Какие есть нормативно правовые акты

Виды нормативных правовых актов. Иерархия НПА по юридической силе

Какие есть нормативно правовые акты

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно – правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться:ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  1. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b60071.html

Нормативные акты и их виды

Какие есть нормативно правовые акты

   Нормативныйакт — это документ правотворческогооргана, в котором содержатся правовыенормы.

   Нормативныеакты характеризуются следующимипризнаками: 

1)они имеют правотворческий характер: вних нормы права устанавливаются, либоизменяются, либо отменяются;

2)нормативные акты должны издаватьсятолько в пределах компетенцииправотворческого органа, иначе по одномуи тому же вопросу в государстве будетсуществовать несколько нормативныхрешений, между которыми возможныпротиворечия;

3)нормативные акты всегда облекаются вдокументальную форму и должны иметьследующие реквизиты: вид нормативногоакта, его наименование, орган егопринявший, дату, место принятия акта,номер.

4)нормативные акты должны соответствоватьКонституции РФ и непротеворечитьнормативным актам, имеющим большуююридическую силу;

5)все нормативные акты обязательноподлежат доведению до сведения граждани организаций т.е. опубликованию, и лишьтолько после этого государство имеетправо требовать их неукоснительногоисполнения, исходя из презумпции знаниязакона, и налагать санкции.

Требования,предъявляемые к нормативным актам

   Преждевсего нормативные акты должны, а отражатьобъективную реальность.Они должны иметьструктуру, а непредставлять собой хаотичный наборнормативных положений.

   Нормативныеакты должны бытьдоступными для понимания гражданами.Причем здесь законодатель долженориентироваться не на интеллектуалов,а на людей среднего или даже ниже среднегоинтеллектуального уровня.

Нормативныеакты должны излагаться простым, яснымязыком, отличаться строгостью стиля,соответствовать законам формальнойлогики, а также не носить как слишкомабстрактного характера, так и не увязатьв деталях.

В них не должно быть сугубоюридических терминов.

Виды нормативных актов

   Законы– это нормативные акты, принятые вособом порядке органами законодательнойвласти, регулирующие важнейшиеобщественные отношения и обладающиевысшей юридической силой.

   ВРоссии они принимаются ГосударственнойДумой, одобряются Советом Федерации иподписываются Президентом. 

1.Законодательная  инициатива –таким правом обладают Президент, СоветФедерации, Правительство, законодательныеорганы субъектов федерации, Конституционный,Верховный и Высший Арбитражные суды, атакже члены Совета Федерации и депутатыГосударственной Думы. 

2.Подготовка законопроектов должнаначинаться с выявления социальныхпотребностей в создании правовых нормна основе всестороннего изученияобщественной практики, научных данных,предложений государственных органов,политических партий и других общественныхобъединений, а также отдельных граждан.

3.Обсуждение законопроект.Оно происходит на заседании законодательногооргана и открывается докладом представителясубъекта, внесшего законопроект наобсуждение. Затем профильный комитетзаконодательного органа дает своезаклю­чение. Далее депутаты обсуждают,оценивают законопроект, вносят в негопоправки. Проект может проходитьнесколько чтений (обсуж­дений), числокоторых в законе не ограничено.

4.Принятие закона. Онопроисходит путем открытого ания.Голосование “может быть за проект вцелом или пос­татейное. Для  принятияобычных законов достаточно простогобольшинства голосующих, для конституционных- две трети от общего числа депутатов.

Закон в течение двух недель должен бытьрассмотрен Советом федерации (которыйего может одобрить или отклонить), ноесли таковое не последовало, то законсчитается принятым.

 В двухнедельныйсрок после этого закон должен подписатьПрезидент, который может наложить нанего и вето.

5.Опубликование закона.Публикуются законы в течение 10 днейпосле их подписания в «Собраниизаконодательства Российской Федерации»и в «Российской газете». Там же публикуютсяи другие российские нормативные акты.

   Законыделятся на три группы: 

основныезаконы (конституции),регулирующие основополага­ющиевопросы жизни государства (основныеправа и свободы граждан, системугосударственной власти, гражданство идр.);

конституционныезаконы – это законы,регулирующие более детально вопросы,отнесенные к предмету Конституции(Закон о Президенте, Закон о выборах,Закон о судоустройстве, Закон о гражданствеи др.);

обыкновенные(обычные) законы принимаютсяпо иным важным вопросам общественнойжизни (Закон об акционерных обществах,Гражданский кодекс, Закон о налогах сфизических лиц и др.). 

   Указы.Их издает Президент России по вопросам,относящимся к его компетенции.

   Постановления.Этот вид нормативных актов издаетсяПравительством России. В компетенциюПравительства входит в основном решениевопросов социально-экономическогохарактера.

Постановления – зеркалодеятельности Правительства. Их анализдает ответ на вопрос том,  эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство.

Публикуютсяпостановления в «Собрании законодательстваРоссийской Федерации»

   Инструкцииминистерств и ведомств.Указанные органы создаются для руководстватой или иной сферой деятельности. Онирегулируют основные виды (формы) служебнойдеятельности, функциональные обязанностиработников определенной категории.

Ноесть инструкции, которые носятмежотраслевой характер и распространяютсяне только на работников, но и  надругие организации, на всех граждан(инструкции Министерства финансов,Центрального банка, Министерстватранспорта, Министерства труда и др.).Такие акты подлежат регистрации вМинистерстве юстиции, где проверяют ихзаконность.

Публикуются акты министерстви ведомств в журнале «Нормативные актыминистерств и ведомств».

   Нормативныеакты законодательных (представительных)органов субъектов федерации единогонаименования пока не имеют (законы,решения и др.).

   Нормативныеакты администрации краев, областей такжеединого наименования не имеют(постановления, положения, приказы,рас­поряжения, инструкции и др.).Регулировать они могут различныевопросы жизни данного региона. 

   Актыкак представительных, так и исполнительныхорганов субъектов федерации публикуютсяв местных газетах.

   Корпоративные(внутриорганизационные, внутрифирменные)нор­мативные акты издаютсяразличными организациями для регламен­тациивнутренних вопросов и распространяютсяна членов этих организаций.

Источник: https://studfile.net/preview/3103369/page:5/

Нормативно-правовой акт (НПА) – ключевой источник права

Какие есть нормативно правовые акты

Нормативно правовой акт – это обладающий безоговорочной силой документ субъекта права официального порядка и определённой формы.

Он принимается различными органами: государственного или местного значения, должностными лицами.

Посредством НПА регулируются общественные отношения. Легитимность документа неоспорима и защищена государством.

В каждой стране существует единая система НПА. Хотя единого определения, как такового, нет.

  • Понятие и признаки НПА
  • Признаки (общие черты) НПА
  • Особенности НПА
  • Виды НПА
  • Законы
  • Стадии правового нормотворческого процесса
  • Особенности подзаконных актов
  • Ненормативный правовой акт

Понятие и признаки НПА

Все нормативные акты соответствуют определённой форме и процедуре принятия. НПА способен устанавливать, отменять, изменять юридические параметры права. Как предписание общего назначения, понятие такого акта распространяется на определённый вид отношений (а не на одно отдельно взятое).

Полезно знать: вся система законодательства представлена правовыми актами.

Задача НПА – сохранение информации правового направления, распространение её среди адресатов; осуществление правового регулирования, реагирования на насущные потребности общества.

Принятие НПА осуществляется:

  • правотворческим органом государства;
  • должностными лицами;
  • органом муниципального значения;
  • посредством референдума на основании законодательной процедуры;
  • товариществом, другими социальными структурами.

Признаки (общие черты) НПА

Отдельные авторы выделяют различные признаки НПА.

Можно вычленить общие признаки, отмечаемые практически всеми:

  • многократность применяемых государственных правил, обязательных для всех;
  • установленный властью страны порядок их законного издания;
  • содержание бесспорных (для неопределённого круга людей) правовых норм;
  • направленность на установку, отмену, существенное изменение правоотношений;
  • принцип иерархичности;
  • строго установленная системность;
  • властный характер (издаётся государством).

Особенности НПА

При издании, применении, распространении документов учитываются определённые особенности:

  1. Документы обладают силой юридически обоснованного характера.
  2. Прекращают, изменяют существующие правоотношения либо регулируют вновь созданные.
  3. Издаются конкретным образом. Оформляются официально с учётом особой структуры, обязательных реквизитов.
  4. В РФ акты распространяются на определённую территорию, срок, круг лиц
  5. Принимаются органами государственных структур (местных, локальных), народным волеизъявлением.
  6. Нарушение норм НПА приводит к юридической ответственности.

Действие НПА осуществляется по признакам:

  • пространство действия;
  • время;
  • круг людей.

По этим и другим признакам различаются акты.

Виды НПА

Классификация НПА осуществляется по разным критериям:

Критерий классификацииВиды
По характеру юридической силыЗаконы, подзаконные акты
По особенностям процедуры принятияПринимаются коллективно государственным органом,

основываются на единоначалии

По субъекту правотворчестваИсполнительного, правоохранительного характера, контрольно-надзорный, другие
По области действияФедеральные документы, акты субъектов РФ, местного, локального типа
По времени действияВременные, неопределённо длительные
По волеизъявлениюПраво изменяющие, право устанавливающие, право прекращающие

Нормативные акты подчинены принципу иерархии, а именно: нижестоящие правовые источники не противоречат вышестоящим.

Иерархия НПА:

  1. Основной закон (Конституция РФ).
  2. Законы федерального масштаба.
  3. Указы руководителя государства.
  4. Правительственные постановления.
  5. НПА министерств, ведомств.

По одной из основных градаций НПА делятся на группы законов и подзаконных актов. Те и другие тесно связаны общей концепцией.

Законы

Принятые решением законодательного органа документы высшей силы для координации отношений в обществе, называются законами.

Они являются отражением воли народа по темам государственного устройства, проблемам экономики, культурного развития, политики.

Важно понимать: Законы первичны, их юридическая сила признаётся наивысшей.

Законы существуют конституционные (иначе их называют базовыми) и обыкновенные. Конституционные нормы закрепляют государственные принципы, считаются нормативной основой законодательства.

Конституция РФ — основной правовой документ, устанавливающий законодательные принципы нормотворческого регулирования. Она предусматривает разработку федеральных законов.

Признаки закона:

  • это главнейший (ведущий) источник права;
  • принимается в определённом порядке;
  • осуществляет регулирование значимых отношений в обществе;
  • он наделён наивысшей юридической силой.

Стоит отметить: текущие законы, которые официально утверждаются Госдумой страны, имеют силу на всей её территории. Нормативные акты, созданные субъектами РФ, действительны соответственно на территории данных субъектов. 

По правилам нормотворчество должно пройти несколько стадий:

  1. Внесение проекта на рассмотрение в Госдуму.
  2. Его рассмотрение.
  3. Принятие закона Госдумой.
  4. Утверждение документа Советом Федерации.
  5. Подписание Президентом страны.
  6. Обнародование (опубликование).

Вступившим официально в силу закон считается с момента опубликования.

Закон, обладающий наивысшей силой, осуществляет первичное регулирование отношений в обществе. Вторичное же урегулирование осуществляется подзаконными актами.

Особенности подзаконных актов

Подзаконный НПА является вторичным документом, который во всём соответствует закону.

Он служит конкретизации, детализации закона, обеспечению его действия.

При возникновении противоречия в приоритете оказывается закон согласно принципу иерархии.

Примите во внимание: подзаконные акты создаются разными компетентными органами на основании существующих законов.

НПА регистрируются в Министерстве юстиции по завершении правовой экспертизы и публикуются официально. Не опубликованные акты теряют юридическую силу.

Ненормативный правовой акт

На практике не всегда можно применять нормативные акты к отдельному конкретному лицу.

Ненормативный акт является решением, принятым должностным лицом, органом управления государственного либо местного. Он может иметь одноразовое действие, относиться к определённому лицу.

Пример ненормативного акта: документ о решении налоговой инспекции о нарушениях и привлечении к ответственности. Документ составляется в определённой форме, адресуется определённому лицу, содержит конкретные требования.

Обратите внимание: ненормативный правовой акт может быть признан недействительным в арбитражном суде.

В России не применяется обратная сила законных решений, то есть их действие не распространяются на обстоятельства, имеющие место до вступления в силу конкретного закона.

НПА (расшифровка выше) – распространённая форма российского права. Это понятие постоянно развивается. НПА позволяют всем гражданам быть сопричастными к деятельности государства, обязывает подчиняться его предписаниям, ограничениям, запретам.

Смотрите видео, в котором разъясняется система нормативно правовых актов в России:

Источник: https://1001sovetnik.ru/grazhdanskoe-pravo/normativno-pravovoj-akt-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.