М шибанов брачный договор

«Празднество свадебного договора» – описание картины Михаила Шибанова

М шибанов брачный договор

Нарисована картина Шибанова была в 1777 году. Многофигурность требовала от художника создания полотна, способного уместить все элементы. Размеры готовой работы составили 199 на 244 см.

Сейчас это произведение искусства находится в московской Третьяковской галерее.

Живописные качества рисунка настолько покорили критиков, эстетов, искусствоведов, что он был поставлен в один ряд с другими, более выдающимися картинами XVIII столетия.

Не так много сохранилось сведений о написании произведения.

Сохранившаяся авторская надпись на оборотной стороне холста позволяет обозревателю узнать, что рисунок посвящен свадебной церемонии, проводимой в те времена суздальскими крестьянами.

Также художник обозначает место создания — писалось произведение в той же провинции. В своих изображениях Михаил Шибанов проявляет острый психологизм, передавая детально черты лица и переживания героев, меткую наблюдательность, творческую зрелость.

Несмотря на проникновенность реализма, на картине «Празднество свадебного договора» можно увидеть идеализацию крестьянской жизни.

Существует немало теорий, почему художник выбрал именно такой стиль написания.

Так как произведение писалось в Суздали, где тогда проживали государственные крестьяне, считавшиеся более зажиточными и благоустроенными, нежели крепостные их собратья, это оправдывает пышность праздника.

Произведение было написано спустя три года после трагичности судьбы крестьян, пострадавших от войны, возглавляемой Пугачевым. Свирепство репрессий, постоянные казни народа, жестокость царицы — все это не исчезло из памяти простого люда.

Расправившись с крестьянским движением, помещики и правители хотели видеть на картинах поселян, которые благодарны императрице за мудрое правление. Никто не мог говорить правду, даже художники через картины. Возможно, это оправдывает идеализацию крестьянской свадьбы, изображенной на его творении.

Но это не меняет того, что Михаил Шибанов стал своеобразным реформатором русского искусства.

Основная тематика

Основная тема крутится вокруг таинства знакомства жениха с невестой и заключения договора о браке, что тогда проводилось повсеместно крестьянскими семьями.

Но не так важен сюжет, как тематика, затрагивающая жизненный образ простого люда. Тогда это не было популярно среди художников. Бытовые сцены не рисовались.

Русское искусство было представлено пейзажной живописью, автопортретами, картинами с пышно одетыми людьми.

Шибанову удалось произвести в то время истинную революцию. Ведь ранее такому картинному жанру отводилось низшее место. Простой быт считался недостойным художественной кисти мастера. Несмотря на это, домашние упражнения, направленные на изучение бытовой живописи, существовали и практиковались художественными академиями. Но и там грубое изображение народных сцен не допускалось.

Михаил Шибанов первым изобразил на холсте обыденность крестьянских семей. Ранее русских крестьян рисовали только приезжие художники — Лепренс, Эриксен. Но предшественник у него все-таки был — А. Лосенко, использовавший образ простых работяг из села при написании картины «Владимир и Рогнеда».

Так, современная народная живопись вошла в жизнь ценителей русского искусства. Картина «Празднование свадебного договора» выглядит композиционно сложной и представляет собой законченный сюжет, а не вырванный из контекста произведения этюд.

Центральный сюжет

В основу положено празднование заключения сговора между семьями брачующихся. Подробнее о церемонии можно узнать из старинных описаний крестьянского быта в России. Суть договора заключается в обмене колеи, дарении подарков, смотрин невесты. Принятый сговор считался священным и нерушимым. Именно этот торжественный момент из жизни одной крестьянской семьи изображается на картине Шибанова.

Что сразу бросается в глаза при просмотре полотна:

  1. Действия происходят в старой избушке, которая принадлежит родителям невесты.
  2. Центральная роль отведена девушке, убранной в богатый национальный костюм.
  3. Подле невесты стоит жених, одетый в нарядный кафтан, зеленое полукафтанье и розовую рубашку. Он спокоен и действительно влюблен в девушку, что прослеживается во взгляде.
  4. По правую сторону стоят приглашенные гости.
  5. По левую сторону располагается стол с праздничными блюдами и напитками.

Отдельного внимания заслуживает цветовая интонация художественного произведения. Автор специально осветлил центральную часть, чтобы обозреватель концентрировал внимание на главных персонажах, изображенных и прорисованных более детально. К правой половине свет рассеивается, к левой части он затемняется.

Образ невесты как основа композиции

Наибольшее внимание автор уделил невесте, убранной в народный наряд с богатой росписью и вышивкой.

Поверх основного платья на ней надета рубашка из полотна, застегнутая к самому верху, белоснежный сарафан из парчи, расшитый цветочным орнаментом. И завершает ее образ парчовая душегрейка из золотой ткани с красным шитьем.

Стоит сказать, что именно одежде автор уделял наибольшее внимание. Качественная прорисовка позволяет понять, что тогда было модным среди крестьян.

https://www.youtube.com/watch?v=9xeBfe2bgjc

Праздничный наряд дополняется девичьим головным убором, состоящим из расшитой золотом повязки, украшенной фатой. На шее невесты непринужденно красуется жемчужное ожерелье, а в ушах сережки.

Приглашенные гости

По правую сторону от невесты и позади нее теснится толпа приглашенных гостей.

А за столом уже сидит отец девушки с несколькими мужчинами (вероятнее всего, сыновьями), хвалебно поднимающими бокалы за здоровье и любовь молодых.

Мужчины и женщины одеты в богато расшитые и украшенные наряды (сарафаны, кокошники, суконные зипуны). Все гости объединены одним движением, что позволило создать завершенную композицию поздравлений.

Отдельного внимания заслуживают детализированные ткани нарядов приглашенных гостей:

  • точность цвета и фактуры;
  • возможность распознать тип материала и сорт;
  • этнографическая верность праздничных нарядов;
  • художественность одеяний с цветовым разнообразием;
  • тонкость колористической гаммы;
  • декоративное единство костюмов.

Все это добавляет изображенному событию торжественности и традиционности. Словно все гости и сами виновники праздника чтят традиции.

Дополнительные детали

Так как сюжет основан на реалистичном изображении главных персонажей, то деталей на картине «Празднество свадебного договора» Шибанова не так уж много. К числу композиционных особенностей и дополнений стоит отнести:

  • небольшой стол, покрытый зеленой скатертью;
  • наличие нескольких (видно, что скромных) блюд;
  • бутылки с питьем, содержимым которых сидящие за столом люди наполняют свои бокалы;
  • простой интерьер, украшенный лишь несколькими настенными картинами.

Все эти элементы подчеркивают то, что люди не такие уж зажиточные, но и не бедствуют. Реалистическое мастерство художника действительно вдохновляет, так как оно переполнено любовью к простому народу. Шибанов любит своих персонажей и раскрывает типичные черты характера обыкновенного русского человека.

Источник: https://nauka.club/kulturologiya/prazdnestvo-svadebnogo-dogovora.html

«Празднество свадебного договора» – описание картины Михаила Шибанова – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

М шибанов брачный договор

Михаил Шибанов — один из немногих художников, изображавших на своих полотнах простую сельскую жизнь крестьян.

Будучи уроженцем села Мясоедово, он прекрасно знал традиции обыкновенного работящего народа.

Описание картины Шибанова «Празднество свадебного договора» помогает людям понять, насколько по-своему пышным было когда-то это торжество, и написать отличное сочинение или рассказ по теме.

Сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договора

М шибанов брачный договор

Глядя на полотно «Празднество свадебного договора» окунаешься в период давно ушедшего времени. На полотне изображена довольно обеспеченная крестьянская семья, которая выдает свою дочку замуж. Поэтому каждый зритель понимает насколько это важный и величественный момент в жизни.

На картине зритель видит у стола две группировки участников этих событий. Одна из этих группировок представляет жениха, а вторая – невесту. Пока они держатся порознь, но скоро они объединятся и станут одной семьей.

Центральное место на полотне художник с большой любовью посвятил фигурам виновникам этого торжества, жениху и невесте. На картине видно как жениха частично от зрителя загораживает стол. Поэтому большую часть своего внимания автор уделил невесте и дал зрителю полюбоваться ее шикарным нарядом.

Она одета в дорогой праздничный наряд – это белая рубаха и длинный сарафан с яркой шикарной вышивкой. Голова невесты украшена широкой расшитой лентой, поверх которой накинуто легкое длинное расшитое покрывало символизирующее фату. На ее шее покоятся красивые бусы.

Тонкий, сложенный в ее руке платок, словно завершающий штрих к царственному образу невесты.

Жених заботливо и ласково своей рукой держит руку своей возлюбленной. Он с большой любовью и волнением глядит на нее. Одет он тоже празднично. Но его костюм более сдержанный: розовая косоворотка, фисташковый жупан опоясанный опояском, сверху темно-зеленый зипун, а на его ногах обуты черные сапоги.

На всю величественность этого события также заостряет внимание зрителя наряды прочих персонажей на полотне. Женщины и девушки одеты в нарядные головные уборы, красивые вышитые туники и сарафаны. На мужчинах – нарядные рубашки и зипуны.

С восторгом сжала руки уже не молодая женщина в платке. Можно предположить, что это бабушка невесты. Позади молодой стоит женщина, скорее всего это ее мать, она подвела свою любимую дочь к ее суженому. Девушка, как было заведено в те времена, скромно опустила глаза.

На ее лице зритель видит боязливую радость в сочетании с грустью. О чем-то задумался мужчина с бутылкой и кружкой в руках. Видимо это отец жениха, и в данный момент он вспомнил свои молодые годы, и свою свадьбу.

Сидящий на стуле спиной к зрителю мужчина в красном зипуне, дает последние напутствие молодым, видимо это отец девушки.

Вся праздничность и величие картины в большей степени приобретается за счет контраста цветовых гамм. Это яркая одежда и потускневшие стены дома.

Главные цвета этого полотна – черный, коричневый, красный и много оттенков зеленого цвета. Стены и мебель изображены в коричневых тонах, также в коричневых тонах изображен отец жениха.

Красные цветовые гаммы присущи невесте и ее родственникам. В одежде жениха присутствуют все оттенки зеленого.

Это полотно, словно живое, оно передает все переживаемые чувства его героев. Их радость, волнение, переживания, грусть и торжественность. А самое главное любовь… Любовь молодых, родительскую любовь, а также любовь близких людей. Автору удалось передать то великолепие и традиции прошлой эпохи.

2 вариант

Картина Михаила Шибанова “Празднество свадебного договора” была написана в конце 17-го столетия. Зрителя может удивить, что на полотне изображены не знатные особы, а крестьяне, “чернь”, как их было принято называть в то время.

Я думаю, это объясняется тем, что и сам автор шедевра является выходцем из бедной крестьянской семьи. Лишь благодаря своему уникальному таланту, Михаил Шибанов смог выбраться в свет.

На картине изображается помоловка, сговор перед свадьбой, важнейшее событие в жизни молодых людей. Празднование происходит в крестьянской избе, явно маленького размера. Дом полон, но не может вместить всех желающих присутствовать. На заднем плане виден юноша, выглядывающий из- за занавески, а в правом углу прям на полу уснул ребёнок.

В избе бревенчатые стены, и явно мало окон, картина написана в сумрачных тонах. Над столом можно заметить “красный угол” – небольшой домашний иконостас – важный атрибут крестьянского быта.

Не смотря на важность события, стол явно не ломится от яств. На нем мы замечаем хлеб, рыбу и что-то ещё. Бросается в глаза и бутылка, явно со спиртным, в руках одного из присутствующих мужчин.

Количества угощений будет явно маловато для всех собравшихся гостей.

Центральным персонажем на полотне является невеста, именно к ней обращены все взоры. Художник не стал изображать крестьянку красивой. У неё усталое, слегла напряжённое и растерянное выражение лица.

Возможно, это потому, что сговаривались о свадьбе родственники и родители, а молодых ставили в известность потом. Руку невесты держит её будущий супруг, но она отвела от него взгляд, толи от смущения, толи от того, что он ей не люб.

А вот взор мужчины  счастливый, он явно рад предстоящим событиям.

Позади девушки художник изобразил пожилую женщину. Она молитвенно сложила руки и явно волнуется, однако рада предстоящему браку дочери. Рядом стоят и сватья, весёлые и одетые празднично. Одна из подруг явно подбадривает невесту, приобнимая её за плечи.

Заметно, что девушка старалась одеться красиво, на ней явно лучший наряд из всех  имеющихся. В те времена, зачастую, праздничный наряд был один на несколько семей или даже всю деревню. На невесте блестящий сарафан, украшенный красивыми пуговицами, поверх которого надета красная душегрея. Образ дополняют несколько ниток красных бус и головной убор на подобии фаты.

Одежда крестьянской невесты резко контрастирует с образом светской дамы. От глаза внимательного зрителя не ускользнет, что рукава праздничной рубахи девушке явно коротки, а головной убор выполнен из грубоватой ткани. Ещё одна важная деталь – в руках девушка держит кусок материи, вероятно, она только что закончила какое-то шитье или другую работу.

Я считаю, картина Михаила Шибанова “Празднество свадебного договора” была своего рода сенсацией в те времена. Она очень чётко осветила тяжёлый крестьянский быт, заставила высшее общество другим взглядом посмотреть на крепостных, понять, что они не рабы, а такие же люди. Тема быта в деревне была как ничто другое близка художнику, мне кажется, ему хотелось привлечь внимание света.

Для 7 класса.

Популярные сегодня темы

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/shibanov-prazdnestvo-svadebnogo-dogovora-7-klass-opisanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.