Капитальный ремонт за счет средств собственников

Содержание

Памятка «Капитальный ремонт»

Капитальный ремонт за счет средств собственников

Если до 2013 года собственники проводили капремонт добровольно, то теперь Жилищный кодекс ввел новые правила: все регионы должны принять специальные программы, а все собственники – делать взносы на капремонт своего дома. Они будут отражены в платежках отдельной строкой.

Какими документами определяется ход капитального ремонта в Московской области?

Ход капитального ремонта в Московской области определяется двумя основными документами: законом Московской области от 1.07.

2013 №66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области» и адресной программой «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы», утвержденной правительством региона. В программу входят все многоквартирные дома, расположенные в области: документ принимается на 25 лет, за этот период подойдет срок капремонта даже для новостроек.

Как будет определяться очередность капремонта?

Отвечать за реализацию программы, а также определять, когда какой дом ремонтировать, будет Министерство строительства Московской области.

В соответствии с годом ввода дома в эксплуатацию, датой последнего капремонта (если он проводился), техническим состоянием и процентом собираемости взносов домам будет присваиваться сумма баллов. Она и определит их место в очереди на капремонт.

Как будут проставляться баллы, вы можете посмотреть в постановлении Правительства Московской области от 27.12.

2013 № 1187/58 «Об утверждении Порядка использования критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области», размещенном на сайте правительства. В первоочередном порядке будут ремонтироваться дома, которые требовали капремонта на дату приватизации первой квартиры, но так его и не дождались.

Что входит в перечень работ?

В программе прописан перечень работ по капремонту, куда входит ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт, фундамента, крыши, подвальных помещений.

Сколько будем платить?

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт ежегодно устанавливается областным правительством. В 2014 году он составлял 7 рублей 30 копеек в месяц на 1 квадратный метр общей площади квартиры, в 2015 году – 7 рублей 80 копеек.

Освобождаются от уплаты взносов собственники помещений в доме, который признан аварийным. Ремонтировать такие дома экономически нецелесообразно, они будут включаться в муниципальные и областные программы расселения. Не будут платить и те, чей дом расположен на участке, который решено изъять для государственных или муниципальных нужд.

Строка «капитальный ремонт» появится в платежках с 1 мая 2014 года. Выбрать, как будут накапливаться и расходоваться эти средства, могут сами собственники.

Помимо взносов жителей, в фонд капремонта могут привлекаться бюджетные средства. Порядок и условия предоставления государственной поддержки будут установлены Правительством Московской области.

Когда надо выбрать способ формирования фонда капремонта?

Областной закон дает два месяца после официального опубликования региональной программы, чтобы определить способ наполнения фонда капремонта, то есть до апреля 2014 года. Если решение не будет принято, средства будут автоматически накапливаться на счете регионального оператора.

При этом областное законодательство дало собственникам еще одну возможность: если многоквартирный дом не включен в краткосрочный план капремонта и ремонт еще не проведен, собственники на общем собрании могут принять решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировать такой фонд на специальном счете. Перейти на спецсчет они смогут через 4 месяца со дня направления протокола собрания региональному оператору.

Выбрать способ собственники должны вместе, на общем собрании.

Решение о выборе способа формирования фонда капремонта будет считаться принятым, если две трети от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме поддержат решение.

Если кворум не соберется, ту же повестку дня можно выносить на заочное ание. Если сами собственники не собрались в течение первого месяца, во втором собрание вправе организовать местная администрация.

Закон предлагает гражданам выбор: сформировать специальный счет вашего дома для сбора средств на капитальный ремонт, а впоследствии провести и оплатить все работы самостоятельно, или доверить управление деньгами и ремонтными работами региональному оператору.

Плюсы и минусы спецсчета

Первый способ формирования фонда капремонта – перечисление взносов на специальный счет. Открыть его можно в российском банке, величина капитала которого должна быть не менее 20 млрд рублей. Список таких банков публикуется на официальном сайте Центробанка РФ.

Владельцем спецсчета может быть ТСЖ или ЖСК, а также УК (с 1 января 2015 года). Собственники, чьи дома обслуживаются управляющими компаниями, могут оформить спецсчет на счете регионального оператора.

В этом случае функции регоператора сводятся просто к открытию счета, причем он по закону не имеет права отказать в этом собственникам.

Распоряжаться средствами такого спецсчета регоператор не может – это делают сами жители.

На спецсчете аккумулируются средства собственников конкретного дома – и только на его ремонт они могут идти. По требованию любого собственника информацию о сумме зачисленных платежей, об остатке средств и всех операциях по данному спецсчету должны предоставлять владелец спецсчета и банк, в котором счет открыт.

Сами собственники предлагают и определяют срок начала ремонта, перечень и стоимость работ.

Поскольку средства на спецсчете – не собственность ТСЖ или регоператора,

если владелец банкротится, подвергается штрафам или несет судебные издержки, средства на спецсчете неприкосновенны. Ими вправе распоряжаться только собственники дома.

Собственники дома полностью распоряжаются средствами на спецсчете – при этом и полная ответственность лежит на них. Надо будет работать с банком, страховать счет, искать подрядчиков, проверять сметы и принимать работы.

Плюсы и минуты регоператора

Второй вариант – перечисление взносов на счет регионального оператора. В Подмосковье это некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», она создана Правительством Московской области, попечительский совет фонда возглавила министр строительного комплекса Марина Оглоблина.

Сохранность средств регоператора гарантирована бюджетом. За неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками субсидиарную ответственность несет Московская область.

Средства учитываются регоператором отдельно по каждому собственнику. Каждый собственник в любой момент сможет проверить, какая сумма собрана, сколько и на какие виды работ потрачено.

Собственникам не придется самим заниматься текущими вопросами: регоператор сам по конкурсу выбирает банки, аккумулирует средства, выступает техзаказчиком, финансирует расходы на капремонт, предлагает собственникам на утверждение предложения по капремонту, привлекает и контролирует подрядчиков и т.д.

Средства, собранные с населения, не могут быть направлены на содержание регоператора, его расходы оплачивает государство.

Выбрать такой способ могут собственники всех многоквартирных домов, включая те, в которых есть ТСЖ и ЖСК.

Регоператор вправе использовать средства, собранные одним домов, на ремонт другого, кому ремонт нужен раньше. Правда, такое перераспределение возможно только в рамках одного муниципального образования и только на возвратной основе. Надзор за соблюдением регоператором обязательных требований региональной программы капремонта осуществляет Госжилинспекция.

Как реализовать решение?

Важно помнить еще об одном моменте: закон предписывает, что за два месяца надо не только принять решение о том, где аккумулировать деньги на капремонт, но и реализовать это решение.

Для «чистых» спецсчетов надо на общем собрании определиться со способом управления фондом капитального ремонта, выбрать банк, где будет открыт счет, определить сумму ежемесячного взноса (она не может быть ниже минимальной), определить перечень и сроки работ (не меньше и не позднее определенных адресной программой). Все эти вопросы необходимо отразить в повестке общего собрания. Затем следует открыть счет и в пятидневный срок предоставить копию протокола общего собрания вместе со справкой банка об открытии спецсчета в Государственную жилищную инспекцию, которая ведет реестр спецсчетов.

Для создания спецсчета на счете регоператора необходимо в его адрес отправить копию протокола общего собрания.

Для передачи управления фондом капремонта вашего дома регоператору собственники обязаны заключить с регоператором договор, причем он будет считаться заключенным, если собственник после получения проекта договора уплатит взнос на счет регоператора.

Если граждане не примут решение, администрация передаст дом в управление регионального оператора.

Если дома нет в программе?

Не пугайтесь, если вдруг вы не увидите в программе свой дом. Про аварийные дома и те, которых коснется изъятие под госнужды, говорилось выше.

Кроме того, по решению областного Правительства из программы могут быть исключены дома, где, менее трех квартир, дома, физический износ которых больше 70 %, совокупная стоимость всех работ по капремонту в расчете на квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную Правительством области.

Порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции, сноса или иных мероприятий по таким домам будет определять Правительство Московской области. Если вы не найдете свой дом в региональной программе – обращайтесь в местную администрацию.

По всем вопросам, связанным с капремонтом, вы можете обращаться в министерство строительства Московской области или в контакт-центр по телефону: 8 800 550 50 30.

Шота Горгадзе, председатель Общественной палаты Подмосковья, адвокат

Решение проблемы недоремонта в Московской области переходит в системную, практическую плоскость. Что очень важно – закон дает собственникам выбор: как копить средства, когда проводить ремонт, самим определять виды работ и контролировать их качество.

Но при этом, какой бы способ формирования фонда капремонта граждане ни выбрали, минимальный объем работ и предельный срок его проведения будет контролироваться областью, а значит, дом будет своевременно приведен в надлежащее состояние.

По самым непростым домам будет предусмотрена федеральная и областная финансовая поддержка. Люди наконец увидят реальную перспективу, реальные сроки.

Светлана Бойкова, председатель совета дома по адресу: Мытищнский район, п. Пироговский, ул.Фабричная, д.11а

Хорошо, что программа капремонта наконец принята, она очень нужна! Убеждена: заниматься всеми вопросами капремонта должен совет дома, и наилучшая форма – специальный счет. Конечно, на выбор подрядчиков и контроль за ходом ремонта сил и времени надо будет потратить немало.

Зато совет, а значит, и все жители дома, будут точно знать, сколько и на что израсходовано. Мы уже запланировали замену внутридомовых коммуникаций и лифтовых кабин: дому уже 25 лет, и лифтовое хозяйство пришло в негодность. В нашем доме 336 квартир, площадь – 19,2 тысячи квадратных метров.

Исходя из принятого размера взноса на капремонт 7 рублей 30 копеек за квадратный метр, думаю, на эти работы потребуется года три-четыре.

Наталья Шибаева, председатель координационного совета старших по домам г. Химки, старшая дома по адресу: г. Химки, Юбилейный проспект, 47

Выбирать регионального оператора нужно тем домам, которым ремонт необходим «здесь и сейчас». Самим жителям быстро не накопить на капитальный ремонт.

Ведь в «хрущевках» и еще более старых домах количество квартир не сравнить с огромными новостройками, значит, и сумма взносов за год будет намного меньше. А износ и самого дома, и инженерных сетей в старых домах очень велик.

Один пример: ремонт кровли типичной пятиэтажной «хрущевки» обойдется примерно в 1,5 миллиона рублей. А ведь ремонт нужен еще стоякам и балконам, фасаду и фундаменту… А региональный оператор может привлекать заемные средства на срочный ремонт.

Сейчас в Химках мы планируем провести семинар для председателей советов домов как раз по программе капремонта. цель – донести до них, что обязательно надо комплексно оценить состояние своего дома. И после этого уже принимать взвешенное и обоснованное решение.

Источник: https://gzhi.mosreg.ru/dokumenty/grazhdanam/pamyatka-kapitalnyy-remont/pamyatka-kapitalnyy-remont

Статья 170 ЖК РФ. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда (действующая редакция)

Капитальный ремонт за счет средств собственников

1.

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

1.1.

Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.

2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

2) – 3) утратили силу. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ;

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

4.1.

В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

4.2.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

5.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

5.

1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.

1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

7. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.

1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

8.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Источник: https://www.zakonrf.info/jk/170/

Статья 190. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

Капитальный ремонт за счет средств собственников

Статья 190. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

1. Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

2. Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи).

Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

3. Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса не более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

4.

Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 303-ЭС17-3761 по делу N А24-398/2016Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о взыскании основного долга и по встречному иску о взыскании неустойки.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, придя к выводу о недоказанности заказчиком факта некачественного выполнения работ подрядчиком, не позволяющим использовать результат работ по назначению, признав отказ заказчика от приемки спорных работ и их оплаты необоснованным, суд взыскал задолженность; исходя из установленного факта необоснованного отказа заказчика в принятии работ после уведомления подрядчика об их готовности, суды не усмотрели оснований для удовлетворения встречных требований.

Приведенные фондом в кассационной жалобе доводы об отсутствии у него обязанности по оплате работ со ссылкой на то, что работы не были приняты комиссионно в нарушение пункта 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств необоснованного отказа заказчика от приемки работ и недоказанности невозможности использования результата выполненных обществом работ по назначению, нельзя признать состоятельными.

Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 303-ЭС17-4145 по делу N А24-2406/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга по договору подряда.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды указали, что в спорной ситуации заказчик обязан доказать невозможность использования объекта подряда по прямому назначению в отсутствие исполнительной документации, такого обстоятельства заказчиком доказано не было.

Довод заявителя о нарушении судами пункта 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено согласование с органами местного самоуправления и с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений, акта выполненных работ не опровергает факты выполнения обществом работ и их передачи в соответствии с положениями Гражданского кодекса заказчику. Более того, как установили суды, несоблюдение указанных мероприятий стало возможным в результате ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств заказчиком, который был обязан, как это предусматривает статья 753 Гражданского кодекса, своевременно осуществить приемку предъявленных работ, в том числе в соответствии с пунктом 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, или направить исполнителю мотивированный отказ от их приемки. При не совершении указанных действий заказчиком, что послужило поводом для обращения подрядчика в суд, обстоятельства надлежащего выполнения им принятых на себя обязательств были установлены судом.

Определение Верховного Суда РФ от 28.03.

2017 N 303-ЭС17-3409 по делу N А24-2200/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о взыскании штрафа за нарушение сроков выполнения работ по договору подряда, по встречному иску о взыскании задолженности по договору.

Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как отсутствовали доказательства невозможности использования результата ремонтных работ по назначению.

Заявитель считает, что суды неправильно применили положения пункта 2 статьи 746 ГК РФ и статьи 711 ГК РФ. Полагает, что судами неверно истолкованы условия договора N 12/201. Указывает, что судами не применены п. 2 статьи 743 ГК РФ, п. 5 ч.

2 статьи 182, п. 5 ч. 5 статьи 189, ч. 2 статьи 190 ЖК РФ, ст. 52, 53 ГрК РФ, ВСН 42-85 (Р) “Правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий”, п. п. 10 – 12 постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/ZHK-RF/razdel-ix/glava-18/statja-190/

Порядок проведения капитального ремонта

Капитальный ремонт за счет средств собственников

В этой статье мы расскажем о порядке проведения капитального ремонта. Для начала вы узнаете, чем капитальный ремонт отличается от текущего. Кроме того, мы расскажем, какими законодательными актами регулируется капремонт, как он финансируется и кто контролирует ход работ.

Чем капитальный ремонт отличается от текущего

Текущий и капитальный ремонт – это два вида ремонта, которые отличаются способами финансирования и перечнем видов работ. Текущий ремонт проводит организация, которая обслуживает ваш дом.

Оплачивается он за счёт средств, собираемых на содержание общего имущества дома. Для капитального ремонта в течение нескольких лет формируется фонд. Капремонт финансируется из средств этого фонда.

Кроме того, дом может получить субсидии из федерального или регионального бюджета.

Что касается работ, то текущий ремонт носит предупредительный характер.

Согласно Правилам обслуживания общего имущества МКД, управляющая организация должна проводить осмотры помещений и на их основе составлять план работ по текущему ремонту.

Во время капремонта комплексно восстанавливаются или заменяются внутридомовые инженерные сети, лифты, проводятся восстановительные работы на фасаде и кровле здания.

Законодательные акты, регулирующие порядок проведения капитального ремонта

Определение капитального ремонта дано в статье 166 Жилищного кодекса РФ. Эта же статья устанавливает правила проведения капремонта.

 Статья 154 Жилищного кодекса РФ описывает, какие платежи включаются в плату за жилое помещение. Взносы на капремонт – входят в структуру платежа за жилые помещения.

 Статья 158 ЖК РФ уточняет, что взносы на капремонт обязаны платить и владельцы нежилых помещений.

Многоквартирный дом может получить финподдержку от госкорпорации «Фонд содействия развитию ЖКХ». Для получения денег нужно обратиться в соответствующие региональные органы власти. Далее, в Фонд поступит заявка от имени вашего региона.

Если будут выделены средства, то их можно будет потратить на оплату процентов по кредиту на проведение капремонта, а также на оплату работ по повышению энергоэффективности дома (в рамках капремонта). Максимальный размер субсидий составляет 5 миллионов рублей на один МКД.

Правила предоставления такого рода субсидий устанавливает постановление Правительства РФ от 17.01.2017 №18. Конечно, это довольно сложная процедура. В 2017 году такого рода поддержку получили только 27 домов по всей России.

Депутаты Госдумы РФ уже предлагали упростить процедуру получения финподдержки на капремонт. Однако соответствующий законопроект ещё не принят.

Способ формирования фонда капитального ремонта

Жители многоквартирных домов не могут отказаться от оплаты взносов на капремонт, так как это их обязанность в силу прямого указания закона. Однако они могут решить, каким способом будут накапливаться средства для проведения капитального ремонта.

Вариантов здесь два: спецсчёт многоквартирного дома в банке или формирование фонда капремонта на счёте регионального оператора капремонта. По умолчанию взносы поступают на счёт регионального оператора. Спецсчётом владеет организация, обслуживающая многоквартирный дом (УО, ТСЖ или ЖСК).

И сбором средств, при наличии спецсчёта, также занимается УО, ТСЖ или ЖСК, которая обслуживает МКД, капремонт в этом случае включается отдельной строкой в квитанцию за управление и обслуживание общего имущества МКД.

Региональный оператор капремонта – это сторонняя организация, которая выставляет отдельную квитанцию.

Заметим, что УО, ТСЖ или ЖСК не могут размещать взносы на капремонт на своих банковских счетах. Это является нарушением жилищного законодательства и чревато штрафами. Для спецсчёта необходимо выбрать банк, который удовлетворяет условиям, описанным в постановлении Правительства РФ от 24.04.2018 No497.

На сегодня в РФ действуют пять банков, которые этим условиям полностью удовлетворяют: ПАО Сбербанк, Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), АО «Россельхозбанк», АО «АЛЬФА-БАНК».

Если владелец спецсчёта открыл его в другом банке, необходимо срочно созвать ОСС, которое решит, в какой из указанных пяти банков необходимо перевести спецсчёт.

Преимущество спецсчёта в том, что жители дома через ОСС могут принять решение о сроках капремонта. Когда фондом капремонта МКД распоряжается региональный оператор, он устанавливает и сроки проведения капремонта, а также выбирает исполнителя работ.

Мероприятия по капитальному ремонту МКД

В ходе капремонта восстанавливаются или полностью меняются внутридомовые коммуникации, которые составляют ОИ МКД. А именно: системы водоснабжения и водоотведения, разводка электросети, газовое оборудование, система теплоснабжения. Полный перечень работ по капремонту, указан в ст. 166 Жилищного кодекса РФ.

Лифты подлежат замене, если они используются более 25 лет. Если лифт установлен менее 25 лет назад, то проводится ремонт кабины и подъёмного оборудования. При необходимости ремонтируются и шахты лифта.

Капремонт кровли предполагает замену кровельного покрытия, ремонт или замену несущей конструкции кровли, восстановление теплоизоляции и водонепроницаемости крыши, при необходимости кровлю красят.

Фундамент ремонтируется с учётом расположения несущих конструкций первого этажа и схемы инженерных сетей. Во время капитального ремонта капремонта фасада МКД восстанавливают герметичность швов, штукатурку и облицовочную плитку, меняют отливы и водосточные трубы.

В приказе Минстроя РФ от 15.02.2017 №98/пр перечисляются виды работ по капитальному ремонту, которые позволяют увеличить энергоэффективность МКД. В этот перечень входят работы по герметизации межпанельных швов, трещин и дополнительной теплоизоляции стен дома.

Кроме того, в приказе рекомендуется установить общедомовые приборы учёта потребления коммунальных ресурсов, модернизировать теплоузлы, установив тепловые пункты.

По части электрической энергии Приказ предлагает установить в подъездах светодиодные лампы и ОДПУ для предотвращения безучётного потребления электроэнергии.

Кто контролирует проведение капремонта

Если в вашем доме деньги на капитальный ремонт накапливаются на спецсчёте регионального оператора, то и контролировать все работы должен регоператор.

Ведь согласно статье 180 Жилищного кодекса РФ, в этом случае регоператор должен стать заказчиком капитального ремонта.

В ситуации, когда у вашего дома есть спецсчёт, на который перечисляются средства на капремонт, то все претензии к качеству надо адресовать управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. То есть той организации, которая обслуживает ваш дом.

Выводы

  1. Капремонт – это отдельный вид деятельности по обслуживанию МКД, который финансируется за счёт средств фонда капитального ремонта дома.
  2. Фонд капремонта МКД формируется одним из способов, выбранных собственниками: накопление средств на спецсчёте МКД или на счёте регионального оператора капремонта.
  3. Виды работ, которые проводятся в рамках капремонта определяет жилищный кодекс РФ и ряд законодательных актов.
  4. Качество работ в ходе капитального ремонта контролирует региональный фонд капремонта или управляющая компания, в зависимости от выбранного способа накопления средств на капремонт.

Источник: https://roskvartal.ru/dlya-potrebiteley-zhku/9431-poryadok-provedeniya-kapitalnogo-remonta-v-mnogokvartirnom-dome

Капитальный ремонт многоквартирных домов — платить или нет?

Капитальный ремонт за счет средств собственников

Общая стоимость коммунальных услуг, которые ежемесячно приходится оплачивать гражданам, включает в себя множество различных составляющих: свет, воду, отопление, газ и т. п. Одной из специфических и непонятных для жильцов услуг, за которую с недавнего времени также взимается плата, является капитальный ремонт.

О том, что включает в себя это понятие, а также какой порядок уплаты взносов или освобождения от них — далее в статье.

Понятие, частота проведения и ответственные лица

Капитальный ремонт представляет собой ряд мероприятий в отношении многоквартирного дома, которые включают в себя:

  • замену или восстановление строительных конструкций или их элементов;
  • устранение неисправностей изношенных элементов общего имущества собственников;
  • замену или восстановление систем инженерно-технического обеспечения.

В частности, это может быть покраска фасада дома, замена окон и дверей в подъездах, смена крыши и труб и т. п. Основной целью проведения всех этих мероприятий является поддержание нормального состояния многоквартирного дома или улучшение его эксплуатационных характеристик.

Основными отличительными характеристиками капремонта являются:

  • высокая стоимость,
  • масштабность мероприятий;
  • редкость проведения.

В частности, это указано в ст. 210 ГК РФ и ст. 158 ЖК РФ, где говорится, что именно собственники квартир несут обязанности по поддержанию своего дома в нормальном состоянии.

Что касается периодичности проведения капремонта, то четких указаний на этот счет в законодательстве не предусмотрено. Однако есть отдельные нормативные акты, в которых содержатся информация относительно срока службы отдельных элементов здания: крыши, сделанной из различных материалов, трубопроводов, окон и т. д.

Поэтому точный расчет даты, когда должен проводиться капитальный ремонт, происходит с учетом срока годности всех этих элементов. Также немаловажное влияние оказывает и их реальное состояние, ведь в силу различных причин крыша может протечь и раньше планируемого срока. В среднем капремонт осуществляется с периодичностью 10-15 лет.

Решение о его проведении принимается собственниками квартир, расположенных в доме, путем ания на общем собрании.

Причем сделать это они могут как по своей собственной инициативе, так и по рекомендациям местных органов власти или компаний, осуществляющих управление их домом.

Они же обсуждают и другие важные вопросы относительно капремонта: конкретные виды работ, нужные для этого материалы и размер необходимых финансовых ресурсов.

В этом случае проведение капитального ремонта будет осуществляться в соответствии с действующими в конкретном регионе программами развития.

Кто освобожден от оплаты или имеет право на субсидию?

По общим правилам вносить взносы на капремонт обязаны все собственники жилых квартир, расположенных в том или ином доме.

Однако некоторым категориям предоставляется освобождение от этой необходимости — в частности, тем жильцам, дом которых признан аварийным и подлежащим сносу.

Также это касается и людей, которые проживают в муниципальной или государственной квартире на условиях социального найма.

Кроме этого, есть несколько категорий граждан, которые могут получить льготы по оплате взносов. К ним относятся:

  • члены многодетных семей;
  • пенсионеры старше 70 лет;
  • семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид;
  • некоторых категории бюджетных работников;
  • инвалиды и участники ВОВ (а также лица, которые к ним приравнены);
  • ветераны по труду;
  • участники аварии на ЧАЭС (ликвидаторы и лица, попавшие под воздействие радиации);
  • жертвы политических репрессий;
  • вдовы военнослужащих, принимавших участие в ВОВ;
  • жители блокадного Ленинграда.

Конкретные категории граждан, а также размеры предоставляемых им льгот, могут варьироваться в зависимости от того или иного субъекта РФ. Это связано с наличием различных региональных программ, посвященных этому вопросу.

Также на субсидию по коммунальным платежам могут претендовать граждане с небольшим размером доходов. Право на нее возникает, если общий платеж превышает максимально допустимую долю в расходах, установленную для одной семьи. В среднем она составляет 22% от всех доходов, однако в отдельных регионах может быть изменена (снижена).

Для получения субсидии собственнику необходимо подготовить документы, подтверждающие его личность, принадлежность к льготной категории, а также размер доходов. Данные документы могут быть поданы как в специальный жилищный орган по месту проживания заявителя, так и через МФЦ.

Определение размера взносов

Сумма к уплате, которая ежемесячно выставляется собственникам квартир одного дома, может значительно отличаться от той, что будет начислена их соседям или остальным гражданам города, области и страны. Это связано с тем, что на размер взноса оказывается влияние сразу несколько различных факторов:

  1. Конкретный субъект РФ. В каждом регионе установлен свой минимальный тариф на оплату капремонта, который определяется местными органами власти. Причем его величина может значительно отличаться. Например, в Воронеже она составляет 6,6 руб. за 1 квадратный метр, а в Москве — 20 руб.
  2. Площадь квартиры. Здесь зависимость простая — чем больше квартира, тем дороже обойдется платеж. При этом платить нужно не только собственникам жилой недвижимости, но и тем, кто владеет нежилыми помещениями, расположенными в доме (например, парикмахерской, магазином и т. п.).
  3. Характеристики дома. В частности, сюда относится его возраст, состояние, этажность, а также наличие лифта. Если дом старый и ветхий на его ремонт потребуется больше средств. На обслуживание лифта также нужны дополнительные деньги. А вот для новостройки большие взносы не нужны, поскольку капремонт в ней понадобится нескоро. В зависимости от всех этих факторов жилищный орган, к ведению которого относится дом, и определяет точный тариф.

Что касается расчета величины взноса, то это происходит по такой формуле:

КР = Пл * Т,

где КР — это взнос на капремонт, Пл — площадь квартиры, а Т — утвержденный местным жилищным органом тариф.

Альтернативным способом определения размера ежемесячного платежа является такой, при котором составляется смета всех необходимых для ремонта расходов. После итоговая сумма делится на всех жильцов и на количество месяцев, в течение которых она будет собираться. Таким образом и формируется платеж для каждого собственника квартиры.

Порядок уплаты и проверка целевого использования средств

Порядок внесения взносов зависит от того, какую именно схему при этом выбрали жители. В частности, возможны такие варианты:

Перечисление средств на счет регионального оператора

В каждом субъекте РФ должен быть фонд капитального ремонта и такой оператор. Он представляет собой государственный орган, ответственный за сбор средств и проведение ремонта во всех многоквартирных домах.

Схема в этом случае такая:

  1. жильцы делают платежи на счет оператора;
  2. местные органы власти утверждают периодичность проведения ремонта в домах;
  3. за счет собранных средств осуществляются необходимые работы в каждом из домов в порядке очередности.

Основной недостаток этого способа — слабое влияние жильцов дома на то, когда именно будет проводиться ремонт конкретно в их доме. То есть они могут в течение 5 или 10 лет вносить средства и, по сути, финансировать ремонт чужих домов. И хотя реестры с очередью доступны для изучения всеми гражданами, определить, как именно она устанавливается, очень сложно.

Но у этого варианта есть и преимущества — организацией и проведением ремонта занимается региональный оператор. При этом какая-то часть дополнительных средств для этого может быть выделена из бюджета.

Открытие собственного счета конкретного дома

В этом случае открывается специальный целевой счет либо в управляющей компании, либо в ТСЖ, в зависимости от выбранного способа управления домом. На этот счет зачисляются взносы жильцов, которые копятся в течение определенного времени.

В дальнейшем они могут быть потрачены только на проведение ремонта — ни для каких других целей эти средства не доступны.

Этот вариант более безопасен для собственников, поскольку они могут быть уверены, что собранные ими средства пойдут на обслуживание только их дома и не будут потрачены ни на что другое. Однако организовывать и проводить все ремонтные работы им придется самостоятельно, не рассчитывая на помощь от государственных органов власти.

Конкретный способ выбирается самими собственниками на собрании путем ания. Если этого не будет сделано, автоматически будет выбран первый вариант, который для жильцов наименее выгоден. Поэтому лучше все-таки организовать общее собрание собственников и выбрать вариант с открытием отдельного счета для своего дома.

Ответственность за неуплату

Поскольку необходимость внесения взносов установлена законодательно, то за нарушение этого требования полагается и определенная ответственность. Наиболее популярными мерами, которые могут быть применены к должнику, являются:

  • начисление пени;
  • наложение штрафа;
  • сложности с продажей квартиры;
  • риск изъятия имущества судебными приставами;
  • проблемы с выездом из страны.

Стоит учесть, что применять все эти меры может только суд или некоторые другие государственные органы.

Что касается общего собрания жильцов, а также ТСЖ или УК, то они не имеют никаких полномочий воздействовать на должника, кроме как подать на него иск в суд.

Поэтому зачастую окончательное решение о том, платить взносы или нет, принимает сам собственник. В случае отказа от этого его может ожидать наказание, но последует оно только после того, как размер долга достигнет внушительной суммы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/obsluzhivanije/kapitalnyj-remont-mnogokvartirnyx-domov-platit-ili-net.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.