все необходимые контакты и (или) реквизиты.Электронная версия книги продаётся по цене 96 р. в интернет-магазинах Ridero, Litres и Ozon, а по цене $1,57 – на Amazon. С каждой проданной книги на Ridero я получаю 60 р., а на Litres, Ozon и Amazon – 24 р., так что при прочих равных лучше покупайте её в Ridero. Если вам кажется, что цена несправедливо низкая и вы хотите поддержать автора на бОльшую сумму, то можете пожертвовать столько, сколько считаете нужным, на мой Яндекс-кошелёк – 410011245764209Замечания, предложения, дополнения, указания на ошибки и опечатки можно присылать по адресу rusakovich@gmail.com

Иногда в правоотношениях кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования. То чиновник не выдаёт нужный документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин. Здесь же нельзя поворачивать».

В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?». Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано там-то. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то занервничает: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?». Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» написано что-то совершенно другое.

Но в любом случае мы должны иметь возможность посмотреть в документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении. Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации.

Обычно это документ, содержащий общеобязательные правила по определённой теме или ситуации.

Ещё одно полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права: нормативные правовые акты; нормы международного права; обычаи; судебные прецеденты; акты высших судов; договоры нормативного содержания; научные труды (доктрина); религиозные нормы; принципы права. Все эти виды источников права отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.Нормативный правовой акт (встречается иногда под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы. Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы. Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России не меньше 90% правил поведения, установленных государством, прописаны в нормативных правовых актах. Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где прописаны почти все возможные правила относительно имущества, и постановление правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию). Руководство РФ принимает два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три вида: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств. Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так: 1) Законы а) Конституция РФ б) федеральные конституционные законы (ФКЗ) в) федеральные законы (ФЗ) 2) Подзаконные акты: а) указы президента РФ б) постановления правительства РФ в) приказы министерств и ведомств Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то нужно применять документ с большей юридической силой.Законы – самые важные нормативные правовые акты. В их названии обычно кратко указано, для чего они нужны и какие ситуации регулируют. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс. Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены главные принципы и правила, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон.

Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Особая категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много. Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ». Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). ФКЗ может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют «конституционным большинством». Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Источник: http://www.tvoiprava.info/articles/lawforall/3-istocniki-prava-normativnye-pravovye-akty

Нормативно-правовой акт, признаки

Нормативно правовой акт это закон

Определение 1

Нормативный правовой акт – это официальный юридический документ, который составлен и принят компетентными и полномочными на то органами, в письменной форме, и содержит в себе правовые нормы и правила, т.е. указания к действию по определенным вопросам, имеющие постоянное действие.

Нормативный акт должен быть составлен в соответствии с правилам законодательной техники. Нормативный государственный акт отличается языком (использованием специальных терминов) и наличием реквизитов (дата, номер, наименование).

Для нормативно-правовых актов характерны следующие черты: содержание общеобязательных правил поведения (норм права); односторонняя обязательность на лиц, на которые он рассчитан; имеет юридическую силу, обуславливающую его связь с иными нормативными актами; неконкретность адресата; является результатом законодательной деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Правом на составление нормативных актов обладают компетентные, уполномоченные государством органы, которые ведут правотворческую деятельность, анализируя и подводя итоги о необходимости узаконить порядок поведения общества в различных сферах.

Прежде всего, к таким органам относятся органы государственной власти, представляющие закон и государственные органы исполнительной власти. Стоит учесть, каждый государственный орган может издавать акты только определенного для его компетенции вида (указ, закон, распоряжение, постановление и т.д.).

Юридическая мощь нормативных актов напрямую зависит от государственной значимости органа, издавшего акт.

Нормативно-правовые акты создают систему, основанную на их юридической силе. Система нормативно-правовых актов – это комплексная субординационная связь предписаний государства, базирующаяся на их юридической силе.

Признаки государственного нормативного акта

Основные признаки государственного нормативного акта:

  • письменная форма;
  • наличие атрибутов, которые отличают его из множества других нормативно-правовых актов – наименование нормативного акта, название органа, издавшего акт, дата принятия в силу, порядковый номер, подпись- реквизиты соответствующего должностного лица и др.;
  • юридическая сила, которая определяется в зависимости от уровня значимости органа, принявшего его и, соответственно, занимающего место акта в системе нормативно-правовых актов;
  • определенная внутренняя структура – главы, разделы, статьи и т.д.
  • регулирует определенный предмет общественных отношений и споров;
  • время действия акта может как бессрочно, так и в течении определенного срока, прописанного в акте, также действие актов может быть прекращено по указу компетентных органов;
  • круг действительности акта, охватывает конкретную территорию (всю Федерацию, определенные субъекты или их часть, отдельное учреждение и т.д.);
  • наличие определенного места в единой иерархии нормативно-правовых актов, нормативный государственный акт должен не только занимать в этой иерархии свое место, но и быть взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;
  • правила поведения, прописанные в акте, имеют обобщенный характер и общеобязательны для всех, кому они адресованы.

Система нормативно-правовых актов обладает рядом особенностей: нормативные акты находятся в соподчиненной между собой связи; данная связь определяется юридической силой, которую они несут; роль и место нормативного акта официально отображено в их наименовании в системе властных предписаний государства (закон, постановление, Конституция и т.д.).

Различия между нормативно-правовыми актами обусловлены различиями в юридическом характере или силе, в содержании разрешаемых нормативными актами вопросов, в процедуре принятия нормативных актов. Во всей системе нормативно-правовых актов главная рол принадлежит закону.

Юридическая значимость нормативного правового акта определяется по ряду отличительных признаков:

  1. Нормативные государственные акты принимаются только от имени государств в определенном законом порядке.
  2. Нормативный акт – это результат правотворческой деятельности государственных органов и органов негосударственного характера, которых государство наделило правом на нормотворчество;
  3. Нормативный акт призван регулировать общественные отношения, соответственно содержит в себе обобщенные правила, нормы поведения, оказывающие охранительно–регулятивное воздействие на не персонифицированный круг субъектов.
  4. Реализация нормативных актов происходит в особом, определенном законом процессуальном порядке.
  5. Нормативный акт государственного значения имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановления).
  6. Нормы и правила, прописанные в государственных актах, подлежат обязательному исполнению, по необходимости – в принудительном порядке, одобренном государством.

Классификация нормативных актов

Многообразие форм правовых актов складывается в единую систему. Потребность в таком многообразии обусловлена широким кругом общественных отношений, которые регулируются правом и разнообразием методов воздействия на эти отношения. Верховенство закона и единый принцип правотворчества обеспечивает единство данной системы.

В зависимости от юридической значимости все нормативные акты можно разделить на законы и подзаконные акты.

Замечание 1

Закон – это нормативный акт, который издается высшим представительным органом государственной власти и обладает высшей юридической силой. В РФ действуют следующие виды законов: Конституция, или Основной закон; федеральные законы и федеральные конституционные законы. Все эти нормативно-правовые акты подразделяются по сфере действия.

Законы могут быть общефедеральные и республиканские. Общефедеральные законы регулируют общественные отношения, которые имеют значение для всей территории Росси, республиканские законы функционируют в пределах территории той или иной республики, входящих в состав Российской Федерации.

Юридическая сила нормативного правового акта – это совокупность свойств акта регулировать общественные отношения, порождать юридические последствия. Юридическую силу акта характеризуют следующие свойства: иерархичность нормативных правовых актов между собой, то есть их соотношения между собой; обязательностью исполнения нормативных актов.

Нормативный государственный акт – это закон, который принимается в установленном порядке референдумом или органом законодательной власти. Закон всегда выражает волю народа, обладает высшей юридической силой, с помощью чего регулирует особо важные общественные отношения.

Подзаконные акты изданы на основе законов и во исполнение этих законов, такие акты также содержат в себе юридические нормы, подзаконные акты базируются на законах, соответственно, обладают меньшей юридической силой.

Общие подзаконные акты в виде предписаний высших органов власти обладают следующими признаками:

  1. Указы президента обладают высшей юридической силой. Полномочия президента на правотворческую деятельность определяет Конституция страны или определенные конституционные законы. Указы президента могут регламентировать все стороны жизни, связанные с государственным управлением.
  2. Постановление правительства принимаются в непосредственной связи с указами президента и направлены в необходимых случаях на урегулирование более тонких вопросов государственного управления здравоохранением, экономикой, социальным строительством и т.д.
  3. Действие местных подзаконных актов ограничено территориально, ведомственные нормативно-правовые акты, внутриорганизационные подзаконные акты, решение судебных органов также обладают нормативным характером.

Приведение всей системы законодательства в соответствие с конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности является важнейшим аспектом законотворческой деятельности государства.

Действие нормативно-правовых актов подразделяется:

  • по времени – по вступлению нормативного акта в силу (с момента принятия или опубликования, с момента, указанного в акте или в утверждающем его законе, по истечении установленного срока после опубликования нормативного акта), прекращение действия нормативно-правового акта (в связи с принятием нового, его заменяющего акта, в результате прямого указания, по истечении установленного срока);
  • в пространстве – по территории РФ, по территории республик, входящих в состав России, на территориях административно-территориальных единиц (округ, район, область и т. д.);
  • по кругу физических лиц – граждане, лица без гражданства, иностранные граждане;
  • по кругу юридических лиц – государство (не являющееся юридическим лицом), органы государственного управления, общественные предприятия, организации, фирмы и др.

По содержанию подзаконные акты можно отнести к актам различных органов исполнительной власти. По субъектам составления и сфере влияния они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

Например, интернет технологии, развиваясь, входят во взаимодействие с человечеством и обществом в целом.

Государственный аппарат, реагируя подобный процесс взаимодействия, создает нормативные акты, которые служат регулятором отношений по поводу виртуальных и технических объектов.

Однако перед законодателем стоит задача не только создавать нормы в процессе возникновения конфликтов, но проектирование тех отношений, которые в реальной жизни пока отсутствуют. Создание таких нормативно-правовых актов происходит пробным путем, по необходимости корректировки и отмены неработающих законов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/normativno-pravovoy_akt_priznaki/

Нормативно-правовой акт (НПА) – ключевой источник права

Нормативно правовой акт это закон

Нормативно правовой акт – это обладающий безоговорочной силой документ субъекта права официального порядка и определённой формы.

Он принимается различными органами: государственного или местного значения, должностными лицами.

Посредством НПА регулируются общественные отношения. Легитимность документа неоспорима и защищена государством.

В каждой стране существует единая система НПА. Хотя единого определения, как такового, нет.

  • Понятие и признаки НПА
  • Признаки (общие черты) НПА
  • Особенности НПА
  • Виды НПА
  • Законы
  • Стадии правового нормотворческого процесса
  • Особенности подзаконных актов
  • Ненормативный правовой акт

Понятие и признаки НПА

Все нормативные акты соответствуют определённой форме и процедуре принятия. НПА способен устанавливать, отменять, изменять юридические параметры права. Как предписание общего назначения, понятие такого акта распространяется на определённый вид отношений (а не на одно отдельно взятое).

Полезно знать: вся система законодательства представлена правовыми актами.

Задача НПА – сохранение информации правового направления, распространение её среди адресатов; осуществление правового регулирования, реагирования на насущные потребности общества.

Принятие НПА осуществляется:

  • правотворческим органом государства;
  • должностными лицами;
  • органом муниципального значения;
  • посредством референдума на основании законодательной процедуры;
  • товариществом, другими социальными структурами.

Признаки (общие черты) НПА

Отдельные авторы выделяют различные признаки НПА.

Можно вычленить общие признаки, отмечаемые практически всеми:

  • многократность применяемых государственных правил, обязательных для всех;
  • установленный властью страны порядок их законного издания;
  • содержание бесспорных (для неопределённого круга людей) правовых норм;
  • направленность на установку, отмену, существенное изменение правоотношений;
  • принцип иерархичности;
  • строго установленная системность;
  • властный характер (издаётся государством).

Особенности НПА

При издании, применении, распространении документов учитываются определённые особенности:

  1. Документы обладают силой юридически обоснованного характера.
  2. Прекращают, изменяют существующие правоотношения либо регулируют вновь созданные.
  3. Издаются конкретным образом. Оформляются официально с учётом особой структуры, обязательных реквизитов.
  4. В РФ акты распространяются на определённую территорию, срок, круг лиц
  5. Принимаются органами государственных структур (местных, локальных), народным волеизъявлением.
  6. Нарушение норм НПА приводит к юридической ответственности.

Действие НПА осуществляется по признакам:

  • пространство действия;
  • время;
  • круг людей.

По этим и другим признакам различаются акты.

Виды НПА

Классификация НПА осуществляется по разным критериям:

Критерий классификацииВиды
По характеру юридической силыЗаконы, подзаконные акты
По особенностям процедуры принятияПринимаются коллективно государственным органом,

основываются на единоначалии

По субъекту правотворчестваИсполнительного, правоохранительного характера, контрольно-надзорный, другие
По области действияФедеральные документы, акты субъектов РФ, местного, локального типа
По времени действияВременные, неопределённо длительные
По волеизъявлениюПраво изменяющие, право устанавливающие, право прекращающие

Нормативные акты подчинены принципу иерархии, а именно: нижестоящие правовые источники не противоречат вышестоящим.

Иерархия НПА:

  1. Основной закон (Конституция РФ).
  2. Законы федерального масштаба.
  3. Указы руководителя государства.
  4. Правительственные постановления.
  5. НПА министерств, ведомств.

По одной из основных градаций НПА делятся на группы законов и подзаконных актов. Те и другие тесно связаны общей концепцией.

Законы

Принятые решением законодательного органа документы высшей силы для координации отношений в обществе, называются законами.

Они являются отражением воли народа по темам государственного устройства, проблемам экономики, культурного развития, политики.

Важно понимать: Законы первичны, их юридическая сила признаётся наивысшей.

Законы существуют конституционные (иначе их называют базовыми) и обыкновенные. Конституционные нормы закрепляют государственные принципы, считаются нормативной основой законодательства.

Конституция РФ — основной правовой документ, устанавливающий законодательные принципы нормотворческого регулирования. Она предусматривает разработку федеральных законов.

Признаки закона:

  • это главнейший (ведущий) источник права;
  • принимается в определённом порядке;
  • осуществляет регулирование значимых отношений в обществе;
  • он наделён наивысшей юридической силой.

Стоит отметить: текущие законы, которые официально утверждаются Госдумой страны, имеют силу на всей её территории. Нормативные акты, созданные субъектами РФ, действительны соответственно на территории данных субъектов. 

По правилам нормотворчество должно пройти несколько стадий:

  1. Внесение проекта на рассмотрение в Госдуму.
  2. Его рассмотрение.
  3. Принятие закона Госдумой.
  4. Утверждение документа Советом Федерации.
  5. Подписание Президентом страны.
  6. Обнародование (опубликование).

Вступившим официально в силу закон считается с момента опубликования.

Закон, обладающий наивысшей силой, осуществляет первичное регулирование отношений в обществе. Вторичное же урегулирование осуществляется подзаконными актами.

Особенности подзаконных актов

Подзаконный НПА является вторичным документом, который во всём соответствует закону.

Он служит конкретизации, детализации закона, обеспечению его действия.

При возникновении противоречия в приоритете оказывается закон согласно принципу иерархии.

Примите во внимание: подзаконные акты создаются разными компетентными органами на основании существующих законов.

НПА регистрируются в Министерстве юстиции по завершении правовой экспертизы и публикуются официально. Не опубликованные акты теряют юридическую силу.

Ненормативный правовой акт

На практике не всегда можно применять нормативные акты к отдельному конкретному лицу.

Ненормативный акт является решением, принятым должностным лицом, органом управления государственного либо местного. Он может иметь одноразовое действие, относиться к определённому лицу.

Пример ненормативного акта: документ о решении налоговой инспекции о нарушениях и привлечении к ответственности. Документ составляется в определённой форме, адресуется определённому лицу, содержит конкретные требования.

Обратите внимание: ненормативный правовой акт может быть признан недействительным в арбитражном суде.

В России не применяется обратная сила законных решений, то есть их действие не распространяются на обстоятельства, имеющие место до вступления в силу конкретного закона.

НПА (расшифровка выше) – распространённая форма российского права. Это понятие постоянно развивается. НПА позволяют всем гражданам быть сопричастными к деятельности государства, обязывает подчиняться его предписаниям, ограничениям, запретам.

Смотрите видео, в котором разъясняется система нормативно правовых актов в России:

Источник: https://1001sovetnik.ru/grazhdanskoe-pravo/normativno-pravovoj-akt-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.